Что такое ода и ее особенности
Что такое ода?
Ода – это лирический жанр литературы, торжественная песнь, воспевающая, восхваляющая того, к кому она обращена. Возникновение жанра оды связывают с творчеством древнегреческого поэта Пиндара, жившего в 6-5 веках до нашей эры. Считается, что Пиндар стал первым создателем оды. Это были стихотворения, в которых поэт прославлял победителей Олимпийских игр. Основным признаком жанра оды является возвеличивание человека или события.
Возникновение жанра
Становление оды как литературного жанра состоялось в творчестве Горация – поэта, жившего в 1 веке до нашей эры. Ода стала обращаться к людям, обладающим властью, значительным и важным. После жанр оды затухает, и его второе рождение произойдет только в 16 веке, когда в Европе начинают формироваться первые абсолютные монархии. Ода постепенно становится государственным жанром, который направлен на прославление и возвеличивание монарха, правителя, государя. Особое изящество и силу ода приобретает в творчестве французского поэта 16 века Ронсара.
Жанровыми признаками оды являются возвышенная лексика, недопущение просторечий, территориально специфических слов, новых словечек. Это тексты высокого стиля, насыщенные мифологическими образами.
Ода в России
В России оды впервые начал писать В.К. Тредиаковский. Известны его духовные оды, «Ода о непостоянстве мира» (1730), «Ода торжественная о сдаче города Гданска» (1734) и многие другие. После оды писал М.В. Ломоносов. Самая известная его ода «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны».
В 19 веке жанр оды постепенно угас. В 20 веке оды практически никто не пишет. Одно из наиболее известных произведений этого жанра «Ода революции» В. Маяковского.
Что такое ода в литературе
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Об одах и дифирамбах (это что?) слышали даже те, кто далёк от художественной литературы.
Обычно эти слова воспринимаются как синоним торжественного послания, перенасыщенного комплиментами.
Доля правды в такой трактовке есть. Но будем объективны: за древним жанром оды стоит богатая история. Предлагаем вместе познакомиться с ней!
Ода — это.
Ода — это распространённый в литературе классицизма (что это?) жанр лирики (что это такое?), стихотворение, в торжественном приподнятом стиле прославляющее величие некоего лица или события.
Есть несколько разновидностей жанра, которые различаются в зависимости от того, кому или чему посвящена ода, какие проблемы она затрагивает и к какой исторической эпохе относится. Так, выделяют следующие виды од:
С расцветом оды связывают поэтику классицизма. И в античном мире, и в Европе, и в России стало ясно, что такое явление, как ода, в литературе не смогло выйти за рамки социально-культурных задач конкретной эпохи.
Торжественная песнь, знаменующая детство мира с радостным приятием всего, что в нём есть, не могла звучать вечно и постепенно исчезла из литературного обихода.
Из истории жанра оды
Как и многие другие виды лирики, ода зародилась в Древней Греции. Изначально она исполнялась и воспринималась как песнь, то есть сопровождалась музыкальным аккомпанементом.
Само слово «ода» переводится с древнегреческого как «песнопение». В древности такие песни делились на «хвалебные», «плачевные», «любовные» и так далее.
Прародителем оды считается поэт Пиндар, живший в Афинах в 6-5 в. до н.э. Его песнопения были адресованы первым победителям Олимпийских игр. В те времена стать предметом поэтического посвящения было более чем почётно.
Поэты считались проводниками в бессмертие. Быть воспетыми самим Пиндаром и оставить свои имена на страницах истории – о такой награде простые смертные могли только мечтать.
В 1 веке до н.э. образцы жанра прочно закрепил в литературе римский поэт Гораций. Его оды посвящались монархам, имперским традициям, теме государственного величия, чем надолго скомпрометировали себя среди стихотворцев, тяготеющих к поэтике свободного высказывания.
Лишь в 16 столетии ода обрела второе рождение в европейской литературе.
Идея прославления государя оказалась близка политическим процессам, происходящим в большинстве средневековых стран. Знаменитым французским одописцем стал поэт Пьер Ронсар, сообщивший своим творениям почти музыкальную виртуозность и изящество.
В немецкой романтической литературе ода, наконец, приобрела надмирную оторванность от политики. Примером может служить «Ода к Радости» Ф.Шиллера.
Ода в России (Ломоносов, Пушкин)
В 18 веке ода пришлась весьма ко двору в России, так как в эту эпоху, благодаря реформам Петра Великого, страна обрела имперский статус и ощутила себя мощным самодостаточным государством.
Первые образцы жанра принадлежали перу В.К.Тредиаковского. Их заглавия симптоматичны: «Стихи похвальные России», «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу», «Оды духовные». Поэт воспевает величие родины, красоту природы и милость Творца, создавшего землю.
В одах Ломоносова («Утреннее Размышление о Божием Величестве», «Ода на день восшествия на престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», переложения псалмов) также звучат гражданские и религиозные мотивы.
Важной темой его стихотворений становится сила науки. Будучи учёным, Ломоносов не только писал оды, но ещё и изучал их природу, функции, назначение. В его знаменитой теории «трёх штилей» ода относится к высокому штилю.
Исследователь языка подчёркивает, что предметом её изображения должны быть явления возвышенные, великие, в оде нет места просторечиям и другим «подлым» словам низкого штиля.
Уникальные произведения, написанные в этом жанре, принадлежат перу Г.Р.Державина. Ода «Бог» — непревзойдённый для своего времени образец религиозно-философской лирики. Державин поддерживал традиции классицизма, его оды выверены с точки зрения стиля.
При этом поэт одновременно выступает реформатором жанра, разрушителем канона. В оде «Фелица», посвящённой государыне Екатерине Великой, традиционные одические похвалы в адрес царствующей особы сочетаются с простодушием и дружеской прямотой.
Стихотворец позволяет себе давать советы императрице. В стихотворении «Памятник» он позже выразит эту особенность своей лиры знаменитой строчкой «И истину царям с улыбкой говорил».
Совсем иначе «работает» жанр оды у А.С.Пушкина. В своей первой оде «Вольность» поэт бросает вызов абсолютной власти монарха. Это в корне противоречит традиции похвальных песен. Пушкин начинает творческий путь с протеста: разрушения старых форм и прославления новых ценностей.
В послепушкинскую эпоху, когда чопорные каноны (что это?) классицизма пали, к оде стало трудно относиться со всей серьёзностью. Появились пародийные произведения, где слово «ода» прочитывалось как завуалированная насмешка. Примером служит «Ода сплетникам» А.Вознесенского.
Заключение
Кажется, время писать оды прошло. Человечество отвыкло радоваться, удивляться и хвалить Создателя за каждую прожитую минуту. Оды выглядят сегодня наивными и затянутыми.
Но есть в них особая прелесть жизнеутверждения, прочность и основательность, которой нам так не хватает сегодня! Захотите поностальгировать — читайте оды.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Нередко оды прославляют людей, которые совершенно этого не заслуживают. Это приводит к ложному восприятию некоторых исторических персонажей. Потому, раньше этот жанр часто использовался для популяризации состоятельных личностей.
Ода — это красивое и вдохновляющее произведение, жаль что сейчас мало событий, которые бы заслуживали такого возвеличивания.
Что такое ода и ее особенности
О́да — поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.
Содержание
Античность
Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода — хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний:
Пусть Геродот теперь
Вознесён будет ввысь
На дивных крыльях
Муз Пиерид сладкогласных!
Пусть с пифийских он игр,
С олимпийских Алфея брегов
Честь принесёт семивратным Фивам!
В римской литературе наиболее известны оды Горация, который использовал размеры эолийской лирической поэзии, в первую очередь алкееву строфу, адаптировав их к латинскому языку. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina — «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).
Вещий внук Атланта, Меркурий! Мудро
Ты смягчил людей первобытных нравы
Тем, что дал им речь и благой обычай
Ввёл состязаний.
Вестник всех богов, я тебя прославлю
Песней. Ты творец криворогой лиры,
Мастер в шутку все своровать и спрятать,
Что бы ни вздумал.
Ты малюткой раз Аполлона стадо
Ловко скрыл, угнав. «Не отдашь коль…» — грозно
Тот стращал, — и вдруг рассмеялся: видит —
Нет и колчана.
Ты Приама вёл незаметно ночью:
Выкуп ценный нёс он за тело сына,
В вражий стан идя меж огней дозорных
Мимо Атридов.
В край блаженный ты беспорочных души
Вводишь; ты жезлом золотым смиряешь
Сонм бесплотный — мил и богам небесным,
Мил и подземным.
Средние века и Новое время
Со времени Возрождения и в эпоху барокко (XVI—XVII века) одами стали называть лирические произведения в патетически высоком стиле, ориентирующиеся на античные образцы. В классицизме ода стала каноническим жанром высокой лирики.
Знаменитые оды этого периода:
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Ода» в других словарях:
ода — ода, ы … Русский орфографический словарь
Ода — АНТИЧНАЯ ОДА. В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим… … Литературная энциклопедия
ОДА — (греч. ode пение). У греков лирическое стихотворение, приспособленное к пению. В эпоху псевдо классического направления, стихотворение, написанное высокопарным слогом и изображающее высокие чувства и возвышенные мысли. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
Ода — ОДА (от греч. ωδη=песня) лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением… … Словарь литературных терминов
ОДА — обмен данными между администрациями Источник: http://eulaw.edu.ru/documents/review/obz18 021217.htm ОДА опорно двигательный аппарат ОДА оборудование для автосервиса в названии компании ОДА Сервис http://odacom.ru/ … Словарь сокращений и аббревиатур
ода — См. песнь, хвала петь оды в чью л. честь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ода песнь, хвала; песня, славословие, похвала, панегирик, стихотворение Словарь русских… … Словарь синонимов
ода — ы, ж. ode f. <лат. ode <гр. 1. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого л. значительного события или лица. МАС 2. Ода это средний род между гимном или дифирамбом и песнею, тоже мало свойствен нашему времени. Белинский… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Ода — (от греч. wdh, сокращение от aoidh, песнь) принадлежит к родутак наз. хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирикаэтого рода исполнялась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир,на общественных празднествах,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ОДА — (от греч. ode песня) жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16 18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также… … Большой Энциклопедический словарь
ОДА — ОДА, оды, жен. (греч. oda) (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преим. классического стиля, воспевающее какие нибудь события исторического значения или героя и его деяния. Ложно классическая ода 18 века. «Владимир и писал бы оды, да… … Толковый словарь Ушакова
Ода — (ж) от дороги Египетские имена. Словарь значений.. Ода Свобода Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен
Основные признаки жанра ода
Патетика оды требовала особого стиля. Он достигался использованием высокой, книжной лексики, прежде всего архаизмов, метонимических перифраз, аллегорий. Огромную роль играли интонационно-синтаксические средства: восклицания и риторические вопросы, инверсии, необычные синтаксические конструкции.
Ода — жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. В литературе различают оды хвалебные, праздничные, плачевные. По своей природе оды Ломоносова — это произведения, предназначенные для произнесения вслух. Торжественные оды создавались с установкой на чтение вслух перед адресатом; поэтический текст торжественной оды рассчитан на то, чтобы быть звучащей речью, воспринимаемой на слух. В оде заявлялась определенная тема — историческое происшествие или событие государственного масштаба.
Для оды характерна строгая логика изложения. Композиция торжественной оды также обусловлена законами риторики: каждый одический текст неизменно открывается и завершается обращениями к адресату. Текст торжественной оды строится как система риторических вопросов и ответов, чередование которых обусловлено двумя параллельно действующими установками: каждый отдельный фрагмент оды призван оказывать максимальное эстетическое воздействие на слушателя —и отсюда язык оды перенасыщен тропами и риторическими фигурами. Композиционно ода состоит из трех частей:
1 часть — поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед Отечеством;
2 часть — прославление прошлых успехов страны, ее правителей; гимн современным просветительским успехам в стране;
3 часть — прославление монарха за деяния на благо России.
Все торжественные оды Ломоносова написаны четырехстопными ямбами. Примером торжественной оды может служить «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды позволил Ломоносову соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства:
Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не устрашал.
Обилие природных богатств — залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. Высокий «штиль» оды создается использованием старославянизмов, риторических восклицаний и вопросов, античной мифологии.
Если в торжественной оде Ломоносов очень часто подменяет личное авторское местоимение «я» формой его множественного числа — «мы», то это свидетельствует не о безличности образа автора в оде, но о том, что для торжественной оды значима только одна грань авторской личности — именно та, которой он не отличается от всех других людей, но сближается с ними. В торжественной оде важно не индивидуально-частное, но общенационально-социальное проявление авторской личности, и в этом отношении голос Ломоносова в торжественной оде — это в полном.
Как понять торжественную оду XVIII века
Минимум, необходимый, чтобы прочитать оду XVIII века и не уснуть
1. Что такое торжественная ода
Представьте себе одну из первых сцен фильма «Властелин колец». Начинается эпичная битва. От лиц воинов обеих сторон камера взмывает ввысь и проносится над полем сражения без конца и края, где у каждого свое дело, где можно было бы рассмотреть сотни малых поединков и тысячи смертей, но благодаря стремительному движению и взгляду сверху все они теряют свои индивидуальные черты и сливаются в единую картину, которая одна только и может передать подлинный масштаб и значение события — не здесь и сейчас, но в истории вне времени и на все века. Не Элендил и Элронд бьются против Саурона, но Добро против Зла; не Исилдур отрубает палец с кольцом у врага, но Порядок и Истина получают шанс установиться на Земле. Чтобы показать значение этого момента, камера взлетает еще выше и показывает беспомощно валящиеся орочьи войска до самого горизонта. Скорее всего, у тех, кто смотрит этот эпизод сейчас, так же захватывает дух, как и у первых зрителей 15 лет назад: общие планы потрясающих воображение городов и великих битв стали фирменной маркой режиссера Питера Джексона, и не случайно.
Подняться над землей и обозреть события, которые изменят историю, — идеальный аттракцион. В наше время этого достигают с помощью 3D-моделей и кино. Но и люди прошедших веков могли пережить те же ощущения — благодаря поэтическому слову. Жанром, дававшим такую возможность, стала торжественная (или пиндарическая По имени древнегреческого поэта Пиндара (V век до н. э.). Его стихотворения послужили образцом для французских поэтов, разработавших этот жанр, — П. Ронсара, Ф. Малерба, Н. Буало, Ж. Б. Руссо и др. Из Франции внимание к оде пришло в Германию и Россию. ) ода, основной жанр русской лирики середины XVIII века, в котором писали Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Василий Петров, Михаил Херасков и множество других, менее одаренных поэтов.
В основе торжественной оды лежит идея поэтического восторга. Мысленный взор поэта покидает свою бренную оболочку и воспаряет над землей. Сделать это ему позволяет вмешательство высших сил — например, музы, духа, божественного вдохновения. Они и движут его устами и пером — в мире оды поэт не говорит сам.
Воспарив над миром, поэт обозревает бескрайние просторы — одновременно и в самом общем плане, и в мельчайших подробностях. Так же одновременно он видит события, которые в действительности далеко отстояли друг от друга по времени; говоря о современности, он может ввести в повествование давно умерших правителей, героев мифологии, христианского Бога и персонажей, олицетворяющих абстрактные понятия (Истина, Неправда, Милосердие и т. д.) — при этом действовать они будут наравне с подлинными участниками событий. Все эти персонажи, события, идеи и планы возникают в оде в свободном порядке, взгляд автора как бы перемещается от одной картины к другой.
Все это имеет несколько следствий.
1. Читатель (слушатель) оды пассивен. Поэт не оставляет ему пространства для собственных мыслей или оценок, задача читателя — только следовать за планом и картинами оды, поскольку через нее с ним говорит высшее существо, и говорит Истину.
2. Ода описывает только выдающиеся события (даже если читателю XXI века они могут показаться незначительными).
3. Взгляд сверху, охватывающий пространство от горизонта до горизонта, делает оду идеальным средством для прославления страны и ее правителя.
4. Тематика оды сводится к ограниченному и заранее заданному набору идей:
— величие страны и ее светлое будущее обеспечивает монарх, действиями которого руководят благие высшие силы;
— этот монарх наделен всеми добродетелями;
— благодаря этому страна в состоянии мира является средоточием всех возможных земных благ;
— любой конфликт, связанный со страной, — это на самом деле конфликт Абсолютного Добра и Абсолютного Зла;
— исход этого конфликта известен заранее: Добро победит благодаря абсолютно добродетельному монарху и поддержке высших сил.
5. Ограниченность тем закономерно приводит и к тому, что в одах появляются повторяющиеся формулы и образы:
— общая радость многих объединенных народов;
— ликование природы (радостные реки, рукоплещущие берега);
— обширность страны;
— удивленный взгляд на нее со стороны соседних государств;
— исполинские фигуры героев и т. д.
Итак, за возможность пережить захватывающее дух путешествие ввысь и увидеть эпические картины оды приходится платить относительной ограниченностью образов и однозначным политическим содержанием. Автор торжественной оды, воспарив высоко над миром, говорит о больших масштабах, но не видит частностей и полутонов. Он описывает все в категориях абсолютного добра или абсолютного зла. Абсолютное добро при этом приписывается монарху, который обеспечивает существование этого прекрасного мира.
2. Как читать оду — пример
Михаил Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
В середине 1740-х годов Ломоносов издавал свои оды в типографии Академии наук и художеств, но за собственный счет, на титульных листах стояло его имя — и «авторский» взгляд, речь от первого лица («вижу», «мой глас» и пр.) неизменно присутствовали в тексте. Так же была написана и ода на день рождения императрицы, отмечавшийся в декабре 1746-го. Однако уже на стадии издания было решено, что она будет напечатана за счет Академии. Так имя Ломоносова пропало с титульного листа — зато там было сказано, что оду «приносит всеподданнейшая Академия наук». Вместе с тем сам текст — с «авторским» взглядом и оборотами от первого лица («представь мне оную годину» и пр.) — остался неизменным. После этого Ломоносов написал еще несколько од по заказу президента Академии, все они были изданы на ее деньги, поднесены императрице от ее имени, и в них автор уже не мог писать от своего лица и лично «парить над землей».
Вероятно, желание Академии делать императрице такого рода «поднесения» было связано с тем, что в мае 1746 года ее президентом стал восемнадцатилетний граф Кирилл Григорьевич Разумовский, только что вернувшийся из европейской образовательной поездки. В Академии с ее типографией он видел средство распространения «новой» культуры, включавшей в том числе тесную вовлеченность поэтов в жизнь двора. В 1747 году он добился, чтобы Елизавета приняла новый устав Академии наук, расширявший сферы деятельности, штат и финансирование этого учреждения.
Новую оду на день восшествия Елизаветы на престол, речь о которой пойдет ниже, Ломоносов писал — также по заказу Разумовского — практически тогда же, когда издавался текст нового устава. Она, как и предыдущая, была издана как сочинение, подносимое от Академии наук. Закономерно, что похвалы императрице в новой оде тесно переплелись с благодарностью за блага, пролившиеся на учреждение.
3. Самостоятельное задание
Теперь вы можете попробовать самостоятельно проанализировать одну из двух других од. Самые непонятные слова и выражения пояснены в примечаниях.
1. Александр Сумароков. «Ода государыне императрице Елисавете Перьвой на день ея рождения 1755 года декабря 18 дня»
1
Благословенны наши лета.
Ликуй, блаженная страна!
В сей день тебе Елисавета
Всевышним и Петром дана.
Источник празднуя судьбине,
Возрадуйтесь, народы, ныне,
Где сей царицы щедра власть.
О день, исполненный утехи!
Великого Петра успехи
Тобою славят нашу часть.
2
Не ищешь ты войны кровавой
И подданных своих щадишь,
Довольствуясь своею славой,
Спокойства смертных не вредишь.
Покойтесь, Русских стран соседы;
На что прославленной победы
И грады превращати в прах? Для чего [и без того] прославленной [правительнице] победы? Нужно ли ей обращать города в прах?
Седящия на сем престоле
Нельзя хвалы умножить боле,
Ни света усугубить страх.
3
Императрица возвещает,
Уставы истины храня:
«Кто в сердце дерзость ощущает
Восстать когда против меня,
Смирю рушителей покою,
Сломлю рог гордый сей рукою,
Покрою войском горизонт;
Увидит чувствующе вскоре
Петровой дщери силу море:
Покрою бурный флотом понт Понт — здесь Черное море. ».
6
Пожжем леса, рассыплем грады,
Пучину бурну возмутим.
Иныя от тебя награды
За ревность Ревность — усердие, старательность. мы не восхотим,
Чтоб ты лишь перстом указала
И войску своему сказала:
«Достойны россами вы слыть».
О дщерь великому Герою!
Готовы мы идти под Трою
И грозный океан преплыть.
8
Но днесь, народа храбра племя,
Ты в мысли пребывай иной Но сегодня, о племя храбрых людей, думай о другом. :
Забудь могущее быть время
И наслаждайся тишиной.
Вспевайте, птички, песни складно,
Дышите, ветры, вы прохладно,
Целуй любезную, зефир Зефир — олицетворение западного ветра. ;
Она листочки преклоняет,
Тебя подобно обоняет,
Изображая сладкий мир.
12
Оттоль, монархиня, взираешь
На град Петров, на свой престол,
И как ты взоры простираешь,
Твои слова сей слышит дол:
«В сем месте было прежде блато,
Теперь сияет тамо злато
На башнях счастия творца;
Нева средь пышна града льется,
Отколе эхо раздается
О славе моего отца».
2. Михаил Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года»
1
Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, Богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном Вышняго пылает,
Да щастием Твоим венчает
Его средину и конец.
2
Да движутся светила стройно
В предписанных себе кругах,
И реки да текут спокойно
В Тебе послушных берегах;
Вражда и злость да истребится;
И огнь и меч да удалится
От стран Твоих и всякий вред;
Весна да рассмеется нежно,
И земледелец безмятежно
Сторичный Сторичный — стократный. плод да соберет.
3
С способными Спободными — удобными, благоприятными. ветрами споря,
Терзать да не дерзнет борей Борей — олицетворение бурного северного ветра.
Покрытаго судами моря
Пловущими к земли Твоей.
Да всех глубокий мир питает;
Железо браней да не знает,
Служа в труде безмолвных сел.
Да злобна зависть постыдится,
И славе свет да удивится
Твоих великодушных дел.
4
Священны да хранят уставы
И правду на суде судьи,
И время Твоея державы
Да ублажат раби Твои.
Соседы да блюдут союзы;
И вам, возлюбленныя Музы,
За горьки слезы и за страх,
За грозно время и плачевно
Да будет радость повседневно,
При Невских обновясь струях.
5
Годину ту воспоминая,
Среди утех мятется ум!
Еще крутится мгла густая,
Еще наносит страшный шум!
Там буря и́скры завивает,
И алчный пламень пожирает
Минервин с громким треском храм! Минерва — одна из важнейших древнеримских богинь, персонификация мудрости. Речь идет о пожаре, который случился в ночь на 5 декабря 1747 года в здании Кунсткамеры и Императорской библиотеки.
Как медь в горниле, небо рдится!
Богатство разума стремится
На низ, к трепещущим ногам! В здании Кунсткамеры была типография, и во время пожара находившиеся там отпечатанные, но еще не сброшюрованные академические издания были скинуты на землю.
8
Подобным жаром воспаленный
Стекался здесь Российский род
И, радостию восхищенный,
Теснясь, взирал на Твой приход.
Младенцы купно Купно — вместе. с сединою
Спешили следом за Тобою.
Тогда великий град Петров
В едину стогну Стогна — площадь, широкая улица. уместился,
Тогда и ветр остановился,
Чтоб плеск Плеск — рукоплескания, звук аплодисментов. всходил до облаков.
12
Европа и весь мир свидетель,
Народов разных милион,
Колика ныне добродетель
Российский украшает трон.
О как сие нас услаждает,
Что вся вселенна возвышает,
Монархиня, твои дела!
Народов Твоея державы
Различна речь, одежда, нравы,
Но всех согласна похвала.
13
Единым гласом все взываем,
Что Ты — Защитница и Мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать.
Когда воспеть щедроты тщимся,
Безгласны красоте чудимся.
Победыль славить мысль течет,
Как пали Готы Готами в оде называются шведы. пред Тобою?
Но больше мирною рукою
Ты целой удивила свет.
14
Весьма не обычайно дело,
Чтоб всеми кто дарами цвел:
Тот крепкое имеет тело,
Но слаб в нем дух и ум не зрел.
В другом блистает ум небесный,
Но дом себе имеет тесный,
И духу сил не достает.
Иной прославился войною,
Но жизнью мир порочит злою
И сам с собой войну ведет.
15
Тебя, богиня, возвышают
Души и тела красоты,
Что в многих разделясь блистают;
Едина все имеешь Ты.
Мы видим, что в Тебе единой
Великий Петр с Екатериной
К блаженству нашему живет.
Похвал пучина отворилась!
Смущенна мысль остановилась,
Что слов к тому не достает.
16
Однако дух еще стремится,
Еще кипит сердечный жар,
И ревность Ревность — усердие, старательность. умолчать стыдится:
О Муза, усугубь твой дар,
Гласи со мной в концы земныя,
Коль ныне радостна Россия!
Она, коснувшись облаков,
Конца не зрит своей державы;
Гремящей насыщенна славы,
Покоится среди лугов.
17
В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводят сон,
Седит и ноги простирает
На степь, где Хину Хина — Китай. отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.
18
«Се нашею, — рекла, — рукою
Лежит поверженный Азов Азовская крепость была взята Петром I в 1696 году, затем, в 1711 году, возвращена Турции, снова взята русскими войсками в 1736 году, но по условиям мирного договора срыта незадолго до восшествия на престол Елизаветы Петровны. ;
Рушитель нашего покою
Огнем казнен среди валов.
Се знойные Каспийски бреги,
Где, варварски презрев набеги,
Сквозь степь и блата Петр прошел,
В средину Азии достигнул,
Свои знамена там воздвигнул,
Где день скрывали тучи стрел.
21
В стенах Петровых протекает
Полна веселья там Нева;
Венцем, порфирою Порфира, или багряница, — пурпурная мантия монарха; символ верховной власти. блистает;
Покрыта лаврами глава.
Там равной ревностью пылают
Сердца, как стогны все сияют
В исполненной утех ночи.
О сладкий век! О жизнь драгая!
Петрополь, небу подражая,
Подобны испустил лучи Имеется в виду фейерверк, устроенный в Петербурге в 1748 году в честь дня восшествия на престол Елизаветы Петровны. ».
24
Но естьли гордость ослепленна
Дерзнет на нас воздвигнуть рог,
Тебе, в женах благословенна,
Против ее помощник Бог.
Он верьх небес к Тебе преклонит
И тучи страшные нагонит
Во сретенье Во сретенье — навстречу. врагам Твоим.
Лиш только ополчишься к бою,
Предъидет ужас пред Тобою,
И следом воскурится дым.