Что такое одкб и шос
О сотрудничестве ОДКБ с СНГ и ШОС
Одним из основных направлений деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в состав которой входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, является развитие отношений с такими представительными структурами, объединяющими страны Евразии, как СНГ и ШОС.
С учетом стоящих перед этими организациями задач, а также опыта взаимодействия и реального потенциала для дальнейшего наращивания совместных усилий недавно в формате видеоконференции состоялось заседание Совета министров иностранных дел государств-членов ОДКБ, на котором прошло обсуждение вопросов дальнейшего сотрудничества ОДКБ с СНГ и ШОС.
Кроме того, в итоговых комментариях участников заседания СМИД ОДКБ прозвучала мысль о наличии среди государств-членов Организации готовности в ближайшей перспективе – в случае обращения – предоставить СНГ и ШОС статус Партнера или Наблюдателя при ОДКБ.
Напомним, что решение об учреждении статусов Партнеров и Наблюдателей при ОДКБ было принято главами государств-членов Организации в 2018 г. в Астане, и сейчас завершается процесс их вступления в силу.
Понятно, что продвижение этого вопроса может осуществляться на основе консенсуса, с учетом интересов каждой страны ОДКБ и того потенциального вклада, который могут международные организации в качестве партнеров или наблюдателей.
Государства-члены ОДКБ исходят из того, что и сложная международная ситуация, и существующие угрозы безопасности, и ослабление правовых механизмов ее поддержания, и рост масштабов деятельности международного терроризма настоятельно требуют наращивания коллективных усилий в поиске общих ответов на вызовы, стоящие перед мировым сообществом.
В основополагающих документах и решениях уставных органов Организации заложен комплексный глобально-региональный подход к проблемам международной безопасности, намерение консолидировать усилия всех международных и региональных организаций, их специализированных структур, заинтересованных в укреплении всеобщей стабильности и обеспечении прочного мира, в частности – в Евразии.
Для реализации этих целей одним из важнейших мероприятий в повестке дня Организации стала проведённая в Москве 30 октября 2019 года Международная конференция ОДКБ «О роли и характере взаимодействия международных и региональных организаций в борьбе с международным терроризмом». Эта конференция была нацелена на сближение подходов и синергию потенциалов в интересах решения наиболее актуальных задач в сфере противодействия вызовам международного терроризма. В большом разговоре приняли участие руководители и ведущие эксперты ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС и их профильных структур, а также Международного Комитета Красного Креста (МККК), Международной организации по миграции (МОМ), Интерпола, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма (ЕАГ) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Притом, что взаимодействие ОДКБ с участвовавшими в конференции международными и региональными структурами на сегодняшний день имеет разноскоростной характер. Особо плодотворно развивается взаимовыгодное сотрудничество ОДКБ с СНГ и ШОС, которое имеет достаточно богатую историю и нацелено на достижение практических результатов.
Сложилась практика, в соответствии с которой Генеральный секретарь ОДКБ ежегодно принимает участие в саммитах СНГ и ШОС, а Исполнительный секретарь СНГ и Генеральный секретарь ШОС принимают участие в заседаниях Совета коллективной безопасности ОДКБ. Высокие должностные лица ОДКБ, СНГ и ШОС на взаимной основе принимают участие в проводимых организациями конференциях, круглых столах, рабочих совещаниях и консультациях.
У этого сотрудничества есть уже и солидная документальная база. Основными правовыми документами, определяющими параметры взаимодействия ОДКБ с СНГ и ШОС, являются «Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС», подписанный 5 октября 2007 г., и «Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ» от 14 декабря 2009 г.
Стороны тогда ещё зафиксировали взаимные договоренности о содействии сотрудничеству в таких областях, как «обеспечение региональной и международной безопасности и стабильности», «противодействие терроризму», «борьба с незаконным оборотом наркотиков», «пресечение незаконного оборота оружия», «противодействие организованной транснациональной преступности», а также ряду других направлений, представляющих взаимный интерес.
В рамках такого сотрудничества идут консультации для решения вопросов, относящихся как к соответствующим направлениям взаимодействия, так и подготовки согласованных предложений и рекомендаций для вынесения их на рассмотрение органов ОДКБ, СНГ и ШОС. Идет обмен информацией, планами работ, графиками проведения мероприятий, справочными, информационно-аналитическими и другими материалами и документами, представляющими взаимный интерес.
В контексте многостороннего взаимодействия активно развивается сотрудничество между ОДКБ, СНГ и ШОС на антитеррористическом направлении. Первоначально оно осуществлялось преимущественно на двусторонней основе, получившей правовое закрепление в 2011 г., когда Секретариатом ОДКБ были подписаны соответствующие договоренности с Антитеррористическим центром (АТЦ) СНГ («Меморандум о сотрудничестве») и с Региональной антитеррористической структурой (РАТС) ШОС («Протокол о сотрудничестве»).
Спустя семь лет, наработав определенный опыт сотрудничества и в связи с необходимостью более тесной координации усилий ОДКБ с СНГ и ШОС, на антитеррористическом треке были предприняты шаги по созданию соответствующей правовой базы для взаимодействия уже на трехсторонней основе. И 28 мая 2018 года был подписан «Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия» между Секретариатом ОДКБ, Исполкомом РАТС ШОС и Антитеррористическим центром СНГ. Согласно документу, «Стороны на основе взаимности информируют друг друга об актуальных вызовах и угрозах террористического и (или) экстремистского характера, результатах своей деятельности в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, проводимых и планируемых мероприятиях антитеррористической и (или) антиэкстремистской направленности». Координация и обмен информацией поднялись на новую ступень.
В соответствии с «Меморандумом» была создана и сразу приступила к работе в 2018 году постоянно действующая трехсторонняя «Экспертная группа». Её заседания уже прошли в Ташкенте, а также в Москве на площадке АТЦ СНГ и на площадке ОДКБ. На недавнем заседании в столице обсуждались вопросы международной и региональной безопасности, в том числе угрозы безопасности, исходящие от международных террористических организаций, находящихся на территории Афганистана, и принимаемых мерах по их нейтрализации.
Помимо этой работы представители РАТС ШОС и АТЦ СНГ принимают участие в обсуждении военно-политической ситуации на заседаниях Рабочей группы по Афганистану при СМИД ОДКБ.
В рамках антитеррористического сотрудничества налажено и взаимодействие Секретариата ОДКБ с Советом командующих Пограничными войсками СНГ. Заместитель Генерального секретаря ОДКБ принимает участие в ежегодных совещаниях руководителей (начальников штабов) антитеррористических центров государств-участников СНГ, что, несомненно, усиливает взаимодействие наших структур.
Внедряется в практику приглашение представителей государств-участников СНГ на совместные учения с подразделениями Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР) «Рубеж». Все эти мероприятия способствуют повышению координации и лучшему взаимопониманию этих структур особенно с учетом непростой международной обстановки у границ России и стран СНГ и ШОС.
Существенный импульс расширению сфер и развитию различных форм сотрудничества ОДКБ с СНГ и ШОС придают регулярно организуемые с 2010 г. рабочие встречи высших административно-должностных лиц трех организаций, на которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы мировой политики, международной и региональной безопасности, конкретные вопросы координации усилий в решении общих для организаций задач.
Юбилейную – десятую – встречу «тройки» планируется провести в этом году под эгидой ОДКБ. Принять участие в этой встрече приглашены также руководители профильных региональных структур партнерских международных организаций – Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии и Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов. Организаторы полагают, что такое мероприятие может дать возможность ещё точнее определить «точки соприкосновения» для дальнейшего развития сотрудничества в области региональной безопасности.
Есть уверенность в том, что поднятие сотрудничества ОДКБ, СНГ и ШОС на новый уровень позволит повысить эффективность совместной работы по формированию справедливого, демократического миропорядка, решению проблем международной и региональной безопасности.
Получится ли у ШОС, ОДКБ и СНГ «воевать» вместе?
Эти объединения впервые проведут учения. Интригующим является участие Китая, а также вопрос: «тройка» больше боится терроризма или революций.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Содружество Независимых Государств (СНГ) в конце сентября проведут первые совместные учения по борьбе с терроризмом. Маневры, по информации главы МО РФ Сергея Шойгу, состоятся в рамках стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2020». Более подробной информации пока нет.
Зато есть реакция Украины: в ответ на «российские учения» она в последней декаде сентября проведет свои — «Объединенные усилия—2020» с участием стран НАТО. Как сказал украинский министр обороны Андрей Таран в своем выступлении в Верховной раде, маневры пройдут «с учетом накопления войск под предлогом подготовки учений «Кавказ—2020».
Но вернемся к довольно разнонаправленной «троице», впервые собравшейся провести совместные антитеррористические учения. По итогам недавнего заседания министров обороны стран, входящих в эти три организации, принято коммюнике, подтверждающее, что борьба с международным терроризмом и экстремизмом является приоритетом. Участники обсудили также меры по оказанию взаимопомощи и созданию потенциала реагирования на угрозы биологической и военно-биологической опасности, исходящей от нерегиональных государств. Собственно, оснований для проведения совместных учений достаточно. Однако нюансы и вопросы к видимому объединению ШОС, ОДКБ и СНГ в силовой компоненте существуют.
Что есть ШОС, лидерство в которой принадлежит Китаю, и членами которой являются также Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия и Пакистан? Наряду с достижением множества целей в самых разнообразных сферах, она ставит перед собой задачу противодействия терроризму и сепаратизму во всех их проявлениях. Постоянно подчеркивается, что Шанхайская организация не является военным альянсом, между тем с 2003 года по сегодняшний день она провела шесть учений; на ее счету предотвращение сотен терактов, задержание и уничтожение главарей террористических организаций. ШОС очень плавно и мягко стала претендовать на формирование нового миропорядка, исключающего единоличное доминирование США. Но в ней самой доминирует КНР, которая тоже рвется в мировые лидеры. И уже сегодня возникает вопрос: не ставит ли фактор Пекина под сомнение многовекторное сотрудничество и лидерство России в вопросах безопасности в регионе Центральной Азии.
Во-вторых, внутри Шанхайской организации все еще не решены проблемы между Индией и Пакистаном, и претендующая на «новый миропорядок» ШОС не смогла навести порядок в своем собственном «доме».
Не все ладно и между центрально-азиатскими республиками. Хотя три из пяти государств ЦА входят, помимо ШОС, и в ОДКБ, то есть фактически дублируют свою деятельность во взаимодействии с Россией в вопросах безопасности. Говоря прямо, ее им обеспечивает преимущественно РФ, а не Китай. Последний, хотя бы в контексте близости к центрально-азиатскому региону и своих амбиций влияния, вряд ли долго будет терпеть имеющееся статус-кво, и оно в среднесрочной перспективе станет камнем преткновения между Москвой и Пекином.
А что такое ОДКБ, членами которой, помимо России, являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения? В трех из них дислоцированы российские военные базы. Это откровенно военный блок, официальной задачей которого является защита территорий и экономического пространства стран-участниц, совместные усилия их армий против любой внешней военно-политической агрессии, терроризма. ОДКБ не является частью правовой системы СНГ, располагает Коллективными силами оперативного реагирования, регулярно проводит военные учения, активно противодействует наступательной позиции НАТО на постсоветском пространстве. Блок очень хорошо оснащен новейшим вооружением. Словом, не чета военной мощи ШОС как организации.
Китай не имеет отношения к ОДКБ, которая, как видим, в той или иной степени дублирует антитеррористическую деятельность Шанхайской организации. Только «шефы» в этих организациях разные — Москва и Пекин. Их военные возможности (или желания?) тоже разнятся. В таких условиях не исключен конфликт интересов, хотя, с другой стороны, ШОС и ОДКБ могут дополнять друг друга для большей эффективности антитеррористической деятельности. Но при чем тут СНГ, еще более разнонаправленное, включая внешнеполитические векторы, чем ШОС и ОДКБ?
Напомним, что Содружество, оказавшееся, на поверку, «мертворожденным дитятей», призвано регулировать сотрудничество между государствами, ранее входившими в СССР. Однако его «населяют» далеко не все бывшие советские республики, и полноценно военная компонента их не объединяет, как это имеет место в случае с ОДКБ. Правда, существует штаб по координации государств—участников СНГ, но это сугубо показушная структура: каждая из стран Содружества в военном плане идет своим собственным путем, надгосударственного органа у бывших «братских народов» не существует.
Достаточно сказать, что в самом СНГ в состоянии войны находятся два государства — Армения и Азербайджан. Кстати, последний отказался участвовать в первых совместных учениях и ограничился делегированием на них двух своих наблюдателей. Индия тоже отказалась, отговорившись пандемией COVID-19, хотя, скорее всего, она не хочет работать на одной «площадке» с Пакистаном.
Впрочем, ситуация, связанная с Азербайджаном, может быть более тонкого внешнеполитического порядка. Кстати, Баку и Исламабад намерены провести совместные военные учения. Напомним, на днях в Нахичевани Азербайджан провел масштабные маневры с Турцией — с участием свыше 2 600 военнослужащих, более 200 танков и другой бронетехники, десятков единиц авиации и систем ПВО. Такие учения, разумеется, эффективны по простой причине: они проводятся ближайшими союзниками. Но можно ли считать «ближайшими союзниками» государства СНГ, ШОС и даже ОДКБ — в последней Армения явно смотрит в совершенно другую сторону.
Словом, анонсированные с «вселенским размахом» совместные учения ШОС, ОДКБ и СНГ больше походят на политко-пропагандистское шоу, хотя что может быть актуальнее в современном мире, с глобальной точки зрения, чем борьба с терроризмом. Но может ли она быть успешной в условиях политического соперничества различных центров силы, собранных под одной «крышей», периодически дающей течь? Вот если бы ее залатать! Это был бы очень высокий, если не решающий уровень решения проблем международной и региональной безопасности. Хотя и сейчас ШОС и ОДКБ в отдельности держат ситуацию под контролем — хоть и в разной степени.
Вообще же, глядя на страны, входящие в эти три блока, создается впечатление, что их «союз» основан не только на борьбе с терроризмом, но и на стремлении сохранить в них действующую власть. Все они не относятся к государствам так называемого «демократического мира» и боятся его распространения на ту часть Евразии, которую принято считать несвободной от авторитаризма. С такого угла зрения им, разумеется, придется держаться друг друга, максимально отставив внутренние разборки.
ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́РА О КОЛЛЕКТИ́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ
Том 24. Москва, 2014, стр. 335
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́ РА О КОЛЛЕК Т И́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ (ОДКБ), международная региональная организация по обеспечению коллективной безопасности. Объединяет 6 государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) (2013). Создана на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15.5.1992 в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Штаб-квартира – в Москве. В сент. 1993 к ДКБ присоединился Азербайджан, в декабре того же года – Грузия и Белоруссия, 20.4.1994 Договор вступил в силу для всех государств-членов. В апр. 1999 Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из него, отказавшись от подписания Протокола о продлении ДКБ. Расширение военно-технич. сотрудничества государств – участников ДКБ, развитие системы консультативных органов, формирование Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности (2001) создали предпосылки для преобразования ДКБ в междунар. региональную орг-цию в духе статей 52–54 Устава ООН. Соответствующее решение принято 14.5.2002 в Москве на юбилейной сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) ДКБ, состоящего из глав государств – участников Договора. На сессии СКБ в Кишинёве 7.10.2002 приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, вступившие в силу 18.9.2003 после их ратификации всеми государствами-участниками (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). В качестве целей ОДКБ были зафиксированы укрепление мира, междунар. и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. На сессии СКБ в Душанбе (28.4.2003) приняты положения, регламентирующие деятельность органов ОДКБ, а также организац. и финансовые вопросы; на сессии в Астане (18.6.2004) – Положение о порядке приёма и выхода из ОДКБ. К 2004 сформирована и начала функционировать система осн. органов ОДКБ: СКБ (высший орган, состоящий из глав государств-членов; принимает решения по стратегич. вопросам, с 2008 его сессии проходят в Москве), Постоянный совет (координирует реализацию решений СКБ в период между его сессиями), Совет министров иностр. дел, Совет министров обороны, К-т секретарей советов безопасности (консультативные и исполнит. органы, координирующие деятельность государств-членов в области внешней и воен. политики), Секретариат и Объединённый штаб (постоянно действующие рабочие органы). Пред. СКБ назначается по принципу ротации из глав государств – членов ОДКБ, генеральный секретарь (высшее адм. должностное лицо) назначается решением СКБ (в 2002–03 В. Д. Николаенко, с 2003 Н. Н. Бордюжа). 23.12.2003 Устав ОДКБ зарегистрирован в реестре Генерального секретаря ООН, 2.12.2004 резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН ОДКБ предоставлен статус наблюдателя. На сессии СКБ в Минске (23.6.2006) одобрена Декларация о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности ОДКБ, поставившая задачу её превращения в многофункциональную структуру противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов; тогда же принято решение о восстановлении членства Узбекистана (протокол подписан на саммите Евразийского экономического сообщества в Сочи 16.8.2006; закон о присоединении к ОДКБ одобрен парламентом Узбекистана 28.3.2008). С 2006 действуют Межгосударств. комиссия по военно-экономич. сотрудничеству ОДКБ и Парламентская ассамблея ОДКБ (с 2010 её место закреплено в Уставе в качестве органа межпарламентского сотрудничества орг-ции). В целях дальнейшего укрепления безопасности государств-членов на внеочередной сессии в Москве 4.2.2009 принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, соответствующее Соглашение подписано на сессии СКБ 14.6.2009 всеми членами ОДКБ, кроме Узбекистана и Белоруссии (последняя подписала пакет документов 20.10.2009). На сессии СКБ ОДКБ в Москве 20.12.2011 подписан Протокол о размещении объектов воен. инфраструктуры на территориях государств – членов ОДКБ, в соответствии с которым воен. базы «третьих стран» могут размещаться на территории государств-членов только при отсутствии офиц. возражений всех государств – членов орг-ции. 19.12.2012 Узбекистан приостановил членство в ОДКБ. Члены ОДКБ активно сотрудничают в сфере борьбы с нелегальным оборотом наркотиков (операция «Канал»), нелегальной миграцией (операция «Нелегал»), противодействия преступлениям в информац. среде (операция «Прокси»). ОДКБ наладила контакты и взаимодействие с осн. междунар. организациями (ООН, СНГ, ОБСЕ, ШОС и др.).
От Договора к Организации
Скачать презентацию
От Договора к Организации
История создания, основы деятельности, организационная структура .
Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 года главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 год). Договор вступил в силу по завершении процедур национальной ратификации 20 апреля 1994 года.
Ключевая статья 4 Договора гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Договор о коллективной безопасности заключался сроком на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности, на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды (Азербайджан, Грузия и Узбекистан прекратили свое членство в Договоре).
До 2002 года Договор по своей сути представлял собой региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области.
14 мая 2002 года в Москве Советом коллективной безопасности было принято Решение о придании Договору о коллективной безопасности статуса международной региональной организации.
7 октября 2002 года утвержден Устав ОДКБ. В декабре 2003 году Устав ОДКБ был зарегистрирован в Секретариате ООН. А в 2004 году Организация получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
В соответствии со статьей 3 Устава целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В документе определены следующие принципы, которыми Организация руководствуется в своей деятельности: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.
Таким образом, 18 лет назад были осуществлены основные организационные процедуры, связанные с юридическим оформлением современного статуса ОДКБ как международной региональной Организации, объединяющей в своих рядах независимые демократические государства, имеющие общие интересы в области обеспечения коллективной безопасности. В состав Организации сегодня входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан (летом 2006 года членство в ОДКБ возобновил, а в 2012 году приостановил Узбекистан).
Координация совместных действий ОДКБ обеспечивается сформированными в соответствии с Уставом ОДКБ уставными, постоянно действующими рабочими и вспомогательными органами.
Совет коллективной безопасности(СКБ) является высшим органом Организации и состоит из глав государств – членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств – членов для реализации этих целей. Сессии СКБ проводятся поочередно в государствах – членах по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.
За координацию взаимодействия государств – членов применительно к своей компетенции отвечают Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ).
(по сост. на 17.11.2020)
Секретарь Совета Безопасности Республики Армения Григорян Армен Валерьевич
Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь Вольфович Александр Григорьевич
Помощник Президента – Секретарь Совета Безопасности Республики Казахстан Исекешев Асет Орентаевич
Секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики Иманкулов Марат Муканович
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Патрушев Николай Платонович
Секретарь Совета Безопасности Республики Таджикистан Махмудзода Насрулло Рахматджон
Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Местом нахождения Секретариата является Москва.
Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой. Местом нахождения Объединённого штаба является Москва. Начальником Объединенного штаба с ноября 2015 года является генерал-полковник Сидоров Анатолий Алексеевич (Российская Федерация)
Для решения задач, стоящих перед ОДКБ, могут создаваться на постоянной или временной основе вспомогательные органы и рабочие группы, функционирующие по отдельным направлениям деятельности.
В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, раскрывающая концепцию дальнейшего укрепления совокупного потенциала ОДКБ с целью её превращения в один из эффективных инструментов международной политики, обеспечивающих мир и безопасность в обширном евразийском регионе в тесном взаимодействии и диалоге со всеми партнерами, разделяющими цели и принципы нашей Организации.
Для парирования существующих и вновь возникающих вызовов и угроз безопасности государств – членов в рамках ОДКБ создана действенная системы коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам.
С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств – членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности. В соответствии с Перечнем тем совместных заявлений, утверждаемым СМИД ОДКБ на ежегодной основе, продолжается практика выступлений на различных международных форумах с совместными заявлениями государств-членов Организации.
Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира.
Важной сферой деятельности ОДКБ является кризисное реагирование. В октябре 2016 года в Ереване СКБ ОДКБ принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, на который будут возложены задачи по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами ОДКБ соответствующих решений в целях кризисного реагирования.
Цель военного сотрудничества – обеспечить коллективную и национальную безопасность государств – членов Организации путем поддержания в рамках необходимой достаточности и готовности оборонного потенциала каждого государства – члена, сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ к выполнению задач по предназначению в соответствии со статьями 4 и 6 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и своевременного реагирования на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности государств – членов ОДКБ.
Основу военного потенциала ОДКБ составляют созданные Коллективные силы оперативного реагирования, региональные (объединенные) группировки войск (сил), Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные (совместные) военные системы и объекты военной инфраструктуры. Указанные силы и средства коллективной безопасности составляют Войска (Коллективные силы) ОДКБ.
В рамках реализации Основных направлений развития военного сотрудничества государств – членов ОДКБ на период до 2020 года планомерно совершенствуются созданные на двусторонней основе российско-белорусская и российско-армянская группировки войск (сил), которые развернуты соответственно в Восточноевропейском и Кавказском регионах коллективной безопасности.
В 2001 году в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности (КСБР ЦАР) численностью порядка 5000 человек.
В феврале 2009 года созданы Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (КСОР), включающие воинские контингенты и формирования сил специального назначения государств – членов ОДКБ общей численностью около 20 тыс. человек, способных выполнять задачи как войскового, так и специального характера.
В рамках совершенствования управления силами и средствами системы коллективной безопасности в ходе ежегодных деловых игр, совместных учений и тренировок осваиваются и практически реализуются требования Решения СКБ ОДКБ «Об организации управления Войсками (Коллективными силами) ОДКБ» от 15 сентября 2015 года.
В 2007 году главами государств – членов ОДКБ подписано Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 году. Для участия в миротворческих операциях созданы на постоянной основе Миротворческие силы ОДКБ численностью около 3000 военнослужащих вооруженных сил и порядка 600 представителей органов внутренних дел государств – членов. Миротворческие силы ОДКБ могут применяться как в зоне ответственности Организации решением Совета коллективной безопасности, так и за ее пределами по мандату Совета Безопасности ООН.
Осуществляется налаживание международного сотрудничества в области миротворчества. В сентябре 2012 года подписан соответствующий Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира.
Получило развитие сотрудничество ОДКБ с Международным Комитетом Красного креста в различных сферах гуманитарной деятельности.
Одной из приоритетных областей военного строительства в рамках Организации является военно-техническое сотрудничество, регулируемое специальным Соглашением 2000 года. В качестве главного принципа этого сотрудничества предусмотрен льготный режим взаимных поставок продукции военного назначения между государствами – членами ОДКБ по ценам, устанавливаемым ими для собственных вооруженных сил, а также правоохранительных органов и специальных служб.
С целью решения вопросов военно-экономического сотрудничества учреждена и успешно действует Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, в состав которой входят ответственные за этот участок работы вице-премьеры правительств государств – членов ОДКБ, а возглавляет ее Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В рамках ее деятельности продолжена работа по развитию кооперационных связей оборонных предприятий государств – членов с предприятиями ОПК Российской Федерации, созданию на территории государств ОДКБ сервисных центров для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники. На двусторонней и многосторонней основе реализуются кооперационные проекты между государствами – членами Организации.
Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности .
В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве.
Борьба с терроризмом и экстремизмом – одна из основных составляющих деятельности ОДКБ.
Реагируя на угрозы, связанные с возвращением в страны исхода из «горячих точек» Ближнего Востока лиц, прошедших террористическую подготовку и участвующих в деятельности международных террористических организаций с 2019 года в формате ОДКБ начато ежегодное проведение специальной операции «Наемник». Данная операция является прямым конкретным вкладом в выполнение резолюций СБ ООН 2178 и 2396.
Разработан и осуществляется «План коллективных действий государств – членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2019-2021 годы», в рамках которого ведется эффективное, плодотворное и разносторонне взаимодействие с профильными структурами ООН и ОБСЕ.
На региональном уровне расширяется сотрудничество с АТЦ СНГ, РАТС ШОС, в рамках которого создана и приступила к работе постоянно действующая экспертная группа.
Противодействие незаконному обороту наркотиков.
С целью осуществления скоординированной деятельности в области снижения спроса на наркотики, профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых лиц в государствах – членах Организации Договора о коллективной безопасности с 2013 года на системной основе действует Координационное совещание главных наркологов государств-членов Организации.
Реагирование на чрезвычайные ситуации
Ответственность за координацию совместных действий государств – членов в области чрезвычайного реагирования возложена на созданный в 2007 году Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств – членов ОДКБ (КСЧС ОДКБ).
В соответствии с утвержденным СКБ ОДКБ в 2014 году Планом мероприятий по реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств – членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации в рамках Организации проводится работа по созданию Гуманитарных центров в регионах коллективной безопасности; продолжается разработка правовой базы для обеспечения размещения государственных материальных резервов на территории государств – членов ОДКБ; завершено формирование единого информационно-программного пространства для обмена оперативной информацией и координации совместных действий государств – членов; продолжается работа по координации деятельности международных организаций с целью использования их потенциала при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Противодействие незаконной миграции и торговле людьми.
С 2008 года в рамках ОДКБ результативно работает Координационный совет руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ).
Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции «Нелегал», направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран.
За это время в ходе проведения операции «Нелегал» были пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. Только в 2016 году выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд. долларов США, вскрыты сотни каналов торговли людьми.
Безопасность информационного пространства
В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых «комплексных» или «гибридных» технологиях.
В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств – членов Организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств – членов Организации в этой сфере.
В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности.
Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств – членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере.
На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции ПРОКСИ (от полного названия «противодействие криминалу в сфере информации»). Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств – членов Организации.
Всего в ходе операции ПРОКСИ с 2009 года было выявлено около 80 тысяч информационных ресурсов, имеющих значение для оценки угроз коллективной безопасности. Деятельность свыше 32 тысяч из них приостановлена или заблокирована. При этом выявлено около 60 тысяч фактов, свидетельствующих о возможном совершении преступлений. По итогам проверок полученных материалов возбуждено более 15 тысяч уголовных дел.
В декабре 2014 года Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято Решение о создании Консультационного координационного центра Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам реагирования на компьютерные инциденты (ККЦ). В рамках ее деятельности в настоящее время завершается актуализация перечня наиболее важных объектов национальной информационной инфраструктуры, обеспечение безопасности которых требует совместного мониторинга. Налажен процесс обмена информацией о кибератаках.
Кроме того, в учебных заведениях высшего профессионального образования Российской Федерации по различным гражданским специальностям ежегодно обучается порядка 200 представителей государств – членов Организации.
В декабре 2010 года решением СКБ ОДКБ Парламентская Ассамблея внесена в Устав ОДКБ как орган межпарламентского сотрудничества. Основной формой работы Парламентской Ассамблеи являются пленарные заседания, которые проводятся, как правило, не реже одного раза в год. Внеочередные пленарные заседания могут быть созваны Советом ПА ОДКБ.
Организацию деятельности Парламентской Ассамблеи осуществляет ее Председатель и Совет, состоящий из руководителей парламентов (руководителей палат парламентов). В настоящее время Совет возглавляет Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володин В.В.
Рабочими органами Ассамблеи являются три Постоянные комиссии: по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по вопросам обороны и безопасности, по социально-экономическим и правовым вопросам и Информационно-аналитический правовой Центр, которые проводят заседания два раза в год. Постоянно действующим рабочим органом является Секретариат Парламентской Ассамблеи ОДКБ.
В информационной сфере работа ОДКБ акцентируется на формировании механизма информационно-аналитического взаимодействия в рамках Организации, координации подходов в информационной политике в интересах коллективной безопасности.
В формате ОДКБ активно проводится с акцентом на молодежь культурно-просветительная работа, в рамках которой на регулярной основе проводятся совместные спортивные мероприятия, состязания по военно-прикладным видам спорта.
Информационное сопровождение деятельности ОДКБ и ее рабочих и вспомогательных органов ведется с широким применением возможностей цифровой дипломатии, в том числе на официальном интернет-сайте Организации, а также через регулярное и широкое освещение ее практической деятельности на площадках ведущих информационных ресурсов государств – членов ОДКБ и мировых СМИ.