Что такое одс в биологии 8 класс
Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему «Гигиена ОДС»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Нарушения опорно-двигательной системы и значение физических упражнений для её формирования
По данным министерства здравоохранения России Заболевания опорно-двигательного аппарата занимают первое место в списке наиболее распространённых болезней школьников. За последние 30 лет количество детей с нарушениями осанки и плоскостопием увеличилось в 3 раза.
Причины заболеваний опорно-двигательной системы Многочасовое сидение в неудобной позе над учебниками за школьной партой и дома, перегруженные учебникам школьные портфели, малоподвижный образ жизни, связанный с отсутствием времени на игры и спорт
Цели урока: усвоить знания о возможных заболеваниях опорно – двигательной системы и их профилактики. Показать роль физических упражнений и труда для формирования скелета и развития мышц. Познакомить учащихся с правилами профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Изгибы позвоночника В процессе роста и развития ребёнка позвоночник приобретает физиологические изгибы: 2 изгиба в переднем направлении (лордозы) 2 изгиба в заднем направлении (кифозы)
Осанка – непринужденное привычное положение тела человека стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.
Различают три вида наиболее распространённых искривлений (деформаций) позвоночника
Сколиоз — боковое искривление позвоночника у человека. Возникает в период интенсивного роста позвоночника в возрасте 1-15 лет, у девочек бывает в 3-6 раз чаще. Искривление может быть врождённым или приобретённым.
Лордоз – искривление позвоночника, выпуклостью вперёд
Кифоз- заболевание, которое проявляется в виде, так называемого синдрома «круглой спины»
Последствия нарушений правильной осанки тела Затрудняет работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Уменьшается жизненная емкость легких, Снижается обмен веществ. Появляются головные боли, повышается утомляемость.
Профилактика нарушений правильной осанки тела Заботиться об осанке тела ребенка необходимо с рождения. Для этого надо правильно научить ребенка ползать, вовремя учить сидеть и ходить. В ранние периоды жизни ребенка необходимо проводить закаливание, массаж мышц и всего туловища, а также конечностей, принимать ванны.
Физкультура и спорт Для правильного формирования опорно-двигательной системы необходимы: ежедневная утренняя зарядка; уроки физкультуры; прогулки на свежем воздухе. Положительно влияет на развитие позвоночника ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика.
Сбалансированное и рациональное питание
В меру жесткая постель, удобная одежда и обувь.
Правильно организованный рабочий уголок ученика, хорошее освещение, соответствующая росту ребенка мебель.
Портфель ученика не должен быть перегружен
Работа № 1. Определение искривлений позвоночника Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника. Определение лордозов. Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена. Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника. Определение кифозов. Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.
Работа № 1. Определение искривлений позвоночника Методика определений бокового искривления позвоночника. Определение сколиозов. Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне.
Гиподинамия в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности.
Последствия гиподинамии Слабеют мышцы сердца и тела; Истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь; Кальций оседает на стенках сосудов, из-за чего они становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются; Избыточная масса тела
Плоскостопие – это деформация стопы, которая заключается в уменьшении высоты её продольных сводов Плоскостопие у детей и взрослых – следствие врождённых дефектов опорно-двигательного аппарата, а также результат воздействия длительной работы в положении стоя, хождения на высоких каблуках и в узких туфлях, избыточного веса.
Последствия плоскостопия Плоскостопие изменяет походку, вызывает развитие утомления при незначительных пеших прогулках, вследствие чего ухудшается кровоснабжение мелких суставов стопы, способствует нарушению осанки, развитию остеохондроза
Вопросы для обсуждения: 1.Что может стать причиной формирования неправильной осанки? 2.Как предупредить неправильную осанку? 3.Неправильная осанка это только некрасиво? 4.Что такое плоскостопие? 5.Чем опасно плоскостопие? 6.Как предупредить плоскостопие? 7.Что может стать причиной травм в школе?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-743164
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система (ОДС). Состав, строение и рост костей»
Опорно-двигательная система (ОДС). Состав, строение и рост костей
образовательные – выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций;
развивающие – развивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации; систематизировать знания в таблице;
воспитательные – воспитывать научное мировоззрение; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности.
I. Проверка домашнего задания
1. Что такое гомеостаз (дайте определение)?
2. Что такое стресс (дайте определение)?
3. Чем управляется согласованная работа организма?
4. Расскажите о нервной и о гуморальной регуляции организма (механизм и отличительные особенности).
5. В соответствии с каким принципом осуществляется нервная регуляция?
6. Используя схему, расскажите об особенностях строения и работы рефлекторной дуги.
Учитель объясняет учащимся, что ОДС бывает двух видов и рассказывает про функцию ОДС. Учащиеся записывают следующее:
Далее учитель рассказывает о человеческих костях. Учащиеся записывают следующее:
1. Состав костей : костная ткань (разновидность соединительной ткани с фосфором, кальцием и магнием в составе).
кость состоит из трубочек (остеонов),
трубочки – из костных пластинок, образующих цилиндр с каналов в центре (в нем кровеносные сосуды и нервы);
между пластинками – костные клетки (остеоциты).
Б) Внутреннее строение : в центре – полость кости ( с желтым костным мозгом), далее – губчатое вещество ( с красным костным мозгом), далее слой компактного вещества, затем слой надкостницы.
В) Внешнее строение : тело кости (диафиз), маленькая область шейки кости, головка кости (эпифиз)
3. Рост кости : в длину – деление клеток шейки, в ширину и при переломах – деление клеток надкостницы.
Из губчатого и компактного вещества, есть трубка
Длинные (бедро, голень, предплечье)
Короткие (пястья, плюсны, фаланги)
Губчатое вещество и тонкий слой компактного
Длинные (ребра, грудина)
Короткие (запястье, предплюсна)
Из двух пластинок компактного вещества, между которыми тонкое губчатое вещество
Череп (лобная, теменные),
Поясов (лопатка, тазовые)
основание черепа, позвонки
5. Свойства костей: твердость (как у стали), прочность (держит нагрузку в 1,5 тонны), эластичность (из-за надкостницы, сложно сломать).
В оставшиеся 10 минут урока учащиеся выполняют небольшую лабораторную работу:
Лабораторная работа №1
Тема : «Изучение микроскопического строения кости».
Цель : изучить микроскопическое строение кости.
Оборудование : готовый препарат, микроскоп.
1. Рассмотрите изображение микроскопического строения кости, зарисуйте его и подпишите увиденные вами части.
2. Сделайте вывод о микроскопическом строении кости.
Вывод : такая структура обеспечивает твердость, плотность и эластичность кости.
Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?
§ 7, учить записи в тетради.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1217722
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку по биологии в 8м классе «Опорно-двигательная система»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по биологии в 8м классе «Опорно-двигательная система»»
Опорно-двигательная система (ОДС)– комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве.
Опорный остов организма
Образует полости для защиты внутренних органов
Обеспечивает передвижение организма в пространстве
Определяет форму и размеры организма
Обеспечивает превращение химической энергии в механическую и тепловую
Место образования форменных элементов крови (красный костный мозг)
Кости являются источником кальция, фтора и др. минеральных веществ
Органические вещества (оссеин, коллаген)
Придают костям твердость и хрупкость
Придают костям гибкость и упругость
Придают костям прочность
Бедренная, мало- и большая берцовая, плечевая, лучевая, локтевая
Кости запястья, позвонки
Лопатки, грудина, кости таза, кости черепа
Типы соединения костей
Движения крайне ограниченны или вообще отсутствуют.
Позвонки в позвоночнике
Небольшая подвижность с помощью хрящевых прокладок между костями. При сокращении мышц прокладки сжимаются и позвонки сближаются
Коленный сустав, локтевой сустав, плечевой сустав
Облегчают скольжение костей друг относительно друга и плотно скрепляют их между собой.
Мозговой отдел (черепная коробка)
Лицевой отдел черепа
Парные кости: теменные и височные. Непарные кости: лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная
Парные кости: верхняя челюсть, скуловые, носовые, слезные, небные, нижняя носовая раковина. Непарные кости: нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость
Особенности скелета человека
Неподвижное, кроме нижней челюсти
Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью
7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых
12 грудных позвонков. 12 пар ребер, грудная кость
Полуподвижное, кроме крестцовых позвонков, соединенных неподвижно
S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста
Сжата в передне-заднем направлении
Плечевой пояс: две лопатки, две ключицы
Трубчатые. Короткие (запястье)
Большая подвижность плечевого сустава
Большой палец противопоставлен остальным
Трубчатые. Короткие (предплюсна)
Широкий и массивный скелет таза для поддержания внутренних органов
Ограниченное движение тазобедренного сустава. Стопа образует свод. Развита большая пяточная кость, но меньше развиты пальцы. Ноги длиннее рук, кости массивнее
5. Перелом – это механическое нарушение (полное или частичное) целостности кости.
Первая помощь при повреждении скелета
Туго забинтовать сустав, наложить холод
Наложить шину, наложить холод
Наложить шину, которая должна захватывать суставы, лежащие ниже и выше места перелома
Положить больного лицом вниз на твердый щит и доставить в больницу в лежачем положении
После глубокого выдоха больного наложить тугую широкую повязку
Пострадавшего уложить. Немного приподняв голову, создать максимальный покой
Мышцы – органы, состоящие из мышечной ткани, которые способны сокращаться под влиянием нервных импульсов.
Мышцы и их функции
Вид ткани, из которой образованы мышцы
Скелетные мышцы (головы, туловища, конечностей)
Перемещение тела в пространстве
Мышцы внутренних органов (язык, гортань, и др.)
Жевание, глотание, голосообразование
Стенки внутренних органов и кровеносных сосудов
Изменение объема органов и перемещение их внутреннего содержимого
Сравнительная характеристика гладких и поперечнополосатых мышц
Интенсивность обмена веществ
Находиться в состоянии длительного сокращения
Миофибрилла – органелла клеток поперечнополосатых мышц, обеспечивающая их сокращение. Представляет собой нитевидную структуру, состоящую из саркомеров. Каждый саркомер имеет длину около 2 мкм и соджержит 2 типа белковых филаментов: тонкие – актиновые и толстые – миозиновые. Сверху мышечное волокно покрыто соединительно-тканной пластинкой – фасцией.
Мышца изменяет длину и толщину, смещая одни органы относительно других и перемещая тело в пространстве
Мышца развивает напряжение без изменения длины, фиксируя органы друг относительно друга и придавая телу определенное положение.
Тонус – состояние длительно удерживаемого незначительного напряжения мышц
Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц
Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате деятельности мышц
Регуляция мышечного сокращения
Замедляет сокращение мышц
Усиливает сокращение мышц
Значение физических упражнений:
Меры по предупреждению искривления позвоночника:
Меры по предупреждению плоскостопия:
Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС.
Тонус – состояние длительного удерживаемого незначительного напряжения мышц. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни. Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц.
Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений. Кость (os, ossis) – орган, основной элемент скелета позвоночных.
Формообразующая определяет форму и размеры тела. Защитная создаёт полости тела для защиты внутренних органов. Двигательная обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве. Энергетическая превращает химическую энергию в механическую и тепловую. Функции
Рентгенограмма скелета человека (skeletos)
Пояс верхней конечности Скелет свободной верхней конечности Череп Грудная клетка Позвоночник Скелет свободной нижней конечности Пояс нижней конечности Скелет свободной нижней конечности Отделы скелета
Лобная кость Череп Теменная кость Височная кость Нижняя челюсть Скуловая кость Верхняя челюсть Клиновидная Затылочная Слезная кость Носовая кость Решетчатая кость
Шейные позвонки (7) Грудные позвонки (12) Поясничные позвонки (5) Крестцовые позвонки (5) Копчиковые позвонки (4-5) Поперечные отростки позвонков Шейный лордоз Грудной кифоз Поясничный лордоз Крестцовый кифоз Позвоночный канал Тело позвонка Межпозвоночное отверстие Крестцовый канал Позвоночник
Истинные ребра Грудино-реберные суставы Хрящевые части ребер Ложные ребра Реберная дуга Колеблющиеся ребра Грудная клетка
Ключица Лопатка Плечевая кость Локтевая кость Лучевая кость Кости запястья Фаланги пальцев Пояс верхней конечности Кости пястья Верхняя конечность
Тазовые кости Бедренные кости Большая берцовая кость Малая берцовая кость Предплюсна Плюсна Фаланги 6 Хрящ 4 Суставная головка 1 Суставная впадина 2 Надкостница 3 Суставная сумка 5 Суставная жидкость Пяточная кость Нижняя конечность 1 2 3 4 5 6 7 Надколенник 7
Скелет человека имеет ряд отличий от скелета млекопитающих животных :
а) Преобладает мозговой отдел, менее развиты челюсти Лицевой отдел Мозговой отдел
б) позвоночник имеет 4 изгиба лордоз кифоз Шейный Грудной Поясничный Копчик (рудиментарный орган) Крестцовый
в) грудная клетка расширена вниз и в стороны
г) большой палец противопоставлен другим
е) массивные кости нижней конечности, сводчатая стопа
Мышцы человека Всего в теле человека около 600 скелетных мышц, которые составляют 40% всего веса тела. У новорожденных и у детей мышцы составляют не более 20-25% веса тела, а в старости их доля уменьшается до 25-30% от веса тела. (musculi)
Скелетные (соматические) мышцы
Основные поверхностные мышцы
Приведение Вращение наружу Отведение Вращение внутрь сгибание разгибание Функция мышц зависит от мест их прикрепления
Некоторые соматические мышцы выполняют в организме функции, не связанные с движениями частей скелета. Эти мышцы имеют своеобразную форму, особое расположение и точки прикрепления. Однако по своему тканевому составу, микроскопическому строению, механизмам работы и способам регуляции они не отличаются от обычных скелетных мышц.
Прикреплены к коже лица. Они нужны для выражения эмоций и для речи. Мимические мышцы
Глазодвигательные мышцы Эти мышцы обеспечивают движения глазного яблока.
Мышцы языка, гортани, глотки и начального отдела пищевода участвуют в глотании. Мышцы языка и гортани нужны для речи. Мышцы головы
Разделяет грудную и брюшную полости. Вместе с межреберными мышцами обеспечивает дыхание. Диафрагма
Мышцы тазового дна Поддерживают органы таза. Круговые волокна этих мышц охватывают прямую кишку и мочеиспускательный канал, образуя замыкатели – сфинктеры.
Работа мышц Статическая Динамическая A = F * S Величина работы зависит от силы мышц (F=mg) и их длины. Сила мышц прямо пропорциональна поперечному сечению всех мышечных волокон данной мышцы.
При длительном сокращении наступает постепенное снижение работоспособности мышц. Такое состояние носит название мышечного утомления.
Гиподинамия неблагоприятно отражается на здоровье людей.
а- нормальная осанка; б- кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина); в- плоская спина; г- плосковогнутая спина; д- кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина) Основные типы осанки
Неправильная осанка Затрудняет работу лёгких, сердца, ЖКТ Уменьшается ЖЕЛ, снижается обмен веществ Появляются головные боли, повышается утомляемость
Формирование осанки Равномерное упражнение и гармоническое развитие всех мышечных групп Правильно подобранная мебель для занятий и обувь (для предупреждения плоскостопия) Режим труда и отдыха
Каждая стопа состоит из 26 костей, соединенных между собой при помощи связок и мышц, а также имеет по 61 рецептору, которые отвечают за работу конкретного органа человека. Связки – это своеобразные соединительные ленты, которые стягивают при помощи мышц косточки между собой, придавая форму стопе. На подошвенной поверхности стопы имеется также защитная плотная широкая связка – подошвенный апоневроз. Строение стопы
Причины плоскостопия избыточный вес неудобная обувь нерациональные нагрузки травма стопы и голеностопного сустава некоторые врожденные состояния (косолапость) Тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения перенесенный в детстве рахит
Уже в начале заболевания, можно заметить некоторые симптомы: Быстрая утомляемость при ходьбе. Боли в стопах и голенях, усиливающиеся к концу дня. Пастозность стопы, отечность в области лодыжки.
Клиническая картина При статистическом плоскостопии появляются болевые участки: 1. В подошве: центр свода и внутренний край пятки. 2. В тыле стопы: центральная часть, между ладьевидной и таранной костями. 3. Под внутренней и наружной лодыжками. 4. Между головками предплюсневых костей. 5. В мышцах голени (перегрузка). 6. В коленном и тазобедренном суставах (изменение биомеханики). 7. В бедре (перенапряжение широкой фасции). 8. В области поясницы (компенсаторное усиление лордоза).
постоянная головная боль искривление позвоночника(сколиоз или скифосколиоз) защемление межпозвонковых дисков деформация стопы ( вырастание «болезненной косточки» на большом пальце) нарушение кровообращения нижних конечностей, отек и боль лодыжек появление изменений в области коленных суставов Последствия плоскостопия
Здоровая стопа – путь к здоровью На подошве стопы находятся нервные окончания, которые посылают нервные импульсы в органы, за которые они отвечают. Восточная медицина, при болях в этих органах можно советует избавиться от них путем массажа этих участков или иглоукалывания.
Самомассаж Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать, поколачивать концами пальцев. Массируйте голень от голеностопного сустава к коленному, преимущественно внутреннюю поверхность голени. Стопу следует поглаживать и растирать тыльной поверхностью согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы надо массировать от пальцев к пятке; полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-406825
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.