Что такое официальный стиль одежды
Многие работающие дамы говорят, что подобрать гардероб под деловой стиль – задача сложная. Одежда должна имеет правильный фасон, крой и цвет, быть из качественной ткани и хоть немного привлекательной. Поиск нужных вещей занимает много времени.
Мы расскажем, как одеваться на работу в соответствии с правилами и со вкусом.
Официальный деловой стиль одежды для женщин
Business Formal (формально деловой) стиль действует в некоторых крупных организациях и банках. Он диктует жесткие правила в выборе одежды и не признает даже намека на сексуальность.
Основные правила официально-делового стиля для женщин:
Блузки могут быть белого или голубого цвета без рисунка. Аксессуары также лимитированы. Можно надевать обручальное кольцо и неброские сережки. Сумочка должна быть гладкой, без логотипов.
Юбка может быть зауженная, то есть «карандаш». Она смотрится лучше прямой. Обязательно нужно переобуваться из сапог в туфли. Зимой допускаются плотные колготки (от 80 den) в тон наряду.
Если вы выбираете брюки, то под них нужен жакет или пиджак, который прикрывает ягодицы.
Трикотаж также можно надевать, но только тот, что имеет жесткий крой.
По сути, для работы у вас будет пара-тройка жакетов, юбка/брюки и несколько блузок. Не допускаются юбки с воланами, блузки с большим бантом. Нижнее белье также не должно быть видно!
Повседневный деловой стиль одежды для женщин
В большинстве компаний действует более мягкий стиль – business casual. Он намного мягче официально-делового. Не нужно путать бизнес кэжуал с полностью свободным стилем. Последний допускает ношение и кожаной юбки, и джинсов, и вещей ярких тонов. Такую одежду надевают сотрудники небольших или креативных фирм.
Чтобы соответствовать business casual, не надевайте на работу:
Расскажем подробнее, как красиво и не вычурно одеться в офис.
Свободно-деловой стиль одежды для женщин
Для такого стиля (который, кстати, подходит для 99% компаний) можно собрать красивый, элегантный и удобный гардероб. Начнем снизу.
Если в жестком дресс-коде допускаются только юбки-«карандаши» или прямого кроя, то здесь выбор больше. Можно позволить себе крой тюльпан, трапеция, полусолнце. Допускается невычурный рисунок: небольшой горошек, геометрия, клетка.
Цвет юбки может быть как темным, так и бежевым, белым, коричневым.
Брюки могут быть частью костюма или представлять самостоятельную единицу. Классический вариант – прямые брюки. Но под свободный офисный стиль подходят зауженные модели, скинни и пр. Главное, чтобы они были однотонные.
Офисные платья – прекрасный выбор для женщин всех возрастов. В меру строгое, адекватной длины и не слишком яркой расцветки платье подарит вам уверенный образ бизнес-леди.
Офисные платья не должны слишком чересчур облегать фигуру. Ткань должна быть плотной, ни в коем случае не просвечивающей. Платье можно сочетать с пиджаком или жакетом.
Верхняя часть ансамбля.
Одежда для верха отличается большим разнообразием. Это могут быть:
Поверх можно накинуть жакет, кардиган или пиджак. Если вы выбираете кардиган, то он должен быть плотный и сидеть жестко. Модель из тонкого трикотажа, плотно облегающая фигуру, в офисный стиль вписываются с большой натяжкой.
Что еще вписывается в нестрогий офисный дресс-код:
Декоративное оформление делового образа
В офис нужен неброский, натуральный макияж. Никаких смоки-айс, блестящих теней и толстых стрелок.
На руках обязателен маникюр. Волосы – уложенные в прическу или распущенные, но с укладкой.
Что касается аксессуаров, то их следует выбирать в меру. Слишком крупные украшения с камнями нужно отложить для похода в ресторан или на вечеринку.
С парфюмом также стоит быть аккуратнее. Тяжелые, «густые» запахи – для вечернего выхода в свет. Для работы нужно выбрать что-то посвежее, а парфюм наносить в небольшом количестве.
Что точно нельзя надевать в офис
К деловому стилю не относится следующее:
На работе нужно подчеркивать свой профессионализм, а не сексуальность или яркую индивидуальность.
Управленческий стиль для женщин
Женщина, занимающая высокую должность, может позволить себе более свободный стиль, чем официально-деловой. Она должна выглядеть строго, но элегантно, а ее одежда – подчеркивать статус и высокие профессиональные качества.
Женщина-руководитель должна одеваться в изделия из качественных тканей. Разрешено носить цветные вещи, но не кричащих тонов.
Костюм не обязателен, но нужен жакет. Под него можно надеть брюки, юбку или платье длиной чуть выше или ниже колена.
Вместо рубашек можно выбрать различные блузки, главное, чтобы они были высокого качества.
Обязательно наличие туфель и колготок. Маникюр может быть ярким. Женщина-глава компании может позволить себе красную помаду.
Стиль для официальных рабочих мероприятий
На официальные рабочие мероприятия, которые проходят днем, можно одеваться так же, как и в офис. Единственное – одежда должна быть чуть выше классом.
Для таких событий можно подобрать хороший костюм и тонкую блузку. Телесные колготки и закрытые туфли обязательны.
Для формальных мероприятий стоит выбирать образы в классическом стиле.
На официальные мероприятия (презентация, открытие и пр.), проходящие с 17:00 до 20:00 можно приходить в более расслабленной одежде. Если организаторы не объявили о дресс-коде, то женщина может приукрасить образ или же остаться в офисной одежде. Но все же на таких мероприятиях ожидается некая формальность в нарядах.
Женщины могут пройти в юбке-миди с жакетом. Вместо него можно надеть каркасный трикотаж. А вот декольте, мини и открытые руки лучше демонтировать там, где вас не оценивают по профессиональным качествам.
Из-за того, что офисный стиль регламентирован, задача с подбором вещей несколько упрощается. К юбкам-карандашам и классическим брюкам подходят многие блузки. Последних достаточно иметь 5-7 штук, чтобы ежедневно менять образ.
И напоследок, собирая деловой образ, помните – лучше немного недобрать в нарядности, чем перебрать.
Вечная память дресс-коду. Что такое «деловой гардероб» в 2021 году
Как появился современный деловой дресс-код
1970-е в США запомнились не только движением хиппи, протестами против войны во Вьетнаме и второй волной феминизма, но еще и судебными процессами, где можно было услышать дикие по сегодняшним меркам утверждения. Женщин увольняли из-за того, что они выглядели недостаточно молодо, женственно и привлекательно. Причем страдали от этого не только телеведущие или стюардессы.
В 1972 году в США был принят закон о равных возможностях при трудоустройстве. Американки пошли работать в офис, а общество задумалось о том, как женщина должна там выглядеть. Для мужчин вопрос одежды был решен давным-давно и довольно однозначно: брюки, рубашка, пиджак, галстук (с заметными только профессионалам вариациями) на протяжении десятилетий. Но женщинам была предложена вызывающая много вопросов формула: одежда «деловая и в то же время женственная».
В такой ситуации формальный и досконально прописанный дресс-код для женщин выглядел спасением. Его и предложил в своей книге Dress for Success Джон Моллой в 1977 году. Он предлагал отказаться от рюшей, глубокого декольте, а заодно слишком длинных волос и красного нижнего белья. Предпочтение следовало отдавать брючным или юбочным костюмам и полуприлегающим приталенным платьям.
Дресс-код в России
В современную Россию дресс-код попал вместе с филиалами первых западных, в том числе и американских, компаний. Чуть позже подтянулся и отечественный бизнес, который старался соответствовать лучшим зарубежным практикам. В компаниях, где действительно существовал регламент внешнего вида и где однозначно требовали его соблюдения, у работников возникало меньше всего проблем. Юбка длиной по колено, все тот же брючный костюм, запрет на глубокие декольте, мини и открытые подмышки, требование носить колготки.
Но уже к 2000-м годам правила стали размываться. Подробные мануалы по дресс-коду или не прописывались, или пылились в архивах. Платья-футляры все туже обтягивали фигуры, становились все короче, декольте все откровеннее. Блузки, если не прозрачные, то с ярусами рюшей. Брюки с почти что экстремальным облеганием или джинсы-скинни. Туфли — на скрытой платформе, с открытыми пальцами. И в противоположность стилю «офисной кошечки» — «офисная мышка», у которой формальный пиджак заменялся на бесформенный трикотажный кардиган, а туфли — на стоптанные балетки. Ни тот, ни другой образ уже никак не соответствовали прежним деловым стандартам. Но в 2010-х годах, когда многие уже достаточно распробовали модный масс-маркет и услуги персональных стилистов стали популярны, у офисных сотрудниц появился общий враг — современная мода.
Около 10 лет не стихали баталии в комментариях к статьям с модными советами. «В кроссовках в офис — нельзя!» «В пиджаке с расширенной линией плеч — нельзя!» «В плиссированной юбке — нельзя!» «В широких брюках — нельзя!» Капроновые колготки были едва ли не самым большим камнем преткновения. Хотя очевидно: если черным по белому написано, что они нужны, придется носить. А если правил нет, то можно попробовать и без.
На самом деле то, что во многих российских компаниях понимали под словом «дресс-код», было просто интерпретацией отдельно взятых руководителей, иными словами — вкусовщиной. Кто-то считает, что колени должны быть закрыты. Кого-то мини-юбки не смущают, зато смущают укороченные брюки. Обтягивающее платье считается соответствующим дресс-коду, а платье-оверсайз — нет.
Я провела опрос среди читателей моего блога. Приведу несколько интересных историй.
«Мне начальница периодически напоминала, что шелк — летний материал, а зимой следует носить только шерстяные юбки. Очевидным образом, эти правила родились не из документа о дресс-коде».
«Я долго работала в судебной системе. У нас не было писаных правил, дресс-код зависел от представлений о нем руководителя, его отношения к вам лично и к вашей должности: работаете вы с гражданами или больше с бумагами в кабинете. К тем, кто на передовой, требования чуть строже. Например, юбка не выше 10 сантиметров от колена. Но в основном одевались на свой страх и риск и надеялись, что вкусы с начальником не разойдутся».
Дресс-код в государственных структурах — отдельная песня, довольно печальная. Стоит только посмотреть на фотографии высокопоставленных чиновниц в массивных зимних сапогах во время официальных церемоний и панельных дискуссий. Напоминает времена, когда в помещениях не снимали норковые шапки, считая их признаком достатка.
Как дресс-код трансформировался за последние 10 лет
Глобальные сдвиги, касающиеся вопросов поиска, найма и мотивации сотрудников, уже с 2010-х диктовали компаниям все более свободное отношение к дресс-коду. В компании Samsung, например, разрешили сотрудникам летом надевать в офис шорты, летние брюки и футболки, ходить в открытой обуви. В то же время в 2016-м сотрудницу PWC Николу Торп уволили из офиса за отказ носить каблуки. Девушка собрала больше 150 тысяч подписей в свою поддержку под петицией об изменении британского закона о дресс-коде, что тоже повлияло на общемировую практику и заставило компании задуматься о послаблениях.
В большинстве российских компаний новые веяния выразились в том, что политика дресс-кода перестала жестко регламентироваться сверху, и сотрудники остались наедине со своими представлениями о том, что можно, а что нельзя.
В рамках опроса еще одна подписчица поделилась историей о том, как проходила собеседование в крупный государственный банк на руководящую должность. Подумала, что нужно надеть что-то «общепринятое». «Общепринятым» оказался костюм с узкими брюками и коротким узким пиджаком. А собеседовать ее пришли два парня в футболках и модных парках. «Как же мне хотелось им сказать, что я тоже умею! У меня куча классной одежды, я вообще-то не такая, а костюм этот один, специально оставила после всех чисток гардероба — ходить в самые консервативные места. Но все, что я могла, — это лихо стащить с себя пиджак и завернуть рукава рубашки, пока они шли от двери переговорки к столу», — вспоминала она.
Еще один пример: в компании документ о внешнем виде был составлен в 2010-х, соответственно, включил туда все «тренды» того времени: обтягивающие блузки, туфли на высоком каблуке, брюки с низкой посадкой. «В теории все довольно строго и консервативно, по факту же рядовые сотрудники интерпретируют правила вольно: тут тебе и декольте, и джинсы с толстовками (особенно в IT-отделе) и “удобненький” трикотаж в бухгалтерии. В то же время весь топ-менеджмент, вне зависимости от дня недели, упакован в костюмы и галстуки. Были попытки привести весь дресс-код к единому знаменателю: сделать политику более либеральной и приближенной к жизни, но при этом строго следить за ее исполнением. Но, так как это задача не первой необходимости, проект свернули. А затем грянул коронакризис и внес еще большую неразбериху в вопрос делового гардероба».
Спустя год после начала пандемии понятно, что офисная работа не вернется в полном объеме. А с ней вместе — и без того изживший себя дресс-код. Однако, согласно исследованиям SuperJob, около 10% российских компаний вводят дресс-код для удаленных сотрудников. В основном это банковская сфера и специалисты, которые общаются непосредственно с клиентами. Но полноценным дресс-кодом это назвать сложно: компании требуют от сотрудников «выходить на связь в деловой одежде и с опрятной прической — как в офисе, также допустим стиль casual».
Фото: Rawpixel
3 тренда, которые пришли на смену дресс-коду
Простота. Тренд задают IT-компании, в которых никогда не было строгих правил по поводу внешнего вида сотрудников. Ну разве что одно: «Важно приходить на работу одетым» ( выдержка из корпоративной политики «Яндекса»). IT-гиганты создают непринужденную рабочую среду, в которой сотрудники полностью погружены в свое дело: могут и остаться ночевать в офисе, если это нужно. А строгий дресс-код отвлекает от творчества.
Самовыражение и креативность. В 2021 году одежда становится важным атрибутом личного бренда. Новый паттерн работы в самом общем виде звучит так: человек создан для креатива, а машина — для рутины. Креативный специалист не может и не должен быть закован в форму.
Удобство. Мы работаем дома, за столиком в кафе, коворкинге, в машине, в раздевалке фитнес-клуба или когда ждем ребенка из детского сада. Если раньше приходилось успевать жить в промежутках между рабочими часами, то сейчас как раз наоборот: мы встраиваем работу в свой ритм жизни. И конечно, в расслабленных и комфортных образах это делать проще. А на удаленных совещаниях в Zoom видно только лицо. Поэтому популярны сережки, рубашки и пиджаки, то есть все, что видно в окне камеры.
В конце марта в Mail.ru заявили о переходе на новый, гибридный режим работы, заявив, что пятидневный формат рабочей недели уже неактуален. Даже упомянутые выше PWC официально разрешили сотрудникам начинать и заканчивать рабочий день, когда они захотят. Нет никаких сомнений, что вскоре этот тренд подхватят и другие компании, тем самым окончательно отправят понятие «дресс-код» на антресоли, к норковым шапкам.
Алена Гейдт, HR-директор АНО «Платформа НТИ» и АНО «Университет 20.35», выпускница программы «Женщина-лидер»:
Дресс-код — это то, что отделяет рабочее от личного. В эпоху почти гиганомики, когда у большинства, помимо основной работы, есть какое-то количество проектов и время распределяется между ними, понятие дресс-кода размывается и приходит к тем самым обозначенным в статье трем трендам: простота, удобство, самовыражение. В таком случае капсульный гардероб и отсутствие дресс-кода вроде бы напрашиваются сами собой. И все же дресс-код необходим в тех проектах, где важен внешний контекст: не место, куда мы приходим, а то, чего ожидают важные для нас люди. И наоборот: чем больше мы важны людям, чем сильнее мы хотим их эпатировать и тем больше можем себе позволить. Но следует помнить, что дресс-код, как и грамотная речь — это демонстрация уважения к собеседникам и партнерам. И в госсекторе, и в крупных корпорациях деловой дресс-код руководителей вряд ли в ближайшее время будет заменен на толстовки с кедами.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Правила делового дресс-кода для женщин
Деловой стиль в одежде предполагает следование определенным правилам. Во многих компаниях действует офисный дресс-код. Строгость требований к внешнему виду сотрудников может разниться. Так или иначе, это придумано для того, чтобы в коллективе сохранялся рабочий настрой.
Рассмотрим, какие требования предъявляют к внешнему виду business lady.
Для чего нужен дресс-код
Dress code дословно переводится как «кодекс одежды». Это понятие включает в себя перечень форм, моделей и стиля, допустимых на определенных мероприятиях и в определенной обстановке. Словосочетание зародилось в Великобритании, откуда и распространилось по миру.
Дресс-код – это не униформа, а свод определенных деловых правил, которым необходимо следовать на работе. Унифицированного списка требований не существует, каждая компания разрабатывает свои. Внешний вид сотрудников должен соответствовать ценностям компании, отрасли или сегменту, отражать и подчеркивать деловые качества и навыки, не отвлекая внимания на броские детали. Одеваясь в едином стиле, коллеги будут чувствовать свою сопричастность общему делу. Кроме того, единство внешнего вида помогает новым сотрудникам быстрее влиться в устоявшийся коллектив.
Дресс-код создает правильную атмосферу в офисе и рабочий настрой. Строгая одежда помогает произвести нужное впечатление на деловых встречах и преуспеть в переговорах.
Основные правила дресс-кода для женщин:
Особенности гардероба
Бизнес-стиль – это лаконичный крой, нейтральные цвета, сочетание базовых вещей, классические принты и модели.
На первый взгляд, строгие требования к офисному гардеробу вызывают в голове образы из классических сочетаний белого, черного и серого цветов. Но это довольно устаревшее мнение. Излишняя официальность уходит в прошлое, а ей на смену приходят стильные луки. Деловая одежда позволяет выглядеть женственно и элегантно, при этом женщина может найти разные способы подчеркнуть свою индивидуальность.
Выбирайте удобные по размеру вещи, которые не будут сковывать движений, комфортные и приятные к телу ткани, не вызывающие аллергии. Подбирайте модели по сезону. В теплое время года следует отдать предпочтение натуральным смесовым тканям: натуральным – потому что тело должно дышать, а добавление синтетики не позволит льну или хлопку сильно мяться. Зимой выбирайте вещи с добавление шерсти – элегантные и по-настоящему теплые.
Женский деловой стиль сегодня – это классические модели, адаптированные под современные тенденции. Допустимая цветовая гамма: черный, белый, серый, синий, зеленый, красный, фиолетовый, голубой, бежевый, бордовый. Перечисленные цвета могут быть разбавлены приглушенными оттенками любого другого цвета. Если вы работаете в молодежной компании или креативной индустрии, ограничений по цветам нет.
Костюм
Женский деловой костюм – вариант и для повседневной офисной рутины, и для особо важных переговоров. Чтобы в костюме было комфортно даже жарким летом, он должен быть сшит из смесовой ткани – например, хлопка с эластаном. Для проведения встреч выбирайте строгую модель и фасон, чтобы не отвлекать внимание от сути. В других случаях допускается костюм-оверсайз интересного кроя или цвета.
Брюки
К деловому стилю относятся брюки с широкими или зауженными штанинами, в том числе укороченные. Кюлоты – тоже допустимый вариант. Брюки с высокой посадкой делают талию стройнее, а длинные штанины прямого кроя визуально удлиняют ноги. Заниженная посадка недопустима. Выбрав низ классической длины, следите, чтобы каблук был прикрыт на 1/3.
Пиджак
Деловой пиджак сочетается как с юбкой, так и с брюками, а многие модели интересно смотрятся с шортами. Выберите модель, ориентируясь на параметры своей фигуры. Девушкам низкого роста подойдут удлиненные модели. При большом размере груди стоит выбирать приталенные фасоны. Высокий рост и хрупкое телосложение предоставляют больший простор для маневра. Если вынуждены носить пиджак в теплое время года, можно слегка закатать рукава.
Юбка – одна из универсальных вещей делового гардероба. Правильная длина в офис – миди или чуть выше колена. Самая популярная модель – юбка-карандаш. Но этот крой хорошо сидит на идеальной фигуре. Чтобы скрыть или скорректировать недостатки, многие выбирают А-силуэт. Комбинируя юбку из одного костюма с пиджаком из другого, обращайте внимание на сочетаемость цветов и тканей: выбрав ярко-красный низ, его лучше уравновесить нюдовым жакетом, а кожаным может быть только верх или низ.
Платье
Модели деловых платьев тоже могут быть невероятно стильными. Летние варианты шьются из более легких тканей, зимние – из утепленных. Приталенные, оверсайз, с юбкой-карандаш или юбкой-солнце, длинным и рукавом ¾ – выбор должен зависеть от ситуации, сезона и ваших намерений.
Блузы и рубашки
Главный критерий при выборе рубашки – качественная непрозрачная ткань и точное соответствие размеру. Рукава не должны тянуть, а плечи – быть тесными. Носите блузы базовых цветов: имея в офисе запасную белую рубашку, вы сможете переодеться, если внезапно посадите пятно за ланчем. Нежная бежевая блуза из шелка или атласа позволит легко превратить деловой образ по окончании рабочего дня в неофициальный – достаточно сменить пиджак на кожаную косуху и взять в руки клатч.
Требования к прическе
К прическе, как и к одежде, деловой стиль предъявляет ряд требований. В одних компаниях могут быть неуместны распущенные волосы, в других – волосы ярких цветов. Главное – регулярно обновлять стрижку, не допускать отросших корней или несвежести волос. Консервативные отрасли не приветствуют ношение дредов или косичек, но в креативных индустриях подобные прически не вызывают вопросов.
Маникюр
Маникюр не подразумевает обязательное покрытие лаком, главное – чтобы он был. Если строгий регламент вашей компании подразумевает только короткую длину ногтей и нейтральные оттенки лака, в этом можно найти свои плюсы – такой маникюр универсален. Обычно корпоративная этика диктует особые правила к внешнему виду в корпорациях, сотрудники которых часто и активно взаимодействуют с клиентами: банки, юридическая, финансовая сфера и т.д.
Макияж
В офис носите только повседневный макияж – благо, при желании его легко превратить в вечерний. Красная помада допустима – но не яркие смоки-айз. Если вы не пользуетесь косметикой, достаточно базового ухода за лицом. Как завершающий штрих, носите легкий парфюм, избегая насыщенных, чересчур «тяжелых», восточных ароматов. Не стоит сильно душиться в закрытом пространстве, т.к. запах может мешать вашим коллегам, которые подолгу находятся с ваши в помещении.
Обувь
Офисная обувь должна быть удобной, стильной, не слишком яркой. И обязательно – очень качественной. Выбирайте модели с удобной колодкой и устойчивым каблуком. Классика – светлые и темные лодочки, лоферы, броги, изящные ботинки. Цвет обуви зависит от цвета одежды. Деловой образ допускает ношение спортивной обуви, но действовать нужно очень аккуратно: слишком большой свуш или яркие шнурки плохо сочетаются со строгими или вещами в стиле casual.