Что такое офк в университете

Определение «ОФК», ее цель, задачи

Определение «ОФК», ее цель, задачи

ОФК является составной частью ФК, как научная и учебная дисциплина имеет четкую направленность и конкретное содержание, что позволяет установить цель, определить задачи и формулировать основные понятия. Цель ОФК – оздоровление людей.

Задачи ОФК: 1. повышение функц-х возможностей орг-ма; 2. профилактика заболеваний,3. оптимизация двигательного режима, 4. снижение утомляемости за счет двиг-го режима,5. индивидуализация оптимальных тренировочных нагрузок в занятиях с оздоровительной направленностью на основе рекомендаций ВОЗ, 6. использование занятий ФУ в борьбе с вредными привычками, 7. приобщение людей различного возраста, пола и состояния здоровья, в том числе инвалидов к активным физ-но-оздоров-ным занятиям, 8. внедрение ОФК как неотъемлемого компонента ЗОЖ, 9.развитие профессионально важных двиг-х качеств, повышение работ-ти.

2. Назначения и виды планирующей док-ции в ОФК.

Для повыше­ния эффективности физ-но-оздоров-й и спортивно-массовой работы в коллективе физкультуры, учебном заведении, про­мышленном предприятии и др. огромное значение имеет уровень орга­низац-й работы, наличие и качество необходимой планирующей док-ции. Рациональное планирование и наличие качественной док-ции необходимо для успешного решения цели и задач оздоровительной фи­зической культуры.

При организации и проведении ФОР необходимо иметь след-ю планирующую док-цию:

3. Календарный план физкультурно-оздоровительных мероприя­тий на год (предназначен для равномерного планирования ме­роприятий, кадровых, материальных и финансовых средств в течение го­да). Разделы: 1. Физ-но-оздоров-ные мероприятия; 2. Комплексные мероприятия; 3. Сорев-я по отдельным видам спорта;

5. План подготовки физкультурного мероприятия– позволяет более тщательно подготовить и более качественно провести запланированное мероприятие,учитывая интересы участников, имеющиеся материальные и финансовые возм-ти про­водящей организации.

6. План-сценарий проведения физкультурного мероприятия –это док- т тщательной разработки очерёдности проведения различных видов физ-но-оздоров-х мероприятий.

3. Закон о туризме. Принят Палатой представителей 10 ноября 1999 года.

ГЛАВА 2: Государственное регулирование туристской деятельности

Основными принципами госу­д-го регулирования турист­ской деятельности являются:

-содействие туристской деят-ти и создание благоприятных ус­ловий для ее развития;

-определение и поддержка при­оритетных направлений туристской деятельности;

-формирование представления о РБ как о стране, благоприятной для туризма;

-осущ-е защиты прав ту­ристов и поддержки туроператоров и турагентов РБ и их объединений.

ГЛАВА 3: Формирование, продвижение и реализация туристского продукта

ГЛАВА 4: Права и обязанности туроператоров, турагентов, иных организаций, осуществляющих туристскую деятельность, и туристов

ГЛАВА 5: Туристские ресурсы Республики Беларусь, государственный кадастр туристских ресурсов

ГЛАВА 6: Безопасность туристов

ГЛАВА 7: Заключительные положения

План, карта, масштаб и измерения по карте.

Уменьшенное изображение земной поверхности на бумаге, выполненное условными знаками в определенном масштабе, называется планом или картой. Изображение, на котором дается значительный участок земной поверхности и при этом учитывается кривизна земли, называется картой. Отличительный признак карты – сетка географических координат.

По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные. Общегеографические карты отображают рельеф, гидрографию, частично почвенно-грунтовой и растительный покров, дороги.

В специальным картам относятся: геологические, почвенные, гидрологические, политико-административные, экономические, дорожные, рельефные, туристские, военные и дрМасштабом называется отношение длины линии на карте (плане ) к длине соответствующей линии на местности, выраженное в одинаковых мерах длины.Различают масштабы численный и линейный.

Измерение расстояний по карте. Чтобы определить расстояние между двумя точками, вначале измеряют это расстояние на карте, а затем, пользуясь масштабом, узнают действительное значение его на местности.В практике очень часто приходится измерять расстояние не по прямым линиям, а по ломаным или извилистым. Например: длину маршрута по дорогам. В этом случае пользуются следующими приемами: шагом циркуля, наращиванием раствора циркуля, курвиметром, на глаз.

Содержание и методика проведения туристских конкурсов.

Конкурс на лучшую постановку туристско-краеведческой ра­боты в школе.Этот вид конкурса проводится по материалам, представлен­ным школой на слет в виде альбомов, отчетов, стендов, отражаю­щих состояние тур-ко-краеведческой работы в школе.Конкурс на лучшее туристское путешествие. Судейская колле­гия, состоящая изглавной судейской коллегии и судейских бригад по видам туризма, изучает док-цию и дает ей оценку в бал­лах. Два экземпляра заявочной книжки, заверенные директором школы, высылаются в оргкомитет слетов-сорев-й. Один эк­земпляр заявочной книжки с решением маршрутной комиссии сле­та возвращается группе. Отчет о путешествии группы старшего возраста составляется в соответствии с «Инструкцией о составлении отчета» и «Положе­нием о слетах-сорев-ях» и должен содержать разделы, каж­дый из которых оценивается определенным количеством баллов.Конкурс на лучший фотомонтаж о походе или на другую тури­стскую фотографию.Оценивается конкурс по следующим показателям: естествен­ность отражения проведения туристского похода, всестороннее отражение жизни юных туристов в путешествии, техничность фотоснимков, качество их изготовления.Конкурс на лучшую самодеятельность.Конкурс на лучший туристский кинофильм, видеофильм.Конкурс на лучшее оформление бивака. Проводится утром после завтрака перед началом соревно­ваний.

После соревнований проводится конкурс на лучший обед. В положении должно быть оговорено, какая часть конкурсов будет обязательной. В положении также оговаривается кол-во результатов, идущих команде в зачет, если команда прини­мала участие во всех конкурсах.

Характеристика средств ОФК.

2. Дополнительные: массаж, биостимуляция, психорегуляция, механотерапия, кинезотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание, фитотерапия, физиотерапия, гигиенические и природные факторы).

Хар-ка спортивного туризма.

Категория сложности похода – это комплексное понятие отражающее совокупность взаимосвязанных между следующих его параметров: Л –протяженность маршрутов в км.Т – продолжительность в днях. ЛП – локальные препятствия. ПП – протяженные препятствия. Г – географический показатель.К – коэффициент перепада высот. Н – новизна.

ППФП, ее цель и задачи.

ППФП представляет собой спец-й вид ФВ,средств и органически связанный с настоящей или будущей проф-й деят-тью. Одной из важных задач ППФП явл. избират-я направленность развития физиолог-х функций к кот-м предъявляет повышенные требования в конкретном виде ТД. Основными факторами определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП явл.:

1.анализ профессиографич. дея-ти той или иной области труда2.хар-р раб. позы и движение3.особое внимание условиям произ-й деят-ти.

Требования к организации и проведению массовых ФОМ.

Участие населения в многоэтапных и разовых ФОМ рассматривается как одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Периодическое участие в многоэтапном и разовом ФОМ оказывает стимулирующее воздействие на ведение ЗОЖ. Однако следует подчеркнуть, что организовывать и проводить этих мероприятий нужно методически правильно, т.к. в них главенствующим явл. соревноват-й метод, как в свою очередь требует у человека проявления максим. усилий. Соревнования зачастую сопровожд-ся эмоц-м напряжением, поскольку играющие стремяться «не уснуть», «выиграть». Методы организации и провед-я любого массового ФОМ начинается с определения физической нагрузки с учетом возраста, пола, уровня ФП участников. Все это учитывается при разработке положения (программы соревнования), того или иного мероприятия. Требования:1. Соответствие форм и средств психофизическим особенностям участников.2.Доступность для всех участников, в т.ч. и для тех. кто еще не приобщился к регулярным занятиям ОФК; 3.Зрелищность и эмоциональность конкурсов и заданий; 4. Целостность и логическая последовательность конкурсов и игр; 5. Комплексное воздействие на двиг. сферу и интеллект; 6. Коллективность действии участников; 7. Ступенчатость и периодичность проведения соревнований; 8. Гласность, сравнимость рез., определенность целей и задач, единство требовании; 9. Высокая культура орг. и проведения соревн-й; 10.Торжественная обстановка, красочное оформление места проведения соревн-й, используемого инвентаря, нарядная одежда участников; 11. Сочетание традиционных и новых ритуалов, соответст­вующих духу времени; 12. Рациональное чередование игровых средств в оздоров.-тренировочных целях. 13. Составление планирующей документации, работника; 14. Присутствие мед. Работника.

Туризм и охрана природы.

Охрана природы от туризма. Как и любая человеческая деятельность, туризм воздействует на природный комплекс и является причиной ухудшения состояния природы (при чрез­мерной «активности» туристской деятельности). Поэтому любой вид туристской деятельности должен осуществляться с учетом экологических требований (экологизация туристской деятель­ности).

Бивуачные работы.

Характеристика ТПМ.

Виды соревнований по туристско-прикладным многоборьям проводятся в технике горнопешеходного, лыжного и велосипедного туризмаГруппы соревнований проводятся по пяти группам:

Особенности лыжного туризма

1. Факторы определяющие специфику лыжного

2. Групповое и личное снаряжение и требования к нему.

3. Организация биваков.

5. Естественные препятствия.

6. Опасности зимнего маршрута.

7. Тактика лыжного похода.

1.К Факторам определяющим специфику лыжного туризма относят сильный мороз, леденящий ветер, пурга, резкие изменения погоды. они накладывают на руководителя и группу множество дополнительных обязанностей выполнение которых способствует успеху путешествия. Прежде всего это относится к подбору участников, осуществлению обширной программы физических тренировок и технического совершенствования, тщательной подготовке личного и группового снаряжения, продуманному подбору высококалорийных продуктов. Планируя путешествие, приходится учитывать влияние короткого дня расположение населённых пунктов, наличие лесов, сложных участков рельефа, темп движения и другие тактико-технические элементы похода.2. Групповое и личное снаряжение и требования к нему. Требования к некоторому снаряжению:2.1. групповое снаряжение:Палатка, печки для отопления палатки, костровое имущество- тросик, с крючьями привязываемый между деревьями, посуда для варки, нагревательные приборы и горючее к ним, санки-волокуши, лавинное снаряжение (лавинные зонды или щупы, лавинные лопатки)личное снаряжение— лыжи, палки, меховые чулки, подшлемник, маска, бахилы, шерстяные варежки, брезентовые рукавицы, очки-консервы, спальник.3. Организация биваков.Каждый участник должен уметь выбрать место для лагеря. Место бивака зимой в лесу выбирается обычно у небольшой полянки или у просеки в глубине леса. Такое расположение защищает от ветра. Желательно чтобы в близи была вода, валежник или нетолстое сухое дерево, а в месте кострища- неглубокий снег.Костёр. Используется различная форма обеспечивающая быстрое приготовление пищи и обогрев участников. При отсутствии сетки для костра роют яму или сооружают настил, используя заваленные стволы. Использование живых стволов только как аварийный вариант. Для разжигания используются кусочки оргстекла, они хорошо горят и не гаснут при сильном ветре.

78. Основные понятия в туризме.

Содержание работы туристической секции.

Основными задачами туристских секций и клубов туристов предприятий, учрежде­ний, учебных заведений и других организа­ций являются:вовлечение в занятия туризмом макси­мального количества членов производствен ного или учебного коллектива (при котором созданы туристская секция) с целью их физического и духовного развития, укрепления здоровья, организа­ции содержательного активного отдыха, ра­ционального использования свободного времени с использованием всех средств ту­ризма;организация туристских походов выход­ного дня и многодневных туристских похо­дов и путешествий, туристских слетов и со­ревнований, туристских спортивно-оздоро­вительных баз, туристских праздников и ве­черов туристской песни, различных турист­ских выставок и т.п.;подготовка спортсменов-разрядников по туризму и общественных туристских кад­ров, необходимых для развития туризма в данной организации; участие в различных туристских меро­приятиях вышестоящего уровня;создание материально-технической базы для занятий спортивно-оздоровительным ту­ризмом путем приобретения туристского сна­ряжения, строительства спортивно-турист­ских полигонов и тренажеров и т.п.; обеспечение сохранности, пополнения и правильного использования туристского инвентаря и снаряжения, принадлежащего туристской секции;Работа по развитию самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма в туристской секции проводится силами туристского актива, из числа которого на общем собрании туристов формируется бюро туристской секции. В составе туристской секции могут действовать различны комиссии по видам туризма и направлениям работы по аналогии с федерациями туризма Высшим органом туристской секции является общее собрание, которое правомочно решать любые организационные вопросы развития туризма в коллективе в соответствии с программно-нормативными документами. Основными документами, определяющими создание и деятельность туристской секции, клуба туристов, а также федерации спортивного туризма по развитии спортивно-оздоровительного туризма являются следующие:

Методы проведения ФОЗ.

Принципы проведения ФОЗ.

Источник

Виды ОФК. Место ОФК в национальной системе физической культуры.

Физическая культура представляет собой сферу социальной деятельности, направленную на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере вос­питания и образования, в производстве и быту.

Физическая культура, являясь сложным социальным явле­нием, имеет собственную структуру. В ней выделяют различные разделы и компоненты, такие как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация (Ашмарин Б.А., 1990; Матвеев Л.П., 2008; Курамшин Ю.В., 2010 и др.).

Причинами, которые побуждают человека заниматься физической культурой и спортом являются: а) улучшение или изменение показателей своего физического состояния, телосложения, развития, здоровья; б) достижение высоких личных результатов в спорте; в) проведение активного досуга, переключение от умственной деятельности к двигательной активности; г) самореализация за счет спортивной деятельности (спортсмены, тренеры); д) общение в кругу единомышленников, придерживающихся здорового образа жизни. (Распределите названные причины в порядке уменьшения их важности для вас).

Физическая культура является одной из составных частей понятия культура. Это сложное понятие, имеющее более 500 смысловых оттенков. Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». В изучаемом нами курсе важным является понимание культуры как процессов материальной и духовной деятельности людей, так и результатов этой деятельности. Например, к культуре относится создание музыкального произведения (духовная деятельность), его исполнение, изготовление партитуры в форме книги, а также музыкального диска (результат деятельности в форме материального объекта).

Л.П. Матвеев подразделяет физическую культуру на базо­вую физическую культуру, спорт, профессионально-приклад­ную, оздоровительно-реабилитационную и фоновую физическую культуру.

Базовая физическая культура составляет фундамент физической культуры. Она направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности. Содержание базовой физиче­ской культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разносторон­него физического развития, т.е. является «базой» для избранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и представ­ляет собой базовое физическое воспитание.

Спорт как компонент физической культуры. Основу спорта составляет соревновательная деятельность. Выделяют «спорт высших достижений» и «базовый спорт». Первый ориентирован на достижение наивысших результатов на уровне предельных и околопредельных человеческих возможностей. Второй обеспе­чивает достижение массового уровня и широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности.

Профессионально-прикладная физическая культура. Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навы­ков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длитель­ное время высокую работоспособность.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура, представляющая собой относительно самостоятельное направ­ление использования физической культуры в качестве средства лечении заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления.

Фоновая физическая культура. Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура (занятия физиче­скими упражнениями в режиме повседневного быта, не связанные со значительными нагрузками: утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреативная физическая культура (использование физических упражнений для отдыха и развлечений: игры на пля­же, гребля, туристические походы и др.). Как правило, в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекция процесса физического развития не происходит. Тем не менее, двигательная активность создает благоприятный функциональ­ный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма.

мея определенные различия по целям, функциям, специфи­ке задач, представленные компоненты физической культуры не только взаимосвязаны, но отчасти совпадают. В частности, ОФК, в соответствии с ее целью и задачами, можно (и следует) отнести одновременно и к оздоровительно-реабилитационной и фоновой физической культуре.

Предметами изучения дисциплины ОФК являются содержание занятий физической культурой и спортом с оздоровительной на­правленностью и способы их использования с целью улучшения физического состояния различных социальных и половозрастных групп населения.

Задачи дисциплины ОФК:

— привить студентам специальные знания, сформировать про­фессионально-педагогические умения и навыки, необходимые для внедрения ОФК в работу с лицами разного возраста и различ­ной степени физической подготовленности;

— вооружить студентов методическими приемами для при­менения ОФК в различных звеньях физкультурной практики в производственных и учебных коллективах, по месту жительства, в сфере массового отдыха;

— привить навыки творческого планирования, проведения, контроля и оценки эффективности различных форм занятий, пре­имущественно оздоровительной направленности, с различными по социальному и половозрастному признакам слоями населения.

Содержание и направленность дисциплины ОФК обусловле­ны потребностями развитого гуманистического общества и отве­чают требованиям, сформулированным в законе «О физической культуре и спорте в РБ», где отмечено, что физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью национальной культуры, способствуют гармоничному развитию личности, достижению долголетия, утверждению здорового обра­за жизни.

История вознкновения ФК:

На вопрос, о том, как возникла физическая культура, отвечают несколько теорий:

1. Теория трудовой деятельности (основоположники: Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев). Это материалистическая теория, согласно которой, физическая культура возникла на основе трудовой деятельности, в процессе которой человек постоянно вынужден упражняться и совершенствовать свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу и т.д.).

2. Теория игры. Ее основоположником является немецкий философ Ф. Шиллер (конец XIX – начало XX в), предложивший теорию, согласно которой, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры, поэтому «физическая культура – это дитя игры».

3. Теория магии. Ее основоположником является английский ученым Рейнак. Согласно этой теории «физические упражнения и игры имеют культовое происхождение». Это характерно для восточных культур, где религия тесно связана с определенными физическими упражнениями.

4. Теория излишней биологической энергии (Спенсером, США). Ее основу составляет положение о том, что «физическая культура – это инстинкт, так как двигательная активность присуща человеку от рождения». (Какая из этих теорий по вашему мнению наиболее достоверна; обоснуйте свою точку зрения).

Потом люди стали придумывать упражнения для подготовки к трудовой деятельности и организовывать передачу этого опыта подрастающему поколению, т.е. воспитывать.

Физическая культура как особый вид деятельности возникла в первобытно-общинном строе. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались орудия охоты. Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, игры постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими. Орудия охоты заменялись специальными игровыми средствами. Так появилось копье с тупым наконечником, клюшки, мяч и др. Следовательно, в родовом обществе физическое воспитание играло большую роль и было равным и обязательным для всех (имело лишь разделение по полу).

В период рабовладения физическая культура претерпела ряд изменений:

а) она приобрела классовый характер и служила интересам господствующего класса; рабы физического воспитания не получали; б) потеряла связь с трудовой деятельностью и стала средством военно-физической подготовки рабовладельцев; в) она стала зрелищной, т.е. начали проводиться публичные спортивные соревнования, возникли Олимпийские игры (Греция); г) физическая культура выделилась в самостоятельную часть культуры общества и широко применялась в семейном воспитании, учебных заведениях, армии, быту, культовых обрядах.

В этих целях во всех рабовладельческих государствах были созданы системы физического воспитания и военно-физической подготовки. Появились специальные учреждения, стали складываться зачатки науки о физическом воспитании. (Почему физическое воспитание стало привилегией господствующего класса в рабовладельческом обществе? Ответ обоснуйте.)

В разных странах развитие физической культуры носило особенные национальные черты. Так, во II в. до н.э. в Месопотамии была изобретена колесница на конной тяге, и написана «Книга тренинга» Киккули, которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу лошадей. В Древней Персии детей (в возрасте 7-16 лет) обучали в воспитательных домах борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. В дальнейшем из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые сохранились вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций Ирана.

По мере распространения рабовладения магический обряд уходил на второй план, все большее значение стал носить эстетический аспект зрелищности: например, египетские фараоны Среднего царства (2040 – 1730 гг. до н.э.) стали создавать училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц и акробатов. На праздниках царя Рамзеса II (1290 – 1223 гг. до н.э.) проводятся соревнования по борьбе и фехтованию, результат этих соревнований оценивали судьи.

В Китае в начале III тыс. до н.э. была написана книга «Кунфу», в которой впервые систематизированы распространенные среди народа, различные упражнения лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных и боевых танцев. Записи в хрониках свидетельствуют о том, что в этот период мальчиков воспитывали в специальных учебных заведениях.

Народ, играл в игру – предшественницу современного футбола – «чжу кэ». Она использовалась как дополнительное средство для развития скорости, ловкости и находчивости в подготовке пеших воинов. Игроки передавали друг другу мяч, нанося по нему удары ногами и руками. Существовало и около 10 правил игры. Особый упор делался на формирование воли и характера.

Следует отметить, что в рабовладельческом строе физическое воспитание было обязательным только для представителей мужского пола (Поясните, почему физическое воспитание в рабовладельческом строе не распространялось на представительниц женского пола).

Наивысшего развития физическая культура и спорт достигли в VIII – IV вв. до н.э. в Греции – города-государства Спарта и Афины и др.

Цель физического воспитания в Спарте состояла в формировании подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося старшим. Система физического воспитания Спарты охарактеризована Платоном (427 – 347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и передавали в распоряжение государственных воспитателей.

Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет. До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое, здоровое потомство.

Система образования в Афинах в V – VI вв. до н.э. способствовала разностороннему развитию молодежи. Афиняне считали, что гармоническое развитие личности обеспечивает умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература (Чем различаются системы физического воспитания в Древних Афинах и в Древней Спарте?).

Система физической культуры в Древнем Риме относится к числу наиболее противоречивых в истории. С одной стороны, союзом городов Римской Империи проводились массовые спортивные игры. Они были самым тесным образом связаны с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков. В программу соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба.

С другой стороны, в Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, также утратили прежние престижные ценности.

В Европе в средние века особенности физической культуры определялись влиянием церкви, которая запрещала народу заниматься физическими упражнениями, проповедовала аскетизм, а заботу о теле, физическое развитие считала грехом.

Благодаря средневековым горожанам-ремесленникам возникли физические упражнения, связанные с их трудовой деятельностью, например метание молота, толкание ядра и др. В городах стали строиться дома для игр в мяч, спортивные площадки, наладился выпуск игрового инвентаря, соревнования стали регламентироваться договорными правилами.

Воспитание детей рыцарей было организовано так: до семи лет их воспитывали в семье, после чего их отправляли на обучение к крупному феодалу-сюзерену или королю. До 14 лет они помогали по хозяйству и исполняли роль пажей, осваивали рыцарский этикет и занимались физическими упражнениями. С 14 лет пажей производили в оруженосцы, вручали меч и шпоры, и до 21 года они занимались исключительно военно-физической подготовкой. Учение завершалось посвящением в рыцари. (Какие виды спорта входили в программы физической подготовки будущих рыцарей?).

Для проверки военно-физической подготовленности рыцарей проводились рыцарские турниры. С середины XIV века рыцарей учили тактическим и техническим элементам поединка пеших воинов.

Эпоха Возрождения в Европе характеризуется усилением интереса к физической культуре. Так в Мантуе (Италия) в конце XIV в Витторино да Фельтре открыл школу, именовавшуюся Домом радости. Здесь применялись новые методы воспитания, основанные на сочетании умственного, эстетического и физического воспитания.

Дети занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. В отличие от других средневековых школ занятия физическими упражнениями проводились на свежем воздухе. Фельтре не допускал телесных наказаний.

В результате промышленного переворота, успехов, достигнутых в военном деле, культуре, науке и искусстве, прогресс был заметен также в области физического воспитания и спорта. Буржуазия нуждалась в людях, способных укреплять ее военное и политическое господство. Чтобы воспитывать таких людей, буржуазия создает ряд новых передовых для своего времени средств, форм и методов общего, и в том числе и физического воспитания.

Появляются школы нового типа – филантропины, преподавание в которых строилось на основе сочетания умственного и физического воспитания. В них обучались ученики трех категорий: сыновья из знатных семей, выходцы из средних слоев – будущие учителя и слуги – дети простого народа. Учителя этих школ использовали физические упражнения, известные им из разных источников, а некоторые даже писали книги, обобщая в них собственный практический опыт и то, что им удавалось узнать из книг. Наиболее известными из этих учителей были Герхарт Фит (1765 – 1836) и Иоганн Гутс-Мутс (1759 – 1839).

В Новое время, следовавшее за временем мрачного Средневековья и начавшееся с возрождения античного идеала человека – умного и физически развитого, были созданы несколько систем (гимнастик), получивших широкое распространение.

Немецкая система гимнастики (система Яна – Эйзелена – Шписса) состояла из порядковых, вольных упражнений, упражнений со снарядами, массовых упражнений и игр.

Шведская гимнастическая система учитывала зависимость формы движений от анатомического устройства тела. Каждое занятие – замкнутое единство. Оно начиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.

Французская гимнастическая система – создана полковником Франциско Аморосом (1770 – 1848). Цель – научить солдата преодолевать пространство и препятствия.

В Чехии появилась сокольская гимнастика. Ее идея заключалась «в стремлении к физическому и нравственному совершенствованию всего народа, к развитию в нем национального чувства». Периодически в Праге проводились слеты «соколов», на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах.

Жорж Демени (1850 – 1917) создал гимнастику, опирающуюся на правила: 1. Гимнастика должна быть динамичной; 2. Движения должны выполняться с полной амплитудой; 3. Движения должны быть естественными и размашистыми, а не отрывистыми и угловатыми; 4. Те мышцы, которые не участвуют в движении, должны быть полностью расслабленными; 5. При разучивании упражнений необходимо переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от неизвестных к известным (Назовите те правила Ж. Демени которые выполняются при занятиях гимнастикой в настоящее время).

В конце XIX, начале ХХ века среди юношей и девушек широкое распространение получило скаутское движение. Бойскауты и герлскауты для приобретения различных знаков отличия должны были успевать в спорте, естествознании, «в жизни на открытом воздухе» и т.п.

Начали проводиться международные соревнования. Одной из самых знаменательных вех конца XIX века в спортивной жизни стал расцвет легкой атлетики.

На занятиях по системе, разработанной австрийскими педагогами, физические нагрузки контролировались измерениями и наблюдениями, но педагогические задачи решались слабо.

Несколько иная концепция физического воспитания получила распространение в англо-саксонских странах, особенно в США. Ее основу составляла идея использования физической культуры для восполнения недостатков в здоровье и физическом развитии детей, вызванных общественными противоречиями. Ученикам предоставлялось право самим выбрать из учебного материала то, что им больше нравится. В результате постепенно колледжи и университеты стали основными центрами спортивной работы с детьми и молодежью. Были открыты специальные физкультурные учебные заведения, спортивные школы и интернаты; развернулась научно-исследовательская работа.

Во время Второй Мировой войны физическое воспитание подрастающего поколения и воинов было полностью направлено на цели военных действий. Особенно тщательную физическую подготовку проходил летный состав войск, а также разведчики.

После завершения Второй Мировой войны право граждан на физическое воспитание было закреплено в конституциях и законодательных актах. Укреплялась и расширялась материальная база физкультурного движения, началось строительство крупных спортивных сооружений. Промышленные фирмы, учитывая интерес населения к таким занятиям, наладили выпуск соответствующего спортивного инвентаря и оборудования, одежды и обуви.

В 1975 г. была утверждена европейская хартия «Спорт для всех», определившая порядок деятельности правительственных и неправительственных органов по развитию физической культуры, включающей общедоступные занятия ходьбой и бегом, аэробику и атлетическую гимнастику, плавание и купание, игры на воздухе, устройство простейших открытых соревнований, походы на лыжах, туристические прогулки и экскурсии и т.п.

Возрождение Олимпийских игр

В конце XIX в. бурный рост экономических и культурных международных связей нашел свое отражение и в спорте. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов разных стран. (Приведите 2-3 названия современных международных спортивных организаций).

С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований, создания центра международного спортивного движения. Стали необходимы: единая организация, стоящая над международными федерациями отдельных видов спорта, и такие соревнования, которые охватывали бы все виды спорта, периодически повторялись и в ходе которых фиксировались бы достигнутые результаты. Особое влияние на развитие физической культуры в мире оказало возрождение Олимпийского движения.

В 1880 г. группа либералов-республиканцев во главе с бароном Пьером де Кубертеном (1863 – 1937) учреждает Национальную лигу физического воспитания. В 1892 г. он выступил в Сорбонне на собрании спортивных клубов Франции с лекцией о возрождении Олимпии и предложил возобновить Олимпийские игры.

Спустя два года в июне 1894 г., на международной конференции в Париже было принято решение возродить Олимпийские игры и проводить их каждые четыре года с участием представителей всех народов. Делегаты конференции создали Международный Олимпийский комитет (МОК). Было решено возрожденные Олимпийские игры провести на их родине – в Греции.

Первые Олимпийские игры Нового времени прошли с 6 по 15 апреля 1896 г. в Афинах. Игры I Олимпиады собрали 295 спортсменов из 13 стран. Спортсмены состязались в девяти видах спорта. Игры стали мощным импульсом для развития современного спорта в мировом масштабе.

Цель современного Олимпийского движения – способствовать укреплению мира во всем Мире путем воспитания молодежи через занятия спортом без дискриминации и в олимпийском духе, который призывает к взаимопониманию, дружбе, честной игре. Олимпийские игры в настоящее время являются своеобразной формой укрепления единства мира. В них принимают участие представители более 150 стран.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *