Что такое офорт в графике

Офорт — вид гравюры и печатной техники

Офорт — разновидность металлической гравюры, старинная техника глубокой печати с использованием метода травления кислотами печатных форм. Название «офорт» дословно переводится с французского «Eau forte» как «крепкая вода». Техника офорта позволяет получать с травленых досок большое количество качественных оттисков (эстампов) на бумаге.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Отличительные особенности и краткая история офорта

Офорт возник в начале XVI века в Германии как альтернативная техника изготовления печатных форм. При традиционном способе обработки доски мастеру приходилось сильно нажимать резцом на металл, чтобы получить детализированное изображение.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Офорт выполняют с использованием предварительной обработки доски кислотоупорным лаком. Это значительно упрощает процесс создания рисунка. Гравер с минимальными физическими усилиями обрабатывает слой лака режущим инструментом, а затем кислота протравливает металл на нужную глубину.

Благодаря использованию новой техники мастера смогли создавать более выразительные изображения на твердом металле. Это позволило передавать различные оттенки тона на печатном оттиске.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Первые художественные офорты, изготовленные в Аугсбурге Даниэлем Хопфером (Daniel Hopfer), датируются 1501 годом. Чуть позже новым видом печатной графики увлекся выдающийся живописец эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Он создал множество великолепных гравюр на стальных и медных досках.

Но наибольшей популярности искусство офорта достигло в XVII веке в Голландии. Большой вклад в развитие этого вида графики внес Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt). Во Франции около 1500 гравюр создал Жак Калло (Jacques Callot), в Италии творили известные мастера офорта Гвидо Рени (Guido Reni) и Хосе Рибера (José Ribera).

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

На рубеже XVIII-XIX веков несколько серий знаменитых гравюр выполнил Франциско Гойя (Francisco Goya). В дальнейшем к этой технике графики часто обращались в своем творчестве известные импрессионисты:

В ХХ веке с развитием химической промышленности появилась возможность заменить токсичные компоненты на менее вредные для здоровья человека травящие вещества: полотерный воск и акрилаты.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

На портале Very Important Lot можно принять участие в аукционах, чтобы приобрести на торгах гравюры, картины и предметы антиквариата. Здесь коллекционеры также покупают напрямую у современных художников их работы.

Источник

Офорт

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte ) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.

Содержание

История

Первые датированные оттиски со стальных травлёных досок относятся к 1501—1507 годам — работы мастера из Аугсбурга Даниэля Хопфера. Приблизительно в это же время швейцарским резчиком и гравёром У. Графом было исполнено несколько офортов, самый известный из которых относится к 1513 году. В 1515—1518 годах Альбрехт Дюрер создал шесть офортов на стальных досках, в числе которых и его знаменитая «Большая пушка».

Техника

Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления остальной лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Таким образом, офорт является разновидностью глубокой печати.

Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами и, что основное — травления, эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые средства выразительности как по характеру линий, так и в фактурности, тональной глубине широкого диапазона.

Мастера офорта

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

См. также

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Офорт» в других словарях:

ОФОРТ — (фр. eau forte). Оттиск гравюры с доски, на которой рисунок вытравлен острой водкой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОФОРТ гравюра, отпечатанная таким образом: на металлич. доске, покрытой особой… … Словарь иностранных слов русского языка

офорт — а, м. eau forte f. азотная кислота. 1. Специальная кислота, применяемая при гравировании. Лучинский 1879. 2. Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами. БАС 1. Маковский в то время как раз увлекался… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

офорт — гравюра, аквафорте Словарь русских синонимов. офорт сущ., кол во синонимов: 2 • аквафорте (2) • грав … Словарь синонимов

Офорт — (от фр. eau forte азотная кислота) гравюра на металле, изготовленная посредством травления участков поверхности, на которой отсутствует защитный слой лака. Офорт … Реклама и полиграфия

ОФОРТ — (французское eau forte азотная кислота), вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углублённое… … Современная энциклопедия

ОФОРТ — (от франц. eau forte азотная кислота) вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение… … Большой Энциклопедический словарь

ОФОРТ — ОФОРТ, офорта, муж. (франц. eau forte букв. азотная кислота) (иск.). Гравюра на меди или цинке, изготовляемая путем протравливания кислотами рисунка, нанесенного на покрытую лаком поверхность металла. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

ОФОРТ — ОФОРТ, а, муж. Гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры. Выставка офортов. | прил. офортный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Офорт — (фр. eau forte – азотная кислота) – вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные листы протравливают кислотой, а полученное углубленное изображение… … Энциклопедия культурологии

Источник

Офорт

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике
Рембрандт. «Слепой Товий». 1651.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике
И. И. Нивинский. Фронтиспис к книге И. В. Гёте «Римские элегии». Цветной офорт. 1933.

Литература: П. Е. Корнилов, Офорт в России XVII-XX вв., М., 1953; Б. Р. Виппер, Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; В. М. Звонцов, В. И. Шистко, Офорт, (М., 1971); Terrapon M., L’eau-forte, Gen., 1975.

(от франц. eau-forte – азотная кислота), разновидность гравюры на металле, в которой углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Изобретён в нач. 16 в. гравёрами Д. Хопфером (Германия) и У. Графом (Швейцария). Техника офорта не требовала от художника такой длительной и точной работы, как в применявшейся до этого резцовой гравюре на металле. Подогретую металлическую доску покрывают слоем кислотоупорного лака, поверх которого наносится рисунок иглой. Эта техника допускает возможность исправлений – достаточно стереть тонкий слой лака и затем нанести его снова. Когда рисунок готов, доска погружается в раствор кислоты. Кислота протравливает (разъедает, углубляет) те части доски, которые не защищены лаком, то есть линии рисунка. Затем лак с доски смывают, тампоном наносят типографскую краску, которая забивается во все углубления. Офорт печатают на бумаге с помощью специального пресса. В 16 в. для создания офортов применяли железные доски; в 17–18 вв. – медные, в 19 в. – цинковые.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике
Дж. Б. Тьеполо. «Весёлый сатир с семьёй». Офорт. 1735—40 гг.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике
И. Ф. Зубов. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту». Ок. 1727—29 гг.

Линии в офорте получаются гибкими, разнообразными, с их помощью можно передавать тончайшие оттенки и самые сложные эффекты светотени. Блестящими мастерами офорта были в 16 в. А. Дюрер (Германия), в 17 в. – Рембрандт (Голландия), А. Ван Дейк (Фландрия), Ж. Калло (Франция); в 18 в. – Дж. Б. Тьеполо, Каналетто, Дж. Б. Пиранези (Италия); А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Ф. Буше (Франция); Ф. Гойя (Испания); в 19–20 вв. – Ж. Ф. Милле, К. Коро, Э. Манэ, П. Пикассо (Франция); Дж. Моранди (Италия); А. Менцель, К. Кольвиц (Германия); Дж. М. Уистлер (США); И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский (Россия).
ПА́ГОДА (португ. pagoda, от санскр. бхагават – священный; кит. бао-та – башня сокровищ), буддийская культовая постройка, имеющая вид павильона или многоярусной башни. Пагоды, предназначенные для хранения священных реликвий или обозначавшие места, связанные с деяниями Будды, возводили в странах Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) и Индии. Строительным материалом для культовых сооружений служили дерево, камень, кирпич, железо.

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике
Пагода Даянта. 652–704 гг. Сиань

Тип пагоды сложился в первые века н. э. в Китае (кирпичная пагода Сунъюэсы в провинции Хэнань, 520 г.). В Индии пагоды имели вид ступ, в которых, как правило, хранились части нетленных мощей Будды. В Японии пятиэтажные башни строились из дерева, деревянные балки скреплялись вместе практически без гвоздей, выступы устанавливались в пазы, каждый следующий этаж был чуть меньше предыдущего. Сложные шарнирные крепления и прочная колонна («симбасира»), находившаяся в центре, удерживали пагоду в вертикальном положении при сильных землетрясениях (пагоды храмов Якусидзи в Хэйдзё, ныне Нара, 8 в., и Кё-о Гококудзи (Тодзи) в Киото, 15 в.).

Источник

Что такое офорт в графике

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графикеЧто такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графикеЧто такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графикеЧто такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графикеЧто такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике

Офорт

Лицевую сторону офортной доски покрывают тонким слоем кислотоупорного грунта (офортного лака). На этом грунте стальными иглами выцарапывают рисунок, обнажая металл. На черной поверхности грунта очень отчетливо проступают награвированные линии. Используя разные иглы, различные приемы работы ими, художник легко выполняет самый сложный рисунок. Затем офортную доску погружают в кювету с кислотой. Чаще всего для травления пользуются азотной кислотой, разбавляя ее водой в различных пропорциях. Кислотоупорный лак надежно предохраняет доску, и кислота вытравливает в глубину только награвированные штрихи. В соответствии с замыслом художник может вести травление в несколько приемов, то есть протравливать различные места гравюры на разную глубину. На офортной доске можно легко делать поправки, вносить дополнения, ослаблять или же вовсе удалять отдельные места при помощи стальных шаберов и гладилок. Офорт печатается особой краской; печатание производится на специальной офортной бумаге с горячей доски; под очень сильным давлением вала офортного станка краска из всех углублений офортной доски перетискивается на влажную бумагу. Игловой офорт справедливо называется классическим офортом, так как он является основой основ офортного искусства. Только уверенно владея этой манерой, художник может рассчитывать на успех в других манерах.

Широко распространенной манерой является акватинта, позволяющая вводить в офорт тоновые плоскости различной силы я фактуры, напоминающие заливки тушью. Особенно часто акватинта применяется в сочетании с игловым офортом. Хорошим примером сочетания штриха с большими тоновыми плоскостями являются офорты Гойи (илл. 12).

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике
13. В. Звонцов. Ранней весной. 1962. Мягкий лак

Манера сухой иглы не связана с травлением, но ее обычно относят к технике офорта. Способ гравирования прост, а оттиски исключительно красивы. Гравирование производится остро отточенной стальной иглой прямо на шлифованной доске. По краям штрихов образуются острые выступы, заусеницы; эги заусеницы, или, как их называют иначе, барбы, при печатании задерживают около штрихов краску, придавая линии особую сочность, мягкость и бархатистость. Художник В. Волков в листе «Путепровод» удачно применил манеру сухой иглы. Взяв, казалось бы, весьма обыденный мотив из жизни города, художник рассказал, сколь красивым и значительным бывает то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Манера сухой иглы позволила избежать перегрузки произведения штрихом и тоном (илл. 14).

Что такое офорт в графике. Смотреть фото Что такое офорт в графике. Смотреть картинку Что такое офорт в графике. Картинка про Что такое офорт в графике. Фото Что такое офорт в графике
14. В. Волков. Путепровод. 1961. Сухая игла

Цветную печать художники практикуют в различных манерах офорта. Известны два способа цветной печати в офорте. Печать с одной доски заключается в том, что награвированную доску набивают различными красками при помощи кистей или маленьких тампонов. Иногда ограничиваются одним цветным оттиском, но чаще по цветному отпечатку еще раз оттискивают ту же доску, набивая ее одним рисующим цветом (обычно черным), что объединяет офорт, смягчает границы цвета. Такого рода цветная печать требует большой сдержанности в использовании цвета. Неумело раскрашенная доска дает оттиск, напоминающий грубо и безвкусно подкрашенную репродукционную гравюру. Значительно выше по художественным достижениям способ печатания цветного офорта с нескольких досок, когда для каждого цвета гравируется отдельная доска. Оттиск отличается гармоничным и скромным цветовым строем.

Подробно останавливаться на других манерах офорта (резерваж, лавис, меццо-тинто и др.) в этом очерке невозможно, но каждая из них имеет свои достоинства. Различные манеры офорта применяются как в чистом виде, так и в многообразных сочетаниях. Для искусства офорта характерно обилие технических приемов во всех процессах создания эстампа (гравирование, травление, печать).

Офорт выделяется среди других эстампов особыми художественными качествами, придаваемыми прежде всего глубокой печатью. Штрих на оттиске имеет небольшой рельеф, выступает над поверхностью бумаги, что нетрудно заметить невооруженным глазом или наощупь. Отдавленная на бумаге плоскость доски, имеющая легкий тон, усиливает цельность, собранность произведения. Благодаря рельефности штрих в офорте создает особые цветовые эффекты и отличается большим разнообразием, редкой глубиной и напряженностью тона. Такие широкие возможности, позволяющие решать сложные творческие задачи, издавна привлекали к офорту не только графиков. Лучшими офортистами, как правило, были крупнейшие художники (Рембрандт, Гойя, Коро, Милле, Репин, Серов и т. д.).

Для офорта XVIII века характерны поиски новых приемов работы, создание новых манер. Техника офорта все более усложняется. Появляются первые опыты цветной печати в офорте. Поиски новых способов, технических приемов очень часто связаны с задачами репродуцирования. Вновь открытые манеры нередко используются прежде всего в репродукционном офорте. Например, в Англии в XVIII и начале XIX века очень популярны были сложные репродукционные офорты в черной манере. Из мастеров офорта XVIII века выделяются итальянские художники Тьеполо, Каналетто и Пиранези.

Ярким явлением в истории искусства стали офорты с акватинтой испанского художника Ф. Гойи. Для эмоционально напряженного, сурового искусства Ф. Гойи творческой находкой было сочетание травленого штриха с широкими пятнами акватинты. Социально острые, драматические офорты Ф. Гойи посвящены героической борьбе испанского народа против наполеоновской интервенции (серия «Ужасы войны») или разоблачению испанской реакции (серия «Капричос»).

В России офорт известен со второй половины XVII века. В технике офорта работал, например, мастер-иконописец Симон Ушаков, ряд иностранных мастеров, обучавших этому искусству русских художников. Более широкое развитие офорт получил в нашей стране в XIX веке. Из многочисленных художников, работавших в офорте, назовем О. А. Кипренского, Ф. А. Бруни, Т. Г. Шевченко, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, В. Д. Поленова, Н. Н. Ге, С. В. Иванова, Н. Н. Герардова. Велика заслуга В. В. Матэ, воспитавшего в Академии художеств многих замечательных мастеров офорта. Офорты В. А. Серова немногочисленны, но, бесспорно, принадлежат к лучшим произведениям этой техники в русском искусстве.

В советском изобразительном искусстве плодотворно работали и работают художники старшего поколения, сохраняя и развивая лучшие традиции этой техники, расширяя и углубляя технические приемы. К их числу относятся И. Нивинский, В. Фалилеев, П. Шиллинговский, Е. Крутикова, Г. Верейский, Д. Кутателадзе, Л. Овсянников, М. Добров и другие.

Источник

Что такое офорт в графике

Пишет Xeni_Nephidei: Привет, я хочу рассказать вам об офорте. И показать картинки, собственноручно полученные в офортной мастерской, где я им и занимаюсь.

Офорт — это графическая техника, а точнее, это гравюра по металлу. Обычно используют тонкие пластины таких металлов, как медь, цинк, железо. У нас в мастерской в основном делают гравюры на меди, и я сама тоже использовала только этот металл. Процесс создания немного отличается в зависимости от металла.

Вот, для начала, фото главного жителя любой офортной мастерской. Знакомьтесь — печатный станок. Подобные станки использовались и в 19 веке, и раньше. Ничего не меняется.

Итак, принцип гравюры на металле в том, что произведение создается на металлической пластине, с которой потом можно делать отпечатки на бумагу. Таким образом, возможно делать тираж оттисков.

Раньше художники поступали так: печатали определенный тираж оттисков, а затем резали пластину на столько же частей. Покупать оттиска получал кусочек пластины в придачу — в качестве гарантии того, что больше оттисков уже печатать не будут, и цена каждого оттиска из тиража не будет падать.

Прежде всего, медь подготавливают к работе. У нас в мастерской медь лежит прямо в рулонах, и ее поверхность сперва нужно отполировать.

Для этого медь сначала шкурят, затем полируют специальной пастой, добавляя уайт–спирит в качестве растворителя. Затем вся поверхность тщательно обезжиривается с помощью мела в виде порошка. В конце–концов пластина становится зеркально гладкой.

Этот этап — самый грязный. Приходится повозиться. Но отполировать медь как следует очень важно, особенно, если будешь делать акватинту.

Гладкую сухую медь кладут на плиту и начинают грунтовать. Для этого ее намазывают специальным лаком, который предохраняет от химических растворов вроде азотной кислоты. В состав лака, если не ошибаюсь, входит воск и асфальтовая крошка, а также канифоль. Горячая пластина равномерно закрывается тонким слоем этого лака.

После этого пластину коптят на огне, прямо поверх слоя лака. Это делается лишь для того, чтобы поверхность пластины стала черной, и рисовать было удобнее.

Затем на черную рабочую поверхность надо перевести рисунок с эскиза. Хотя можно рисовать прямо на пластине без предварительных манипуляций. Некоторые художники, например, вообще брали загрунтованные пластины с собой на пленэр и царапали рисунок с натуры.

Но мы обычно делаем сначала эскиз. Лист с контурным карандашным эскизом опускается в ванну с водой, кладется поверх пластины, которая затем проходит через печатный станок. От давления графитный рисунок отпечатывается на черной поверхности. Таким образом, рисование на пластине происходит как бы в зеркальном отображении.

Итак, начинается самое важное — рисование.

Вот, например, полностью отрисованная работа, самый первый подход.

Слева лежит офортная игла, сделанная из стали. Она очень острая. Рисовать нужно с достаточным нажимом, ведь штрихи должны царапать поверхность меди сквозь грунт. Посл трех часов работы у меня обычно ужасно болит большой палец.

Нужно отметить такую особенность рисования по медной пластине. Здесь принцип набора тона отличается от просто рисунка. То есть, если в рисунке темнота достигается в том числе за счет более сильного нажима на карандаш, то в офорте нажим роли почти не играет. В офорте все завязано на глубине штриха. Чем глубже штрих — тем больше краски войдет в него при печати. И тем темнее этот штрих выйдет на бумаге.

Ну а глубина штриха зависит от того, насколько долго этот штрих взаимодействовал с кислотой при травлении.

Именно поэтому пластина с рисунком травится в несколько приемов. Самые светлые места работы травятся от нескольких секунд до 1–3 минут. Самые темные могут травиться чуть ли не больше часа. Конечно, от концентрации кислоты многое зависит.

Итак, травление. Когда на пластину нанесен весь рисунок, пластину пора помещать в раствор азотной кислоты. Перед этим задняя сторона пластины покрывается разведенным защитным лаком — тем самым, который накладывался в качестве грунта на рабочую сторону пластины.

Затем пишут план травлений. Это просто список областей работы, которые различаются между собой по тону. Сначала пишут, что на рисунке должно быть самым светлым, в конце — самые темные и контрастные детали. Обычно слоев 4–5.

И наконец, пластина погружается в страшную кислоту:

Здесь раствор азотной кислоты находится в самом левом корыте. Он ярко–голубого цвета. Жутко въедливый. На руках остаются желтые пятна. Если попадет на одежду — то будут желтые и зеленые пятна на светлой ткани и красные на темной. Ужасно щиплет.

Пластина в кислоте выглядит как–то так:

Штрихи словно светятся — значит, реакция идет хорошо. На поверхности штрихов появляются маленькие пузырьки образовывавшегося кислорода. Их нужно убирать, иначе они очень быстро будут разъедать медь. Мы сгоняем их птичьими перьями)

Скорость реакции зависит от площади поверхности травления. Чем больше голых штрихов — тем быстрее и лучше травится работа. Конечно, нельзя забывать про концентрацию.

Когда первый по глубине слой штрихов был протравлен, пластину достают, ополаскивают в воде и сушат. Когда вода полностью выветрится из штрихов — разведенным лаком закрашивают все самые светлые места на работе. Когда лак высохнет — пластину снова травят. В самом конце травится все самое темное — все части работы, которые еще не закрыты лаком. Они потом получатся самыми глубокими.

Когда травление окончено — пора делать пробный оттиск. Смываем весь лак с пластины. К сожалению, не могу сейчас сфотографировать медную пластину после травления и без лака от нормальной работы. Поэтому покажу вам маленькую пластиночку — мою самую первую. Это шкала — для того, чтобы потом смотреть, насколько темные штрихи получаются после разного времени травления.

Для того, чтобы напечатать оттиск, пластину сначала промывают ацетоном, потом еще затачивают фаски — напильником подшлифовывают края пластины, чтобы получился красивый «скос». А затем начинают набивать краску.

Очень удобно делать это пластиковыми карточками. Особенно банковскими) Краска тщательно забивается в штрихи. Краску используем специальную офортную — на масляной основе. Очень стойкая. Оттиски потом можно в ванну класть — ничего, естественно, не растечется и не смоется. Такая краска сохнет три дня.

Когда краска размазана карточкой по поверхности — берут проклеенную марлю и ею начинают «чистить» поверхность:

А в конце еще и калькой полируют, снимая лишнюю краску с чистых участков пластины.

Затем пластину с краской кладут на талер станка. Накрывают вымоченной в воде офортной бумагой (ну или просто ватманом. Но офортная бумага мажорнее). Потом сверху кладут сукно. Один или два слоя, а то и больше. Регулируют давление валика станка. И вот, начинается прекрасное: нужно ровно, без остановки крутить колесо станка. Чувствую в такие моменты себя то ли штурманом корабля, то ли Фортуной… (фото старое, простите)

Если на оттиске видно, что что–то нужно доделать — снова грунтуем его, снова рисуем все, что надо доделать, травим…печатаем..
И так долго. А потом лежат эти оттиски стройными рядами, разных цветов, сохнут.

А вот пластина рядом с оттиском. Только здесь помимо травленого штриха использована техника акватинты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *