Что такое охота в карелии
Охота
Природный мир Карелии совершенно особенный. Этот удивительный край радует своей неповторимой сказочной красотой каждого, кто его посетит, в любое время года! Карелия считается идеальным местом для душевного отдыха. Здесь, среди природной красоты и спокойствия, можно по-настоящему расслабиться и забыть обо всем на свете.
В Карелию очень часто приезжают для того, чтобы порыбачить или поохотиться. Особенно популярна охота в Карелии осенью. Это сезон считается наиболее удачным, хотя сюда можно приезжать круглый год. Вторая половина сентября и весь октябрь считается идеальным периодом для охоты на кабана. Почти всю осень и до конца марта можно охотиться на благородного оленя. А для охоты в Карелии на медведя советуют выбирать время с 1 августа по 30 ноября или же приезжать сюда весной.
На базе отдыха «Черные камни», расположенной в Карелии, созданы все условия для вашей неповторимо азартной и качественной охоты. Благодаря высокому уровню сервиса нашей базы отдыха, охота в Карелии может проходить по индивидуальной программе, с учетом всех пожеланий наших дорогих гостей!
Если вы думаете, что для более удачной осенней охоты в Карелии вам нужен егерь, можете воспользоваться его профессиональными услугами. До места охоты гостей нашей базы отдыха могут довезти: мы предоставляем возможность арендовать автомобиль на сутки и более.
С прейскурантом всех цен на охоту в Карелии вы можете познакомиться на нашем сайте или при личном общении с сотрудниками базы отдыха «Черные камни».
Сведения об охотничьих угодьях
Охота в Карелии на нашей базе отдыха организуется в собственных угодьях, площадью 50 тыс. га. Угодья представляют собой хвойные и смешанные леса, с обильным подростом и подлеском, с полянами и небольшими полями, а также болотами и озерами.
Все это создает идеальные условия для охоту в любой период года
Наши опытные егеря организуют охоту на высочайшем уровне! Вы сможете оформить путевки прямо на месте. На базе отдыха возможно проведение индивидуальной охоты для группы до 5 охотников одновременно. Что может гарантировать максимально удачную охоту в Карелии? Конечно же, хороший запас дичи и профессиональная охотничья организация. На базе отдыха «Черные камни» все это есть в избытке, поэтому ваш охотничий тур будет успешным на 100%.
Осенняя охота на кабана
Минимальная длительность всего тура: 3 дня/2 ночи
Индивидуальная охота осуществляется следующими способами:
С вышки. В основном охота на кабана в Карелии происходит в тёмное время суток, поэтому охотнику необходимо иметь приспособления, позволяющие охотиться ночью. Этот способ охоты наиболее предпочтителен, так как позволяет довольно точно определить пол и вероятный возраст зверя, что позволяет отстреливать нужных особей без уничтожения репродуктивного стада.
С подхода. Охота производится также в тёмное время суток на кормовых полях или в местах подкормок животных. Данный способ охоты на кабана в Карелии приемлем только для опытных охотников, имеющих солидный опыт стрельбы «с руки» и серьёзный навык практической стрельбы.
Охота на Благородного Оленя
Виды охоты: охота на Европейского оленя в Карелии, осенняя охота на Марала.
Рекомендуемый сезон: сентябрь-март (трофейная охота)
Минимальная длительность всего тура: 3 дня/2 ночи
Индивидуальная охота осуществляется следующими способами:
С вышки. Охота на оленя в Карелии проводится в утренние и вечерние часы.
На реву (сентябрь – октябрь). Индивидуальная охота на самца оленя с подхода. В период гона существенно повышается вероятность выманить старых и осторожных животных, обладающих роскошными рогами. Хорошим подспорьем в охоте на оленя в Карелии во время гона являются легкие заморозки. В холодную погоду олени ревут интенсивнее.
Прочие доп. услуги (Возможно включить в программу пребывания):
Стоимость аренды всей базы отдыха: по запросу.
Примерная программа охотничьего тура
Заезд. Размещение. Знакомство с базой.
Обсуждение предстоящей охоты.
Национальные особенности охоты и рыбалки в Карелии
Карельская охота и карельская рыбалка отличаются тем, что птицы, звери, рыба вольны, как ветер, никто не содержит их в вольерах, чтобы выпустить под выстрел заказчика, никто не держит за забором лося, а медведя на цепи, никто не разводит мальков, чтобы потом они стали добычей за хорошие деньги. Здесь все просто, нужно только уметь охотиться или рыбачить и стараться сделать это с наименьшим ущербом для природы.
Карельские охотничьи просторы отличаются от охотничьих угодий других территорий необъятной России или прочих стран. В Карелии нет полей, лугов, цивилизованной сети дорог, специально построенных деревень. Среди лесов, озер, болот, рек и речек петляет множество грунтовых дорог, которые чаще всего ведут в никуда, заканчиваются в неосвоенными просторами. Эти дороги, как правило, накатаны там, где рубили карельский лес, ведь Карелия славится своей древесиной. Не пугайтесь карельских болот: непроходимых среди них нет.
Стоит проверить навыки ориентации на местности. Времени учиться владеть компасом или картой при серьезной охоте не будет. Хорошо, если есть с собой навигатор, сейчас он замечательно выручает, но и им надо уметь пользоваться, а не учиться на ходу. Не пугайтесь: в Карелии трудно заблудиться, но все-таки можно.
В Карелии не практикуется охота с машины, поэтому охотник должен уметь выследить дичь, подкрасться к ней и верно выстрелить. Первый раз стоит воспользоваться услугами опытного коллеги по увлечению, потому что по книгам научиться правильно охотиться в Карелии практически невозможно.
И напоследок немного о шуме. Собственно, тихо вести себя на охоте и рыбалке должен каждый и всегда. Относится это не только к Карелии. Если охотник или рыбак кричит, курит, кряхтит или кашляет, он распугает всю рыбу сразу, у него почти нет шансов подойти к глухарю, ну а про медведя и говорить нечего. Такая охота обречена с самого начала. Вспугнутый кашлем охотника медведь может вообще уйти из района охоты не на одну неделю, пока не успокоится. Лучше отложить поездку на некоторое время, потому что ваш кашель может повредить не только вам.
Удачной охоты в Карелии и не только!
Посмотреть программу экскурсионных туров по Карелии с охотой и рыбалкой на озерах и Белом море
Охота / Mečästys
Вот и добрались мы до особенностей национальной охоты: с приметами и суевериями; с ружьём, рогатиной и силками. Отправляемся в лес. Кого встретим — неизвестно (боимся заранее). Kauhie on karhu mečäššä, hirvi vielä hirveämpi / Медведь в лесу страшен, лось ещё страшнее, говорили карелы.
Фотоохота. Фото: Игорь Подгорный
Начнём издалека: с карельских охотников, которые и карелами-то ещё не были.
На беломорских скалах (Залавруга) древний художник выбил сцену охоты на лося. Буквально неолитический комикс: вот преследователи на лыжах / снегоступах спустились с пригорка (единая лыжня). Их трое (три следа от палок). Вот они разошлись, преследуя добычу. Охота удачная: все три стрелы лося поразили.
Петроглифы Залавруги (Беломорский район). Фото: Игорь Георгиевский
Сегодняшние охотники говорят, что лось, добытый осенью, всю зиму кормит четыре среднестатистические семьи.
Ружьё / Orožu
С. Приклонский. Народная жизнь на Севере. 1884:
«У крестьян нет средств обзавестись ружьями, и потому громадное большинство населения, будучи не вооружено, не может отважиться на борьбу с хищниками. Даже пастухи, и те редко имеют ружья.
Крестьяне, промышляющие охотою, имеют только самые дешёвые ружья, сделанные в местных кузницах, до такой степени дурные, что удивляешься, как возможно делать из них какое нибудь употребление. У крестьян сложилась следующая, весьма характерная, поговорка о здешних ружьях: «Ствол со Щукина, ложе с Лыкина, замок с Казани, курок с Рязани, а забойник (шомпол) дядя из полена сделал».
Что можно сделать против зверя с таким убогим самопалом, который при том же, составляет дорогую редкость не всем доступную?!
В XVIII и начале XIX века карельские мастера кремниевые ружья делали сами, позднее (когда появлялась возможность) покупали в городах.
Так как большинство охотничьих ружей были шомпольными, к ним требовался охотничий «припас», состоящий из емкости для хранения пороха (пороховницы), мерки для пороха, двух-трех холщовых мешочков для пуль, дроби, пыжей. Все это охотник носил с собой в лес, привешивая на пояс или ремень.
Карелы были превосходными стрелками, умели добывать белок так, чтобы не испортить выстрелом шкурку. Надо было попасть белке в рот — иначе скупщик не купит шкурку. А птицу некоторые умельцы сбивали камнем в голову — без выстрела.
Подготовка / Varustus
Перед походом в лес охотник-карел должен был сходить в баню. Париться нужно первым, причем использовать при этом строго свежий веник. После бани — поесть из отдельной тарелки и лечь спать отдельно от жены.
Опытные охотники брали из подполья бани землю, которую затем клали в мешочек и крепили к поясу. Некоторые за день до охоты шли к соседям и старались выпросить у них что-нибудь в долг. Эту вещь нужно было взять с собой в лес: считалось, что она принесет удачу или, во всяком случае, защитит от несчастья.
Другая разновидность этого поверья применялась в том случае, если отчаянный карел собирался идти на медведя. Тогда ему приходилось каким угодно образом получать кусок хлеба от самого сердитого жителя древни. Как именно такой житель определялся, история умалчивает. Так или иначе, добытый кусок должен был медведя разъярить и заставить его выйти прямо в руки к охотнику.
Промысловая избушка с печью по-чёрному. 1893. Фото: Harry Hintze, Helsingfors
Более разумные предки с медведем встречаться, наоборот, не хотели. Такие брали с собой в лес печную золу, которая вообще считалась средством, защищающим человека от всяких опасностей.
Думал охотник-карел (как ни странно) и о практичных вещах. Например, о еде, которую надо взять с собой. На севере это были часто сушеные колобы с дыркой посредине для продевания веревки. К ним прилагалась соль и в некоторых случаях — масло. Важно: женщинам к этой еде прикасаться запрещалось.
Приметы / Ennustukset
Выходить в лес охотник старался самым ранним утром, когда все в доме и деревне спали. Главное было не будить женщин: станут провожать — жди беды. Выбравшись на свежий воздух, он продолжал быть скрытным. Двигаться в направлении свободы предок предпочитал не главной улицей, а гумнами и прочими задворками. Если шли коллективом, о месте встречи договаривались заранее и шли туда поодиночке.
Кроме женщин, предвестником несчастья считалось любое животное, перебежавшее охотнику дорогу. В такого зверя не грех было и выстрелить, пока не ушел в рассвет: косвенная самозащита. Встречаются даже версии, что в злодея старались палить не простыми пулями, а «заговорными». Считается, что такие снаряды содержали небольшую долю серебра. Если серебра под рукой не оказалось, можно было использовать пули, которые охотник держал в кармане во время пасхальной заутрени.
Охотник, Тихтозеро. Фото из коллекции Национального музея Карелии
Перебегающее дорогу животное считалось признаком беды, вероятно, потому, что в нем суеверный карел видел перевоплощенного злодея-колдуна. И всё-таки куда страшнее была встреча с женщиной, несущей молоко. Тут уж лучше было сразу возвращаться домой.
Но был вариант: повернуться к вестнице несчастья спиной и кланяться в обратную сторону, приговаривая «я не я, а такой-то». Беда этим обманывалась и переходила на другого человека. О реакции гордой карельской женщины историки умалчивают.
В лесу / Mečäs
В лесу первым делом надо заключить договор с лешим. Для этого добытчик находил точку пересечения двух (если трех — совсем хорошо) тропинок, вставал на нее и трижды выкрикивал имя лесного духа. В ответ на это деревья (по сценарию) должны были зашуметь. Охотник поворачивался лицом в ту сторону, откуда доносился особенно интересный шум, и бросал левой рукой через правое плечо кусок хлеба. Договор заключен.
Чтобы поймать дичь, карельский охотник буквально усеивал лес силками — у некоторых предков их число доходило до полутора тысяч. На обход и проверку уходило дня три. Уже попавшую в ловушки добычу могли попортить вороны и лисицы, но и против этого у хитрого предка имелся прием: он брал лепешку и клал ее на какой-нибудь полусгнивший пень. В обмен на взятку леший обязался защищать пойманную дичь от притязаний хищников.
Бывало, что дичь пропадала из силков. Карельский охотник — честный охотник, но тут некоторые руководствовались магическими соображениями: если забрать по одному глухарю или лисице — то после этого вся добыча определенного вида будет доставаться экспроприатору.
Капкан на лису. Конец XIX — начало ХХ века, Калевальский район. Из коллекции Национального музея Карелии
Р. Тароева. Материальная культура карел. 1965:
Кäpälälauta (финск. käpälys; käpälä «лапа», lauta «доска»). Орудие, характерное для калевальских охотников, по всей вероятности, было им издавна известно и применялось в XIX — начале XX века. У финнов существовала поговорка «Huutaa kuin repo käpäläpuussa» («Кричит, как лиса в ловушке»).
Медведь / Kondii
К концу XIX века карел увидел в охоте доходный промысел — пусть и не настолько доходный, как рыбалка или добыча леса. И все-таки в 1895 году на юге Олонецкой губернии медвежью шкуру продавали по 10-15 рублей за штуку, лисью могли продать за четыре рубля, шкуру лося — за десять.
Пристрелка ружей на медвежью добычу. Ружьё нацелено на убитую медведем корову (туша лежит на расстоянии выстрела). Варахвонтта изображает медведя. Фото: И.К. Инха. Беломорская Карелия, 1894
А. Сборнов. Путешествие по Карелии, 1895:
На медведя, по большей части, охотятся несколько человекъ вместе, вооруженных винтовками, рогатинами, топорами и ножами. Несчастий с охотниками при такой охоте почти не случается. Того же нельзя сказать, когда на медведя идет один охотник, нередко только с рогатиною, да с ножем. При такой охоте охотник, нередко, делается жертвою лютости зверя: последний либо загрызет до смерти охотника, либо обезобразит его более или менее сильно.
Убитый медведь. Кемский уезд, Архангельская губерния. 1903. Фотография из книги «Kainuun historia»
Источник: nexplorer.ru
Vagöy kondii mečäs on, ga hänen tal’l’al muatah / Силен медведь в лесу, но люди на его шкуре спят, хвастались карелы.
Промысел / Elinhommat
Зимой же карел охотился на куницу. Ждал глубокого снега, вставал на лыжи и вместе с лайками начинал выслеживать зверя. Собаки со временем отыскивали нору, после чего охотник находил способ выгнать из нее куницу.
Очень популярна была охота на белок. В 1895 году наблюдатель сообщал, что «истребление белок» в Олонецком крае достигло грандиозных масштабов, отчего ряды грызунов существенно проредились. Из тысячи беличьих шкурок выходило десять «мехов», за каждый из которых отдавали по 20-25 рублей. Мехами из олонецкой белки торговали не только в Санкт-Петербурге, но и, например, на крупнейшей в России Нижегородской ярмарке.
Е. Исполатов. Страна карелов, ее природа и жители. Естествознание и география, 1900:
Лайка, этот истинный друг всех северных народов, так сказать, универсальная собака. С ней охотятся на всякую дичь: как на медведей и на белок, так и на птиц. По интонации лая карелы умеют даже узнавать, кого выгнала собака: будет ли это метчо — старый глухарь, или копал — молодой, или тедри — тетерка, или просто белка. Только рябчики обыкновенно не выносят лая и улетают.
На разных пернатых карел охотился по-особому. Тетерева, например, выслеживали весной, летом и осенью. Весной их искали на открытых болотинах и возвышенностях, куда птицы слетаются токовать. Летом охотились с собаками, которые поднимали тетерева под пули. Осенью охота проходила на утренней заре, когда тетерева сидя на деревьях.
На птиц охотились преимущественно глубокой осенью и зимой. Пойманную за некоторое время дичь охотник сохранял до продажи в лесу — вывешивал туши на жерди так, чтобы не добрались хищники. Благодаря низкой температуре мясо не портилось довольно долго. Угрожали ей только воры — и кражи случались нередко.
Одной из самых трудных считалась охота на оленя и лося. Оба они очень быстро передвигаются по лесу, а лось еще и опасен благодаря своим габаритам и мощным рогам. Охотились на братьев наших копытных карелы зимой, причем старались дождаться глубокого и рыхлого снега: охотник встанет на лыжи, а жертва будет постоянно проваливаться, сбивая скорость и дыхание. Всё как у древних художников.
За рябчиком / Lähtie pyylöin mečänajoh
На самую что ни на есть настоящую охоту мы отправились с Ильёй Тиминым, егерем Ольгинского охотничьего хозяйства (неподалеку от Шапшезера).
Охота
Охотничьи трофеи. Фото: Илья Тимин
Разрешение на охоту в общедоступные угодьях выдает Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Это не бесплатно: госпошлина (650 рублей) плюс налоговый сбор (глухарь 100 рублей, кабан — 450, лось — 1 500, медведь — 6 000 рублей). Волка добывать можно бесплатно, его впишут в разрешение на дичь или пушнину. Сроки охоты по каждому виду строго определены.
Илья Тимин, инспектор Клуба охотников Карелии, егерь Ольгинского охотничьего хозяйства неподалеку от Шапшезера:
— Что такое охота? Для кого-то развлечение, для кого-то настоящая страсть. Сегодня мы охотимся не ради еды (хотя добытый осенью лось может целую зиму кормить четыре среднестатистические семьи). Мы охотимся ради адреналина, ради возвращения на минуту вот в это первобытное состояние, когда ты остаешься один на один с добычей.
А есть те, кто получает охотничий билет, проникшись идеей, что окажется в элитной компании. Эти люди чаще стреляют по банкам на пикниках, в лучшем случае охотятся «на готовое»: им находят токовище, приводят на ток, подводят к глухарю. Остается только курок нажать.
Охотники и охотоведы со стажем говорят, что если ты пришел с ружьем в лес после того, как тебе исполнилось тридцать, вряд ли из тебя получится настоящий, глубинный охотник. Начинать надо в детстве — вместе с отцом, с дедом. Исследовать территорию, искать птицу, видеть ее красоту. И не забирать у природы больше, чем тебе нужно.
— Я знаю многих карельских охотников, потому что на протяжении нескольких десятилетий — член правления Карельского общества охотников и рыболовов, — говорит Валерий Тольский. — В последние годы произошла очень серьезная трансформация в охотничьем сообществе. Если раньше (в советское время) охотники были публикой среднего — и даже невысокого — материального достатка, то сегодня для этого нужно быть состоятельным человеком.
И это если ты охотник самостоятельный. А охотничий туризм? Время от времени натыкаюсь на объявления: гостям Карелии предлагают охоту на лося — и стоит это удовольствие порядка 90 тысяч рублей.
История первобытная
На беломорских скалах (Залавруга) древний художник выбил сцену охоты на лося. Буквально неолитический комикс: вот преследователи на лыжах / снегоступах спустились с пригорка (единая лыжня). Их трое (три следа от палок). Вот они разошлись, преследуя добычу. Охота удачная: все три стрелы лося поразили.
Петроглифы Залавруги (Беломорский район). Фото: Игорь Георгиевский
Ученые полагают, что люди на территорию нынешней Карелии пришли около девяти тысяч лет назад. Пришли с юго-востока и осели на побережье Онежского озера и Белого моря. Тепло (средняя температура по республике тогда была куда выше, чем сейчас), много рыбы-птицы, ягод и грибов.
И, конечно, главным делом для неолитического человека была охота. Это не голословное предположение: в 1930-х годах на Южном Оленьем острове, в семи километрах юго-восточнее острова Кижи, археологи провели масштабные раскопки.
В Оленеостровском могильнике обнаружили 177 погребений возрастом от семи до девяти тысяч лет. Кроме богатого антропологического материала археологи нашли более 7 000 предметов, в основном орудия охоты и рыболовства: наконечники стрел, гарпуны, ножи и кинжалы из камня и кости.
Татьяна Бердашева, руководитель отдела выставок музея-заповедника «Кижи»:
— Как выглядели охотники эпохи неолита? Ответ на этот вопрос дал художник и исследователь Михаил Герасимов. В первой половине прошлого века он разработал методику восстановления лица по черепу. Как рассказывал сам ученый, «параллельно со своей археологической работой я изучал антропологический материал, препарировал головы, измеряя толщину мускульного покрова. Много времени прошло, прежде чем я рискнул предложить на суд антропологов свои работы».
Герасимов создал более 200 скульптурных портретов-реконструкций. Среди них Тамерлан и Иван Грозный, Улугбек и Андрей Боголюбский. В этом ряду и два жителя Карелии, из тех, кто рыбачил и охотился на берегах Онего тысячи лет назад.
Реконструкции лиц по черепам из Оленеостровского могильника. Экспозиция Национального музея РК. Фото: Татьяна Бердашева
История новая
Охотники и карельская медвежья лайка. Фото: Инто Конрад Инха / совместный портал музеев Финляндии
А это уже конец XIX века, портрет фотографический. О традициях карельской охоты к этому моменту мы знаем многое.
В XVIII и начале XIX века карельские мастера кремниевые ружья делали сами, позднее (когда появлялась возможность) покупали в городах.
Так как большинство охотничьих ружей были шомпольными, к ним требовался охотничий «припас», состоящий из емкости для хранения пороха (пороховницы), мерки для пороха, двух-трех холщовых мешочков для пуль, дроби, пыжей. Все это охотник носил с собой в лес, привешивая на пояс или ремень.
Карелы были превосходными стрелками, умели добывать белок так, чтобы не испортить выстрелом шкурку. Надо было попасть белке в рот, иначе скупщик не купит шкурку. А птицу некоторые умельцы сбивали камнем в голову, без выстрела.
«Олонецкие губернские ведомости» (газета выходила с 1838 по 1917 год) часто публиковали материалы, посвященные этнографии, фольклору и истории края. Охотничьим традициям в этих исследованиях посвящались многие страницы.
Публиковались в губернии и краеведческие издания: «История Олонецкой губернии» (1895), «Олонецкий край» (1895), «Олонецкий край и его естественные богатства» (1897). Благодаря исследованиям краеведов мы сегодня хорошо представляем себе, что из себя представлял охотничий промысел в XIX веке (а с учетом традиций — и столетия назад).
Перед походом в лес охотник-карел ходил в баню. Париться нужно первым, причем использовать при этом строго свежий веник. После бани— поесть из отдельной тарелки и лечь спать отдельно от жены.
К. Логинов. Материалы по традиционным обрядам и представлениям населения Карелии, связанным с баней:
В баню в традиционном обществе всегда ходили охотники и рыбаки перед отправлением на промысел. Чтобы промысел был удачным, исполнялся специальный ритуал. Женатые мужчины в предбаннике проныривали под подолом своей супруги, которая вставала на табуретки или лавки. Этим, по поверьям, снимался сглаз с рыбака и охотника.
Завершив этот акт, охотник или рыбак ждал, пока вымоется супруга, потом шел в баню один. После мытья в бане ему не полагалось прикасаться не только к супруге, но и к тем вещам, которые она трогала. Промысловик сам собирал себя в дорогу и выходил из дому так, чтобы не встретить женщину, будь то мать или жена.
Выходить в лес охотник старался самым ранним утром, когда все в доме и деревне спали. Главное было не будить женщин: станут провожать — жди беды.
Охотник, Тихтозеро. Фото из фондов Национального музея Карелии
Предвестником несчастья считалось и любое животное, перебежавшее охотнику дорогу. В такого зверя не грех было и выстрелить, пока не ушел в рассвет: косвенная самозащита.
В лесу первым делом надо заключить договор с лешим. Для этого добытчик находил точку пересечения двух (если трех — совсем хорошо) тропинок, вставал на нее и трижды выкрикивал имя лесного духа. В ответ на это деревья (по сценарию) должны были зашуметь. Охотник поворачивался лицом в ту сторону, откуда доносился особенно интересный шум, и бросал левой рукой через правое плечо кусок хлеба. Договор заключен.
Чтобы поймать дичь, карельский охотник буквально усеивал лес силками — у некоторых предков их число доходило до полутора тысяч. На обход и проверку уходило дня три. Уже попавшую в ловушки добычу могли попортить вороны и лисицы, но и против этого у хитрого предка имелся прием: он брал лепешку и клал ее на какой-нибудь полусгнивший пень. В обмен на взятку леший обязался защищать пойманную дичь от притязаний хищников.
К концу XIX века карел увидел в охоте доходный промысел, пусть и не настолько доходный, как рыбалка или добыча леса. И все-таки в 1895 году на юге Олонецкой губернии медвежью шкуру продавали по 10-15 рублей за штуку, лисью могли продать за четыре рубля, шкуру лося — за десять.
А. Соборнов. Путешествие по Карелии, 1895:
На медведя, по большей части, охотятся несколько человекъ вместе, вооруженных винтовками, рогатинами, топорами и ножами. Несчастий с охотниками при такой охоте почти не случается. Того же нельзя сказать, когда на медведя идет один охотник, нередко только с рогатиною, да с ножем. При такой охоте охотник, нередко, делается жертвою лютости зверя: последний либо загрызет до смерти охотника, либо обезобразит его более или менее сильно.
Пристрелка ружей на медвежью добычу. Ружьё нацелено на убитую медведем корову (туша лежит на расстоянии выстрела). Варахвонтта изображает медведя. Фото: И.К.Инха. Беломорская карелия, 1894
Алексей Конкка, старший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, кандидат исторических наук:
— Охота и рыболовство связаны у карел с самыми архаичными представлениями, верованиями, обрядами и навыками. Стоит посмотреть на петроглифы — это именно охота: на оленя, на лося, на кита.
Ну а если говорить о временах более близких, то самой результативной (в плане пищи) была охота на диких оленей — раньше здесь бродили большие стада. Потом шел лось. И птица, конечно: у охотников были путики (лесные тропы, где размещали ловушки) длиной от нескольких километров до двух десятков.
Но еще с давних времен по северам добывали пушнину (куница, горностай, белка), которая через многие руки шла в Европу. Вообще, самые активные вывозили дичь и рыбу зимой за границу, на ярмарки в Финляндию (которая раньше Швецией была). У этой торговли тоже давние корни: путешественники еще в XV веке описывали эти торговые пути лесные.
Карело-финская лайка — потомок аборигенных собак. Фото: Игорь Георгиевский
На разных пернатых карел охотился по-особому. Тетерева, например, выслеживали весной, летом и осенью. Весной их искали на открытых болотинах и возвышенностях, куда птицы слетаются токовать. Летом охотились с собаками, которые поднимали тетерева под пули. Осенью охота проходила на утренней заре, когда тетерева сидя на деревьях.
На птиц охотились преимущественно глубокой осенью и зимой. Пойманную за некоторое время дичь охотник сохранял до продажи в лесу — вывешивал туши на жерди так, чтобы не добрались хищники. Благодаря низкой температуре мясо не портилось довольно долго. Угрожали добыче только воры— и кражи случались нередко.
Одной из самых трудных считалась охота на оленя и лося. Оба они очень быстро передвигаются по лесу, а лось еще и опасен благодаря своим габаритам и мощным рогам. Охотились на братьев наших копытных карелы зимой, причем старались дождаться глубокого и рыхлого снега: охотник встанет на лыжи, а жертва будет постоянно проваливаться, сбивая скорость и дыхание. Всё как у древних художников.
Истории охотничьи
К сожалению, в южных районах Карелии с боровой дичью сегодня реальная проблема. Если раньше стая тетеревов в сорок птиц — это была обычная нормальная стая. А сегодня стая из пяти-семи тетеревов — это о как много!
Причин несколько. Есть природные факторы — к примеру, плохая зима. Глубокого снега нет, птице не спрятаться, а мороз может ударить в любой момент. От урожая ягод многое зависит.
Но есть фактор и человеческий, урбанистический. Мы вырубаем лес, осушаем болота — меняем естественную среду обитания, она становится для животных и птиц некомфортной.