Что такое охрана моп мкд
НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И МЕСТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме. Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.
В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.
Итак, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.
У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.
Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.
Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.
Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.
Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.
Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.
Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.
Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений. Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.
А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.
Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.
Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.
В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.
Места общего пользования в многоквартирном доме
В многоквартирных домах есть общие места, доступ к которым свободен для всех.
В строительстве такие места фиксируются как МОП. Что такое МОП в многоквартирном доме?
МОП: расшифровка в строительстве
Аббревиатура МОП расшифровывается, как «места общего пользования/посещения». Такие места доступны для общего использования и являются собственностью жильцов дома.
Посторонние люди также могут посещать их и пользоваться ими без согласия жильцов. К примеру, проходящий мимо человек может постоять под крыльцом дома, чтобы переждать дождь, или оставить свой автомобиль на стоянке.
Назначение данных мест – создать комфортные условия для людей. Отделка МОП редко выполняется, поскольку их внешний вид не имеет большого значения для людей.
Что входит в МОП в многоквартирном доме? Перечень мест общего пользования обозначен в ст. 36 ЖК РФ. К МОП относится вся площадь дома, за исключением квартир, которые находятся в личной собственности граждан, а также придомовая территория.
Перечислим основные места общего пользования:
Нежилые помещения и территории МКД не всегда доступны для всех. К примеру, посторонние люди не смогут зайти в подвал или подняться на чердак, в шахту лифта или на крышу.
Чем отличается МОП от ОДН?
Собственники квартир обязаны оплачивать услуги ЖКХ, потреблённые на ОДН — общедомовые нужды (ст. 249 Гк РФ, ст. 39 ЖК РФ, ПП РФ № 354 от 06.05.2011 г.
Собственнику или нанимателю квартиры в МКД наряду с их собственными жилыми помещениями принадлежит также доля общего имущества дома, которая рассчитывается пропорционально размеру общей площади квартиры собственника. Поэтому жильцы обязаны оплачивать потребление электроэнергии/горячей воды не только у себя в квартире, но и потребление на общедомовые нужды.
Электроэнергия ОДН — это освещение общей собственности жильцов: подъездов, лестниц и т.п.; работа лифтов и другого электрооборудования, необходимого для комфортного проживания в доме.
Горячая вода ОДН — это вода, потребляемая при выполнении работ в МКД, необходимых для обеспечения качественного содержания общего имущества и при использовании оборудования, входящего в состав общего имущества, предназначенного для обеспечения безопасных условий проживания жильцов; сюда же включаются потери горячей воды и тепловой энергии.
Правила пользования МОП
Согласно ст. 244 ГК РФ, имущество, которым владеют 2 и более лиц, является их общей собственностью. Это значит, что владельцы могут эксплуатировать объект на равных правах.
Общая собственность подразумевает невозможность деления имущества, так как этого не допускает закон. Общее имущество может находиться в совместной или долевой собственности жильцов.
Пользоваться общим имуществом, находящимся в совместной или долевой собственности, могут все жильцы квартир. Право пользования индивидуальными предметами, находящимися в общем помещении, можно получить только после согласования с владельцем.
Каждый владелец обязан по закону вносить свой вклад в содержание общего имущества путём оплаты налогов, издержек на содержание в надлежащем состоянии и прочие расходы.
Равные права на коллективную собственность подразумевают равные расходы на её содержание, которые включены в оплату общедомовых нужд. Также для поддержания надлежащего состояния МОП необходимо проводить работы по обслуживанию, что регламентируется постановлением Госстроя №170.
Работы по обслуживанию включают:
В квитанции по оплате жилья можно увидеть строку «общедомовые нужды», куда включены затраты на обслуживание МОП в многоквартирном доме.
Чтобы определить свою долю оплаты МОП, нужно общую сумму разделить на площадь всех квартир, а затем умножить на площадь квартиры каждого собственника. Следовательно, чем больше квартира, тем выше будет оплата МОП.
Ответственность за порчу
Многие жильцы многоквартирного дома сталкивались с нецензурными надписями на стенах подъездов или порчей имущества на прилегающей территории. Для предотвращения таких явлений можно прибегнуть к установке камер видеонаблюдения или к найму консьержки.
По факту порчи имущества можно привлечь хулиганов к ответственности (ст. 7. КоАП) в виде штрафа от 300 до 500 рублей. При значительной порче — от 40 тысяч руб. до 5 лет лишения свободы.
Для возмещения урона собственники могут обратиться в управляющую компанию или в суд с коллективным заявлением.
Электроэнергия МОП
Некоторые жильцы интересуются, что такое электроэнергия МОП в квитанции ЖКХ? Это коммунальная услуга подачи электроэнергии к общим местам. Раньше эти затраты «прятались» в статье «содержание и ремонт жилья», но после выхода ПП № 354 освещение МОП стало отдельной услугой.
Ст. 36 ЖК РФ включает в МОП: лифт, коридоры, чердаки, подвалы и другие нежилые помещения, в которых используется электричество.
Согласно ст. 158 ЖК РФ, каждый владелец квартиры в МКД обязан регулярно оплачивать квитанции ЖКХ (куда входит и электроэнергия) за своё собственное жильё и принимать долевое участие в уходе за общими территориями.
Практически во всех регионах РФ действует норматив — 7 кВт в месяц на МОП в доме, не оснащённом лифтом, и около 14 кВт для домов с подъёмными механизмами.
Жильцы многоэтажек, не оснащённых коллективным счётчиком, оплачивают электроэнергию за МОП в соответствии с актуальными нормативами путём распределения между квартирами в долевом соотношении.
Сумма платежа в квитанции ЖКХ зависит от площади квартиры, а не от потребления электричества на собственные нужды.
Если дом оборудован счётчиком, то на сумму платежа оказывают влияние:
Показатель также зависит от наличия в МКД коммерческих объектов — магазинов, медцентров, частных детских садов и пр. Иногда оплата светящихся рекламных вывесок «растворяется» в электроэнергии МОП.
Чтобы жильцы были уверенным в том, что в квитанции ЖКХ указана только фактически потраченная электроэнергия МОП, ТСЖ или управляющая компания должны пригласить специалиста для проведения инвентаризации оборудования и определения схемы подключения коммерческих соседей.
Можно ли отказаться от оплаты МОП? Нет, нельзя. Законодательство предписывает всем владельцам квартир МКД платить за киловатты, израсходованные в общих помещениях, даже в том случае, если в квартире долгое время никто не жил, ведь формула расчёта за потребление электроэнергии основывается на площади квартиры.
Игнорирование требований закона приведёт к тому, что поставщик энергоресурса МОП будет решать проблему с неплательщиком в судебном порядке.
Уборка МОП в многоквартирном доме
Уборка мест общего пользования МКД является обязательным условием надлежащего содержания общедомового имущества. Работники обязаны соблюдать периодичность и нормы, принятые на законодательном уровне.
Нормы
В услуги компании, обслуживающей общедомовое имущество, входит:
Обслуживание мусоропроводов включает предоставление следующих услуг:
При обнаружении повреждений техперсонал дома не обязан устранять их самостоятельно. Необходимо передать информацию в управляющую компанию, сотрудники которой обязаны решить проблему.
Периодичность выполнения уборки в подъездах установлена на законодательном уровне:
На основании вышеуказанных правил составляется график уборки МОП в многоквартирном доме.
Оплата за уборку МОП
Что такое уборка МОП в квитанции? Это оплата жильцов за уборку в подъезде, которая производится ежемесячно согласно показателю в квитанции ЖКХ.
Стоимость данной услуги складывается из 3 основных составляющих:
Согласно закону, персонал МОП не может получать зарплату за уборку общих территорий ниже, чем установленный МРОТ. Размеры оплаты труда устанавливаются 1 раз в год.
Что делать, если уборка МОП проводится некачественно?
Низкое качество уборки в подъездах МКД ‒ распространённая проблема. Часто в местах общего пользования скапливается мусор, образуются паутина, пыль. В случае выявления такой проблемы не стоит молчать и терпеть: грязь в подъезде ‒ это не только неэстетично, но и небезопасно для здоровья.
Обратитесь в управляющую организацию, обслуживающую ваш МКД. Сотрудники УК обязаны предпринять меры, поскольку в оплату ЖКХ входят затраты на проведение уборки в подъездах.
Составьте письменную претензию и направьте её в ТСЖ или управляющую компанию. Данный документ не имеет строго определённой формы, однако в нём должны быть отражены основные пункты, такие как:
Претензия составляется в 2 экземплярах: один направляется в УК, а второй (с пометой о принятии) остаётся у жильцов.
После получения претензии УК обязана направить комиссию, которая произведёт оценку качества предоставляемых услуг по уборке помещений. При бездействии управляющей компании жильцы вправе направить свою жалобу в прокуратуру, районную или городскую администрацию, в Роспотребнадзор. Максимальный срок рассмотрения претензии составляет 30 дней.
Итак, МОП — это места общего пользования, доступ к которым имеется у всех жильцов многоквартирного дома. За обслуживание таких мест жильцы обязаны платить, что отражено в квитанциях ЖКХ.
Если вам приходят платёжки с большими счетами за уборку или потребление электроэнергии в МОП, то вы вправе направить претензию, чтобы перепроверить корректность расчётов. Платить, конечно, надо, но не стоит переплачивать.
ВС пояснил, когда собственники примыкающих к МКД зданий должны платить за содержание общего имущества
22 июля Верховный Суд вынес Определение № 309-ЭС21-5387 по делу № А50-179/2019 о споре между ТСЖ и собственником примыкающего к многоквартирному дому здания о плате за пользование общим имуществом МКД.
Суды посчитали, что общие инженерные сети – не основание взимать плату за содержание общедомового имущества
ООО «Гарантия» на праве собственности принадлежит нежилое административно-офисное здание общей площадью 2,5 тыс. кв. м, расположенное на земельном участке, где находится многоквартирный дом под управлением ТСЖ «Попова, 23». Договор управления между ТСЖ и обществом заключен не был.
Полагая, что принадлежащее обществу здание входит в состав единого жилого комплекса с многоквартирным домом, ТСЖ посчитало, что оно должно также нести расходы на содержание общедомового имущества. В связи с этим ТСЖ направило «Гарантии» претензию с требованием о погашении задолженности за период с июля 2017 г. по сентябрь 2018 г. в общей сумме 570 тыс. руб. Поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, последовал иск в суд.
В сентябре 2019 г. по делу была произведена судебная экспертиза, которая заключила, что многоквартирный жилой дом и административно-офисное здание общества не имеют общих строительных конструкций, в том числе фундамента, несущих стен, плит перекрытий, иных плит, несущих колонн, ограждающих несущих конструкций, крыши, что свидетельствует об отсутствии между конструкциями объектов неразрывной физической или технологической связи.
Вместе с тем было установлено, что стороны совместно используют центральный тепловой пункт, системы водоснабжения и теплоснабжения. Система теплоснабжения и водоснабжения жилого дома используется для получения коммунальных ресурсов административным офисным зданием, что свидетельствует о наличии между инженерными системами объектов неразрывной физической или технологической связи. Иными словами, при отсоединении трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения административного офисного здания от систем, расположенных в ЦТП, поставка ресурсов в него прекратится. Кроме того, эксперты указали, что офисное здание и МКД имеют общее помещение ЦТП, расположенное в подвале и являющееся техническим помещением. В заключении также указано, что согласно проектной документации многоквартирный жилой дом и пристроенное к нему нежилое здание запроектированы в составе одной стройки.
19 июня 2020 г. Арбитражный суд Пермского края частично удовлетворил исковые требования ТСЖ, взыскав с общества «Гарантия» 47 тыс. руб. за тепловую энергию, вывоз ТБО и опрессовку узла. Апелляционный и окружной суды оставили решение без изменений. При разрешении спора суды руководствовались положениями ст. 210 ГК РФ, ст. 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, п. 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также учли разъяснения, содержащиеся в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 64.
Суды отметили, что разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу МКД, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от определения назначения данного помещения – возможности использования его в самостоятельных целях или только по вспомогательному назначению. Они посчитали, что использование теплового пункта, а также прохождение инженерных коммуникаций через многоквартирный жилой дом не являются основаниями для признания нежилого здания частью многоквартирного жилого дома. Оценив результаты экспертизы, все инстанции пришли к выводу, что спорное нежилое здание, расположенное на обособленном земельном участке ответчика, не является единым объектом с многоквартирным домом, в связи с чем не имеется оснований признавать ответчика участником долевой собственности на общее имущество МКД и возлагать на него плату за содержание и текущий ремонт общего имущества.
ВС указал, что суды проигнорировали выводы экспертизы
В дальнейшем ТСЖ обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, в которой указало на наличие на стороне общества неосновательного обогащения в виде невнесенной платы за пользование общим имуществом МКД, в связи с чем возмещение затрат легло на собственников двух жилых домов. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС после изучения материалов дела выявила существенные нарушения норм материального права нижестоящими инстанциями.
Ссылаясь на п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ, Суд напомнил, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Как пояснил ВС, ст. 249 ГК установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно аналогичной норме, изложенной в п. 1 ст.158 ЖК, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Экономколлегия отметила, что результаты экспертизы подлежали должной правовой оценке судами исходя из нормативных требований к определению состава общего имущества, которая имела важное значение для рассмотрения спора. ВС обратил внимание, что у судов имелось заключение экспертов о том, что МКД и административно-офисное здание имеют общие системы водоснабжения и теплоснабжения; ЦТП, расположенный в нежилом помещении МКД, и техподполье являются общедомовым имуществом, поскольку в них расположены вводы и проходят общедомовые инженерные сети, которые питают два жилых дома и все встроенно-пристроенные нежилые помещения, в том числе и помещения ответчика.
ВС подчеркнул, что в судебных актах отсутствуют какие-либо сведения об изменении фактически технических характеристик объекта, в том числе о переходе на самостоятельное водоснабжение, теплоснабжение, минуя ЦТП, расположенный в помещениях дома, а также их обслуживание, как и основания для изменения наименования объекта по кадастровому учету с определением спорного объекта как здания.
Высшая судебная инстанция указала, что суды сделали вывод об отсутствии у многоквартирного дома и здания, принадлежащего ответчику, общего имущества, поскольку приняли во внимание в заключении экспертов лишь выводы о присутствии отдельных элементов общего имущества, перечисленных в п. 2 Правил. ВС отметил, что нижестоящие инстанции ошибочно не дали правовую оценку обстоятельствам по делу, связанным с проектированием и возведением МКД со встроенно-пристроенным помещениями как одного строительного объекта.
ВС учел и тот факт, что ТСЖ при рассмотрении дела также указывало, что оказывает услуги по содержанию и ремонту придомовой территории общего имущества с 1999 г. и предыдущий собственник оплачивал расходы по содержанию общего имущества, в отличие от ответчика, который продолжает пользоваться благоустроенной освещаемой охраняемой территорией жилого комплекса, контейнерами для ТБО, расположенными на территории комплекса, осуществляет разгрузочно-погрузочные работы, на территорию комплекса въезжает его транспорт.
Со ссылкой на Постановление КС РФ от 29 января 2018 г. № 5-П Верховный Суд отметил, что сам факт существования и сохранность каждого из помещений в МКД обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в нем обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения.
«Соответственно, не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и возложение расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество», – отмечено в определении.
Суд также обратил внимание, что согласно имеющимся в материалах дела протоколам собраний собственников помещений ответчику установлена плата за услуги содержания и ремонта общего имущества в 2,5 раза ниже, чем для других собственников нежилых помещений. В сниженный тариф не включена плата за лифты, их обслуживание и ремонт, за работу вахтеров-лифтеров, уборку подъездов и лестничных маршей, придомовой территории, тариф включает плату за содержание ЦТП, работу персонала, обслуживающего инженерные сети, работу аппарата управления товарищества. ВС пояснил, что определение такого размера платы для ответчика согласуется с подходами, изложенными в Постановлении № 5-П, и связано с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия посчитала вывод судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении требования ТСЖ о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома ошибочным.
Эксперты оценили выводы ВС
Адвокат КА Новосибирской области «Бойко и партнеры» Светлана Немчинова считает, что поставленная проблема, несомненно, актуальна, поскольку на сегодняшний день в России, особенно в крупных городах, возведено большое количество административных зданий, примыкающих к МКД и используемых в качестве магазинов, офисных помещений, парковок именно с такой единой системой подключения к коммунальным ресурсам, в которой МКД выступает как источник питания коммунальными ресурсами.
Светлана Немчинова отметила, что, с одной стороны, собственники административных зданий, примыкающих к МКД, не потребляют многие услуги, оказываемые управляющей компанией жителям многоквартирного дома. В связи с этим, по мнению адвоката, у них отсутствует какой-либо экономический интерес в равном несении расходов на содержание такового общего имущества.
С другой стороны, эксперт подчеркнула, что собственники МКД, за счет денежных средств которых, в том числе, были созданы, построены сети водоснабжения, несут расходы на их содержание в полном объеме, в том числе и за ту систему, которая питает коммунальными ресурсами административные здания.
По словам Светланы Немчиновой, Верховный Суд обоснованно указал, что отсутствие отдельных элементов, таких как общие строительные конструкции, фундамент, несущие стены, плиты перекрытия, ограждающие несущие конструкции, крыша и т.п., не свидетельствует о том, что данные объекты не имеют общего имущества. «Собственники должны нести расходы на содержание общего имущества при установлении вышеуказанных факторов, однако размер данных расходов может быть рассчитан дифференцированно, исходя из характера пользования собственниками данными услугами», – заключила адвокат.
Партнер «Легес Бюро» Коба Оржония считает, что рассматриваемая проблема становится актуальной именно в том случае, если собственник смежных зданий пользуется общим имуществом, но по какой-то причине решил не платить за это. «Описанная ситуация – это пример неосновательного обогащения. И если еще до проведения экспертизы позиция собственника нежилого помещения относительно расположения офисного здания на принадлежащем юридическому лицу земельном участке могла бы быть принята во внимание как обоснованная, то после получения результатов экспертизы вопрос, по моему мнению, должен трактоваться однозначно», – выразил мнение эксперт.
Коба Оржония находит позицию ВС РФ обоснованной и в полной мере соответствующей имеющимся в деле доказательствам – выводам экспертизы. Он отметил, что в случае, если за обслуживание общих систем платят только члены ТСЖ, а собственник здания только пользуется благами, а платить за это отказывается, то со стороны собственника здания возникает неосновательное обогащение. Коба Оржония обратил внимание: важным доказательством общности имущества является тот факт, что при отсоединении трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения административного офисного здания от систем, расположенных в ЦТП, поставка ресурсов (воды, тепловой энергии) в административное офисное здание прекратится. «Таким образом, судебной экспертизой установлены неразрывная связь и факт общности коммуникаций между домом и административным зданием. Вызывает вопросы позиция судов нижестоящих инстанций, которые могли в рамках своей компетенции рассмотреть спор и принять обоснованные судебные акты», – поделился эксперт.