Что такое оит в школе
Что такое оит в школе
Основой информатизации образования является создание, внедрение и использование ОИТ. Семь взаимосвязанных областей применения ОИТ:
демонстрационное обеспечение аудиторных занятий;
виртуальные лабораторные работы;
использование ресурсов Интернет;
компьютерное тестирование знаний.
Комплекс ОИТ
В комплекс ОИТ входят:
телекоммуникационные технологии, предоставляющие в распоряжение участников учебного процесса безграничные информационные ресурсы человечества;
технологии записи и хранения информации, позволяющие создавать огромные информационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях;
проекционные технологии, позволяющие по-новому строить аудиторные занятия с использованием компьютерных и телевизионных демонстраций;
технология мультимедиа позволяющие объединить различные формы представления информации и включающие обучающие программы;
поисковые технологии и системы управления базами данных позволяющие эффективно ориентироваться в информационных ресурсах и быстро находить необходимые материалы в мировом информационном пространстве;
технологии набора, вёрстки и дизайна предоставляющие участникам учебного процесса мощный и удобный инструментарий создания учебных пособий и вспомогательных наглядных материалов.
Программные средства учебного назначения (ПСУН) являются основной составляющей ИТ обучения, поэтому, говоря об использовании ИТ в образовании, чаще всего имеют в виду именно их.
Создание компьютерных обучающих программ – трудоёмкая и сложная работа. Применяемая многими творческими коллективами технология позволяет за год разработать программный продукт, состоящий из 400 – 800 информационных и графических кадров. Разработка компьютерных обучающих программ растягивается на годы. На подготовку 1 часа курса затрачивается от 50 до 500 часов работы специалистов [Компьютерные обучающие программы / А. С. Демушкин, А.И. Кириллов, Н. А. Сливина, Е. В. Чубров, А. О. Кривошеев, С. С. Фомин // Информатика и образование. – 1995. – № 3. – С. 15 – 22]. Сейчас себестоимость создания одного семестрового учебного мультимедиа–курса за рубежом может составлять от нескольких десятков тысяч до миллиона долларов. Российская специфика не позволяет пока оценить истинную величину себестоимости создания обучающей программы в России, однако вряд ли она кардинально отличается.
Что такое оит в школе
Смотреть что такое «ОИТ» в других словарях:
ОИТ — отделение интенсивной терапии Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ОИТ оборудования, изделия и технологии техн. ОИТ отдел… … Словарь сокращений и аббревиатур
ҳоит — [حائط] девор, боғи атрофаш деворкашида … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
идентичные модули и ОИТ — 3.5 идентичные модули и ОИТ: Модули и ОИТ, изготовленные в значительном количестве по единым техническим требованиям и в пределах установленных производственных допусков. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
оборудование информационных технологий (ОИТ) — 3.1 оборудование информационных технологий (ОИТ): Любое оборудование: а) выполняющее основную функцию, связанную с вводом, хранением, отображением, поиском, передачей, обработкой, коммутацией или управлением данных и сообщений связи, которое при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 51318.22-2006: Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений — Терминология ГОСТ Р 51318.22 2006: Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений оригинал документа: 3.12 затухание при преобразовании общего… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Полисинтетический язык — Лингвистическая типология Морфологическая Аналитические языки Изолирующие языки Синтетические языки Флективные языки Агглютинативные языки … Википедия
оборудование — 3.1 оборудование (machine): Соединенные вместе друг с другом детали или устройства, одно из которых, по крайней мере, является подвижным, в том числе с приводными устройствами, элементами управления и питания и т.д., которые предназначены для… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
оборудование информационных технологий — 3.1 оборудование информационных технологий; ОИТ: Любое оборудование, выполняющее основную функцию, связанную с вводом, хранением, отображением, поиском, передачей, обработкой, коммутацией или управлением данных и сообщений связи, которое при этом … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Абхазский — Иааит ҽаҩраҭагалара аамҭа. Амшҟуа кьаҿхо иалагеит. Аҧсаатәқуа адгьыл ҧхаррақуа рахь ицоит. Аҵлақуа рыбҕьқуа ҩеижьхоит. Ҳара абаҳча ҳҭалеит. Уаҟа аҵәен амыҵмыџьи ҳҭаауеит. Абаҳча аандан ара гылоуп. Ҭамел рыҧхьла ара иҟубоит. Гачи Хьынеи акакан… … Определитель языков мира по письменностям
основной блок — 3.3 основной блок: Часть системы, включающей в себя ОИТ, или блок, конструкция которых обеспечивает механическое размещение модулей, которые могут содержать источники радиочастотных сигналов и обеспечивать распределение напряжений электропитания… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемПолина Трунякова
Похожие презентации
Презентация на тему: » ОИТ_11 Введение в курс «Основы информационных технологий» (ОИТ) Серебрякова Людмила Михайловна канд. ф.-м. н., доцент кафедры информационных технологий.» — Транскрипт:
1 ОИТ_11 Введение в курс «Основы информационных технологий» (ОИТ) Серебрякова Людмила Михайловна канд. ф.-м. н., доцент кафедры информационных технологий
2 ОИТ_1 2 Цели, задачи, структура курса Цель: уровень квалифицированного пользователя ПК, научиться оформлять курсовые и дипломные работы. Задачи: Ознакомиться с основными принципами построения и функционирования вычислительной техники (ВТ); Приобрести теоретические знания и практические навыки по использованию средств вычислительной техники (СВТ) и основного программного обеспечения (ПО); Развить навыки самостоятельной работы в освоении новых информационных технологий (ИТ) и СВТ.
3 ОИТ_1 3 В результате изучения ОИТ необходимо: Знать: терминологию и основные понятия современных ИТ; общие принципы функционирования СВТ, Назначение ПО персональных компьютеров (ПК); тенденции развития информационных технологий и систем. Уметь : работать на ПК под управлением операционных систем (ОС) семейства Microsoft Windows; работать с текстовыми, графическими и табличными редакторами, готовить электронные документы; осуществлять поиск профессионально значимой информации в глобальной сети Internet.
5 ОИТ_1 5 Литература: Любые книги по информатике, ОИТ, работе в ОС MS Windows XP, MS Office Информатика, ОИТ : Степанов А.Н. Информатика: учебник для вузов (гуманитарных и соц.-экономических направлений). СПб., Питер, – 765 с. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Учеб. для ВУЗов (инженерно-технических направлений). СПб., Питер, – 640 с. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов. М., Академия, – 848 с.
6 ОИТ_1 6 Работа в ОС MS Windows XP, MS Office 2007: Сибрина Т.П., Полонский А.М. Компьютер для офиса. Приемы грамотной и эффективной работы. СПб: БВХ- Петербург, – 528 с. Пташинский В.С. Офисные программы, необходимые каждому. М.: Эксмо, – 288 с. Баловсяк Н.В. Видеосамоучитель Office 2007 (+CD). СПб.: Питер, – 320 с. Современные офисные технологии. Microsoft Windows XP. Microsoft Office 2007: учеб.-метод. пособие / И.В.Брезгунова и др. – Минск, РИВШ, – 162 с. Левкович О.А., Шелкоплясов Е.С., Шелкоплясова Т.Н. Основы компьютерной грамотности: учеб. Пособие. Мн., Тетра Системс, – 528 с.
7 ОИТ_1 7 Информация, информатика, информационные технологии Слово «информация» происходит от лат. informatio – разъяснение, изложение, представление, понятие. С течением времени понятие «информация» изменялось. С середины XX в. термин «информация» становится широким общенаучным понятием, включая в себя: обмен сведениями между людьми; обмен сведениями между человеком и машиной; обмен сведениями между машиной и машиной; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от организма к организму, от клетки к клетке (генетическая информация) и т.д.
9 ОИТ_1 9 Опр.: Информация Отображение в человеческом сознании знаний и фактов (сведений, данных), используемых или встречающихся в различных областях человеческой деятельности. Опр.: Информация это нематериальный смысл, извлекаемый человеком из сообщения. Замечание: Сообщение – это материальная форма информации.
11 ОИТ_1 11 Информатика фундаментальная и естественная наука. Информатика как прикладная дисциплина: методы проектирования устройств и систем обработки информации; технологии использования этих устройств и систем для решения научных и практических задач; методы взаимодействия человека с этими устройствами и системами. Информатика как отрасль экономики: производство технических средств обработки и передачи информации; обработка информации; производство и реализация программных средств и систем.
12 Информационные технологии (ИТ) Технология = ноу-хау Технология – комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в приемах труда и различных факторах производства для создания продукта или услуги. Инф. технология – совокупность методов и технических средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации. ИТ включают в себя: Обработка текста (текстовые процессоры, издать. системы, системы сканирования и распознавания, речевого ввода текста), ОИТ_1 12
13 Графические процессоры Табличные процессоры, СУБД, Системы обработки статистической (Statistica) и финансовой информации, Сетевые и интернет-технологии, Автоматизированные рабочие места (АРМ), системы автоматизированного проектирования (САПР), Интегрированные пакеты прикладных программ, Мультимедийные, Гипертекстовые, Экспертные системы, системы искусственного интеллекта и т. д. ОИТ_1 13
14 ОИТ_1 14 Возрастание роли информации в обществе «Инф. общество», «инф. взрыв», «инф. коллапс». Опр.: Инф. общество – это такое общество, где большинство работающих занято производством, переработкой и реализацией информации. Информация – условие успешной практической деятельности (учеба, бизнес, торговля, биржи, банки, реклама, туризм, управление), коммуникации, общения (соц. сети) и т. д.
15 ОИТ_1 15 Компьютеризация – процесс оснащения организаций, предприятий и рабочих мест специалистов различными средствами ВТ, объединения отдельных машин в компьютерные сети, установка и освоение современных программных систем. Информатизация – широкое внедрение ИТ в профессиональную деятельность специалистов различного профиля, в учебную, научно- исследовательскую, управленческую, административную деятельность, в быт и досуг человека.
17 ОИТ_1 17 Измерение информации Количество информации связывают с количеством символов, ее отображающих (т.е. без учета содержания информации.) Р. Хартли заложил основы теории информации, определив меру количества информации (для ряда задач). Формула Хартли: Если объект может находиться в одном из N равновероятных состояний, то количество информации I, содержащееся в сообщении об этом объекте, равно I = log 2 N.
1 млн. б; 1 Гб (гигабайт) = 2 10 Мб = 1024 Мб =
1 млрд. б; 1 Тб (терабайт) = 2 10 Гб = 1024 Гб =
20 ОИТ_1 20 Объем данных Название Примерный объем печатного текста 1024 байт Килобайт, Кб 0,5 страницы 1024 Кб Мегабайт, Мб 500 страниц 1024 Мб Гигабайт, Гб Около 1000 книг 1024 Гб Терабайт, Тб Большая библиотека
22 ОИТ_1 22 Символьный формат Символ кодируется в 1 байт (2 8 =256 значений), иногда в 2 байта (2 16 =65536 значений) Кодировочные таблицы: Русиф. ASCII (16 х 16), ANSI КОИ-8 (Код Обмена Информацией) Windows-1251 UNICODE – двухбайтовые (65536) символы (Internet) В компьютере при кодировании текста используется дв. или шест. код, в вычислениях – дв.-дес.
23 ОИТ_1 23 Графические форматы Графические данные – двоичное кодирование Растровое представление. Растр – набор цветных пронумерованных пикселей. Разрешение – число пикселей по горизонтали и вертикали: 640×480, 800×600, 1024×768, 1280×1024. Цвет пикселя – 1 бит (черно-белое изображение), 3 бита (8 оттенков цвета) и т. д. Недостаток – большой объем памяти.
25 ОИТ_1 25 Системы счисления Опр.: Система счисления это совокупность правил наименования и изображения чисел с помощью набора знаков (чаще всего цифр). непозиционные системы счисления: количественное значение цифры не зависит от ее места (позиции или разряда) в ряду цифр, изображающих число (римская система – 1=I, 2 = II, 5 = V, 7 = VII, 9 = IX,10 = Х, 11= XI, 19 = XIX, 50 = L, 100 = С, 500 = D и т.д.) позиционные системы счисления: количественное значение цифры зависит от ее места в ряду цифр числа.
27 ОИТ_1 27 Запись первых чисел в разных с.с. X=10X=2X=8X=16X=10X=2X=8X= A B C D E F
28 ОИТ_1 28 Алгоритм и его свойства Опр: Алгоритм это конечная последовательность команд (правил, инструкций, процедур), которая однозначно раскрывает содержание и очередность выполнения операций для систематического решения определенного класса задач за конечное число шагов. Состав алг.: имя (часто, но не всегда), начало/конец, тело алг. (команды между началом и концом алг.), часто комментарии (!, апостроф`, служебное слово rem) Команда=инструкция, предписание
Что такое оит в школе
К ОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДВГУ
для учащихся педагогических специальностей вузов
и слушателей курсов повышения квалификации
педагогических и управленческих кадров Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2004 УДК 37.012.8 ББК 74.202.2 М 79 Рецензенты;
Михина Галина Борисовна – канд. пед. наук, доцент, декан педагогического факультета ДВГУ;
зав. кафедрой общей педагогики и психологии ДВГУ Грудин Борис Николаевич – докт. техн. наук, директор Дальневосточного Центра Федерации Интернет-образования Морев И. А.
М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 1. Обучение:
Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 162 с.
Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе об разования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат элек тронный тренажер для проверки усвоения знаний, списки дополнительной литературы, документы, описания электронных педагогических средств, концепции, обзоры, тематические перечни Интернет-ссылок.
Для студентов педагогических специальностей вузов, аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управлен ческих кадров. Может использоваться для самостоятельного изучения.
Пятнадцать частных требований. Основа сценария КУИТЭ: граф-лекция. Глава 04. Компьютерные технологии обучения. 04.01. Качество компьютерного обучения. Проблема автоматической активизации процессов запоминания. 04.02. Релевантность. 04.03. Как сравнить качество технологий обучения, пособий, тренажеров. Глава 05. Рекомендации для начинающих осваивать ОИТ. Руководителю образовательного учреждения. Преподавателю. Родителям. Школьнику. О том, как в России распространяются программные продукты. Вы приобрели обучающую программу…. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. АННОТАЦИЯ Понять – значит простить.
Анна Луиза Жермена де СТАЛЬ, aforizm.kaminplus.ru Пособие предназначено для работников системы образования, желающих быстро и без «ужасающих» технических подробностей получить ответы на вопросы, касающиеся обра зовательных информационных технологий (ОИТ):
• Зачем моим ученикам ОИТ?
• Зачем моим подчиненным ОИТ?
• Как изменится образовательный процесс при внедрении ОИТ?
• Какой нужен инструментарий для работы с ОИТ?
Пособие может быть использовано для самостоятельного изучения, а также для обучения слушателей курсов или студентов педагогических специальностей.
Всем читателям будет полезно проверить свои знания с помощью электронного тренаже ра, включенного в электронную версию пособия.
Материал пособия и приложений содержит много практических советов для педагогов и руководителей образовательных учреждений. Отдельно собрана информация для родите лей и учащихся, которая может быть использована учителем при ведении внеурочной ра боты. Большое количество Интернет-ссылок на российские и зарубежные образователь ные сайты позволило сократить объем описательной информации и ограничиться при раз боре специальных вопросов обсуждениями и рекомендациями. Приложения, насыщенные такими ссылками, можно рассматривать как своеобразное приглашение в Интернет.
Приложения помещены на прилагаемом компакт-диске.
Разделы пособия содержат обсуждения действенности тех или иных методов обучения и контроля ЗУН (знаний, умений, навыков), применимости их в условиях наличия компью терной поддержки.
Все разделы пособия снабжены вступлениями, формулирующими тему. Иногда это – ци тата, заостряющая (одобряющая, высмеивающая) обсуждаемую проблему. Цитаты мы взяли из открытых источников Интернет и из своих старых записей. Они наверняка при годятся Вам при подготовке к лекциям. Авторы цитат везде указаны, источники цитат – иногда. Это означает, что восстановить источник, где цитата появилась впервые, мы не смогли. За это мы заранее приносим авторам свои извинения и уверения в почтении.
Пособие не претендует на полноту. Мы будем пополнять его, в том числе и материалами, присланными по адресу morev@vido.dvgu.ru. За это мы Вам заранее благодарны.
Здесь не рассматриваются специальные вопросы, касающиеся технического обслуживания и правил пользования программными средствами.
Здесь не содержится рекламы технических и инструментальных средств. Эта информация, несомненно, необходимая читателю, представлена в приложениях Интернет-ссылками.
СТУДЕНТУ Народу нужны не отвлеченные идеи, а прописные истины Антуан РИВАРОЛЬ, aforizm.kaminplus.ru Это пособие предназначено для учащихся по Программе «Менеджмент в образовании».
Курс «Образовательные информационные технологии» является одним из основных раз делов этой программы, поскольку нацелен на подготовку специалистов, которые непо средственно реализуют новые проекты в области образовательных информационных тех нологий (ОИТ) и технологий управления качеством образования.
• способствовать формированию потребности в применении новых технологий на практике в процессе педагогической или управленческой деятельности;
• познакомить учащихся с ОИТ;
• познакомить учащихся с мировыми контрастами в развитии ОИТ;
• расширить круг известных учащимся направлений развития ОИТ;
• дать обзор наиболее значимых публикаций и ресурсов в области ОИТ.
Для удобства учащихся содержание курса организовано в виде последовательности равно значных по насыщенности материалом учебных модулей. Приложения в равной степени относятся ко всем модулям.
В Приложениях приведен материал для практического применения изложенных теорети ческих разработок, положений, сведений. Представлены нормативные документы, опубли кованные в Интернет и открытой печати. Материалы Приложений не являются обязательными для Вас именно в момент обучения, поэтому тестирование знаний их не предусмотрено. Мате риал Приложений пригодятся Вам потом, в реальной деятельности.
Дальневосточный государственный университет (ДВГУ) и Министерство образования РФ (МОРФ) создали в 2001 году Приморский краевой центр новых информационных техно логий. Некоторые изложенные здесь материалы являются результатом деятельности ПК ЦНИТ.
В тексте пособия и Приложениях можно найти информацию о деятельности и принципах функционирования Открытого университета ДВГУ, о новых возможностях, возникающих с появлением открытых форм образования.
Кто хочет достигнуть того, чего желает, пусть желает достижимого Хуан МАНУЭЛЬ, aforizm.kaminplus.ru В соответствии с технологией дистанционного обучения, принятой в Открытом универси тете ДВГУ, пособие содержит компьютерную тестирующую программу, с помощью кото рой учащиеся смогут подготовиться к сдаче зачета и экзамена. Тестовые задания разбиты на группы, соответствующие Главам пособия. Проверить свои знания учащиеся смогут как в рамках каждого модуля, так и в целом, после завершения обучения.
Тестирование знаний производится на компьютере по следующему плану:
• После изучения материала каждой главы учащийся подвергает свои знания тести рованию с помощью компьютерного тренажера и после этого проходит промежу точную аттестацию. В ходе тренировки учащийся может увидеть правильные отве ты на текущие вопросы теста. По окончании тренировки учащийся получает пе речни вопросов, ответы на которые он не знает;
• При прохождении промежуточной аттестации обучающийся получает оценку «за чет / незачет», которая определяется долей (процентом) правильно выполненных заданий;
• После прохождения всего курса учащийся либо представляет (через руководителя или методиста своего территориального представительства) в учебный отдел От крытого университета ДВГУ файл-отчет итоговой аттестации, либо все файлы отчеты промежуточной аттестации;
• Оценку по пятибалльной шкале учащемуся выставляет преподаватель на основе анализа файлов-отчетов и практической работы.
Учащиеся программы обязаны выполнить и защитить одну практическую работу. Оценка работы осуществляется комиссией, в соответствии с приказом ректора.
Желание высказаться почти всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться.
ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович, aforizm.kaminplus.ru Защита работы может быть заочной, очной либо публичной.
Результаты и текст работы представляются преподавателю в электронном виде (переда ются на дискете, либо пересылаются по электронной почте через свое территориальное представительство).
Учащиеся выбирают тему практической работы самостоятельно, придерживаясь приве денного здесь списка и учитывая актуальность её для образовательного учреждения, тер риториального управления образованием, Открытого университета ДВГУ.
Практическая работа оформляется в соответствии с принятым в Открытом университете ДВГУ стандартом, аккуратно, в электронном виде, в формате Word. Графики, таблицы, схемы выполняются с использованием инструментария MS Office.
ТРЕБОВАНИЯ к оформлению практической работы Легче сделать более, нежели то же.
Марк Фабий КВИНТИЛИАН, aforizm.kaminplus.ru Работа содержит титульный лист, Оглавление, Введение, три Главы, Заключение, список литературных источников, Приложения.
На титульном листе должны быть указаны следующие сведения:
Первая строка: Министерство образования и науки РФ Вторая строка: Дальневосточный государственный университет Третья строка: Открытый университет ДВГУ Четвертая строка: Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Название работы (не более 10 слов) Данные о руководителе и соруководителе работы (ФИО полностью, место работы, звание, должность) с помеченными местами для их подписи Адрес и наименование образовательного учреждения, на базе которого исполнялась работа, адрес электронной почты (номер телефона) автора Последняя строка: год исполнения Во Введении описываются предпосылки работы, формулируется тема, ставятся задачи.
Здесь же делаются предварительные пояснения к тексту работы, если это необходимо.
Первая глава, как правило, посвящается обзору литературы, обсуждению научной и прак тической ситуации в избранной области.
Вторая глава содержит используемые и выдвигаемые автором теоретические идеи, фор мулировку технологии работы.
Третья глава – результаты работы. Они оформляются в виде таблиц и графиков со словес ным описанием. Часть результатов, для сохранения целостности восприятия текста Главы, можно вынести в Приложение.
Выводы (или Заключение) должны включать 3-4 положения с краткими формулировками того, что автором сделано самостоятельно в процессе работы. Именно эти положения ав тор будет защищать публично перед комиссией.
Всюду, где в тексте включен материал источников, помещаются соответствующие ссылки – номер источника (согласно списку литературных источников) в квадратных скобках.
Текст работы создается на компьютере с использованием MS Office (или аналога).
Объем работы: около 20-40 страниц печатного текста (Times New Roman, 12). Оформле ние полей – верхнее и нижнее поля: 2,5 см, левое поле: 3 см, правое поле: 1 см. Меж строчный интервал – 1.
К публичной защите учащийся обязан подготовить компьютерную презентацию работы в формате MS Power Point для демонстрации комиссии.
ПЕРЕЧЕНЬ рекомендуемых направлений практических работ Если кажется, что работу сделать легко, это непременно будет трудно.
Если на вид она трудна, значит, выполнить ее абсолютно невозможно.
Теорема Стокмайера. Артур БЛОХ, Мерфология Мы предполагаем, что в приведенном ниже списке Вам удастся выбрать направление по душе. Если этого не произошло, предложите свой вариант. Ваше предложение должно включать предполагаемые название, план и объем работы.
Обращаем внимание, что право названия будущей работы принадлежит Вам.
1. Постройте и обоснуйте подробный план внедрения компьютерной технологии (обучения, аттестации, управления качеством) для применения в конкретном обра зовательном учреждении. План включает финансовую, материальную, кадровую, временную составляющие. Примените знания, полученные при изучении других дисциплин Программы.
2. Постройте модель внеурочной работы школьного компьютерного класса. Обос нуйте модель, имея в виду главную цель – удовлетворенность родителей качеством образования, получаемого детьми в Вашем образовательном учреждении. Модель включает финансовую, материальную, кадровую, временную составляющие.
3. Создайте тест по материалам избранных разделов какой-либо учебной дисциплины на основе знаний, полученных при прохождении данного курса. Тест должен со держать не менее 100 тестовых заданий, задания должны быть разнесены по темам, уровням сложности, направленности, значимости. Разнесение должно быть обос новано письменно в тексте работы.
4. Создайте обзор известных Вам тестовых систем, содержащий обоснованную кри тику и перечень положительных характеристик. Среди этих систем должны быть и не отраженные в Приложениях настоящего пособия.
5. Создайте действующий макет программной оболочки для самостоятельного (груп пового) обучения и тестирования знаний, обладающей чертами, выгодно отли чающими ее от известных комплексов.
6. Напишите сценарий программной оболочки для тестирования знаний и обучения, обладающую чертами, выгодно отличающими ее от известных. Сценарий должен содержать текстовое описание и формализованную рабочую блок-схему. Допусти мы нестандартные обозначения элементов блок-схемы.
Справки и консультации можно получить через местное представительство Открытого университета ДВГУ, либо по электронной почте prog@vido.dvgu.ru Авторы будут признательны читателям, которые найдут возможность поделиться своим собственным опытом в области проведения образовательного мониторинга.
Предложения и информацию присылайте по адресу: morev@vido.dvgu.ru ВВЕДЕНИЕ Например, в Китае была развита впечатляющая наука, никогда, однако, не касавшаяся вопроса о том, как падает камень… И. Р. ПРИГОЖИН, Философия нестабильности Возникновение и развитие ОИТ в российской системе образования сопровождается новы ми явлениями:
• значительное ускорение обмена управленческой и образовательной информацией;
• появление новых технологий мониторинга качества образования и управления ка чеством;
• появление тенденций «поручения» компьютеру многих забот об обучении детей и взрослых;
• появление автоматизированных систем обучения;
• появление новых направлений деятельности педагогов (обучение учащихся конст руированию сайтов, обработке изображений и др.);
• увеличение объема необходимых педагогу и управленцу специальных знаний;
• появление новых технологий автоматического управления;
• появление новых технологий автоматического контроля знаний;
• появление новых направлений как в науке (педагогика, психология, валеология, философия), так и в практике (компьютерная графика, дизайн).
и др. Перспективы развития ОИТ в России оцениваются педагогами-теоретиками и педа гогами-практиками неоднозначно. Мрачным и радостным прогнозам посвящено немало публикаций в научной печати и прессе. Искать их не надо – достаточно:
• ознакомиться с оглавлением практически любого педагогического журнала или • провести поиск в сети Интернет на ресурсы со словами – обучение, образование, компьютер, информация.
К сожалению, невозможно рассмотреть эти новые явления в «экспериментально чистом»
виде. Их наполнение и развитие в значительной мере подвержено коррекции экономиче скими и социальными факторами и явлениями, происходящими в современной России.
• Можно ли доверить компьютеру обучение детей?
• Может ли компьютер адекватно оценить знания учащегося?
• К чему приведет всеобщая компьютеризация образования?
– эти вопросы из разряда педагогических давно уже перешли в философские.
Если уж вы открыли банку с червями, то единственный способ снова их запечатать – воспользоваться банкой большего размера.
Первый закон создания динамики систем Зимерги.
Артур БЛОХ. Мерфология.
Ниже мы опишем отмеченные явления, рассмотрим их причины, тенденции и перспекти вы. При этом особое внимание мы уделим часто обсуждаемой в литературе ближайшей перспективе компьютеризации обучения – открытому образованию.
Мы будем стремиться сохранить «удобочитаемость» текста и большинство библиографи ческих ссылок выведем из текста в конец разделов.
Нормативные и иные документы, а также большие отрезки авторских текстов, которые мы считаем необходимым привести полностью, помещены в приложения.
Все Интернет-ссылки, встречающиеся в тексте электронной версии, позволяют перейти на соответствующие сайты в Интернет. В ряде случаев мы сочли необходимым вместе с Ин тернет-ссылками привести начальные страницы Интернет-ресурсов. Это сделано для удобства читателя.
В конце каждого модуля электронной версии настоящего пособия размещена ссылка на электронный тестирующий комплекс, с помощью которого Вы сможете проконтролиро вать приобретенные знания.
Многие из затронутых здесь вопросов широко обсуждаются на специализированных на учно-методических конференциях разного уровня. Ежегодно в России под патронажем федерального и региональных органов управления образованием проводится более сотни таких обсуждений (практически в каждом регионе по несколько раз в год).
В Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) наиболее массовые и представительные конференции такой направленности проводятся ежегодно во Владивостоке на базе Даль невосточного государственного университета (ДВГУ) – одного из признанных российских лидеров в области компьютеризации обучения. В списке дополнительной литературы, среди прочих, содержатся ссылки на работы специалистов ДВГУ и, в том числе, автора данного пособия.
Некоторым свойствам педагогических объектов мы будем придавать численные значения, хотя педагогике это пока не свойственно. Вероятно, некоторые термины мы будем здесь использовать, определяя с точностью до математической формулы, впервые.
Автор, который говорит о собственных книгах, почти так же плох, как и мать, говорящая о собственных детях.
Бенджамин ДИЗРАЭЛИ, aforizm.kaminplus.ru Глава 01. Образовательные информационные технологии Человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо или, по крайней мере, находятся в процессе становления МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф., Соч., 2-е изд., Т. 13, с. Как оценить современный уровень популярности и распространения информационных технологий? Приведем (в сокр.) цитату из новостей Интернет.
Новый Интернет-бум Проведенное недавно компанией Ipsos-Reid исследование показало, что человече ство переживает новый Интернет-бум. За один только 2003 год число пользова телей Интернет в мире выросло на 7%, что является самым значительным при ростом за последние четыре года.
Например, В 2000-2002 годах число пользователей Всемирной сети возрастало в среднем на 2% в год. Высокие показатели 2003 года были достигнуты за счет та ких интернет-активных стран, как Китай (плюс 37%), Германия (40%), Южная Корея (32%) и Япония (38%).
Количество новых российских пользователей увеличилось на 25% (учитывались только жители российских городов), а в США, наоборот, количество пользовате лей уменьшилось на 6%. Самой активно использующей Интернет страной являет ся Канада: здесь в Сеть регулярно выходит более 70% взрослого населения. Пя терка стран-лидеров по использованию Интернета включает также Южную Ко рею (70%), США (68%), Японию (65%) и Германию (60%). В России количество людей, использующих Всемирную паутину, составляет 10% городского населения.
21.01.04 — Reuters
Идея обучения с помощью автомата, способного адаптироваться к индивидуальным осо бенностям человека, возникла в пятидесятых годах прошлого века. В СССР именно в это время кипели философские страсти вокруг психологии и кибернетики.
Железо думать не может.
(Из мыслей советских философов второй половины XX века) Поэтому основная масса научных и методических разработок в этом направлении дела лась за рубежом. Идея обещала скорое преобразование всей системы обучения. В 60-х го дах была популярной фраза о том, что через несколько лет каждый из миллионов школь ников окажется в не менее привилегированном положении, чем Александр Македонский, которого учил сам Аристотель. Однако подававшее столь большие надежды общее дети ще психологии и кибернетики постигла обычная участь вундеркиндов: многообещающий расцвет в младенчестве с последующей деградацией. К семидесятым годам XX века идея адаптации хода обучения к ходу усвоения была почти полностью дискредитирована под менявшими ее суррогатами.
Система образования переживает острейшие проблемы:
1. Поразительная неэффективность обучения неродному языку (будь то иностранный или, что в наши дни не менее актуально, язык коренной национальности многона ционального региона). Нет даже сколько-нибудь заметных проявлений его разви вающей функции, о чем говорит низкий уровень развития речи школьников на их родном языке;
2. Лоскутность, фрагментарность, раздробленность по слабо взаимосвязанным учеб ным предметам, в частности, разобщенность языковых дисциплин, не говоря уж о пропасти, отделяющей их от естественнонаучных;
3. Ни учителю, ни традиционным техническим средствам принципиально не под силу даже самые скромные требования к адаптивности обучения, даже те, которые про диктованы просто здравым смыслом. Традиционная технология лишает ученика возможности влиять на параметры обучения. (Л. В. Шеншев, 1995).
Именно эти проблемы, давно ставшие привычными и незаметными глазу российских «об разованцев» (см. Глоссарий), стоят первыми в списке решаемых современными создате лями компьютерных обучающих средств.
В последующих Главах мы рассмотрим классификации средств, направления их развития и перспективы. В Приложениях приведены хрестоматийные подборки материалов, переч ни Интернет-адресов, Глоссарий, Рекомендации для педагогов и проч. Там же подробнее можно ознакомиться с известными взглядами ученых XX века на технологии адаптивного обучения.
Образование и технология – эти два понятия, на первый взгляд, не совместимы в одной фразе. Технология или рецепт, алгоритм, список действий, формальное последовательное выполнение которых неизбежно приведет к запланированному результату – это большая редкость в сфере образования. Формальное применение обилия созданных и создаваемых учебных и поурочных планов, расписанных до секунд сценариев уроков, сборников мето дических приемов и рекомендаций, редко гарантированно приводит к превращению груп пы учеников в группу грамотных специалистов.
Если достаточно долго блуждать среди хаоса, То и там можно обнаружить систему (из фольклора физиков) В сфере образования, как нигде, важнейшую роль играет нечто неосязаемое и ненадежное, то, что нельзя запланировать и описать, проявляющееся часто случайно. Этому «нечто»
нельзя научить, оно «зажигается», «рождается», возникает только при личном взаимодей ствии ученика и учителя.
Человек не похож на традиционный научный «черный ящик», который любят рассматри вать в электротехнике как крайний случай загадочности. Человек загадочнее «черного ящика». «Черный ящик» можно исследовать и описать, таким он останется всегда. Чело век постоянно меняется. Изменилась ситуация – изменился человек. Как предсказать по ведение человека? Как научно точно описать его свойства?
Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка А.И. ГЕРЦЕН, http://fraza.net.ua Может быть, поведение человека можно описать законами квантовой механики? Может, человек дуален как объект микромира? Может, взять на вооружение мудрость физиков, которые предпочитают писать законы не для конкретных частиц, а для «ансамблей»? Ведь поведение группы людей всегда проще предсказать, оно более определено, чем поведение одного человека.
А может, человек – существо многомерного мира, и его поведение – лишь проекция на реальность чего-то неизмеримого, сложного и непостижимого для его собственного мыш ления? Математики придумали много теорий для описания взаимодействия многомерных объектов – стереометрия, тензорный анализ, функциональный анализ, теория катастроф, теория групп … А может новые, «синтетические» науки – синергетика, теория диссипативных структур и др. – смогут всесторонне изучить и смоделировать поведение человека?
Не придумано еще математических и физических законов, которые адекватно опишут по ведение человека. Не придумано еще и моделей взаимодействий между людьми. Не знают люди, как правильно учить своих детей. Поэтому до сих пор практики и (даже) ученые для описания процесса обучения используют удивительную, антинаучную терминологию.
Может быть, новые области деятельности – ОИТ – помогут людям понять себя? И нау читься учить и учиться? Может быть, компьютер покажет человеку тот самый «выход», про который любят говорить в лекциях по математическому анализу математики – «Для того, чтобы узнать, что делается в точке, нужно из нее выйти»? Может быть, компьютер – это и есть тот самый долгожданный инструмент для изготовления гениальных и талантли вых специалистов?
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому Мишель МОНТЕНЬ, http://fraza.net.ua Можно напряженно обучать человека несколько лет – и не получить в итоге специалиста с требуемыми качествами. Академику Беляеву приписывают фразу: «Студент – не горшок, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь».
Что же это за загадочная технология «зажигания»? Есть много книг, наполненных мето дическими советами, туманными педагогическими лозунгами и призывами типа «Давайте всех обучать правильно». Эти методические советы почти всегда устроены так, что о том, насколько верно Вы применили их на практике, Вы узнаете только потом, после того, как Вам удалось достичь успеха. А если Ваши попытки применить книжный совет оказались тщетны – Вам объяснят, что Вы просто неправильно поняли автора.
… следует помнить, что мышление – уникальная способность человека, а компьютерное мышление – модель интеллектуальной деятельности человека.
В интеллектуальной деятельности человек оперирует гештальдами (целостными образами) – неразложимыми компонентами мышления, механизмы формирования которых неизвестны. Компьютер работает с числами, целостность гештальда – непреодолимое интеллектуальное препятствие для компьютера.
Васильев В.И., Тягунова Т.Н.
Теория и практика формирования программно-дидактических тестов Так как же технологически верно «зажечь» студента? Можно ли создать педагогическую технологию и составить программу так, что она будет успешно и надежно выполняться (естественно, в определенных условиях)? Это вопросы, к решению которых наука факти чески, по «гамбургскому счету», еще не приступала.
Педагогика, методика, дидактика – эти области знаний накопили немало частных приме ров и рецептов. Эта огромная коллекция не связана формулами и точными аналитически ми законами, реальными технологиями. Еще не пришла сюда «эпоха формул», пока гар мония учебного процесса не «поверена алгеброй». Педагоги обходятся без точных мето дов. И немалых успехов достигли. В том числе и в создании компьютерных технологий для обучения и контроля знаний.
Но именно тогда, когда речь идет об информационных аспектах обучения, без математи ческих методов и точно описанных (точно – в смысле, формулами) технологий не обой тись. Хотя бы потому, что компьютерная программа – это всегда последовательность сим волов и операторов, выполняемых компьютером строго по расписанию.
Впрочем, говоря о точных формулах и технологиях, необходимо обязательно отметить, что в точных науках уже появились особые методы и алгоритмы для моделирования ре альных процессов, которые невозможно описать обычными краткими формулами.
Такие алгоритмы создаются и применяются, например, создателями шахматных игровых компьютерных программ. Современные шахматные компьютерные программы способны «приноравливаться» к игрокам, изменяться, самообучаться и побеждать.
Одна из наиболее интересных областей информатики – создание самообучающихся алго ритмов – интенсивно развивается и, наверное, пора с такими алгоритмами поэксперимен тировать в сфере образования.
Широким полем деятельности для применения подобных алгоритмов являются т.н. адап тивное обучение и адаптивный тестовый контроль. Развитие адаптивных методов стало возможным только с развитием компьютеризации.
Хорошо известны и разработаны многие аспекты информационных технологий – поиск, сбор, классификация, хранение, передача и прием информации. Аспекты же, связанные с представлением (формами представления или передачи) информации человеку и автома тизацией контроля ее восприятия человеком, на наш взгляд, лишены в настоящее время должного внимания. Они являются фактически «пограничными», поскольку важны одно временно как в педагогических, так и в информационных науках.
Ваши дети научатся писать быстрее, если разрешить им писать на не застывшем цементе.
Неизвестный, http://fraza.net.ua 01.01. Информатизация Происходит не просто нечто более странное, чем мы предполагали;
странность происходящего превышает и то, чего мы не смели предположить.
Р. ПАРКИНСОН. Принцип ожидаемого по Питеру Информационная технология (ИТ) – это технология обработки, передачи, распростране ния и преобразования информации. Непременный из компонентов ИТ – компьютер, по этому термины «информационная технология» и «компьютерная технология» использу ются как синонимы – ИТ = КТ.
Информатизация – это проникновение ИТ в различные сферы человеческой деятельности.
Информатизация – это одна из важнейших идей, порожденных особенностями развития современной цивилизации, которая прочно стала достоянием массового сознания.
Непосредственным итогом информатизации как общечеловеческого явления должно стать информационное общество. Изменения в процессе информатизации современного обще ства:
• возникновение качественно новых объединений работников;
• превалирование интеллектуального, творческого труда в информационной сфере;
• изменение образа жизни людей;
• снижение концентрации населения в больших городах;
• полное овладение процессами производства и использования информации;
• разрешение противоречия между информационными «голодом» и «взрывом»;
• реализация свободного доступа к информации как всеобщему достоянию;
• обеспечение права человека активно участвовать в выработке решений на основе новых форм демократии;
• обеспечение информационного единства цивилизации;
• признание приоритета информации над другими ресурсами;
• обладание предвидением будущего и эффективным управлением развитием;
• обеспечение информационной безопасности;
• распространение ИТ во всех сферах деятельности, ведущее к качественному изме нению хозяйства, и возникновению информационной экономики;
• превращение информации в важнейший стратегический и экономический ресурс;
• становление рынка информационных товаров и услуг;
• появление и быстрое развитие компьютерных сетей;
• наличие разветвленной сети баз данных и знаний, систем телекоммуникации;
• развитие компьютерной и телекоммуникационной техники как важного инстру мента познания природы и человеческого сознания;
• превращение системы «наука–образование» в главный институт информационного общества, ответственный за функционирование информационного пространства;
• развитие информационных ресурсов и технологий;
• понимание информации как фундаментального феномена (наряду с веществом и энергией), как фактора самоорганизации систем живой и неживой природы;
• понимание роли информации в развитии общества и формировании личности;
• совершенствование планирования и управления;
• пересмотр приоритетов в развитии отраслей, обеспечивающих информатизацию, особенно в системе образования;
• поддержка видов деятельности, связанных с созданием средств ИТ;
• создание дистанционных, распределенных научных школ;
• обобществление, интернационализация «мозгов». Приоритет распределенных ме ждународных творческих коллективов;
• снижение роли языкового барьера в международном общении;
• развитие фундаментальных исследований сдерживаемых ранее возможностями ИТ;
• создание «полигонов» информатизации («Технополисы» в Японии, «Технопарки» в Европе и США), опыт которых транслируется на другие регионы;
• осознание информации как важного фактора объединения народов.
Необходимые условия информатизации общества • Наличие подлинно управляющей, в том числе и развитием ИТ, власти;
• проведение особой технологической и образовательной политики как основы но вой конфигурации экономики, построенной на новейших технологических сетях;
• возможность и умение прогнозировать последствия внедрения и применения ин формационных технологий;
• приоритет гуманистической парадигмы при определении конечной цели разработ ки информационных технологий;
• всеобщее овладение технологиями генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации;
• создание коммуникаций, для скоростного распространения информации;
• формирование этических норм собственного пути информатизации российского общества, основу которых будет составлять русская соборность во взаимодействии с наиболее близкими нам по духу нормами науки Р. Мертона, а именно – универса лизмом, коллективизмом, скептицизмом, бескорыстностью.
Меры предотвращения негативных социально технологических и научно-технических последствий стихийной информатизации • Реалистическая оценка возможностей информационной техники и технологии как инструмента, многократно усиливающего человеческие возможности, но не сни мающего с человека ответственности за его использование;
• Недопущение стихийного развития информатизации, предполагающее создание национальных программ ее развития, наличия государственной политики, обеспе чивающей сохранение и развитие информационного пространства;
• Понимание комплексного и системного характера информации, осознание ее роли в самоорганизации общественных и природных систем;
• Изучение процессов информатизации в наиболее развитых странах, анализ зару бежных программ развития информационной технологии с точки зрения их инст рументария и эффективности влияния на социальные процессы;
• Недопущение бездумного копирования ИТ и механического переноса их на соци альные процессы.
Успешное развитие ИТ часто является для руководителей органов управления образова нием отрицательным стимулом. Технологии так быстро устаревают, что трудно выбрать момент для осуществления закупок техники и программного обеспечения, а это становит ся предлогом для бездействия. Ситуация, при которой одержимость информационными средствами отодвигает на второй план рациональный подход к разработке взвешенной политики в области образования, получила название «инфомания».
Эффективность телефонного разговора обратно пропорциональна затраченному на него времени.
Р. ПАРКИНСОН. Закон телефона Информатизация образования Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучаю щего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств НИТ, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей пред метных областей и окружающей среды …, сочетая их с преимуществами индивидуали зации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия РОБЕРТ И.В. Современные информационные технологии в образовании Приоритетом деятельности современного общества является информатизация образова ния – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Этот процесс ини циирует:
• совершенствование и создание технологий управления системой образования;
• совершенствование хранения и распространения педагогического опыта;
• совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обуче ния, воспитания;
• создание и внедрение новых методических систем обучения;
• создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний;
• создание новых форм учебного процесса позволяющих уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателей;
помочь преподавателю из урокодателя превратиться в технолога учебного процесса, где ведущая роль отводится самостоятельному учению;
рационально использовать результаты труда профессоров старшего поколе ния, многократно использовать их методические разработки, реализованные в обучающих и контролирующих средствах;
• интернационализацию и обобществление обучения, появление новых форм со трудничества образовательных учреждений и правительств;
• распространение дистанционных технологий обучения;
• создание глобальной системы открытого образования.
Некоторые пункты этого перечня совсем недавно даже не приходили в голову ни педаго гам, ни футурологам. Прошло 10 лет – и они не вызывают сомнений. Более того, несомые информатизацией «новости» уже стали для нас привычными, как отправка очередной экс педиции на Луну.
Программы информатизации образования Чем кто осторожнее в своих обещаниях, тем он точнее в их исполнении.
Жан Жак РУССО, aforizm.kaminplus.ru В последние десятилетия правительством России предпринималось несколько программ информатизации системы образования. Они декларировали направленность на решение следующих основных проблем:
• Разработка и реализация общегосударственной стратегии развития образования, адекватной общественным потребностям общества;
• Интеграция образовательной системы России в единое мировое информационно образовательное пространство;
• Определение и осуществление мер по информатизацию системы образования Рос сии.
В Программах поставлены следующие основные задачи:
• Обеспечение образовательных учреждений средствами ИТ;
• Развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образовательной инфор мации для всех образовательных учреждений;
• Разработка нормативно-правовой базы информатизации;
• Создание системы телекоммуникационных сетей;
• Подготовка и переподготовка кадров для системы образования в области ИТ.
Основные направления работ по Программам:
• Информатизация процесса обучения и воспитания;
• Информатизация научных исследований;
• Управление системой образования как объектом информатизации;
• Создание современной информационной среды системы образования и науки;
• Создание инфраструктуры для обеспечения процесса информатизации образова ния;
• Оснащение образовательных учреждений техническими средствами информатиза ции;
• Информационная интеграция высшей школы России в мировую вузовскую систе му;
• Создание глобальной информационной инфраструктуры образования;
• Создание системы стандартизации и сертификации ИТ в образовании;
• Создание новой системы управления образованием;
• Развитие методологии использования ИТ в образовательном процессе;
• Создание базового курса информатики для всех этапов непрерывного образования.
Среди несправедливо отсутствующих в Программах направлений:
• Развитие системы образовательных олимпиад на основе ИТ;
• Развитие системы мониторинга качества образования на основе ИТ;
• Развитие системы защиты качества образования на основе ИТ.
Важность этих направлений обсуждена в настоящем пособии.
Официальная концепция научной, научно-технической и инновационной политики в сис теме образования России (на 2001 – 2005 годы) предусматривает широкое использование ОИТ.
Развитие информационных ресурсов Информационные ресурсы сферы образования развивается в двух направлениях: содержа тельном и структурном.
В содержательном плане информационные ресурсы должны:
• обеспечить доступность получения и обмена знаниями и информацией;
• реализовать комплексную поддержку образовательного процесса, научных иссле дований, инновационной деятельности, защиты информации;
• создать распределенную базу данных, включающую мультимедийные и дистанци онные технологии обучения и обеспечивающую открытый доступ к образователь ным ресурсам на базе региональных центров информатизации и центров информа ционных технологий;
• обеспечить развитие геоинформационных систем в образовании.
В структурном плане развитие информационных ресурсов включает:
• создание развитой единой телекоммуникационной сети образования, науки и орга низаций инновационной деятельности;
• развитие сегмента национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы (сети RUNnet);
• организацию доступа к высокопроизводительным банкам данных, вычислитель ным мощностям, сетевым технологиям нового поколения.
Области применения ОИТ Основой информатизации образования является создание, внедрение и использование ОИТ. Семь взаимосвязанных областей применения ОИТ:
• демонстрационное обеспечение аудиторных занятий;
• виртуальные лабораторные работы;
• использование ресурсов Интернет;
• компьютерное тестирование знаний.
Комплекс ОИТ В комплекс ОИТ входят:
• телекоммуникационные технологии, предоставляющие в распоряжение участников учебного процесса безграничные информационные ресурсы человечества;
• технологии записи и хранения информации, позволяющие создавать огромные ин формационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях;
• проекционные технологии, позволяющие по-новому строить аудиторные занятия с использованием компьютерных и телевизионных демонстраций;
• технология мультимедиа позволяющие объединить различные формы представле ния информации и включающие обучающие программы;
• поисковые технологии и системы управления базами данных позволяющие эффек тивно ориентироваться в информационных ресурсах и быстро находить необходи мые материалы в мировом информационном пространстве;
• технологии набора, вёрстки и дизайна предоставляющие участникам учебного процесса мощный и удобный инструментарий создания учебных пособий и вспо могательных наглядных материалов.
Программные средства учебного назначения (ПСУН) являются основной составляющей ИТ обучения, поэтому, говоря об использовании ИТ в образовании, чаще всего имеют в виду именно их.
Создание компьютерных обучающих программ – трудоёмкая и сложная работа. Приме няемая многими творческими коллективами технология позволяет за год разработать про граммный продукт, состоящий из 400 – 800 информационных и графических кадров. Раз работка компьютерных обучающих программ растягивается на годы. На подготовку 1 ча са курса затрачивается от 50 до 500 часов работы специалистов [Компьютерные обучаю щие программы / А. С. Демушкин, А.И. Кириллов, Н. А. Сливина, Е. В. Чубров, А. О. Кри вошеев, С. С. Фомин // Информатика и образование. – 1995. – № 3. – С. 15 – 22]. Сейчас себестоимость создания одного семестрового учебного мультимедиа–курса за рубежом может составлять от нескольких десятков тысяч до миллиона долларов. Российская спе цифика не позволяет пока оценить истинную величину себестоимости создания обучаю щей программы в России, однако вряд ли она кардинально отличается.
Снижение затрат на обучение при использовании ОИТ достигается за счет сокращения:
• непроизводительных затрат рабочего времени преподавателя;
• потребностей в учебно-методических пособиях на бумажных носителях;
• затрат на разнородные средства обеспечения (лабораторное оборудование и пр.);
• расходов на поездки (доставка, проживание, компенсации, аренда и пр.) участни ков учебного процесса к местам проведения совместных учебных мероприятий.
Тенденции развития ОИТ ясны: при возникновении потребности в новых учебно методических средствах, компьютерным пособиям будет отдаваться приоритет. Вместе с тем, ОИТ не вытеснят и заменят традиционные средства обучения, поскольку они не ли шены недостатков.
Информация в социальной среде Признание нестабильности – не капитуляция, напротив – приглашение к новым экспериментальным и теоретическим исследованиям, принимающим в расчет специфический характер этого мира.
Следует лишь распроститься с представлением, будто этот мир – наш безропотный слуга.
Мы должны с уважением относиться к нему.
Мы должны признать, что не можем полностью контролировать окружающий нас мир нестабильных феноменов, как не можем полностью контролировать социальные процессы.
И. Р. ПРИГОЖИН, Философия нестабильности Информация в социальной среде является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации. Люди используют ее для удовлетворения разнообразных потребно стей, взаимодействия с другими людьми, в управлении социумом, что является высшим типом управления. Информация лежит в основе механизмов самоорганизации общества.
Информация противодействует хаосу, управляет силами порядка и созидания.
Одно из наиболее содержательных определений, позволяющих понять связь информации и самоорганизации, дано Г. Кастлером: «Информация есть случайный запоминаемый вы бор варианта из многих возможных и равноправных».
Согласно этому определению выбор варианта может быть:
• совершаемым из возможных и равноправных, но не обязательно равновероятных;
Так как воспринимающая информационная система является открытой, неравновесной системой, она по-разному может изменять свое состояние, т. е. результат воздействия ин формации может быть различным.
Информация наделена многими свойствами и характеристиками. Среди них – относитель ность и ценность.
Относительность информации – проявляется в том, что системы с различным уровнем организации извлекают из одного и того же источника различную, но всегда соответст вующую своему уровню информацию.
Ценность информации – по мнению Бриллюэна – должна быть величиной, имеющей различные значения для различных людей, в соответствии с их способностью понять ин формацию и использовать ее в дальнейшем. В соответствии с этим определением инфор мация измеряется всегда положительной величиной, а ценность ее может быть в извест ных случаях и отрицательной.
Десять умений носителя информационной культуры Не нами выбран мир, который нам приходится изучать;
мы родились в этом мире и нам следует воспринимать его таким, каким он существует, приспосабливая к нему, насколь ко возможно, наши априорные представления. Да, мир нестабилен. Но это не означает, что он не поддается научному изучению.
И. Р. ПРИГОЖИН, Философия нестабильности Информационная культура – это не только умение работать с прикладным программным обеспечением, и даже не умение программировать. Информационная культура – это, пре жде всего, глубокое проникновение в суть процессов обработки информации. Она подра зумевает наличие умений:
• выбирать и формулировать цели, осуществлять постановку задач;
• легко и быстро решать самые разнообразные задачи на компьютере, подобно тому, как истинно грамотный человек может свободно читать и писать;
• находить информацию в различных источниках;
пользоваться автоматизирован ными системами поиска, хранения и обработки информации;
• выделять в информации главное и второстепенное;
упорядочивать, систематизиро вать, структурировать данные и знания;
• видеть информацию в целом, а не фрагментарно;
устанавливать ассоциативные связи между информационными сообщениями;
переводить визуальную информацию в вербаль ную знаковую систему и наоборот;
• применять различные виды формализации информации;
использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы знаний, системы искусственного интеллекта и другие информационные технологии;
• широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений;
производить анализ информационных моделей;
• разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на компьютере;
• интерпретировать и анализировать полученные результаты;
предвидеть последст вия принимаемых решений.
При написании раздела использованы материалы:
1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд., доп. — М.:
Центр тестирования, 2000. — 240 с.
2. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
3. Кречетников К. Г. Теоретические основы создания креативной обучающей среды на базе информационных технологий для подготовки офицеров флота. Моногр. — Влади восток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. — 360 с.
4. Нестеров А. В., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю. Информационные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство ООО «Книжный дом». — 2003. — 340 с.
5. Пригожин И. Р. Философия нестабильности. Вопросы философии.— 1991.— №6.— С.
01.02. Цель и задачи внедрения ОИТ в системе образования Затратьте достаточно времени на поиски дополнительных подтверждений возникшей необходимости, и никакой необходимости не останется.
Р. ПАРКИНСОН. Прогноз Питера В педагогике есть традиция: формулировать цели и задачи работы прежде работы. Навер ное, это важно. Хотя, стоит здесь заметить, что категория цели является одной из самых загадочных философских категорий.
Понятия – цель, дисциплина, обязанность (должен, должны) – тесно связаны. Количест вом употребления этих слов и понятий резко различаются религиозные учения и партий ные программы. Чем меньше это количество – тем устойчивее соответствующая общест венная организация. Чем выше дисциплина в организации – тем быстрее она распадается.
Часто оказывается, что бесцельная эволюция и бесцельный прогресс оказываются более продуктивными и устойчивыми, чем строгая дисциплина и бескомпромиссное движение к поставленной цели. Эта закономерность давно подмечена учеными – физиками, химика ми, философами, экономистами и используется (например, для организации научной ра боты).
Одной из самых недисциплинированных в мире является российская система образова ния. Где-то в этом и заключен секрет ее устойчивости, магического стремления к само восстановлению.
Цель в образовании. Стратегия внедрения ОИТ Успешные исследования стимулируют повышение финансирования, приводящее к полной невозможности дальнейших исследований.
Р. ПАРКИНСОН. Закон медицинских исследований Давно подмечено: чем выше дисциплина в организации, тем быстрее она разваливается под влиянием резких изменений внешних условий. И наоборот. Тому есть примеры:
• В начале развала СССР первыми распались или самоликвидировались самые «дис циплинированные» и «целенаправленные» – КПСС, ВЛКСМ, КГБ, СА …;
• Говорят, что положительные персонажи в тексте Библии никогда не употребляют слово «должен». Христианство не имеет четко оговоренной цели, и существует ты сячелетиями, несмотря на чинимые государствами препятствия;
• Кристаллы с нарушениями структуры (примесями и пр.) значительно прочнее чис тых кристаллов;
• Иногда полководцы выигрывают сражения благодаря только недисциплинирован ности своих подчиненных: противник загодя узнает об их планах, проводит об стрелы и бомбардировки мест дислокаций, ведет атаку укреплений, а там никого нет, потому что полк вовремя не успел подойти;
• Англичане говорят, что для того, чтобы организация развалилась, достаточно пове сить у ее дверей мраморную табличку с названием.
Советская система образования всегда была недисциплинированной. Повсеместно появ лялись строптивые учителя, учившие детей так, как считали нужным, несмотря на прика зы и инструкции. Более того, образ такого строптивого учителя был культовым в СССР, а образ дисциплинированного педагогического чиновника – наоборот. Следствие – более трех десятков лет вереница министров разваливает «хрущевскую» школу;
министры ухо дят, а система образования жива и ждет своего часа, чтоб «восстать из пепла» и вновь стать лучшей в мире.
Прекрасные педагогические традиции существуют в Германии (кстати, говоря о старых гимназических традициях, иногда употребляют термин «российско-германская школа»).
При ближайшем рассмотрении, старую немецкую систему образования, так же, как и ста рую советскую, характеризует непрерывные «разброд и шатание». Только немцы это по ложение узаконили: как только новое направление возникло, оно тут же обретает благо образное название и начинает развиваться вместе со всеми другими направлениями. Рус ские же – не немцы, и с новшествами они расправляются по-своему. Но также недисцип линированно.
По-видимому, именно эту ситуацию имеют в виду китайцы, когда цитируют Мао Цзэ Дуна: «Пусть будет сто цветов».
Современная наука много знает о цели и целеполагании. Особенно больших успехов дос тигла здесь Теория диссипативных структур (ТДС), развиваемая, в большой степени, бельгийским физиком, Нобелевским лауреатом Ильей Романовичем Пригожиным и его научной школой. ТДС изучает структуры, переходы между ними, предлагает способы управления такими переходами.
Невозможно создать в готовом субстрате (в нашем случае – коллективе педагогов) струк туру, придуманную «умозрительно». Субстрат, находящийся в определенных условиях, должен быть предрасположен к возникновению новой структуры. Выяснить предраспо ложенность часто невозможно, поэтому четкие и определенные цели в управленческой деятельности редко достижимы. Субстрат может быть предрасположен к чему-то друго му, не противоречащему Вашим начальным представлениям, имевшимся у Вас до форму лировки цели. Важно быть расположенным к поиску и принятию возможностей субстрата.
В каждом субстрате есть флуктуации, отклонения от средней нормы, от порядка. Флук туаций может быть и много, и мало. Важно, что они есть всегда и их разнообразие огра ничено. Говоря физическим языком, новая структура – это разросшаяся флуктуация. Но вая структура может быть только такой, какие бывают флуктуации в субстрате.
Семь управленческих шагов Внедрение ОИТ почти всегда сопряжено с управленческими перестройками, изменениями в штатных расписаниях, распределениях средств и пр. Это ничто иное, как структурная перестройка, которой можно и нужно управлять. Может случиться так, что процесс доста точно только направить и все пойдет своим чередом. Но, скорее всего, процесс придется корректировать. Важно, как говорят врачи, не навредить.
Можно ли действовать здесь «на авось»? С точки зрения физики, в управленческой дея тельности лучше не ставить цели и уподобить себя скульптору, отсекающему от глыбы ненужное;
знающему лишь в общих чертах окончательный облик своего будущего произ ведения (камень тоже диктует).
Согласно идеям ТДС, следует применять такой алгоритм управленческой перестроечной деятельности:
1. Откажитесь от излишне конкретных представлений об ожидаемом результате и сконцентрируйтесь на выделении черт, которые Вы бы не хотели видеть в ре зультате труда;
2. Создайте условия для возникновения в субстрате (хаотическом или структури рованном трудовом коллективе и его окружении) значительного количества флуктуаций. Для этого резко измените величины пронизывающих субстрат по токов, например, приказов или денег;
3. Изучите возникшие в субстрате флуктуации и выделите среди них наиболее подходящих, на Ваш взгляд, претендентов на выживание;
4. Произведите корректировку величин потоков так, чтобы выбранные Вами пре тенденты оказались в выгодном положении по сравнению с конкурентами;
5. Протестируйте своих протеже на устойчивость: неожиданно отмените режим благоприятствования. Если они оказались неконкурентоспособными, меняйте свои взгляды и возвращайтесь к пункту 3;
6. Если выбранные Вами типы флуктуаций выжили и разрослись, изучите и вели чины пронизывающих их потоков;
7. Зафиксируйте величины потоков и ожидайте рождения новой структуры. Здесь от Вас потребуется твердость, ибо при этом Вы неминуемо станете противни ком части представителей управленческого аппарата и коллектива.
Этот алгоритм странен с точки зрения традиционных управленческих подходов. Хотя, ис тория хранит немало примеров его действенности. После прочтения пунктов алгоритма взгляните новыми глазами на известные Вам процессы успешного рождения и развития организаций, и Вы увидите много нового.
Шестьдесят шесть целей, задач, направлений и характеристик ОИТ … новое отношение к миру предполагает сближение деятельности ученого и литератора.
И. Р. ПРИГОЖИН, Философия нестабильности Цели образовательных информационных технологий:
1. Способствование поддержанию и повышению уровня качества образования;
2. Способствование развитию личности, подготовке индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества;
3. Реализация социального заказа (подготовка специалистов и создание ценностей);
4. Интенсификация всех направлений учебно-воспитательного процесса;
5. Обеспечение интеграции национальных образовательных систем в общемировую.
Задачи специалистов в области образовательных информационных технологий:
1. Способствование повышению оптимальности и эффективности управленческой деятельности;
2. Способствование повышению оптимальности и эффективности преподавательской деятельности;
3. Способствование развитию доступности, гуманности, толерантности, образования;
4. Автоматизация измерения уровня образовательной подготовки учащихся;
5. Поддержка мониторинговых исследований, генерация и представление рекоменда ций по управлению качеством учебного процесса;
6. Создание новых средств международного общения детей;
7. Обеспечение новых аспектов повышения привлекательности учебного процесса (побуждение и поддержание желания учащихся повышать качество личной образо ванности) путем организации сетевых олимпиад, конкурсов, переписки, совмест ных Интернет-проектов и пр.;
8. Развитие дистанционных технологий обучения;
9. Создание банков педагогического опыта и обеспечение их доступности;
10. Создание интеллектуальных систем с целью автоматизации и повышения уровня качества обучения (углубление межпредметных связей, визуализация учебной ин формации, обеспечение побудительных мотивов и пр.);
11. Развитие интегрированных (синтетических) технологий обучения;
12. Способствование построению открытого образовательного пространства и системы открытого образования;
13. Обеспечение информационной безопасности системы образования;
14. Внедрение и развитие адаптивных методов обучения;
15. Создание и реализация новых технологий мотивации к обучению и преподаватель ской деятельности с использованием ОИТ.
Дидактические задачи использования программных средств в учебном процессе:
1. Развитие мышления и воображения;
2. Формирование алгоритмического стиля мышления;
3. Развитие творческого потенциала;
4. Эстетическое воспитание;
5. Развитие коммуникативных способностей;
6. Активизация познавательной деятельности;
7. Мотивация обучения;
8. Формирование навыков исследовательской деятельности;
9. Формирование навыков пользователя автоматизированных систем;
10. Развитие умений поиска и принятия оптимальных решений в нестандартных си туациях.
Методические задачи использования программных средств в учебном процессе:
1. Обучение проведению вычислительных экспериментов;
2. Обучение работе с большими объемами информации: поиск, систематизация, пре образование, хранение и т. д.;
3. Знакомство с системами и методами мультимедийного представления информации;
4. Обучение навыкам создания программных продуктов (в т. ч. обучающих);
5. Восстановление знаний, умений, навыков;
6. Текущий контроль усвоения знаний, умений, навыков;
7. Дифференциация абитуриентов и учащихся в соответствии с их уровнем подготов ленности и готовности к последующим ступеням обучения;
8. Повышение эффективности передачи и освоения учебной информации;
9. Повышение эффективности подготовки к учебным занятиям;
10. Реализация методов адаптивного обучения.
Направления применения образовательных информационных технологий:
1. Обучения, совершенствующего процесс преподавания;
2. Познания окружающей действительности и самопознания;
3. Развития личности;
4. Мотивации личности к познанию и продуктивной деятельности;
5. Информационно-методического обеспечения и управления учебно воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;
6. Распространения передовых педагогических технологий;
7. Автоматизации процессов контроля и коррекции результатов учебной деятельно сти;
8. Автоматизации процессов обработки результатов лабораторного эксперимента;
9. Управления учебным оборудованием;
10. Организации интеллектуального досуга, развивающих игр.
Характеристики образовательных информационных технологий:
5. Защищенность от несанкционированных воздействий;
6. Защищенность от природных факторов;
8. Интегрированность (синтетичность);
9. Интерактивность (простота управления и диагностики);
12. Объемы полезной и бесполезной информации;
13. Объем результата (количество полезных сведений, которые можно из него из влечь);
17. Представимость информации;
18. Скорость обработки информации;
19. Скорость передачи информации;
20. Сложность применения;
21. Технологичность создания;
22. Технологичность внедрения;
25. Уровень необходимой предварительной профессиональной подготовки персонала;
Этим перечнем далеко не исчерпывается перечень характеристик, достоинств и потенци альных недостатков ОИТ. У ОИТ есть такие недостатки, которые реализуются в связи с неосторожным либо неграмотным их применением, например, возможность стремитель ного распространения и, к сожалению, восприятия людьми ошибочных и опасных сужде ний. ОИТ способны усилить восприятие не только полезной и важной, но и неверной, фальшивой, опасной информации, и это прямо связано со спецификой форм ее передачи.
Наше восприятие природы становится дуалистическим;
и стержневым моментом в таком восприятии становится представление о неравновес ности. Причем неравновесности, ведущей не только к порядку и беспорядку, но откры вающей также возможность для возникновения уникальных событий, ибо спектр воз можных способов существования объектов в этом случае значительно расширяется (в сравнении с образом равновесного мира).
И. Р. ПРИГОЖИН, Философия нестабильности ОИТ несовершенны. Сегодня часто нельзя гарантировать чистоту и конфиденциальность хранимой и передаваемой научной и иной информации, гарантировать ее от подделки не добросовестными или просто несведущими людьми. В связи с этим остро стоят проблемы информационной безопасности.
01.03. Типология программных средств учебного назначения Если ты заметил, что скачешь на дохлой лошади, – слезь с нее.
(мудрость индейцев Дакоты) Программное средство учебного назначения (ПСУН) – это программное средство, в кото ром отражена информационная область, реализована технология обучения, обеспечены условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
ПСУН используют в учебно-воспитательном процессе, при переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого и интен сификации процесса обучения.
Использование ПСУН ориентировано на:
• решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и разрешения;
• осуществление деятельности в объектной и программной средах;
• осуществление деятельности в предметной (дисциплинарной) среде.
С помощью ПСУН можно:
• представлять в различной форме учебную информацию;
• инициировать процессы усвоения знаний, умений и навыков деятельности;
• осуществлять контроль результатов обучения;
• автоматизировать тренаж и повторение;
• активизировать познавательную деятельность;
• формировать и развивать виды мышления.
Есть необходимость в создании программно-методического обеспечения (ПМО) учебно воспитательного процесса, которое включает:
• инструкцию для пользователя ПСУН;
• методические рекомендации по использованию ПСУН.
Методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием ПСУН:
• индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
• осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок;
• осуществление самоконтроля и самокоррекции;
• осуществление тренировки и самоподготовки;
• высвобождение учебного времени для интеллектуальной деятельности;
• визуализация учебной информации: изучаемого объекта и модели процесса;
• моделирование изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений;
• проведение лабораторных работ;
• создание и использование информационных баз данных;
• обеспечение доступа к информационной сети;
• усиление мотивации обучения;
• вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала;
• развитие видов мышления;
• формирование умения принимать оптимальное решение в сложной ситуации;
• формирование культуры учебной деятельности;
• формирование информационной культуры.
В основном целесообразность применения ПСУН определяется их использованием как:
• средства визуализации учебной информации;
• средства формализации знаний о предметном мире;
• средства отображения явлений;
• средства воздействия на предметный мир.
ПСУН по функциональному назначению подразделяются на три типа:
1. Педагогические программные средства (ППС), предназначенные для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером. ППС предоставляют учебную информацию и направляют обучение, учитывая индивидуальные возмож ности и предпочтения обучаемого при наличии обратной связи;
2. Диагностические, тестовые программные средства (ТПС), цель которых – конста тация причин ошибочных действий обучаемого, оценка его знаний, умений, навы ков, установление уровня его обученности или уровня интеллектуального разви тия;
3. Инструментальные программные средства (ИПС), предназначенные для конструи рования ПСУН.
ИПС прикладного назначения подразделяются на:
• ИПС для разработки средств контролирующего, консультирующего, тренингового назначения, позволяющие свести к минимуму бумажные учебные материалы;
• ИПС для конструирования ПСУН;
• ИПС для моделирования (демонстрационного, имитационного);
• ИПС со встроенными элементами технологии обучения, включающие как пред метную среду, так и элементы педагогической технологии для ее изучения;
• ИПС обеспечивающие операции по систематизации учебной информации;
• ИПС для представления знаний, для организации диалога между пользователем и системой, для представления хода решения учебной задачи в адаптированном виде;
• ИПС для моделирования изучаемых объектов или их отношений в предметной сре де;
• ИПС для формирования учебной и информационной культуры;
• ИПС для автоматизации процесса обработки результатов эксперимента, в том чис ле измеряющие и контролирующие программы для датчиков, которые позволяют получать, записывать и визуализировать информацию о реальных процессах;
• ИПС для управления реальными механизмами;