Что такое окислительное изнашивание и как оно возникает
Окислительное изнашивание
Интенсивность изнашивания зависит от окислов препятствующих схватыванию поверхностей. При обычных температурах окисление поверхностей активизируется пластической деформацией, поэтому необходимо создавать поверхности трения с высокой твердостью. Повышение температуры способствует росту окисных пленок, а вибрация разрушает их.
Окислительное изнашивание возникает при трении скольжения и трении качения. При трении скольжения оно становится ведущим, а при трении качения сопутствующим другим видам изнашивания. Проявляется этот вид изнашивания, при сравнительно невысоких скоростях скольжения и небольших удельных нагрузках, а также на таких деталях, как шейки коленчатых валов цилиндры, поршневые пальцы и др.
Интенсивность изнашивания можно уменьшить, сменив смазочный материал, понизим рабочую температуру узла трения.
4.6.9. Водородное изнашивание
Открытие эффекта водородного изнашивания принадлежит Д. Н. Гаркунову и А. Л. Полякову. Появление водорода в поверхностных слоях обусловлено интенсивным его выделением из смазочных материалов, топлива, окружающей газовой среды и неметаллических пар трения в результате трибохимических реакций.
Присутствие водорода в поверхностных слоях может быть также результатом процессов литья и химико-термической обработки металлов. Адсорбция водорода, его диффузия в поверхностные слои и концентрация на некоторой глубине от поверхности в области максимальных температур обеспечивается спецификой температурного режима трения.
Водородное изнашивание можно описать следующими процессами, происходящими в зоне трения.
1. Интенсивное выделение водорода в зоне трения из водородосодержащих материалов (смазочные материалы, топливо, неметаллические материалы). Причина, спровоцировавшая этот процесс трибохимические реакции в зоне силового контакта.
2. Повышение температуры способствует десорбции смазочного материала с поверхности металлической детали.
3. В результате трения происходит адсорбция водорода поверхностью металлической детали.
4. Диффузия водорода в поверхностные слои металлических элементов трущейся пары. Скорость диффузии определяется градиентами температуры и напряжений.
5. Концентрация водорода на некоторой глубине от поверхности трения в зоне максимальной температуры. Причинами этого процесса является градиент температуры под поверхностью.
6. В результате насыщения водородом, образуется большое число трещин в зоне контакта, происходит низкотемпературное разрушение поверхностного слоя металлических элементов
7. Перенасыщение металлических поверхностей водородом приводит к высокотемпературному вязкому разрушению металла.
Поверхностный слой, насыщенный водородом, разрушается в результате образования большого числа трещин по всей зоне деформирования. Водородное изнашивание наблюдают в насосах, перекачивающих продукты нефтеперегонки, при трении полимерсодержащих тормозных колодок и в других узлах.
Водородное изнашивание проявляется в большей или меньшей степени во всех видах изнашивания. Действие водорода может выражаться в незначительном увеличении скорости изнашивания, а также в самостоятельном полном разрушении поверхностей трения. Водородное изнашивание зависит от концентрации водорода в поверхностных слоях трущихся деталей. Большое влияние на интенсивность водородного изнашивание оказывает влажность воздуха. Это можно объяснить образованием в зоне контакта водорода в результате разложения воды.
Как отмечалось выше, водородный износ может быть вызван не только тем водородом, который образуется при трении, но и водородом, который может образовываться при различных технологических процессах. В.Я. Матюшенко и М.А. Андрейчик определили влияние различных технологических операций на новодораживание стальной поверхности (табл. 4.3).
Содержание водорода в поверхности
при различных технологических процессах
Технологическая операция | Содержание водорода в см 3 на 100 г |
Токарная обработка без СОЖ | 0,4 |
Токарная обработка с СОЖ | 5,6 |
Закалка | 12,6 |
Отпуск | 6,8 |
Цементация | 15,4 |
Технологически приобретенный водород способствует снижает нагрузку стали до заедания и уменьшает ее износостойкость.
В 1926 г. Пфлейль установил влияние водорода на охрупчивание стали, но основные выводы по влиянию водорода на объемную прочность стали были сделаны П. Котерилом. Они сводятся к следующему:
— водород не оказывает существенного влияния на упругие характеристики железа и стали;
— содержание водорода до 0,1 см 3 /100г не оказывает влияние на твердость стали;
— разрушающее напряжение снижается пропорционально росту концентрации водорода;
— пластичность стали снижается пропорционально повышению концентрации водорода;
— степень охрупчивание стали уменьшается с повышением скорости деформации;
— охрупчивание стали проявляется в интервале температур от минус 100 до плюс 100 о С;
— охрупчивание проявляется только при наличии растягивающих напряжений;
— присутствие водорода меняет характер разрушения стали;
— интенсивность охрупчивания зависит от вида обработки;
— водород вызывает преждевременное хрупкое разрушение высокопрочных легированных сталей при статическом нагружении;
— свойства металла в ненапряженном состоянии не зависят от водорода;
— при неравномерном распределении водорода по образцу, области богатые водородом, будут обладать наименьшей пластичностью при испытании на растяжение.
Б.А, Калачев делит водородное охрупчивание на две группы (табл. 4.4).
Виды водородного охрупчивания
Вид охрупчивания | Причины, вызывающие охрупчивание | Факторы, влияющие на охрупчивание |
Охрупчивание первого рода (обратимо) | Обусловлено источниками в исходном металле вследствие повышенного содержания водорода | Усиливается с повышением скорости деформации. |
Охрупчивание второго рода (обратимо и необратимо) | Обусловлено источниками, образуемыми в металле с повышенным содержанием водорода в процессе пластической деформации. | Развивается при малых скоростях деформации. |
А.А. Поляковым и Д.Н. Гаркуновым было установлено, что имеются два основных вида изнашивания стальных и чугунных деталей под действие водорода: изнашивание диспергированием и изнашивание разрушением.
При водородном изнашивании диспергированием (ВИДИС) каких-либо изменений в поверхностном слое деталей вследствие обычного износа при диспергировании не наблюдается. Водород усиливает (в зависимости от его количества в поверхностном слое) диспергирование стали или чугуна. На поверхностях трения нет вырывов, задиров, заметного переноса материала с одной поверхности трения на другую. Они могут иметь блеск и очень мелкие царапины, которые не видны невооруженным глазом, и расположены в направлении движения.
Водородное изнашивание разрушением (ВИРАЗ) имеет специфическую особенность, поверхностный слой стальной или чугунной детали разрушается мгновенно на глубину до 1…2 мкм. Это происходит, когда поверхностный слой накапливает большое количество водорода. Трение десорбирует смазочный материал, и водород получает возможность занять большее число адсорбционных центров на поверхности. Концентрация водорода в стали непрерывно возрастает. Водород попадает в микротрещины, поры, межкристаллитные границы и др. Периодически происходит деформирование поверхностного слоя, и объем дефектных мест (полостей) изменяется. Поступающий в полости водород молизуется и, не имея возможности выйти обратно при уменьшении объема, стремится расширить полость, создавая высокое напряжение. Повторение цикла вызывает эффект накопления, продолжающийся до тех пор, пока внутреннее давление в полостях не вызовет разрушения стали по всем развившимся и соединившимся трещинам.
При выборе материалов для узлов трения необходимо учитывать степень их наводороживания и охрупчивания. Так уменьшение водородного изнашивания возможно легированием стали хромом, ванадием, титаном; применением смазочных материалов и введением в них ингибиторов; наполнением пластмассовой матрицы металлической стружкой; наведением электростатического поля.
Скорость изнашивания может быть существенно понижена при формировании в процессе трения на поверхности детали пленок меди. Образование таких сервовитных пленок связывают с избирательным растворением и осаждением отдельных элементов сплавов, содержащих медь. Это явление имеет электрохимическую природу и получило название «избирательного переноса».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ, ИЗНАШИВАНИЕ ВСЛЕДСТВИЕ ДЕФОРМАЦИИ, ДИСПЕРГИРОВАНИЯ И ВЫКРАШИВАНИЯ ВНОВЬ ОБРАЗУЮЩИХСЯ СТРУКТУР
Происходит в том случае, когда на соприкасающихся поверхностях образуются пленки окислов, которые в процессе трения разрушаются и вновь образуются.
Изнашивание вследствие пластической деформации
Этот вид изнашивания (смятие) заключается в изменении размеров или формы детали в результате пластической деформации, ее микрообъемов. Смятие является характерным видом повреждения шпоночных пазов и шпонок, шлицевых соединений, штифтов и упоров, резьбовых соединений и других деталей. Пластическая деформация вызывается либо чрезмерными допускаемыми напряжениями, либо случайными значительными перегрузками.
В тихоходных зубчатых передачах с колесами из стали невысокой твердости возникают значительные пластические деформации с образованием канавок по полюсной линии у ведущих зубьев. Под действием высоких контактных напряжений разрушается масляная плёнка, и происходит течение поверхностных слоев металла в направлениях скольжения. Впрочем, не исключаются такие течения и при неповрежденной масляной пленке. Повышением вязкости масла можно уменьшить силы трения и интенсивность пластической деформации. Вообще же рекомендуется применять стали большей твердости.
Изнашивание вследствие диспергирования
Многие трущиеся детали не имеют на рабочих поверхностях следов схватывания и заметных царапин.
При этих условиях разрушение поверхностного слоя происходит в результате диспергирования (измельчения) отдельных участков контакта. Интенсивность этого вида изнашивания невысока, шероховатость поверхности детали малая.
Изнашиванию вследствие диспергирования подвергаются хорошо смазываемые шарнирно-болтовые соединения, валики различных агрегатов и сопряженные с ними подшипники, поршневые пальцы прицепных шатунов, пары трения топливной аппаратуры и др.
Изнашивание в результате выкрашивания вновь образующихся структур
При тяжелых условиях работы на поверхностях трения происходят физико-химические изменения. Они являются результатом пластического деформирования, повышения температуры слоев металла, прилегающих к зоне контакта, последующего быстрого охлаждения и химического действия окружающей среды. Эти физико-химические изменения, заключающиеся в образовании новых структур, в свою очередь изменяют взаимодействия и характер разрушения поверхности. Эти образования получили наименование белого слоя.
Гидро- и газоабразивное изнашивание
Интенсивность зависит от угла атаки частиц:
,
ЭФФЕКТ БЕЗЫЗНОСНОСТИ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС, ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТА БЕЗЫЗНОСНОСТИ
Общие сведения
В середине 50-х годов при исследовании узлов трения узлов самолета «ИЛ» Гаркуновым и другими было обнаружено явление самопроизвольного образования тонкой пленки меди на поверхностях тяжелонагруженных деталей в парах «сталь-бронза» при спиртоглицериновой смазке. Пленка меди толщиной δ = 1. 2мкм в процессе трения покрывала как бронзу, так и сталь. Резко уменьшался износ и сила трения (примерно в 10 раз); то же для пары «сталь-бронза» в смазке ЦИАТИМ 201, в парах «сталь-сталь» домашнего холодильника (компрессоры) за счет растворения медных трубок.
Пара трения «сталь-сталь» стала «медь-медь». Снижается окисление смазки, прекращается растворение трубок.
Если нарушается целостность пленки, режим работы ухудшается, окисление смазки усиливается, растворение меди возобновляется, и залечиваются повреждения поверхности в зоне трения. Медная пленка не разрушается или переносится с одной поверхности на другую, удерживаясь электрическими силами.
Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 353 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Окислительное изнашивание
Окислительное изнашивание представляет собой процесс постепенного разрушения поверхностей деталей при трении, протекающем при воздействии кислорода ( из воздуха) на деформируемые слои металла. Окислительному износу подвергаются шейки коленчатого вала, цилиндры, поршневые кольца и другие детали. [10]
Окислительное изнашивание является самой распространенной разновидностью коррозионно-механического изнашивания. При трении, сопровождающемся пластическим деформированием поверхностных слоев, происходит окисление металла кислородом атмосферного воздуха. В результате на поверхности образуются хрупкие и твердые пленки окислов, которые, разрушаясь, обнажают новые слои металла. Продукты изнашивания отделяются в виде порошка или частиц окислов. [12]
Окислительное изнашивание наблюдается при трении металлов и сплавов без смазочного материала или при недостаточном его количестве в атмосферных условиях при нормальных и повышенных температурах окружающей среды. [13]
Окислительное изнашивание относится к группе коррозийно-механического, при котором преобладает химическая реакция материала с кислородом или окисляющей окружающей средой. Образование окисных пленок на ПС не исключает возможности их усталостного разрушения, так как разрушается более хрупкий материал. [14]
Окислительное изнашивание характеризуется образованием и разрушением вторичных структур в поверхностных слоях детали при их нагружении и трении. При этом на поверхности трения образуются твердые растворы или химические соединения с кислородом, водородом и азотом. [15]
ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ, ИЗНАШИВАНИЕ ВСЛЕДСТВИЕ ДЕФОРМАЦИИ, ДИСПЕРГИРОВАНИЯ И ВЫКРАШИВАНИЯ
Окислительное изнашиваниепроисходит в том случае, когда на соприкасающихся поверхностях образуются пленки окислов, которые в процессе трения разрушаются и вновь образуются; продукты изнашивания состоят из окислов. От других видов коррозионно-механического изнашивания оно отличается отсутствием агрессивной среды, протекает при нормальных и повышенных температурах при трении без смазочного материала или при недостаточном его количестве. Интенсивность изнашивания может быть весьма значительной, но поверхности трения сохраняют малую шероховатость; это объясняется тем, что окислы препятствуют схватыванию поверхностей. При комнатной температуре окисление поверхностей активизируется пластической деформацией, поэтому одним из методов борьбы с окислительным изнашиванием является создание поверхностей трения с высокой твердостью.
Рис. 6.1. Болт крепления коллектора авиационного поршневого двигателя, поврежденный вследствие окислительного изнашивания
Рис. 6.2. Корпус шарового клапана с повреждениями от пластической деформации (показаны стрелками)
Для окислительного изнашивания необходимо, чтобы промежуток времени между последовательными разрушениями пленки был достаточен для образования пленки относительно большой толщины. Естественно, что в случае циклического разрушения окислов высокой твердости изнашивание будет носить характер абразивного.
Окислительному изнашиванию подвергаются калибры, детали шарнирно-болтовых соединений тяг и рычагов механизмов управления; шарнирно-болтовые соединения подвесных устройств машин, работающих без смазочного материала; металлические колеса фрикционных передач и чашки вариаторов, а также некоторые детали в парах трения качения. В ряде случаев интенсивность окислительного изнашивания можно уменьшить, сменив смазочный материал, понизив температуру узла.
Повышение температуры способствует росту окисных пленок, а вибрация — их разрушению. С интенсивным окислительным изнашиванием в подобных условиях приходится встречаться, например, в деталях крепления выхлопных коллекторов авиационных двигателей внутреннего сгорания (рис. 6.1). Казалось бы, что применение коррозионно-стойкой стали должно дать дополнительный эффект, однако аустенитные стали, помимо склонности их к схватыванию, быстро окисляются в процессе трения.
Изнашивание вследствие пластической деформации. Этот вид изнашивания (смятие) заключается в изменении размеров или формы детали в результате пластической деформации ее микрообъемов. Смятие является характерным видом повреждения шпоночных пазов и шпонок, шлицевых соединений, штифтов и упоров, резьбовых соединений и других деталей. Пластическая деформация вызывается либо чрезмерными допускаемыми напряжениями, либо случайными значительными перегрузками. Во избежание смятия шпоночных пазов и среза шпонок (по опыту эксплуатации металлорежущих станков) для неподвижных соединений при стальной ступице рекомендуется выбирать допускаемые напряжения смятия 1,5 ГПа при знакопеременной нагрузке с толчками и 2 ГПа при постоянной нагрузке. При чугунной ступице допускаемые напряжения ниже на 60%.
Смятие характерно для деталей, входящих в контакт с ударом. К ним относятся, например, регулировочные болты коромысел приводов клапанов и седла шаровых клапанов (рис. 6.2).
В тихоходных зубчатых передачах с колесами из сталей невысокой твердости возникают значительные пластические деформации с образованием канавок по полюсной линии у ведущих зубьев. Под действием высоких контактных напряжений разрушается масляная пленка, и происходит течение поверхностных слоев металла в направлении скольжения. Впрочем, не исключается такое течение и при неповрежденной масляной пленке. Повышением вязкости масла можно уменьшить силы трения и интенсивность пластической деформации. Вообще же рекомендуется применять стали большей твердости.
В колесах конических и гипоидных передач пластическая деформация вязкого, а иногда твердого материала, проявляется в результате ударного приложения нагрузки к зубьям одного или обоих сопряженных колес и имеет вид борозд, от которых металл течет через кромку зуба с образованием волнистого наплыва — заусенцев. На зубьях шестерен гипоидных передач и крайне редко на зубьях колес наблюдаются следы пластической деформации при значительных различиях твердости поверхностей зубьев.
Из стальных деталей пластической деформации подвержены рельсы, бандажи колес подвижного состава железных дорог. При эксплуатации рельсов на железнодорожных путях вследствие прокатывающего (качение со скольжением) действия колес под нагрузкой, удара колес на стыках и неуравновешенных инерционных сил механизма локомотива пластическая деформация распространяется на глубину почти всей головки рельса и сопровождается отчетно различаемым смятием верха и рабочих краев головки.
Рис. 6.3. Профиль бандажа колеса электровоза нового (сплошная линия) и изношенного (штриховая линия)
Буксование колес, трение о тормозные колодки, удары на стыках рельсов и на стеках при высокой нагрузке на колесо свойственны колесным *рам (скатам) тепловозов и электровозов и служат причина и пластического деформирования бандажей (рис. 6.3), изготовленных обычно из среднеуглеродистой стали. Особенно интенсивно изнашивается гребень по внутреннему контуру и примыкающий к нему участок с уклоном 1:20; со стороны фаски имеет наплыв металла.
Образование вмятин углублений на поверхностях трения—один из видов повреждения подшипников качения. При сдавливании посторонних частиц, попавших между телами качения и кольцами, могут образоваться вмятины на дорожках качения.
Ударная, а также особо тяжелая нагрузка может вызвать местную деформацию кольца в контакте с шариками или роликами—особый вид пластической деформации на дорожках качения, известный под названием бринеллирования.
В роликовых и шаровых опорных устройствах поворотных частей портальных и других кранов несущие кольца обычно большого диаметра выполняют из проката или литья. При недостаточной твердости материала кольца под действием нагрузки его поверхность может пластически деформироваться, а затем разрушиться (отслаивание вследствие перенаклепа).
Постепенное развить макродеформации под нагрузкой, чаще всего динамического характера, наблюдается у вкладышей и втулок, обычно изготовляемых из цветных металлов, и проявляется в смещении металла за пределы поверхности соприкосновения с неподвижной контрдеталью в осевом направлении. Это является причиной ослабления прессовой посадки и приводит к увеличению зазора в подвижном сопряжении.
Одним из видов повреждений подшипников скольжения является выдавливание баббитового слоя, которое связано с его низкой твердостью либо с чрезмерными нагрузками на подшипник, возникающими в числе других причин вследствие дефектов монтажа или из-за недостаточной жесткости узлов. Сопротивление смятию баббйтового слоя повышается с уменьшением его толщины.
В антифрикционном слое из мягких подшипниковых сплавов происходит иногда постепенное перемещение поверхностных слоев в направлении скольжения под действием сил трения, что приводит к изменено размеров подшипника, погрешностям формы рабочей поверхности, образованию трещин в баббитовом слое в местах расположения пазов для крепления баббита и заволакиванию смазочных канавок и отверстий. Эта деформация развивается только во время работы подшипника и, по-видимому, взначительной степени связана сдинамическим силовым воздействием. Повышенные температуры и пластифицирующее действие смазочного материала облегчают условия пластического течения поверхностных слоев антифрикционного сплава.
Интенсивное течение материала под действием сил трения обнаруживается даже у чугуна. Так, у поршневых колес двигателей внутреннего сгорания после износа на глубину фаски образуется заусенец за пределами нижней опорной поверхности кольца. Разрушение заусенца несколько усиливает абразивное изнашивание цилиндров.
Изнашивание вследствие диспергирования.Многие трущиеся детали не имеют на рабочих поверхностях следов схватывания и заметных царапин; они работают при достаточно хорошем смазывании и умеренных температурах. В тонких поверхностных слоях таких деталей не происходит каких-либо химических и структурных изменений. При этих условиях разрушение поверхностного слоя происходит в результате диспергирования (измельчения) отдельных участков контакта. Интенсивность этого вида изнашивания невысока, а шероховатость поверхности деталей малая.
Процесс изнашивания протекает так: на площадках фактического контакта материал подвергается многократной упругой и пластической деформации, что приводит к разупрочнению, разрыхлению в отдельных местах структуры материала с последующим отделением небольших блоков. Процесс разрыхления, вероятно, подобен процессу зарождения и развития усталостной трещины в детали под действием циклических нагрузок. Поверхностная пластическая деформация приводит также к охрупчиванию материала на отдельных микроучастках и его выкрашиванию. Не исключаются повреждения, связанные с взаимным внедрением микроучастков поверхностей без разрушения масляной пленки.
Изнашиванию вследствие диспергирования подвергаются хорошо смазываемые шарнирно-болтовые соединения, валики различных агрегатов и сопряженные с ними подшипники, поршневые пальцы прицепных шатунов, пары трения топливной аппаратуры и др.
Диспергирование рабочих поверхностей может происходить также в случае жидкостной смазки. Так, поверхность шипа при вращении, переходя из ненагруженной зоны в нагруженную, испытывает переменное давление, влияющее на циклы напряжений изгиба. При высокой частоте вращения и относительно большой длительности работы, когда суммарное число циклов исчисляется десятками миллионов, легко допустить накопление субмикроскопических дефектов даже при весьма низких напряжениях, что в совокупности садсорбционно-расклинивающим эффектом приводит к износу поверхности при малой интенсивности изнашивания.
Изнашивание в результате выкрашивания вновь образуемых структур. При тяжелых условиях работы на поверхностях трения происходят физико-химические изменения. Они являются результатом пластического деформирования, повышения температуры слоев металла, прилегающих к зоне контакта, последующего быстрого охлаждения и химического действия окружающей среды. Эти физико-химические изменения, заключающиеся в образовании новых структур, в свою очередь изменяют вид взаимодействия и характер разрушения поверхностей.
На поверхностях трения стальных и чугунных деталей иногда образуются блестящие белые пятна или полосы, полностью или почти не травящиеся обычными металлографическими реактивами. Эти образования, открытые В. П. Кравз-Тарнавским в 1928 г., получили наименование белого слоя. Твердость белых слоев того же порядка, что и материала детали, но бывает значительно выше твердости мартенсита среднеуглеродистой стали. Слой отличается высокой хрупкостью, структура слоя высокодисперсная. В зависимости от условий образования белые слои могут состоять из мартенсита, смеси аустенита и мартенсита, цементита и феррита и из других сочетаний структур. На одной детали могут быть разные по структуре белые слои, образующиеся вследствие быстро протекающих термических либо химико-термических процессов.
Образованию белого слоя способствуют также воздух и смазочный материал. Встречаются белые слои, содержащие азот и кислород, а также насыщенный углеродом аустенит и сложного состава карбиды. Очаги с повышенным содержанием углерода на поверхности образуются в результате диффузии его из более глубоких слоев материала или вследствие разложения смазочного масла.
Пластическая деформация стимулирует диффузионную активность металла вследствие образования микро- и субмикро-дефектов (микротрещин, микропор и вакансий), а также относительно значительных перемещений металла и обнажения ювенильных поверхностей.
Одновременно с образованием белого слоя возникают внутренние напряжения, которые совместно с рабочими напряжениями приводят к растрескиванию слоя и выкрашиванию его отдельных частиц. Продукты изнашивания, попадая в зазоры между сопряженными деталями, могут вызывать интенсивное, доходящее до катастрофического, изнашивание.
Белые слои образуются на рабочих поверхностях рельсов и бандажей колес локомотивов и вагонов, на зубьях шестерен, подшипниках качения, поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания, на лопатках быстроходных керосиновых насосов и их корпусах и других деталях. Белый слой обнаруживается при обработке сталей при скоростях резания 12— 27 м/мин и несколько выше, при шлифовочных ожогах, наклепе, а также под воздействием горячих газовых струй. Белые слои искусственно создают при электроупрочнении для повышения износостойкости деталей и упрочнения инструмента.
Образование и выкрашивание белого слоя в некоторых случаях является основным видом изнашивания бандажей железнодорожных колес. Высокие нагрузки в контакте, значительное теплообразование во время проскальзывания колеса по рельсу, дополнительный нагрев при торможении, быстрое охлаждение в результате теплоотвода во внутрь металла — факторы, способствующие образованию белой фазы. Низкие температуры в зимнее время могут влиять на глубину закаленного слоя и его твердость.
Белый слой является характерным проявлением образования новых структур. Помимо него в процессе трения в связи с температурным воздействием возможны коагуляция структурных составляющих, закалка и отпуск, что может привести к образованию ультрамикроскопических трещин.
На вкладышах подшипников с антифрикционным слоем оловянного баббита иногда образуется напоминающая по внешнему виду нагар твердая корка, не поддающаяся действию напильника и шабера. Чаще такая корка толщиной в наиболее нагруженной части подшипника до 0,4 мм встречается в мотылевых и головных подшипниках дизелей. По данным химического анализа она содержит окислы олова, меди, сурьмы и небольшое количество углеродистых веществ. Твердость корки определяется содержанием наиболее твердого из окислов — окисла олова. Причины образования корки — местные повторяющиеся перегревы поверхностей трения вследствие недостаточного смазывания либо наличие воздуха в масле. Эта корка имеет высокую износостойкость, однако при разрушении ее крупные частицы будут действовать как абразив.