Что такое оклад евангелия

Богослужебные Евангелия. Драгоценный оклад для Слова Божия

Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелия

Богослужебное Евангелие в золотом окладе, принадлежавшее королеве Теоделинде

Традиция богато украшать книги пришла к нам из древнейших времен. Уже в те времена, когда книги писали на пергаменте, особо ценные экземпляры богато украшали. В «Жизнеописании Константина», составленном историком Евсевием Кесарийским, упоминается, что равноапостольный император около 331 г. пожелал снабдить священными книгами возведенные им храмы и повелел изготовить «50 рукописей Священного Писания на пергаменте тонкой выделки, удобных для переноски и отчетливо написанных профессионально подготовленными писцами, достигшими совершенства в своем искусстве». Автор жизнеописания упоминает, что книги были «роскошно переплетены».

Как мы видим, обыкновение богато украшать богослужебные книги появилась уже во времена Константина Великого, а может быть, и ранее.

Евангелие, заключающее в себе Слово Божие, во время богослужения является символом Самого Христа – Бога-Слова: его торжественно выносят в определенные моменты службы, верующие благоговейно прикладываются к нему. Поэтому логично, что священные книги стали украшать наравне с иконами и богослужебной утварью.

Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелия

Королева лангобардов Теоделинда Дочь баварского герцога Гарибальда I и королевы Вальдрады, Теоделинда в 588 году стала супругой лангобардского короля Аутари. Лангобарды, германское племя, поселившееся на территории Северной Италии, в то время придерживались арианской ереси, но Теоделинда была православной. Со временем она обратила в истинную веру своего супруга и много потрудилась для обращения всех лангобардов. Королева состояла в переписке со святителем Григорием Двоесловом, который возлагал большие надежды на ее посредничество и благодарил ее за предотвращение кровопролитий. Святитель подарил Теоделинде драгоценную святыню – один из гвоздей, которыми был распят Спаситель. Королева приказала изготовить из этого гвоздя корону для своего супруга – так появилась знаменитая Железная корона лангобардов. Теоделинда общалась и с другими выдающимися христианскими деятелями своего времени. В частности, она всячески содействовала миссионерскому подвигу ирландского просветителя святого Колумбана. Королева строила храмы – ею был возведен собор Иоанна Предтечи в Монце, и, конечно, снабжала их драгоценной утварью.

Привычные для нас обложки богослужебных Евангелий, изготовленные в ювелирных техниках и украшенные священными изображениями, были распространены уже в Византии. Древнейшее дошедшее до наших дней Евангелие в драгоценной обложке принадлежало королеве лангобардов Теоделинде. Его золотой оклад украшен драгоценными камнями, эмалью по скани и четырьмя камеями. В эстетике этого произведения искусства начала VII столетия чувствуется античное влияние.

Памятник зрелой Византии – Евангелие XIV столетия, сохранившееся в библиотеке собора Сан-Марко в Венеции. Оклад этой книги изготовлен из покрытого позолотой серебра на деревянной основе. Композиция обложки напоминает современные богослужебные Евангелия. На лицевой стороне в центре – рельефный образ Воскресения Христова, над ним – образ Этимасии (Престола уготованного). По сторонам расположились миниатюрные изображения святых и событий Священной Истории в прямоугольных медальонах. Лики святых выполнены цветными эмалями, сюжетные изображения рельефны. Оборотная сторона книги украшена не менее богато и тщательно, нежели лицевая. На ней мы видим Распятие Спасителя, а также изображения избранных святых и двунадесятых праздников. К XIV столетию относится и один из великолепнейших памятников церковной утвари Древней Руси – Евангелие, принадлежавшее боярину Федору Кошке, одному из приближенных благоверного князя Димитрия Донского. Книга написана уставом (древнерусским письмом без пробелов) на пергаменте и помещена в массивный серебряный оклад. О том, сколь значимым событием было создание манускрипта такого уровня, свидетельствует надпись, выбитая на краю оклада: «В лето 6900 (1392) месяца марта индикта 31 оковано бысть Евангелие сие при велицем князе Васильи Дмитриевиче Всея Руси при преосвященном Киприане митрополите Киевском Всея Руси повеленьем раба Божья Федора Андреевича». Текст рукописи украшен золотыми и цветными буквицами и вставками. Оклад, одно из самых великолепных произведений мастеров московского круга рубежа XIV и XV вв., сочетает несколько видов художественного убранства: литье, чеканку, скань, зернь, эмаль. Композиция изображений на окладе включает множество фигур. В центре деисис: Спас на троне с предстоящими Богоматерью и свт. Иоанном Златоустом. В столь необычном сочетании (обычно в композиции деисиса мы видим Иоанна Предтечу) прочитывается указание на литургическое предназначение книги: ведь именно свт. Иоанн Златоуст является составителем наиболее часто употребляемого чина Божественной Литургии. Выше мы видим образ Спаса Эммануила в круглом медальоне; по сторонам от него – ангелы с орудиями Страстей Христовых. По углам оклада расположены образы четырех евангелистов, по краям – миниатюрные рельефные изображения святых и херувимов. Фон средника украшен тончайшей витой сканью и зернью, фоны изображений заполнены цветной эмалью. О значимости этого произведения древнерусских ювелиров говорит тот факт, что царь Иоанн Грозный в 1558 году заказал создание богослужебного Евангелия, оклад которого копировал данный памятник.

Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелия

Евангелие, принадлежавшее боярину Федору Кошке. XIV в.

P.S. Многие знакомые нам слова происходят от особенностей изготовления книг в старину. Например, слово «рубрика» происходит от латинского ruber – «красный». В древности книги писали черными или коричневыми чернилами, а заголовки и начальные буквы выделяли красным цветом, реже – синим или желтым.

Слово «кодекс» тоже связано с древним книгоизданием. Так называли книгу, сшиваемую из согнутых пополам листов пергамента или папируса – примерно такую же форму имеют и современные книги. Для начала нашей эры это было новшеством: ранее книги писали на скручиваемых в трубку свитках. Ученые связывают появление кодекса с первыми христианами: вероятно, именно им пришла мысль изготавливать книги Священного Писания такой формы, в то время, как, например, у иудеев Тора традиционно представляла собой свиток. С древнейших времен книги украшали миниатюрными иллюстрациями. Древнейшие дошедшие до нас рукописи Нового Завета, снабженные иллюстрациями, относятся к VI веку – это Синопский и Россанский кодексы, написанные на пурпурном пергаменте.

Источник

Возвращенные Евангелия

Кражи предметов культа, икон, различных храмовых реликвий или старинных Евангелий, к сожалению, происходят достаточно часто. В ходе расследования подобных дел сотрудникам Росохранкультуры для идентификации произведения искусства и проверки его подлинности приходится проводить сложную экспертизу и использовать весь накопленный опыт и знание предмета.

Верующие всегда старались сохранить и украсить церковные реликвии и предметы культа. Создавались оклады икон, иконные киоты, ковчеги, мощевики, дарохранительницы, дароносицы. Первые оклады для Евангелия стали делать в Византийской империи. Их изготавливали из серебра, богато декорировали накладками, слоновой костью, эмалевыми вставками с росписью или драгоценными камнями.

На Руси подобные оклады также возникли весьма рано. В XV столетии появилось знаменитое фотиевское Евангелие в золотом окладе со сканью и драгоценными камнями, созданном мастерами ювелирной мастерской Московского Кремля при митрополите Фотии. В центре его верхней крышки сцена Воскресения Господня, вокруг в медальонах изображение двенадцати апостолов и летящих ангелов. По углам вместо евангелистов изображение святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. К 1571 году относится Евангелие из коллекции Оружейной палаты, созданное по велению Ивана Грозного. В центре верхней крышки сцена Сошествия во ад, по углам в медальонах фигуры евангелистов. Новгородская культура XVI века сохранила аналогичные памятники. И это не было случайностью, так как Новгород в ту эпоху был известен как крупный центр мастерства златокузнецов. Скань, эмали и драгоценные камни украшают плоскость крышки. Вставки эмали всегда были любимы на Руси. Их применяли и в XIX веке, во время расцвета классицизма и увлечения эстетикой античности. Бледно-коричневые фигуры античных божеств изображались на голубом фоне. В тот же период в Москве и Ростове Великом эмали изготавливали более яркие и полихромные. Иногда Евангелия украшали и чернью.

Края верхней, а также зачастую и нижней крышек, а также корешок оклада обычно украшали гравированным декоративным орнаментом, стилистика которого, как правило, помогает определить время создания изучаемого памятника. Часто на нижней крышке укрепляли по два декоративных замка, соединяющих ее с верхней крышкой оклада и помогающих хранить церковную книгу в закрытом виде.

Недавно в Санкт-Петербурге сотрудники 9 отдела Главного Управления внутренних дел (отдел по борьбе с хищениями антиквариата) отыскали два Евангелия XIX столетия, числившиеся в розыске, и передали их для проведения исследования и экспертизы в Управление Росохранкультуры по Северо-Западному федеральному округу.

Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелияОклад Евангелия. Москва, мастерская А.В. Степанова. 1887. Серебро 84-й пробы. 23,0 х 17,0 х 5,0

В результате изучения представленных на экспертизу предметов было установлено, что одно из Евангелий имеет металлический оклад с двумя замками. На верхней крышке оклада расположено пять традиционных рельефных накладок — в центре в овале изображение Иисуса Христа, по углам медальоны с изображением евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Плоскость поверхности верхней крышки декорирована орнаментально. На нижней крышке переплета укреплен накладной рельефный четырехконечный крест с исходящими от него лучами, выполненными в технике гравировки. По краям нижней крышки идет орнаментальная рамка. На углах нижней створки укреплены четыре ножки. Корешок оклада декорирован орнаментальными мотивами, в центре его находится надпись в овале: «Священное Евангелие». В текст этого печатного Евангелия включены цветные литографии с изображением «Святого евангелиста Матвея», «Святого евангелиста Марка», «Святого Прохора» и «Святого апостола и евангелиста Иоанна».

Издательские данные на титульном листе Евангелия, набранные на старославянском, говорят о том, что рассматриваемое церковное издание было напечатано в Киеве, в типографии Киево-Печерской лавры в 1894 году.

Оклад размером 19,0 х 14,5 х 5,3 сантиметра выполнен из серебра 84-й пробы в технике литья с прочеканкой художественных форм, последующим золочением и гравировкой поверхности изделия.

Как удалось установить в процессе исследования, он был изготовлен в 1891 году в России неизвестным мастером знаменитой тогда Московской фабрики золотых и серебряных изделий Павла Овчинникова (1820–1888). Крепостной по рождению, ставший впоследствии купцом первой гильдии, серебряных дел мастером, основал в 1853 году фабрику и фирму «П.А. Овчинников». Имевший звания потомственного почетного гражданина и мануфактур-советника, предприниматель с 1865 года являлся поставщиком двора цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III). С 1881 года стал поставщиком императорского двора. Принадлежавшая ему фирма поставляла изделия ко дворам великого князя Михаила Николаевича и многих зарубежных императорских, королевских и великокняжеских домов.

При московской фабрике Овчинникова работала школа, где обучали помимо грамоты рисунку, лепке, ювелирному искусству, давали серьезные навыки работы в самых разнообразных техниках обработки драгоценных металлов. Велика заслуга П.А. Овчинникова и в деле возрождения техник перегородчатой эмали, витражной эмали, эмали по скани.

В 1873 году было открыто отделение его фирмы в Санкт-Петербурге с магазином в доме 35 на Большой Морской улице, а в 1900–1917 годах фирма сменила адрес, переехав на Большую Морскую, в дом 29

(бывший дом П. Сазикова).Изделия, выпущенные этой фабрикой, хранятся сегодня в собраниях многих известных музеев и частных коллекциях, появляются на мировых аукционах. Важной чертой в деятельности фабрики стало то, что она первой обратилась к выпуску изделий из драгоценных металлов в древнерусском стиле. Это проявилось и в трактовке орнамента рассматриваемого оклада.

В нижней части верхней крышки имеются три клейма: «А.М» в прямоугольнике — клеймо неизвестного мастера, исполнившего оклад; «Л.О/1891» в квадрате — клеймо пробирного мастера Олекса Л.Ф., относящееся к 1890–1896 годам; «84» в прямоугольнике — обозначение пробы серебра и оттиск изображения с герба Москвы — «Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем дракона, повернутым влево». Клеймо ставилось в Москве Московским пробирным управлением в 1880–1890-х годах.
Анализ данных клейм позволил сделать вывод о том, что оклад был сделан из серебра в Москве, в период между 1890–1896 годами. Изучение клейм нижней крышки подтверждает полученные данные.На внутренних сторонах крышек также имеется по два клейма, одно из них — двуглавый орел со скипетром и державой и под ним в прямоугольнике надпись: «П. Овчинниковъ». Такое клеймо ставилось на изделиях фабрики П.А. Овчинникова и его наследников — Михаила, Александра, Павла и Николая. Оно позволяет исследователю установить принадлежность произведения данной фабрике. Поскольку правила клеймения изделий из драгоценных металлов требовали, что клейма ставили на каждой съемной части, то клейма, подтверждающие рассмотренные выше, имеются и на внутренней стороне застежек-замков.

В ходе экспертизы предусматривается и изучение состояния сохранности памятника. Так, загрязнение и грибок бумаги, частичная утрата золочения, окисление и разновеликие царапины, обнаруженные на поверхности металла, фрагментарные утраты на фигуре Христа, утрата двух ножек на нижней крышке и последующая замена их современными влияют на определение оценки предмета, равно как и отсутствие крепления между корешком Евангелия и переплетом оклада. В результате изучения представленного Евангелия было установлено, что оно является исторической, религиозной, художественной и культурной ценностью.

Переплет второго Евангелия также заключен в серебряный оклад. Его верхняя крышка выполнена из металла и имеет пять традиционных рельефных накладок — в центре в овале изображение Иисуса Христа, на углах медальоны с изображением четырех евангелистов. Плоскость поверхности верхней створки декорирована орнаментально. Нижняя крышка оклада обтянута вишневым бархатом и де-корирована накладным рельефным восьмиконечным крестом. По углам ее четыре круглые ножки, декорированные орнаментально. На нижней крышке укреплены две замковые застежки, соединяющие ее с верхней частью оклада. Корешок также обтянут вишневым бархатом. В текст Евангелия включены 4 гравюры.

Данные о времени издания Евангелия с гравюрами отсутствуют ввиду утраты титульного листа. Но анализ оклада позволил заключить, что Евангелие было выпущено примерно тогда же, когда был изготовлен и оклад. Оклад же создан в России, в Москве, в мастерской серебряных изделий, принадлежавшей А.В. Степанову в 1887 году. Оклад имеет размеры 23,0 х 17,0 х 5,0 сантиметров, выполнен из серебра 84 пробы в техниках литья и чеканки с последующим золочением и гравировкой.

Эти сведения о памятнике удалось узнать из имеющихся на нем в нижней части верхней крышки четырех клейм: «В.С/1887» в прямоугольнике — клеймо московского пробирного мастера

В. Савинкова (1855–1888); «84» в квадрате с перемычкой — обо-значение пробы серебра; рядом, в прямоугольнике со скошенными углами, изображение герба Москвы — «Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем дракона, повернутым вправо», ставилось в Москве в 1880–1884 годы; «А.С» в квадрате — клеймо владельца мастерской серебряных изделий в Москве А.В. Степанова (1883–1895). На накладках нижней крышки помимо клейма серебра и герба города имеется клеймо «ИА» в квадрате, принадлежавшее И.А. Алексееву, владельцу фабрики (1876–1912).

На внешней стороне застежек стоят также клейма, рассмотренные выше и указывающие на то, что они также изготовлены из серебра в Москве в мастерской серебряных изделий А.В. Степанова. Данное Евангелие подвергалось реставрации и сегодня находится в хорошем состоянии, являясь исторической, религиозной, художественной и культурной ценностью.Искусствоведческая экспертиза позволила установить, что сотрудниками 9 отдела Главного Управления внутренних дел выявлены те самые Евангелия, которые, по заявлению их владельца, были у него украдены. Проведенное исследование также позволило оценить художественную и культурную значимость рассматриваемых памятников книгопечатания и прикладного искусства и определить их ориентировочную стоимость.

Источник

Мстиславово Евангелие

Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелия

Мстиславово Евангелие — Евангелие-апракос, созданное не позднее 1117 года в Новгороде по заказу новгородского князя Мстислава (с 1125 года — великий князь Киевский) для церкви Благовещения на Городище (по другой версии для Георгиевского собора Юрьева монастыря). Рукопись является одним из древнейших русских списков Евангелия-апракоса (то есть Евангелия, разделённого в соответствии с богослужебными чтениями).

Евангелие написано уставом, объем книги — 213 листов, украшено четырьмя миниатюрами с изображением евангелистов, также имеются многочисленные заставки. Миниатюры рукописи скопированы из Остромирова Евангелия. Согласно приписке в конце текста, писцом был Алекса, сын пресвитера Лазаря, автором миниатюр — золотописец Жаден.

Став киевским князем, Мстислав заказал для Евангелия в Константинополе драгоценный оклад, который не сохранился (на листе 213 сохранилась запись XII века о Наславе, возившего книгу в Византию, и возвратившемся в Киев 20 августа неуказанного года).

По указанию Ивана Грозного в 1551 году в Новгороде Евангелие было отреставрировано, и для него был создан новый драгоценный оклад. На серебряную позолоченную доску положили серебряную скань, на ней финифтивые миниатюры (в том числе византийской работы X века — 13 миниатюр и XI века — 5; работы русских мастеров — 6 миниатюр XII века в том числе средник с изображением Христа Вседержителя). На скань помещено шесть крупных жемчужин, а край оклада украшен обнизью из мелкого жемчуга. При этой реставрации, по мнению Е. И. Брягина, были подновлены лики евангелистов.

После создания нового оклада Евангелие поместили в Архангельский собор Московского кремля, а в 1893 году оно попала в собрание Синодальной ризницы. В 1917 году книгу передали Синодальное собрание Государственного исторического музея.

Источник

Богослужебное Евангелие

Другое название: напрестольное Евангелие, требное Евангелие, храмовое Евангелие

Что такое богослужебное (напрестольное) Евангелие?

Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелия

Евангелие, используемое во время богослужения, лежит в храме на престоле, от чего и происходит его название.

Текст в нем разбит на зачала – фрагменты, которые читаются во время службы. Это сделано для удобства, чтобы священнослужители сразу видели начало и окончание нужного им фрагмента.

Помимо этого, текст богослужебного Евангелия содержит ряд пояснений, какой фрагмент читать на определенных службах.

Как правило, служебное Евангелие достаточно массивно. Даже так называемое малое напрестольное Евангелие крупнее многих изданий, предназначенных для обычного чтения.

Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелия

Материалы окладов для напрестольных Евангелий

Сегодня чаще всего используются латунные оклады для храмовых Евангелий. Другой распространенный вариант – бархатный оклад с накладками из латуни. В богатых или старинных храмах вы можете увидеть оклады из серебра, а также Евангелия, украшенные финифтью – расписной эмалью. Встречаются и священные книги в кожаных обложках с металлическими накладками и даже камнями.

Варианты изготовления богослужебных Евангелий

Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелияВ зависимости от назначения богослужебное Евангелие может быть как собственно храмовым, так и требным. Требное Евангелие священник берет с собой, отправляясь на выездные требы: освящение квартир, причащение и соборование на дому или в больнице и т.п. Требное Евангелие может использоваться и в храме при совершении исповеди или молебна. Такое Евангелие имеет относительно компактный размер и более простое убранство, нежели у того, которое является утварью для совершения основных богослужений: Литургии, Всенощного бдения и др.

Особенности оформления богослужебных Евангелий

Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелияБогослужебное Евангелие может быть как относительно простым, так и весьма благолепно украшенным. В ризницах старинных монастырей хранятся Евангелия, являющиеся подлинными произведениями церковного ювелирного искусства.

На обложке богослужебного Евангелия, как правило, мы видим 5 икон. В центре – образ Спасителя. Чаще всего это икона Воскресения Христова или Спас на престоле. По углам священной книги расположены иконы четырех евангелистов. На обратной стороне оклада напрестольного Евангелия для удобства его использования обычно делают небольшие ножки в форме вифлеемских (восьмиконечных) звезд. Допустимы и другие варианты оформления обложки храмового Евангелия. К примеру, история знает случаи, когда на обратной стороне священной книги, как и на лицевой, помещали иконы, в частности, образ Распятия Христова.

Хорошо, когда в храме есть несколько богослужебных Евангелий. Во время будничных служб можно использовать малое, более простое, а на торжественных богослужениях – самое красивое и богатое. В той же стилистике, что и богослужебное Евангелие, может быть оформлен и богослужебный Апостол – еще одна книга, используемая во время службы.

Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелияТрадиция богато украшать книги пришла к нам из древнейших времен. Уже в те времена, когда книги писали на пергамене, особо ценные экземпляры богато украшали: выделанную кожу покрывали пурпуром – краской из особого рода моллюсков, которая стоила огромных денег. Писали по такому пурпурному пергамену золотом. Рукопись украшали затейливые орнаментальные вставки и иллюстрации. Отделывали книги и драгоценными камнями.

В «Жизнеописании Константина» Евсевия Кесарийского упоминается, что равноапостольный император около 331 г. пожелал снабдить священными книгами возведенные им храмы и повелел изготовить «50 рукописей Священного Писания на пергамене тонкой выделки, удобных для переноски и отчетливо написанных профессионально подготовленными писцами, достигшими совершенства в своем искусстве». Историк упоминает, что книги были «роскошно переплетены».

Обложки богослужебных Евангелий, изготовленные в ювелирных техниках и украшенные священными изображениями, были распространены уже в Византии. Что такое оклад евангелия. Смотреть фото Что такое оклад евангелия. Смотреть картинку Что такое оклад евангелия. Картинка про Что такое оклад евангелия. Фото Что такое оклад евангелияПоявились они и на Руси с ее Крещением.

Примером того, как в Древней Руси украшали богослужебные книги, является Евангелие, выполненное по заказу боярина Федору Кошки в XIV в. Книга написана уставом (древнерусским письмом без пробелов) на пергамене и помещена в серебряный оклад. В центре оклада деисис: Спас на троне с предстоящими Богоматерью и свт. Иоанном Златоустом. Выше – образ Спаса Эммануила в круглом медальоне; по сторонам от него – ангелы с орудиями Страстей Христовых. По углам оклада расположены образы евангелистов, по краям – миниатюрные рельефные изображения святых. Фон средника украшен тончайшей витой сканью и зернью, фоны изображений заполнены цветной эмалью.

Евангелие – книга, несущая в себе слово Божие, во время богослужения символизирует Самого Христа – Бога-Слово. Православные христиане с особым благоговением относятся к любому Евангелию: по традиции, эту книгу не полагается класть на сидения и т.п. Богослужебному же Евангелию воздается почитание наравне с иконами: к примеру, на всенощном бдении его кладут на центральный аналой, и верующие с благоговением прикладываются к священной книге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *