Что такое окна тасс

Окна ТАСС

Окна ТАСС — агитационные плакаты с призывами к защите Родины (наследник Окон РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны.

Кукрыниксы внесли огромный вклад в деятельность «Окон ТАСС». Их листы, в частности, «На приеме у бесноватого главнокомандующего» (1944), «Потеряла я колечко» (1944), по манере восходят к жанру карикатуры, в котором они работали в 20-е.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Окна ТАСС» в других словарях:

Окна ТАСС — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты Окон ТАСС призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей,… … Художественная энциклопедия

ОКНА ТАСС — «ОКНА ТАСС», агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы (см. КУКРЫНИКСЫ), В. В. Лебедев (см. ЛЕБЕДЕВ Владимир… … Энциклопедический словарь

ОКНА ТАСС — агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Большой Энциклопедический словарь

Окна ТАСС — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Ленинградским отделением Телеграфного Агентства Советского Союза с 25 июня 1941. К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «О. Т.», на которых помещались сводки… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

«Окна ТАСС» — ÓКНА ТАСС (Телеграфного агентства Сов. Союза), агитационно политич. плакаты. Возникли в годы Вел. Отечеств. войны как продолжение в новых историч. условиях известных Окон сатиры РОСТА (Росс. телеграфного агентства), создававшихся В. В. Маяковским … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Окна ТАСС — («Окна ТАСС») агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (См. Телеграфное агентство Советского Союза) (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к… … Большая советская энциклопедия

«Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в период Великой Отечественной войны. Призывали советский народ к героической борьбе на фронте и самоотверженному труду в тылу, прославляли подвиги… … Москва (энциклопедия)

«Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и др. городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Энциклопедический словарь

Источник

«Окна ТАСС»

Литература:
Художники Ленинграда в годы блокады, Л., 1965.

Смотреть что такое ««Окна ТАСС»» в других словарях:

Окна ТАСС — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты Окон ТАСС призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей,… … Художественная энциклопедия

ОКНА ТАСС — «ОКНА ТАСС», агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы (см. КУКРЫНИКСЫ), В. В. Лебедев (см. ЛЕБЕДЕВ Владимир… … Энциклопедический словарь

ОКНА ТАСС — агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Большой Энциклопедический словарь

Окна ТАСС — Окна ТАСС агитационные плакаты с призывами к защите Родины (наследник Окон РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны. Это был специальный вид малотиражного плаката,… … Википедия

Окна ТАСС — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Ленинградским отделением Телеграфного Агентства Советского Союза с 25 июня 1941. К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «О. Т.», на которых помещались сводки… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

«Окна ТАСС» — ÓКНА ТАСС (Телеграфного агентства Сов. Союза), агитационно политич. плакаты. Возникли в годы Вел. Отечеств. войны как продолжение в новых историч. условиях известных Окон сатиры РОСТА (Росс. телеграфного агентства), создававшихся В. В. Маяковским … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Окна ТАСС — («Окна ТАСС») агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (См. Телеграфное агентство Советского Союза) (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к… … Большая советская энциклопедия

«Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в период Великой Отечественной войны. Призывали советский народ к героической борьбе на фронте и самоотверженному труду в тылу, прославляли подвиги… … Москва (энциклопедия)

«Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и др. городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Энциклопедический словарь

Источник

Аннотация. В статье рассказывается о творчестве «Окон ТАСС» — коллектива талантливых авторов: художников, поэтов, прозаиков в уникальном по своему воздействию жанре плаката. Особенно актуальным и востребованным плакат стал в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Summary. The article tells about the creative work of ‘TASS Windows’ — the collective of talented authors: artists, poets, writers within the poster genre, which is unique in its influence. During the Great Patriotic War of 1941-1945 poster was particularly relevant and called-for.

ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

КОЛЕСНИКОВА Лариса Ефимовна— литературовед, Заслуженный работник культуры РФ

(Москва. E-mail: poesiya@rambler.ru).

Что такое окна тасс. Смотреть фото Что такое окна тасс. Смотреть картинку Что такое окна тасс. Картинка про Что такое окна тасс. Фото Что такое окна тасс

Коллектив «Окон ТАСС» фактически объединился уже на второй день войны. Мастерская располагалась в центре Москвы — на улице Кузнецкий мост. Первый плакат «Окон ТАСС» был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики и искусствоведы.

Плакаты изготавливались художниками и тиражировались не типографским способом, а с помощью трафаретов, вручную. Бессменным заведующим редакцией и организатором «Окон ТАСС» стал Н.Ф. Денисовский, сплотивший в коллективе более 130 художников и 80 поэтов.

Многие авторы, работавшие в «Окнах ТАСС», были широко известны, например, художники Кукрыниксы (трио — М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), Б.Е. Ефимов, П.П. Соколов-Скаля, поэты Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач, Константин Симонов, Самуил Маршак, писатель Илья Эренбург.

Впоследствии мастерские, подобные «Окнам ТАСС», создавались в крупнейших городах нашей страны и союзных республиках. Это было мощное патриотическое движение, охватившее всю страну. Каждый выпуск «окон» в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники.

Уже в первых плакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, ещё раз напомнить о тех тяжёлых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался — «Русский народ». На нём были изображены картины битв русских воинов с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками, войсками Наполеона. Все эти битвы закончились победой русского воинства.

Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строки из произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского и других классиков.

Написанные о событиях давно минувших дней, они приобретали современное звучание. Не имея никаких полиграфических мощностей, авторский коллектив всё же умудрялся ежедневно выпускать новое «окно». При этом важно отметить: в свет выходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (в конце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях, вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали «семейным подрядом» — работы хватало всем. Как только по радио передавали сообщения Совинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях — не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвящённые битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова.

Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения К. Симонова «Убей его!» был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строки Константина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупанта оказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся за Родину!

Особенно напряжённо работала редакция «Окон ТАСС» в условиях, когда фашисты подходили к Москве. Основной состав редакции был эвакуирован в Куйбышев, в Москве осталась горстка художников и поэтов, которые не хотели покидать город. Среди них был и художественный руководитель мастерской П.П. Соколов-Скаля.

С 20 октября столица стала жить на положении осаждённого города. Чтобы убедить всех москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого «окна» писать дату и слово «Москва». Это был период самого напряжённого, прямо-таки каторжного труда. Сам Соколов-Скаля, работая над особо срочными плакатами, не выходил из мастерской сутками. Вскоре, расклеенные по всей Москве, они призывали: «Ребята, не Москва ль за нами?», «Не быть врагу в красной столице!», «Преградим дорогу врагу!», «Не отдадим Москву!», «Ни шагу назад!». В эти дни был создан новый тип плаката — «окно» героическое, звавшее к обороне, к защите Отечества. Это были плакаты с изображением монументальных фигур с подписями лозунгового характера. Только за два месяца (октябрь—ноябрь) были выпущены около 200 плакатов! Коллектив мастерской работал по 12 часов в смену. Это был поистине героический, самоотверженный труд людей, отдавших, в буквальном смысле слова, все свои силы ради Победы.

Мастерская, состоявшая из двух комнат, не имела вентиляции, плохо отапливалась. Дверь в ночное время в связи со светомаскировкой была закрыта. Скапливавшиеся в трафаретном цеху пары ацетона и растворителей затрудняли дыхание. Как вспоминал художник М.М. Соловьёв, часто измученные холодом и голодом люди теряли сознание. И порой рядом с приехавшей с фронта за плакатами машиной стояла «скорая помощь», прибывшая к сотруднику, потерявшему сознание. И никогда, ни от кого не было слышно жалоб. «Всё для фронта!», «Всё для победы!». Эти лозунги стали священными для каждого сотрудника.

Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У дверей мастерской на Кузнецком мосту можно было видеть фронтовые машины, приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположение воинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки «Окон ТАСС».

Политуправление Красной армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки разбрасывали на оккупированных гитлеровцами территориях партизаны. В них указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Особой популярностью на фронте пользовались карикатуры на Гитлера. Однажды тассовцы получили письмо с фронта от политрука Писарева, в котором он написал: «. остро назрела ещё одна потребность в массовом выпуске плакатов большого формата с надписями на немецком языке. Такие у нас выставляются метров в ста или ближе от немецкой линии обороны. Например, был нарисован портрет Гитлера с надписью: “Он виновник войны, стреляйте в него”. Но изготовление таких плакатов здесь, на фронте, является делом очень затруднительным, не позволяют условия, нет времени и материалов, а их требуется много, нужны большие куски фанеры или ткани, и нет зачастую художественных сил. Можно ли изготовить такие плакаты в центре и присылать нам?».

Впоследствии из фронтовых писем Писарева тассовцы узнали ещё об одной «коронной» шутке некоторых смельчаков на нашей передовой — когда плакаты с портретом Гитлера минировались. Эффект заключался в том, что наши разведчики ещё ночью выставляли плакат с немецким текстом на линии обороны, а на рассвете, когда не было видно чёткого изображения рисунка и текста, фашисты начинали расстреливать своего фюрера. Когда немцы, наконец, понимали, что сделали оплошность, и хотели было снять портрет, он оказывался заминированным.

«Окна ТАСС» приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. За границей в начале войны были проведены шесть выставок — в Англии, в США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотра выставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявление о приёме их добровольцами в ряды Красной армии. В Хельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: «Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы!». И ещё одна запись: «Пропаганда! Но надо сознаться, отвечает действительности!». И подпись: «Бывший эсэсовец». Этот отзыв по сути отражал профессионализм и искренний патриотизм сотрудников «Окон ТАСС». Да, плакаты-рисунки, безусловно, были пропагандой, но во имя и от имени народа, поднявшегося против своего уничтожения. Потому эта пропаганда и отвечала действительности.

Один из американских фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку «Окон ТАСС», мотивируя свою просьбу тем, что хоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этих плакатах, однако, вывешенные в цехах его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочих, что чрезвычайно выгодно. «Некоторые из «Окон», — писала в августе 1942 года “Вечерняя Москва”, — целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты».

Как уже говорилось, большим успехом сатирические «Окна ТАСС» пользовались благодаря не только высокой аутентичности, как говорят сегодня специалисты — исследователи творчества художников, но и уровню талантливости авторов. Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других фашистских главарей. Здесь помимо художественного мастерства необходимо было быть тонким психологом. Борис Ефимов вспоминает: «Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку “Микки Маус” по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать “мастера большой лжи” в соответствующем облике».

Советское правительство высоко оценило работу коллектива. В 1942 году группе поэтов и художников были присуждены девять Государственных премий. Их получили С.Я. Маршак, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), П.П. Соколов-Скаля, Г.К. Савицкий, Н.Э. Радлов, П.М. Шухмин, М.М. Черемных.

Нет сомнения в том, что «Окна ТАСС» навсегда останутся одной из ярких страниц в истории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция лучших представителей отечественной культуры, которые своим самоотверженным трудом в художественных мастерских на Кузнецком мосту приближали Победу, без сомнения, является образцом служения Родине и своему народу.

Источник

Что такое окна тасс. Смотреть фото Что такое окна тасс. Смотреть картинку Что такое окна тасс. Картинка про Что такое окна тасс. Фото Что такое окна тассЧто такое окна тасс. Смотреть фото Что такое окна тасс. Смотреть картинку Что такое окна тасс. Картинка про Что такое окна тасс. Фото Что такое окна тасс

Аннотация. В статье рассказывается о творчестве «Окон ТАСС» — коллектива талантливых авторов: художников, поэтов, прозаиков в уникальном по своему воздействию жанре плаката. Особенно актуальным и востребованным плакат стал в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Summary. The article tells about the creative work of ‘TASS Windows’ — the collective of talented authors: artists, poets, writers within the poster genre, which is unique in its influence. During the Great Patriotic War of 1941-1945 poster was particularly relevant and called-for.

ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

КОЛЕСНИКОВА Лариса Ефимовна— литературовед, Заслуженный работник культуры РФ

(Москва. E-mail: poesiya@rambler.ru).

Что такое окна тасс. Смотреть фото Что такое окна тасс. Смотреть картинку Что такое окна тасс. Картинка про Что такое окна тасс. Фото Что такое окна тасс

Коллектив «Окон ТАСС» фактически объединился уже на второй день войны. Мастерская располагалась в центре Москвы — на улице Кузнецкий мост. Первый плакат «Окон ТАСС» был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики и искусствоведы.

Плакаты изготавливались художниками и тиражировались не типографским способом, а с помощью трафаретов, вручную. Бессменным заведующим редакцией и организатором «Окон ТАСС» стал Н.Ф. Денисовский, сплотивший в коллективе более 130 художников и 80 поэтов.

Многие авторы, работавшие в «Окнах ТАСС», были широко известны, например, художники Кукрыниксы (трио — М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), Б.Е. Ефимов, П.П. Соколов-Скаля, поэты Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач, Константин Симонов, Самуил Маршак, писатель Илья Эренбург.

Впоследствии мастерские, подобные «Окнам ТАСС», создавались в крупнейших городах нашей страны и союзных республиках. Это было мощное патриотическое движение, охватившее всю страну. Каждый выпуск «окон» в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники.

Уже в первых плакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, ещё раз напомнить о тех тяжёлых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался — «Русский народ». На нём были изображены картины битв русских воинов с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками, войсками Наполеона. Все эти битвы закончились победой русского воинства.

Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строки из произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского и других классиков.

Написанные о событиях давно минувших дней, они приобретали современное звучание. Не имея никаких полиграфических мощностей, авторский коллектив всё же умудрялся ежедневно выпускать новое «окно». При этом важно отметить: в свет выходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (в конце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях, вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали «семейным подрядом» — работы хватало всем. Как только по радио передавали сообщения Совинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях — не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвящённые битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова.

Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения К. Симонова «Убей его!» был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строки Константина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупанта оказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся за Родину!

Особенно напряжённо работала редакция «Окон ТАСС» в условиях, когда фашисты подходили к Москве. Основной состав редакции был эвакуирован в Куйбышев, в Москве осталась горстка художников и поэтов, которые не хотели покидать город. Среди них был и художественный руководитель мастерской П.П. Соколов-Скаля.

С 20 октября столица стала жить на положении осаждённого города. Чтобы убедить всех москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого «окна» писать дату и слово «Москва». Это был период самого напряжённого, прямо-таки каторжного труда. Сам Соколов-Скаля, работая над особо срочными плакатами, не выходил из мастерской сутками. Вскоре, расклеенные по всей Москве, они призывали: «Ребята, не Москва ль за нами?», «Не быть врагу в красной столице!», «Преградим дорогу врагу!», «Не отдадим Москву!», «Ни шагу назад!». В эти дни был создан новый тип плаката — «окно» героическое, звавшее к обороне, к защите Отечества. Это были плакаты с изображением монументальных фигур с подписями лозунгового характера. Только за два месяца (октябрь—ноябрь) были выпущены около 200 плакатов! Коллектив мастерской работал по 12 часов в смену. Это был поистине героический, самоотверженный труд людей, отдавших, в буквальном смысле слова, все свои силы ради Победы.

Мастерская, состоявшая из двух комнат, не имела вентиляции, плохо отапливалась. Дверь в ночное время в связи со светомаскировкой была закрыта. Скапливавшиеся в трафаретном цеху пары ацетона и растворителей затрудняли дыхание. Как вспоминал художник М.М. Соловьёв, часто измученные холодом и голодом люди теряли сознание. И порой рядом с приехавшей с фронта за плакатами машиной стояла «скорая помощь», прибывшая к сотруднику, потерявшему сознание. И никогда, ни от кого не было слышно жалоб. «Всё для фронта!», «Всё для победы!». Эти лозунги стали священными для каждого сотрудника.

Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У дверей мастерской на Кузнецком мосту можно было видеть фронтовые машины, приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположение воинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки «Окон ТАСС».

Политуправление Красной армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки разбрасывали на оккупированных гитлеровцами территориях партизаны. В них указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Особой популярностью на фронте пользовались карикатуры на Гитлера. Однажды тассовцы получили письмо с фронта от политрука Писарева, в котором он написал: «…остро назрела ещё одна потребность в массовом выпуске плакатов большого формата с надписями на немецком языке. Такие у нас выставляются метров в ста или ближе от немецкой линии обороны. Например, был нарисован портрет Гитлера с надписью: “Он виновник войны, стреляйте в него”. Но изготовление таких плакатов здесь, на фронте, является делом очень затруднительным, не позволяют условия, нет времени и материалов, а их требуется много, нужны большие куски фанеры или ткани, и нет зачастую художественных сил. Можно ли изготовить такие плакаты в центре и присылать нам?».

Впоследствии из фронтовых писем Писарева тассовцы узнали ещё об одной «коронной» шутке некоторых смельчаков на нашей передовой — когда плакаты с портретом Гитлера минировались. Эффект заключался в том, что наши разведчики ещё ночью выставляли плакат с немецким текстом на линии обороны, а на рассвете, когда не было видно чёткого изображения рисунка и текста, фашисты начинали расстреливать своего фюрера… Когда немцы, наконец, понимали, что сделали оплошность, и хотели было снять портрет, он оказывался заминированным.

«Окна ТАСС» приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. За границей в начале войны были проведены шесть выставок — в Англии, в США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотра выставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявление о приёме их добровольцами в ряды Красной армии. В Хельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: «Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы!». И ещё одна запись: «Пропаганда! Но надо сознаться, отвечает действительности!». И подпись: «Бывший эсэсовец». Этот отзыв по сути отражал профессионализм и искренний патриотизм сотрудников «Окон ТАСС». Да, плакаты-рисунки, безусловно, были пропагандой, но во имя и от имени народа, поднявшегося против своего уничтожения. Потому эта пропаганда и отвечала действительности.

Один из американских фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку «Окон ТАСС», мотивируя свою просьбу тем, что хоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этих плакатах, однако, вывешенные в цехах его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочих, что чрезвычайно выгодно. «Некоторые из «Окон», — писала в августе 1942 года “Вечерняя Москва”, — целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты».

Как уже говорилось, большим успехом сатирические «Окна ТАСС» пользовались благодаря не только высокой аутентичности, как говорят сегодня специалисты — исследователи творчества художников, но и уровню талантливости авторов. Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других фашистских главарей. Здесь помимо художественного мастерства необходимо было быть тонким психологом. Борис Ефимов вспоминает: «Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку “Микки Маус” по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать “мастера большой лжи” в соответствующем облике».

Советское правительство высоко оценило работу коллектива. В 1942 году группе поэтов и художников были присуждены девять Государственных премий. Их получили С.Я. Маршак, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), П.П. Соколов-Скаля, Г.К. Савицкий, Н.Э. Радлов, П.М. Шухмин, М.М. Черемных.

Нет сомнения в том, что «Окна ТАСС» навсегда останутся одной из ярких страниц в истории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция лучших представителей отечественной культуры, которые своим самоотверженным трудом в художественных мастерских на Кузнецком мосту приближали Победу, без сомнения, является образцом служения Родине и своему народу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *