Что такое окна тасс
Окна ТАСС
Окна ТАСС — агитационные плакаты с призывами к защите Родины (наследник Окон РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны.
Кукрыниксы внесли огромный вклад в деятельность «Окон ТАСС». Их листы, в частности, «На приеме у бесноватого главнокомандующего» (1944), «Потеряла я колечко» (1944), по манере восходят к жанру карикатуры, в котором они работали в 20-е.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Окна ТАСС» в других словарях:
Окна ТАСС — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты Окон ТАСС призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей,… … Художественная энциклопедия
ОКНА ТАСС — «ОКНА ТАСС», агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы (см. КУКРЫНИКСЫ), В. В. Лебедев (см. ЛЕБЕДЕВ Владимир… … Энциклопедический словарь
ОКНА ТАСС — агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Большой Энциклопедический словарь
Окна ТАСС — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Ленинградским отделением Телеграфного Агентства Советского Союза с 25 июня 1941. К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «О. Т.», на которых помещались сводки… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
«Окна ТАСС» — ÓКНА ТАСС (Телеграфного агентства Сов. Союза), агитационно политич. плакаты. Возникли в годы Вел. Отечеств. войны как продолжение в новых историч. условиях известных Окон сатиры РОСТА (Росс. телеграфного агентства), создававшихся В. В. Маяковским … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Окна ТАСС — («Окна ТАСС») агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (См. Телеграфное агентство Советского Союза) (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к… … Большая советская энциклопедия
«Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в период Великой Отечественной войны. Призывали советский народ к героической борьбе на фронте и самоотверженному труду в тылу, прославляли подвиги… … Москва (энциклопедия)
«Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и др. городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Энциклопедический словарь
«Окна ТАСС»
Литература:
Художники Ленинграда в годы блокады, Л., 1965.
Смотреть что такое ««Окна ТАСС»» в других словарях:
Окна ТАСС — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты Окон ТАСС призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей,… … Художественная энциклопедия
ОКНА ТАСС — «ОКНА ТАСС», агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы (см. КУКРЫНИКСЫ), В. В. Лебедев (см. ЛЕБЕДЕВ Владимир… … Энциклопедический словарь
ОКНА ТАСС — агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Большой Энциклопедический словарь
Окна ТАСС — Окна ТАСС агитационные плакаты с призывами к защите Родины (наследник Окон РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны. Это был специальный вид малотиражного плаката,… … Википедия
Окна ТАСС — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Ленинградским отделением Телеграфного Агентства Советского Союза с 25 июня 1941. К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «О. Т.», на которых помещались сводки… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
«Окна ТАСС» — ÓКНА ТАСС (Телеграфного агентства Сов. Союза), агитационно политич. плакаты. Возникли в годы Вел. Отечеств. войны как продолжение в новых историч. условиях известных Окон сатиры РОСТА (Росс. телеграфного агентства), создававшихся В. В. Маяковским … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Окна ТАСС — («Окна ТАСС») агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (См. Телеграфное агентство Советского Союза) (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к… … Большая советская энциклопедия
«Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в период Великой Отечественной войны. Призывали советский народ к героической борьбе на фронте и самоотверженному труду в тылу, прославляли подвиги… … Москва (энциклопедия)
«Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и др. городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Энциклопедический словарь
Аннотация. В статье рассказывается о творчестве «Окон ТАСС» — коллектива талантливых авторов: художников, поэтов, прозаиков в уникальном по своему воздействию жанре плаката. Особенно актуальным и востребованным плакат стал в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Summary. The article tells about the creative work of ‘TASS Windows’ — the collective of talented authors: artists, poets, writers within the poster genre, which is unique in its influence. During the Great Patriotic War of 1941-1945 poster was particularly relevant and called-for.
ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
КОЛЕСНИКОВА Лариса Ефимовна— литературовед, Заслуженный работник культуры РФ
(Москва. E-mail: poesiya@rambler.ru).
Коллектив «Окон ТАСС» фактически объединился уже на второй день войны. Мастерская располагалась в центре Москвы — на улице Кузнецкий мост. Первый плакат «Окон ТАСС» был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики и искусствоведы.
Плакаты изготавливались художниками и тиражировались не типографским способом, а с помощью трафаретов, вручную. Бессменным заведующим редакцией и организатором «Окон ТАСС» стал Н.Ф. Денисовский, сплотивший в коллективе более 130 художников и 80 поэтов.
Многие авторы, работавшие в «Окнах ТАСС», были широко известны, например, художники Кукрыниксы (трио — М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), Б.Е. Ефимов, П.П. Соколов-Скаля, поэты Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач, Константин Симонов, Самуил Маршак, писатель Илья Эренбург.
Впоследствии мастерские, подобные «Окнам ТАСС», создавались в крупнейших городах нашей страны и союзных республиках. Это было мощное патриотическое движение, охватившее всю страну. Каждый выпуск «окон» в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники.
Уже в первых плакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, ещё раз напомнить о тех тяжёлых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался — «Русский народ». На нём были изображены картины битв русских воинов с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками, войсками Наполеона. Все эти битвы закончились победой русского воинства.
Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строки из произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского и других классиков.
Написанные о событиях давно минувших дней, они приобретали современное звучание. Не имея никаких полиграфических мощностей, авторский коллектив всё же умудрялся ежедневно выпускать новое «окно». При этом важно отметить: в свет выходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (в конце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях, вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали «семейным подрядом» — работы хватало всем. Как только по радио передавали сообщения Совинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях — не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвящённые битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова.
Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения К. Симонова «Убей его!» был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строки Константина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупанта оказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся за Родину!
Особенно напряжённо работала редакция «Окон ТАСС» в условиях, когда фашисты подходили к Москве. Основной состав редакции был эвакуирован в Куйбышев, в Москве осталась горстка художников и поэтов, которые не хотели покидать город. Среди них был и художественный руководитель мастерской П.П. Соколов-Скаля.
С 20 октября столица стала жить на положении осаждённого города. Чтобы убедить всех москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого «окна» писать дату и слово «Москва». Это был период самого напряжённого, прямо-таки каторжного труда. Сам Соколов-Скаля, работая над особо срочными плакатами, не выходил из мастерской сутками. Вскоре, расклеенные по всей Москве, они призывали: «Ребята, не Москва ль за нами?», «Не быть врагу в красной столице!», «Преградим дорогу врагу!», «Не отдадим Москву!», «Ни шагу назад!». В эти дни был создан новый тип плаката — «окно» героическое, звавшее к обороне, к защите Отечества. Это были плакаты с изображением монументальных фигур с подписями лозунгового характера. Только за два месяца (октябрь—ноябрь) были выпущены около 200 плакатов! Коллектив мастерской работал по 12 часов в смену. Это был поистине героический, самоотверженный труд людей, отдавших, в буквальном смысле слова, все свои силы ради Победы.
Мастерская, состоявшая из двух комнат, не имела вентиляции, плохо отапливалась. Дверь в ночное время в связи со светомаскировкой была закрыта. Скапливавшиеся в трафаретном цеху пары ацетона и растворителей затрудняли дыхание. Как вспоминал художник М.М. Соловьёв, часто измученные холодом и голодом люди теряли сознание. И порой рядом с приехавшей с фронта за плакатами машиной стояла «скорая помощь», прибывшая к сотруднику, потерявшему сознание. И никогда, ни от кого не было слышно жалоб. «Всё для фронта!», «Всё для победы!». Эти лозунги стали священными для каждого сотрудника.
Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У дверей мастерской на Кузнецком мосту можно было видеть фронтовые машины, приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположение воинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки «Окон ТАСС».
Политуправление Красной армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки разбрасывали на оккупированных гитлеровцами территориях партизаны. В них указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
Особой популярностью на фронте пользовались карикатуры на Гитлера. Однажды тассовцы получили письмо с фронта от политрука Писарева, в котором он написал: «. остро назрела ещё одна потребность в массовом выпуске плакатов большого формата с надписями на немецком языке. Такие у нас выставляются метров в ста или ближе от немецкой линии обороны. Например, был нарисован портрет Гитлера с надписью: “Он виновник войны, стреляйте в него”. Но изготовление таких плакатов здесь, на фронте, является делом очень затруднительным, не позволяют условия, нет времени и материалов, а их требуется много, нужны большие куски фанеры или ткани, и нет зачастую художественных сил. Можно ли изготовить такие плакаты в центре и присылать нам?».
Впоследствии из фронтовых писем Писарева тассовцы узнали ещё об одной «коронной» шутке некоторых смельчаков на нашей передовой — когда плакаты с портретом Гитлера минировались. Эффект заключался в том, что наши разведчики ещё ночью выставляли плакат с немецким текстом на линии обороны, а на рассвете, когда не было видно чёткого изображения рисунка и текста, фашисты начинали расстреливать своего фюрера. Когда немцы, наконец, понимали, что сделали оплошность, и хотели было снять портрет, он оказывался заминированным.
«Окна ТАСС» приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. За границей в начале войны были проведены шесть выставок — в Англии, в США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотра выставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявление о приёме их добровольцами в ряды Красной армии. В Хельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: «Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы!». И ещё одна запись: «Пропаганда! Но надо сознаться, отвечает действительности!». И подпись: «Бывший эсэсовец». Этот отзыв по сути отражал профессионализм и искренний патриотизм сотрудников «Окон ТАСС». Да, плакаты-рисунки, безусловно, были пропагандой, но во имя и от имени народа, поднявшегося против своего уничтожения. Потому эта пропаганда и отвечала действительности.
Один из американских фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку «Окон ТАСС», мотивируя свою просьбу тем, что хоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этих плакатах, однако, вывешенные в цехах его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочих, что чрезвычайно выгодно. «Некоторые из «Окон», — писала в августе 1942 года “Вечерняя Москва”, — целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты».
Как уже говорилось, большим успехом сатирические «Окна ТАСС» пользовались благодаря не только высокой аутентичности, как говорят сегодня специалисты — исследователи творчества художников, но и уровню талантливости авторов. Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других фашистских главарей. Здесь помимо художественного мастерства необходимо было быть тонким психологом. Борис Ефимов вспоминает: «Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку “Микки Маус” по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать “мастера большой лжи” в соответствующем облике».
Советское правительство высоко оценило работу коллектива. В 1942 году группе поэтов и художников были присуждены девять Государственных премий. Их получили С.Я. Маршак, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), П.П. Соколов-Скаля, Г.К. Савицкий, Н.Э. Радлов, П.М. Шухмин, М.М. Черемных.
Нет сомнения в том, что «Окна ТАСС» навсегда останутся одной из ярких страниц в истории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция лучших представителей отечественной культуры, которые своим самоотверженным трудом в художественных мастерских на Кузнецком мосту приближали Победу, без сомнения, является образцом служения Родине и своему народу.
Аннотация. В статье рассказывается о творчестве «Окон ТАСС» — коллектива талантливых авторов: художников, поэтов, прозаиков в уникальном по своему воздействию жанре плаката. Особенно актуальным и востребованным плакат стал в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Summary. The article tells about the creative work of ‘TASS Windows’ — the collective of talented authors: artists, poets, writers within the poster genre, which is unique in its influence. During the Great Patriotic War of 1941-1945 poster was particularly relevant and called-for.
ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
КОЛЕСНИКОВА Лариса Ефимовна— литературовед, Заслуженный работник культуры РФ
(Москва. E-mail: poesiya@rambler.ru).
Коллектив «Окон ТАСС» фактически объединился уже на второй день войны. Мастерская располагалась в центре Москвы — на улице Кузнецкий мост. Первый плакат «Окон ТАСС» был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики и искусствоведы.
Плакаты изготавливались художниками и тиражировались не типографским способом, а с помощью трафаретов, вручную. Бессменным заведующим редакцией и организатором «Окон ТАСС» стал Н.Ф. Денисовский, сплотивший в коллективе более 130 художников и 80 поэтов.
Многие авторы, работавшие в «Окнах ТАСС», были широко известны, например, художники Кукрыниксы (трио — М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), Б.Е. Ефимов, П.П. Соколов-Скаля, поэты Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач, Константин Симонов, Самуил Маршак, писатель Илья Эренбург.
Впоследствии мастерские, подобные «Окнам ТАСС», создавались в крупнейших городах нашей страны и союзных республиках. Это было мощное патриотическое движение, охватившее всю страну. Каждый выпуск «окон» в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники.
Уже в первых плакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, ещё раз напомнить о тех тяжёлых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался — «Русский народ». На нём были изображены картины битв русских воинов с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками, войсками Наполеона. Все эти битвы закончились победой русского воинства.
Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строки из произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского и других классиков.
Написанные о событиях давно минувших дней, они приобретали современное звучание. Не имея никаких полиграфических мощностей, авторский коллектив всё же умудрялся ежедневно выпускать новое «окно». При этом важно отметить: в свет выходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (в конце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях, вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали «семейным подрядом» — работы хватало всем. Как только по радио передавали сообщения Совинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях — не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвящённые битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова.
Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения К. Симонова «Убей его!» был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строки Константина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупанта оказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся за Родину!
Особенно напряжённо работала редакция «Окон ТАСС» в условиях, когда фашисты подходили к Москве. Основной состав редакции был эвакуирован в Куйбышев, в Москве осталась горстка художников и поэтов, которые не хотели покидать город. Среди них был и художественный руководитель мастерской П.П. Соколов-Скаля.
С 20 октября столица стала жить на положении осаждённого города. Чтобы убедить всех москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого «окна» писать дату и слово «Москва». Это был период самого напряжённого, прямо-таки каторжного труда. Сам Соколов-Скаля, работая над особо срочными плакатами, не выходил из мастерской сутками. Вскоре, расклеенные по всей Москве, они призывали: «Ребята, не Москва ль за нами?», «Не быть врагу в красной столице!», «Преградим дорогу врагу!», «Не отдадим Москву!», «Ни шагу назад!». В эти дни был создан новый тип плаката — «окно» героическое, звавшее к обороне, к защите Отечества. Это были плакаты с изображением монументальных фигур с подписями лозунгового характера. Только за два месяца (октябрь—ноябрь) были выпущены около 200 плакатов! Коллектив мастерской работал по 12 часов в смену. Это был поистине героический, самоотверженный труд людей, отдавших, в буквальном смысле слова, все свои силы ради Победы.
Мастерская, состоявшая из двух комнат, не имела вентиляции, плохо отапливалась. Дверь в ночное время в связи со светомаскировкой была закрыта. Скапливавшиеся в трафаретном цеху пары ацетона и растворителей затрудняли дыхание. Как вспоминал художник М.М. Соловьёв, часто измученные холодом и голодом люди теряли сознание. И порой рядом с приехавшей с фронта за плакатами машиной стояла «скорая помощь», прибывшая к сотруднику, потерявшему сознание. И никогда, ни от кого не было слышно жалоб. «Всё для фронта!», «Всё для победы!». Эти лозунги стали священными для каждого сотрудника.
Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У дверей мастерской на Кузнецком мосту можно было видеть фронтовые машины, приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположение воинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки «Окон ТАСС».
Политуправление Красной армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки разбрасывали на оккупированных гитлеровцами территориях партизаны. В них указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
Особой популярностью на фронте пользовались карикатуры на Гитлера. Однажды тассовцы получили письмо с фронта от политрука Писарева, в котором он написал: «…остро назрела ещё одна потребность в массовом выпуске плакатов большого формата с надписями на немецком языке. Такие у нас выставляются метров в ста или ближе от немецкой линии обороны. Например, был нарисован портрет Гитлера с надписью: “Он виновник войны, стреляйте в него”. Но изготовление таких плакатов здесь, на фронте, является делом очень затруднительным, не позволяют условия, нет времени и материалов, а их требуется много, нужны большие куски фанеры или ткани, и нет зачастую художественных сил. Можно ли изготовить такие плакаты в центре и присылать нам?».
Впоследствии из фронтовых писем Писарева тассовцы узнали ещё об одной «коронной» шутке некоторых смельчаков на нашей передовой — когда плакаты с портретом Гитлера минировались. Эффект заключался в том, что наши разведчики ещё ночью выставляли плакат с немецким текстом на линии обороны, а на рассвете, когда не было видно чёткого изображения рисунка и текста, фашисты начинали расстреливать своего фюрера… Когда немцы, наконец, понимали, что сделали оплошность, и хотели было снять портрет, он оказывался заминированным.
«Окна ТАСС» приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. За границей в начале войны были проведены шесть выставок — в Англии, в США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотра выставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявление о приёме их добровольцами в ряды Красной армии. В Хельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: «Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы!». И ещё одна запись: «Пропаганда! Но надо сознаться, отвечает действительности!». И подпись: «Бывший эсэсовец». Этот отзыв по сути отражал профессионализм и искренний патриотизм сотрудников «Окон ТАСС». Да, плакаты-рисунки, безусловно, были пропагандой, но во имя и от имени народа, поднявшегося против своего уничтожения. Потому эта пропаганда и отвечала действительности.
Один из американских фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку «Окон ТАСС», мотивируя свою просьбу тем, что хоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этих плакатах, однако, вывешенные в цехах его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочих, что чрезвычайно выгодно. «Некоторые из «Окон», — писала в августе 1942 года “Вечерняя Москва”, — целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты».
Как уже говорилось, большим успехом сатирические «Окна ТАСС» пользовались благодаря не только высокой аутентичности, как говорят сегодня специалисты — исследователи творчества художников, но и уровню талантливости авторов. Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других фашистских главарей. Здесь помимо художественного мастерства необходимо было быть тонким психологом. Борис Ефимов вспоминает: «Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку “Микки Маус” по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать “мастера большой лжи” в соответствующем облике».
Советское правительство высоко оценило работу коллектива. В 1942 году группе поэтов и художников были присуждены девять Государственных премий. Их получили С.Я. Маршак, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), П.П. Соколов-Скаля, Г.К. Савицкий, Н.Э. Радлов, П.М. Шухмин, М.М. Черемных.
Нет сомнения в том, что «Окна ТАСС» навсегда останутся одной из ярких страниц в истории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция лучших представителей отечественной культуры, которые своим самоотверженным трудом в художественных мастерских на Кузнецком мосту приближали Победу, без сомнения, является образцом служения Родине и своему народу.