Что такое околенки во теремах
Заметки, события, наблюдения
Путешествие по владениям Соловья-Разбойника
Если вы решили побывать в национальном парке «Орловское Полесье», чтобы насладиться его уникальной природой, то знайте, что национальный парк богат не только флорой и фауной, но и множеством старинных преданий. И самое древнее из них — об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Ведь именно в орловских лесах, которые в далеком 12 веке именовались Брынскими (Брянскими), возле реки Смородины (названа не в честь сладкой ягоды, а смрада, который от нее исходил), в урочище Девять Дубов русский богатырь Илья Муромец победил Соловья-разбойника, который 30 лет грабил добропорядочных граждан и совершал набеги на близлежащий Одринский монастырь. Сегодня на месте былинного подвига Ильи Муромца установлен освященный поклонный крест — недалеко от маленькой часовни (усыпальница полковника Цурикова).
О чем рассказывает предание?
В кратком изложении суть былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике такова. Собрался Илья-богатырь в стольный Киев-град к князю Владимиру Красно Солнышко. Взял свой меч, сел на коня и отправился из родного села Карачаево, что под Муромом, в дальнюю дорогу. По пути разгромил банду разбойников, за что жители близлежащего городка предложили ему стать их воеводой. Но Илья отказался и только попросил указать «дорожку прямоезжую» до Киева. А мужики ему и отвечают: ты, мол, богатырь святорусский, не очень-то на эту дорогу надейся, по ней давно никто не ездит, и «заколодела она да замуравела». А все потому, что там:
«Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, —
А что есть людей — то все мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой — пятьсот есть верст,
А й окольноей дорожкой — цела тысяча».
Но Илья Муромец на то и богатырь был, чтобы врагов не бояться. Отправился он, конечно, по «прямоезжей дороженьке» и на подъезде к реке Смородине столкнулся с тем самым Соловьем-разбойником, который сидел высоко в дубовых зарослях и ждал очередную жертву. Кстати, те девять дубов, которые росли из одного корня и были облюбованы Соловьем-разбойником, действительно существовали. Их, конечно, потом срубили по причине почтенного возраста, но огромные пни сохранились в местном селе с одноименным названием Девять Дубов почти до наших дней. И еще: севернее этого села на самом деле протекает речушка, которую раньше называли Смородной.
Но вернемся в 12 век. Соловей, увидев приближающегося Илью Муромца, не преминул продемонстрировать ему всю силу своего свиста, рыка и шипения. Богатыря это представление сильно рассердило, тем более, что его конь от соловьиного свиста пал на колени. Отругав коня за слабость и отхлестав его шелковой плетью, Илья, недолго думая, достал свой богатырский лук, натянул тетиву и вонзил в Соловья стрелу. Она попала злодею в правый глаз и вышла через левое ухо. На этом битва и закончилась. По легенде, сражаясь с Соловьем, Илья Муромец потерял свой меч. И эта легенда до сих пор не дает покоя искателям кладов, которые перекопали всю округу в поисках артефакта.
Связав раненого Соловья, Илья перекинул его через своего коня и продолжил дорогу в стольный Киев-град. Там он рассказал Владимиру Красно Солнышко о своей победе над злодеем, чем очень обрадовал князя, который решил продемонстрировать собравшейся во дворе знати грозного разбойника. Но, как оказалось, зря. Выпив поднесенные ему полтора ведра вина с медом, Соловей, несмотря на предупреждение Ильи Муромца, засвистел так, что:
«Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались.
От него, от посвиста соловьего,
А что есть-то людушек — так все мертвы лежат,
А Владимир-князь-от стольно-киевский
Куньей шубонькой он укрывается».
На этот раз Соловей-разбойник разозлил Илью по-настоящему. Богатырь вывез злодея за околицу и там срубил ему голову. Впрочем, существует и другая версия былины, в которой Соловей-разбойник был прощен, раскаялся в своих злодеяниях и стал верным помощником Ильи Муромца в битвах.
Сказка или быль?
В 1990-м ученые провели исследование останков и выяснили, что Илья Муромец погиб от раны, нанесенной копьем прямо в сердце. Ему было от 40 до 45 лет. Это доказывает, что даже в монашестве богатырь не перестал защищать землю русскую от врагов. А телосложения Илья был действительно богатырского — ростом почти 180 сантиметров, что гораздо выше мужчин того времени, и мощи невиданной. Но, как оказалось, мышцы ног Ильи были развиты хуже, чем остальные. По-видимому, он до своих ратных подвигов действительно просидел на печи «тридцать лет и три года».
А кем был Соловей-разбойник и существовал ли он вообще? Однозначного его описания в текстах преданий нет — где-то он зверь с крыльями, где-то человек-душегуб. Но существует один исторический факт, который подтверждает версию о его человеческом облике. Ученые обнаружили старинные записи старосты белорусского города Орши, в которых тот упоминает богатыря Илью. Правда, называет его не Муромцем, а Муравлениным. «Придет час, будет надобность в Илье Муравленине и Соловье Будимировиче, прибудет час, коли службе нашей будет потреба», — пишет староста.
Так вот, Соловей Будимирович — он и есть наш Соловей-разбойник. Видимо, и впрямь Илья сделал его своей правой рукой. В некоторых сказках наш антигерой имеет семью и живет в большом доме. Поэтому существует версия, что это мог быть удельный князь, не захотевший подчиниться великому князю Владимиру. В русских сказках и былинах этот бандит очень похож на монголо-татарского воина. Ведь, как и воины Хана, Соловей долгое время держал в страхе православных христиан. А его свист, сметающий в былинах все вокруг, вполне мог быть тайным знаком, передачей нужных сведений единомышленникам.
Новая жизнь Соловья-разбойника
Что такое околенки во теремах
Функции лейтмотивов в русской былине
* ( Статья впервые опубликована на русском языке в сборнике: «Literatura, komparatystyka, folklor. Ksiga poswiecona Julianowi Krzyzanowskiemu», Warszawa, 1968, s. 693-709.- Ред.)
* ( 1 О роли повторения как художественного средства в фольклоре славянских народов см. 264, стр. 1373-1379.)
Повторение формул, как уже было отмечено исследователями, является мнемоническим средством, помогающим исполнителям различных жанров народной поэзии, в частности эпических песен, удержать в памяти значительное число стихов.
Анализ былин и других эпических и лиро-эпических песен показывает, что значительное число стихов, иногда превышающее половину стихов всей песни, следует отнести к повторяющимся стихам и формулам.
Мы отличаем доминантные лейтмотивы, играющие основную роль в содержании былины, и лейтмотивы, которые не являются главенствующими, но все же играют значительную роль в содержании былины.
Проанализируем лейтмотивы былины «Илья Муромец и Калин-царь», пропетой Гильфердингу Т. Г. Рябининым (38, стр. 18-35).
Сначала рассмотрим доминантный лейтмотив этой былины, который мы назовем «стоять за веру, за отечество». Этот лейтмотив проходит через всю былину и повторяется в ней десять раз.
Анализ указанного лейтмотива мы проведем рядом с пересказом ее содержания. Это поможет нам показать, что лейтмотив «стоять за веру, за отечество» является действительно доминантным.
Былина начинается с повествования о том, как князь Владимир засадил старого казака Илью Муромца в глубокий погреб. Дочь Владимира понимает, что только один Илья Муромец мог бы постоять за веру, за отечество, и старается спасти богатыря. События в былине развертываются: Калин-царь «подъехал ведь под Киев-град» и князь Владимир, повторяя слова дочери, горюет, что теперь нет в живых Ильи Муромца, и некому постоять за веру, за отечество.
Сопоставим ряд лейтмотивов «стоять за веру, за отечество» в речи дочери Владимира и в речи самого Владимира.
Продолжаем краткий пересказ содержания былины.
Дочь Владимира извещает отца, что Илья жив, и Владимир просит Илью, повторяя доминантный лейтмотив, «стоять за веру, за отечество»:
Глагол «постоять» теперь стоит в imperativum, при этом он повторяется во всех пяти стихах. Дальше идет «общее место»- седлание Ильей Муромцем коня. Потом Илья осматривает силушку татарскую и едет к двенадцати святорусским богатырям.
К этому лейтмотиву-призыву Илья Муромец трижды добавляет доминантный лейтмотив «стоять за веру, за отечество». Самсон Самойлович в своем ответе тоже трижды повторяет этот лейтмотив с отрицанием не при глагольных формах:
Отметим далее, что богатырь Самсон Самойлович в своем троекратном ответе Илье Муромцу трижды мотивирует, почему святорусские богатыри не будут спасать Владымира:
Органическое соединение лейтмотива-призыва «ехать в чисто поле на битву» с доминантным лейтмотивом «стоять за веру, за отечество» трижды повторяется Ильей Муромцем без значительных изменений.
* ( Ср. «Ритмический эффект повторения отличается от стилистического: повторение этого слова или группы слов народным певцом меняет стилистический эффект этого слова или группы слов уже благодаря самому факту повторения. Между тем метрический характер слова или группы слов обычно не меняется при повторении» (110, стр. 147).)
Калин-царь соблазняет Илью питьем, едой, одеждой и, наконец, золотой казной. Илья отказывается от даров Калина. Предложения Калина-царя и решительный отказ Ильи, выражаемый глаголом с отрицанием не, построены по тому же принципу, что и разобранный нами выше призыв Ильи Муромца к богатырю Самсону Самойловичу и двенадцати святорусским богатырям спасти Русь и отказ их служить Владимиру.
Приведу здесь рядом речь Калина-царя и речь Ильи:
В заключение своей речи Илья Муромец произносит доминантный лейтмотив «стоять за веру, за отечество».
Это десятое и последнее повторение лейтмотива «стоять за веру, за отечество».
Как мы видели, этот лейтмотив проходит по всей былине. И основное содержание былины и десятикратное повторение лейтмотива позволяют нам считать этот лейтмотив доминантным в данной былине.
Рядом с этим главным лейтмотивом мы встречаем второстепенные лейтмотивы, которые занимают важное место в развитии действия былины.
Продолжаем пересказ содержания былины.
Илья решил известить своего крестного Самсона Самойловича о том, что ему «мало можется», и с этой целью пускает стрелу в шатер Самсона Самойловича. Святорусские богатыри идут на помощь Илье, избивают полчища татар и берут в плен Калина-царя. Здесь сказитель Т. Г. Рябинин использует второстепенный лейтмотив «стрела-вестник» 4 раза: 1) перед тем, как пустить стрелу, Илья произносит заговорную формулу, обращенную к стреле, 2) в описании полета стрелы, 3) в наблюдениях богатыря Самсона Самойловича над полетом стрелы и, наконец, 4) в сообщении Самсона Самойловича о полете «стрелочки» к двенадцати святорусским богатырям.
Четыре вариации лейтмотива «стрела-вестник» подчеркивают силу заговора, произнесенного Ильей, и искусство богатыря натянуть и спустить стрелу.
Сопоставим заговорную формулу Ильи с описанием полета стрелы:
Далее сопоставим то, что увидел Самсон Самойлович при полете стрелы, с тем, что он рассказал об этом полете святорусским богатырям.
Сравнивая эти два варианта, мы видим, что в них нет или почти нет (вместо прошедшего времени стоит praesens historicum) глагольных изменений. Глаголы в обоих вариантах стоят в том же лице и в том же времени.
После того как Илья Муромец привел пленного царя Калина к князю Владимиру, Калин-царь обещает платить Владимиру дань «век и по веку». Этим былина заканчивается.
Рассмотрим лейтмотивы еще одной былины «Илья Муромец и Соловей», пропетой Т. Г. Рябининым А. Ф. Гильфердингу в 1871 году. Эта былина без больших изменений помещена в сборнике «Песни Рыбникова» (93, стр. 15-22) и в сборнике былин Гильфердинга (38, стр. 10-17). Мы будем цитировать былину по записи Гильфердинга как более точной. Передаем краткое содержание этой былины.
Илья Муромец отправляется из Муромля в Киев, стремясь быстро доехать до Киева.
По дороге в Киев он видит, что город Чернигов обложен татарскими полчищами. Он один освобождает город Чернигов, за что «черниговские мужички» зовут Илью остаться у них воеводой. Илья отказывается и просит указать ему дорогу в Киев. Черниговские мужички предупреждают Илью о невозможности проехать «дорогой прямоезжей», так как там засел Соловей-разбойник. Однако Илья поехал по «прямоезжей дороге» и пленил Соловья-разбойника. Вместе с плененным Соловьем он приехал в Киев к Владимиру. Владимир-князь не верит, что Илья проехал прямоезжей дорогой. Но, узнав, что Илья привез побежденного Соловья, хочет послушать его свист и рев. Илья приказывает Соловью свистеть в полсвиста. Соловей ослушался Илью и свистит в полный свист. Илья убивает Соловья.
В анализируемом нами тексте, исполняемом Т. Г. Рябининым, доминантным лейтмотивом является описание ужасов грозной прямоезжей дороги, где засел Соловей-разбойник, которого побеждает Илья Муромец. Помимо описания ужасов прямоезжей дороги черниговскими мужичками, этот лейтмотив встречается в былине еще три раза: в описании этой дороги сказителем, когда ее проезжает Илья Муромец, в рассказе об этой дороге Ильи Муромца князю Владимиру и, наконец, в насмешливой речи князя Владимира, уличающего во лжи Илью, который заявил, что приехал в Киев прямоезжей дорогой. Кроме того, в былине несколько раз отдельно от всего лейтмотива о прямоезжей дороге упоминаются свист и рев Соловья.
Сравним лейтмотив «прямоезжая дорога» в описании черниговских мужиков и в описании ее князем Владимиром.
В своей речи о прямоезжей дороге князь Владимир как доказательство невозможности проехать из Муромля в Киев указывает также на тот факт, что Чернигов обложен полчищами татар.
Мы начинаем рассказ черниговских мужиков о прямоезжей дороге с описания сказителем в начале былины осады Чернигова татарами, близкого к описанию этой осады в речи Владимира.
И мужички черниговские и князь Владимир рассказывают одними и теми же словами об ужасах прямоезжей дороги. И в том и в другом рассказах значительных грамматических отличий мы не встречаем. В обоих рассказах мы находим настоящее время третьего лица.
Теперь сравним описание прямоезжей дороги сказителем, когда ее проезжает Илья Муромец, с описанием этой дороги самим Ильей Муромцем князю Владимиру:
Илья бьет коня и бранит его:
Затем Илья Муромец стреляет в Соловья-разбойника выбивает ему «право око со косичею», пристегивает раненого Соловья ко стремени и везет его по чисту полю.
При описании поездки Ильи по прямоезжей дорожке сказитель повторяет предлог ко: ко речке, ко Смородинке и т. д. При этом предлог ко стоит не только перед существительным, но и перед определением. Глагол в рассказе сказителя стоит в 3-м лице единственного числа настоящего времени. В рассказе Ильи Владимиру о происшествии на прямоезжей дорожке повторяется предлог мимо и глагол стоит в первом лице единственного числа прошедшего времени: я ехал.
Стихи о посвисту и покрику Соловья-разбойника даются в различной грамматической форме.
Владимир приказывает Соловью-разбойнику:
После того как Соловей отказывается выполнить приказание Владимира, Владимир обращается к Илье:
Илья приказывает Соловью:
Соловей отвечает Илье Муромцу, что у него «раночки кровавы запечатались. Да не ходят-то мои уста сахарныи».
Соловей просит налить ему зелена-вина:
Соловей выпивает чарочку «одним духом» и
Свист и крик Соловья в Киеве на дворе у Владимира так же страшны, как и в лесу на прямоезжей дороге:
Илья Муромец срубает голову Соловью, и былина заканчивается словами богатыря, в которых он опять повторяет стихи о свисте и крике Соловья-разбойника:
Анализ доминантных и второстепенных лейтмотивов, как и loci communes, показывает, что стихи каждого лейтмотива объединены между собой и составляют целое. Большую роль в объединении стихов играет то, что стихи лейтмотива построены по форме синтаксического параллелизма. Кроме того, объединяющими, спаивающими художественными средствами отдельных стихов лейтмотива являются также анафора, повторение в разных стихах одного и того же слова или близких по значению слов, в частности предлогов (за Киев-град, за церковь, за соборные и т. д.), сквозной эпитет, спиральное повторение и другие. В доминантном лейтмотиве основная мысль первого стиха «постоять за веру, за отечество» детализируется: например, за Киев-град, за церкви божий, за Владимира и за Опраксу королевичну.
Сравним, например, место в былине «Илья и Соловей разбойник», где «Трофим Рябинин картину грозной и густой массы вражьей силы сумел передать густым развитием черноты вокруг Чернигова» (97, стр. 72):
* ( Тот же Т. Г. Рябинин пропел это место П. Н. Рыбникову:
Под Черниговым силушки черным-черно,
Черным-черно, как черна ворона (93, стр. 15).
В былине же «Илья, Ермак и Калин-царь» Т. Рябинин пел:
Посмотрел (Ермак.- П. Б.) на силушку поганого:
Погнано-то силушки черным-черно,
Черным-черно, как черного ворона. (там же, стр. 40).)
Итак, вариации одного и того же лейтмотива помогают сказителю по-новому освещать былину, выделять главные и второстепенные места былины, помогать по-новому интерпретировать содержание былины, создавать новую былину.
* ( В своей книге о чешском и словацком народном театре я указывал, что зрителей народного театра, из года в год смотрящих одни и те же пьесы, мы можем сравнивать с теми театралами-энтузиастами, подлинными любителями театра, которые, тридцать раз видевшие «Гамлета», идут на ту же пьесу в тридцать первый раз, чтобы насладиться любимыми местами из любимой пьесы, повторяя эти места про себя (см. стр. 58 наст. изд.). То же следует сказать о слушателях былин, знающих их содержание и отдельные места.)
В устном народном творчестве и при устном исполнении создаются свои закономерности, устанавливаются нормы, отличные от норм письменных литературных произведений. Одной из задач современной фольклористики является выяснение, как у грамотного сказителя былин нормы произведений устного творчества сочетаются с нормами литературных произведений, в какой мере нормы литературных произведений вытесняют или заменяют нормы устных произведений.
Восприятие слушателями вариаций былинных лейтмотивов отдаленно напоминает эстетическое восприятие при слушании повторяющихся вариаций темы в классическом музыкальном произведении: фуге, рондо и т. п.
Приведенные выше вариации различных лейтмотивов в былинах «Илья Муромец и Калин-царь» и «Илья Муромец и Соловей» показывают, что большинство из них отличаются изменениями грамматических форм.
Р. Якобсон в статье «Поэзия грамматики и грамматика поэзии» на основании сравнения разных произведений различных эпох приходит к выводу, что «в числе грамматических категорий, используемых для соответствий по сходству или контрасту, в поэзии выступают все разряды изменяемых и неизменяемых частей речи, числа, роды, падежи, времена, виды, наклонения, залоги, классы отвлеченных и конкретных слов, отрицания, финитные и неличные глагольные формы, определенные и неопределенные местоимения или члены и, наконец, различные синтаксические единицы и конструкции» (124, стр. 404).
Несомненно, различные жанры, как и отдельные произведения одного и того же жанра, используют в большей мере те или другие определенные грамматические формы.
Уже беглый обзор грамматических изменений в лейтмотивах былины показывает, что изменяются главным образом глагольные формы и органически связанные с ними личные местоимения: я, ты, он. Это явление не случайно. Как показывают исследователи, изменения глагольных форм являются характерным признаком языка былин и вообще эпических песен (см. 275, стр. 58-79).
Если мы при пересказе былины, при описании действий богатыря ограничиваемся только тем, что изменяем форму глагола, то сказитель, который ведет свое повествование с установкой на художественность данного произведения, повторяя весь лейтмотив, соответственно меняет форму глаголов во всем лейтмотиве.
Значительно реже изменяются другие части речи в эпических лейтмотивах, хотя и их изменения, как мы выше отметили, встречаются: например, замена одного предлога другим, одного местоимения другим и т. п.
Вариативность лейтмотива создается также и в зависимости от той ситуации, при которой он повторяется. Мы указали, что «мужички черниговские» и князь Владимир без изменения или почти без изменения повторяют лейтмотив о непроезжей дорожке. Но в первом случае черниговские мужики рассказывают об ужасах этой дороги, когда ею владеет Соловей-разбойник; князь же Владимир дословно повторяет это описание дороги тогда, когда Соловей-разбойник побежден и дорога стала проезжей. Различие ситуации усугубляется тем, что слушатели знают о победе Ильи, а князь Владимир не знает об этом. Понятно, что слушателям кажется смешной брань князя Владимира, который обвиняет во лжи «мужичищо деревенщину» богатыря Илью Муромца. Подвиг Ильи Муромца после несправедливых бранных слов Владимира выступает еще ярче.
Итак, хотя в данном случае лейтмотив не варьируется, остается неизменным, его художественная функция изменилась.
Здесь мы имеем случай, когда грамматически неизмененный лейтмотив благодаря ярко выраженной иной ситуации несет иную функцию.
* ( В сказке сказочник часто меняет голос. Так, например, в сказке «Волк и коза» (сб. Афанасьева № 53-54) сказочник одним голосом говорит за волка, а другим, высоким, голосом за козу-мать.)
Дальнейшей задачей исследователя фольклора является рассмотрение, как используются лейтмотивы другими сказителями, целыми школами сказителей, наконец, как используются лейтмотивы в различных районах, где бытовали и бытуют ныне былины: онежские, архангельские, сибирские и др. Встает вопрос и о специфических чертах в использовании лейтмотивов в других эпических и лирических жанрах.
Анализ былины. План анализа былины Краткий пересказ былины. Из села Карачарово, которое находилось возле города Мурома, выехал удаленький дородный добрый молодец
Местные жители были очень благодарны Илье Муромцу, которого называли своим спасителем и предлагали остаться в Чернигове в качестве воеводы. Однако богатырь не собирался оставаться, и попросил показать дорогу «в стольный Киев-град». Люди рассказали ему, что в Киев вели две дороги: длинная и короткая. Длинная дорога была спокойной, проверенной, и по ней можно было без лишних приключений добраться до Киева. Также в город вела и более короткая дорога. Но она была непротоптанная, непроезженная, потому как была невероятно опасной. На этой дороге сидел «Соловей Разбойник Одихмантьев сын», который обладал удивительным даром – он свистел так громко, что все живое в округе тут же погибало: травы и цветы осыпались, деревья к земле приклонялись, а люди, если ненароком оказывались поблизости, тут же падали замертво.
Не испугался Илья Муромец рассказов о Соловье Разбойнике, и отправился в Киев по короткой дороге. Подъехав к реке Смородине, богатырь услышал звериный рык лихого разбойника. Свист был такой силы, что даже могучий конь Ильи Муромца шел, спотыкаясь. Богатырь, прикрикнув на своего верного коня, натянул тетиву лука и выстрелил в Соловья Разбойника, «выбил право око со косицею». Пристегнув злодея к стремени, Отправился Илья в Киев.
Тем временем в «гнездышке да соловьиноем» осталось три дочери. Заметив, что их отца увез с собой богатырь, они позвали на помощь своих мужей. Зятья Соловья Разбойника решили жестоко отомстить богатырю, но разбойник велел им бросить «рогатины звериные» и пригласить Илью отобедать в их дом. Соловей понимал, что богатырь обладал невиданной силушкой, и хотел с ним договориться. Однако Илья Муромец отказался от этого предложения, и продолжил свой путь в Киев, к князю Владимиру.
Илья Муромец – богатырь, обладавший невероятной физической силой, добрый и справедливый человек, заступник всех слабых и угнетенных.
(Полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана.) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. У Кмиты Чернобыльского (XVI век) Илья — Муравленин, а не Муромец, у Эриха Лассоты (XVI век) — Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века — Илья Мурович или Илья Муровец.
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» — это Христос с двумя апостолами. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.
Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:
В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.
Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам, латышам, чувашам, якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.
Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бой с войском врага – «силушкой», которой было «черным-черно», и победа над Соловьем-разбойником.