Что такое окончание 3 класс правило
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Укажите наиболее полное определение окончания.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
Определение термина
Каждое изменяемое слово русского языка можно разобрать по составу, выделив структурные элементы, основными из которых являются основа и окончание (синоним — флексия). В основу, в свою очередь, включаются приставка, корень, суффикс. Неизменяемые слова окончания не имеют, в их структуре присутствует только основа.
Таким образом, чтобы найти окончание, необходимо изменить слово по числу, падежу, роду или лицу, та его часть, которая останется в первоначальном виде, — это основа, а изменяемый элемент представляет собой флексию.
Основное предназначение этой морфемы — выражение грамматических значений значимых частей речи:
У некоторых слов, чаще всего имен мужского рода, может быть нулевое окончание — то есть такое, которое не выражено конкретной буквой. Примеры: стол, дом, кот, вол, мальчик. При морфемном разборе слова такая флексия обозначается квадратом, расположенным за границами основы.
Многообразие и типология
Подборка окончаний достаточно разнообразна и напрямую зависит от части речи. При этом глагольные формы имеют личные флексии, причастия и прилагательные — родовые, существительные — падежные. Такие части речи, как наречие, деепричастие, некоторые местоимения, окончаний не имеют, поскольку относятся к неизменяемым. Предлоги, частицы и союзы также не имеют флексий, кроме того, их нельзя разобрать по составу.
Окончания имен существительных разнообразны, но есть несколько основных вариантов, которые представлены в таблице (в зависимости от рода):
При изменении существительных по падежам они получают различные окончания в зависимости от типа склонения. Принято разграничивать:
Склонение у существительных представляет собой постоянный грамматический признак.
Нормы правописания
Изучение морфемики в классе и при выполнении домашних заданий имеет одну цель — научить школьников грамотно писать, поскольку существует достаточно большое количество правил, в которых важно уметь выделять окончание.
Для имен существительных следует помнить следующее:
При возникновении затруднений следует обратиться к словарям, тем более что современные интернет-ресурсы позволяют проверить правильность написания слов в режиме онлайн.
Определенные трудности может вызывать написание имен собственных. Чтобы не запутаться, можно воспользоваться такой подсказкой:
Вариант написания слова находится в зависимости от значения и происхождения.
Имена прилагательные
При грамматическом разборе и правописании прилагательных важно правильно выделять окончание. Основные правила таковы:
Для отработки навыка грамотного письма следует выполнить несколько упражнений. Основное — переписать предложения или отдельные слова, вставляя верную букву в окончании и объясняя, какое правило при этом использовалось.
Далее — научиться исправлять чужие ошибки. Для этого учитель готовит карточки, в которых изучаемые части речи написаны с ошибками. Задача школьников — обнаружить их и исправить. Еще одно интересное задание — тест, позволяющий действенно подготовиться к ЕГЭ. Варианты заданий могут быть различны: выбрать тот вариант, в котором все слова употребляются с ошибками или, напротив, без них.
Флексии глаголов
Особых сложностей правописание глагольных окончаний у школьников, как правило, не вызывает. Однако периодически повторять нормы будет нелишним.
Во флексиях 2-го лица ед. ч. будущего и настоящего времен следует употреблять мягкий знак: читаешь, пишешь. Это же правило действует в отношении возвратных глаголов: смотришься, смеешься.
Правописание безударных гласных в личных глагольных окончаниях зависит от спряжения, поэтому важно научиться отличать первое от второго. Поможет такая подсказка:
В глаголах первого спряжения следует писать во флексиях гласную Е (управляет — управляете — управляешь), второго спряжения — И (служишь — служит — служите). Проверка безударных окончаний производится инфинитивом — какая буква в начальной форме, такая же и в остальных формах.
Это основные правила написания окончаний. Часть слова играет важную роль, поскольку помогает верно определить грамматический разряд слова и понять, какое правило следует использовать для его верного написания.
Окончания в русском языке
Для чего служит окончание? И вообще что такое окончание в русском языке? Окончание это отдельная единица русского языка, обычно стоящая в самом конце, указывающая на определенную связь. Также окончание это поддающаяся изменениям часть слова, следующая за корнем или суффиксом, предназначенная для выражения грамматических различий, связующая словосочетания, предложения. Оно выполняет роль сигнализатора, воздействующего на спряжение, склонение.
Таблица окончаний падежей
Падеж | На какой вопроса отвечает? | Изменение окончания |
Именительный | Кто? Что? | Степлер _ / Трав а |
Родительный | Кого? Чего? | Степлер а / Трав ы |
Дательный | Кому? Чему? | Степлер у / Трав е |
Винительный | Кого? Что? | Степлер _ / Трав у |
Творительный | Кем? Чем? | Степлер ом / Трав ой |
Предложный | О ком? О чем? | О степлер е / О трав е |
Образование форм изменяемых слов
Так все-таки что такое окончание и какие функции выполняет? Окончание, как мы подчеркнули ранее, предполагает образование новых форм слова.
Окончание это своеобразный регулятор, отвечающий за механизм изменения. Каждая часть речи изменяется по-своему. В большинстве случаев изменения касаются падежных форм, чисел, лиц. Но все это зависит от многих факторов: например, времени, если рассматриваемая часть речи — глагол.
Помимо формы окончание иногда влияет на смысловую функцию. К примеру: мужи – мужья, листы – листья, зубы – зубья и др. Встречаются моменты, в которых благодаря лишь одному окончанию мы можем определить саму часть речи.
Какие бывают окончания
Отсутствие окончаний у неизменяемых слов
Не многим известно, но существуют отдельные ответвления слов, не имеющих окончания и слова с нулевым окончанием. Обычно объяснимо подобное явление тем, что данные слова были заимствованы из других языков.
Полностью отсутствует окончание в слове: неопределенная форма глагола (бранить, браниться), деепричастия (наслаждаясь, играясь), формы сравнительной степени имен прилагательных, наречий, слов состояний (милее, добрее, веселее).
Различия нулевого окончания и его полного отсутствия
К сожалению, запутаться в данной теме довольно просто. Нередко и у взрослых возникают ошибки в определение нулевого окончания, да даже просто правильного окончания. Видя перед собой документацию, они судорожно пытаются вспомнить «Что такое окончание в русском языке? И как его правильно определить?». Так делать не стоит. Учите весь материал вовремя.
Путание нулевого окончания и его отсутствия считается очень грубой ошибкой, за которую вы несомненно потеряете баллы на предстоящей экзаменационной работе. И получится, что все усердия уйдут в воздух. Старайтесь запомнить все основные моменты, даже если кажется, что они вам не пригодятся. Крайне важно не путать полное отсутствие окончания в слове и нулевое окончание.
Чтобы понять, к какому разряду относится какое-либо слово, необходимо попробовать изменить его, просклонять. Если, воспользовавшись этим способом, вы, например, обнаружили окончание « е » в какой-либо падежной форме, значит, данной слово относится к группе «слова с нулевым окончанием». Если же после разбора оно так и осталось неизменным, следовательно, окончание полностью отсутствует. Старайтесь быть предельно внимательными, когда дело касается этой темы!
Расположение окончания внутри слова
Навряд ли вам приходилось сталкиваться с явлением, когда оно располагается внутри слова, но оно также имеет место быть. Более привычное дело, когда оно находится в самом конце. К тому же большинство слов именно так и сформировано.
Сегодня мы познакомимся со сложными числительными, имеющими целых два корня. Их совсем несложно выявить: от пят и десят и до восьм и десят и и от дв ух сот до девят и сот. Необходимо также отметить, что в двух последних вариациях представлены слова с нулевым окончанием.
Разумеется, крайне непривычно встречать окончание в середине слова. Но забывать про них ни в коем случае нельзя, поскольку, если вдруг аналогичные слова встретятся на экзамене, вы просто растеряетесь. И это совершенно нормальная реакция, так как тема серединных окончаний обычно игнорируется учителями по непонятным причинам. Так что ваша задача — лишь запомнить, что и такие случаи возможны. И спокойно действовать на работе, не волнуясь, не переживая.
Важным моментом также является склонение данных числительных. Когда вы изменяете падежную форму, задействуются оба окончания. И не всегда они совпадают друг с другом. Это тоже стоит отложить в голове на будущее.
Двойное окончание в слове
Как мы поняли из выше сказанного, существуют слова с двойным окончанием. Но кроме тех, что уже были разобраны, есть и другие, которые следует рассмотреть. Иначе есть вероятность того, что вам придется разбирать их уже самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ими являются сложные существительные. В данном случае, когда дело касается изменений, затрагиваются окончания обоих частей слова. К таким словам относятся: вагон-ресторан, кресло-качалка, школа-интернат.
И если вы попробуете изменить их, заметите, что изменения влекут за собой обе части слова. Разумеется, это касается не всех сложных слов. У некоторых все же изменяется только одна часть, поскольку у другой попросту отсутствует окончание в слове.
Про эти правила не стоит забывать, если вы хотите получить хорошую оценку на экзамене. Можете даже выписать их в блокнот, чтобы время от времени повторять. Таким образом, заложив материал на долгие годы. Усердно готовьтесь ко всем экзаменам, чтобы уже после его начала, не возникало вопросов «Что такое окончание?». Удачи!
Средний рейтинг 4.7 / 5. Количество оценок: 27
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Укажите наиболее полное определение окончания.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
Тех.карта, «Что такое окончание?» (3 класс)
ФИО участника: Дымова Анастасия Михайловна
УМК «Школа России», автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык, 3 класс
Тема фрагмента урока: «Что такое окончание?»
Цель урока: создание условий для формирования первичного представления об окончании, как изменяемой части слова и его ролью в предложении
Планируемые результаты урока
-способствовать формированию представления об окончании;
-способствовать формированию умения определять окончание;
-способствовать формированию представления о роли окончания слова в предложении;
-формирование представления об окончании;
-формирование умения определять окончание;
-формирование представления о роли окончания в предложении;
-умение правильно организовывать время;
-умение организовывать учебное пространство;
-развивать монологическую речь;
-развивать умение аргументировать свое мнение;
-развивать умение выполнять самооценку своей деятельности;
-находить окончание в слове;
-умение работать с текстом учебника;
-умение работать с толковым словарем;
-понимать важность окончания в структуре предложения;
— развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-умение строить речевое высказывание в устной форме;
-умение выдвигать гипотезу;
-умение проводить классификацию слов;
-умение устанавливать причинно-следственные связи;
-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
— умение ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
-умение сохранять и принимать учебную задачу;
-умение осуществлять контроль и самооценку деятельности;
-умение строить речевые высказывания;
-умение договариваться и приходить к общему решению к совместной деятельности; стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
способствовать воспитанию любви к родному языку, воспитанию нравственных качеств, таких, как доброжелательность, уважительность.
· Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М.: 2014.
· SMART – доска, смарт – презентация
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Методы и приемы работы
Форма организации учебной деятельности
Дидактическое средство, интерактивное оборудование
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля
Формировать интерес к изучению новой темы;
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Словесный метод (прием беседа)
Мотивирует учащихся на работу.
Просит показать свое настроение с помощью смайликов.
Показывают свое настроение с помощью смайликов.
Языковой материал, презентация
Внещний контроль учителя за выполнением задания
формирование представления об окончании;
формирование умения определять окончание;
формирование представления о роли окончания в предложении;
— развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-умение строить речевое высказывание в устной форме;
-умение выдвигать гипотезу;
-умение проводить классификацию слов;
-умение устанавливать причинно-следственные связи;
-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
— умение ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
-умение сохранять и принимать учебную задачу;
-умение осуществлять контроль и самооценку деятельности
-умение строить речевые высказывания;
-умение договариваться и приходить к общему решению к совместной деятельности
стремление к координации различных позиций в сотрудничестве
-формирование представления о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; смыслообразование; самоопределение нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
Актуализировать мыслительные операции внимание и мышление.
Организовать фиксацию места, где возникло затруднение
Организует фронтальную работу
Проводит работу со словами, представленными на экране
Просит дать название изменившейся части слова.
Размышляют, но не могут дать точного ответа.
Приходят к выводу, что недостаточно знаний для решения данного задания.
Внещний контроль учителя за выполнением задания
Этап целеполагания, постановка учебной задачи
Определить тему, цель, задачи урока
Проблемный диалогСловесный метод
Предлагает открыть учебник на с.73 и сказать, что они уже изучили, а что предстоит изучить.Организация деятельности учащихся по определению темы, цели, задач урока.
Формулируют тему, цель урока (Знакомство с окончанием)
Планируют работу на уроке:
1.Узнать, что такое окончание.
2. Научиться находить окончание
3.Проверить полученные знания
Этап открытия нового знания (этап реализации построенного плана-проекта)
Организовать поиск решения учебной проблемы
Предлагает перейти к 1 пункту плана.
Предлагает выполнить работу в группах.
Предлагает открыть с.80 уч. и проверить товарищей.
Просит оценить работу товарищей.
Обращает внимание на способ выделения окончания.
Предлагает вернуться к затруднению. Просит выделить окончания у предложенных слов.
Просит вспомнить пословицы и поговорки со словом – золото (межпредметные связи)
Проводит воспитательный момент.
Спрашивает, выполнили ли 1 пункт плана
Просит оценить себя
Предлагает перейти к следующему пункту плана
Просит открыть с.81 учебника.
Выполняет работу с правилом.
Организует работу в парах.
Организует проверку по эталону.
Проводит работу со словом из словаря.
Создает проблемную ситуацию.
Предлагает обратиться к учебнику.
Спрашивает, выполнили ли 2 пункт плана
Просит оценить свою деятельность на данном этапе.
Называют правила работы в группах. Составляют правило.
Отвечают на вопросы
Разбирают слова из затруднения. Выделяют окончание.
Называют пословицы и поговорки.
Доказывают выполнение пункта, отвечая на вопросы учителя.
Опираются на правило.
Повторяют правила работы в парах.
Выполняют задание на смарт доске и с помощью раздаточного материала
Высказывают свои предположения.
Доказывают свою правоту с помощью учебника.
Подтверждают выполнение 2 пункта плана.
Оценивают свою деятельность
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)
условия по применению нового
Предлагает перейти к следующему пункту плана.
Просит восстановить правило, заполнив пропущенные слова.
Называют следующий пункт плана
Восстанавливают правило, проговаривают его.
Самостоятельная работа (закрепление способа действия)
выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий
Просит продемонстрировать выполненное задание с помощью документ-камеры
Спрашивает, выполнен ли 3 пункт плана
1.Выполняют тестовое задание
2. Вписывают окончания
3. Придумывают предложение и называют окончания.
Фиксируют выполнение 3 пункта плана.
Зафиксировать новое содержание урока;
Организовать рефлексию деятельности обучающихся
Задает вопросы на соответствие цели, задач и результатов.
Организует оценку личностных достижений обучающихся в ходе урока.
Фиксирует настроение учащихся.
Проводят самостоятельный рефлексивный анализ: оценивают свой вклад в урок, комфорт работы на уроке, эффективность совместной деятельности.
Самооценка учащимися своей работы на уроке.
Словесная оценка учителем результата урока
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тех.карта, «Заглавная буква в словах» (1 класс)
Схема разработки родительского собрания универсальное
Анализ воспитательной работы в 3 классе 2019-2020 уч. года
Тех.карта «Главные члены предложения» (2 класс)
Новогодний утренник для начальной школы «Украденный год»
Календарно- тематическое планирование Технология-35 ч
Пошаговое выполнение подделок на разные темы
Занимательный материал для детей на тему «Ребусы и кроссворды»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400235 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.