Что такое окончание 3 класс

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Раздел: Форма слова. Окончание

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.

Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 классЧто такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Берёза. Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 классПодберёзовик. Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.

На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.

Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.

Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

В лесу живёт (кто?) лиса.

Мальчик увидел (кого?) лису.

Лесник подкрался (к кому?) к лисе.

Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.

В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.

Например, обед, ужин

Укажите наиболее полное определение окончания.

Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.

Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.

Источник

Окончания в русском языке

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы в соста­ве суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных, при­ча­стий и лич­ных форм глаголов.

Чтобы понять, что такое окон­ча­ние в мор­фем­ном соста­ве слов раз­ных частей речи, выяс­ним его грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки. Окончание мож­но ука­зать в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Узнаем, какие быва­ют окон­ча­ния и при­ве­дем примеры.

Грамматические признаки окончания

Окончания, или флек­сии (лат. flexio — сги­ба­ние, пере­ход), — это слу­жеб­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или после суф­фик­са, например:

Окончания выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние рода, чис­ла, паде­жа у имен­ных частей речи,

лица и чис­ла у глаголов:

Окончания слу­жат для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении:

Они оста­но­ви­лись на пере­крёст­ке: горел крас­ный свет (Анатолий рыба­ков. Страх).

Суммируем все выше­ска­зан­ное и дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое окон­ча­ния в рус­ском языке.

Как определить окончание в слове?

Чтобы най­ти окон­ча­ние, нуж­но изме­нить сло­во: про­скло­нять или про­спря­гать. Та часть сло­ва, кото­рая изме­ня­ет­ся, и будет являть­ся его окончанием.

Например: опре­де­лим окон­ча­ние у суще­стви­тель­но­го «кра­со­та», изме­нив его по падежам:

Очевидно, что в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ни­ем явля­ет­ся мор­фе­ма :

крас от а — корень/суффикс/окончание.

У неко­то­рых слож­ных суще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных суще­ству­ет несколь­ко окончаний:

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Нулевое окончание

У ряда слов име­ет­ся нуле­вое окон­ча­ние, мате­ри­аль­но не выра­жен­ное бук­ва­ми или зву­ка­ми, например:

Чтобы выявить нуле­вое окон­ча­ние, изме­ня­ем сло­во по паде­жам или числам:

В падеж­ных фор­мах иссле­ду­е­мо­го суще­стви­тель­но­го нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв. Значит, в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа сло­ва «маль­чик» обо­зна­чим его квад­ра­ти­ком в конце.

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Слова, не имеющие окончаний

В поис­ках окон­ча­ния будем иметь в виду, что эту мор­фе­му в сво­ем соста­ве име­ют толь­ко изме­ня­е­мые сло­ва. У неиз­ме­ня­е­мых слов и форм слов окон­ча­ний не быва­ет. Не име­ют флек­сий сле­ду­ю­щие части речи и фор­мы слов:

1. нескло­ня­е­мые существительные

2. нескло­ня­е­мые прилагательные

3. наре­чия

4. фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наречий

5. дее­при­ча­стия

Вывод

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

Видеоурок

Источник

Конспект урока по русскому языку «Окончание» 3 класс

Конспект урока «Знакомство с новым морфемным понятием»

Русский язык, 3 класс, часть 1

(Канакина В.П., Горецкий В.Г.)

Тема урока : Формы слова. Окончание (Что такое окончание?)

Тип урока: Комбинированный урок

1) Научить различать понятия «однокоренные слова» и «формы слова»;

2) Создать условия для усвоения понятия «Окончание» и выделения существенных признаков этого понятия;

1) Формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать;

2) Научить ставить и удерживать учебную задачу;

3) Формировать умение составления плана.

1) Развивать навык проведения самооценивания и рефлексии.

Оборудование: Презентация (SMART Notebook 10) с использованием динамической таблицы, демонстрацией дидактического материала, фиксацией целей урока и т.д.; дидактический материал (словосочетания, «испорченный» текст)

I . Организационный момент

1) Поприветствовать детей;

2) Проверить готовность к уроку

Такое начало урока носит подготовительный характер.

II . Мотивационный этап.

1)Актуализировать знания детей об однокоренных словах;

2) Создать проблемную ситуацию.

— Запишите словосочетания: Осиновый лес, густой осинник, молодые осинки, красивая осина, гриб подосиновик.

— Что вы заметили в этих словосочетаниях? (Здесь имеются однокоренные слова)

— Выделите в однокоренных словах корень. (осин-)

— Объясните значение этих слов. (Объясняют значение каждого слова с помощью слова «осина»)

— Молодцы! Итак, мы выяснили, что однокоренные слова – это слова, имеющие разные значения, но одинаковый корень.

— Как вы думаете, зачем мы повторяли то, что мы знаем? (Разные предположения детей)

— Об этом мы узнаем позже.

III . Этап «открытия» новых знаний.

1) Дифференцировать понятия «однокоренные слова» и «формы слова»;

2) Изучить определение «окончание», выделить его существенные признаки.

— Посмотрите на доску: Красива осина в солнечные дни. Сверху лист осина яркий, зеленый, а снизу – зеленовато-серый. Прилетел к осина рябчик, сел на веточку, задрожали листики. Про осина и в загадке говориться: никто не пугает, а вся дрожит.

— Спишите, если надо, исправляя предложения. (Самостоятельная работа детей)

— Итак, что у вас получилось? Прочитайте. (Дети читают исправленные предложения)

— Почему вы не стали списывать так, как было на доске? (Там были допущены ошибки, нарушена связь слов в предложении)

— Ответьте на вопрос: Зачем мы исправляли ошибки? – для связи слов в предложении.

— Скажите, какие слова вы исправляли? (Осина, осины, к осине, под осиной)

— Эти слова имеют одно лексическое значение или разные? (Одно лексическое значение)

— Можем ли мы сказать, что это однокоренные слова? Почему? (Нет, потому что у этих слов одно лексическое значение)

— Тогда возникает вопрос, если это не однокоренные слова, тогда что это? (Дети затрудняются ответить)

— Скажите, что менялось в этих словах? (Последняя часть, конец слова)

— Знаем ли мы название этой части слова? (Нет)

— Из каких источников мы можем узнать об этом? (Спросить у учителя, посмотреть в учебнике и т.д.)

— В чем будет заключаться сегодня наша работа? Что мы узнаем на уроке? (Мы узнаем, как называется часть слова, стоящая в конце)

— Сегодня на уроке мы изучим новую часть слова, узнаем, как её обозначают.

— Посмотрите на записи, которые мы сделали. Что мы уже знаем об этой части слова? (Что эта часть изменяемая и нужна для связи слов в предложении)

— Действительно, это изменяемая часть слова и служит она для связи слов в предложении. Откройте учебник на 80-ой странице и прочитайте, как же все-таки её назвали ученые?

— Как вы думаете, почему эту часть назвали окончание? (Потому что она стоит в конце слова)

— Разделите определение на части. Сколько их? (3)

— Поставим вопросы к каждой части. Читайте.

(Какая часть слова? – изменяемая значимая

Что образует? – форму слова

Для чего служит? – для связи слов в словосочетании)

— Подготовьтесь и расскажите определение по плану. (Подготовка детей, а затем ответы по плану)

— Молодцы! О чем еще мы не узнали сегодня? Посмотрите цели. (Как обозначать окончание)

-Выделите окончания в словах: осины, осина, к осине, под осиной.

IV . Закрепление материала

1) Закрепить изученный материал;

2) Формировать умение различать однокоренные слова и формы слова;

3) Развивать навык изменения слов и выделения окончаний в слове.

На слайде словосочетания: Лисий хвост, рассказ о лисе, хитрая лисичка, охотился за лисой, увидел лису, маленький лисенок, подкрался к лисе.

— На доске словосочетания, нужно помочь школьникам разделить эти словосочетания на группы. На какие группы их разделим? (Слова, формы слова и однокоренные слова)

— Как их отличить? Как вы будете действовать? (Формы слова имеют одно значение, в них различны лишь окончания; А однокоренные слова имеют разное значение)

— У доски, разместите слова в таблицу.

(По одному словосочетанию каждый ученик)

— Какова задача у остальных? (Проверять правильность выполнения, а затем записывать в тетрадь)

— Прочитайте формы слова.

(о лисе, за лисой, лису, к лисе)

— У всех такие ответы? (Да)

— Молодцы! Теперь давайте выполним упражнение 145. Прочитайте. Что требуется сделать? (Списать предложения, вставить пропущенные буквы и изменить слово дождь)

— Какую часть этого слова мы будем изменять? (окончание)

— Для чего в словах изменять окончания? (Для связи слов в предложении)

— Работайте. Как закончите не забудьте выделить в словах окончания.

— Как мы обозначаем окончание? (Обводим его в квадрат)

— Закончили выполнение? Проверим.

— Читайте предложение. (Начался дождь)

— Какую букву вставили? Как проверить? (а, непроверяемая, нужно запомнить)

— Следующее предложение. (О дожде народ сложил разные приметы)

И так каждое предложение.

— Хорошо. Какую работу мы сейчас выполнили? (Выполнили упражнение и проверили его)

— Давайте оценим свою работу. На полях начертите шкалу и отметьте уровень правильности своей работы. Если все правильно, ставим крестик на самой высокой шкале; если допущена 1-3 ошибки, на средней шкале; если больше трех ошибок, ставим крестик на самой нижней шкале.

V . Итог урока. Рефлексия.

1) Подвести итог урока;

2) Повторить изученные понятия;

3) Осуществить рефлексию проделанной работы.

— Что нового мы сегодня узнали? Какие понятия мы сегодня рассмотрели? (формы слова, окончание)

— Что такое окончание? (Это изменяемая часть речи, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении)

— Как обозначаем окончание? (Выделяем квадратом)

— Чему учились на уроке? (Различать однокоренные слова и формы слова, изменять слова, выделять окончание)

-Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Необходимо заинтересовать детей, создать положительную мотивацию.

Чтобы в дальнейшем развести понятия «однокоренные слова» и «формы одного слова»;

Проблемная ситуация предполагает выяснение неизвестного, постановку познавательной задачи. Подводит к изучению новой темы.

Дидактический материал: Словосочетания, содержащие однокоренные слова.

Использование такого материала способствует повторению и актуализации знаний об однокоренных словах.

Прием: 1)Анализ словосочетаний с целью выделения общего; 2) Объяснение лексического значения слов.

Фронтальная форма работы, для того, чтобы все ученики вспомнили ранее изученный материал.

Содержание этого этапа напрямую соответствует теме урока, здесь реализуются поставленные предметные цели.

Использование испорченного дидактического материала для осознанного выделения существенных признаков изучаемого понятия.

Наблюдение за языковым материалом

Выделение существенных признаков в ходе наблюдения.

На слайде появляется: + Связь слов в предложении

Источник

Урок по русскому языку на тему «Окончание» ( 3 класс)

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Окончание»

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель: закрепить изученный материал об окончании, его роли в речи.

Задачи:
-углублять представления учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов в предложении;

— отрабатывать умение определять окончания в словах;

— развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память,

1. Организационный момент.

Приветствие, настрой на урок.

Сообщение темы урока:

— На уроке продолжим наблюдать за ролью окончания в предложении,

будем упражняться в определении окончаний в словах.

2. Проверка домашнего задания.

— Что такое окончание?

— Какова роль окончания в предложении?

(Учитель бросает мяч и называет слово в единственном числе.

Ученик ловит мяч и называет это слово во множественном числе.)

ТРАВА – ТРАВЫ УЛИЦА – УЛИЦЫ ОЗЕРО – ОЗЕРА

ВЕСЁЛЫЙ – ВЕСЁЛЫЕ ГЛУБОКОЕ – ГЛУБОКИЕ

ЦВЕТЁТ – ЦВЕТУТ ЧИТАЛА – ЧИТАЛИ

— У нас на уроке очень частая гостья осени, Это …?

( Учитель показывает иллюстрацию с изображением тучи.)

— Но только дождик у неё необычный. Что это за дождь? ( Ь )

— Какую букву будем писать?

— В сочетании с какими буквами?

— Кто сможет продолжить эту цепочку? Аргументируйте свой ответ.

КРЫЛЬЯ ПТИЧЬИ ВЬЮТ

— Что общего? Запишите. Дополните двумя словами с той же орфограммой.

3. Словарно-орфографическая работа.

— Прочитайте слова, найдите орфограмму.

ШУБКА РАННИЙ НОЧКА

(Орфографическое чтение. Запись по памяти.)

— Подберите слова на те же правила и запишите.

Запись под диктовку словарных слов.

— Запишите слова. Выделите окончания.

ГОРОХ ЗЕМЛЯНИКА МАЛИНА ЖЁЛТЫЙ ОГУРЕЦ

ДОРОГА УРОЖАЙ ПОМИДОР ХОРОШИЙ

Взаимопроверка. Тетрадь одного из учеников проверяет учитель.

— Назовите ягоды. Какое окончание выделили?

— Назовите слово, обозначающее цвет. Определите окончание.

— Назовите синоним слова путь.

4. Работа над темой урока.

— Ребята, вернёмся к нашей гостье, тучке. Составьте о ней предложение.

С УТРА НАЛЕТЕЛИ ХМУРЫЕ ТУЧИ.

Запись с комментированием. Определение окончаний.

— Что такое окончание?

— Дайте характеристику предложению. Найдите главные члены предложения.

Внимание! Прочитайте запись на доске.

— Можно ли это назвать предложением? Почему?

(Слова не связаны по смыслу.)

— Измените слова так, чтобы получилось предложение.

НА ТРАВА ЛЕЖИТ КРУПНЫЙ КАПЛИ РОСЫ.

НА ТРАВЕ ЛЕЖАТ КРУПНЫЕ КАПЛИ РОСЫ.

Выделение орфограмм. Орфографическое чтение.

Запись по памяти. Самопроверка.

Ученики самостоятельно выполняют задание.

6. Работа с учебником.

— Откройте учебник на странице 54, найдите упражнение 136.

Разбор задания. Самостоятельное выполнение.

— Рассмотрите рисунки на странице 55, упражнение 138.

— Что случилось на игровом поле?

Составление и запись предложений.

7. Домашнее задание.

— Найдите упражнение 137. Прочитайте задание.

— Составьте первое предложение.

— Запишите задание на дом.

— Аргументируйте свой выбор.

— Над чем работали на уроке?

— Для чего служат окончания?

Подведение итогов работы. Объявление оценок.

— Выразите смайликом своё отношение к уроку.

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Номер материала: ДБ-046761

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

Время чтения: 2 минуты

Что такое окончание 3 класс. Смотреть фото Что такое окончание 3 класс. Смотреть картинку Что такое окончание 3 класс. Картинка про Что такое окончание 3 класс. Фото Что такое окончание 3 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *