Что такое оксид 8 класс химия
Оксиды: классификация, получение и химические свойства
В зависимости от второго элемента оксиды проявляют разные химические свойства. В школьном курсе оксиды традиционно делят на солеобразующие и несолеобразующие. Некоторые оксиды относят к солеобразным (двойным).
Солеобразующие оксиды делят на основные, амфотерные и кислотные.
Основные оксиды — это оксиды, обладающие характерными основными свойствами. К ним относят оксиды, образованные атомами металлов со степень окисления +1 и +2.
Кислотные оксиды — это оксиды, характеризующиеся кислотными свойствами. К ним относят оксиды, образованные атомами металлов со степенью окисления +5, +6 и +7, а также атомами неметаллов.
Амфотерные оксиды — это оксиды, характеризующиеся и основными, и кислотными свойствами. Это оксиды металлов со степенью окисления +3 и +4, а также четыре оксида со степенью окисления +2: ZnO, PbO, SnO и BeO.
Несолеобразующие оксиды не проявляют характерных основных или кислотных свойств, им не соответствуют гидроксиды. К несолеобразующим относят четыре оксида: CO, NO, N2O и SiO.
Классификация оксидов
Получение оксидов
Общие способы получения оксидов:
1. Взаимодействие простых веществ с кислородом :
1.1. Окисление металлов: большинство металлов окисляются кислородом до оксидов с устойчивыми степенями окисления.
Не взаимодействуют с кислородом золото, платина, палладий.
Натрий при окислении кислородом воздуха образует преимущественно пероксид Na2O2,
Калий, цезий, рубидий образуют преимущественно пероксиды состава MeO2:
Примечания : металлы с переменной степенью окисления окисляются кислородом воздуха, как правило, до промежуточной степени окисления (+3):
Железо также горит с образованием железной окалины — оксида железа (II, III):
1.2. Окисление простых веществ-неметаллов.
Как правило, при окислении неметаллов образуется оксид неметалла с высшей степенью окисления, если кислород в избытке, или оксид неметалла с промежуточной степенью окисления, если кислород в недостатке.
Оксид серы (VI) можно получить только окислением оксида серы (IV) в жестких условиях в присутствии катализатора:
2SO2 + O2 = 2SO3
Азот окисляется кислородом только при очень высокой температуре (около 2000 о С), либо под действием электрического разряда, и только до оксида азота (II):
Не окисляется кислородом фтор F2 (сам фтор окисляет кислород). Не взаимодействуют с кислородом прочие галогены (хлор Cl2, бром и др.), инертные газы (гелий He, неон, аргон, криптон).
2. Окисление сложных веществ (бинарных соединений): сульфидов, гидридов, фосфидов и т.д.
При окислении кислородом сложных веществ, состоящих, как правило, из двух элементов, образуется смесь оксидов этих элементов в устойчивых степенях окисления.
Сероводород горит с образованием оксида серы (IV) при избытке кислорода и с образованием серы при недостатке кислорода:
А вот аммиак горит с образованием простого вещества N2, т.к. азот реагирует с кислородом только в жестких условиях:
А вот в присутствии катализатора аммиак окисляется кислородом до оксида азота (II):
3. Разложение гидроксидов. Оксиды можно получить также из гидроксидов — кислот или оснований. Некоторые гидроксиды неустойчивы, и самопроизвольную распадаются на оксид и воду; для разложения некоторых других (как правило, нерастворимых в воде) гидроксидов необходимо их нагревать (прокаливать).
гидроксид → оксид + вода
Самопроизвольно разлагаются в водном растворе угольная кислота, сернистая кислота, гидроксид аммония, гидроксиды серебра (I), меди (I):
2AgOH → Ag2O + H2O
2CuOH → Cu2O + H2O
При нагревании разлагаются на оксиды большинство нерастворимых гидроксидов — кремниевая кислота, гидроксиды тяжелых металлов — гидроксид железа (III) и др.:
Соли, образованные сильными кислотами-окислителями (нитраты, сульфаты, перхлораты и др.), при нагревании, как правило, разлагаются с с изменением степени окисления:
Более подробно про разложение нитратов можно прочитать в статье Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства оксидов
Значительная часть химических свойств оксидов описывается схемой взаимосвязи основных классов неорганических веществ.
Химические свойства основных оксидов
Подробно про химические свойства оксидов можно прочитать в соответствующих статьях:
Оксиды – Химия 8 класс
Химические формулы оксидов и их названия Вам уже известно, что оксиды – это бинарные соединения, в состав которых обязательно входит химический элемент кислород.
На сегодняшний день получены оксиды всех существующих в природе химических элементов кроме трех: гелия, неона и аргона.
Рассмотрим химические формулы оксидов, с которыми мы уже встречались:
CO2, SO2, Fe3O4 и т.д.
Как видно, в формулах оксидов на первом месте принято записывать химический символ элемента, который образует оксид, а на втором – химический символ кислорода. Попробуем вывести общую формулу для оксидов, то есть формулу, при помощи которой можно составить формулу оксида любого элемента. Элемент, образующих оксид, будем обозначать буквой R, а его валентность в оксиде, как х.
С учетом того, что валентность кислорода равна II, получим:
Итак, общая формула оксидов:
Рассмотрим пример. Необходимо составить формулы оксидов серы, в которых сера проявляет валентность IV и VI. Получаем: В тех случаях, когда оксид образован химическим элементом с переменной валентностью, после названия оксида, в скобках, римской цифрой указывается валентность элемента в данном оксиде.
Например:
SO2 – оксид серы (IV), SO3 – оксид серы (VI). Если валентность химического элемента постоянна, естественно, он может образовать с кислородом только один оксид. В таких случаях валентность в скобках после названия не указывается. Например: ZnO – оксид цинка
Классификация оксидов
Оксиды – весьма распространённый тип соединений, содержащихся в земной коре и во Вселенной. Примерами таких соединений являются ржавчина, вода, песок, углекислый газ, ряд природных пигментов. Оксидами также является класс минералов, представляющих собой соединения металлов с кислородом. Самым распространенным оксидом в земной коре является минерал кварц, его систематическое название – оксид кремния (IV) – SiO2. Этот оксид образует множество различных минералов, которые геологи объединяют в минералы группы кварца.
По своему агрегатному состоянию оксиды могут быть газообразными: углекислый газ CO2, сернистый газ SO2 – эти газы бесцветны. А оксид азота (IV) NO2 – газ коричневого цвета.
Оксидов – жидкостей в обычных условиях сравнительно немного. Примеры таких оксидов: вода – оксид водорода, оксид марганца (VII) Mn2O7, оксид хлора (VII) Cl2O7, оксид хлора (VI) ClO3.
Большинство оксидов – твердые вещества, имеющие молекулярное или ионное строение.
Оксиды металлов имеют ионное строение. В кристаллических решетках оксидов металлов находятся ионы кислорода O2− и ионы соответствующего металла. Оксиды неметаллов, как правило, имеют молекулярное строение. На рисунке 139 приведена модель молекулы оксида фосфора (V).
Химическая формула оксида фосфора (V), которую мы уже записывали не раз – P2O5.
На самом деле это эмпирическая, простейшая формула. Истинная химическая формула, которая реально отвечает строению оксида фосфора (V) – P4O10 Существуют оксиды и атомного строения. К таким оксидам относятся оксид бора B2O3, оксид кремния (IV) SiO2. Кристаллические решетки этих оксидов состоят из атомов.
Применение оксидов
Многие оксиды нашли разнообразное применение в различных сферах деятельности человека. Например, оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, поэтому используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила). Поскольку ZnO практически нерастворим в воде, то цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков. Фармацевты делают из него вяжущий и подсушивающий порошок для наружного применения.
Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2. Он тоже имеет красивый белый цвет и применяется для изготовления титановых белил. TiO2 не растворяется не только в воде, но и в кислотах, поэтому покрытия из этого оксида особенно устойчивы. Этот оксид добавляют в пластмассу для придания ей белого цвета. Он входит в состав эмалей для металлической и керамической посуды. TiO2 добавляют в качестве наполнителя в мыло, лекарственные препараты, которые выпускаются в виде таблеток.
Оксид хрома (III) – Cr2O3 – кристаллы темно-зеленого цвета (см. рисунок 138, а), нерастворимые в воде. Cr2O3 используют как пигмент (краску) при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. Применяется для шлифовки и полировки оптики, металлических изделий, в ювелирном деле.
Благодаря нерастворимости и прочности оксида хрома (III) его используют и в полиграфических красках (например, для окраски денежных купюр). Вообще, оксиды многих металлов применяются в качестве пигментов для самых разнообразных красок, хотя это далеко не единственное их применение Оксиды неметаллов так же имеют широкое применение. Углекислый газ, или оксид углерода (IV) – CO2 применяется как наполнитель углекислотных огнетушителей, так как данный оксид негорюч. Сернистый газ, или оксид серы (IV) – SO2 применяется в качестве дезинфицирующего вещества для зернохранилищ. Как вы уже заметили, множество химических веществ имеют тривиальные названия. Ниже приведены тривиальные названия некоторых оксидов:
Химическая формула | Химическое название | Тривиальное название |
СО | Оксид углерода (II) | Угарный газ |
СО2 | Оксид углерода (IV) | Углекислый газ |
SO2 | Оксид серы (IV) | Сернистый газ |
Al2O3 | Оксид алюминия | Глинозём |
СаО | Оксид кальция | Негашеная известь |
Урок 31. Оксиды
В уроке 31 «Оксиды» из курса «Химия для чайников» познакомимся с оксидами их классификацией, а также узнаем где они встречаются в природе.
Все неорганические вещества делятся на несколько классов, важнейшими из которых являются оксиды, кислоты, основания и соли. Первоначальные сведения об этих веществах вы уже получили. Теперь вам предстоит познакомиться с ними более подробно и систематизировать свои знания.
Вы уже знаете, что самым распространенным элементом на Земле является кислород. Его атомы, соединяясь с атомами других элементов, образуют огромное количество сложных неорганических веществ, среди которых важное место занимают оксиды.
Состав оксидов
В состав любого оксида входят атомы двух химических элементов, один из которых — кислород, например: Н2О, Al2O3, Р2О5, CuO, Cl2O7. Всего известно около трехсот разных оксидов. Их общая химическая формула — ЭxOy, где буква Э обозначает символ химического элемента, образующего оксид, О — символ кислорода, а буквы x и y — индексы, обозначающие число атомов в молекулах или в формульных единицах оксидов.
Поскольку валентность атомов кислорода в оксидах всегда равна II, а валентность атомов других элементов принимает значения от I до VIII, состав оксидов выражается формулами, приведенными в следующей таблице.
Классификация оксидов
Поскольку оксидов известно очень много, возникает необходимость классификации этих веществ по их химическим свойствам, т. е. по способности превращаться в другие вещества.
Вы уже знаете, что оксиды могут реагировать с водой, превращаясь при этом в соединения двух типов — кислоты и основания. Так, например, оксид фосфора(V) P2O5, присоединяя воду, превращается в кислоту H3PO4:
а оксид кальция CaO, взаимодействуя с водой, превращается в основание Ca(OH)2:
Иначе говоря, оксиду фосфора соответствует кислота, а оксиду кальция соответствует основание. Исходя из этого, оксиды можно разделить на две большие группы — кислотные и основные оксиды.
К кислотным относятся оксиды, которым соответствуют кислоты. Наряду с Р2О5, кислотными являются также оксиды: CO2, SiO2, SO2, N2O5, SO3 и некоторые другие. Всем им соответствуют кислоты.
К основным относятся оксиды, которым соответствуют основания. Кроме СaO, основными являются оксиды: Na2O, K2O, BaO, FeO, CuO и ряд других. Всем этим оксидам соответствуют основания.
Оксиды в природе
Оксиды содержатся в каждой из трех оболочек нашей планеты — в атмосфере, гидросфере, литосфере.
Самым распространенным оксидом в атмосфере и гидросфере является вода H2O, а в литосфере — оксид кремния(IV) SiO2, встречающийся в виде красивых кристаллов кварца (рис. 116) и кварцевого песка.
Краткие выводы урока:
Надеюсь урок 31 «Оксиды» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.
Химия
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Оксиды
Оксиды в природе нас окружают повсюду, честно говоря, сложно представить нашу планету без двух веществ – это вода Н2О и песок SiO2.
Вы можете задаться вопросом, а что бывают другие бинарные соединения с кислородом, которые не будут относиться к оксидам.
Поранившись, Вы обрабатываете рану перекисью водорода Н2О2. Или для примера соединение с фтором OF2. Данные вещества вписываются в определение, так как состоят из 2 элементов и присутствует кислород. Но давайте определим степени окисления элементов.
Рассмотрим на примере следующих веществ кальций Са, мышьяк As и алюминий Al.
Подобно простым веществам реагируют с кислородом сложные, только в продукте будет два оксида. Помните детский стишок, а синички взяли спички, море синее зажгли, а «зажечь» можно Чёрное море, в котором содержится большое количество сероводорода H2S. Очевидцы землетрясения, которое произошло в 1927 году, утверждают, что море горело.
Чтобы дать название оксиду вспомним падежи, а именно родительный, который отвечает на вопросы: Кого? Чего? Если элемент имеет переменную валентность в скобках её необходимо указать.
Классификация оксидов строится на основе степени окисления элемента, входящего в его состав.
Реакции оксидов с водой определяют их характер. Но как составить уравнение реакции, а тем более определить состав веществ, строение которых Вам ещё не известно. Здесь приходит очень простое правило, необходимо учитывать, что эта реакция относиться к типу соединения, при которой степень окисления элементов не меняется.
Возьмём основный оксид, степень окисления входящего элемента +1, +2(т.е. элемент одно- или двухвалентен). Этими элементами будут металлы. Если к этим веществам прибавить воду, то образуется новый класс соединений – основания, состава Ме(ОН)n, где n равно 1, 2 или 3, что численно отвечает степени окисления металла, гидроксильная группа ОН- имеет заряд –(минус), что отвечает валентности I.При составлении уравнений не забываем о расстановке коэффициентов.
Особо следует выделить оксиды неметаллов в степени окисления +1 или +2, их относят к несолеобразующим. Это означает, что они не реагируют с водой, и не образуют кислоты либо основания. К ним относят CO, N2O, NO.
Чтобы определить будет ли оксид реагировать с водой или нет, необходимо обратиться в таблицу растворимости. Если полученное вещество растворимо в воде, то реакция происходит.
Золотую середину занимают амфотерные оксиды. Им могут соответствовать как основания, так и кислоты, но с водой они не реагируют. Они образованные металлами в степени окисления +2 или +3, иногда +4. Формулы этих веществ необходимо запомнить.
Кислоты
Если в состав оксидов обязательно входит кислород, то следующий класс узнаваем будет по наличию атомов водорода, которые будут стоять на первом месте, а за ними следовать, словно нитка за иголкой, кислотные остатки.
В природе существует большое количество неорганических кислот. Но в школьном курсе химии рассматривается только их часть. В таблице 1 приведены названия кислот.
Валентность кислотного остатка определяется количеством атомов водорода. В зависимости от числа атомов Н выделяют одно- и многоосновные кислоты.
Если в состав кислоты входит кислород, то они называются кислородсодержащими, к ним относится серная кислота, угольная и другие. Получают их путём взаимодействия воды с кислотными оксидами. Бескислородные кислоты образуются при взаимодействии неметаллов с водородом.
Только одну кислоту невозможно получить подобным способом – это кремниевую. Отвечающий ей оксид SiO2 не растворим в воде, хотя честно говоря, мы не представляем нашу планету без песка.
Основания
Чтобы дать название, изначально указываем класс – гидроксиды, потом добавляем чего, какого металла.
Классификация оснований базируется на их растворимости в воде и по числу ОН-групп.
Следует отметить, что гидроксильная группа, также как и кислотный остаток, это часть целого. Невозможно получить кислоты путём присоединения водорода к кислотному остатку, аналогично, чтобы получить основание нельзя писать уравнение в таком виде.
В природе не существуют отдельно руки или ноги, эта часть тела. Варианты получения кислот были описаны выше, рассмотрим, как получаются основания. Если к основному оксиду прибавить воду, то результатом этой реакции должно получиться основание. Однако не все основные оксиды реагируют с водой. Если в продукте образуется щёлочь, значит, реакция происходит, в противном случае реакция не идёт.
Данным способом можно получить только растворимые основания. Подтверждением этому служат реакции, которые вы можете наблюдать. На вашей кухне наверняка есть алюминиевая посуда, это могут быть кастрюли или ложки. Эта кухонная утварь покрыта прочным оксидом алюминия, который не растворяется в воде, даже при нагревании. Также весной можно наблюдать, как массово на субботниках белят деревья и бордюры. Берут белый порошок СаО и высыпают в воду, получая гашеную известь, при этом происходит выделение тепла, а это как вы помните, признак химического процесса.
Раствор щёлочи можно получить ещё одним методом, путём взаимодействия воды с активными металлами. Давайте вспомним, где они размещаются в периодической системе – I, II группа. Реакция будет относиться к типу замещения.
Напрашивается вопрос, а каким же образом получаются нерастворимые основания. Здесь на помощь придёт реакция обмена между щёлочью и растворимой солью.
С представителями веществ этого класса вы встречаетесь ежедневно на кухне, в быту, на улице, в школе, сельском хозяйстве.
Объединяет все эти вещества, что они содержат атомы металла и кислотный остаток. Исходя из этого, дадим определение этому классу.
Средние соли – это продукт полного обмена между веществами, в которых содержатся атомы металла и кислотный остаток (КО) (мы помним, что это часть чего-то, которая не имеет возможности существовать отдельно).
Выше было рассмотрено 3 класса соединений, давайте попробуем подобрать комбинации, чтобы получить соли, типом реакции обмена.
Чтобы составить название солей, необходимо указать название кислотного остатка, и в родительном падеже добавить название металла.
Ca(NO3)2– нитрат (чего) кальция, CuSO4– сульфат (чего) меди (II).
Наверняка многие из вас что-то коллекционировали, машинки, куклы, фантики, чтобы получить недостающую модель, вы менялись с кем-то своей. Применим этот принцип и для получения солей. К примеру, чтобы получить сульфат натрия необходимо 2 моль щёлочи и 1 моль кислоты. Допустим, что в наличии имеется только 1 моль NaOH, как будет происходить реакция? На место одного атома водорода станет натрий, а второму Н не хватило Na. Т.е в результате не полного обмена между кислотой и основанием получаются кислые соли. Название их не отличается от средних, только необходимо прибавить приставку гидро.
Однако бывают случаи, с точностью наоборот, не достаточно атомов водорода, чтобы связать ОН-группы. Результатом этой недостачи являются основные соли. Допустим реакция происходит между Ва(ОН)2 и HCl. Чтобы связать две гидроксильные группы, требуется два водорода, но предположим, что они в недостаче, а именно в количестве 1. Реакция пойдёт по схеме.
Особый интерес и некоторые затруднения вызывают комплексные соли, своим внешним, казалось,громоздким и непонятным видом, а именно квадратными скобками:K3[Fe(CN)6] или [Ag(NH3)2]Cl. Но не страшен волк, как его рисуют, гласит поговорка. Соли состоят из катионов (+) и анионов (-). Аналогично и с комплексными солями.
Образует комплексный ион элемент-комплексообразователь, обычно это атом металла, которого, как свита, окружают лиганды.
Теперь необходимо справиться с задачей дать название этому типу солей.
Образование комплексных солей происходит путём взаимодействия, к примеру, амфотерных оснований с растворами щелочей. Амфотерность проявляется способностью оснований реагировать как с кислотами, так и щелочами. Так возьмём гидроксид алюминия или цинка и подействуем на них кислотой и щёлочью.
В природе встречаются соли, где на один кислотный остаток приходится два разных металла. Примером таких соединений служат алюминиевые квасцы, формула которых имеет вид KAl(SO4)2. Это пример двойных солей.
Из всего вышесказанного можно составить обобщающую схему, в которой указаны все классы неорганических соединений.
Урок по химии на тему: «Оксиды» 8 класс
Урок по теме: «Оксиды» 8 класс
Учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., «Химия. Неорганическая химия».
— закрепить понятие «оксиды»; изучить основные правила химической номенклатуры оксидов и научиться называть их;
— познакомить с классификацией оксидов; ввести понятия «основный оксид», «кислотный оксид», «амфотерный оксид», «солеобразующий и несолеобразующий оксиды»;
— познакомить с физическими и химическими свойствами оксидов;
— познакомить учащихся с основными способами получения оксидов;
— расширить знания о применении и значении оксидов в природе и жизни человека.
— формировать умения сравнивать, выявлять общие и существенные признаки веществ, делать выводы;
— формировать умение устанавливать взаимосвязь между составом, названием и свойствами веществ;
— формирование коммуникативных качеств обучающихся;
— формирование самостоятельности, познавательного интереса, ценностного отношения к химии как науке и учебному предмету;
Основные понятия : оксиды, основные, кислотные, амфотерные, солеобразующие и несолеобразующие оксиды.
Оборудование и реактивы : компьютер, проектор, презентация, учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Неорганическая химия. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2011. Бутылка газированной воды, медная проволока, спиртовка, спички, щипцы.
Здравствуйте. Присаживайтесь. Меня зовут Анна Сергеевна, и сегодня я проведу урок.
Человека окружает огромное количество химических веществ. По составу они делятся на: простые и сложные.
— Вспомните, какие вещества называются простыми?
(Ответ). Простыми – называются вещества, которые образованны атомами одного химического элемента.
— Хорошо. Приведите примеры таких веществ?
— Молодцы. А какие вещества называются сложными?
(Ответ). Сложными – называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.
— Приведите, пожалуйста, примеры таких веществ?
Изучение нового материала
План изложения материала:
Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов.
Основные способы получения оксидов.
Значение оксидов в природе и жизни человека.
Сложные вещества, в неорганической химии, делят на несколько групп: ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, ОСНОВАНИЯ и СОЛИ.
На нашем уроке мы с вами подробнее познакомимся с классом – ОКСИДЫ. Вы уже с ними начинали немного знакомиться при изучении темы «Кислород».
-Вспомните, что же такое оксиды?
(Ответ). Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из 2-х химических элементов, один из которых кислород. (2 слайд)
— Молодцы. Запишем тему нашего урока: «Оксиды».
Можно предположить, что общая формула оксидов имеет следующий вид:
где R – элемент (металл или неметалл), O – кислород, x и y – индексы, которые показывают количество атомов химического элемента и кислорода в оксиде.
— Перед вами перечень веществ, выберите из него оксиды и назовите их.
(После ответа учащихся, включаю следующий слайд).
— По каким признакам вы выбрали оксиды? В чем сходство этих химических соединений?
(Ответ). Наличие кислорода, сложные вещества, состоят из 2-х элементов (бинарные).
— Сходство нашли. Теперь посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются выбранные вами оксиды?
(Ответ). Обратите внимание, что в одних оксидах атом кислорода связан с атомом металла ( CaO , CuO ), а в других оксидах – с неметаллом ( CO 2 , H 2 O , SiO 2 ).
— Можно сказать, что оксиды делятся на оксиды металлов и оксиды неметаллов.
(5 слайд). В зависимости от того, с каким химическим элементом связан кислород, различают – КИСЛОТНЫЕ и ОСНОВНЫЕ оксиды. Но есть еще оксиды, которые называются амфотерные (их изучают позже).
НЕМЕТАЛЛЫ – образуют только кислотные оксиды.
МЕТАЛЛЫ – образуют и кислотные и основные оксиды.
(6 слайд). В зависимости от того, какие химические свойства проявляют оксиды, их называют:
СОЛЕОБРАЗУЮЩИМИ – оксиды, которые образуют соли (кислотные, основные, амфотерные)
НЕСОЛЕОБРАЗУЮЩИМИ (которые не образуют солей, и не проявляющие кислотных, основных и амфотерных свойств) –
Запишите в тетрадь несолеобразующие оксиды.
Любое из химических соединений имеет определенное название, так и оксиды. Их название начинается со слова «оксид» с добавлением названия второго химического элемента (металла или неметалла).
(7 слайд). Попробуем назвать следующие оксиды:
K 2 O – оксид калия, (основный)
FeO – оксид железа(II), (основный)
SO 2 – оксид серы(IV), (кислотный)
MgO – оксид магния, (основный)
SiO 2 – оксид кремния(IV), (кислотный)
Если элемент проявляет постоянную валентность, ее не указываем. Если же проявляет переменную валентность, то она указывается в скобках, римскими цифрами.
Способы получения оксидов
— Как вы думаете, как можно получить оксиды?
Оксиды получают двумя способами. (8 слайд)
Записываем пример горения простого вещества
Показываю опыт по получению оксида меди .
В процессе демонстрации опыта повторить правила техники безопасности через вопросы:
-Как нужно потушить спиртовку после работы?
(Ответ). Накрыть колпачком.
-Почему проволоку при нагревании необходимо держать щипцами? (Ответ). Чтобы не обжечься.
Описание: медную проволоку скрутить в спираль, закрепить в щипцах и прокалить в пламени спиртовки.
-Что произошло с медной проволокой?
— Как вы думаете, почему почернела проволока?
(Ответ). Произошла реакция.
— Связано ли наблюдаемое вами явление с кислородом?
(Ответ). Да. Потому что процесс горения поддерживается кислородом.
Запишем уравнение реакции проведенного опыта.
(В результате реакции горения простых веществ, продуктом является только оксид).
(9 слайд). Посмотрим получение оксидов из сложных веществ, в результате разложения. (Показываю видео с получением оксида хрома).
( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2 + 4 H 2 O (Это один из примеров разложения соли).
Разложение нерастворимых оснований: Cu ( OH ) 2 = t CuO + H 2 O
Закрепление способов получения.
— Какие способы получения оксидов вы знаете?
— Какие продукты получаются в результате горения сложных веществ?
— Какие продукты получаются при горении простых веществ?
— Какие продукты реакции получаются при разложении веществ?
Физические свойства оксидов
— Любые вещества обладают физическими и химическими свойствами. Давайте вспомним, что относится к физическим свойствам?
(Ответ). Агрегатное состояние: твердое жидкое и газообразное.
Оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче воздуха.
Химические свойства оксидов
(10 слайд). Все оксиды, как кислотные, так и основные оксиды обладают разными свойствами. (Объясняю химические свойства, записываем в тетрадь.)
А) взаимодействие с кислотами: CuO + H 2 SO 4 → t CuSO 4 + H 2 O
Li 2 O + 2 HNO 3 = 2 LiNO 3 + H 2 O (получается соль и вода)
Б) взаимодействие с водой: Li 2 O + H 2 O → 2 LiOH
CaO + H 2 O = Ca ( OH ) 2 (получается основание)
А) взаимодействие с основаниями: CO 2 + Ca ( OH ) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O
SO 3 + 2 NaOH = Na 2 SO 4 + H 2 O (получается соль и вода)
Б) взаимодействие с водой: P 2 O 5 + 3 H 2 O → t 2 H 3 PO 4
N 2 O 5 + H 2 O = 2 HNO 3 (получается кислота)
В) Менее летучие кислотные оксиды вытесняют более летучие из их солей:
Взаимодействие оксидов между собой:
SiO 2 + MgO = MgSiO 3 (образуется соль)
— При взаимодействии чего образуется основание?
— В каких случаях продуктами реакции является соль и вода?
— При взаимодействии чего образуется кислота?
— Основание образуется при взаимодействии каких веществ?
— В каких случаях продуктами реакции является соль и оксид?
Значение оксидов в природе и жизни человека
В промышленности : Fe 2 O 3 и Fe 3 O 4 – применяют в производстве чугуна (сплав железа с углеродом) и стали; CaO и SiO 2 – производство строительных материалов; CO 2 – в пищевой промышленности для производства газированных напитков; H 2 O – в производственных охладительных системах, для получения новых веществ, в системах орошения, в качестве растворителя и т.д.
В быту : H 2 O – в питьевых и хозяйственных целях; SiO 2 – входит в состав чистящих веществ; ZnO –входит в состав белой краски.
В природных процессах : H 2 O и CO 2 – обеспечивают осуществление процессов фотосинтеза; H 2 O – естественный растворитель, составляет основную часть цитоплазмы животных и растительных клеток и т.д.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Что такое оксиды? ( сложные вещества, которые состоят из 2-х химических элементов, один из которых кислород)
— С какой класификацией оксидов мы познакомились на уроке? (кислотными, основными, амфотерными)
— Какие оксиды образуют неметаллы? (кислотные)
— Какие оксиды образуют металлы? (основные и кислотные)
— Какими двумя способами получают оксиды? (горение веществ, разложение сложных веществ)
V. Домашнее задание: § 30, упр.1,упр.2 (4, 7, 10 –уравнения).
(14 слайд). В первом упр. вам нужно распределить оксиды по типам (кислотные или основные) и дать им названия. Поможет вам в выполнении задания таблица на странице 90. Во втором упражнении – записать уравнения реакций по схемам.
(15 слайд). На этом наш урок окончен, благодарю за внимание. До свидания!