Что такое окупаемость бизнеса
Рассчитываем окупаемость бизнеса правильно
Показатели эффективности инвестиций в бизнес помогают инвестору понять, насколько проект соответствует его экономическим целям. Оценки базируются на многообразии аналитических методов.
Что такое срок окупаемости бизнеса
Под сроком окупаемости бизнеса (Payback Period) понимают длительность периода со времени начала инвестирования, к концу которого объем чистой прибыли от проекта до вычета амортизации сравняется с величиной инвестиционных вложений.
Этот оценочный показатель используют для предварительного отбора объектов для инвестиций. Из нескольких схожих инвестиционных проектов в финансовом отношении привлекательнее тот, у которого самый короткий срок окупаемости.
Отрицательные моменты метода:
Анализ бизнеса по данному критерию удобен, если собственники озабочены в первую очередь проблемой быстрого возврата вложенных средств и повышения ликвидности предприятия, а не прибыльности.
Критерием срока окупаемости руководствуются при оценке рискованности вложений в бизнес, характеризующийся резким изменением спроса и постоянным внедрением технологических новшеств. Чем короче период возврата инвестированной суммы, тем меньшие риски несет инвестор.
Статистический метод расчета
В основе статистического метода лежат учетные показатели. В формулу расчета не входит изменение стоимости инвестированных средств во времени. Инвестиционные проекты с одинаковыми сроками окупаемости, но отличающиеся структурой доходов по времени, считаются равноценными.
Статистический метод рекомендуется применять для экспресс-оценки бизнеса, чтобы отсечь заведомо неподходящие проекты, либо при относительно коротком времени возврата инвестиций.
На алгоритм расчета окупаемости бизнеса влияет равномерность распределения будущих инвестиционных доходов.
При поступлении прибыли одинаковыми суммами по периодам срок окупаемости рассчитывают по упрощенной формуле:
где PP – срок возвращения инвестиций, IC – сумма инвестиций (Invest Capital), Pr – прибыль за отдельный период.
Срок окупаемости рассматривают в тех же отрезках времени, к которым привязано поступление прибыли. Как правило, анализ ведется по годам.
В дальнейших расчетах сделано допущение, что прибыль внутри периода поступает равномерно. Если принять, что прибыль поступает в конце периода, дробное значение округляют до целого в сторону увеличения.
Объем инвестиций в автомойку самообслуживания составил 900 тыс. рублей. Предполагаемая годовая прибыль равна 400 тыс. рублей. Как рассчитать окупаемость бизнеса?
Подставив данные в формулу упрощенного расчета, получаем:
Вложенные в автомойку средства удастся полностью вернуть через 2.25 года, или через 2 года 3 месяца.
При поступлениях прибыли неравными долями по периодам для расчетов используют понятие денежного потока (Cash Flow, CF), представляющего собой разность между величиной прибыли и инвестиционными расходами. Суммарное значение денежного потока за все периоды с начала инвестирования называется кумулятивным.
Окупаемость настает при достижении равенства между величиной прибыли, полученной со времени старта проекта, и инвестициями, то есть в момент, когда кумулятивное значение денежного потока становится равным нулю.
где n – последний период, в котором кумулятивное значение денежного потока осталось отрицательным, |CCFn| – кумулятивное значение денежного потока в соответствующем периоде по модулю, CFn+1 – денежный поток за последующий период.
В приведенную таблицу занесены финансовые показатели завода по выпуску керамического кирпича. Нулевой период означает, что инвестиции делаются перед самым началом деятельности предприятия.
Мы видим, что третий период – последний, в котором кумулятивное значение денежного потока осталось отрицательным. Соответственно, для расчета n = 3. Кумулятивное значение денежного потока в третьем периоде по модулю равно 100, денежный поток за последующий четвертый период составил 600.
Расчет окупаемости бизнеса:
1/6 года – это 2 месяца. Соответственно, кирпичный завод окупится за 3 года 2 месяца.
На графике, созданном на основании таблицы, наглядно видно, как кумулятивный денежный поток из зоны отрицательных значений переходит в зону положительных. В точке пересечения с осью периодов кумулятивный денежный поток становится равным нулю, то есть величина полученных к этому моменту прибылей уравнивается с размером сделанных вложений. Этому моменту времени и соответствует срок окупаемости инвестиционного проекта.
Как рассчитать окупаемость бизнеса перед его продажей
Решение об инвестициях в бизнес принимают, глубоко прорабатывая все моменты. Выбирая перспективные проектные задачи, в первую очередь, выясняют, как рассчитать окупаемость бизнеса. Существует несколько способов, которые позволяют понять, принесет ли определенный вид деятельности прибыль и когда вложенные средства удастся вернуть.
Что значит окупаемость бизнеса
Окупаемостью называют возврат денег, потраченных на открытие собственного дела, воплощение идей, которые в будущем должны приносить прибыль. Сроком окупаемости называют отрезок времени, при котором удается возместить деньги, потраченные на проект. Это период возврата средств, после чего от вложений можно получать прибыль. На основе окупаемости оценивают стабильность, успешность и перспективы предприятия.
Как рассчитать окупаемость бизнеса
Окупаемость проекта обязательно отображают в бизнес-плане. Каждый предприниматель пытается любыми путями сократить период возмещения затрат.
Сроки окупаемости бизнеса для разных сфер деятельности
Срок окупаемости бизнеса зависит от вида предпринимательства:
Что делать, чтобы быстрее вернуть деньги
Окупаемость проекта обязательно отображают в бизнес-плане. Каждый предприниматель пытается любыми путями сократить период возмещения затрат. Этого пытаются достичь несколькими способами:
Эти меры позволят сделать бизнес-проект более прибыльным и сократить период окупаемости, благодаря чему в дальнейшем предприятие можно расширять, открывать новые филиалы.
Как провести расчет сроков окупаемости, популярные способы
Перед тем как рассчитать окупаемость бизнеса, следует ознакомиться с существующими способами. Существует два варианта, позволяющих вычислить, за какое время получится вернуть затраты:
Они отличаются тем, что во время расчетов учитывают или нет изменение ценности денег.
Первый способ используют:
Только в этих случаях точно рассчитывают время, когда удастся получить возврат средств. Этот метод простой и прозрачный, поэтому все еще продолжает использоваться, несмотря на то, что динамичный способ более точный. Он подходит для поверхностной оценки рисков вложений. Но у простого расчета минус в том, что ценность денег постоянно меняется и это влияет на показатели дохода от бизнеса.
Динамичный метод позволяет определить срок окупаемости, учитывая дисконтирование. Так как в динамичном коэффициенте берется в расчет рост или уменьшение курса, результаты расчетов будут выше.
Методика зависит от постоянства финансовых поступлений. Если суммы отличаются, а деньги поступают не постоянно, в расчетах окупаемости бизнеса используют графики и таблицы.
Простой вариант расчета
Как рассчитать окупаемость бизнеса простым способом понять не трудно. Для получения коэффициента делят на чистую годовую прибыль. Например, при затратах на проект в размере 150 тыс. руб. чистой прибыли будет 50 тыс. руб. в год. Если подсчитать, то можно выяснить, что срок окупаемости составляет 3 года. Но при таких примерах не учитывают необходимость в дополнительных вложениях в течение трех лет. Поэтому лучше использовать другую формулу.
Бизнес каждый год потребует затрат в размере 20 тыс. руб. Поэтому от чистой прибыли нужно отнять этот показатель, чтобы получить чистую прибыль за год в размере 30 тыс. руб. Тогда срок окупаемости рассчитывают, разделив вложения в размере 150 тыс. руб. на 30 тыс. руб. годовой прибыли. Получается 5 лет придется работать, чтобы вернуть затраты.
Примеры расчета показывают, что при учете издержек срок увеличивается на 2 года. Это способ эффективен, если деньги за каждый период поступают в одинаковых суммах. Но в реальности доходы каждый год меняются. Поэтому следует:
При вложении 150 тыс. руб. прибыль за первый год будет 30 тыс., за второй – 40 тыс., за третий – 50 тыс., а за четвертый – 60 тыс.
Доход за 3 года составить 120 тыс. а за 4 увеличится до 180 тыс. Если учесть, что вложено 150 тыс., то затраты окупятся между последними двумя годами.
Чтобы рассчитать срок окупаемости более подробно, высчитывают сумму, которую не удалось покрыть после третьего года работы. Для этого от вложений отнимают доход за 3 года и получают 30 тыс.
Так как доход за четвертый год 60 тыс., а покрыть нужно 30 тыс., 30 делят на 60 и получается 0,5 в годах.
Это дает понять, что вложения в 150 тыс. окупятся за период в 3,5 года.
Динамичная методика
Более точные расчеты облегчат управление капиталом. Динамический способ отличается тем, что учитывают изменение стоимости денежных средств. Для этого нужно вывести значение в виде ставки дисконтирования.
Kd — коэффициент дисконта
d — процентная ставка
nd — время
Тогда kd = 1/(1+d)^nd
Дисконтированный срок = СУММА чистый денежный поток / (1+d) ^ nd
Чтобы определиться с дисконтированным сроком окупаемости, используют математические формулы в Excel. Это наиболее простой вариант. Для этого добавляют вторую таблицу с расчетами коэффициента дисконтирования по формуле.
По окончанию расчетов станет видно, что динамический способ более подробный, чем простой. Эта методика позволяет точно узнать, какие цифры сможет получить бизнесмен.
Заключение
Перед тем как купить предприятие, вложить деньги в бизнес, предпочитают узнать, за какое время затраты окупятся и можно будет получить доход. Важнейшим показателем для каждого предпринимателя выступает срок окупаемости. Он подскажет, куда инвестировать собственные деньги, насколько выгодна продажа бизнеса и поможет выбрать среди предложенных проектов. При этом, как рассчитать срок окупаемости бизнеса, инвестор решает сам. Существует два основных способа, которые отличаются сложностью вычислений и точностью.
Формула срока окупаемости бизнес-проекта: что это такое, как правильно рассчитать этот период и что он показывает – пример, таблица
Перед принятием решения о направлении инвестиций в тот или иной проект инвестор всегда должен знать, в течение какого времени он сможет вернуть средства и получить прибыль. Чем короче длительность периода, в течение которого будут возвращены вложения, тем лучше. В современной практике используется такой показатель, как срок окупаемости, который рассчитывается на основании формулы, состоящей из ряда важных критериев и параметров. В данном материале рассмотрим, как получить индикатор и как правильно его использовать.
Что это и для чего рассчитывается
Если говорить о значении термина, это период, в течение которого будут возвращены инвестиции. Альтернативная трактовка – это нулевая точка, после которой следует получение чистой прибыли. В ряде ситуаций, при стечении совокупности условий, инвестированные финансы начинают давать результаты уже после вложения. К примеру, если собственник приобретенной недвижимости, коммерческой или жилой, начинает сдавать ее в аренду. Но важно учитывать, что такое наблюдается редко.
В преимущественном количестве случаев размещение ресурсов диктует необходимость проведения длительного подготовительного этапа и получения ряда показателей, чтобы быстрее прийти к фазе готовности. Из этого вытекает, что всегда требуется время для возврата суммы и получения прибыли. Ниже мы рассмотрим простой и динамический срок или период окупаемости бизнес-проекта, что это такое, формулы расчета, как можно его посчитать на примере реальных ситуаций, которые могут возникнуть в любой сфере предпринимательства.
При выполнении совокупности операций важно учитывать, что в ходе реализации того или иного финансового начинания может возникнуть необходимость дополнительных средств. На основании этого можно сделать вывод, что совокупное время напрямую зависит от продолжительности этапа подготовки до финансовой эффективности и минимального времени, требуемого для полного возврата финансов. Понимание и изучение данных положений предоставляет возможность дать определение понятию срока окупаемости проекта как длительности прохождения пути от всех совершенных вложений до нулевой точки, когда все траты будут возвращены.
В ряде случаев под термином подразумевают упрощенный вариант специализированного расчетного индикатора, который описывает временной промежуток, требующийся для полного возмещения сделанных первоначальных инвестиционных расходов на базе планируемого целевого уровня целесообразности выбранного начинания. Но здесь важно учитывать наличие трех допущений: планируется достигнуть требуемого показателя рентабельности, не берется во внимание рост инфляции и ее текущий уровень, не учитываются и не просчитываются дополнительные траты. Планирование данного типа — нелегкий процесс, однако он является обязательным и неотъемлемым, так как без него инвесторы не будут предоставлять финансирования.
В течение какого времени окупаются венчурные инвестиции
Чем выше уровень рентабельности конкретного проекта или организуемого бизнеса, тем меньше будет длительность его полной окупаемости, то есть расходы, вложенные в организацию и реализацию, будут возмещены быстрее. В этом случае сложнее всего выявить степень прибыльности используемого венчура. Как правило, для этого используются специализированные оценки статистики и математический анализ, что позволило выработать следующую формулу:
РР – это период полного возмещения; P – вероятность положительного исхода или успеха; N – совокупное число начинаний; R – рентабельного определенного плана, обозначенного буквой i.
В течение какого времени окупаются капитальные инвестиции
В качестве вложения позиционируются ресурсы, которые были переданы с целью создания основных средств. Это совокупность мер, которые направлены на совершенствование и обновление оснащения производственных мощностей, а также на выполнение научных и проектно-изыскательных работ. Главной целью при этом является повышение основных экономических показателей, и в первую очередь рентабельности. В данном случае также применяется дробная формула:
В этой ситуации срок инвестиционной окупаемости обозначается как PPI, а его выражение напрямую зависит от требуемого времени, который может рассчитываться как в годах, так и по месяцам. CI – объем сделанных капитальных вложений в рублях. PRT – это совокупная чистая прибыль, которая получена в течение этого же периода. Можно сделать вывод, что чем ниже сумма и выше ее прибыльность – тем короче длительность возвращения. Речь идет о полном возврате капитальных средств, которые инвестор вкладывает в основные фонды.
Если реализуемое совершенствование и модернизация затрагивают определенные векторы хозяйственной деятельности, длительность окупаемости инвестиций не должен быть выше установленного нормативного срока. Из этого становится очевидно, что конкретное предприятие не имеет возможности покрывать затраты на совершенствование того или иного предприятия за счет достигнутой рентабельности, так как это лишает экономического смысла. Здесь опять же распространены ситуации, когда начальной рассчитанной финансовой базы оказывается недостаточно для достижения намеченных результатов и целей. Вложения, которые были сделаны, называются дополнительными. При этом период окупаемости проекта, если считать по формуле, определяется:
PIA= (AI – CI)/ (PRTA – PRTB)
PIA обозначает интересующая временная продолжительность для дополнительных инвестиций, который выражается исходя из выбранного промежутка времени. AI – это сумма, рассчитанная с учетом дополнительных затрат. PRTB обозначает базовую прибыль, а PRTA – прибыльность, которая была достигнута в результате предпринятых действий по совершенствованию и модернизации.
В течение какого времени окупается оборудование
В данном случае основным является принцип, который можно применить к любому виду ресурсов. Единственная существенное отличие заключается во включении в совокупную сумму вложений всех затрат, которые связаны с транспортировкой и вводом в эксплуатацию основных средств. Применяется следующее выражение:
Сама длительность обозначается как PPE, PRTA включает в себя расходы, необходимые для ввода, PRTE – это совокупная валовая прибыльность, которая была получена или достигнута в результате эксплуатации данного оснащения.
Как определить, посчитать и найти срок окупаемости бизнес-проекта по формуле с примерами
Итак, мы уже рассмотрели методологию и некоторые нюансы, которые необходимо учитывать в ходе выполнения расчетных операций при внедрении технологий, модернизации и совершенствования имеющихся, реализации нового начинания. Однако нужно выделить наличие недостатков: отсутствие должного учета ряда важных факторов, относительно низкая степень точности. Способы, которые были рассмотрены выше, дают возможность инвестору своевременно оценить и проанализировать присутствующие риски, выполнить расчет окупаемости бизнес-плана. Однако для получения более достоверных и точных результатов необходимо использовать две методики: дисконтированный и простой подход. Техники отличаются друг от друга степенью участия ставки, которая учитывает стоимость привлекаемого капитала в формуле и позволяет дисконтировать его. Давайте более подробно остановимся на каждой из этих методик.
Простой метод
Подразумевает использование следующего выражения:
В данном случае период, в течение которого достигается нулевая точка (РР). Чистый инвестиционный доход обозначается как PR, а совокупная сумма вложенного капитала – это I. Как вы видите, расчет максимально прост, что и обуславливает широкую популярность описанной методики.
Применение
Разберем в качестве примера следующую ситуацию: компания купила новое современное оснащение на 5 500 000 руб. Это позволило повысить годовой доход на 1 200 000 руб. Теперь используем формулы и рассчитываем:
Из этого следует, что ориентировочно через 4 года и 7-8 месяцев предприятию удастся полностью окупить средства. Обратите внимание, что в ходе расчетов принимается стабильный уровень инфляции, который в фактических условиях практически нереален. Плюс необходимо учитывать, что любой инвестор, выполняя вложения, делает не только в полном объеме компенсировать понесенные издержки, но также получить прибыль. Помимо этого, есть еще один недостаток – полностью игнорируется возможность флуктуации потоков денежных активов в ходе рассчитанного временного промежутка, то есть полагается, что все понесенные затраты и расходы будут погашаться порциями.
Дисконтированный метод
Как уже было сказано выше, простое выражение не учитывает ряд характеристик и показателей, факторов, которые прямым образом отражаются на финансовых индикаторах. При этом главным или наиболее важным считается инфляционный процесс. Дисконтированный метод позволяет учесть скачки стоимости денежных масс за счет использования более сложных расчетных операций. Рассмотрим, как рассчитать срок (период) окупаемости бизнес-проекта — формула с примером расчета.
Прежде всего, обозначим, о каком временном отрезке идет речь. Это время, когда получаемая прибыль покрывает объем использованных средств. В этом случае сумма прибыли и совокупное число инвестиций рассчитываются с учетом установленной барьерной ставки, которая зачастую называется дисконтированием.
В данной ситуации считается дисконтированный период (DPP), полученный поток денег за тот или иной временной отрезок (CF), сделанная первоначальные вложения (IC), число этапов (n), номер изучаемого промежутка времени (t) и собственно сама ставка (r).
Из формулы отчетливо видно, что при расчете окупаемости дисконтированного типа первостепенное значение имеет объем денежных потоков с учетом специализированного понижающего коэффициента. В результате конечный показатель в любом случае будет выше относительно используемого простого метода.
Применение
Для большего удобства и простоты осуществления расчетных манипуляций лучше использовать таблицы, которые демонстрируют, в какое время коэффициент дисконтированных денежных средств выходит из отрицательного значения и обретает положительное, то есть, когда полностью покрываются понесенные затраты. Для лучшего понимания рассмотрим пример.
Бизнесмен хочет сделать инвестиционный взнос в открытие кафе на сумму 7.2 миллиона рублей. Расчетная прибыльность должна составить 2.76 млн рублей. Барьерная ставка будет сохраняться и составит 21%. Составим таблицу для показателей периода или срока окупаемости проекта.
Поток денежных средств (млн руб.)
Дисконтированный денежный поток
Дисконтированный денежный поток с накопительным результатом
Как оценить успешность бизнес-идеи?
У меня есть небольшой бизнес, который стабильно приносит небольшой доход. Я запустил его на энтузиазме и без расчетов. Сейчас начинаю новый проект. Хочу сразу получить больше данных и не принимать эмоциональных решений.
И вот вопрос: возможно ли подсчитать, успешна ли идея, если я знаю население города, конкурентов и их цены? Какие допустимы объемы операционных расходов?
Искал в интернете очень много и долго, но информация размытая.
Два года назад мы с партнером тоже запустили собственный бизнес. Так же, как и вы, на энтузиазме и без тщательных расчетов. Бизнес в итоге взлетел, но нам просто повезло.
Если у вас сильная идея, она сработает и без расчетов. Но без расчетов заранее не поймешь, будет ли проект прибыльным. А если у вас маленький бюджет, все продумать особенно важно: одно-два упущения — и внезапные издержки на начальном этапе приведут к провалу.
Про издержки: если расходы бизнеса постоянно превышают доходы, надо что-то менять или закрываться. Если не превышают, решайте сами, сколько вы готовы тратить на бизнес и какая прибыль вас устраивает. Если вы получаете в месяц 30 тысяч чистой прибыли и вас это не устраивает, тоже придется что-то менять или открывать другой бизнес.
Вы ничего не пишете о том, где и чем собираетесь заниматься. Поэтому я расскажу о трех самых распространенных способах оценить идею для бизнеса.
Составьте бизнес-план
Бизнес-план — это план, по которому вы будете запускать и развивать проект. Сначала опишите в плане ситуацию на рынке: какие есть конкуренты и спрос на продукт. Запланируйте достичь определенных целей: например, в месяц получать 100 тысяч чистой прибыли и продавать 10 тысяч единиц продукции. Еще напишите, как вы будете достигать этих целей: например, запускать рекламу в социальных сетях. В конце посчитайте, сколько времени и денег вы планируете потратить.
Хороший бизнес-план убедит потенциального инвестора, что бизнес принесет прибыль. Еще он поможет понять, с какими сложностями предстоит столкнуться. Возможно, вы кардинально перестроите проект или вовсе откажетесь от него.
Допустим, Иван решил продавать бахилы для больниц. Он узнал, какие бахилы производят конкуренты, прикинул цену и понял, что сделает лучше и дешевле. Он выпустил партию и уже размечтался, куда потратит первую прибыль. Но тут оказалось, что больницы делают закупки только через тендер. Чтобы в нем участвовать, нужно подтвердить, что бахилы соответствуют госту. Делать это дорого и невыгодно.
Бизнес-план поможет правильно рассчитать время на запуск и свои силы. Поначалу кажется, что многое можно сделать самому. Так было у меня в одном из прошлых проектов.
Мы собирались открывать фотостудию, но помещение нужно было отремонтировать. Я решил, что мы управимся за месяц и отремонтируем студию своими силами. Через несколько дней мы поняли: стены слишком тонкие, и их нужно обшивать гипсокартоном. Это сложно, но мы решили попробовать. Через две недели мы сдались и наняли рабочих.
Учтите в бизнес-плане в первую очередь следующие вопросы:
Чем точнее данные, тем объективнее оценка. Поэтому перепроверяйте их самостоятельно в реальных условиях.
Допустим, вы хотите открыть кофейню в торговом центре. Вам нужно выбрать место, где ходит больше людей. Вы можете посмотреть проходимость точек на сайте ТЦ, а можете приехать туда, сесть на лавочку и посчитать самостоятельно. Такие данные будут более точными, ведь вы получили их в реальных условиях.
При этом учитывайте сезон, время суток и другие факторы, которые могут повлиять на расчеты. Например, перед Новым годом народу в торговых центрах обычно больше, чем в другое время года.
Найдите похожий бизнес
Когда нет опыта работы в нужной сфере, легко что-то упустить. О нюансах вашей отрасли вы можете узнать у владельцев похожего бизнеса. Попросите их дать платную консультацию или пригласите в ресторан за ваш счет. Если это не ваш прямой конкурент, вам вряд ли откажут.
Это очень простой и полезный подход, но он не гарантирует, что ваш бизнес выстрелит.
Например, Дмитрий из нашей статьи про антикафе встречался с несколькими предпринимателями в Москве. Затем он открыл свой бизнес в маленьком городке. Антикафе продержалось всего 3,5 года. Возможно, если бы Дмитрий открылся в большом городе — например, в Воронеже, — собранные рекомендации пришлись бы кстати.
Если вам сложно искать владельцев бизнеса или разговаривать с ними, то просто поищите истории о похожих проектах. В Т—Ж каждую неделю пишут про успешный и провальный бизнес.
Выпустите пробную партию
Для бизнес-плана нужны точные исходные данные. Чтобы получить их, попробуйте создать минимально жизнеспособный продукт. По сути, это ваш продукт в упрощенном виде. Произведите маленькую партию товара и попробуйте его продать — пусть даже по себестоимости.
Есть еще более интересный вариант: начните продавать несуществующий товар. Создайте страницу в конструкторе сайтов, расскажите на ней о продукте и предложите оформить предзаказ. Запустите рекламу и посмотрите, заинтересуются ли потенциальные потребители.
Получили хороший отклик — выпускайте пробную партию и прорабатывайте идею. Если нет, вы либо не попали в целевую аудиторию, либо товар никому не нужен. Попробуйте что-то изменить.
Вот вы решили продавать элитный чай. Создали сайт, рассказали о товаре, предложили сделать предзаказ. Но никто товаром не заинтересовался. Попробуйте изменить ассортимент: продавайте не дорогой, а дешевый чай или вовсе перейдите на кофе. Или попробуйте запустить рекламу на других площадках: возможно, потенциальные потребители просто не узнали о вашем продукте.
Пробный запуск даст вам конкретные цифры: оборот по первым продажам, затраты на первую партию, спрос и так далее. Об этом вы расскажете в бизнес-плане. Потенциальные инвесторы увидят, что у вас есть практические знания, и скорее захотят вложить деньги в ваш проект.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Вряд ли получилось бы в коротком формате дать подробный ответ, но здесь просто недостаточно информации.
Про бизнес-план только общие фразы. В ТЖ много статей про неудачный бизнес, там тоже герои составляли только приблизительный бизнес-план. А есть, например, требования законодательства к условиям ведения конкретной деятельности: нужны всякие разрешения, особенные помещения, спецобразование для исполнителей и прочее. Чтобы открыть фитнес-клуб, например, нужно очень сильно вложиться в вентиляцию, а потолки-пол-стены требуют гораздо меньших затрат.
Раздел про пробную партию более правильный, но не все бизнесы можно открывать «пробно» и ещё себестоимость изменяется в зависимости от масштабов деятельности. Я когда-то учила про постоянные расходы, которые будут всегда, и про расходы, пропорциональные количеству выпущенной продукции.
Про бизнес-планы можно энциклопедии писать.