Что такое омологация шлема

Что такое омологация шлема

Комитет спортивной техники доводит до сведения спортсменов, принимающих участие в соревнованиях:

(1) Разъяснение касательно применимости шлемов стандарта SNELL SA2005

— SNELL SA2005 без креплений: до 31.12.2018 г.

— SNELL SA2005 + FIA 8858-2002 (с отверстиями под крепления FHR и серебряным стикером): без установленного срока окончания действия;

— SNELL SA2005 + FIA 8858-2010 (с закладными гайками М6): без установленного срока окончания действия.

(2) Разъяснение касательно стандартов FIA 8856-2000 & 8856-2018 (верхняя одежда)

* Стандарт FIA 8856-2000:

— крайний срок получения новых омологаций или их расширений: 31.12.2019 г.

— крайний срок получения заказанных голограмм FIA: 30.06.2021 г.

— крайний срок прекращения производства экипировки: 31.12.2021 г.

— крайний срок прекращения использования экипировки в соревнованиях, включённых в Международный спортивный календарь FIA: 31.12.2028 г.

* Стандарт FIA 8856-2018:

— начало приёма заявок на омологацию по новому стандарту: как только появятся одобренные FIA лаборатории (несколько сейчас находятся в процессе получения одобрения).

Уже установленные даты внедрения стандарта:

— с 2019 г. в Формуле Е (6-й сезон)

— с 01.01.2020 г. в Формуле 1 и для экипажей листа приоритета WRC

— с 2020 г. в WEC (суперсезон 2020-2021 гг)

— с 01.01.2021 г. в Формуле 2, в Мировом и в Европейском чемпионатах RX, в Кубке мира по внедорожным гонкам;

— с 01.01.2029 г. во всех соревнования, включённых в Международный спортивный календарь FIA.

Источник

Что такое омологация шлема

Сертификация мотоциклетных шлемов ECE 22-06 новый стандарт

После нескольких лет обсуждения на европейском уровне было достигнуто соглашение нового законодательства по омологации шлемов, стандарт ECE 22.06 вступает в силу с 1 января 2021года. Действующее законодательство сертификации мотошлемов ECE 22.05, которое действовало в странах Европы почти 20 лет, теперь будет заменено более строгим стандартом омологации ECE 22.06. Производителям шлемов теперь придётся адаптироваться к новому стандарту и проводить более точные и тщательные испытания для сертификации своей продукции. Давайте посмотрим, что изменится.

Современные мотоциклетные шлемы на данный момент имеют мало общего со своими предками из начала 2000годов, особенно когда речь идёт о защите. Например: автоматическая защёлка старого образца была заменена на микрометрическую, средний вес шлема стал меньше, появились новые материалы и технологии для изготовления внешней и внутренней оболочки шлема с разной плотностью. Добавьте к этому дополнительные солнцезащитные визоры на дорожных шлемах и разнообразие модулярных шлемов различных форм-факторов. Некоторые из этих параметров и функций игнорируются в стандарте ECE 22.05.

Изменения в тестировании должны помочь стандарту ECE стать лучше, так как испытания становятся обширней и требовательней. Таким образом, целью нового стандарта омологации ECE 22.06 является повышение уровня защиты мотоциклетных шлемов распространяемых в Европе. Для этого испытуемые шлема теперь будут тестировать на боковые удары максимально приближённые к реальности и испытания на вращения, которые сложно измерять, а также теперь их будут тестировать на небольших скоростях, постепенно повышая скорость падения на наковальню. Новые испытания будут проводиться от 12 точек предполагаемых ударов начиная от средней линии шлема, тогда как в старом стандарте было от 4 до 6 точек. Чтобы лучше оценить энергию, передаваемую в голову от удара, внутри шлема будет размещены датчики, которые помогут точнее определить ущерб, нанесённый мозгу. Модулярные шлема будут протестированы во всех положениях забрала при открытой и закрытой дуге. Теперь будет проверяться устойчивость к истиранию мотошлемов, как в случае с кожаной и текстильной мотоэкипировкой.

Кроме оболочки шлема тестированию будут подвергаться и их визоры. Визор должен будет выдерживать попадание в него камешка на скорости более 200 км/ч. В ходе испытания используется выпущенный стальной шарик со скоростью 60м/с или 216км/ч, при этом визор шлема не должен деформироваться, ломаться или вылетать из шлема. Дополнительные солнцезащитные очки не должны ограничивать периферийное поле зрения с минимальным допустимым углом 105°, а так же не должны препятствовать закрытию основного визора. Внешние тонированные визоры могут быть темнее, чем раньше: минимальная прозрачность 35% против 50% для ECE 22.05. На них должна стоять пометка с упоминанием о том, что их можно использовать только в дневное время.

Любой шлем, который продаётся в комплекте с дополнительными аксессуарами (экшн камера, крепление для неё или bluetooth гарнитура и т.д.), будет полностью проверен, чтобы убедиться, что дополнительное оборудование не оказывает неблагоприятное воздействие на работу шлема или визора и что шлем будет соответствовать обновленным требованиям. Теперь тестирование таких шлемов с аксессуарами будет проводиться как с прикрепленным оборудованием, так и без него, так как они увеличивают вес шлема и в некоторых случаях могут изменять степень безопасности самого шлема. Особое внимание будет уделяться поглощению энергии, острым выступающим краям и полю обзора.

Вступление в силу нового стандарта омологации ECE 22.06 назначено с 1 января 2021года, но это вовсе не означает, что производители перестанут выпускать старый стандарт шлемов ECE 22.05. Запрет на продажу старого стандарта в Европе будет введён с 2024года, до этого у всех продавцов будет время реализовать все остатки старого образца. А учитывая сегодняшнюю обстановку с карантинными мерами в связи с COVID-19 эти сроки могут быть и продлены. Обратите внимание, это не означает, что старые добрые мотошлемы ECE 22.05 будут запрещены на дорогах общего пользования, это просто означает, что после 2024года нельзя будет приобрести новые с этой сертификацией. Таким образом, вы можете продолжать ездить в своём мотоциклетном шлеме или купить шлем, который вам нравится со старой версией омологации или дождаться выхода новой версии. Помните, что в Европе существует система штрафов за несертифицированный или не застёгнутый шлем до 333евро, а мотоцикл, может быть, подвергнут административному задержанию до 60 суток.

Источник

Сколько стоит картинг экипировка

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

Сколько стоит картинг экипировка

Итак, вы решили заниматься картингом регулярно в качестве хобби. Для занятий необходима специальная экипировка. Разбираемся, что необходимо и сколько стоит картинг обмундирование.

Что такое омологация

Для начала, стоит разобраться с таким ключевым понятием как омологация. Этот термин будет часто встречаться при выборе любой картинг экипировки. И именно уровнем омологации зачастую отличаются друг от друга шлемы и костюмы для разных уровней подготовки.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлемаЕсть такой институт безопасности FIA, который регулярно проводит различные тесты безопасности. Самый важный из них – тест на огнеупорность (реакцию ткани на нагрев). Получить маркировку омологации FIA достаточно сложно, поэтому это является хорошим показателем качества экипировки.

Вторая маркировка – SFI. Это американская компания, которая проводит тесты безопасности в США. Соответственно, вся экипировка, произведенная в Штатах, будет с нашивкой SFI. Это также хороший показатель качества продукции. Но не все гоночные серии в Европе принимают обмундирование SFI. Требования в каждой конкретной гоночной серии необходимо уточнять.

Еще один вид теста безопасности — CIK-FIA (комитет автомобильной федерации картинга). Он важен именно для картинга, поскольку картинг по сравнению с «большими» гонками имеет свою специфику. Для картинга важна даже не столько огнеупорность, сколько реакция на механическое воздействие. Например, на трение.

Для занятий картингом можно выбирать комплекты с тестом на омологацию от CIK-FIA. Комитет подразделяет результаты на 2 уровня. Level 1 – для любительского картинга и Level 2 – полупроф и проф уровень, в таких костюмах можно выступать на мировых соревнованиях.

Сколько стоит картинг экипировка для новичков

На один-два раза покупать специальное обмундирование нет необходимости. Все предоставят клиенту непосредственно в картинг центре. У клубов есть только единственное пожелание – удобная, желательно спортивная обувь.

А вот если вы решили кататься в более-менее регулярном режиме, лучше обзавестись собственной спортивной формой. Посмотрим, что же нужно приобрести и примерно сколько стоит картинг экипировка для любителей? Ведь вы не сразу собираетесь покорять мировые треки? Поэтому для начала возьмем любительский картинг и небольшие бюджеты.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлемаБазовые шлемы без омологации будут стоить около 3-4 тысяч рублей. С омологацией – 5-6 тысяч и выше. Основное правило – подбирать шлем правильного размера в магазине с консультацией специалиста. Найти что-то подходящее онлайн можно только в том случае, если вы делаете покупку не впервые.

Перчатки

Базовые перчатки обойдутся в 1,5-3 тысячи рублей. За эту цену можно подобрать модели как для крытых, так и для открытых типов площадок.

Защита шеи и ребер

Многие начинающие водители часто пренебрегают дополнительными мерами защиты шеи, ребер, коленей и локтей. Тем не менее, если вы собираетесь кататься регулярно, стоит приобрести базовые модели защиты. Защита шеи – 1-2 тысячи рублей, ребер – 9-10 тысяч, коленей и локтей – 1-1,5 рублей.

Обувь

Базовая обувь для картинга стоит, в среднем, 3-5 тысяч рублей.

Костюм

Обычный гоночный костюм без омологации обойдется, в среднем, от 2,5 до 6-7 тысяч рублей. Есть версии для крытых картингов и дождевые комбинезоны. Последние пригодятся для открытых площадок и разных погодных условий. Костюмы средней ценовой категории начинаются от 9-10 тысяч рублей. Большинство предложений – без омологации или с базовым ее уровнем (CIK-FIA Level 1).

Источник

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

Сертификация мотошлема, что мы об этом знаем? Если спросить обывателей, то ответы будут примерно такими:

— Это то, что подтверждает уровень безопасности шлема.
— Сертификация подскажет, какие нагрузки сможет выдержать мой шлем.
— Сертификация определяет, где и как я могу использовать свой шлем.

Встречается мнение, что стоимость шлема зависит от того, какой сертификацией он обладает. Так ли это?

Что такое сертификация FIM и правда ли, что она может появиться на обычных мотошлемах?

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

Резюме:

Если коротко сравнивать наиболее распространенные сертификации, то все они проводят экспертизу на ударопрочность, истирание, посадку шлема на голове, надежность застежек, вытягивание ремней и их прочность, обзорность и:

Считается, что при силе удара в 200-250G человек получает тяжелые черепно-мозговые травмы, но при которых можно выжить. При силе удара в 300-350G говорят о критических ранениях, которые не оставляют шансов на выживание. Все сертификации охватывают диапазон в 300-400G, которые должен выдержать мотошлем.

Экспертиза учитывает возможные изменения при повышенных и пониженных температурах, поэтому во время тестов шлем изучают в разных условиях.

На просторах Америки наиболее распространены сертификации DOT и Snell. В Европейских странах используется ECE R22.05, который признается 47 странами. При этом DOT не противоречит стандарту ECE R22.05. Часто шлемы поставляемые в Европу из Америки имеют две сертификации, чтобы не нарушать законов о безопасности.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

ECE 22.05/ ECE 22.06

В предыдущей статье мы подробно рассмотрели особенности этой сертификации и ее грядущего обновления. На данный момент ECE 22.05/ECE 22.06 является наиболее полной системой тестирования. Она объединяет многие приемы из других рейтингов, что выводит ее в топ среди прочих.

Американский стандарт безопасности для дорог общего пользования появился в далеком 1985 году. Это стандарт департамента транспорта, за которым следит Национальное Управление безопасности дорожного движения (NHTSA).

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

Информацию о тестах можно получить в открытом доступе на сайте Национального Управления безопасности дорожного движения США, которое публикует отчеты своих проверок.

Опасаться стоит только тем, чей шлем кроме DOT не имеет никакой другой сертификации, а производитель еще не заслужил честного имени.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

Шлем проверяется на защиту от ударов путем падения с заданной точки высотой почти в два метра на круглую, а потом на плоскую наковальню. Силу удара фиксируют датчики. Оценивается насколько плотно сидит шлем после столкновения. Приверженцы DOT считают, что поглощение силы удара и рассеивание энергии важнее, чем сопротивление удару. В этом есть здравая логика.

Дополнительно существует тест на проникновение, когда шлем в прямом смысле слова – протыкают.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

Snell

Тестирование начинается с проверки посадки шлема. Однако критерии не такие жесткие, как у ECE 22.05, но строже, чем DOT. На проворачивание теста нет, достаточно, чтобы шлем не снимался с манекена.

«Ударный» тест проверяет на запас прочности по средствам падения шлема с высоты на округлую и плоскую наковальню, имитирующие удары о разные поверхности. В том числе на прочность тестируется и подбородочная часть интегралов.

SHARP

Когда Великобритания вошла в состав ЕС, она согласилась со стандартами ECE 22.05, которые действуют в странах Европы. Ранее британские шлемы оценивались рейтингом BSI.

Так появился новый рейтинг, но вопросов к нему много. Неожиданно, бюджетные шлемы получали пять звезд в результате тестирования в то время, как брендовые и профессиональные – только четыре или даже три. Основателей рейтинга даже обвиняли в маркетинговом ходе и неточности критериев.

Для тестирования делается контрольная закупка в обычных розничных магазинах. Шлемы проверяются на соответствующего размера болванке. Нужно заметить, что модель головы используется твердая, а не биометрическая, как планировалось изначально.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

От теста на проникновение они отказались, так как считают, что это не самая опасная причина травматизма.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

Международная федерация мотоциклистов (FIM)

У FIM есть преимущество, которого нет у других сертификаций – реальный опыт мотогонок. Федерация с высоты своего опыта планирует установить планку выше существующих стандартов Snell, ECE и JIS (японский стандарт безопасности).

Да, здесь тоже будут учитываться лобовые и косые удары, истирание и устойчивость. Известно, что MIPS или EPS-вкладыши пока не являются обязательным пунктом для получения сертификации. Первым отличием станет тестирование на повышенных скоростях, на которых обычный мотоциклист в городе ездить будет вряд ли. Но кому от этого хуже?

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

Важное отличие, из-за которого все заинтересовались новым рейтингом – тестирование в зависимости от размера шлема. Это очень интересная тема для рассуждений, потому что разница в подходе у разных сертификаций заставляет специалистов серьезно спорить. Оценка влияния силы удара на мозг человека должна быть основана на тестировании в прямой зависимости от размера шлема и объема головы.

В сети встречаются споры, дескать, как при одинаковых условиях тестов не учитывается большая или меньшая площадь шлема… и дальше – расчеты, споры, пена у рта…

Пока речь идет о тестировании интегралов с застежкой D-кольцо. Отдельно планируется запустить тестирование шлемов, предназначенных для бездорожья. Но уже сейчас понятно, что цена за такой шлем для городского мотоциклиста будет серьезной.

Так влияет ли сертификация на цену шлема?

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлема

Давайте размышлять здраво. Цена шлема складывается из многих факторов, но основными всегда будут материалы и трудозатраты. Шлем с допуском от FIM стоит бешенных денег по меркам обычных гражданских водителей не потому, что его проверяла Международная федерация мотоциклистов, а потому что это шлем для профессиональных мотогонок. Шлем с сертификацией одного только DOT может быть бюджетнее, нежели DOT + ECE 22.05/ECE 22.06, а может и не быть.

На примере сертификации SHARP, которая выставила высокие оценки бюджетным шлемам, можно утверждать, что безопасный шлем может иметь разные ценовые категории. Это не сертификация делает шлем дорогим, а то, насколько безопасным и комфортным делает его производитель.

Источник

Каким должен быть шлем для картинга?

Комплект экипировки гонщика состоит из множества деталей — шлема, комбинезона, специальной обуви и аксессуаров. Это необходимые атрибуты для любителей экстремальных видов спорта, в том числе картинга. К выбору шлема для картинга следует отнестись с особым вниманием, ведь он будет защищать голову. Для допуска к международным соревнованиям необходимы особые спецсредства.

Каким должен быть шлем для картинга

Шлем должен быть прочным и надежным, не иметь повреждений на внешней и внутренней поверхностях. Необходимо, чтобы он был удобным и легким, имел правильную форму для уменьшения сопротивления воздушному потоку и хорошую вентиляцию. Кстати, если вы неожиданно захотели покататься на гоночных машинках и взяли шлем в прокат, из гигиенических соображений лучше использовать подшлемник. Одноразовые чаще всего есть в прокате. Подшлемник необходим даже при наличии собственного шлема, чтобы как можно реже стирать последний.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлемаИз множества деталей состоит комплект экипировки гонщика

Детский и взрослый: основные различия

Шлемы для картинга бывают разными в зависимости от возраста спортсмена. Детские чаще всего тоньше, так как гонщики до 15 лет редко принимают участие в международных соревнованиях. Они относительно прочные и закрытые, визор не тонирован. При проведении соревнований в дождь во всех детских классах защитное стекло должно быть прозрачным в обязательном порядке.

Взрослый шлем картинга отличается более высокими техническими показателями, он должен быть максимально ударопрочным. Шлем для взрослых гонщиков тяжелее и толще. При этом, защита для профессиональных турниров и покатушек ради развлечения будет разной.

Критерии выбора

Тип конструкции. Как правило, в картинге используются шлемы типа интеграл — закрытые. Они надежно защищают голову пилота от встречного ветра, воды, камней, насекомых и пыли, обеспечивают вентиляцию головы и защиту от холода. При ударе такая экипировка распределяет нагрузку по всей поверхности шлема, что позволяет избежать серьезных травм. Прозрачное стекло дает широкий обзор для совершения опасных поворотов и предупреждает столкновения.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлемаБолее высокими техническими показателями отличается взрослый шлем картинга

Комфорт. При выборе детского шлема для картинга или защиты для взрослого гонщика, важно правильно подобрать размер — шлем не должен болтаться или сдавливать голову. Не беда, если подушки поначалу сильно давят на щеки — со временем они разносятся, как и вся внутренняя подкладка шлема.

Для верного определения размера нужно измерить окружность головы на уровне выше бровей на 2см, над ушами и в точке на затылке, которая дает наибольшую длину.

Надежная защита. В автоспорте есть специфические требования к экипировке, одно из них — омологация шлемов для картинга. Шлемы для детского картинга имеют особую омологацию и однозначно не подходят взрослым. Гонщики до 15 лет должны использовать шлемы с омологацией CMS или CMR в любых соревнованиях — как календарных, так и РАФ.

Омологированную форму изготавливают из ударопрочных материалов, эти шлемы имеют меньший вес и обеспечивают отличную вентиляцию. Все комплектующие изготовлены из несгораемых материалов на случай пожара в автомобиле. Для удобства пилота и его команды некоторые модели оснащены системой радиосвязи.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлемаВажно правильно подобрать размер при выборе шлема

Вес. Лучше отдать предпочтение шлемам с малым весом. В профессиональном спорте масса шлема не должна превышать 1800 гр. для взрослых и 1550 гр. для детей и юношей. Шлемы из термопластика тяжелее композитных. Последние ощутимо дороже, но меньший вес и большая прочность оправдывают покупку. Композитный детский шлем для картинга весом 900 граммов будет гораздо полезнее юному гонщику, испытывающему большие перегрузки в поворотах и торможениях и вынужденному бороться с инерцией.

Ценовая категория. Шлемы без омологации значительно дешевле, поэтому стоит учитывать функциональность экипировки. Если вы планируете сделать карьеру в автоспорте, лучше раскошелиться и купить профессиональную экипировку. Хорошая защита головы будет стоить от 10 тысяч рублей.

Чего стоит избегать при выборе защиты

Не стоит приобретать шлем с рук, даже если его цена очень привлекательна. Он рассчитан на одну аварию, после которой защиту лучше заменить. Избегайте также шлемов с выступающими фрагментами. Он придаст гонщику крутости, но отрицательно скажется на уровне защиты. Отличным выбором является гладкий шлем с обтекающей формой. Стоит обращать внимание на состояние визора — если он имеет даже незначительные повреждения, присмотрите другую экипировку.

Что такое омологация шлема. Смотреть фото Что такое омологация шлема. Смотреть картинку Что такое омологация шлема. Картинка про Что такое омологация шлема. Фото Что такое омологация шлемаЗначительно дешевле шлемы без омологации

Популярные бренды

Для любителей картинга вполне достаточно качественного шлема, выполненного из ударопрочного пластика.

Для профессионалов в продаже есть «трехслойные» модели, которые предлагают многие известные производители,. В таких шлемах снаружи используются очень прочные полимеры, которые снижают силу и энергию удара. Второй слой несколько толще, но имеет меньшую плотность. Последний наиболее рыхлый, но именно он и обеспечивает комфорт пилота.

Гонщики отдают предпочтение проверенным, зарекомендовавшим себя торговым маркам — Bell, Sparco, Arai и Stilo. Одним из лучших средств защиты считается OMP шлем для картинга. Итальянская компания изготавливает не только шлемы, но и каркасы безопасности, защитные костюмы, детали тюнинга и другие аксессуары для автоспорта. Лейблы OMP мелькают на соревнованиях по шоссейно-кольцевым гонкам, в Формуле-1, ралли и картингу.

Тюнинг шлема

Спортивные шлемы — важный элемент дизайна костюма, поэтому пилот может раскрасить экипировку лаком или краской, стойкими к огню. Они не должны отваливаться или как-то влиять на уровень защиты. Можно наклеить допустимые по инструкции и близкие по душе изображения.

Маркировка омологации должна быть хорошо видна, тюнинговать ее нельзя. Аэродинамические элементы тоже под запретом. Исключение — установка турбовизора в дождливую погоду.

Нагревать шлем при окраске или изменять его конструкцию вопреки запретам производителей не стоит — рискуете не попасть на состязания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *