Что такое омонимы 3 класс конспект урока
Конспект урока по русскому языку на тему «Омонимы», 3 класс
Тема урока: Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования знаний об омонимах и узнавания их среди других лексических групп слов.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Упр.68. По цепочке называют букву, которую вставили в слово.
Альбина называет вежливые слова.
3.Актуализация опорных знаний.
-Давайте вспомним, что такое лексическое значение слова?
-Однозначные слова? Приведите примеры.
-Многозначные слова? Приведите примеры.
— Синонимы? Приведите примеры.
-Антонимы? Приведите примеры.
-Рассмотрите иллюстрации (лук, лук).
-Почему у этих слов одинаковое название?
-Как называются такие слова, кто знает? (омонимы)
-Назовите тему урока.
-Чему должны научиться?
6.Работа по теме урока.
– Откройте учебник на с. 45. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока.
– Как вы ответите на этот вопрос?
– Сегодня на уроке постараемся ответить на него.
-Откройте тетради, запишите:
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
–Прочитайте стихотворение в упр.75. Рассмотрите рисунки.
– Что означает слово «коса» в каждом из предложений? Соотнесите слова с рисунками.
– Прочитайте определение. Какие слова называются омонимами?
– Послушайте стихотворение Я. Козловского:
Мы слова из русской речи,
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат,
Но важна не только внешность,
Потому не торопись!
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
– О каких словах говорится в стихотворении?
– Обратите внимание, что в учебнике на с. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово «лайка».
– Заметьте, что справа от слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы.
– Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов, толкование одной из пар омонимов. Запишите толкование пары омонимов. Проверьте написанное.
8.Обобщение и систематизация.
– Откройте с. 46, найдите упр. 77. Прочитайте предложения. Докажите, что выделенные слова в каждой паре – омонимы. Можете воспользоваться словарем омонимов на с. 156.
– Спишите любую пару предложений с омонимами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы.
– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное.
Работа по карточкам «Омонимы»
10.Информация о дом.задании.
Стр.46 упр. 78. Списать, выписать парами антонимы, синонимы и омонимы), выучить правила.
– Над какой темой работали на уроке?
– Что выполняли на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Конспект урока по русскому языку «Омонимы» (3 класс)
Технологическая карта урока № 19
Сформировать понятие об омонимах.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи; находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом; показать детям лексическое богатство русского языка.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Образовательные: научить различать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;
Способствовать развитию: умения находить омонимы в художественном тексте; воображения и речи учащихся; словарного запаса учащихся, умения работать с текстом.
Воспитывать: интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показать детям лексическое богатство русского языка.
Формирования новых знаний и способов деятельности
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
– презентация к уроку
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов–омонимов. Словарь омонимов. Многозначные слова.
Работа фронтальная, индивидуальная, в паре.
Игра «Будь внимателен» Различение многозначных слов и омонимов.
Стр. 45 упр. 76 Пользование словарем омонимов. Выявление лексического значения.
Стр. 46 упр. 77 Распознование омонимов, выявление лексического значения слов
Диагностика результатов урока
— Над какой темой работали на уроке?
— Как отличить омонимы от многозначных слов?
— Что выполняли на уроке?
Правило, стр. 46, упр. 78
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
— Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
— Посмотрите на доску. Какую букву будем прописывать? Нн
— Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку букв.
— Посмотрите и отметьте простым карандашом буквы, которые получились у вас лучше остальных.
3. Словарная работа.
— Назовите первый день недели.
— Охарактеризуйте в этом слове звук, который обозначает буква н.
— Запишите в словарик. Обозначте орфограмму.Запомните.
— Составьте предложение со словом понедельник. Запишите.
— Подчеркните грамматическую основу. Обозначте словосочетания.
4. Актуализация знаний.
— Как называется раздел, над которым мы работаем?
– Что означают слова, составляющие название темы?
– В каких словарях можно узнать о лексическом значении слова?
— С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (Вывешиваю на доску опорные схемки)
— Проверим домашнее задание.
— Прочитайте слова первой группы с синонимами.
— Каким словарем вы пользовались?
— Прочитайте слова второй группы с антонимами.
— Каким словарем вы пользовались?
— Для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?
5. Самоопределение к деятельности.
— Сегодня мы познакомимся еще с одной такой группой слов.
— Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения.
— Посмотрите на слайд. Назовите лексическое значение слова игла. Как называются такие слова?
— Кто знает, как называются такие слова?
(Прикрепляю опорную схему на доску)
— Какова же тема нашего урока?
— Прочитаем в учебнике правило на стр. 45.
7. Первичная проверка понимания нового материала.
Игра «Будь внимателен»
Различай омонимы и многозначные слова.
Чтение текстов по ролям подготовленными учащимися.
а) – О какой овсянке говорится в стихотворении?
б) – Почему в результате вычитания получились вой и плач? Сколько значений у слова «отнять»?
Отнять – 1. Отобрать
в) – Какие барашки утонут в воде, а какие нет? Чем похожи эти барашки? Сколько же здесь слов? А значений?
Барашки – 1. Белая пена на гребнях волны.
2.Молодые баранчики (овцы)
г) – Какая кашка видна на лугу? Какую кашку варят? Сколько слов? Как они называются?
Сделайте вывод, как отличить многозначные слова от омонимов? (Тем что, в отличие от многозначных слов, омонимы обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего схожего.)
— Обратите внимание, что в учебнике на стр. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово лайка.
— Заметьте, что справа от слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы. Рядом с каждым омонимом в словарной статье дается толкование лексического значения слова. Прочитайте лексическое значение слова.
— Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов, толкование одной из пар омонимов. Запишите в тетрадь. Проверьте написанное.
— Спишите 1 и 4 пару предложений с омонимами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы. Выполните разбор по членам предложения.
— Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное.
8. Рефлексия. Итог урока.
— Над какой темой работали на уроке?
— Как отличить омонимы от многозначных слов?
— Что выполняли на уроке?
9. Домашнее задание. Правило, стр. 46, упр. 78
Конспект урока по русскому языку «Омонимы» 3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Русский язык 3-а класс
УМК «Школа России» автор: Канакина В. П.
Знакомство со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление учащихся.
Развивать познавательный интерес при работе со словарями.
Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.
Оборудование: карточки с текстом для учащихся.
Познавательные: формировать умение различать омонимы и многозначные слова, использовать омонимы в устной и письменной речи, находить омонимы в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания.
Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Личностные : уметь проводить самооценку успешности, развивать познавательный интерес.
Предметные: различать омонимы.
Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте
Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы.
Окружающий мир, литературное чтение
Учебник Русский язык, часть 1 В.П. Канакина,
В. Г. Горецкий. Толковый словарь Ожогова, карточки с упражнением.
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая
Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)
Организовать эмоциональный настрой на урок.
– Добрый день ребята, начинаем урок русского языка.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
— Для чего нужны слова?
Настраиваются на урок.
ПУУД:
формулирование познавательной цели
Повторение пройденного материала (2 мин.)
Проверка домашнего задания.
Обобщить знания о синонимах и антонимах.
Открыть карточки на доске (Синонимы, антонимы и карточка со знаком вопроса)
– Сегодня мы продолжим работу по изучению «Секретов речи». Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, шутим, поем.
— Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно.
— Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.
-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
— Кто хочет рассказать стихотворение о синонимах?
— Приведите еще примеры синонимов?
— Кто хочет рассказать стихотворение об антонимах?
— Приведите еще примеры антонимов?
-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?
Урок русского языка в 3 классе на тему «Омонимы»
Урок русского языка в 3 классе на тему «Омонимы»
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему «Омонимы»»
Тема урока: Омонимы.
Цели: наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся.
Развивать познавательный интерес при работе со словарями.
Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.
Предметные:
Уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи;
находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом.
показать детям лексическое богатство русского языка.
• Личностные:
Умеет проводить самооценку и рефлексию на основе критерия успешной учебной деятельности.
• Метапредметные:
• Регулятивные:
— определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.
• Коммуникативные:
Умеет оформлять свои мысли в устной форме;
Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные:
Умеет ориентироваться в своей системе знаний; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: Омонимы. Многозначные слова.
I. Организационно-мотивационный этап.
— Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
— Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
— Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.
Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.
Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.
Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
ПоложИть или поклАсть?
«Вдруг»,- он мыслит, — «На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Вовсе по миру пойду!»
Грусть-печаль пирата гложет,
Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить —
Как же правильно, скажи?
Проблемный вопрос. Почему так важно знать, как правильно произносится слово?
Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.
II. Актуализация знаний.
– Сегодня мы продолжим работу по изучению темы «Лексическое значение слов». Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, шутим, поем.
-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
-Замените фразеологические обороты синонимами.
Рукой подать – близко.
Повесить нос – грустить.
Раз, два и обчелся – мало.
Кожа да кости – худой.
– Зачем нужны синонимы в русском языке?
— Какие слова называются антонимами?
– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.
День да ночь – сутки прочь.
Слушай больше, а говори меньше.
Кто много говорит, тот мало делает.
-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?
III. Работа по теме урока.
Работа со словарными словами омоним
_гурец, м_л_ко, ов_щи, н_ябрь, ин_гда, м_рковь.
Вставьте пропущенные буквы, выпишите первые буквы каждого слова и прочитайте что получилось.
О чем мы сегодня будем говорить? (Об омонимах)
Омонимы – это слова, которые звучат (и пишутся) одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего.
Работа с правилом на стр. 45
Открываем тетрадь, записываем число. Прописываем словарное слово. Записываем тему урока.
— Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение «одинаковое имя».
Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня мы посмотрим на омонимы с разных сторон. И узнаем много интересного о них.
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.
— Расскажите теперь, а какие значения есть у слова «ключ». (ответы учащихся).
— Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка (картинка). А есть и другое слово «ключ»- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли. Ещё есть журавлиный ключ и скрипичный ключ.
2. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы.
На грядке рос зелёный лу…(г, к). Иван-царевич натянул тугой лук.
3. Внимательно прочитайте предложения.
Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок.
3ацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
Записать предложения, сделать синтаксический разбор. Подчеркнуть омонимы зеленой ручкой.
5. С помощью словаря омонимов на стр. 156 записать лексическое значение слова «дождевик»
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Маргаритки во дворе.
2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
3. Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка. (Я. Козловский)
— С какими новыми словами вы познакомились? (С омонимами)
— Какие слова называются омонимами?
— Возвращаемся к проблемному вопросу, который прозвучал в самом начале уроке. Зачем же нужно знать, как правильно пишутся слова?
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Конспект урока «Омонимы» для 3 класса по УМК «Школа России».
Урок представлен в виде технологической карты по требованиям ФГОС. В урокее прослеживается межпредметная связь, разноообразные виды работы. презентация тоже прилагается.
Содержимое разработки
Цели урока направлены на достижение результатов:
Познавательные: формировать умение различать омонимы и многозначные слова, использовать омонимы в устной и письменной речи, находить омонимы в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Личностные: уметь проводить самооценку успешности, развивать познавательный интерес.
Предметные: различать омонимы.
Формирования новых знаний и способов деятельности
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов–омонимов. Словарь омонимов.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
– электронные физкультминутки
– лист самооценки
– презентация к уроку
Фронтальная, индивидуальная работа
Технологическая карта урока
Задания для учащихся
Планируемые результаты (УУД)
Мотивация к учебной деятельности
Организует эмоциональный настрой на урок.
Уточняет рамки оценивания.
Организует словарную работу.
– Добрый день ребята, начинаем урок русского языка.
Сегодня нас ожидает много интересной работы,
которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.
А начнём мы нашу работу с разминки – вспомним правописание словарных слов.
Езык, Сорока, работа, девачка, пинал, Ворона, учитель, карова, корондаж.
Что объединяет эти слова?
Что такое имя существительное?
На какие две группы их можно разделить? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
В каком из слов звуков больше чем букв?
В каком из слов букв больше чем звуков?
Настраиваются на урок.
Повторяют правописание словарных слов, повторяют знания о существительном. Подсчитывают количество букв и звуков в словах.
ПУУД:
формулирование познавательной цели
ЛУУД:— сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Предметные:
Повторяют правописание словарных слов
2. Повторение пройденного материала
Организует работу по повторению пройденного материала.
Продолжаем путешествие по лексическому царству, которым правит царь Лексикон. Много подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.
-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
-Замените фразеологические обороты синонимами.
1. В час по чайной ложке – медленно.
2. Рукой подать – близко.
4. Раз, два и обчелся – мало.
5. Куры не клюют – много.
6. Кожа да кости – худой.
– Зачем нужны синонимы в русском языке?
— Какие слова называются антонимами?
– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.
День да ночь – сутки прочь.
Слушай больше, а говори меньше.
Кто много говорит, тот мало делает.
-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?
— Близкие по значению.
Дети заменяют фразеологизмы синонимами.
— Чтобы речь была красивой, не было повторов.
— Противоположные по своему значению.
Дети называют слова антонимы.
— Чтобы речь была красивой, выразительной.
ПУУД:
выделять существенные признаки
КУУД:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Постановка проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка цели
Организует формулировку проблемной ситуации.
Учитель читает текст.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
Проводит презентацию учебной работы на уроке
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним жителем
лексического царства, о котором чуть позже вы мне
расскажете сами. Послушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка!
Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка
и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
Какие слова помогут нам сегодня разобраться в
новой теме. Что это за слова? (Дети говорят.)
Как же называются эти слова, мы узнаем, прочитав
Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
Дети слушают текст.
Определяют похожие по звучанию слова, объясняют, что они обозначают. Узнают их название.
С помощью учителя формулируют тему и цель урока
РУУД: ставить цель урока, оценивать результаты деятельности и планировать своё продвижение
Первичная проверка понимания нового материала
Организует работу по определению омонимов.
Учит делать выводы
Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.
Назовите слова – омонимы.
— Расскажите теперь, а какие значения есть у слова «ключ». (ответы учащихся).
— ВВо- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка’
. А есть и другое слово «ключ»- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли.
Если Вы спросите: что общего в этих ключах?
Вам ответят: ничего, кроме названия.
А Наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.
ВЫВОД: Одинаково звучат и пишутся.
6. Попробуйте по картинкам назвать омонимы и объяснить их значение. (слайд)
Притворяшки
Дружно встаньте, детвора.
Отдохнуть пришла пора!
(Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
Притворитесь-ка совой —
Повертите головой.
(Дети поворачивают голову влево-вправо)
Притворитесь тучками —
Помашите ручками.
(Дети встают на цыпочки, трясут вытянутыми вверх кистями рук, показывая, как из тучки льется дождик.)
Притворитесь свинками
И потритесь спинками.
(Дети в парах встают друг к другу спиной и изображают, будто трутся — энергично двигают корпусом.)
Притворитесь кошками –
Постучите ножками.
Притворитесь сказками –
Поморгайте глазками
Учатся находить омонимы, объяснять значение слов.