Что такое омонимы 3 класс русский язык
Омонимы: виды, отличия и 40 примеров
Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные вещи. Например, лук на огороде, лук для стрельбы и модный лук.
Рассказываем, чем отличаются омонимы от синонимов, антонимов и паронимов, какими они бывают, и приводим список для школьников.
Виды омонимов
Частичные омонимы — это омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (нежность) не совпадают в форме родительного падежа множественного числа: ласок — ласк.
Омофоны — это слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся; например, кот и код, порог — порок — парок.
Сказала Алла:
– Это ж – утка.
А Ян услышал:
– Это – жутко!
А я услышал:
– Это – шутка…
Я лечу в Париж.
А ты за мной
На облаке паришь…(С. Белорусец)
Омографы — это слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся (различие обычно бывает в ударении): зАмок и замОк, бЕлки и белкИ.
Ко́сит косец, а зайчишка коси́т,
Тру́сит трусишка, а ослик труси́т.
Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет муко́й?
Нет, лучше му́кой!
Омоформы — это слова, которые одинаково пишутся только в каких-то определенных формах, однако они могут быть даже словами разных частей речи; например, стекло (оконное) и стекло (что-то вниз); мой (собственный) и мой (посуду).
Намного позже
Петухов
Встаёт Серёжа
Петухов.
Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы. В чем разница?
Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно различные по смыслу.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички! (Я.А. Козловский)
Сев в такси, cпросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель: «Денег с такс
вот так-с». (Я.А. Козловский)
Синонимы имеют схожее или тождественное значение (например, томат — помидор).
Антонимы — это слова с противоположным значением (например, добрый — злой; больше примеров тут).
С омонимами не стоит путать паронимы. Это слова, которые звучат и пишутся похоже, но не одинаково, а также сходны по смыслу. Их часто путают, совершая смысловые ошибки. Например, экономический и экономичный, невежа и невежда.
Омонимы и многозначные слова
Многозначные слова — это слова, у которых несколько значений. Например, кисть — ‘часть руки’, ‘украшение из ниток’, ‘приспособление для рисования’, ‘ветка с цветами или ягодами’.
Как определить, что перед нами: омонимы или два значения многозначного слова? На самом деле, это не так уж и просто: часто грань довольно тонкая. Но основной критерий такой: нужно поискать общий элемент значения. Например, для многозначного слова кисть такой элемент — ‘несколько длинных предметов, скрепленных в одной точке’. Омонимы же никак не связаны по смыслу, или связь давно утрачена.
Примеры омонимов
Боксёр – спортсмен, занимающийся боксом;
Боксёр – порода собаки.
Бор – зубоврачебный инструмент.
Брак – семейный союз;
Брак – некачественное изделие.
Валить – заставлять падать;
Валить – двигаться толпой; уходить.
Венец – житель города Вены.
Гранат – плодовое растение;
Гранат – драгоценный камень.
Гусеница – личинка насекомого;
Гусеница – деталь гусеничного транспорта.
Дача – действие по значению глагола давать (дача показаний);
Дача – загородный дом.
Дипломат – специалист по международным отношениям;
Дипломат – небольшой чемодан.
Дворник – работник, поддерживающий чистоту;
Дисциплина – подчинение правилам;
Дисциплина – отрасль научных знаний.
Заставлять – ставя что-либо, занимать поверхность.
Каток – машина для выравнивания дороги.
Ключ – приспособление для открывания замка.
Кол – заострённая толстая палка;
Кол – низшая школьная оценка.
Коса – инструмент для срезания травы;
Коса – протяжённая речная отмель.
Лавка – скамейка;
Лавка – магазин.
Лама – копытное животное;
Лама – учитель буддизма.
Ласка – проявление нежности;
Ласка – хищное животное.
Лук – огородное растение;
Мат – проигрышная ситуация в шахматной партии;
Мат – мягкая подстилка;
Мат – отсутствие блеска.
Мир – земной шар;
Мир – отсутствие войны.
Мотив – мелодия;
Мотив – повод для действия.
Мушка – небольшая муха;
Мушка – деталь прицела.
Мышь – небольшой грызун;
Мышь – компьютерное устройство.
Норка – небольшая нора;
Норка – хищный пушной зверек.
Оклад – размер заработной платы;
Оклад – украшение иконы.
Предлог – вымышленная причина.
Предлог – служебная часть речи.
Предложение – то, на что предлагается согласиться;
Предложение – грамматически оформленное слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.
Роман – литературное повествование;
Роман – любовные отношения.
Свет – источник освещения;
Свет – высшее общество.
Скат – ровная наклонная поверхность;
Скат – рыба с плоским телом.
Следствие – результат, вывод;
Собачка – маленькая собака;
Собачка – деталь замка или застежки.
Союз – объединение;
Союз – служебное слово.
Конспект урока + презентация 3 класс русский язык «Омонимы»
Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx
Конспект урока по русскому языку
Технологическая карта урока
Сформировать понятие об омонимах.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи; находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом; показать детям лексическое богатство русского языка.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Образовательные: научить различать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;
Способствовать развитию: умения находить омонимы в художественном тексте; воображения и речи учащихся; словарного запаса учащихся, умения работать с текстом.
Воспитывать: интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показать детям лексическое богатство русского языка.
Открытие новых знаний
Работа фронтальная, индивидуальная, в паре.
Урок по русскому языку по ФГОС «Что такое омонимы» 3 класс
Цель деятель-
ности учителя
Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи
и узнаванию их среди других лексических групп слов
Постановка и решение учебных задач
Планируемые
образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностямипонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
м етоды и формы обучения
Фронтальная, парная, индивидуальная
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Словарь омонимов русского языка.
Интерактивная доска, проектор (по возможности)
Запись задач темы, элементов букв, мультимедийная презентация к уроку.
Основные понятия и термины
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов-омонимов. Словарь омонимов. Слово с непро
веряемым написанием
о рганизационная структура (сценарий) урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения
Формы
организации взаимодействия
на уроке
Формируемые
умения (универсальные учебные действия)
Конспект урока порусскому языку «Что такое омонимы?» 3 класс
Технологическая карта урока
Автор разработки: Мазяркина Надежда Витальевна
Тема: Что такое омонимы?
Цель: создать условия для формирования представлений об омонимах.
Образовательная: познакомить учащихся со словами омонимами, развивать умение формулировать определение понятий, развивать умение находить омонимы в тексте
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову
Развивающая: развивать критическое мышление, внимание
УМК: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
Этап фрагмента урока
Образовательная задача урока
Методы и приемы работы
Форма организации учебной деятельности(Ф,И,П,Г)
Дидактические средства, интерактивное оборудование
Введение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
Эмоциональное вхождение в урок
– Добрый день ребята, начинаем урок русского языка.
Сегодня нас ожидает много интересной работы,
которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.
Настраиваются на урок
Организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность(Р)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К)
Управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Актуализация знаний с выходом на тему/проблему
Повторить имеющиеся знания для «открытия нового знания», выявить затруднение каждого обучающегося
Подводящий диалог/ проблемный диалог
Беседа
Продолжаем путешествие по лексическому царству, которым правит царь Лексикон. Много подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.
-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
-Замените фразеологические обороты синонимами.
1. В час по чайной ложке – медленно.
2. Рукой подать – близко.
4. Раз, два и обчелся – мало.
5. Куры не клюют – много.
6. Кожа да кости – худой.
– Зачем нужны синонимы в русском языке?
— Какие слова называются антонимами?
– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.
День да ночь – сутки прочь.
Слушай больше, а говори меньше.
Кто много говорит, тот мало делает.
-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?
— Близкие по значению.
Дети заменяют фразеологизмы синонимами
— Чтобы речь была красивой, не было повторов.
Противоположные по своему значению.
Дети называют слова антонимы.
— Чтобы речь была красивой, выразительной.
Формирование умений структурирования информации
Умение планировать устный ответ (К)
— Умение контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных норм и правил в процессе учебной деятельности(Р)
Умение воспроизводить уже имеющиеся знания и умения (П)
Умение определять границу знания незнания
Фиксация индивидуального затруднения и постановка цели
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним жителем
лексического царства, о котором чуть позже вы мне
расскажете сами. Послушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка!
Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка
и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
Какие слова помогут нам сегодня разобраться в
новой теме. Что это за слова?
Индивидуальная работа/фронтальная работа
Маршрутный лист, интерактивная доска
Корректно формулировать цели урока
Умение постановки цели учебной деятельности(Р)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П)
Понимание цели урока(Л)
Самоопределение целей урока
Поиск возможных вариантов путей решения затруднения
— Чтобы достичь цели мы должны с вами составить план. Возьмите карточку и дополните предложение
Узнаем, что такое омонимы.
Научимся находить омонимы.
Оценим свою деятельность на уроке.
Умение составлять план для достижения цели урока по теме «Что такое омонимы?»
Умение составлять план и последовательность своих действий (Р)
Выбор наиболее эффективных способов достижения цели урока(П)
Осмысление последовательности выполнения действий (Л)
Умение планировать деятельность
Осуществление (реализация) плана
Введение нового знания, первичное закрепление
-Итак, ребята, давайте вернемся к первому пункту нашего плана
— Как же называются эти слова, мы узнаем, прочитав
Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:
Мы слова из русской речи,
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Давайте вернем к плану и посмотрим, какой пункт мы выполнили?
-Какой следующий пункт плана?
— В этом нам поможет следующее задание. Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.
Назовите слова – омонимы.
Расскажите теперь, а какие значения есть у слова «ключ».
— Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е. орудие для запирания и отпирания замка’
. А есть и другое слово «ключ»- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли.
Если Вы спросите: что общего в этих ключах?
Вам ответят: ничего, кроме названия.
А наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.
Работа с учебником. С. 46 упр. 77
С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения
1. Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Маргаритки во дворе.
2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
ВЫВОД: Одинаково звучат и пишутся. Попробуйте по картинкам назвать омонимы и объяснить их значение. (слайд)
Узнали, что такое омонимы
Научиться находить омонимы
Учатся находить омонимы, объяснять значение слов.
Включаются в логическую цепочку рассуждений.
Дети выполняют задание в учебнике, работают письменно в тетради.
Дети в парах работают по карточкам, потом выступают со своими объяснениями.
Формирование представления о словах-омонимах
Умение грамотно строить речевое высказывание(К)
Умение слушать и слышать учителя, сверстников(К)
Контролировать свое поведение при работе в паре,группе(Р)
Дружно встаньте, детвора.
Отдохнуть пришла пора!
(Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
(Дети поворачивают голову влево-вправо)
(Дети встают на цыпочки, трясут вытянутыми вверх кистями рук, показывая, как из тучки льется дождик.)
И потритесь спинками.
(Дети в парах встают друг к другу спиной и изобра¬жают, будто трутся — энергично двигают корпусом.)
Учащиеся выполняют движения физминутки
Поддержание высокой работоспособности на уроке
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.
Сопоставление личного вывода с истинным ответом на проблемный вопрос
— Что мы сегодня изучали на уроке?
— Почему так названы слова: омонимы?
— С какими словами-омонимамисегодня познакомились?
— Если вы достигли цели урока в маршрутном листе возле цели поставьте галочку.
Маршрутные листы листы
Сопоставление вывода с истинным ответом на вопрос «что такое однозначные и многозначные слова?»
Умение оценивать качество и уровень усвоения учебного материала (Р)
Оценка своей деятельности на уроке
Вернемся к нашему плану и посмотрим, какие пункты плана мы выполнили?
-Что осталось сделать?
— Наш урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. На парте у вас графическое изображение настроения человека.
— Какое у вас настроение после урока русского языка? Обведите его карандашом
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Нам нужно уметь пользоваться этим богатством в устной и письменной речи.
Оценивание своей работы по теме урока «Что такое омонимы?»
Вступать в общение и творческое взаимодействие(К)
Умение оценивать свою деятельность на личностно значимом уровне
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Лиса и Журавль» 2 класс
Презентация по окружающему миру на тему «О первых школах и книгах»
Урок творчества. Литературное чтение
Технологическая карта по литературному чтению на тему «Стихотворения Э. Успенского»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «О первых школах и книгах» (4 класс) Методист: Ванюшина Елена Евгеньевна
Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 3 классе по разделу «Морфология».
Технологическая карта по литературному чтению на тему «Г. Сапгир «Про Медведя» (1 класс)
Развитие устной речи младших школьников посредством творческого пересказа
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5401995 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.