Что такое омз в школе
Основы медицинских знаний
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра _Физиологии человека и животных
на заседании кафедры
протокол № _____ от ____________
Зав. кафедрой _______________ //
дисциплины________Основы медицинских знаний
____________Профессиональный цикл, вариативная часть_________
(Цикл дисциплины и его часть (базовая, вариативная, дисциплина по выбору))
направление 050100 «Педагогическое образование»,
(наименование ООП ВПО направления подготовки или специальности с указанием кода)
Разработчик (составитель) УМК
уч. степень, уч. звание Ф ИО
1. Цели освоения дисциплины.
Целью дисциплины ОМЗ является формирование осознанной мотивации студентов, направленных на сохранение, укрепление, формирование здоровья; формирование умений и навыков по использовании методов оздоровления в студенческой среде в режиме учебных занятий, труда и отдыха; формирование устойчивых принципов ведения здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина ОМЗ относится к профессиональному циклу. Дисциплина изучается во 2 семестре.
«ОМЗ» занимает важное место в профессионально-педагогической подготовке бакалавра.
Освоение курса «ОМЗ» тесно связанно с такими дисциплинами, как анатомия, биология, педагогика, психология.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
— способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
В результате освоения дисциплины студент должен:
— условия формирования здоровья и здорового образа жизни
— особенности функционирования своего организма
— физические и психические особенности и возможности своего организма
— факторы риска и здоровья
— определять свое физическое состояние здоровья
— уметь составлять свой рацион питания, режим труда и отдыха применимо к роду занятий
— определять свое психоэмоциональное состояние с помощью психологических тестов
— знать прогноз, профилактику, формирование резервов организма, бережное расходование и восстановление резервов
— применять методики по оздоровлению организма.
— умениями и навыками по использовании методов оздоровления в студенческой среде в режиме учебных занятий, труда и отдыха
4. Структура и содержание дисциплины (модуля).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часа.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра Физиологии человека и животных
по дисциплине ____________Основы медицинских знаний ______2_____ семестр
Рабочую программу осуществляют:
лекций (в т. ч. в интерактивных формах)______16_______
Лекции: _________к. б.н., доцент.
семинарских (в т. ч. в интерактивных формах)__________
(должность, уч. степень, звание, ф. и.о.)
практических (в т. ч. в интерактивных формах)__28________
Практические занятия: ____ _к. б.н., доцент.
(должность, уч. степень. звание, ф. и.о.)
самостоятельная работа студентов ____________
Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
Интерак ивные методы обучения
Инновационные методы в обучении
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам
Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач
Количе-ство часов самостоят. работы
Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т. п.)
здоровья учащихся различных возрастных групп
Коллективная мыслительная деятельность
Анатомия, биология, психология
Изучение и конспектирование дополнительного учебного материала из научно-учебной литературы
Физиологические пробы определения
здоровья. Основные признаки нарушения здоровья ребенка
Изучение и конспектирование дополнительного учебного материала из научно-учебной литературы
Неотложные состояния и первая помощь при них.
Коллективная мыслительная деятельность
Изучение и конспектирование дополнительного учебного материала из научно-учебной литературы
Оказание первой помощи при травмах
Самостоятельная работа с литературой
Изучение и конспектирование дополнительного учебного материала из научно-учебной литературы
Коллективная мыслительная деятельность
Самостоятельная работа с литературой
Изучение и конспектирование дополнительного учебного материала из научно-учебной литературы
Самостоятельная работа с литературой
Изучение и конспектирование дополнительного учебного материала из научно-учебной литературы
Острые отравления. Первая
Самостоятельная работа с литературой
Изучение и конспектирование дополнительного учебного материала из научно-учебной литературы
Самостоятельная работа с литературой
Изучение и конспектирование дополнительного учебного материала из научно-учебной литературы
Коллективная мыслительная деятельность
Самостоятельная работа с литературой
Изучение и конспектирование дополнительного учебного материала из научно-учебной литературы
заболевания и их профилактика
Самостоятельная работа с литературой
Изучение и конспектирование дополнительного учебного материала из научно-учебной литературы
· ПСР – самостоятельная письменная работа
Содержание учебного курса
Основные проблемы здоровья учащихся. Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи основ медицинских знаний. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Показатели популяционного здоровья.
Физиологические пробы определения здоровья. Ведущие признаки нарушения здоровья детей.
Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и первая помощь при них.
Реанимация. Понятие о смерти и ее этапы, понятие о реанимации. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.
Характеристика детского травматизма и его профилактика. Раны, их характер, опасности. Кровотечения, виды, опасности. Понятие о закрытых поврждениях. Переломы костей, их виды. Травматический шок. Термические повреждения.
Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии. Основные понятия иммунологии. Основные группы инфекционных заболеваний. Основные противоэпидемические мероприятия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Наряду с лекционными, практическими, лабораторно-практическими занятиями и выполнением заданий к ним студент должен заниматься и самостоятельной работой.
Темы самостоятельных работ
1 Нормативно-правовая база здоровья населения России
2 Санитарно-эвидемиологическое благополучие населения
3 Здоровье и наследственность
4 Профилактика инфекций дыхательных путей
5 Природноочаговые заболевания и их профилактика
6 Детские инфекции и их профилактика
7 Особенности ухода за здоровыми и больными детьми
8 Меры воздействия на кровообращение
9 Первая помощь при отравлениях
11 Травмы и поражения глаз
12 Укусы насекомых и змей. Неотложная помощь
13 СПИД и его профилактика
14 Заболевания, передающиеся половым путем
15 Ишемическая болезнь сердца
16 Влияние экологических и социальных факторов на здоровье детей
17 Вирусные гепатиты и их профилактика
18 Особоопасные инфекции
19 Эпидемический паротит
25 Роль учителя в сохранении здоровья детей
1. Неотложные состояния у школьников.
2. Обморок, шок, коллапс. Оказание первой медицинской помощи.
3. Стенокардия, оказание первой медицинской помощи.
4. Инфаркт миокарда. Оказание первой медицинской помощи.
5. Бронхиальная астма. Оказание первой медицинской помощи при при-
ступе бронхиальной астмы.
6. Почечная и печеночная колики. Оказание первой медицинской помощи.
7. Сахарный диабет. Оказание первой медицинской помощи при комах.
8. Отравления. Первая медицинская помощь.
9. Желудочные и кишечные кровотечения. Первая медицинская помощь.
10.Травмы. Закрытые виды травм.
11. Детский травматизм и его виды.
12. Травматический шок.
13. Кровотечения, способы остановки кровотечений.
14. Переломы костей, транспортная иммобилизация.
15. Синдром длительного сдавления. Первая помощь.
16. Ожоги. Первая помощь, меры профилактики.
17. Отморожения. Первая помощь, меры профилактики.
18. Эпидемический процесс. Эпидемический очаг.
19. Дезинфекция, ее виды и способы.
20. Иммунитет, его виды.
21. Вакцины, сыворотки, гамма-глобулины.
22. Профилактика инфекционных заболеваний.
23. Здоровье и болезнь.
24. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.
25. Факторы, формирующие здоровье детей.
26. Показатели здоровья детей.
27. Роль учителя в сохранении и укреплении здоровья детей.
28. Заболеваемость детей в экологически неблагоприятных районах.
29. Вирусные гепатиты и их профилактика.
30. Особоопасные инфекции.
31. Эпидемический паротит.
1. Дать понятие о неотложных состояниях.
2. Оказание первой медицинской помощи при обмороке.
3. Оказание первой медицинской помощи при коллапсе.
4. Оказание первой медицинской помощи при шоке.
5. Оказание первой медицинской помощи при стенокардии.
6. Оказание первой медицинской помощи при инфаркте миокарда.
7. Техника подкожных инъекций на фантоме.
8. Техника внутримышечных инъекций на фантоме.
9. Техника измерения артериального давления.
10. Определение частоты пульса и дыхания.
11. Применение горчичников, компрессов, медицинских банок.
12. Оказание первой медицинской помощи при отеке гортани.
13. Оказание первой медицинской помощи при приступе бронхиальной ас-
14. Оказание первой медицинской помощи при тяжелой пневмонии.
15 Оказание первой медицинской помощи при почечной и печеночной
16. Оказание первой медицинской помощи при сахарном диабете (диабе-
тической и гипогликемической комах).
17. Оказание первой медицинской помощи при различных отравлениях.
18. Оказание первой медицинской помощи при желудочном и кишечном
19. Техника проведения ингаляций в домашних условиях.
20. Техника промывания желудка.
21. Правила применения грелки и пузыря со льдом.
22. Техника проведения клизм.
23. Травмы. Основные виды травм. Осложнения травм.
1. В медицине здоровье человека рассматривается как …
а)отсутствие хронических, наследственных заболеваний
б)состояние физического, психического и социального благополучия индивида
в)нормальное функционирование всех систем организма человека
г)адаптация организма человека к воздействиям окружающей среды
2. К факторам здоровья в образе жизни человека относится …
4)неограниченное потребление кофе
3. Дети четвертой медицинской группы по уровню здоровья обучаются …
а)в условиях стационара
в)в общеобразовательных школах
г)в общеобразовательных школах-интернатах
4. К основным показателям популяционного здоровья относятся …
б)социологические, экологические, демографические
г)медико-демографические, заболеваемость, болезненность, инвалидность
5. Взаимодействие возбудителя заболевания с восприимчивым организмом называет-
б)защитной реакцией организма
6. Иммунитетом называется способность организма …
а)предупреждать попадание микробов в организм
б)выводить токсины из организма
в)распознать генетически чужеродное и уничтожить
г)предупреждать переход острой формы заболевания в хроническую
7. Характеристическими признаками скарлатины являются …
а)жидкий стул, слезоточивость
б)«лающий кашель», насморк
в)увеличение печени, некротический налет на миндалинах
г) ангина, ярко-розовая мелкоточечная сыпь
8. Мероприятия по уничтожению микробов – возбудителей инфекционного заболева-
9. При гипертоническом кризе больному запрещено…
в)вставать с постели
10.Нормальное число дыхательных движений у взрослого в покое составляет ______ в
11. Симптомами пищевого отравления являются…
а)тошнота, головная боль, потливость, повышение АД
б)чувство тяжести в животе, тошнота, рвота, слабость, лёгкий озноб
в)боли в животе, жидкий стул со слизью и прожилками крови, озноб
г)боли в животе, отдающие в паховую область, тошнота, рвота, озноб
12. При сахарном диабете нарушается в основном обмен
13. Этапами смерти являются…
б)потеря сознания остановка дыхания, остановка сердца, гибель мозга
в)остановка сердца и дыхания, гибель коры головного мозга, гибель всего мозга
г)клиническая и биологическая смерть
14. Проведение реанимационных мероприятий необходимо пострадавшим в …
а)торпидной фазе шока
б)состоянии клинической смерти
15. Ранами, наиболее благоприятными для заживления, являются…
16. Вторичное кровотечение обусловлено…
а)отрывом тромба, вследствие грубых манипуляций или транспортировки
б)повреждением сосуда в момент травмы
в)вторичным внешним повреждением сосудов
г)повреждением близлежащих тканей
17. Для вывиха характерно …
а)смещение суставных концов костей друг относительно друга
б)разрыв суставной сумки с повреждение сухожилий
в)смещение суставных концов костей, сопровождающихся разрывом суставной
капсулы, повреждением связок, сухожилий
г)повреждение сустава cо смещения костей
18. Для перелома характерны …
а)повреждение конечности, сопровождающееся сильным отеком
б)деформация сустава с нарушением функции
в)полное или частичное нарушение целостности кости
г)повреждение конечности с нарушением функции
19.Ведущими факторами развития травматического шока являются…
а)снижение иммунитета и малый адаптационный ресурс
б)переутомление и охлаждение тела
в)боль и кровопотеря
г)голод и психоэмоциональное перенапряжение
20.Признаками ожога кожи I степени являются…
а)мелкие пузыри, наполненные прозрачной или слегка мутной жидкостью, боль
б)темно-коричневая корка, спаянная с подлежащими тканями
в)боль, покраснение, чувство жжения, ограниченный отек
г)отечность, крупные пузыри, наполненные прозрачной или слегка мутноватой
21. Понятие «здоровый образ жизни» относится к…
а)ежедневному поведению человека, позволяющему выполнять ему профессиональные навыки
б)обычному хорошему поведению человека
в)поведению человека, позволяющему выжить ему в экстремальных условиях
г)устойчивому стереотипу поведения, способствующему сохранению и укреплению здоровья индивидуума
22. Массажем называют…
а)психоэмоциональное влияние на человека
б)воздействие на организм биоактивными веществами
в)дозированное физико-химическое воздействие на человека
г)дозированное механическое воздействие на кожу
23. Социально значимыми вредными привычками не являются…
б)отсутствие режима дня
24. Степень алкогольного опьянения не зависит от…
а)времени суток, количества участников
б)содержания алкоголя в напитке
в)времени употребления алкоголя
25. Специфическими особенностями ребенка, влияющими на его здоровье являются…
а)врожденная устойчивость к действию патологических факторов
б)интенсивность процессов роста и обмена веществ
в)низкий уровень процессов обмена веществ и роста организма
г)отсутствие наследственных аномалий и повышенная невосприимчивость к инфекциям
26. К основным признакам первичного сифилиса относится …
а)гнойное отделяемое из мочеиспускательного канала
б)появление твердого шанкра
в)появление папулезной сыпи
г)появление розеолезной сыпи
27. Состояние полного физического, психического и социального благополучия дето-
родной функции индивидуума называется _________________ здоровьем
28. Совокупность экономических, правовых, медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, называют охраной здоровья …
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3. Здоровье, профилактика заболеваний, неотложная помощь. Учебное пособие для студнтов вуза. / [и др.]. – Горно-Алтайск, 2005. –176 с.
Для обеспечения данной дисциплины необходимы и имеются:
— библиотечные фонды института;
— медицинское оснащение для оказания первой медицинской помощи при различных патологических состояниях;
— наборы таблиц к каждой теме лекций и занятий;
— набор средств для выполнения инъекций;
— набор средств для регулирования кровообращения (банки, горчичники…);
— набор средств для измерения артериального давления;
— технические средства обучения (учебный электронный комплекс);
Основные направления валеологизации процесса обучения в школе
Валеологизация учебно-воспитательного процесса предопределена необходимостью изменения современного процесса обучения в школе, которое является в настоящее время фактором, отрицательно воздействующим на состояние здоровья учащихся. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последнее время все чаще становится объектом внимания медиков, педагогов, родителей, широкой общественности. Существует множество статистических фактов, которые со всей очевидностью демонстрируют негативную роль школы в ее возникновении. Однако несмотря на активную кампанию по исправлению ситуации (ужесточение санитарных норм, разработка школами собственных программ «Здоровье» и т. д.), кардинальных изменений в этом вопросе пока не происходит.
Существует несколько причин, которые тормозят валеологизацию, оздоровление школьного образования.
Во-первых, большинство создаваемых программ, как правило, касаются вопросов организации спортивно-оздоровительной работы, медицинского контроля, просвещения в области здорового образа жизни, что является, несомненно, необходимым, но недостаточным условием изменения сложившейся ситуации. Ни в содержании образования, ни в формах и методах обучения реальных изменений не происходит.
Во-вторых, большая часть предпринимаемых усилий не связывается с главной дидактогенной причиной ухудшения здоровья учащихся – интенсификацией учебного процесса и поэтому не нейтрализуют ее. Не всегда также учитываются ключевые проблемы в здоровье детей различного возраста, отсюда неочевидность рецептов сохранения здоровья в условиях школы.
В-третьих, мало разработана теоретическая сторона вопроса, в частности, существует неопределенность в используемой терминологии. Например, до на стоящего времени нет четкого определения сущности и содержания понятий «здоровьесберегающая», «здоровьеформирующая», «здоровьеразвивающая» деятельность.
Однако несмотря на эти недостатки в современной школе усиливаются тенденции к формированию учебно-воспитательного процесса таким образом, что бы здоровье школьников по крайне мере не нарушалось в процессе обучения.
Валеологизация учебно-воспитательного процесса предполагает:
— психолого-педагогическую оценку готовности к обучению детей в школе;
— изучение индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса (выяснение необходимости обучения в классе КРО);
— анализ и оценку адаптации учащихся на разных этапах обучения в школе;
— развитие и тренировку психических функций учащихся (развивающие занятия с детьми в классах КРО по специально разработанным для каждого класса программам);
— личностно-ориентированное обучение учащихся: создание разнообразных стартовых условий и методов обучения для развития каждой отдельно взятой личности;
— валеологически целесообразную организацию урока, его этапов, компонентов;
— достаточную двигательную активность детей в процессе обучения, использование режима свободных динамических поз, организацию активного отдыха на переменах (проведение различных физкультпауз, активных подвижных игр).
Методики обучения и воспитания можно отнести к сберегающим здоровье, если их систематическое использование не приводит к снижению ресурсов здоровья и повышению заболеваемости, способствует профилактике заболеваний и предупреждению болезненного и рискованного поведения.
Три фактора учебно-воспитательного процесса в школе, способные повысить или снизить риск развития у школьников заболеваний, это:
— фактор условий обучения (освещение, размеры классной комнаты, вентиляция, полиграфические параметры учебников, то есть все средовые характеристики) подлежит гигиеническому нормированию;
Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии и физическом здоровье учащихся.
Единственным социальным институтом современного общества, охватывающим практически всех без исключения его граждан, причем как раз здоровых, является школа. Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Поэтому решить проблему сохранения и укрепления здоровья способны лишь медицина и педагогика совместно.
Рабочая программа по дисциплине «Основы медицинских знаний» для педагогического колледжа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б.Канукова»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05. Основы медицинских знаний
для специальности среднего профессионального образования
44.02.02 – «Преподавание в начальных классах»
Программа общепредметной дисциплины
Основы медицинских знаний
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
44.02.02 – «Преподавание в начальных классах».
Организация-разработчик: БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б.Канукова»
Колосова Г.В. – почётный работник СПО РФ, преподаватель естественнонаучных дисциплин БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б.Канукова»
Рассмотрена на заседании предметно (цикловой) комиссии ПЦК естественнонаучных дисциплин от 29.08.2016г. протокол № 1.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы…………………. 4
1.2. Место учебной дисциплины……………………………………4
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины……………………. 5
1.4. Рекомендуемое количество…………………………………….7
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины, виды работы…………………7
условия реализации учебной дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение……………………….18
3.2. Информационное обеспечение обучения……………………..19
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины………………………………………………………………… 20
Основы медицинских знаний
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области начального образования при наличии среднего или полного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в естественнонаучный цикл общепрофессиональных дисциплин.
Для усвоение дисциплины «Основы медицинских знаний» необходимы знания, умения, компетенции, полученные студентами в средней общеобразовательной школе и при изучении естественнонаучных дисциплин на 1-2 курсе колледжа. Студенты должны иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации.
Программа предназначена для изучения курса «Основы медицинских знаний» в педагогических колледжах на школьных отделениях на 3 курсе V c еместра в объеме 30 ч. Программа реализует государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. «Основы медицинских знаний» является дисциплиной, обеспечивающей профессиональную подготовку молодых специалистов.
Курс «Основы медицинских знаний» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений.
Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу.
Анализ заболеваемости учащихся свидетельствует о том, что растет процент больных детей, к моменту окончания школы только 10% выпускников могут считаться здоровыми.
В процессе обучения у многих школьников проявляются нарушения зрения, осанки, нервно-психические проблемы, участились случаи отравлений, травмы.
Здравоохранение обеспокоено ростом среди детских контингентов инфекционных заболеваний: гепатитов, кишечных инфекций, инфекций передающихся половым путем, остро стоит проблема наркомании и СПИДа.
Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. При изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека. В содержании программы отражены те научно-практические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися, участие в конференциях, ролевых играх, а также тестирование. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и биологии, а также яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить учащихся в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.
Для решения этих проблем необходимы усилия не только медицины, но всего общества, системы образования и семьи. На данном этапе развития общества важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков, в связи с этим приоритетным является формирование принципов здорового образа жизни, начиная с детского возраста.
Другой важной предпосылкой для разработки данной программы следует считать необходимость овладение определенным объемом медицинских знаний и умений будущими педагогами.
Наряду с интегрированными знаниями по первой медицинской помощи и медико-социальным аспектам охраны здоровья дать целостное представление о влиянии и опасных последствиях для человека чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального происхождения, об организации медицинской помощи при массовых поражениях.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель: формирование у студентов сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни, а также приобретения навыков распознавания признаков неотложных состояний и умения оказывать первую доврачебную помощь.
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
1.Ознакомить студентов с основными положениями современной концепции здорового образа жизни.
2.Ознакомить студентов с определением понятия «здоровый образ жизни», как биологическая и социальная проблема. Познакомить с принципами и методами формирования здорового образа жизни, факторами сберегающими и нарушающими здоровье.
3.Обучить будущих учителей методам профилактики, преодоления вредных привычек.
4.Дать определения понятиям здоровье и болезнь, индивидуальное и общественное здоровье.
5.Ознакомить с основами микробиологии и эпидемиологии, иммунологии.
6.Познакомить с клинической картиной неотложных состояний.
7. Познакомить с клинической картиной наиболее часто встречающихся инфекций.
8. Познакомить с клинической картиной травматических повреждений.
9.Обучить методам оказания помощи при неотложных состояниях, легочно-сердечной реанимации.
10. Обучить методам оказания помощи при травматических повреждениях.
Обучить студентов правильной тактике поведения в случаях появления инфекционных заболеваний в школе.
Процесс изучения дисциплины « Основы медицинских знаний » направлен на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК-4 – студент способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования ;
ОК-5 – студент готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья ;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции (ПК)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося составляет 45 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Итоговая аттестация в форме:
1) рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине;
2)реферативная работа студентов по предлагаемой тематике
3) дифференцированный зачет (ДЗ).
Основные понятия и определения дисциплины ОМЗ – 3ч.
Цели и задачи курса. Значение дисциплины для правильной организации учебно-воспитательной работы, трудового обучения, совершенствования физического развития и работоспособности детей.
Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала в условиях конкретной социальной и экологической среды. Здоровье человека как предмет исследования. Определения понятия здоровье. Состояние здоровья. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве. Здоровье и болезнь как основные формы жизни.
Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп, факторы здоровья, характеристика групп здоровья.
Здоровье и наследственность.
1)Календарь прививок в России.
2)Группы здоровья детей и взрослых.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 1 ч.
1) Значение профилактических осмотров в ранней диагностике заболеваний.
Тема 2. Экология и здоровье человека- 2 ч.
Биологическое действие на организм загрязнений окружающей среды. Эндоэкология.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – 1 ч.
1)Круглый стол « Экология и здоровье человека»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 1 ч.
1) Экология и здоровье человека – 1 ч.
Тема 3. Основные группы инфекционных заболеваний – 3 ч.
Инфекционные болезни. Классификация. Инфекционные болезни в современном обществе. Детские инфекции: скарлатина, корь, дифтерия, коклюш, краснуха, ветряная оспа, инфекционный паротит, гепатиты. Начальные сим птомы, течение, пути распространения. Инкубационный период. Осложне ния. Профилактика. Социальнозначимые инфекционные заболевания: СПИД, туберкулез.
Особо опасные и карантинные инфекционные болезни. Международные правила по предупреждению инфекционных заболеваний.
Заболевания, передаваемые половым путем. Венерические болезни как инфекционные заболевания: принципы диагно стики, профилактики, обязательность лечения.
Глистные инвазии: принципы диагностики, профилактики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – 1 ч.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 3 ч.
1)Постер «Инфекционные заболевания» (на выбор)
2) Половое воспитание детей начального возраста.
3)Составление мультимедийной презентации.
Тема 4. Понятие о неотложных состояниях – 4 ч.
Первая медицинская (доврачебная) помощь как возможность спасения чело века при угрожающих его жизни состояниях (кровотечение, кома, шок, асфиксия, остановка сердца, отравления, ожоги, отморожения и др.).
Понятие об асептике и антисептике. Пере вязочные материалы. Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение.
Отравления (алкогольными сур рогатами, лекарственными препаратами, ядохимикатами ). Принципы оказания первой медицинской помо щи.
Первая помощь при укусах змей. Организация первой медицин ской помощи при стихийных бедствиях, основой принцип этапности. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
Первая медицинская помощь: проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос, т ехника непрямого массажа сердца. Острые хирургические заболевания и повреждения органов брюшной полости (острый аппендицит, холецистит, перитонит).
Первая помощь при аллергических реакциях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – 2 ч.
1)Медицинская аптечка (укомплектование, назначение препаратов). Антисептики. Перевязочные материалы. Приборы для измерения температуры, давления.
2) Проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и непрямого массажа сердца.
Тема 5. Травмы. Раны и кровотечения – 5 ч.
Детский травматизм. Причины кровотечений: переломы, ушибы, разрывы, вывихи, растяжения. Виды кровотечений: наружное и внутреннее, артериальное, венозное, смешанное, капилляр ное. Основные признаки кровотечения в зависимости от места локализации: в полость груди, брюшную полость, в просвет полых органов. Первая медицинская помощь при кровотечении. Основные виды остановки кровотечений: пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, форсированное сгибание конечности, наложение жгута. Первичная обработка раневой поверхности, различные виды повязок. Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов, вывихов, растяжений, уши бов и их отличительные особенности. Иммобилизация поврежденной поверхности: наложение шины, фиксирующей повязки. Подготовка пострадавших к транспортировке и доставка в ле чебное учреждение.
Виды черепно-мозговых травм. Три типа повреждения мозга: сотрясе ние, ушиб, сдавление. Первая медицинская помощь при открытой и закрытой черепно-мозговой травме.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – 3 ч.
Первая медицинская помощь при кровотечении.
Первая медицинская помощь при переломах.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 2 ч.
1)Детский травматизм, профилактика.
2)Составление мультимедийной презентации.
Тема 6.Здоровый образ жизни – 6 ч.
Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Оп ределение понятия «образ жизни». Влияние об раза жизни на здоровье. Приоритеты здоро вого образа жизни. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как основа профилактики, решающее звено в сохранении и укреплении здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека.
Режим дня. Физические упражнения и здоровье.
Питание и здоровье. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием. Экологическая безопасность продуктов питания.
Закаливание и здоровье. Виды закаливания: обтирание, обливание, купание. Стимулирующие и закаливающие факторы: солнечный свет, воздушные ванны. Биологически-активные точки. Точечный массаж.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – 4 ч.
1)Составление режима для учащихся начальных классов.
2)Составление суточного рациона питания для учащихся нач. школы.
3)Разучивание физических упражнений и физминуток для уч-ся.
4)Биологически-активные точки. Точечный массаж.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 4 ч.
1)Физминутки для учащихся начальной школы и учащихся старших классов (уч-ся колледжа).
2)Постер «Здоровый образ жизни»
Тема 7. Вредные привычки – фактор риска для здоровья – 4 ч.
Табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Негативное воздействие на организм ребенка. Клинические проявления наркомании. Степени алкогольного опьянения. Профилактика вредных привычек и методы борьбы с ними. Проблемы репродуктивного здоровья. Просмотр видеороликов «Помоги себе сам»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – 2 ч.
1)Просмотр видеороликов «Помоги себе сам»
2)Круглый стол « Вредные привычки – фактор риска для здоровья»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 4 ч.
1)Влияние наркотических веществ на организм школьника.
2)Внеклассное мероприятие о ЗОЖ для уч-ся начальных классов.
3) Постер «Профилактика вредных привычек»
4)Составление мультимедийной презентации.
Тема 8. Роль школы, семьи, государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей – 2 ч.
Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний. Организация оздоровительно-просветительской работы с учащимися и их родителями с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья.
ДУ, школы, гимназии, лечебно-профилактические и санаторно-курортные учреждения, общественные фонды и организации. Их вклад в сохранение здоровья детей. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения.
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
«Основы медицинских знаний»
1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение: ФГОС НОО, ФГОС СПО, учебные программы.
2. Учебно-методические материалы.
3. Лабораторно-практическое оборудование.
4. Наглядные пособия: натуральные средства обучения, таблицы, макеты, модели.
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место учителя, документ-камера, доска маркерная, телевизор (74см.), видео. Интернет-ресурсы.
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по анатомии;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
Комплект учебно-наглядных пособий по анатомии
комплект «Таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека»;
раздаточный материал, ситуационные задачи;
муляжи органов и систем органов;
модели органов и систем органов;
оптические приборы: микроскопы, лупы;
измерительные приборы: термометры, весы, ростомер, динамометр, тонометры, кровоостанавливающие жгуты, бинты, шины;
видеофильмы по темам;
мультимедийные презентации по предмету;
5. Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Мультимедийные презентации по основным темам.
Российское образование: федеральный портал. URL : http://www.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL : http://school-collection.edu.ru/
http\\fepo informica.ru index php menu=structs_demo
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате изучения дисциплины ОМЗ
студент должен знать:
— о принципах и методах формирования ЗОЖ, профилактике вредных привычек,
— о роли учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний,
— о неотложных состояниях и их диагностике,
— о характере детского травматизма,
— о симптоматологии инфекционных заболеваний и меры их профилактики,
Студент должен иметь представление:
— о нормативно-правовой базе охраны здоровья населения и др.документах, направленных на охрану санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды и экологии,
— об иммунной системе и иммунитете и календаре прививок,
— об инфекционном и эпидемическом процессе,
— о роли государственных и негосударственных учреждений в сохранении здоровья детей.
Уметь: организовывать оздоровительно-просветительскую работу с учащимися,
родителями с целью формирования сохранения и укрепления здоровья,
— уметь оказать помощь при неотложных состояниях,
— владеть приемами сердечно-легочной реанимации,
— уметь оказать помощь при травматических повреждениях (остановить кровотечение, наложить шину, повязку на рану и др.)
Владеть: основными навыками оказания первой неотложной помощи;
— способами ориентации в профессиональных источниках информации;
— способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
— рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно).
— Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.
Итоговая аттестация в форме:
— дифференцированного зачета (ДЗ).
4.2.ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля
1. Понятие о дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
2. Понятие «здоровье» и «болезнь», факторы здоровья.
3. Группы здоровья и их значение в комплексном наблюдении детей дошкольного и школьного возраста.
4. Понятие об инфекционном процессе, его периоды.
5. Роль учителя в профилактике инфекционных заболеваний.
6. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.
7. Календарь прививок.
8. Обморок и коллапс: причины, проявления, неотложная помощь.
9. Отек легких: проявления, неотложная помощь.
10. Попадание инородных тел в дыхательные пути: проявления, неотложная помощь.
11. Лихорадки, острые респираторные инфекции, пневмония: проявления, неотложная помощь.
12. Анафилактический шок: причины, проявления, неотложная помощь.
13. Острая боль в животе: причины, неотложная помощь.
14. ЖК кровотечение: причины, проявления, неотложная помощь.
15. Острые отравления: причины, проявления, неотложная помощь.
16.Признаки и оказание неотложной помощи при гипер- и гипогликемических комах при сахарном диабете.
17. Признаки терминальных состояний, клинической и биологической смерти.
18. ЛС реанимация: техника искусственного дыхания и наружного массажа сердца. Особенности реанимационных мероприятий у детей.
19. Оказание первой помощи при утоплении (истинном и вызванном внезапной остановкой сердца и дыхания).
20. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.
21. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.
22. Оказание первой помощи при отморожениях и общем замерзании.
23. Оказание первой помощи при термических ожогах.
34. Понятие о травмах. Травматический шок: стадии, первая помощь.
25. Понятие об открытых повреждениях. Оказания первой помощи.
26. Кровотечения: виды, способы временной остановки.
27. Ушибы, вывихи, растяжения: признаки и оказание первой помощи.
28. Переломы костей. Особенности переломов у детей. Оказание помощи.
29. Травмы черепа, позвоночника и костей таза. Оказание первой помощи
30. ЗОЖ как биологическая и социальная проблема. Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ..
31. Формирование мотивации к ЗОЖ. Принципы и методы формирования ЗОЖ учащихся. Здоровьесберегающие функции учебно-воспитательного процесса.
32. Т абакокурение: негативное воздействие на организм ребенка, профилактика и методы борьбы.
33. Алкоголизм, профилактика и методы борьбы.
34. Н аркомания: клинические проявления, негативное воздействие на организм ребенка, профилактика и методы борьбы.
35. Совместная деятельность школы и семьи в сохранении здоровья детей. Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний.
36. Роль государственных и негосударственных учреждений в сохранении здоровья детей. Их вклад в сохранение здоровья детей. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения.
37. Воздушно-капельные инфекции: клинические признаки, меры профилактики.
38. Кишечные инфекции: клинические признаки, меры профилактики.
39. Социальнозначимые инфекционные заболевания: СПИД, туберкулез. Признаки, меры профилактики.
40. Заболевания, передаваемые половым путем: признаки, меры профилактики.
41. Глистные инвазии: принципы диагностики, профилактики.
42. Правила наложения повязок.
Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности
1. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.
2. Здоровье человека и окружающая среда. Оценка вредных факторов окружающей среды.
3. Понятие «репродуктивное здоровье». Ранние половые связи и болезни, передаваемые половым путем, их распространение и меры профилактики. Сексуальная культура – фактор психического и физического благополучия молодежи.
4. Туберкулез и СПИД – социально значимые заболевания.
5. Венерические заболевания.
6. Особо опасные и карантинные инфекционные болезни.
7. Глистные инвазии.
8. Календарь прививок.
9. Отравление алкогольными суррогатами, лекарственными препаратами, ядохимикатами. Оказание доврачебной помощи.
10. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья и профилактике заболеваний.
11. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.
12. Факторы, благоприятно влияющие на здоровье учащихся: рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, отсутствие вредных привычек, личная и школьная гигиена, благоприятный психологический климат.
Темы рефератов
Пути или механизмы передачи инфекционных заболеваний. Классификация заболеваний в зависимости от механизма передачи возбудителя.
Корь. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Краснуха. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика, осложнения.
Скарлатина. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Ветряная оспа. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Дифтерия. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Коклюш. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Эпидемический паротит. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Полиомиелит. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Грипп. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Острые респираторные заболевания. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Туберкулёз. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Дизентерия. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Сальмонеллёз. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Пищевые токсикоинфекции. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, меры профилактики.
Ботулизм. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Столбняк. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Гепатит А. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Клещевой энцефалит. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.
Роль учителя и воспитателя в предупреждении распространения инфекции в организованном коллективе.