Что такое оно в истории одного города доказать

Что подразумевал Салтыков-Щедрин под «оно» в «Истории одного города» (Салтыков-Щедрин М. Е.)

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город». Именно эти строки из романа М. А. Булгакова приходят на ум, когда речь заходит о финале произведения М. Е Салтыкова-Щедрина «История одного города». И если вопросов по поводу Ершалаима и накрывшей его тьмы у внимательных мыслящих читателей обычно не возникает, то даже для них это самое «оно», явившееся в Глупов, остаётся покрытым тайной

Этому способствует и сам автор, заканчивая главу так: «История прекратила течение своё», то есть оставляя финал открытым.

«Это была капля, переполнившая чашу…» — эта фраза позволяет предположить, что «оно», явившееся в Глупов в апокалиптичном образе и уничтожившее Угрюм-Бурчеева, имеет происхождение революционное. Нельзя с точностью сказать, буржуазная ли это революция, или народный бунт, при котором выплеснулось всё накопившееся недовольство. Так или иначе, но по-старому уже не будет.

В финале Угрюм-Бурчеев произносит «Придёт…». Но в начале главы он оговаривается: «Идёт некто за мной, который будет ещё ужаснее меня». В свою очередь, данные слова дают возможность говорить об «оно» как об усилении абсолютизма или установлении тирании. И то, и другое куда хуже Угрюм-Бурчеева с его утопическим тоталитаризмом.

В «Истории одного города» река является символом жизни и природы. «Оно» тоже имеет природные черты: «не то ливень, не то смерч», перед пришествием этого явления север потемнел и покрылся тучами. Можно предположить, что сама природа, сама жизнь решила прекратить историю города Глупова, его раболепных обывателей, градоначальников, из которых симпатию может вызвать разве что Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский, за то, что глуповцы за свою долгую историю не смогли измениться, а Угрюм-Бурчеев вступил в борьбу с самой жизнью и пытался всё перекроить по-своему.

Все эти версии имеют право на существование, но ни одна их них не является полностью верной. На то автор и оставляет финал открытым, пишет о конце истории. Конец истории — точка, после которой обязательно произойдут перемены, начнётся новый абзац книги жизни. И каким именно он будет, Салтыков-Щедрин утверждать не берётся.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Что такое оно в истории одного города доказать

Что такое оно в истории одного города доказать. Смотреть фото Что такое оно в истории одного города доказать. Смотреть картинку Что такое оно в истории одного города доказать. Картинка про Что такое оно в истории одного города доказать. Фото Что такое оно в истории одного города доказать

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город». Именно эти строки из романа М. А. Булгакова приходят на ум, когда речь заходит о финале произведения М. Е Салтыкова-Щедрина «История одного города». И если вопросов по поводу Ершалаима и накрывшей его тьмы у внимательных мыслящих читателей обычно не возникает, то даже для них это самое «оно», явившееся в Глупов, остаётся покрытым тайной

Этому способствует и сам автор, заканчивая главу так: «История прекратила течение своё», то есть оставляя финал открытым.

«Это была капля, переполнившая чашу…» — эта фраза позволяет предположить, что «оно», явившееся в Глупов в апокалиптичном образе и уничтожившее Угрюм-Бурчеева, имеет происхождение революционное. Нельзя с точностью сказать, буржуазная ли это революция, или народный бунт, при котором выплеснулось всё накопившееся недовольство. Так или иначе, но по-старому уже не будет.

В финале Угрюм-Бурчеев произносит «Придёт…». Но в начале главы он оговаривается: «Идёт некто за мной, который будет ещё ужаснее меня». В свою очередь, данные слова дают возможность говорить об «оно» как об усилении абсолютизма или установлении тирании. И то, и другое куда хуже Угрюм-Бурчеева с его утопическим тоталитаризмом.

В «Истории одного города» река является символом жизни и природы. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

«Оно» тоже имеет природные черты: «не то ливень, не то смерч», перед пришествием этого явления север потемнел и покрылся тучами. Можно предположить, что сама природа, сама жизнь решила прекратить историю города Глупова, его раболепных обывателей, градоначальников, из которых симпатию может вызвать разве что Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский, за то, что глуповцы за свою долгую историю не смогли измениться, а Угрюм-Бурчеев вступил в борьбу с самой жизнью и пытался всё перекроить по-своему.

Все эти версии имеют право на существование, но ни одна их них не является полностью верной. На то автор и оставляет финал открытым, пишет о конце истории. Конец истории — точка, после которой обязательно произойдут перемены, начнётся новый абзац книги жизни. И каким именно он будет, Салтыков-Щедрин утверждать не берётся.

Источник

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
1826 – 1889

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА
(1869-1870)
Оно: что случилось с историей?

Сухих И.Н. Русская литература. ХIХ век (главы из учебника 10 класса)

Суть проблемы финала четко сформулировал один английский литературовед в названии своей статьи: «Реакция или революция?»

Любопытно, обе – прямо противоположные – точки зрения находят некоторое подтверждение в тексте.

В последней главе, на последней странице, после информации о назначении Угрюм-Бурчеевым шпионов в каждую «поселенную единицу», есть фраза: «Это была капля, переполнившая чашу…» Она напрашивается на продолжение: «…терпения, народного терпения» – и может быть истолкована в «оптимистическом» духе.

Но на этой же странице, несколькими строками ниже, «Угрюм-Бурчеев вдруг обернулся всем корпусом к оцепенелой толпе и ясным голосом произнес «Придет…» Эта оборванная фраза «кольцуется» с началом последней главы, где тот же персонаж говорит: «Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня», – и льет воду на мельницу «пессимистов»

Если крик первого князя «Запорю!» «издатель» считает началом «исторических времен», то, может быть, в финале прекращает течение свое именно эта неразумная история, уступая дорогу временам более светлым?

Но, вернувшись к «Описи градоначальникам…», мы узнаем, что за исчезнувшим «бывым прохвостом» последовал не менее бравый Перехват-Залихватский. Внутри последней главы спрятано еще указание на «позднеисторические времена»: после «административного исчезновения» Угрюм-Бурчеева в подвале градоначальнического дома находят его жену и детей, нагих и совершенно диких существ, «которые кусались, визжали, впивались друг в друга когтями и огрызались на окружающих». И композиционно роман завершается вовсе не фразой о конце истории, а «Оправдательными документами», как бы возвращающими повествование «на круги своя», к временам глуповского безумия.

Образ реки, издающей «живые звуки», можно понять как символ непокорной жизни, противостоящей страшному «прямолинейному бреду» Угрюм-Бурчеева. Но ведь с этой рекой борются сами глуповцы, покорные приказам идиота-градоначальника, – оптимистическую перспективу здесь усмотреть трудно.

Писатель, конечно же, мог подчеркнуть, акцентировать оптимистическую или пессимистическую концовку своей книги. Например, поменять местами в «Описи градоначальникам…» Угрюм-Бурчеева и Перехват-Залихватского, включить «Оправдательные документы» в середину книги, более подробно описать «переполненную чашу» глуповского терпения и т. п. Мог, но не стал этого делать.

Следовательно, неоднозначность финала «Истории одного города» является результатом авторского замысла. Щедрин сознательно не проясняет символический смысл «оно» и финала в целом.

Последняя страница крайне загадочна, обобщенно-символична. Отсутствие всяких исторических подсказок, дававшихся ранее, ритмическая организация, апокалипсический колорит и образность – сгущают загадочность до предела.

В том-то, вероятно, и дело, что более конкретной художественной расшифровке ключевой образ щедринской книги не поддается. «Оно» – и есть «оно». Это не простая аллегория революции или реакции, а образ, важный как раз принципиальной безличностью, непроясненностью, невоплощенностью.

Показать своеобразие щедринского образа можно с помощью двух параллелей.

В 1840 году, когда лицеист Салтыков интересовался поэзией и сам писал стихи, было опубликовано стихотворение Е. А. Баратынского «На что вы, дни…»

На что вы, дни! Юдольный мир явленья
Свои не изменит!
Все ведомы, и только повторенья
Грядущее сулит.

Недаром ты металась и кипела,
Развитием спеша,
Свой подвиг ты свершила прежде тела,
Безумная душа!

И тесный круг подлунных впечатлений
Сомкнувшая давно,
Под веяньем возвратных сновидений
Ты дремлешь; а оно

Бессмысленно глядит, как утро встанет,
Без нужды ночь сменя,
Как в мрак ночной бесплодный вечер канет,
Венец пустого дня!

Источник

Каков смысл финальной сцены в романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина?

В ЧЁМ СМЫСЛ ФИНАЛА РОМАНА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

Все градоначальники, управлявшие городом Глуповым, были невеждами и проходимцами, и реформы их бессмысленны и вредны. Один градоначальник вводит просвещение – другой его упраздняет, один строит город – другой его разрушает, один пренебрегает законами – другой издаёт их по всякому поводу и без смысла.

История Глупова свидетельствует о том, что лучше всего народу жилось при градоначальнике, который делами совсем е занимался, так как у него была фаршированная голова. А самый страшный из всех градоначальников – это градоначальник наиболее деятельный, Угрюм-Бурчеев. Он воплощает в себе самую сущность единовластия, тупой и слепой силы.

Но в финале повествования мы видим образ загадочного Оно, которое сметает Угрюм-Бурчеева. В этом необыкновенном образе можно видеть не только природную стихию, восставшую против губительной политики, не только намёк на народную революцию, но аллегорию неизбежного воздаяния, суда Высшей силы.

Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование.

Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима.

Грозное «оно», это «неслыханное зрелище», приходит извне: «Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки»; «Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой».

Некоторые критики склонны рассматривать развязку романа как намек на стихийное народное восстание, народную революцию, хотя глуповцы очевидно не способны к борьбе: увидев надвигающееся на них «оно», «глуповцы пали ниц», и «неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца».

Другие же считают, что исчезновение Угрюм-Бурчеева, уничтожение его силами самой взбунтовавшейся природы показывает надежду Салтыкова-Щедрина на то, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.

Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование.

Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима.

Грозное «оно», это «неслыханное зрелище», приходит извне: «Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки»; «Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой».

Некоторые критики склонны рассматривать развязку романа как намек на стихийное народное восстание, народную революцию, хотя глуповцы очевидно не способны к борьбе: увидев надвигающееся на них «оно», «глуповцы пали ниц», и «неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца».

Другие же считают, что исчезновение Угрюм-Бурчеева, уничтожение его силами самой взбунтовавшейся природы показывает надежду Салтыкова-Щедрина на то, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.

Просветленный
В ЧЁМ СМЫСЛ ФИНАЛА РОМАНА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

Все градоначальники, управлявшие городом Глуповым, были невеждами и проходимцами, и реформы их бессмысленны и вредны. Один градоначальник вводит просвещение – другой его упраздняет, один строит город – другой его разрушает, один пренебрегает законами – другой издаёт их по всякому поводу и без смысла.

История Глупова свидетельствует о том, что лучше всего народу жилось при градоначальнике, который делами совсем е занимался, так как у него была фаршированная голова. А самый страшный из всех градоначальников – это градоначальник наиболее деятельный, Угрюм-Бурчеев. Он воплощает в себе самую сущность единовластия, тупой и слепой силы.

Но в финале повествования мы видим образ загадочного Оно, которое сметает Угрюм-Бурчеева. В этом необыкновенном образе можно видеть не только природную стихию, восставшую против губительной политики, не только намёк на народную революцию, но аллегорию неизбежного воздаяния, суда Высшей силы.

Источник

Смысл финала романа “История одного города”

Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее”, – утверждал Салтыков-Щедрин.

Долготерпение глуповцев, их темнота и бессознательность, стихийность и неорганизованность осознаны ими в период правления городом Угрюм-Бурчеева. Автор находит следующие слова для его характеристики: “Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами”.

Одиозная фигура Угрюм-Бурчеева является символом

“Когда цикл явлений истощается, – писал Салтыков-Щедрин в 1863 году в статье “Современные призраки”, – когда содержание жизни беднеет, история гневно протестует против всех увещаний. Подобно горячей лаве проходит она по рядам измельчавшего, изверившегося и исстрадавшегося человечества, захлестывая на пути своем и правого, и виноватого. И люди, и призраки поглощаются мгновенно, оставляя вместо себя голое поле.

Это голое поле представляет истории прекрасный случай проложить для себя новое и притом более удобное ложе”.

Автор верит в прогресс, просвещение, социальную справедливость. Он надеется, что темные силы, реакция не смогут изменить ход истории, помешать ее логическому развитию, как не смог справиться с течением реки последний глуповский градоначальник Угрюм-Бурчеев.

Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима. Но писатель твердо убежден, что строителями новой жизни будут другие люди, не глуповцы. Грозное “оно”, это “неслыханное зрелище”, приходит извне: “Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки”; “Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой”.

Очистительный ураган истории несет гибель Угрюм-Бурчееву и полностью разрушает Глупов.

Но так финал “Истории одного города” трактуют не все критики. Некоторые считают, что в развязке романа есть намек на стихийное народное восстание, народную революцию. Но сам Салтыков-Щедрин показал глуповцев не способными к борьбе, пассивными, испуганными, жалкими.

Увидев надвигающееся на них “оно”, “глуповцы пали ниц”, и “неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца”. Чтобы принять революцию, нужно стать активными и сознательными, тогда только возможно пробуждение масс. “Минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа”, – был уверен писатель.

Другие критики придерживались мнения, что финал романа – это предсказание катастрофических потрясений, которые произойдут в Глупове и с глуповцами. (В “Описи градоначальникам” за Угрюм-Бурчеевым следует Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор, который “въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки”.) Эта версия не подтверждена ни идеей произведения, ни простой логикой: силы реакции разрушаются силами реакции с “гневом”.

Толкование “оно” как реакции полно пессимизма. А Салтыков-Щедрин избегал полного отчаяния даже в самых мрачных, безысходных своих размышлениях. Исчезновение Угрюм-Бурчеева, растворившегося в воздухе, лишь подтверждает мысль автора о неизбежном конце деспотизма как явления.

В финале “Истории одного города” звучит тема конца Глупова. Салтыков-Щедрин полон оптимизма, он верит, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *