Что такое онтогенез речевой деятельности

Речевое развитие детей в онтогенезе

Что такое онтогенез речевой деятельности. Смотреть фото Что такое онтогенез речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое онтогенез речевой деятельности. Картинка про Что такое онтогенез речевой деятельности. Фото Что такое онтогенез речевой деятельности Юлия Сергеева
Речевое развитие детей в онтогенезе

Речевое развитие детей в онтогенезе

Онтогенез речевого развития – это последовательность развития сторон и компонентов речи у детей на разных ступенях социализации.

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В работах А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Н. Х. Швачкина, В. И. Бельтюкова подробно описано становление речи у детей начиная с периода младенчества. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы.

Н. В. Нищева [40] отметила, что появление и дальнейшее развитиеречи зависит от ряда факторов:

определенной степени зрелости коры головного мозга;

определенного уровня развития всех органов чувств;

наличия речевой среды, речевого окружения;

состояния психофизического здоровья ребенка;

потребности пользоваться речью как основным способом общения.

Е. Н. Винарская этапы речевого развитияделит на следующие периоды:

период дофонетических универсалий;

период фонетических образов и жестов;

период фонетических представлений;

период фонематических обобщений.

Н. С. Жукова выделила два периода речевого развития: довербальный и вербальный. Н. С. Жукова выделила пять стадий развития ребёнка от рождения до 18 месяцев:

1 стадия – от рождения до 8 недель (2 месяца, характеризуется рефлекторным криком и звуками.

2 стадия – характеризуется качественным изменениям крика, появлением гуления и смеха.

3 стадия – характеризуется появлением лепета.

4 стадия – расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Период 5-7, 5-12,5 месяцев. Это стадия характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, да-да, ма-ма). На этой стадии усиливается контроль за произношением звуков.

5 стадия – охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии появляются лепетные слова[59].

С. Н.Цейтлин писал: «Около двух месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки и, главное, становится заметно, что он сам получает от них удовольствие. Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. К трем месяцам гуление достигает обычно максимума. Следующая стадия предречевых вокализаций — лепет. Если гуление включает звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный + гласный» [60, С. 192].

Перед переходом к словам появляются протослова,которые обладают следующими признаками:

простота звукового облика;

доступность для артикуляции в младшем возрасте;

мотивированность звуковой формы, имеющей понятный для

ребенка «звукоизбразительный» характер.

С. Н. Цейтлин [60] выделяет следующие этапы речевого онтогенеза: дословесный этап; этап однословных высказываний; этап начальных двухкомпонентных высказываний; этап элементарных сложных предложений; переходный этап к системной речи.

Изучением раннего развития речи занималась Л. И. Белякова и на основе проведенного исследования определила следующий онтогенез речи:

В 16-20 месяцев жизни у большинства детей словарь пополняется особенно интенсивно. Многие слова в первое время передаются ритмической структурой либо ударным слогом.

В 18-22 месяца жизни происходит формирование элементарной фразовой речи. Первые фразы состоят из 2-3 слов, которые еще не объединены в синтагму, а слово сопровождается жестом.

В 28-32 месяца жизни фразовая речь начинает интенсивно усложняться и интенсивно употребляться в активной речи детей. Грамматические формы становятся нормативными.

В период раннего возраста резко увеличивается активный словарь, так как у детей актуализируется словарь, и совершается переход слов из пассивного в активный словарь детей[31].

О. Е. Громова рассматривает взаимосвязь развития речи и психологического развития детейи ориентируется на следующую периодизацию: доречевой этап; этап первичного освоения языка; этап усвоения основных грамматических правил; этап усвоения морфологических, фонетических норм и развития связной речи.

О. Е. Громова отмечает, что период раннего возраста ключевой в овладении родного языка и зависит от социального окружения, речевой среды, условий воспитания.

Таким образом, происходит формирование речи до 3 лет. Этот период называют сензитивным периодом развития речи, это связано со строением и развитием мозговых структур ребенка раннего возраста.

Д. Б. Эльконин установил, что в период раннего возраста речь выступает средством общения и имеет практическую направленность и ситуативный характер.

Д. Б.Эльконин писал: «Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи» [62, С. 7].

Ребенок переходит к контекстной речи и к монологической форме общения. С. Я. Рубинштейн считал, что контекстная речь лучше раскрывает мысли других людей вне зависимости от ситуации.

А. М. Леушина изучая закономерности речевого развития детей, заметила, что речь детей может быть ситуативной или контекстной в зависимости от условий общения.

Н. В. Нищева выделила характеристики речевого развития, на параметры которого должен обратить логопед и родители[41].

2- 5месяцев появляется гуление, подготавливающее артикуляцию гласных звуков, речевое дыхание.

К 10 месяцам ребенок добавляет жесты, подкрепляя лепетную речь.

К 3 годам ребенок строит простые распространенные предложения. Происходит качественный и количественный скачок в речевом развитии, формируются все части речи. К 4 годам становятся звуки позднего онтогенеза. В 5 лет ребенок использует сложные предложения, появляются шипящие и сонорные звуки. В 6 лет у детей правильная артикуляция. С 7- 17 лет ребенок овладевает письменной речи[33].

По Б. М. Гриншпун[18] выделяют закономерности речевого развития:

1. Период развития речи доречевой (1 год жизни).

С 3-6 месяцев этап гуления, который отражает физиологический комфорт ребёнка. С 6 месяцев появляется лепет. Лепет появляется не у всех детей: отсутствует у глухих, алаликов. умственно отсталых и зпр. Лепет представляет собой многократно повторение слогов сочетания которых не имеют смыслового значения. В период лепета идёт тренировка речевого дыхания. артикуляционного аппарата. По характеру лепет может отражать проблемы в развитии ребёнкадетей с поражением ЦНС однообразный тихий лепет дыхание быстро истощается голос охриплый).

В словаре ребёнка появляются первые слова Количество слов от 8 до 12 большинство из них лепетные и звукоподражания эти слова получают предметную отнесённость. Получают предметную соотнесённость звуки: губно-губные (б, п, переднеязычные смычные (д,т, гласные. Понимание речи ограничено, так как ребёнок знает название нескольких игрушек и бытовых предметов.

3. Период развития речи (1,5-2).

Ребёнок стремится к речевой коммуникации с взрослым. Ребенок сам выражает с вои желания, показывает сформированность интонационной стороны речи. К концу 2 лет словарь ребенка составляет 200 слов.В это период устойчивое становление последовательности из 2-3 слогов и звуков: губно-зубные (в,ф, мягкий (л, носовой сонорный (н, заднеязычные (к,г,х). Ребёнок может удержать в памяти и выполнять 2 ступенчатые инструкции Поведение не регулируется речью взрослого[27].

4. Период развития речи(2-3).

Быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова, и взрослые должны внимательно вслушиваться в речь ребенка, понимать её и повторять правильно те слова, которые он искажает. Слыша правильное произношение слов, ребенок постепенно будет исправлять свою речь.

Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Им интересно содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они не замечают. После 2-3 лет дети уже способны замечать неправильное произношение у своих товарищей и только после этого начинают обращать внимание на собственное произношение и постепенно улучшать его.

Ребёнок не понимает и самостоятельно не конструирует предложения, которые отражают причинно-следственные связи, так как мышление ещё наглядно-действенное. Есть много ошибок связанных с употреблением слов исключённых из правил, появляются неологизмы. (у зпр неологизмы появляются в 6-7 лет, а при умственной отсталости не появляются).

Эгоцентризм речи приводит к развитию внутренней речи, а затем словесно-логического мышления. Речь ситуативная.

5. Период развития речи(3-5 лет).

На третьем году жизни ребенок начинает проявлять внимание к тому, как произносится тот или иной звук, смотрит на губы говорящего, заглядывает в рот матери, чтобы увидеть, как она сказала, и таким образом облегчает себе произношение нового звука или слова. Произнесенное слово контролируется слухом, и таким образом в тесном взаимодействии артикуляции и слухового восприятия формируется правильное произношение. Не у всех детей легко проходит этот процесс. Нередки случаи, когда ребенок не может скопировать правильное движение, найти нужное положение языка, и тогда получается искаженный, неправильный звук. Примером искажения свистящих и шипящих звуков является их боковое и носовое произношение.

Заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны речи. Все звуки должны дифференцироваться, и совершенствуется лексико-грамматический строй речи. Хорошо развита монологическая речь (пересказ, рассказ). Речь контекстна. Формируется чувство языковой нормы. Появляются предпосылки для овладения процессом чтения[10].

А. И. Иванова рассматривает два компонента развитие функций речи в онтогенезе: восприятие чужой речи и становление собственной речи.

Классическая периодизация развития детской речи, общепринятая в современных работах,сводится к выделению трех этапов:

доречевой, разделяемый на период гуления и лепета;

этап первичного освоения языка, то есть дограмматический;

этап усвоения грамматики. Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи, во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем – родительный, дательный, творительный и предложный.

Можно выделить основные закономерности нормального речевого развития:

1. Интенсивно развивается импрессивная речь (понимание) по отношению к экспрессивной речи.

2.Структурные компоненты языка: лексика грамматика фонетика развиваются неравномерно (с опережением лексика и грамматика запаздывает фонетика).

3. Смысловая сторона речи ребёнка опережает становление формальной стороны речи.

Таким образом, развитиеречи в дошкольном возрасте идет по двум линиям: совершенствуется импрессивная сторона речи и формируется собственная активная речь ребенка.

Что такое онтогенез речевой деятельности. Смотреть фото Что такое онтогенез речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое онтогенез речевой деятельности. Картинка про Что такое онтогенез речевой деятельности. Фото Что такое онтогенез речевой деятельностиИллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитие Уважаемые коллеги, хочу познакомить с новинкой, появившейся в нашей группе. Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Центра.

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Перспективный план средней группы. Образовательная область «Речевое развитие» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Образовательная область «Речевое развитие» Составила Козловцева Таисия Николаевна Сентябрь.

Что такое онтогенез речевой деятельности. Смотреть фото Что такое онтогенез речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое онтогенез речевой деятельности. Картинка про Что такое онтогенез речевой деятельности. Фото Что такое онтогенез речевой деятельностиРодительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: • познакомить родителей.

Что такое онтогенез речевой деятельности. Смотреть фото Что такое онтогенез речевой деятельности. Смотреть картинку Что такое онтогенез речевой деятельности. Картинка про Что такое онтогенез речевой деятельности. Фото Что такое онтогенез речевой деятельностиРодительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Источник

Онтогенез речевой деятельности

Сущность и исследование значения речевой функции в психическом развитии ребенка. Основные подходы к периодизации речевого развития ребенка, этапы данного процесса и принципы управления им. Оценка эффективности формирования правильной речи ребенка.

ребенок речевой психический

Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыслительной деятельности), составляет основной предмет профессиональной деятельности логопеда. Профессионально работая над формированием языковой способности у каждого воспитанника, логопед значительно расширяет сферу логопедического воздействия, на практике осуществляя комплексный подход к формированию речи.

Цель настоящей работы: изучение этапов формирования речевой деятельности в онтогенезе.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

— определить роль речевой функции в психическом развитии ребенка;

— охарактеризовать основные этапы нормального речевого развития ребенка.

1. Роль речевой функции в психическом развитии ребенка

Появлению дара слова предшествуют формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам. Кроме механизма подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих имеет место действие скрытой, необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

— отстает психическое развитие ребенка;

— замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

— появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

— возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при нормальном речевом онтогенезе и в случаях его дизонтогенеза (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина), а также их сопоставление с принятой в лингвистике периодизацией развития речи детей.

Периодизация речевого развития

Нормальный речевой онтогенез

Дословесный этап (до первых слов, самостоя-тельно продуцируемых ребенком)

Регулярные наблю-дения начались после одного года

Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный несистема-тизированный характер

II. Этап первичного освоения языка

Этап однословесных высказываний (до первых двухкомпонен-тных высказываний)

I. Первый уровень рече-вого развития (аномаль-ного): отмечается отсутствие обще употре-бляемых средств общения в 5-6 лет

Этап начальных двух-компонентных высказываний (до первых трехкомпонен-тных)

Предложение из двух слов корней. 1 год 8 месяцев

II. Второй уровень речевого развития: начатки фразовой речи

III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка

Этап элементарных сложных предложений. Период раннего рече-вого развития закончен: 3 года

IV. Этап усвоения морфологических фонетических норм и развития связной речи

Переходный этап от знания системы языка к знанию нормы, детские инновации

В следующей главе остановимся на основных этапах развития детской речи.

2. Периодизация речевого развития

2.1 Основные подходы к периодизации речевого развития ребенка

М.М. Кольцова представляет следующую последовательность в развитии языка ребенка:

Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (есть) и т.д.

Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п.

Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе

Попытки связать два слова во фразу (мама, дай).

Усваивается повелительное наклонение глаголов (иди, иди; дай-дай; и т.п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.

Пополняются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна)

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы 23%, другие части речи 14%. Союзов нет.

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже

Условная форма придаточных предложения. Длинные фразы, монологи.

Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов «Почему?»

На основе исследования письменной речи школьников М.Р. Львовым определена периодизация процесса становления грамматического строя речи учащихся средней школы, в ней выделяется три этапа. Первый этап берет начало в дошкольном детстве и завершается примерно к 12 годам, он характеризуется появлением в речи всех основных грамматических единиц и их регулярным использованием. Второй этап (12-13 лет) отличается выравниванием в употреблении сопоставимых грамматических форм, их разнообразием, в этот период происходит стабилизация, закрепление усвоенных грамматических форм. На третьем этапе (15-17 лет) ведущими становятся унификационные тенденции: в ситуациях, в которых ранее школьники употребляли разные формы, они употребляют одну и ту же, что приводит к чрезмерно частому ее употреблению. Данная периодизация выявляет основные тенденции выбора средств языка при порождении письменного высказывания, характерные для школьников той или иной возрастной группы.

Таким образом, существует множество критериев, на основе которых возможно выделение этапов и ступеней речевого онтогенеза, процесс освоения той или иной стороны речи расчленяется на этапы. Комплексное рассмотрение разных аспектов овладения родным языком (его фонетикой, лексикой, грамматикой) проводится обычно в соответствии с условными усредненными периодами детского развития. В следующей главе рассмотрим процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева.

2.2 Этапы речевого развития ребенка

А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:

А.А. Леонтьев указывает, что выделенные им временные рамки последо-вательных периодов или «стадий» крайне вариативны (особенно к 3 годам).

Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение», во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент.

Таким образом, в младенческом возрасте ребенок еще не использует собственно языковых средств для выражения своих состояний и потребностей, первые слова появляются только к концу первого года жизни, поэтому данный этап в развитии речи ребенка принято называть доречевым или дословесным. Однако значение этого периода в речевом развитии ребенка очень велико. Именно в младенчестве появляются первые голосовые реакции, которые вначале имеют неречевой характер, но постепенно становятся все более членораздельными и начинают выражать все более разнообразное и сложное семантическое содержание. В младенчестве (и даже во внутриутробном периоде) проявляется и способность специфически реагировать на человеческую речь, возникает понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Таким образом, доречевым этот этап в развитии ребенка можно назвать лишь условно.

Папа, ди (папа, иди). Ма, да кх (мама, дай кису).

Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:

а) механизм подражания словам окружающих;

б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;

в) благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).

Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма», когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай Кука» (Мама, дай куклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет машины). При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.

В 1-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка).

Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после 3 лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот… который и т.д.):

— Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время болеет.

— Около ушек у меня волосики будут длинные, так как это мои завлекалочки.

— Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер.

В это время формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения. В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения.

В дошкольном возрасте происходит постепенное отделение речи от непосредственного практического опыта. Ребенок уже способен к восприятию речи вне ситуации, теперь появляется потребность поделиться со взрослым впечатлениями, полученными вне контакта с ним, рассказать об увиденном или пересказать услышанное. В соответствии с этой потребностью начинается становление монологической речи, хотя поначалу связные высказывания дошкольника еще сохраняют черты ситуативности. В игровой деятельности совершенствуется и диалогическая речь дошкольников, которые с ее помощью планируют, согласуют свои действия, регулируют свои взаимоотношения во время игры. К концу дошкольного периода у детей отмечается в простейших формах ориентация на адресата речи при выборе слов и формулировании мыслей. Использование речи в новых функциях требует правильного фонетического, лексического и грамматического ее оформления.

Объем активного словаря дошкольника быстро растет и к 6-7 годам достигает 3,5-4 тысяч слов. Индивидуальные различия уже в этом возрасте могут быть значительными, и у отдельных детей в словаре может быть до 12 тысяч слов. Наблюдаются качественные изменения в словарном составе речи детей: возрастает доля слов с обобщенным значением, используются слова всех частей речи, слова употребляются более дифференцированно в соответствии с их значениями, увеличивается запас синонимов, антонимов, многозначных слов. Однако процесс развития словесных значений в этом возрасте не завершается, поэтому часто возникают ситуации непонимания ребенком слова, особенно если оно употреблено в переносном значении, и неверного словоупотребления в речи самого ребенка.

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слоим различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

Таким образом, к концу дошкольного периода ребенок практически овладевает родным языком, развернутой фразовой речью, его фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные дошкольнику темы. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.

В школьный период продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью, определяющей характер развития ребенка, становится учебная деятельность. Переход на новую возрастную ступень определяет те значительные изменения, которые происходят в речевом развитии ребенка. В процессе обучения совершенствуются все функции речи, но особое значение приобретает речь как средство познавательной деятельности.

Речь младшего школьника отличается от ситуативной речи дошкольника тем, что переходит постепенно в волевую сферу, становится произвольно регулируемой: ученику необходимо специально обдумывать, планировать свое высказывание, стараться понять обращенную к нему речь. Для младшего школьного возраста характерно интенсивное развитие монологической речи, которая требует большей сосредоточенности говорящего (пишущего), хорошей предварительной подготовки, значительного волевого усилия. В школе ребенок впервые в своей жизни сталкивается с понятием языковой нормы, начинает отличать литературный язык от просторечия, диалекта, жаргона, задумывается об уместности употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях.

Завершая работу, сделаем следующие выводы:

2) Свойства речи: содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего); понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям); выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом); действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

3) Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия для его развития.

Таким образом, полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни.

Знания, полученные в результате данной работы, помогут определить отклонения в речевом развитии ребенка, а следовательно, оказать ему своевременную логопедическую помощь. А также будут полезны для оказания консультативной помощи родителям и другим педагогам, работающим с детьми.

Список используемой литературы

Подобные документы

Два основных периода процесса раннего развития ребенка (от 0 до 3 лет). Становление речевой функции в онтогенезе. Три этапа речевого развития. Фонетическая квалификация голосовых реакций ребенка. Признаки неблагополучия в психоречевом развитии ребенка.

реферат [32,3 K], добавлен 03.06.2011

Этапы овладения речью и стадии психического развития ребенка. Основы развития речи: зрительное и слуховое восприятие, двигательные функции речевого аппарата. Методики выявления сформированности психофизиологических предпосылок речевого развития у детей.

курсовая работа [67,0 K], добавлен 10.05.2011

Описание процесса формирования словарного запаса и овладения простейшими грамматическими навыками у детей первого года жизни. Влияние социальной и речевой среды на совершенствование речи ребенка. Характеристика дословесных периодов речевого развития.

курсовая работа [19,2 K], добавлен 05.09.2011

Особенности развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Роль речи в психическом развитии ребенка. Работа логопеда по развитию речевой деятельности. Экспериментальная работа по профилактике нарушений речи детей.

дипломная работа [2,5 M], добавлен 12.03.2011

Сущность и содержание семьи, ее назначение и выполняемые функции, специфика внутрисемейных отношений. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи. Определение роли семьи в развитии ребенка. Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка.

реферат [28,7 K], добавлен 04.02.2011

Формы общения детей со взрослыми. Значение сверстника в психическом и коммуникативном развитии ребенка. Этапы формирования межличностных отношений дошкольников. Диагностика уровней сформированности социальных навыков ребенка и его благополучия в семье.

курсовая работа [111,0 K], добавлен 18.01.2015

Характеристика основных этапов речевого развития ребенка. Периоды совершенствования в речи детей синтаксического строя предложения, его выразительности и интонации, морфологической оформленности слов. Правила и значение родного языка в развитии ребенка.

контрольная работа [23,5 K], добавлен 09.07.2011

Основные направления и требования к уровню речевого развития у детей. Использование современных программ «Радуга», «Детство», «Истоки» для разностороннего развития ребенка, формирования у него творческих способностей, соответствующих возрастной группе.

реферат [35,8 K], добавлен 01.04.2011

Виды и особенности речевой деятельности. Исследование активного словаря ребенка. Характеристика общения дошкольников: нестандартность, нерегламентированность. Формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи в раннем дошкольном возрасте.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 08.12.2014

Изучение этапов довербального общения новорожденного, появления первых слов в речи ребенка и ранних форм возникновения грамматики и динамических стереотипов. Исследование данных о принципах организации и функционирования речевого механизма у детей.

реферат [39,5 K], добавлен 01.02.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *