Что такое онв в экологии

Что такое онв в экологии

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 августа 2020 года N 581

В целях реализации абзаца двадцатого статьи 5 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2019, N 30, ст.4097)

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования и действует шесть лет со дня его вступления в силу.

Исполняющий обязанности Министра
Д.Г.Храмов

в Министерстве юстиции

30 декабря 2020 года,

регистрационный N 61944

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минприроды России
от 11 августа 2020 года N 581

Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

I. Общие положения

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2019, N 30, ст.4097.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.4524; 2019, N 20, ст.2472.

Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 2, ст.133, 2014, N 30, ст.4220.

Для планируемых к строительству объектов ОНВ предельно допустимые выбросы рассчитываются при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

Для объектов II категории предельно допустимые выбросы устанавливаются для загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объекта и включенных в Перечень регулируемых загрязняющих веществ, указанный в пункте 2 настоящей методики.

Для объектов I и III категории предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2220; 2014, с. N 26, 3387.

8. Для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов ОНВ предельно допустимые выбросы разрабатываются на основе проектной документации.

Зарегистрирован Минюстом России 24.10.2018, регистрационный N 52522; с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 17.09.2019 N 627 (зарегистрирован Минюстом России 13.12.2019, регистрационный N 56797).

В случае сноса (ликвидации) объекта ОНВ, его части, в том числе цеха, производственного участка, установки, разработка предельно допустимых выбросов осуществляется в соответствии с главами II, III, IV и V настоящей методики аналогично разработке предельно допустимых выбросов для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов ОНВ.

10, При разработке предельно допустимых выбросов данные о каждом стационарном источнике определяются исходя из условий работы технологического оборудования в режиме, при котором выбросы по конкретному загрязняющему веществу достигают максимальных значений.

11. Расчеты предельно допустимых выбросов оформляются в электронном виде и на бумажном носителе в виде сброшюрованного тома (с нумерацией страниц), который подразделяется на разделы, включающие информацию, предусмотренную главами II, III, IV и V настоящей методики, и может содержать приложения.

2) сведения о разработчике и исполнителях;

3) содержание (с указанием номеров страниц), введение;

4) данные, на основании которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и краткие сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;

5) перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием);

6) данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух;

7) рассчитанные значения предельно допустимых выбросов;

8) сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются;

9) расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;

10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650);

11) приложения (в случае необходимости).

На бумажном носителе материалы должны быть подписаны и заверены печатью (при ее наличии) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте ОНВ.

Соответствие информации, представленной в электронном виде, той информации, которая представлена на бумажном носителе, обеспечивается юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте ОНВ.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2020 N 24, ст.3755.

12. Разработка предельно допустимых выбросов включает:

а) формирование данных для разработки предельно допустимых выбросов;

б) определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников, в отношении которых осуществляется разработка предельно допустимых выбросов;

в) проведение и анализ расчетов рассеивания выбросов и расчет значений предельно допустимых выбросов;

г) расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

II. Формирование данных для разработки предельно допустимых выбросов

13. В состав данных, на основе которых проводится разработка предельно допустимых выбросов, входят:

а) результаты анализа гигиенических и экологических (при их наличии) нормативов качества атмосферного воздуха, применимых для района расположения объекта ОНВ;

б) информация о географических, климатических и метеорологических характеристиках района расположения объекта ОНВ;

в) данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха;

г) сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;

д) сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух с учетом возможных изменений видов и объемов деятельности (перспективы развития);

е) данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов ОНВ, включая сведения о стационарных источниках и выбросах объекта ОНВ, в том числе о стационарных источниках залповых выбросов;

Источник

Что нужно знать об инвентаризации источников негативного воздействия на окружающую среду и выбросов из них

Памятка

по проведению инвентаризации источников негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Основания проведения и нструментальных замеров и химического анализа выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

4. Для определения фактического объема выбросов для целей учёта, отчетности ( отчет 2-ТП воздух ) и расчёта платы за негативное воздействие на атмосферный воздух ( расчет платы за НВОС ).

5. При разработке проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

6. При подготовке с 01.01.2019 комплексного экологического заключения на выброс (сброс) загрязняющих веществ (для объектов I категории), Декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории),

До получения комплексного экологического заключения на выброс (сброс) загрязняющих веществ (для объектов I категории), Декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории), в порядке, установленным Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом, допускается переоформление или выдача разрешений на выброс (сброс) загрязняющих веществ.

7. По требованию государственного органа.

2. Виды источников НВОС, по которым необходимо проводить инвентаризацию

3. Перечень документов, которые должны быть у юридического лица, индивидуального предпринимателя по результатам инвентаризации источника загрязняющих веществ и выбросов загрязняющих веществ

Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

2. Приказ Минприроды России от 31.07.2018 № 341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» (далее – Порядок от 31.07.2018 № 341):

— пункт 2 Правил от 16.05.2016 № 422: разрабатывает ЮЛ, ИП и физические лица;

— пункт 4 Правил от 16.05.2016 № 422: содержание методики;

— пункты 5, 6 Правил от 16.05.2016 № 422: должно быть обоснование применимости методики и ее сравнение с методиками в сопоставимой области применения, включенными в Перечень методик расчета (ведет Минприроды России);

— пункты 1-22 Порядка от 31.07.2018 № 341: описание Порядка ведения Перечня методик расчета;

— пункт 15 Правил от 16.05.2016 № 422 применение методики допускается после ее включения в Перечень методик расчета (ведет Минприроды России).

Документы по инвентаризации источников загрязняющих веществ и выбросов

Решение (приказ и т.д.) о проведении инвентаризации с назначением должностного лица, ответственного за проведение инвентаризации

Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта выбросов

Карта-схема с размещением источников и иных объектов рядом с источниками

Таблица 1.1 (форма таблицы рекомендуется) «Режим работы источника загрязнения атмосферного воздуха и временные характеристики при нестационарности выбросов»

Для более детального учета нестационарности выбросов: Таблица 1.2 (форма таблицы рекомендуется) «Характеристика одновременности работы оборудования при нестационарных выбросах»,

Таблица 1.3 (форма таблицы рекомендуется) «Учет нестационарности выбросов»

Протоколы инструментальных измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Документы об организации, производившей измерения, ее аккредитации с указанием срока действия и области аккредитации

Таблица № 2.1 (форма таблицы рекомендуется) «Документирование результатов инструментального определения показателей выбросов», Таблица № 2.2 (форма таблицы рекомендуется) «Источники выделения загрязняющих веществ» с приложением расчетов, актов отбора проб и протоколов количественного определения массовой концентрации загрязняющих веществ и их параметров

Таблица № 4 «Рекомендуемый образец содержания отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных»

Таблица № 3.1 (форма таблицы рекомендуется) «Источники выделения загрязняющих веществ»

Таблица № 3.2 (форма таблицы рекомендуется) «Источники выбросов загрязняющих веществ»

Таблица № 3.3 (форма таблицы рекомендуется) «Для источников загрязнения атмосферного воздуха, имеющих произвольную форму»

Таблица № 3.4 (форма таблицы рекомендуется) «Для источников загрязнения атмосферного воздуха, ось устья которых отклоняется от вертикали»

Таблица 3.5 (форма таблицы рекомендуется) «Для источников загрязнения атмосферного воздуха в случае факельного горения»

Таблица 3.6 (форма таблицы рекомендуется) «Результаты обследования газоочистных установок и условий их эксплуатации»

Таблица 3.7 (форма таблицы рекомендуется) «Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их очистка и утилизация (в целом по объекту ОНВ), т/год»

Решение (приказ и т.д.) об определении места хранения результатов инвентаризации выбросов и о назначении должностного лица, ответственного за хранение данных инвентаризации выбросов.

— раздел 1 пункта 2 Порядка от 07.08.2018 № 352 : инвентаризация проводится ЮЛ и ИП, в деятельности которых есть источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— раздел 2 пункта 2 Порядка от 07.08.2018 № 352: решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.

— раздел 3 пункта 2 Порядка от 07.08.2018 № 352 : инвентаризация проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта НВОС;

— пункт 3 Порядка от 07.08.2018 № 352 : цель инвентаризации – выявление и учет всех источников выбросов, установление их характеристик, определение количественных и качественных показателей выбросов, систематизация и документирование результатов;

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ:

(пункты 3-4 Порядка от 07.08.2018 № 352)

— выявляются и учитываются все источники, их характеристики, количественные и качественные показатели выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются, систематизируются и документируются результаты;

— виды источников: загрязняющие вещества из ненаправленных потоков газа: места загрузки, выгрузки и хранения сырья, материалов, продукции, негерметичности технологического оборудования, отходы на территории (хвостохранилища, карьеры и другие неорганизованные источники); из установленных отверстий (точечные, организованные источники); из установленной линии значительной протяженности (аэрозольные фонари и другие линейные источники); с установленной ограниченной поверхности (площадные и иные неорганизованные источники);

— пункты 11-15 Порядка от 07.08.2018 № 352: систематизация сведений по каждому источнику путем определения координат, присвоения порядковых номеров (с № 0001 с возрастанием), подготовки карты-схемы (масштаб 1:500 или 1: 1000; все источники с указанием их номеров, границы территории, СЗЗ, ближайшей жилой застройки, зоны с особыми условиями, в том числе объекты образовательного, медицинского, спортивного рекреационного назначения, объекты отдыха детей, дачные хозяйства); где более 50 источников – составляется ситуационный план;

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВЫБРОСОВ

( пункты 5-10 Порядка от 07.08.2018 № 352)

— при проведении инвентаризации выбросов обследуется территория источника, анализируется проектная документация источника, виды деятельности (технология производства), данные предыдущей инвентаризации, результаты производственного контроля и государственного экологического надзора; определяются оборудование, технологические и иные процессы, являющиеся источниками выделения загрязняющих веществ; установление типов источников (организованный, неорганизованный), их видов (точечный, линейный, площадной), наименований (труба, вентшахта, аэрозольный фонарь и т.д.), геометрических характеристик (длина, ширина, высота, при наличии устья – вид и размер устья источника); систематизируются сведения о пространственном размещение источника загрязнения на объекте путем определения координат стационарных источников, присвоения порядковых номеров, подготовка карты-схемы по каждому источнику; определяются показатели выбросов, их качественный и количественный состав, в том числе скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность;

— установление характеристик источника и показателей выбросов осуществляются по каждому источнику и в целом, при всех режимах работы источника с наибольшей допустимой нагрузкой, в том числе при нестационарности выбросов (сезон, загруженность сырьем и топливом, расход сырья, продолжительность работы и т.д.); разделы 4, 5 пункта 9; приложение 1 Порядка от 07.08.2018 № 352;

— пункты 16-31 Порядка от 07.08.2018 № 352: определение показателей выбросов двумя методами: инструментальным и расчетным; в основном применяется инструментальный метод; при применении расчетного метода – его обоснование указывается в отчете о результатах инвентаризации;

основные показатели – максимальные разовые выбросы в граммах в секунду и суммарные годовые (валовые) выбросы в тоннах в год; при инструментальном методе получение данных о выбросах производится с помощью приборов на источнике, в том числе автоматического контроля выбросов, либо путем анализа проб в специально оборудованных местах источника; в протоколах инструментальных измерений указываются методики (методы) измерений и средства измерения, расчет показателей выбросов, сведения об организации, производившей измерения, ее аккредитации с указанием срока действия и области аккредитации; результаты документируются в виде таблиц, изложенных в приложении № 2 с приложением расчетов, актов отбора проб и протоколов количественного определения массовой концентрации загрязняющих веществ и их параметров

допускается в случаях: отсутствия аттестованных методик измерения загрязняющих веществ, возможности забора проб инструментальным методом в соответствии с требованиями национальных стандартов, проведения инструментальных измерений (высокая температура, скорость, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, доступа к источнику); для неорганизованных или линейных источников, в том числе при топливосжигающей установке не более 50 мВт, при нанесении металлопокрытий гальваническим путем, механической обработке металлов, сварочных, окрасочных, взрывных, погрузочно-разгрузочных работах; от инфраструктуры транспортных объектов, дизельных установок, бензоэлектростанций, бензопил; от источников открытого хранения топлива, сырья, веществ, отходов, открытых поверхностей испарений; от карьеров добычи полезных ископаемых; от оборудования и технологических процессов на открытом воздухе или в производственных помещениях, не оборудованных вентиляционными установками; для получения данных о показателях выбросов проектируемых, строящихся и реконструируемых источниках;

для определения показателей выбросов применяются методики расчеты выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов, который формируется и ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ

(пункты 32-41 Порядка от 07.08.2018 № 352)

— документирование и хранение данных, полученных в результате инвентаризации выбросов: по результатам инвентаризации составляется отчет, утверждаемый хозяйствующим субъектом, с указанием даты утверждения; в отчет включаются результаты инвентаризации выбросов, описание проведенных работ с указанием нормативно-методических документов, перечень использованных методик измерения показателей выбросов и расчетного определения показателей; к отчеты прилагается карта-схема в соответствии с пунктом 15 Порядка от 07.08.2018 № 352; отчет должен содержать аналитические, инструментальные и расчетные данные, в том числе данные о характеристиках источников, показателях качественного и количественного состава выбросов, разового (в г/с) и валового (в т/ год) значений выбросов; результаты выявления источников, их характеристик, показателей качественного и количественного состава выбросов документируются в виде таблиц, изложенных в приложении № 3 Порядка от 07.08.2018 № 352;

— данные о результатах инвентаризации выбросов, ее корректировки хранятся хозяйствующим субъектом в бумажном и электронном виде и подлежат постоянному хранению;

хозяйствующий субъект определяет место хранения, а также назначает должностное лицо, ответственное за хранение данных инвентаризации выбросов.

Источник

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2398
«Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

С изменениями и дополнениями от:

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации представить доклад в Правительство Российской Федерации до 15 апреля 2022 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2398

Критерии
отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

С изменениями и дополнениями от:

I. Критерии отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории

1. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности:

1) по производству кокса;

2) по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа;

3) по производству нефтепродуктов;

4) по добыче и (или) обогащению железных руд;

5) по добыче и (или) подготовке руд цветных металлов (алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, титана, тантала, ванадия), руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины) за исключением оловянных руд, титановых руд, хромовых руд, руд и песков драгоценных металлов на россыпных месторождениях;

6) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

7) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью 2,5 тонны в час и более);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей 2 тонн нерафинированной стали в час и более);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья (с помощью металлургических, химических или электролитических процессов);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов);

для производства ферросплавов;

8) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);

9) по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:

простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);

полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;

синтетические красители и пигменты;

Информация об изменениях:

10) по производству химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:

оксид магния (с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более);

11) по производству:

Информация об изменениях:

12) по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся:

утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления термическим способом (сжигание, пиролиз, газификация) с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок:

отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);

утилизации, обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок:

отходов I класса опасности (с проектной мощностью 0,1 тонны в час и более);

отходов II класса опасности (с проектной мощностью 0,3 тонны в час и более);

отходов III класса опасности (с проектной мощностью 1 тонна в час и более);

обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более), за исключением мобильных установок;

13) по обеззараживанию и (или) обезвреживанию, в том числе термическим способом, биологических и (или) медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более);

14) по размещению отходов производства и потребления в части, касающейся:

размещения отходов I и (или) II классов опасности;

размещения отходов III класса опасности (с проектной мощностью 500 тонн в год и более);

захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (с проектной мощностью 20 тыс. тонн в год и более);

15) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более);

16) по производству:

целлюлозы и (или) древесной массы;

бумаги и (или) картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

17) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более);

18) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более);

Информация об изменениях:

19) по производству следующих пищевых продуктов, за исключением деятельности исключительно по их упаковке:

мясо и мясопродукты, животные жиры и масла, рыба, продукты из рыбы, морепродукты, растительные жиры и масла, продукция из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочная продукция (за исключением объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);

продукция из сахарной свеклы с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более или 1500 тонн готовой продукции в сутки и более при осуществлении указанной деятельности не более 180 дней в году;

20) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 2 млн. птицемест и более);

21) по выращиванию и разведению свиней:

с проектной мощностью 20 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2005 г.);

с проектной мощностью 42 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2005 г.);

22) по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях (за исключением объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);

23) по добыче и (или) обогащению угля, включая добычу и (или) обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);

24) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более);

по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).

II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории

2. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности:

Информация об изменениях:

электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

паром и горячей водой (тепловой энергией) с использованием установок по сжиганию топлива с проектной тепловой мощностью более 3,5 Гкал/час, работающих на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с проектной мощностью более 7 Гкал/час, работающих на газообразном топливе в качестве основного;

руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на россыпных месторождениях и (или) их подготовке;

полезных ископаемых, не указанных в разделе I настоящего документа и не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым;

3) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью менее 2,5 тонны в час);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) менее 4 тонн в сутки для свинца и кадмия или менее 20 тонн в сутки для других металлов);

4) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 150 тонн в сутки);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью менее 150 тонн в сутки и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, не превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью менее 500 тонн в сутки);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью менее 50 тонн в сутки);

Информация об изменениях:

5) по производству оксида магния (с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки), диоксида углерода;

Информация об изменениях:

6) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки);

7) по производству бумаги и (или) картона (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки), фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит;

8) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки);

9) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки);

10) по производству следующих пищевых продуктов, за исключением деятельности исключительно по их упаковке:

мясо и мясопродукты, животные жиры и масла, рыба, продукты из рыбы, морепродукты, растительные жиры и масла, продукция из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочная продукция (в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);

продукция из сахарной свеклы с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) или менее 1500 тонн готовой продукции в сутки при осуществлении указанной деятельности не более 180 дней в году;

11) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 2 млн. птицемест);

12) по выращиванию и разведению свиней массой тела более 30 кг (за исключением хозяйственной и иной деятельности, указанной в подпункте 21 пункта 1 настоящего документа);

13) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров);

по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет более 5 тонн в год и менее 200 тонн в год);

14) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);

15) по добыче урановой и ториевой руд, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;

16) по эксплуатации:

радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

17) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях;

18) по производству искусственного графита;

19) по производству газа путем газификации и (или) сжижения:

углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);

других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более);

20) по производству:

сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;

резиновых изделий на основе резиновых смесей;

21) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

22) по складированию и хранению:

нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 100 тыс. тонн и более);

пестицидов (с общей проектной вместимостью 50 тонн и более);

агрохимикатов (с общей проектной вместимостью 5 тыс. тонн и более);

Информация об изменениях:

23) по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся:

размещения отходов III класса опасности (с проектной мощностью менее 500 тонн в год);

хранения отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);

захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (с проектной мощностью менее 20 тыс. тонн в год);

утилизации, обезвреживания отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (сжигание, пиролиз, газификация) (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);

утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления (кроме применения термических способов) с применением оборудования и (или) установок:

отходов I класса опасности (с проектной мощностью менее 0,1 тонны в час);

отходов II класса опасности (с проектной мощностью менее 0,3 тонны в час);

отходов III класса опасности (с проектной мощностью менее 1 тонны в час);

обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности с применением оборудования и (или) установок (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);

утилизации отходов IV и V классов опасности (кроме применения термических способов) с применением оборудования и (или) установок;

утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления с применением мобильных установок;

24) по производству изделий из бетона для использования в строительстве, включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более), бетонного раствора (с проектной производительностью 25 куб. метров в час и более), асфальтобетонной смеси (с проектной мощностью 20 тыс. куб. метров в год и более);

25) по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более);

26) по производству неметаллической минеральной продукции с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более);

27) по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

28) по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях (в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);

29) по обеззараживанию и (или) обезвреживанию биологических и (или) медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки);

30) по производству фармацевтических субстанций.

1) объектом инфраструктуры порта, расположенного на внутренних водных путях Российской Федерации (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более), не соответствующим критериям, установленным в разделе IV настоящего документа;

2) объектом инфраструктуры морского порта, не соответствующим критериям, установленным в разделе IV настоящего документа;

3) объектом, предназначенным для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более);

4) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта, не соответствующим критериям, установленным в разделе IV настоящего документа.

III. Критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории

4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.

1) объектом размещения отходов производства и потребления после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

2) объектом обработки отходов производства и потребления IV и V классов опасности.

6. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:

1) хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа;

2) хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа;

3) хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев;

4) хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа;

5) хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа.

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

7. Наличие одновременно следующих критериев:

Информация об изменениях:

1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего документа);

2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Информация об изменениях:

8. Осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью 1 МВт и менее) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью 2 Гкал/час и менее) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 настоящего документа.

9. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа.

10. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки).

11. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, делятся на 4 категории.

На 2021-2026 гг. установлены новые критерии отнесения объектов к той или иной категории.

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 января 2021 г. N 0001202101040010, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 января 2021 г. N 2 (часть II) ст. 447

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2021 г. N 1703

Изменения вступают в силу с 8 октября 2021 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *