Что такое опасная ситуация обж кратко
Что такое опасная ситуация? Виды и характеристики опасных ситуаций. Правила поведения в опасных ситуациях
Под опасными понимаются факторы, приводящие к нарушению здоровья, различным травмам и даже к инвалидности. Данного рода свойством обладают системы, которые имеют химически, биологически и технически активные компоненты и условия, которые не соответствуют жизнедеятельности людей.
Если говорить о взрослом человеке, то его опасности могут подстерегать и на работе, и во время отдыха или путешествия, и на улице, и в транспорте, и даже дома. Для детей опасными факторами могут быть обстоятельства, возникшие по пути в школу либо во время урока, при игре дома (особенно ребенок он один).
Все вредные и опасные факторы создают вокруг человека разного рода ситуации, которые могут стать «катализаторами» несчастных случаев.
Интерпретация рассматриваемого понятия
Опасная ситуация – это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его обитания и имущества.
По ходу своей жизнедеятельности представитель человеческой расы может оказаться в эпицентре любой вредоносной обстановки (получить травму, заблудиться, стать жертвой нападения и прочее), когда требуется мобилизовать все имеющиеся силы, навыки и умения. Именно данного рода ситуация называется экстремальной (исключена либо ограничена помощь извне).
Согласно М.П. Фролову, С.В. Петрову, А.Т. Смирнову, Е.Н. Литвинову, экстремальноопасная ситуация – это совокупность данного рода обстоятельств, требующих для защиты здоровья, жизни человека максимально возможного напряжения всех имеющихся духовных и физических сил. Она появляется, к примеру, когда человек оказывается в ледяной воде, либо в эпицентре снежной бури, либо при пожаре.
В настоящее время стал популярен экстремальный спорт, где требуется проявить все имеющиеся навыки, умения, возможности, для того чтобы выжить в автономных, сверхтяжелых условиях существования.
Также к возможным экстремально опасным ситуациям себя готовят летчики-испытатели, спасатели, космонавты, моряки и др., чья профессия признана опасной.
Опасные и чрезвычайные ситуации: отличительные черты
Довольно часто на отдельной территории по причине природных явлений, экологических бедствий, социально опасных ситуаций, техногенных катастроф и аварий нарушаются требуемые для нормальной жизнедеятельности людей условия, появляется реальная угроза их здоровью, жизни, имуществу. Все это чрезвычайно опасные ситуации (ЧС). Они требуют определенных усилий от госструктур и населения в отношении предотвращения и ликвидации их последствий.
Чрезвычайно опасная ситуация бывает техногенного, биологического, природного, социально-криминального, военного, экологического характера.
ЧС природного характера – стихийные бедствия атмо-, гидро-, литосферного происхождения. Под техногенной их природой понимаются катастрофы, аварии, которые происходят в рамках техносферы и которые связаны с бытовой, производственной деятельностью человека, а также транспортом. Чрезвычайно опасные ситуации социального характера – обстоятельства, противоречащие российскому законодательству.
Опасные ситуации природного характера: источники, причины
Очаг – опасный природный процесс либо явление. Возникновение опасных ситуаций данного рода происходит по следующим причинам:
Поражающие факторы вышеперечисленных явлений – угроза здоровью, жизни людей, а также сельскохозяйственных растений, животных, природной среды и экономически важных объектов. Однако не все опасные природные ситуации приводят к появлению ЧС (их учет не производится в местах, где человек не занят никакой деятельностью и не проживает). Они складываются исключительно при возникновении угрозы жизни, здоровью человека либо окружающей среды по причине появления рассматриваемых ситуаций.
Чрезвычайно опасные ситуации природного характера – стихийные бедствия (вредоносные обстоятельства геофизического, гидрологического, геологического, атмосферного и иного происхождения в масштабах, приводящих к катастрофе, которая характеризуется внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, гибелью и поражением людей, животных).
Классификация стихийных бедствий исходя из условий их возникновения
Их можно подразделить на следующие группы:
3. Гидрологические (гидрометеорологические):
5. Природные пожары (бесконтрольное горение растительности, которое распространяется по лесу).
Техногенные ЧС: определение, критерии оценки их последствий
Чрезвычайно опасные ситуации техногенного характера – промышленные аварии, сопровождающиеся выбросом ОХВ; взрывы и пожары; транспортные аварии (автомобильные, морские, речные, железнодорожные).
Чрезвычайные происшествия делятся на следующие виды аварий:
Критерии оценки последствий любого рода катастроф:
Что может привести к возникновению данного рода ситуаций?
Причины опасных ситуаций (аварий) следующие:
Отдельные аварии, катастрофы на транспорте и промышленных объектах могут сопровождаться выбросом ОХВ, радиоактивных веществ, взрывами, пожарами и пр.
Какие опасности подстерегают водителей на дорогах?
Каждый раз, когда водитель садится за руль своей машины, он должен помнить о том, что любое транспортное средство – источник повышенной опасности, в его руках жизнь и близких ему людей, находящихся с ним в машине, и других участников данного дорожного движения.
Можно выделить следующие опасные ситуации на дорогах (угрозы):
Это лишь некоторые опасные ситуации на дорогах.
Социальные ЧС
Процессы и явления данной направленности наполнены острыми, неразрешимыми противоречиями, катаклизмами, приобретающими в современное время глобальный характер. Социально опасная ситуация – вредоносная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине опасного социального процесса либо явления, повлекшего за собой человеческие жертвы либо ущерб их здоровью или окружающей среде, существенные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности людей.
Защита от них – профмероприятия, которые направлены на ликвидацию данного рода опасностей. Помимо этого, необходима соответствующая подготовка, позволяющая человеку адекватно реагировать в опасных ситуациях.
Можно выделить следующие социально опасные ситуации:
Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций
Что делать при угрозе жизни?
Правила поведения в опасных ситуациях следующие:
Опасная ситуация – понятие, виды и классификация
Опасная ситуация — это критическая обстановка, внутри которой создаются опасные моменты различного рода, являющиеся угрозой для жизни или здоровья человека, а также состояния окружающей среды. Как правило, они возникают внезапно и для их преодоления требуются определенные навыки и быстрая реакция.
Опасными считаются факторы, которые приводят к ухудшению здоровья, получению травмы или инвалидности. Под воздействием вредных факторов возникают опасные ситуации, которые в итоге могут привести к возникновению несчастных случаев. Надо сказать, что люди имеющие опасные профессии (моряки, летчики-испытатели, спасатели и др.), готовят себя к опасным ситуациям.
Опасности могут случится на производстве, на отдыхе либо во время путешествия, в общественном или личном транспорте, на улице и дома. Что касается детей – опасности могут подстерегать при следовании в школу, во время уроков, в домашних условиях, когда ребенок находится без присмотра родителей.
Общие сведения
Экстремальная ситуация – это совмещение обстоятельств, которые требуют максимальной мобилизации как духовных, так и, физических сил человека для защиты здоровья и жизни. К примеру, когда человек провалился под лед либо оказался в эпицентре пожара. В современном мире очень популярны экстремальные игры, где необходимо проявить все свое умение и навыки выживания в тяжелых экстремальных условиях существования.
Подробности
Чрезвычайно опасные ситуации бывают разного характера: природного, техногенного, социального.
Опасные ситуации природного характера
Их можно условно разделить на следующие виды:
— Космогенные катастрофы — к ним относятся магнитные бури, падение астероидов, столкновения комет и метеоритов с нашей планетой. Последствия этих явлений могут быть ужасающими. Ученые постоянно работают над изучением траекторий движения небесных тел.
— Геофизические — к ним можно отнести извержение вулканов и землетрясение.
— Метеорологические (ураганы, штормы, торнадо) — надо сказать, что природа возникновения данных явлений до конца еще не изучена. По мнению ученых, эти процессы возникают на стыке теплого атмосферного фронта и холодного.
— Геологические (лавины, оползни, обвалы, пыльные бури) — этого рода ситуации достаточно предсказуемы, например, лавины из влажного снега образуются при температуре воздуха 0 градусов. Опытные лыжники знают, что если в одном месте сошла лавина, то это произойдет именно здесь еще раз.
— Гидрометеорологические (снегопады, ливневые дожди, град, засуха, аномальный мороз, жара)-эти ситуации несут угрозу для урожая, вызывают различные болезни.
— Гидрологические (наводнения, ранний ледоход, подтопления) – результатом возникновения данных ситуаций может быть ухудшение состава почвы, потеря урожая, материальный ущерб.
— Морские гидрологические (цунами, тайфун, обледенение морского транспорта). Обледенение морских судов случается при быстром охлаждении морской воды. Волна, ударяясь о борт судна, быстро охлаждается в воздухе при минусовой температуре, наледь на обшивке судна «разрастается» и покрывает всю площадь. Это затрудняет передвижение судна и его управление, может возникнуть крен.
— Природные пожары — они случаются из-за аномальной засухи, растительность высыхает настолько, что воспламеняется, часто загораются торфяники. Развитие этого рода ситуаций непредсказуемо.
Опасные ситуации техногенного характера
Это — аварии и катастрофы, которые всегда связаны с человеческой деятельностью; их последствиями является гибель населения и урон окружающей среде:
— Транспортные аварии — любое транспортное средство считается источником повышенной опасности, потому что в результате возникновения дорожно-транспортного происшествия (лобового, попутного либо бокового столкновения) может пострадать не только водитель, но и пассажиры или другие участники дорожного движения. Гибель людей в результате транспортных аварий ужасает, к этому можно добавить трагедии с поездами, самолетами, морскими судами.
— Ситуации, связанные с обрушениями зданий – их причинами являются ошибки при проектировании строительных объектов, низкая степень надежности, низкое качество строительных работ, нарушение технологического процесса из-за низкой квалификации и халатности работников.
Опасные ситуации социального характера
В современном мире они приобретают глобальные масштабы. Данная ситуация складывается из явлений, влекущих за собой жертвы людей или урон, нанесенный их здоровью, ухудшение окружающей среды, нарушение жизненных условий, материальный ущерб. Необходимо проводить профилактические мероприятия по предотвращению подобного рода опасностей, включающие в себя специальную подготовку, позволяющую людям адекватно переживать подобные трагедии.
Выделим несколько социально опасных ситуаций:
— отсутствие необходимых для нормальной жизнедеятельности человека ресурсов (продовольствия, питьевой воды и т.д.),
— распространение наркотических средств, опасных болезней,
— разный уровень экономического и социального развития государств,
— загрязнение окружающей среды,
— увеличение роста преступности,
— обстоятельства, нарушающие законодательство России.
Основное количество опасных и чрезвычайных ситуаций случается по вине человека.
Необходимо сохранять хрупкий мир, в котором мы живем и думать о последствиях своих действий.
Что такое опасная ситуация обж кратко
безопасность и юмор
аналитический обзор диссертационных исследований
Всероссийская научно-практическая ОНЛАЙН конференция
Актуальные вопросы безопасности в современном образовании
(посвященная 30-летию предмета ОБЖ )
27 мая 2021 года, г. Екатеринбург
Опасная и чрезвычайная ситуация
Таким образом, опасная ситуация — это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью. Так, если гроза застала вас в лесу и вы неправильно выбрали место укрытия, вероятность беды многократно увеличивается.
Опасная ситуация
Опасность — это возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья. «Несчастье — это горестное событие, непредвиденное стечение обстоятельств, сопровождающееся человеческими жертвами, увечьями» (С. И. Ожегов. Словарь русского языка).
Таким образом, опасная ситуация — это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью. Так, если гроза застала вас в лесу и вы неправильно выбрали место укрытия, вероятность беды многократно увеличивается. Однако не всегда опасная ситуация приводит к несчастью. Например, если гроза застала вас дома и вы своевременно выключили электроприборы и приняли другие меры безопасности, то вероятность несчастного случая мала.
Статистика свидетельствует, что при возникновении опасных ситуаций в трагичном исходе зачастую виноват сам человек, если он неправильно оценил обстановку и допустил грубые ошибки в своём поведении.
Чрезвычайная ситуация
Понятие « чрезвычайная ситуация » было сформулировано в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.
В законе определено, что чрезвычайная ситуация — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.
Что же такое чрезвычайная ситуация природного характера?
Чрезвычайная ситуация природного характера — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Чрезвычайные ситуации природного характера в зависимости от причин их возникновения подразделяются, так же как и опасные природные явления, их вызывающие.
Природные чрезвычайные ситуации
■ опасные геологические явления и процессы (землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал);
■ опасные гидрологические явления и процессы (наводнение, сель, цунами, лавина);
■ опасные метеорологические явления и процессы (сильный ветер, вихрь, ураган, тайфун, шторм, смерч, шквал, продолжительный дождь, гроза, ливень, град, снег, гололёд, сильный снегопад, сильная метель, туман, пыльная буря, засуха);
■ природные пожары (лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары).
Урок по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации»
Разделы: ОБЖ
Цели:
Задачи урока:
Оборудования: плакат «Шаги принятия решений»;
пословицы, стихи, рисунки учащихся; предметные картинки.
Учебники, компьютер, экран и т.д.
Ход урока
I.Организационный момент
— Сегодня я хочу начать урок с известного вам четверостишия.
На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.
— Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об опасностях, с которыми встречается человек каждый день);
— Правильно. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают.
II. Изучение новой темы:
Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том. Чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.
Но прежде чем мы начнём говорить об опасных ситуациях, мы должны выяснить, а что же такое безопасность?
Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.
Следовательно, возникает вопрос.
— А, что такое опасная ситуация?
Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы не только узнаем опасные места, но и определим главное слово нашего урока.
III. Разгадывание кроссворда.
1.Спортивное сооружение. (Стадион)
2.Зелёная зона отдыха в городе. (Парк)
3.Место покупки и приобретения товаров. (Магазин)
4.Он бывает наземным, воздушным и морским. (Транспорт)
5.Помещение, предназначенное для приготовление пищи. (Кухня)
6.Место прибытия и отправления поездов. (Вокзал)
7.Помещение для занятия спортом. (Спортзал)
8.Подземная железная дорога. (Метро)
9.Помещение для просмотра кинофильмов. (Кинотеатр)
— Какое слово у вас получилось по вертикали? (Опасности)
Но ведь это наши хорошо знакомые места и там гораздо больше полезного и интересного, чем опасного, скажете вы. И совершенно правильно. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.
— Что же относиться к таким факторам:
Все термины и схему дети записывают в тетрадь.
V. Закрепление новой темы.
А) Решение ситуационной задачи.
Существование вокруг нас многочисленных опасных ситуаций не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определённые условия, обстоятельства. Знание опасностей и причин их проявления позволяет их избегать.
Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ «Жажда». Вы должны ответить на вопросы:
— В чём заключалась опасность для мальчика?
— Что могло бы произойти с мальчиком?
Затем вы должны помочь герою предупредить опасность и закончить предложение так, чтоб помочь мальчику избежать опасности.
Рассказ «Жажда»
Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась. Ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано «Пиво»……..
Закончить рассказ можно было так: «Женя взглянул на этикетку, прочитал «Пиво», и поставил бутылку обратно в холодильник».
Давайте подумаем, как можно избежать опасной ситуации и сделаем плакат «Шаги принятия решений»
Шаги принятия решений:
1 шаг. Если ты хочешь что–то сделать, то сначала остановись;
2 шаг. Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;
3 шаг. Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия;
4 шаг. Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.
Б) Работа в парах по рисунку.
Рассмотрите рисунок. Отметьте на нём кружки красным цветом в местах, которые вы считаете опасными.
В) Работа в тетради (опасные и чрезвычайные ситуации)
— Соберите из слов на стр. 8 определение безопасности.
— Что у вас получилось?
Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.
VI. Итог урока.
— Что такое опасная ситуация?
— Какие ситуации называют чрезвычайными?
— На сколь групп можно условно разделить все опасные ситуации?
VII. Домашнее задание.
Записать в тетрадь места повышенной опасности нашего города. Нарисовать рисунок по изученной теме.
Спасибо за урок. До свидания!
Чрезвычайные ситуации и их классификация
Основные определения дисциплины
Классификация чрезвычайных ситуаций
Стихийные бедствия
Виды катастроф
Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.
Ежегодно чрезвычайные ситуации уносят жизни 2,5 — 3 миллионов жителей нашей планеты. Материальный ущерб от ЧС исчисляется в пределах 50 — 100 миллиардов долларов в год, и эти цифры постоянно растут.
В зависимости от источника чрезвычайные ситуации подразделяются на: природные, техногенные, социальные, экологические (рис. 2).
Рисунок 2. Классификация ЧС в зависимости от источника
Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.
По прогнозам ученых, количество чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы будет расти. Если в 60-х годах от ЧС природного и техногенного характера пострадал в среднем 1 человек из 62 проживающих на Земле, то в 90-х — уже 1 из 29. В мире установилась тенденция ежегодного роста в результате ЧС числа пострадавших на 8,6% и материальных потерь — на 10,4%. По прогнозам ученых, общемировой ущерб от ЧС в 2010 году может составить 150 миллиардов долларов.
В зависимости от количества людей, пострадавших в ЧС, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов, ЧС подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные и трансграничные (рис. 3).
Рисунок 3. Классификация ЧС
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 10 до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек, либо материальный ущерб составляет от 1 тысячи до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составляет от 5 тысяч до 0,5 миллиона минимальных размеров оплаты труда, зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории РК.
К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда, зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РК или выходит за их пределы.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РК, или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РК.
Много бед человечеству приносят чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия). К ним относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы, такие как: землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, природные пожары, оползни, сели, лавины, ливни, бури, засухи, метели, холода, жара, извержения вулканов, град, сильные снегопады, грозы, туманы, гололед, изморози (рис. 4).
Рисунок 4. Классификация природных ЧС
Стихийные бедствия — это природные явления значительного масштаба, в результате которых возникает угроза жизни или здоровью людей, может произойти уничтожение материальных ценностей или будет нанесен вред окружающей природной среде.
Количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые 10 лет. В период с 1950 по 2000 год количество катастрофических стихийных бедствий в мире выросло в 6 раз. По данным Комитета Красного Креста, стихийные бедствия унесли в двадцатом столетии 11 миллионов человеческих жизней. Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий в мире увеличивается в среднем на 6%.
В настоящее время стихийные бедствия являются причиной возникновения многих ЧС. Они регулярно приносят страдания людям, ущерб экономике и окружающей природной среде.
История развития земной цивилизации неразрывно связана с созданием условий для возникновения ЧС техногенного характера. ЧС, которые являются следствием производственной и хозяйственной деятельности человека называются техногенными. Неоспоримые преимущества, которые получил человек в результате технического прогресса, обернулись для него и окружающей природной среды неисчислимыми бедами.
Ежеминутно в мире гремят взрывы, вспыхивают пожары, обрушиваются здания и сооружения, выбрасывается в окружающую природную среду огромное количество вредных и опасных веществ, происходят аварии и катастрофы на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, связи.
Техногенные ЧС приводят к травмам и гибели людей, уничтожению материальных ценностей, значительным экономическим и экологическим потерям.
Всем известна техногенная авария на Чернобыльской АЭС. Она привела к радиоактивному заражению территорий 20 государств, огромным экономическим потерям, страданиям миллионов людей. Два рукотворных ядерных взрыва над Японией в 1945 году унесли жизни сотен тысяч людей. Неисчислимые беды и страдания приносят людям пожары, взрывы, аварии на производстве и транспорте. Ежегодно в мире почти 1 миллион человек погибает, 8 миллионов получают ранения в транспортных авариях и катастрофах.
Авария — это повреждение машины, станка, установки, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.
Катастрофа — событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.
Различают следующие виды катастроф:
• Экологическая катастрофа — стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы. Последствием экологической катастрофы, как правило, является значительный экономический ущерб.
• Производственная или транспортная катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.
• Техногенная катастрофа — внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.
Под помощью при катастрофах понимают меры, которые способны ограничить или изменить последствия катастрофы.
Классификация ЧС техногенного характера представлена на рис. 5.
Транспортные аварии (катастрофы) случаются во время движения транспортных средств.
Пожары и взрывы происходят на пожароопасных и взрывоопасных объектах, на железнодорожном и трубопроводном транспорте, которые осуществляют перемещение пожаро-опасных и взрывоопасных грузов.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) — это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.
Рисунок 5. Классификация ЧС техногенного характера
Аварии с выбросом радиоактивных веществ возникают на радиационноопасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.
Аварии с выбросом биологически опасных веществ (БОВ) — наиболее опасные для населения аварии, так как тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду очень велика.
Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д.
Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения существенно затрудняют жизнедеятельность населения, особенно в холодное время года.
Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят к выбросам отравляющих, токсических и вредных веществ в окружающую среду.
Гидродинамические аварии возникают при разрушении гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия — затопление обширных территорий.
При дальнейшем развитии технического прогресса общества появятся новые ЧС, поэтому важное значение приобретают знания, умения, навыки, опыт людей по их предотвращению, действия, направленные на сохранение здоровья и жизни в случае возникновения ЧС техногенного характера.
По данным ООН, за последнее десятилетие прошлого века 2 миллиона детей были убиты в результате конфликтных ситуаций, более 1 миллиона детей стали сиротами, более — 6 миллионов детей были серьезно ранены или стали инвалидами и более 10 миллионов детей до сих пор испытывают последствия серьезных психологических травм, полученных вследствие социальных конфликтов.
Классификация ЧС социального характера представлена на рис. 6.
Рисунок 6. Классификация ЧС социального характера.
На борьбу с ЧС социального характера направлена деятельность мирового сообщества, государств, правительств, специальных служб. Важное место в общей системе противодействия социальным ЧС принадлежит населению, каждому из нас. Своими умениями, знаниями, правильными и своевременными действиями можно предотвратить многие ЧС социального характера, смягчить тяжесть их последствий.
Для комфортного проживания на Земле человечеству необходимо уделять большое внимание экологическим ЧС, к ним относятся: вымирание растений и животных, загрязнения, засоление, заболачивание и эрозия почвы, загрязнения атмосферы, загрязнение вод Мирового океана, загрязнение природной среды, истощение водных ресурсов и т.д. (рис. 7).
Рисунок 7. Классификация ЧС экологического характера.
Загрязнения природы, уменьшение толщины озонового слоя подавляют иммунную систему живых организмов, в том числе и человека.
Мировой опыт показывает, что для стабилизации экологической ситуации в стране нужно тратить не менее 3% валового национального продукта, а для улучшения экологической ситуации — необходимо 5%. Такие расходы несут Германия, Англия и Швеция. Самые большие затраты на природоохранные мероприятия у США — 7%.
Контрольные вопросы