Что такое опасная зона крана
Расчет и определение опасной зоны при работе крана
Работы, выполняемые на строительных объектах, обязательно подчиняются правилам обеспечения безопасности. Это касается работников площадки, находящихся неподалеку людей и зданий. При работе механизмов обязательно учитывают границу опасной зоны.
Определение понятия
Потенциальную небезопасность представляют площадки вблизи:
Периметры каждой из областей обозначаются отдельно, в зависимости от вида работающего оборудования и фактора потенциальной опасности.
Как рассчитать?
Выполнение работ при использовании подъемных сооружений требует соблюдения правил предотвращения падений грузов по время их перемещения по площадке. К подъемным сооружениям в этой группе опасности относят краны-манипуляторы, подъемные краны, трубоукладочную технику.
Пределы опасных зон при работе крана устанавливают от оси грузозахватного устройства. Для расчета используют формулу:
Р = Гп + Мг/2 + Х, где:
Р – радиус действия возможной зоны опасности;
Гп – горизонтальная проекция минимальных параметров груза при его транспортировке подъемником;
Мг – максимальные габаритные параметры перемещаемого груза;
Х – наименьшее расстояние отлета груза.
Последний параметр определяют по высоте, с которой возможно падение материалов. Соответствие следующее:
Н, м, не больше | 10 | 20 | 70 | 120 | 200 | 300 | 450 |
Х, м | 4 | 7 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Так, расстояние отлета материалов с крюка будет равняться семи метрам, если расстояние от крюка до пола больше семи метров.
Способы ограждения
Ограждение опасной зоны регулируется пунктом пятым приложения Ж документа СНиП 12-03-2001. Краны должны оснащаться устройствами, которые принудительно ограничивают радиус действия подъемного оборудования. Скорость поворота стрелы следует ограничить до наименьшей возможной, если расстояние от радиуса действия до грузозахватного приспособления меньше семи метров.
На опасных участках необходимо применять предохранительные и страховочные приспособления, которые предотвратят падение материалов. По периметру рабочего участка устанавливается защитный экран. Он должен равняться или превышать возможную высоту подъема материалов на крюке в радиусе опасности.
Возникновение зоны повышенного риска при падении узлов оборудования не учитывается. Ответственность за предотвращение возникновения опасных участков ограждение несет разработчик проектной документации.
Видео по теме: Видеоинструктаж по охране труда
Расчет и определение радиуса опасной зоны работы крана — распишем суть
Работы, выполняемые на строительных объектах, обязательно подчиняются правилам обеспечения безопасности. Это касается работников площадки, находящихся неподалеку людей и зданий. При работе механизмов обязательно учитывают границу опасной зоны.
Расчет монтажной зоны
Опасные зоны — зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы (места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъёмными кранами).
Монтажная зона — пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов.
Монтажную зону определяют по наружным контурам здания исходя из его высоты. В этой зоне располагают только монтажные механизмы.
Величина монтажной зоны определяется исходя из высоты здания по таблице 3.1. Высота здания 50,78 м — ширина монтажной зоны — 7 м.
Высота возможного падения груза (предмета), м
Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м
перемещаемого краном (рабочая зона)
падающего с здания (монтажная зона)
Рис. 3.1.1 Монтажная зона
Калькулятор
Сервис бесплатной оценки стоимости работы
Номер вашей заявки
Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.
Оформить еще одну заявку
Определение понятия
Потенциальную небезопасность представляют площадки вблизи:
Опасные зоны при работе стрелового крана
Периметры каждой из областей обозначаются отдельно, в зависимости от вида работающего оборудования и фактора потенциальной опасности.
Как рассчитать?
Выполнение работ при использовании подъемных сооружений требует соблюдения правил предотвращения падений грузов по время их перемещения по площадке. К подъемным сооружениям в этой группе опасности относят краны-манипуляторы, подъемные краны, трубоукладочную технику.
Пределы опасных зон при работе крана устанавливают от оси грузозахватного устройства. Для расчета используют формулу:
Р = Гп + Мг/2 + Х, где:
Схема назначения и расчета зон башенного крана
Р – радиус действия возможной зоны опасности;
Гп – горизонтальная проекция минимальных параметров груза при его транспортировке подъемником;
Мг – максимальные габаритные параметры перемещаемого груза;
Х – наименьшее расстояние отлета груза.
Последний параметр определяют по высоте, с которой возможно падение материалов. Соответствие следующее:
Н, м, не больше | 10 | 20 | 70 | 120 | 200 | 300 | 450 |
Х, м | 4 | 7 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Так, расстояние отлета материалов с крюка будет равняться семи метрам, если расстояние от крюка до пола больше семи метров.
Расчет опасной зоны работы крана
Опасная зона работы крана — пространство, где возможно падение груза при перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.
Ron = Rmax + 0,5Lmaxгр + Lбез
где Ron — радиус границы опасной зоны работы крана, м;
Rmax — максимальный вылет стрелы, м;
Lmaxгр — длина наибольшего груза, м;
Ron = 25 + 0,5 x 6 + 10 = 38 м.
Рис. 3.3.1 Опасная зона работы крана
Опасная зона подкрановых путей — пространство между гаражами инвентарного ограждения подкрановых путей.
Способы ограждения
Опасная зона работы крана
На опасных участках необходимо применять предохранительные и страховочные приспособления, которые предотвратят падение материалов. По периметру рабочего участка устанавливается защитный экран. Он должен равняться или превышать возможную высоту подъема материалов на крюке в радиусе опасности.
Возникновение зоны повышенного риска при падении узлов оборудования не учитывается. Ответственность за предотвращение возникновения опасных участков ограждение несет разработчик проектной документации.
Видео по теме: Видеоинструктаж по охране труда
Оставьте заявку на поиск лучшей цены
Заполните форму ниже и Вам перезвонит менеджер и проконсультирует Вас по любым вопросам и подберет лучшую цену в России
Требования по ограничению опасных зон
На границе опасной зоны, в местах возможного прохода людей, устанавливается знак, предупреждающий о работе крана.
Рис. 3.4.1 Знак, предупреждающий о работе крана
При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами попадают транспортные или пешеходные пути, работы следует выполнять в соответствии с ПОС и ППР, содержащими решение следующих вопросов, для обеспечения безопасности людей:
– Места нахождения контрольных грузов башенных кранов для минимального и максимального вылета располагают за ограждением кранового пути;
– Места приема раствора и бетонной смеси на строительной площадке должны иметь твердое покрытие;
– Применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;
– Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе двух метров;
– Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее семи метров;
– Опасная зона участка производства работ предусматривается обозначать лентой красно-белого цвета;
– Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ограждения не менее чем на 0,5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3м от уровня монтажного горизонта;
– На границе опасной зоны и местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана;
– Главным условием строительства примыкающих зданий без отселения людей и остановки производства в существующих зданиях является исключение возможности образования опасных зон в местах нахождения людей (в том числе при максимальной высоте подъема или вылете) за счет разработки соответствующих технических мероприятий (принудительное ограничение поворота стрелы, вылета или высоты подъема, устройство защитных ограждений, а также других мероприятий);
Крановщик обязан не менее чем за 1 м до предупреждающего знака снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.
Ростехнадзор разъясняет: Определение границ опасной зоны работы башенного крана
Надежность и безаварийность работ при возведении зданий и сооружений — задача, требующая серьезного подхода. Не секрет, что строительная площадка — территория повышенной опасности. И одно из самых неблагополучных ее мест — пространство, на котором эксплуатируется и перемещается кран. До начала всех работ, связанных с подъемами грузов, когда уже определена зона работы крана, опасные зоны требуется грамотно рассчитать. Именно там действуют потенциально аварийные факторы, которые могут быть как непосредственно связаны с выполняемыми операциями, так и существовать независимо от рабочего процесса.
Установленная зона работы крана. Опасные зоны — что к ним относится?
Давайте рассмотрим, как можно рассчитать границы данной потенциально аварийной территории. Граница опасной зоны работы крана проходит по тем местам, над которыми он перемещает строительный груз. Что к ним относится? Это непосредственно зона, которую кран обслуживает, но не только. К ней следует добавить расстояние, равное половине из наименьших наружных габаритов того груза, который будет им перемещаем.
Затем — прибавить сюда то минимальное расстояние, на которое способен отлететь падающий груз, и, кроме того, увеличить размер опасной зоны на самый большой из габаритных размеров этого груза.
Граница той зоны, которая подлежит обслуживанию, зависит от максимального вылета его стрелы (обозначается как Р (макс.) ст.). Чтобы определить, на какое наименьшее расстояние способен отлететь груз при падении, (обозначим эту величину как Р (отл.)), следует принять во внимание высоту его подъема.
Чтобы узнать высоту возможного падения груза, возьмем расстояние от поверхности строительной площадки до нижней части груза, который подвешивается к стреле крана. Строповка грузов производится при помощи специальных приспособлений, называемых траверсами, стропами и т. п.
Ростехнадзор разъясняет: Определение границ опасной зоны работы башенного крана
Вопрос: Около дома, где я проживаю, установили башенный кран, для строительства торгового центра. Прошу Вас разъяснить, как определяются опасные зоны и какие меры должны быть приняты строительной организацией для обеспечения безопасности жителей нашего дома при перемещении грузов башенным краном?
Ответ: Согласно пункту 6.1.5 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», при строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы которых определяются по приложению Г настоящих норм и правил, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного или временного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи нее, работы следует выполнять в соответствии с проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР), содержащими решение следующих вопросов, рекомендованных в приложении Ж, для обеспечения безопасности людей:
В соответствии с пунктом К.5 приложения Ж СНиП 12-03-2001 в случае, если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов кранами и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:
а) вблизи мест перемещения груза краном:
рекомендуется оснащать башенные краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей;
скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, следует осуществлять с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение груза;
б) на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания:
по периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном;
зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.
В соответствии с приложением Г СНиП 12-03-2001 границы опасной зоны определяются от перемещаемого груза и не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому консольная часть крана и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка, при соблюдении требований действующих Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированы в Минюсте России 31 декабря 2013 г. № 30992 (далее – ФНП по ПС), могут перемещаться за пределами строительной площадки.
В соответствии с пунктом 101 ФНП по ПС, выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на опасных производственных объектах с применением ПС (в т.ч. грузоподъемных кранов) должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией, в соответствии с требованиями пунктов 159 — 167 настоящих ФНП.
Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР несет его разработчик.
Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР не допускается. Внесение изменений в ППР осуществляется разработчиком ППР.
Расчет по формуле
Для наглядности приведем формулу. Расчет опасной зоны работы крана, согласно ей, выглядит так:
Ркр (о.з.) = Р (макс.) ст. + 0,5 * Р (мин.) гр. + Р (отл.) + Р (макс.) гр.,
где: Ркр (о.з.) — вычисляемый радиус опасной зоны работы крана;
Р (макс.) ст. – максимальный вылет его стрелы в метрах;
0,5 Р (мин.) гр. – половинное расстояние от минимального из габаритов груза в метрах;
Р (отл.) – то минимальное расстояние, на которое перемещаемый груз способен отлететь, (в метрах);
Р (макс.) гр. – максимальный из его габаритов в метрах.
Как определить опасную зону
Расчет проводится специалистами, результаты вычислений отображаются на бумаге в виде схем и математических выкладок. После оформления проектной документации конфигурация зоны утверждается приказом начальника строительства. Оформляются схемы с пояснительными записками, которые раздаются руководителям структурных подразделений. После установки крана в рабочем положении правила поведения доводятся персоналу ежедневно во время инструктажа по мерам безопасности.
Определение границ режимной территории осуществляется математическим путем на основе точной схемы местности, на которой изображены места стоянки и передвижения крана, его технические характеристики и описание поднимаемых грузов.
Рабочую зону подъемного оборудования можно рассчитать формулой А+Б+В, где буквы имеют следующее значение:
Под радиусом опасной зоны работы крана понимается расстояние от его центра опоры до точки максимального выноса стрелы. К полученному результату прибавляется показатель отлета груза, который рассчитывается как сумма размера поднимаемого объекта и дальность его отлета при падении. С учетом возможной ветровой нагрузки используется коэффициент 1,1.
Согласно требованиям СНиП Ш-А.11-70, дополнительно используются следующие ограничения:
Каким образом обозначают опасные зоны на строительной площадке
На границах тех зон, где опасные факторы производства действуют в постоянном режиме, необходима установка предохранительных ограждений защиты. Те зоны, которые являются потенциально опасными, должны быть оцеплены сигнальными ограждениями и обозначены знаками безопасности.
Таким образом, когда определена зона работы крана, опасные зоны на местности размечают при помощи установленных по ГОСТ знаков, несущих предупредительную функцию. Размещать их следует так, чтобы границы хорошо просматривались. На протяжении темного времени суток они обязаны освещаться.
Устанавливают их на специальных стойках, которые должны быть надежно закреплены во избежание падения от идущих людей и проезжающей техники. Там, где заканчивается зона работы крана, опасные зоны могут вплотную примыкать к местам прохода людей (дорогам и пешеходным дорожкам). На таких участках также обязательно наличие предупреждающих знаков.
Недопустимо размещение санитарно-бытовых помещений, мест отдыха, проходов для людей, т. е. любых зон постоянного либо временного пребывания работающих на опасной территории.
VI. Ограничение зон обслуживания кранами
6.1. Для предупреждения образования опасной зоны в стесненных условиях за пределами строительной площадки или при наличии на строительной площадке помещений, где находятся или могут находиться люди, или других препятствий предусматривается ограничение зоны обслуживания краном.
6.2. Принудительное ограничение зоны обслуживания башенным краном заключается в автоматическом отключении соответствующих механизмов, работающих в заданном режиме, с помощью установленных на кране концевых выключателей, а также установке на крановых путях выключающих линеек.
Принудительно ограничиваются на башенных кранах:
Стреловые краны для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы оснащаются системой координатной защиты, представленной на рисунке 25.
Лучи угла ограничения поворота стрелы крана должны быть привязаны при помощи координат
— угол ограничения поворота стрелы;
— угол привязки ограничения поворота стрелы к оси здания;
, — привязка стоянки крана к осям здания
Рисунок 25 — Система координатной защиты при работе стрелового крана в стесненных условиях
6.3. Принудительное ограничение зоны обслуживания краном может заключаться также в искусственном ограничении размеров и конфигурации опасных зон путем использования координатной защиты, представленной на рисунке 26.
— ограничение поворота стрелы; — ограничение вылета грузовой тележки.
1 — датчик ограничения угла поворота; 2 — датчик ограничения перемещения крана;
3 — датчик ограничения изменения вылета; 4 — датчик ограничения высоты подъема крюка.
Рисунок 26 — Схема действия системы ограничения зон работы СОЗР башенного крана
СОЗР, представленный на рисунке 26, ограничивает зону перемещения крана, стрелы и груза в вертикальной и горизонтальной проекции в заданных пределах, автоматически блокируя (отключая) соответствующие приводы при попадании груза в зону запрета, а также при угрозе столкновения стрелы или груза с объектами, входящими в зону ограничения.
Система обеспечивает управление следующими приводами крана:
— перемещения крана по рельсовому пути;
Система по сигналам датчиков определяет местоположение крана, стрелы, вылета груза и высоты подъема крюковой подвески на строительной площадке и по результатам сравнения с заложенными в «Блок параметров строительной площадки» данными выдает управляющие сигналы на приводы крана.
Система обеспечивает управление приводами крана:
— в зоне, в которую не должна попадать ни одна точка стрелы крана и груз;
— в зоне, в которую не должен попадать груз, но могут попадать элементы стрелы, расстояние до которых больше вылета груза;
— в зонах (не более четырех) с ограничением высоты проноса груза.
Зоны ограничения указываются на стройгенплане. Для зон ограничения высоты подъема крюковой подвески задается максимальная для данной зоны высота.
Пример с принудительным ограничением зоны обслуживания дан на рисунке 27. На схеме показано ограничение зоны обслуживания краном с помощью принудительного ограничения угла поворота стрелы в стесненных условиях.
1 — граница зоны обслуживания краном; 2 — граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 3 — линия ограничения зоны обслуживания краном; 4 — линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном; 5 — граница опасной зоны от строящегося здания; 6 — площадка для приема раствора и бетонной смеси; 7 — место нахождения контрольного груза; 8 — место для хранения съемных грузозахватных приспособлений и тары; 9 — место сбора строительных отходов; 10 — место стоянки транспорта под разгрузкой; 11 — площадка для кантовки колонн; 12 — стенд со схемами строповок и таблицей масс грузов; 13 — шкаф электропитания крана; 14 — заземление рельсовых крановых путей; 15 — соединительные проводники; 16 — пешеходные дорожки; 17 — въезд на стройплощадку; 18 — выезд со стройплощадки; 19 — направление движения транспорта; 20 — временная дорога; 21 — площадка складирования материалов и конструкций; 22 — ограждение рельсовых крановых путей; 23 — временная деревянная ограда; 24 — временное штакетное ограждение; 25 — знак N 2 ограничения зоны обслуживания краном; 26 — знак, предупреждающий о работе крана; 27 — пункт мойки колес автотранспорта.
— угол принудительного ограничения поворота стрелы;
— угол привязки ограничения к оси крана;
— граница опасной зоны,
где — наименьший габарит груза;
— наибольший габарит груза;
— минимальное расстояние отлета груза при его падении.
Рисунок 27 — Пример принудительного ограничения зоны обслуживания кранов
Порядок эксплуатации башенных кранов, оборудованных СОЗР, в стесненных условиях изложен в МДС 12-19.2004.
6.4. В случае выхода опасной зоны от действия крана за ограждение стройплощадки, как показано на рисунке 27, по согласованию с городскими районными организациями (районный архитектор, ГИБДД, управление движения городского транспорта, пожарная инспекция и т.д.) дополнительно выставляется временное сигнальное ограждение по ГОСТ 23407-78 с предупреждающими о работе крана знаками.
6.5. Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения электродвигателей запрещается.
6.6. Угол принудительного ограничения привязывают к оси рельсового кранового пути или оси башни крана в зависимости от типа кранов.
В проектах производства работ (ППРк) угол ограничения поворота стрелы обозначается в координатах и в градусах. По линии лучей угла ограничения поворота стрелы (а также линиям принудительного ограничения зоны обслуживания) в ППР указывают запрещающие знаки N 2, а перед ними (со стороны перемещения стрелы) — предупреждающие знаки N 1. При этом расстояние между линиями ограничения и предупреждения в ППР принимается не менее 7,0 м. Знаки N 1, 2 даны в приложении И.
6.7. Машинист крана обязан не менее чем за 1 м до предупреждающего знака N 1 снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.
6.8. Знаки устанавливаются из расчета возможности крановщика видеть границу зоны обслуживания, но не менее двух знаков каждого типа на один луч угла или одну линию зоны ограничения. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках. В отдельных случаях, когда не представляется возможным установить знаки на стойках (в зоне крановых путей, на проезжей части дороги и т.п.), допускается:
— подвеска знаков на натянутом канате или специальном кронштейне;
— фиксированная укладка знаков в горизонтальном положении так, чтобы они не могли быть сдвинуты и в то же время не мешали движению транспорта.
Между подвешенными знаками и проезжей частью дороги обеспечивается дорожный габарит, равный 4,5 м. Знаки, расположенные горизонтально, должны периодически очищаться и обновляться.
6.9. Для уменьшения величины опасной зоны на башенных кранах может устанавливаться в соответствующем положении (а не только в верхнем) ограничитель высоты подъема, который по мере возведения здания (сооружения) может периодически переставляться в новое положение.
Для уменьшения величины опасной зоны в стесненных условиях допускается ограничение высоты подъема груза при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при прокладке подземных коммуникаций, возведении подземных частей зданий и сооружений с разработкой организационно-технических мероприятий.
6.10. При ограничении высоты подъема груза до 4 6 м в соответствии с организационно-техническими мероприятиями в установленной зоне обслуживания груз не должен быть поднят на высоту, более принятой в ППРк. На местности эта зона по всему контуру обозначается знаками N 2 с поясняющей надписью о запрещении подъема груза на высоту более, чем принята в ППРк. Специально назначенный сигнальщик из числа наиболее опытных стропальщиков визуально контролирует высоту подъема груза. Место нахождения сигнальщика показывается на чертежах. Между крановщиком башенного крана и стропальщиком обеспечиваются радиосвязь.
6.11. Перед эксплуатацией башенного крана, оборудованного современными приборами безопасности (ОНК-160 и др.) в стесненных условиях с установленной координатной защитой по производству работ краном, машинист ознакамливается с инструкцией по эксплуатации прибора безопасности под роспись. К проведению работ по установке и настройке приборов безопасности допускаются специалисты, прошедшие обучение и аттестованные в установленном Службой порядком. Акт настройки приборов безопасности (ОНК-160 и др.) с указанием зон ограничения рабочих движений крана, подписанный специалистом, настроившим приборы, ответственными лицами и крановщиком составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта находится у крановщика, второй — у ответственного за безопасное производство работ кранами.
6.12. Условия производства работ по тому или иному ограничению зоны обслуживания краном записываются в вахтенном журнале крановщика и подтверждаются каждый раз перед сменой ограничения зоны обслуживания краном. Одновременно переставляются знаки безопасности.
Другие необходимые условия
Если в опасной зоне должны проводиться какие-либо работы, характер которых не имеет отношения к запланированным, такое действие обязательно должно сопровождаться выдачей наряда-допуска.
Если строительная площадка организована так, что с той стороны, где расположено возводимое здание, отсутствуют ограждения рельсовых путей крана, любой из дверных проемов, выходящих в его сторону, обязан быть закрытым наглухо.
Если имеет место оснащение крана магнитом или грейфером, зону его работы обязательно следует обозначить соответствующими предупредительными знаками согласно ГОСТ и отгородить сигнальными границами.
Там, где работает такой кран, находиться людям запрещено. Обслуживание его в техническом плане подсобным персоналом допускается лишь в перерывах между промежутками работы, когда магнит или грейфер занимает устойчивое положение на земле.
Все крановщики и подсобные рабочие обязаны быть проинструктированы по технике безопасности при проведении подобных работ. Крановщику положено не только хорошо знать определение опасной зоны работы крана и уметь устанавливать ее границы, но и разбираться в маршрутах перемещения магнита и грейфера.
Ответы на билеты по безопасному производству работ кранами
БИЛЕТ №18
1. Принципы и цели декларирования промышленной безопасности.
Ответ: Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте. Федеральным законом №116-ФЗ устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону.
2. На какие технические устройства распространяются (и не распространяются) Правила ПБ 10-382-00.
Ответ: «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00 распространяются на: а) грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны — штабелеры с машинным приводом; б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления; в) краны — экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом; г) электрические тали; д) подъемники крановые; е) грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.); ж) грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.); з) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами. Правила ПБ 10-382-00 не распространяются на: а) грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила; б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером; в) грузоподъемные краны — манипуляторы и краны — трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Ростехнадзора России; г) грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.); д) грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т.п.); е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.); ж) грузоподъемные краны с ручным приводом; з) ручные тали.
3. Порядок работы краном в охранной зоне ЛЭП.
Ответ: Охранная зона – это зона вдоль воздушных линий электропередачи, установленная в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии (указанном в таблице) от крайних проводов по горизонтали, в зависимости от напряжения линии электропередачи.
Напряжение линии, кВ | Расстояние, м |
До 20 | 10 |
Св. 20 » 35 | 15 |
» 35 » 110 | 20 |
» 110 » 220 | 25 |
» 220 » 500 | 30 |
» 500 » 750 | 40 |
» 750 » 1150 | 55 |
При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд — допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи. Работа крана в охранной зоне линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом — допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы. Кран устанавливается на выбранную площадку, заземляют переносным заземлителем и выставляют выносные опоры (при этом машинист крана должен находиться вне кабины). Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, делает запись в вахтенном журнале: «Установку крана на указанном мною месте проверил. Работу разрешаю». Только после этого машинист крана переводит стрелу крана из транспортного положения в рабочее, определяется опасная зона работы крана и выставляется сигнальное ограждение.
4. Требования к строповке грузов.
Ответ: Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 град. При строповке грузов стропа накладывать на основной массив груза (раму, каркас станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений, обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключать падение его отдельных частей (доски, брёвна, прутки, трубы и т.д) и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах. Зацепку железобетонных и бетонных изделий, а так же других грузов, снабжённых петлями, рымами, цапфами, производить за все предусмотренные для подъёма в соответствующем положении петли, рымы, цапфы.
5. Кто может быть стропальщиком. Порядок допуска стропальщика к работе.
Ответ: К работе в качестве стропальщика могут допускаться лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией с участием инспектора Ростехнадзора. Назначение на работу стропальщика должно оформляться по цеху или заводу распоряжением или приказом-допуском.
Страницы: 18
Чем должны быть оборудованы краны
Если отсутствует кольцевой токоприемник между отдельными частями крана — поворотной и неповоротной — обязательно наличие ограничителя поворота.
Необходимо предусмотреть устройство безопасности, функция которого — в случае обрыва тележечного каната автоматически остановить работу грузовой тележки.
Кран обязан быть снабжен звуковым сигналом, тональность которого не совпадает с автомобильной.
Обязан иметься вольтметр, а также счетчик учета времени, которое отработано грузовой лебедкой или самим краном, и, кроме того, кабельный барабан.
От чего зависит безопасность работы крана
Многое тут решает правильная строповка грузов и заделка каната. Его крепят к металлическим частям крана при помощи разного вида петель, муфт, узлов, клиновых зажимов. Петли на его концах делают путем заплетки, предупреждая расплющивание и перетирание.
Сращивать канаты башенного крана категорически запрещается. Груз крепится с его помощью к подъемному механизму благодаря специальным приспособлениям в виде блоков, барабанов, полиспастов.
С помощью блоков груз поднимают и опускают, полиспаст представляет собой систему из соединенных меж собой подвижных и неподвижных блоков. Барабаны в грузоподъемных механизмах выглядят как полые цилиндры с винтовыми канавками на поверхности для удобства укладки каната и снижения степени его износа.
Башенные краны — почему часты аварии?
В отличие от других видов подъемных механизмов башенные краны относительно часто подвергаются обрушению. Причина этого — в их конструктивных особенностях. Колея пути, по которому он перемещается, как правило, имеет ширину (то есть межрельсовое расстояние) не более шести метров. База крана (речь идет о промежутке между осями его ходовых тележек, которые располагаются на одном и том же рельсе) тоже незначительна и, как правило, не превышает этого же расстояния.
Высота же его достаточно велика, и от этого башенный кран очень чувствителен к ветровым нагрузкам. Это же относится и к прочим условиям его эксплуатации. При сильных порывах ветра кран может упасть даже в неработающем состоянии. Для предотвращения этого применяют противоугонные захваты.
На падения кранов, частота которых довольно велика, практически не оказывают влияния тщательно соблюдаемые требования по технике безопасности. Статистикой установлено, что чаще всего это происходит с теми из них, которые используют для перемещения рельсовые пути.
От чего это зависит
Специалисты-практики давно подозревали, что причина высокой аварийности — в несовершенстве основ рельсового пути. В качестве главного ее фактора подразумевалось неравномерное уплотнение грунта под каждым из рельсов. Еще в 70-х годах прошлого века проводились эксперименты с целью контролировать плотность рельсовой подсыпки, но на фактическое положение дел они не оказали серьезного влияния — случаи падения кранов продолжались.
Опытные крановщики полагают, что падение может быть вызвано раскачиванием. Податливость грунтовой массы под одним из рельсов способна возрасти в связи с тектоническими нарушениями при повышении сейсмической нагрузки. В результате кран теряет надежную опору и при любом смещении центра тяжести может опрокинуться.