Что такое опера seria
Опера-сериа
T. H. Соловьёва.
Полезное
Смотреть что такое «Опера-сериа» в других словарях:
Опера сериа — (итал. орега seria серьёзная опера) жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу сериа создавали на основе героико мифологического или легендарно историчного… … Википедия
Опера-сериа — (итал. орега seria серьёзная опера)[1] жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу сериа создавали на основе героико мифологического или легендарно… … Википедия
опера-сериа — опера сериа, оперы сериа … Орфографический словарь-справочник
ОПЕРА-СЕРИА — (итальянское opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене 18 в. Характерны высокие мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Современная энциклопедия
ОПЕРА-СЕРИА — (итал. operа seria серьезная опера) жанр итальянской оперы 18 в. на героико мифологические и легендарно исторические сюжеты. В ней расцвело искусство бельканто. Подверглась реформе в творчестве К. В. Глюка и В. А. Моцарта … Большой Энциклопедический словарь
опера-сериа — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Опера-сериа — (итальянское opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене 18 в. Характерны “высокие” мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
опера-сериа — (итал. opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене XVIII в. Характерны «высокие» мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Энциклопедический словарь
опера-сериа — опера с ериа, оперы с ериа … Русский орфографический словарь
Опера-сериа — (итал. opera seria серьёзная опера) жанр итальянской оперы, сложившийся в конце 17 начале 18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской школы; см. в ст. Опера … Большая советская энциклопедия
Опера сериа
Опера сериа
Опера сериа (итал. орега seria — серьёзная опера) — жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу-сериа создавали на основе героико-мифологического или легендарно-историчного сюжета с чётким распределением сценического действия и музыки. В музыке преобладали речитативы и большие виртуозные арии солистов, которые словно соревновались в мастерстве вокализации.
Ссылки
Смотреть что такое «Опера сериа» в других словарях:
Опера-сериа — (итал. орега seria серьёзная опера)[1] жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу сериа создавали на основе героико мифологического или легендарно… … Википедия
опера-сериа — опера сериа, оперы сериа … Орфографический словарь-справочник
ОПЕРА-СЕРИА — (итальянское opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене 18 в. Характерны высокие мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Современная энциклопедия
ОПЕРА-СЕРИА — (итал. operа seria серьезная опера) жанр итальянской оперы 18 в. на героико мифологические и легендарно исторические сюжеты. В ней расцвело искусство бельканто. Подверглась реформе в творчестве К. В. Глюка и В. А. Моцарта … Большой Энциклопедический словарь
опера-сериа — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Опера-сериа — (итальянское opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене 18 в. Характерны “высокие” мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
опера-сериа — (итал. opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене XVIII в. Характерны «высокие» мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Энциклопедический словарь
опера-сериа — опера с ериа, оперы с ериа … Русский орфографический словарь
Опера-сериа — (итал. opera seria серьёзная опера) жанр итальянской оперы, сложившийся в конце 17 начале 18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской школы; см. в ст. Опера … Большая советская энциклопедия
Опера-сериа — (итал. opera seria серьёзная опера) жанр итал. оперы, сложившийся в кон. 17 18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской опсрной школы. Известнейшие либреттисты О. с. поэты А. Дзено и П. Метастазио (выработавшие устойчивый тип её… … Музыкальная энциклопедия
ОПЕРА-СЕРИА
Во 2-й период развития Оперы-сериа (1740-1770-е годы) тип либретто, созданный Метастазио, приобрёл чрезвычайную популярность во всех европейских странах. Большинство композиторов работали за пределами Италии, доминирующее положение занимали И.А. Хассе, Н. Йоммелли, Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Ф. ди Майо, Д. Перес, И.К. Бах. В областях музыкальной композиции и драматургии параллельно развивались тенденции к большей драматизации (введение ансамблей, повышение роли динамических аккомпанированных речитативов и активных арий у Лео, Галуппи, Йоммелли) и «идеализации» жанра [приоритет лирической сферы, образцовое воплощение аффектов, равновесие и совершенство формы и общей композиции (Хассе, И.К. Бах)]. В 1760-1770-х годах в ряде европейских городов (Парма, Штутгарт, Мангейм, Санкт-Петербург) были осуществлены многочисленные попытки реформы Оперы-сериа, как правило, под воздействием французских вкусов (Траэтта, Йоммелли, Галуппи, Майо, Перес, либреттисты К.И. Фругони, М. Вераци, М. Кольтеллини), которые в самой Италии большого резонанса не имели. Самой последовательной была реформа К.В. Глюка и либреттиста Р. Кальцабиджи (1760-е годы, Вена).
В конце 1770-х годах Опера-сериа стала сдавать свои позиции опере-буффа в публичных театрах, сохраняя значение праздничного придворного спектакля в честь торжественного случая. Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, В.А. Моцарт отдавали предпочтение комическому жанру как более востребованному. После 1789 года под влиянием революцыонных событий во Франции вновь пробудился вкус к трагическим и остродраматическим сюжетам. Осваивая реформаторские опыты 1760-х годов, Опера-сериа одновременно испытывала нарастающее влияние «оперы спасения». В начале XIX века жанр прекратил существование.
Что такое опера seria
итал. opera seria — серьёзная опера
Жанр итальянской оперы, сложившийся в конце 17—18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Известнейшие либреттисты оперы-сериа — поэты А. Дзено и П. Метастазио (выработавшие устойчивый тип её композиции); композиторы — А. Скарлатти, Л. Лео, Г. Ф. Гендель, Н. Порпора, Б. Галуппи, Н. Пиччинни, И. А. Хассе, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (ранние оперы; «Милосердие Тита», 1791) и др.
С распространением итальянского искусства в Европе опера-сериа приобрела международное значение и проникла на все крупные (в частности, придворные) сцены. Для этого жанра типично господство историко-мифологических и легендарно-сказочных сюжетов при ясно выраженном разделении функций слова (сценического действия) и собственно музыки. Всё относящееся к сложной и запутанной интриге, к развитию фабулы воплощалось в речитативе secco. Типичные эмоции в типичных ситуациях получали претворение в развитых, завершённых, нередко виртуозных ариях (обычно 3-частная ария da capo), реже ансамблях разного типа — героических, лирических, скорбных, однако не особенно индивидуализированных. Такое разделение было сопряжено с безграничным господством певцов-виртуозов на оперной сцене, с пением кастратов, со свободным введением «украшений» в мелодию по вкусу певца и т. д.
К середине 18 в. назрел эстетический кризис оперы-сериа как «концерта в костюмах», где музыка передавала лишь немногие стороны драмы. Это привело к характерным для эпохи творческим исканиям итальянских композиторов (и Генделя), которые стремились усилить в опере-сериа роль драматизированного речитатива в драматических кульминациях (т. н. речитатив accompagnato), углубить выразительность пения, расширить функции оркестра.
В 60-е гг. 18 в. Глюк начал осуществлять свою оперную реформу, пересмотрев в операх «Орфей и Эвридика» и «Альцеста» драматургическую концепцию оперы-сериа. Однако традиции оперы-сериа продолжали развиваться в творчестве др. композиторов, в т. ч. молодого Дж. Россини, Г. Спонтини. В 19 в. это определение жанра утратило первоначальный смысл и практически вышло из обихода.
Литература: Материалы и документы по истории музыки, т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Конен В., Театр и симфония, М., 1968, 1975; Kretzschmar Н., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Abert H., Die Opera sйria, в его кн.: W. А. Mozart. Neubearbeitete und erweiterte Ausgabe von Otto Jahns Mozart, Bd 1, Lpz., 1955.