Что такое опера seria

Опера-сериа

T. H. Соловьёва.

Полезное

Смотреть что такое «Опера-сериа» в других словарях:

Опера сериа — (итал. орега seria серьёзная опера) жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу сериа создавали на основе героико мифологического или легендарно историчного… … Википедия

Опера-сериа — (итал. орега seria серьёзная опера)[1] жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу сериа создавали на основе героико мифологического или легендарно… … Википедия

опера-сериа — опера сериа, оперы сериа … Орфографический словарь-справочник

ОПЕРА-СЕРИА — (итальянское opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене 18 в. Характерны высокие мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Современная энциклопедия

ОПЕРА-СЕРИА — (итал. operа seria серьезная опера) жанр итальянской оперы 18 в. на героико мифологические и легендарно исторические сюжеты. В ней расцвело искусство бельканто. Подверглась реформе в творчестве К. В. Глюка и В. А. Моцарта … Большой Энциклопедический словарь

опера-сериа — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Опера-сериа — (итальянское opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене 18 в. Характерны “высокие” мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

опера-сериа — (итал. opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене XVIII в. Характерны «высокие» мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Энциклопедический словарь

опера-сериа — опера с ериа, оперы с ериа … Русский орфографический словарь

Опера-сериа — (итал. opera seria серьёзная опера) жанр итальянской оперы, сложившийся в конце 17 начале 18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской школы; см. в ст. Опера … Большая советская энциклопедия

Источник

Опера сериа

Опера сериа

Опера сериа (итал. орега seria — серьёзная опера) — жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу-сериа создавали на основе героико-мифологического или легендарно-историчного сюжета с чётким распределением сценического действия и музыки. В музыке преобладали речитативы и большие виртуозные арии солистов, которые словно соревновались в мастерстве вокализации.

Ссылки

Смотреть что такое «Опера сериа» в других словарях:

Опера-сериа — (итал. орега seria серьёзная опера)[1] жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу сериа создавали на основе героико мифологического или легендарно… … Википедия

опера-сериа — опера сериа, оперы сериа … Орфографический словарь-справочник

ОПЕРА-СЕРИА — (итальянское opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене 18 в. Характерны высокие мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Современная энциклопедия

ОПЕРА-СЕРИА — (итал. operа seria серьезная опера) жанр итальянской оперы 18 в. на героико мифологические и легендарно исторические сюжеты. В ней расцвело искусство бельканто. Подверглась реформе в творчестве К. В. Глюка и В. А. Моцарта … Большой Энциклопедический словарь

опера-сериа — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Опера-сериа — (итальянское opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене 18 в. Характерны “высокие” мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

опера-сериа — (итал. opera seria серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене XVIII в. Характерны «высокие» мифологические и легендарно исторические сюжеты. Музыкальная… … Энциклопедический словарь

опера-сериа — опера с ериа, оперы с ериа … Русский орфографический словарь

Опера-сериа — (итал. opera seria серьёзная опера) жанр итальянской оперы, сложившийся в конце 17 начале 18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской школы; см. в ст. Опера … Большая советская энциклопедия

Опера-сериа — (итал. opera seria серьёзная опера) жанр итал. оперы, сложившийся в кон. 17 18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской опсрной школы. Известнейшие либреттисты О. с. поэты А. Дзено и П. Метастазио (выработавшие устойчивый тип её… … Музыкальная энциклопедия

Источник

ОПЕРА-СЕРИА

Во 2-й пе­ри­од раз­ви­тия Оперы-сериа (1740-1770-е годы) тип либ­рет­то, соз­дан­ный Ме­та­ста­зио, при­об­рёл чрез­вы­чай­ную по­пу­ляр­ность во всех ев­ропейских стра­нах. Боль­шин­ст­во ком­по­зи­то­ров ра­бо­та­ли за пре­де­ла­ми Ита­лии, до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние за­ни­ма­ли И.А. Хас­се, Н. Йом­мел­ли, Б. Га­луп­пи, Т. Тра­эт­та, Дж. Ф. ди Майо, Д. Пе­рес, И.К. Бах. В об­лас­тях музыкальной ком­по­зи­ции и дра­ма­тур­гии па­рал­лель­но раз­ви­ва­лись тен­ден­ции к боль­шей дра­ма­ти­за­ции (вве­де­ние ан­самб­лей, по­вы­ше­ние ро­ли ди­на­мических ак­ком­па­ни­ро­ван­ных ре­чи­та­ти­вов и ак­тив­ных арий у Лео, Га­луп­пи, Йом­мел­ли) и «идеа­ли­за­ции» жан­ра [при­ори­тет ли­рической сфе­ры, об­раз­цо­вое во­пло­ще­ние аф­фек­тов, рав­но­ве­сие и со­вер­шен­ст­во фор­мы и об­щей ком­по­зи­ции (Хас­се, И.К. Бах)]. В 1760-1770-х годах в ря­де ев­ропейских го­ро­дов (Пар­ма, Штут­гарт, Ман­гейм, Санкт-Пе­тер­бург) бы­ли осу­ще­ст­в­ле­ны мно­го­численные по­пыт­ки ре­фор­мы Оперы-сериа, как пра­ви­ло, под воз­дей­ст­ви­ем французских вку­сов (Тра­эт­та, Йом­мел­ли, Га­луп­пи, Майо, Пе­рес, либ­рет­ти­сты К.И. Фру­го­ни, М. Ве­ра­ци, М. Коль­тел­ли­ни), ко­то­рые в са­мой Ита­лии боль­шо­го ре­зо­нан­са не име­ли. Са­мой по­сле­до­ва­тель­ной бы­ла ре­фор­ма К.В. Глю­ка и либ­рет­ти­ста Р. Каль­ца­бид­жи (1760-е годы, Ве­на).

В конце 1770-х годах Опера-сериа ста­ла сда­вать свои по­зи­ции опе­ре-буф­фа в пуб­лич­ных те­ат­рах, со­хра­няя зна­че­ние празд­нич­но­го при­двор­но­го спек­так­ля в честь тор­же­ст­вен­но­го слу­чая. Н. Пич­чин­ни, Дж. Паи­зи­ел­ло, Д. Чи­ма­ро­за, В.А. Мо­царт от­да­ва­ли пред­поч­те­ние ко­мическому жан­ру как бо­лее вос­тре­бо­ван­но­му. По­сле 1789 года под влия­ни­ем ре­во­люцыонных со­бы­тий во Фран­ции вновь про­бу­дил­ся вкус к тра­гическим и ост­ро­дра­ма­тическим сю­же­там. Ос­ваи­вая ре­фор­ма­тор­ские опы­ты 1760-х годов, Опера-сериа од­но­вре­мен­но ис­пы­ты­ва­ла на­рас­таю­щее влия­ние «опе­ры спа­се­ния». В начале XIX века жанр пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние.

Источник

Что такое опера seria

итал. opera seria — серьёзная опера

Жанр итальянской оперы, сложившийся в конце 17—18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Известнейшие либреттисты оперы-сериа — поэты А. Дзено и П. Метастазио (выработавшие устойчивый тип её композиции); композиторы — А. Скарлатти, Л. Лео, Г. Ф. Гендель, Н. Порпора, Б. Галуппи, Н. Пиччинни, И. А. Хассе, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (ранние оперы; «Милосердие Тита», 1791) и др.

С распространением итальянского искусства в Европе опера-сериа приобрела международное значение и проникла на все крупные (в частности, придворные) сцены. Для этого жанра типично господство историко-мифологических и легендарно-сказочных сюжетов при ясно выраженном разделении функций слова (сценического действия) и собственно музыки. Всё относящееся к сложной и запутанной интриге, к развитию фабулы воплощалось в речитативе secco. Типичные эмоции в типичных ситуациях получали претворение в развитых, завершённых, нередко виртуозных ариях (обычно 3-частная ария da capo), реже ансамблях разного типа — героических, лирических, скорбных, однако не особенно индивидуализированных. Такое разделение было сопряжено с безграничным господством певцов-виртуозов на оперной сцене, с пением кастратов, со свободным введением «украшений» в мелодию по вкусу певца и т. д.

К середине 18 в. назрел эстетический кризис оперы-сериа как «концерта в костюмах», где музыка передавала лишь немногие стороны драмы. Это привело к характерным для эпохи творческим исканиям итальянских композиторов (и Генделя), которые стремились усилить в опере-сериа роль драматизированного речитатива в драматических кульминациях (т. н. речитатив accompagnato), углубить выразительность пения, расширить функции оркестра.

В 60-е гг. 18 в. Глюк начал осуществлять свою оперную реформу, пересмотрев в операх «Орфей и Эвридика» и «Альцеста» драматургическую концепцию оперы-сериа. Однако традиции оперы-сериа продолжали развиваться в творчестве др. композиторов, в т. ч. молодого Дж. Россини, Г. Спонтини. В 19 в. это определение жанра утратило первоначальный смысл и практически вышло из обихода.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Конен В., Театр и симфония, М., 1968, 1975; Kretzschmar Н., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Abert H., Die Opera sйria, в его кн.: W. А. Mozart. Neubearbeitete und erweiterte Ausgabe von Otto Jahns Mozart, Bd 1, Lpz., 1955.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *