Что такое оперативная деятельность

Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об оперативно-розыскной деятельности

Принят Государственной Думой 5 июля 1995 года

(В редакции федеральных законов от 18.07.1997 № 101-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 05.01.1999 № 6-ФЗ, от 30.12.1999 № 225-ФЗ, от 20.03.2001 № 26-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.12.2005 № 150-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 22.12.2008 № 272-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 26.12.2008 № 293-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 08.12.2011 № 424-ФЗ, от 10.07.2012 № 114-ФЗ, от 29.11.2012 № 207-ФЗ, от 05.04.2013 № 53-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.11.2013 № 302-ФЗ, от 21.12.2013 № 369-ФЗ, от 29.06.2015 № 170-ФЗ, от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 06.07.2016 № 374-ФЗ, от 02.08.2019 № 311-ФЗ, от 30.12.2020 № 515-ФЗ, от 01.07.2021 № 252-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 02.12.2005 № 150-ФЗ; от 21.12.2013 № 369-ФЗ)

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 02.12.2005 № 150-ФЗ)

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья. (В редакции Федерального закона от 20.03.2001 № 26-ФЗ)

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос. (В редакции Федерального закона от 05.01.1999 № 6-ФЗ)

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. (В редакции федеральных законов от 30.12.1999 № 225-ФЗ; от 30.06.2003 № 86-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 02.12.2005 № 150-ФЗ; от 21.12.2013 № 369-ФЗ)

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве. (В редакции федеральных законов от 24.07.2007 № 214-ФЗ; от 28.12.2010 № 404-ФЗ; от 05.04.2013 № 53-ФЗ)

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника. (В редакции Федерального закона от 22.12.2008 № 272-ФЗ)

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) государственных должностей субъектов Российской Федерации;

3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

4) должностей федеральной государственной службы;

5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

6) должностей муниципальной службы;

7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

4. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Оперативная деятельность

Оперативная деятельность улучшается благодаря наличию оперативных данных и улучшенному контролю над операциями. Сотрудники подразделения зцкупок предприятия могут полнее интегрировать свои действия с действиями сотрудников других подразделений предприятия. [1]

Оперативная деятельность нацелена на приростную ориентацию управления и реализует имеющийся потенциал в доходы и рост фирмы. [2]

Оперативная деятельность министерства многообразна. При разработке ОАСУ не предусматривается полная автоматизация этой деятельности. [3]

Оперативная деятельность руководителя организации отличается от его деятельности по принятию решений. Эти два существенных вида деятельности взаимосвязаны и зависят от информации, обрабатываемой и передаваемой внутри организации. [4]

Оперативная деятельность финансовой службы предприятия включает расчеты с покупателями и поставщиками, претензионную работу с контрагентами в случае возникновения разногласий, ведение кассовых и других банковских операций, операции с ценными бумагами, финансово-кредитное планирование, контроль исполнения ранее принятых решений, анализ полученных результатов и складывающейся конъюнктуры рынка. [5]

Рентабельность оперативной деятельности недостаточно высока. [7]

В административно-хозяйственной и оперативной деятельности предприятие Энергонадзор подчиняется министерствам ( главным производственным управлениям) энергетики и электрификации союзных республик, районным энергетическим управлениям, производственным энергетическим объединениям. [8]

В административно-хозяйственной и оперативной деятельности республиканское управление ( отдел) государственного энергетического надзора подчиняется министерству ( главному управлению) энергетики и электрификации соответствующей союзной республики. [9]

По принципу оперативной деятельности нефтебазы делятся на перевалочные, распределительные и перевалочно-распределшельные. [11]

По принципу оперативной деятельности нефтебазы делятся на перевалочные, распределительные и перевалочно-распределитель-ные. [13]

По принципу оперативной деятельности нефтебазы Главнефтеснаба РСФСР делятся на перевалочные, осуществляющие перевалку нефти и нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой; распределительные, осуществляющие снабжение потребителей нефтепродуктами непосредственно с нефтебазы, ее филиалов, АЗС или путем централизованной доставки; перевалочно-распре-делителъные, выполняющие перевалочные и распределительные функции нефтебаз. [14]

Организации осуществляют оперативную деятельность по материально-техническому обеспечению научно-исследовательских и конструкторских работ. С этой целью организации своевременно представляют обоснованные заявки на распределяемые в плановом порядке материальные ресурсы, необходимые для выполнения исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнения плана организационно-технических мероприятий и для ремонтно-эксплуатацион-ных нужд, реализуют материальные ресурсы, выделенные по фондам, а также самостоятельно приобретают другие необходимые им материальные ресурсы. [15]

Источник

Сущность и содержание оперативно-разыскной деятельности

Оперативно-разыскная деятельность в ее теоретико-прикладном аспекте имеет три основных значения:

В свою очередь, оперативно-разыскная деятельность в ее содержательном аспекте, являясь одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляется специализированными службами (субъектами ОРД и имеющимися в их составе оперативными подразделениями) по отдельным (основным) направлениям исходя из возложенных на них задач.

Понятие, цели и задачи оперативно-разыскной деятельности

Оперативно-разыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями. Государственный характер ОРД определяет ее положение в системе государственных мер борьбы с преступностью. Современную борьбу с преступностью, в которой участвуют оперативные службы, нельзя представить только как совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений. Данный процесс представляет собой сложный комплекс социально-экономических, правовых, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями. Естественно, к таким мероприятиям относятся и те, которые осуществляются оперативно-разыскными средствами и методами.

История российских правоохранительных органов и мировой опыт борьбы с преступностью показывают, что оперативно-разыскная деятельность является одной из обязательных государственно-правовых форм борьбы с преступностью, к числу которых также относятся: административно-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная формы. Каждая из этих форм имеет свои специфические средства и методы решения правоохранительных задач.

Одним из наиболее характерных признаков ОРД является сочетание гласных и негласных способов ее осуществления. Под гласной следует понимать деятельность, в ходе которой должностные лица оперативного подразделения открыто (гласно) представляют интересы соответствующего правоохранительного органа, не скрывая своих целей. К негласной деятельности относятся действия субъектов ОРД, при которых они скрывают свою принадлежность к правоохранительным органам либо осуществляют их в тайне от окружающих граждан, и прежде всего от лиц, причастных к преступлениям.

Необходимость использования негласных приемов в ОРД обусловливается ее направленностью на получение информации о тщательно скрываемых и маскируемых признаках преступной деятельности, которая гласными уголовно-процессуальными мерами обнаружена быть не может. В современных условиях роста профессионализма и организованности криминальной среды эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от применения, прежде всего, оперативно-разыскных мер негласного характера, которые позволяют своевременно предотвращать и быстро раскрывать заранее планируемые и подготавливаемые противоправные действия.

Не менее важным отличительным признаком ОРД является то, что она может осуществляться лишь специально уполномоченными субъектами. К таким субъектам относятся оперативные подразделения государственных правоохранительных органов, перечень которых закреплен в ст. 13 ФЗ «Об ОРД». Руководители государственных органов, указанных в данной статье, своими нормативными актами определяют ведомственный перечень оперативных подразделений, наделенных правом на осуществление ОРД, их полномочия и структуру. Таким образом, субъектами ОРД могут выступать не любые представители указанных в законе органов, а только сотрудники их оперативно-разыскных подразделений.

Каждый субъект ОРД наделен кругом своих полномочий, обусловленных, во-первых, их ведомственной принадлежностью и, во-вторых, внутриведомственным разделением функций. Полномочия оперативных подразделений различных правоохранительных органов зависят, прежде всего, от их уголовно-правовой компетенции, т. е. перечня преступлений, предупреждением и раскрытием которых они обязаны заниматься, а также кругом основных задач, определенных в правовых актах, регламентирующих деятельность этих органов. Специфика в реализации субъектов ОРД своих прав и обязанностей заключается в использовании оперативно-разыскных мероприятий, сил, средств и методов в борьбе с преступностью. Перечень этих мероприятий, составляющих содержание ОРД, закреплен в ст. 6 ФЗ «Об ОРД». Однако содержание ОРД не ограничивается только проведением ОРМ. Субъекты ОРД, кроме указанного, уполномочены: устанавливать отношения сотрудничества с отдельными гражданами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе; использовать технические и иные средства; создавать предприятия и подразделения, необходимые для решения оперативно-разыскных задач; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность; применять иные специфические средства и приемы, которые характеризуют содержательную сторону оперативно-разыскной деятельности.

Пределы полномочий оперативных подразделений субъектов ОРД более детально регламентируются ведомственными нормативными правовыми актами, при этом часть служб в зависимости от решаемых задач может наделяться правом проведения оперативно-разыскных мероприятий в полном объеме, а часть – лишь в ограниченном.

Кроме перечисленных в законодательном определении, ОРД имеет еще ряд отличительных признаков. В частности, к ним можно отнести особый порядок правового регулирования, поскольку законодательство регулирует лишь общие положения ОРД, а большая ее часть регламентируется ведомственными нормативными актами ограниченного доступа. Важным отличительным признаком ОРД, кроме того, является наличие особого делопроизводства, заключающегося в секретном характере переписки, ведении специальных дел оперативно-разыскного производства, а также ограничениях по использованию оперативно-служебных документов.

Как видно из законодательного определения, целями ОРД, является защита от преступных посягательств трех основных ценностей: жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства. Таким образом, приоритет в целях законодатель отдает правам и свободам личности.

Обеспечение защиты личности от преступных посягательств как реализация одной из целей ОРД предполагает создание условий, препятствующих совершению любых преступлений против жизни и здоровья человека, его прав и свобод и обеспечивающих неприкосновенность личности со стороны правонарушителей. Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-разыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ). Наряду с этим, признанные и гарантированные в главе II Конституции РФ права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств.

Обеспечение безопасности общества и государства как цель ОРД предполагает обеспечение защиты жизненно важных интересов общества и государства от внешних и внутренних угроз. К основным объектам безопасности относятся материальные и духовные ценности общества, а также конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.

Под обеспечением безопасности общества и государства следует понимать организацию и реализацию системы мер различного характера с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и государства.

Достижение указанных целей обеспечивается посредством успешного решения (выполнения) оперативно-разыскных задач, предусмотренных ФЗ «Об ОРД» и другими законодательными актами. Следовательно, задачи ОРД есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения. Задачи ОРД можно разделить на общие и частные. Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, указаны в содержании ст. 2 ФЗ «Об ОРД».

Общие задачи ОРД (ст. 2 ФЗ «Об ОРД») взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.

Предупреждение преступлений состоит в превентивном (опережающем) воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группы лиц) с целью не допустить совершения ими общественно опасного деяния. Главными направлениями этой деятельности являются:

Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных сотрудников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения (ст. 30 УК РФ). Методы пресечения могут быть самыми разнообразными: задержание лица на стадии подготовки преступления; изъятие предметов, приспособлений, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений; проведение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др.

Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативных сотрудников, направленную на получение с помощью специальных сил, средств фактических данных, позволяющих обнаружить события противоправных действий, лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также иные связанные с ними обстоятельства.

Применение оперативно-разыскных сил, средств и методов позволяет своевременно:

Самостоятельной задачей ОРД является розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. Решение данной задачи осуществляется посредством применения комплекса оперативно-разыскных и иных мер, проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого и его задержания. В большинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, процессуальных, оперативно-разыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия. В общем плане розыск скрывшихся преступников – это деятельность, направленная на обнаружение места нахождения известного подозреваемого или обвиняемого.

Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступлений.

Розыск лиц, пропавших без вести, как задача ОРД заключается в осуществлении поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным (неочевидным) для окружающих и родственников причинам. Основанием для начала разыскных действий является заявление заинтересованных лиц (родственников, сослуживцев и т. п.).

К числу признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении его преступления, относятся:

Исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут также быть: наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия; потеря ориентации в пространстве в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразм, психозы, шизофрения и др.); нежелание уплачивать налоги или алименты; неудовлетворенность семейной жизнью. Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей. Имеют место случаи похищения детей с целью их последующей продажи в бездетные семьи.

В процессе осуществления разыскных действий оперативные сотрудники имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без вести, идентифицировать разыскиваемое лицо, осуществлять контроль за деятельностью и передвижением лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Под безопасностью государства понимается урегулированная нормами права система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного института политической системы современного российского общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.

Экономическая безопасность в правовых государствах представляет собой способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво снабжать ресурсами экономику, а также обеспечивать всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защиту национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, материальных ущербов.

В соответствии со ст. 104. 1 УК РФ конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества:

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него. Вышеперечисленное имущество, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3.2, ст. 3.7 КоАП РФ конфискации также подлежат орудия совершения и (или) предметы административного правонарушения.

Полиция должна применять все предусмотренные законом собственные полномочия в целях отыскания имущества, подлежащего конфискации.

Наряду с общими выделяются частные задачи, которые конкретизируются законодательными актами для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом специфики их деятельности. Круг этих задач определен полномочиями органов внутренних дел и в соответствии со ст. 2 ФЗ «О полиции» и Типовым положением о территориальном органе МВД России по субъектам РФ включает в себя:

При этом круг вышеперечисленных задач конкретизируется в ведомственных нормативных актах в виде частных задач для конкретного структурного подразделения с учетом его специали-зации.

Субъекты оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел и их компетенция

В статье 13 ФЗ «Об ОРД» приводится полный перечень органов, в структуре которых создаются и функционируют специальные службы – оперативные подразделения, являющиеся непосредственными субъектами оперативно-разыскной деятельности. К ним законодатель относит оперативные подразделения:

В полном объеме оперативно-разыскную деятельность осуществляют следующие подразделения органов внутренних дел:

Подразделения оперативно-разыскной информации (ПОРИ) и Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола МВД России уполномочены на осуществление ОРД в усеченном виде.

Так, ПОРИ предоставлено право проведения опроса, наведения справок, сбора образцов для сравнительного исследования, отождествления личности и использования конфиденциального содействия гражда, а подразделениям НЦБ Интерпола МВД России по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств могут проводить только опрос, наведение справок и отождествление личности.

Оперативные подразделения ОВД являются специфическими структурными образованиями в системе МВД России в силу ряда причин. К оперативно-разыскной деятельности, которую они уполномочены осуществлять, предъявляются особые требования, которые, в частности, запрещают:

Характер деятельности оперативных подразделений, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности, которая в силу правовой природы предназначена для поиска и фиксации информации, необходимой для решения ее задач, обусловлен спецификой проблем, решаемых органами внутренних дел в целом. Помимо распространения на сотрудников оперативных подразделений ОВД в полном объеме прав и обязанностей сотрудников полиции, они наделены Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнительными (специальными) обязанностями:

Правовой статус субъектов ОРД ОВД предусматривает наличие у них специальных полномочий при решении следующих задач ОРД:

Реализация предоставленных субъектам ОРД ОВД полномочий невозможна без уверенности в надежной защите их сотрудников как представителей власти, уполномоченных на осуществление ОРД, и как людей, занятых опасным и тяжелым трудом. При исполнении служебных обязанностей, являясь представителями власти, они находятся под защитой государства. Их деятельность носит публичный характер. В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ «Об ОРД» никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Поэтому государство гарантирует, что при исполнении служебных обязанностей они должны руководствоваться только законом, а в деятельность субъектов ОРД ОВД допустимо вмешательство только лиц, прямо уполномоченных на то законом. Одной из гарантий независимости и самостоятельности должностных лиц оперативно-разыскных служб является законодательное предписание о том, что в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий они подчиняются только непосредственному и прямому начальнику. И хотя оперативно-разыскная деятельность носит ярко выраженный творческий характер, следует помнить, что она строится на основе единоначалия и подчиненности.

Законные требования сотрудников оперативных подразделений обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. На их деятельность в полном объеме распространяются такие уголовно-правовые институты, как необходимая оборона и крайняя необходимость. Необходимость дифференциации оперативных подразделений связана с характером противоправной деятельности объектов ОРД, а также организацией процесса их выявления и последующего реагирования. Это подтверждается положениями ФЗ «Об ОРД», где сделан акцент на осуществление субъектами ОРД отдельных действий в пределах своих полномочий.

Таким образом, организация борьбы с преступностью предопределяет потребность в специализации субъектов ОРД ОВД на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие определенных видов преступлений и разделение их на основные, осуществляющие все, без исключения, оперативно-разыскные мероприятия, и вспомогательные оперативные подразделения, деятельность которых гарантирует эффективность осуществления оперативно-разыскной деятельности за счет информационного, разведывательного и технического ее обеспечения. Оперативные подразделения ОВД для решения оперативно-служебных задач привлекают и используют возможности различных подразделений ОВД и граждан.

Необходимо отметить, что нормативные акты МВД России, регламентирующие деятельность той или иной службы, обязательно определяют формы их взаимодействия с оперативными подразделениями, в частности перечень оперативно-разыскных средств и мероприятий, которые сотрудники этих служб могут применять в процессе выявления, предупреждения и раскрытия преступлений.

Одной из обязанностей оперативных подразделений является исполнение письменных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-разыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам. При этом поручения и указания отмеченных должностных лиц могут приниматься к исполнению в случае соответствия их следующим требованиям:

Ответственность за законность и обоснованность проведения оперативно-разыскных мероприятий несут органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность. Поручения, указания и решения адресуются органу, уполномоченному на осуществление оперативно-разыскных мероприятий, но не конкретному сотруднику. Руководитель органа, получивший соответствующий документ, назначает сотрудника, ответственного за проведение оперативно-разыскного мероприятия. Исключение составляют ситуации, когда следователь и оперуполномоченный работают в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного сотрудника.

Оперативно-разыскные подразделения обязаны также выполнять на основе и в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств рассматриваются законодателем в качестве одного из оснований проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Российская Федерациия, являясь членом Интерпола, в соответствии с уставом этой международной полицейской организации, обязана осуществлять обмен информацией между российскими правоохранительными органами и аналогичными органами других государств, являющихся членами Интерпола, через Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации, которое является структурным подразделением МВД России.

Морально-этические основы оперативно-разыскной деятельности

Углубленное изучение какого-либо вида человеческой деятельности невозможно без взгляда на него со всевозможных точек зрения, выработанных различными науками, в том числе и рассматривающими общие, основополагающие понятия и явления. Одним из таких философских вопросов, который нельзя обойти при изучении оперативно-разыскной деятельности, является нравственный аспект. Вопросы нравственности традиционно относят к предмету изучения специальной философской дисциплины – этики. В свою очередь, юридическая этика как разновидность прикладной этики изучает частные проблемы и применение идей и принципов в конкретных ситуациях морального выбора.

Такие аспекты, как целесообразность, оправданность, соразмерность мер, направленных на противодействие преступности, являются предметом дискуссий как в научных публикациях, так и в повседневной деятельности людей, одни из которых обязаны бороться с преступностью, а другие пытаются усмотреть в деятельности последних элементы отсутствия этики.

История развития человеческих отношений полна фактов нарушения нравственного завета – «не обмани». В некотором смысле вся история человечества – это череда обмана, предательства и лжи, совершаемая как отдельными лицами, так и целыми государственными аппаратами в целях достижения определенных политических, экономических, военных и других целей. Может ли обман иметь позитивную функцию, оправдана ли такая деятельность и такие методы работы, бывает ли ложь во благо человека? Примеров положительного ответа на этот вопрос можно привести множество. Так, трудно себе представить общество без таких проявлений обмана, как театральное лицедейство, разнообразные проявления изобразительного искусства с такими приемами, как гротеск, художественная гипербола, литературу – без сказок, легенд, без вымысла и жанра фантастики. Невозможно представить себе врача, говорящего только правду больному.

Ложь и обман – явления многомерные и предстают в новом облике всякий раз, как только мы меняем позицию (точку зрения, аспект, ракурс), с которой они рассматриваются. Эти позиции вряд ли возможно исчерпать. И это обстоятельство само по себе требует от человека толерантного, терпимого отношения ко многим разновидностям лжи и обмана.

Если в самой системе оперативных служб полиции (в связи с достаточностью информации) все до определенной степени «прозрачно» для формирования мнений и суждений об этичности тех или иных методов, то этого нельзя сказать для остальной части общества. И одной из причин, создающей предпосылки для негативного восприятия обществом форм и методов оперативно-разыскной деятельности является ее тайный (конспиративный) характер. Один из исследователей этических основ оперативно-разыскной деятельности А.Ф. Возный отмечал, что общественность, как правило, дает оценку тех или иных результатов ОРД, но в силу конспиративного характера этой деятельности она не может дать оценку правомерности применения тех или иных форм и методов, сил и средств. Поэтому в деятельности оперативников должно быть существенно повышено значение общественного и профессионального долга, ответственности за свои действия. Сюда же относится и возможность различия в нравственной оценке ОРМ самими сотрудниками и другими людьми, не имеющими отношения к этой деятельности. Дело в том, что конспиративность требует скрывать истинное содержание тех или иных действий, включая их истинный нравственный характер. Поэтому при нравственном содержании ОРМ со стороны они могут восприниматься как аморальные.

Сложность этической оценки некоторых методов оперативно-разыскной деятельности проявляется не только в общественном сознании, но и в индивидуальном. В среде обучающихся по очной и заочной форме (т. е. уже имеющих опыт работы в органах внутренних дел) слушателей образовательных организаций системы МВД России, к примеру, амбивалентность вызывает поочередное предложение дать оценку с точки зрения этичности в одном случае человеку, который, узнав о том, кто совершил тяжкое преступление в отношении ребенка, тайно явился в оперативно-разыскной орган и сообщил известные ему сведения, пожелав остаться анонимом, и в другом случае – оценить поведение сотрудника полиции, сообщившего о ставших ему известными сведениях о получении взятки коллегой по работе.

Таким образом, нужно говорить не только о столкновении общественных и профессиональных интересов, но и вызываемых противоречиях в сознании тех, кто ежедневно вынужден склоняться то к одной, то к другой оценке однопорядковых, с точки зрения общепризнанных норм морали, поведенческих актов людей.

Помня о разведывательном характере оперативно-разыскной деятельности и том факте, что рассматриваемые методы работы с одинаковым успехом применяются не только для решения задач борьбы с преступностью на территории России, но и различными спецслужбами за рубежом, можно вспомнить и «классические» примеры двойственного отношения к лицам, добывающим информацию в интересах одного государства, которое гордо называет своего сотрудника «разведчиком», наносящим ущерб другому, которое из всех возможных неприятных названий выберет в лучшем случае слово «шпион».

Несмотря на сложности оценки с нравственных позиций и все противоречия, характерные для оперативно-разыскной деятельности, она остается мощным инструментом в сфере защиты интересов законопослушных граждан, общества и государства, позволяющим выявлять, предупреждать и пресекать преступления, привлекать к ответственности совершивших их лиц.

Возникшие в незапамятные времена элементы этого вида человеческой деятельности, практически не претерпевшие, в смысле характерных черт, никаких изменений, кроме легализации на государственном уровне и гуманизации, дошли до наших дней и позволяют эффективно отслеживать и ликвидировать криминальные процессы на самых ранних стадиях, втайне от проверяемых лиц контролировать их поведение, предупреждая возможность совершения ими противоправных деяний или получая информацию для раскрытия преступления.

В современных условиях оперативно-разыскная деятельность остается вынужденным средством государства, без которого сложно наладить эффективное противодействие преступности, в особенности ее латентным формам проявления, когда оперативно-разыскные меры оказываются порой единственным способом получения результата. С этой точки зрения оперативно-разыскная деятельность, без всякого сомнения, отвечает требованиям моральных норм.

В пользу вышеизложенного можно привести и такой аргумент – вне зависимости от исторического этапа развития, формы правления и государственного устройства, общности и направленности идей в государстве, статуса в политической и экономической расстановке в мире, методы оперативно-разыскной деятельности применялись и применяются всеми без исключения государствами и правящими режимами. Это универсальный инструмент в арсенале средств борьбы с преступностью, имеющий общую нравственно-положительную направленность.

Еще одним «нравственно острым» вопросом ОРД, требующим пристального рассмотрения, является такой вид отношений, возникающий в процессе оперативно-разыскной деятельности, как конфиденциальное сотрудничество. Если с вынужденными формами лжи и обмана все, так или иначе, ясно, то этого нельзя сказать о различных формах содействия граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Вряд ли кому-либо понравится, если помимо его воли, скрывая истинную цель общения, негласный сотрудник будет получать информацию о преступлении, вторгаясь в частную жизнь объекта оперативной проверки, которая в дальнейшем может быть передана оперативно-разыскному органу. Вновь возникает необходимость напомнить, что оценка может быть совершенно противоположной с различных позиций.

Давая нравственную оценку привлечению лиц к конфиденциальному сотрудничеству и использованию информации, получаемой от них в деле борьбы с преступностью, необходимо принять во внимание весьма существенный момент. ФЗ «Об ОРД» позволяет оперативно-разыскному органу использовать помощь граждан гласно и негласно только с их добровольного согласия. Именно добровольность является ключевым словом, дающим право говорить о нравственности или безнравственности привлечения лиц в качестве конфидентов. Как бы ни были соблазнительны для оперативного сотрудника методы использования различных ситуаций, не оставляющих право выбора человеку (например, использование компрометирующих материалов), необходимо стремиться минимизировать формы работы и мотивы привлечения к сотрудничеству, основанные на эксплуатации каких-либо низменных чувств людей. Данные рекомендации довольно сложно реализовать на практике, учитывая, что существует определенное противоречие между требованиями, предъявляемыми к оказывающим содействие гражданам, и той категорией лиц, которая действительно представляет интерес для решения задач оперативно-разыскной деятельности. Однако добровольная помощь, осознанное человеческое стремление, понимание важности вопросов борьбы с преступностью и роли в этом деле человека может принести действительную пользу обществу. И приобретая реальных помощников, оперативные сотрудники могут рассчитывать на качественную информацию, исключить случаи двурушничества и дезинформации со стороны лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в борьбе с преступностью. Лишь в этом случае можно говорить, что оперативный сотрудник привлекает к работе на пользу обществу человека, чья деятельность, несмотря на неоднозначность этических оценок, носит, несомненно, положительный характер.

Борьба с преступностью при использовании негласных сил и средств – сложный процесс, требующий от правоприменителей не только достаточных юридических знаний, но и предполагающий высокие нравственные качества тех, кому государство доверило такой мощный инструмент как оперативно-разыскные меры. Именно высокие морально-этические качества самих оперативных сотрудников и деятельность, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, справедливости, гуманизма, могут снизить действительно существующие в обществе разногласия и обеспечить большинству понимание необходимости использования органами внутренних дел извечно сложно оцениваемых, но не имеющих альтернативы методов работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *