Что такое оперативная обстановка в полиции
Понятие оперативной обстановки, ее значение и основные элементы
Как было сказано выше, под оперативной обстановкой понимается прежде всего совокупность обстоятельств и условий, оказывающих влияние па оперативный процесс. Однако это определение является не совсем полным, так как не учитывает такие существенно важные факторы, как место и время осуществления этого процесса. Не существует обстановки вообще, не связанной с конкретным пространственным и временным расположением. Можно говорить об обстановке в мире, регионе, стране, населенном пункте, на конкретной линии работы, объекте, участке и так далее, причем делать это только применительно к вполне определенному времени.
Оперативная обстановка не является чем-то застывшим, стабильным. Она постоянно находится в динамичном развитии, изменении. Зависимость от времени — наиболее характерная ее черта. Поэтому можно говорить об оперативной обстановке только на определенный момент времени.
Так дежурная часть МВД КР осуществляет слежение за состояние преступности на территории республики в течении суток, далее – за 10 дней, один месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев и за весь год. Другими такими чертами является отражение соотношения сил субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности (противодействующих сторон), а также условий,в которых происходит это противодействие.
С учетом этих уточнений можно дать следующее определение оперативной обстановки в ОРД:
Оперативная обстановка — это совокупность факторов, обстоятельств и условий складывающихся в определенное время на конкретном участке (объекте, территории) оперативно-розыскной деятельности и оказывающих влияние на оперативно-розыскной процесс.
Всестороннее изучение и знание оперативной обстановки необходимы для разработки грамотных, профессионально продуманных оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих решать стоящие задачи и обеспечивающих требуемый уровень конспирации и безопасности как для лиц, участвующих в ОРД, так и для подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Факторы, условия, обстоятельства, определяющие оперативную обстановку, могут быть самыми различными. Они зависят от направлений оперативно-розыскной деятельности (разведывательного, контрразведывательного, уголовно-сыскного, административно-сыскного), особенностей страны или региона, решаемых задач и так далее.
В теории и практике оперативно-розыскной деятельности наиболее часто применяется вариант содержания оперативной обстановки, состоящий из следующих трех основных элементов: 1) объект познавательно-преобразовательной деятельности; 2) силы и средства органов осуществляющих ОРД, и других взаимодействующих с ними соответствующих органов, подразделений, организаций; 3) среда, в которой осуществляется деятельность.
Первый элемент. Объекты оперативно-розыскной деятельности, это такие объекты, как: организации и отдельные лица, осуществляющие различного рода противоправную деятельность против охраняемых законом интересов, лица, являющиеся носителями оперативно-розыскной информации или имеющие устойчивый доступ к ней; информация, имеющая значение в оперативно-розыскном отношении, представляющие разведывательный интерес государственные ведомства, организации, предприятия, фирмы; лица по своему должностному, общественному и другому положению располагающие рычагами воздействия на объекты ОРД, принятие ими решений; лица, документы, предметы, находящиеся в розыске; лица, в отношении которых решается вопрос о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске к работам по эксплуатации объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
Второй элемент структуры оперативной обстановки образуют силы и средства органов, осуществляющих ОРД, и других взаимодействующих с ними соответствующих органов, подразделений, организаций. При этом рассматриваются не вообще возможно существующие силы и средства, а реально имеющиеся, которые могут быть задействованы в конкретных оперативно-розыскных мероприятиях и операциях.
Основными составляющими третьего элемента оперативной обстановки «среда» для ОРД будут являться: экономические, политические, межнациональные и другие отношения, характеризующие взаимодействие отдельных социальных слоев и групп в стране, регионе, населенном пункте, районе; криминологическая ситуация; географические условия; транспортная и дорожная сеть, пассажирские потоки; наличие иностранных фирм, организаций и совместных предприятий, характер их деятельности; демографические, национальные, социальные и психологические особенности населения; плановые и строительно-архитектурные особенности населенных пунктов, наличие культурных, спортивных, зрелищных учреждений и т.п. Сюда же будут относиться действующие административно-полицейский и контрразведывательный режимы, другие предупредительные меры, возможные объекты противоправных устремлений.
Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 14236 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Определение и содержание понятия «оперативная обстановка»
Денисенко В.В., профессор РЮИ МВД России, доктор юридических наук.
В процессе подготовки и реализации управленческих решений по общим либо отдельным направлениям деятельности органов внутренних дел, а также при оценке результатов их работы в целом либо по линии отдельных служб одним из наиболее часто используемых является понятие «оперативная обстановка».
При внешне кажущейся простоте и очевидности задача определения данного понятия представляется достаточно сложной. Эта сложность обусловливается, во-первых, отсутствием юридического определения понятия «оперативная обстановка», поскольку оно относится прежде всего к сфере управленческой деятельности, во-вторых, неоднозначностью его трактования как представителями науки, так и практическими работниками.
Малков В.Д. Планирование в управлении органами внутренних дел. М., 1976. С. 55.
Туманов Г.А. Организация управления в сфере общественного порядка. М., 1972. С. 87.
Там же. С. 88.
Сопоставление представленных теоретических воззрений позволяет отметить следующие моменты. Понятие оперативной обстановки, данное В.Д. Малковым, по своему содержанию слишком узкое. При такой постановке вопроса возможна лишь констатация имеющегося, сложившегося состояния преступности и крайне низка вероятность принятия мер воздействия упреждающего характера. Феномен преступности анализируется абстрактно, без учета связанных с ней и обусловливающих ее явлений.
Более плодотворным представляется системный подход Г.А. Туманова. Однако он недостаточно четко выделяет имеющие значение факторы внешней среды, говоря о неопределенном количестве детерминирующих факторов. С другой стороны, он не ставит прямо вопрос о необходимости учитывать административные правонарушения, отмечая, что они могут быть представлены в качестве компонента оперативной обстановки. Это не только лишает данное понятие четкости, но и делает затруднительной практику его единообразного применения.
Более всего содержание оперативной обстановки выражено у Г.Г. Зуйкова. Однако условия внешней среды, выделяемые им в качестве значимых, также требуют существенной корректировки. Прежде всего необходимо конкретизировать экономические и социальные факторы.
Основы управления в органах внутренних дел. Учебное пособие / Под ред. проф. А.П. Коренева. М., 1988. С. 73.
По моему глубокому убеждению, включение административных деликтов в структуру оперативной обстановки позволит перейти от ее количественных характеристик к качественным параметрам. Это логически вытекает из того, что административные правонарушения в силу своей массовидности не только в значительной мере создают фон для совершения преступлений, не только представляют интерес сами по себе как самостоятельное явление, но в конечном счете способны выступать фактором, формирующим общественное мнение о состоянии правопорядка и работе милиции в каждом конкретном регионе.
Отдельные изменения в показателях, характеризующих линию деятельности криминальной милиции, не могут служить единственным, а тем более объективным обоснованием оздоровления или ухудшения оперативной обстановки.
Оперативную обстановку не следует сводить к состоянию преступности, поскольку наряду с ней к числу объектов организационно-правового воздействия органов внутренних дел относится и административная деликтность, что прямо вытекает из задач, возложенных на органы внутренних дел. Кроме того, население оценивает деятельность милиции не только по результатам работы сотрудников уголовного розыска или иных служб криминальной милиции, но и по тому, в какой мере органы внутренних дел обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность в целом.
Все объекты познания представляют собой системы, что вытекает из основных принципов материалистической диалектики. Исходя из этого рассмотрение оперативной обстановки как системы социально-правовых параметров предполагает возможность применения основных положений научного системного подхода.
Теория управления в сфере правоохранительной деятельности / Под ред. проф. В.Д. Малкова. М., 1980. С. 4.
Представляется, что оперативная обстановка как система включает в себя следующие элементы, характеризующие: а) состояние преступности и административной деликтности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; б) условия внешней среды, то есть значимые для правоохранительной деятельности социальные процессы и дестабилизирующие (стабилизирующие) факторы; в) организационно-правовые меры воздействия органов внутренних дел на преступность и деликтность и оценку эффективности их применения.
В свою очередь, состояние преступности и административной деликтности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности является не только компонентом системы «оперативная обстановка», но и выступает как самостоятельная подсистема. Элементы этого первого блока явлений, определяя содержание внешней для системы МВД правоохранительной деятельности, образуют сферу непосредственного управленческого воздействия органов внутренних дел.
См., напр.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая / Под ред. проф. А.П. Коренева. М., 1992. С. 16; Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 11.
Элементами данного понятия выступают: 1) содержание (сущность); 2) способ регулирования; 3) цель. Общественный порядок складывается в общественных местах в процессе общения людей вне их производственной деятельности. Общественная безопасность отличается от общественного порядка по охраняемым объектам, источникам предотвращаемой угрозы, средствам регулирования, целям, содержанию отношений и способам обеспечения.
Говоря о понятии «оперативная обстановка» следует сразу оговорить то обстоятельство, что составляющие его элементы выступают элементами разного уровня. Это обусловлено неодинаковой степенью их влияния на состояние оперативной обстановки. Определяющее место занимает подсистема, характеризующая состояние преступности, административной деликтности, общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Именно в этой сфере лежит правовой аспект защиты прав и свобод человека и гражданина.
Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 7.
Там же.
Социальные процессы, а также дестабилизирующие (стабилизирующие) факторы, включенные во вторую подсистему системы «оперативная обстановка», есть не что иное, как среда функционирования органов правопорядка. При этом следует выделить лишь те процессы и факторы, которые оказывают непосредственное воздействие на состояние преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на территории конкретного региона, края, области, города или района в анализируемый период времени. Я исхожу из того, что указанные социальные процессы в немалой степени обусловливают динамику изменений, происходящих в криминогенной составляющей оперативной обстановки, и определяют ее особенности на соответствующей территории. Наиболее же существенные изменения в оперативной обстановке в сторону ее резкого осложнения могут произойти в результате стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий, когда угрозе подвергаются жизнь и здоровье многих людей, сохранность значительных материальных ценностей.
Отмечу также наличие дестабилизирующих факторов криминогенного порядка, таких как групповые нарушения общественного порядка, групповые побеги из исправительно-трудовых учреждений, изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и т.п.
Понятие и характеристика оперативной обстановки и ее компоненты
Распространенной классификацией информации в органах внутренних дел является ее деление на блоки, характеризующие оперативную обстановку:
— о состоянии правопорядка в республике, крае, области, городе, районе, т.е. информация, характеризующая объект непосредственного воздействия органа внутренних дел;
— об элементах внешней среды, т.е информация, характеризующая явления, факторы, оказывающие прямое или косвенное влияние на состояние правопорядка и деятельность органов внутренних дел;
— о состоянии организации органа внутренних дел, т.е. информация, характеризующая орган как систему, предназначенную для решения конкретных социальных задач;
— о функционировании органа внутренних дел, т.е. информация, характеризующая эффективность решения задач, стоящих перед органом внутренних дел.
Следовательно, под оперативной обстановкой понимаются внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел выполняют задачи борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, т.е. реализуют правоохранительную и правоприменительную функции.
Оперативная обстановка является основным объектом аналитической деятельности аппаратов управления, служб и подразделений органов внутренних дел и каждого из сотрудников.
В широком смысле под оперативной обстановкой понимается совокупность условий, как внешних, так и внутренних, в которых органы внутренних дел реализуют функции по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Очевидно, что внешние и внутренние условия взаимосвязаны.
Так, например:
— экономическая ситуация в стране диктует внутренние условия работы сотрудников органов внутренних дел:
— организационно-штатную структуру, численность, качественный состав личного состава, материально-техническую оснащенность системы и т.д.;
— социальная среда оказывает влияние на внутренний мир сотрудников;
— очевидно, что органы внутренних дел влияют на преступность, но и преступность как часть внешней среды, в свою очередь воздействует на органы внутренних дел.
Внешние и внутренние условия не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены: так, от структуры преступности прямо зависит организационная структура системы органов внутренних дел и т.д.
Несмотря на взаимосвязь и обусловленность условий, внешние являются определяющими, формируют основу управления, определяют характер и направленность деятельности органов внутренних дел.
Условия, характеризующие органы внутренних дел, осуществляющие деятельность по поддержанию и укреплению правопорядка, в свою очередь, влияют на внешние условия посредством правоохранительной и правоприменительной деятельности. Внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел осуществляют свою деятельность, отличаются сложностью и динамизмом, поэтому целесообразно рассматривать оперативную обстановку как систему, состоящую из множества постоянно изменяющихся элементов на (или за) определенный момент времени.
Изучение оперативной обстановки осуществляется на основе поступающей из различных источников разнообразной информации, поэтому можно сказать, что оперативная обстановка – это «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих внешних и внутренних по отношению к субъекту управления в системах МВД и территориальных органах условий (факторов), определяющих состояние правопорядка на обслуживаемой территории, анализ и оценка информационной модели которых является основой целенаправленных воздействий аппаратов управления на систему подчиненных органов и подразделений внутренних дел субъекта РФ» при решении задач правоохраны.
Исходя из выше сказанного, при анализе оперативной обстановки необходимо изучить два блока факторов, определяющих состояние правопорядка на обслуживаемой территории: внешних и внутренних.
К внешним факторам (условиям) в первую очередь необходимо отнести объект воздействия органов внутренних дел: преступность и правонарушения; туда же следует отнести условия концептуальной (установки органов государственной власти, нормативные документы МВД России, определяющие цели, задачи, основные направления деятельности и др.) и ситуационной внешней среды функционирования органов внутренних дел (к которой относятся территориально-административные, природно-географические, экономические, демографические, духовные, социально-культурные, национальные и другие независящие от ОВД особенности территории и населения, влияющие на обстановку в регионе в целом и на обслуживаемой территории в частности).
Внутренние факторы (условия) характеризуют саму систему органов внутренних дел – это результаты деятельности по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в целом органа внутренних дел и отдельных его служб и подразделений; организационная структура ОВД, характеристика сил и средств, их распределение по территории, укомплектованность, качественный состав, нагрузка сотрудников, техническая оснащенность и др. Наконец, к внутренним факторам следует отнести и состояние организаторской работы.
Таким образом, компонентами оперативной обстановки являются:
— внешняя среда функционирования (концептуальная и ситуационная);
— результаты деятельности органа внутренних дел;
— характеристика сил и средств ОВД;
— состояние управленческой работы.
Виды оперативной обстановки можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от полноты изучаемой информации о факторах (условиях) функционирования органа внутренних дел можно выделить общую (комплексную) и частную (специализированную) оперативную обстановку. Общая оперативная обстановка предполагает изучение всех внешних и внутренних условий применительно ко всем линиям работы ОВД. Частная оперативная обстановка связана с анализом отдельных блоков оперативной обстановки.
По сложности оперативной обстановки можно выделить три ее вида: стабильная, сложная, экстремальная.
Возможна квалификация оперативной обстановки по временному признаку (за сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год), а так же по территориальному признаку.
Изучение и оценка оперативной обстановки являются составной частью управленческой деятельности МВД России, а так же территориальных органов внутренних дел, в ходе которой применяются различные виды анализов.
Вопрос 2. Оперативная обстановка как основной объект управленческой деятельности органов внутренних дел. Структура и виды оперативной обстановки.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»
Кафедра административной деятельности ОВД
административной деятельности ОВД
«___» _____________ 2015 г.
Дисциплина:«Основы управления в органах внутренних дел»
Фондовая лекция
Тема № 6: «Аналитическая работа в органах внутренних дел»
Специальность: 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности
доцент кафедры АД ОВД
к.ю.н. подполковник полиции Ю.Н. Сосновская
Обсуждена и одобрена на заседании ПМС
«__» _________ 2015 г., протокол № __
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
«__» _________ 2015 г., протокол № __
План
1. Понятие аналитической работы в органах внутренних дел, ее задачи и основные принципы. Содержание аналитической работы.
2. Оперативная обстановка как основной объект управленческой деятельности органов внутренних дел. Структура и виды оперативной обстановки.
3. Основные направления и виды анализа оперативной обстановки в системе МВД России.
4. Методологические основы анализа и оценки данных об оперативной обстановке.
Введение
В условиях высокого динамизма политических, социальных и эконо-мических процессов, усложнения управления социальными системами, эф-фективность управленческих воздействий органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка в значительной степени определяется глубиной и всесторонностью систематического анализа складывающейся обстановки и своевременной выработкой на основе его управленческих решений по реагированию на ее изменения.
Увеличение и усложнение задач и функций, стоящих перед органами внутренних дел, повышение требований к эффективности управления ими и усиление интенсивности их работы вызывает повышенное внимание к вопросам анализа комплекса факторов, влияющих на состояние правопорядка, так как успешная деятельность системы органов внутренних дел возможна только на основе систематического изучения как причин и условий, порождающих эти правонарушения и способствующих их совершению, так и мер, предпринимаемых государственными и общественными организациями по борьбе с ними.
В настоящее время информационно-аналитическая работа широко внедряется в деятельность органов внутренних дел (полиции) и осуществляется на сегодняшний день, как на всех уровнях, так и всеми службами и подразделениями системы. Теоретическая и практическая разработка проблем, связанных с ее организацией и методикой проведения позволяет в настоящее время говорить о достаточной разработанности данного направления управленческой деятельности, теория которого базируется на основных положениях диалектики и логики, а так же на таких юридических дисциплинах, как криминология, предварительное расследование, оперативно-розыскная и административная деятельность органов внутренних дел.
Вопрос 1. Понятие аналитической работы в органов внутренних дел, ее задачи и основные принципы. Содержание аналитической работы.
Термин «аналитическая работа», употребляемый в органах внутренних дел (полиции), означает исследовательскую, познавательную деятельность по выявлению причинных связей, тенденций и закономерностей, необходимую для обоснования принимаемых решений и оценки эффективности функционирования системы.[1]
Аналитическая деятельность является активной преобразующей силой. Это не просто средство или метод познания управленческой ситуации, но и подход к ее изменению. Благодаря результатам аналитический деятельности возможен перевод деятельности органов внутренних дел на более высокий уровень. Уверенно можно сказать, что анализ – это ключ к решению проблем эффективности, а также важный инструмент повышения уровня управления органов внутренних дел.
Аналитическая работа является непременной составной частью процессов управления всех социальных систем. Любая организационная или тактическая проблема в управленческой деятельности органов внутренних дел решается на основе предварительного изучения оперативной обстановки. Так, в частности, с ее помощью обеспечивается осведомленность субъекта управления о состоянии правопорядка, как объекта воздействия, внешней среды и самой системы органов внутренних дел, а также определяется стратегия и тактика деятельности органов внутренних дел и обеспечивается упреждающий характер управленческих воздействий, исходя из объективных и субъективных условий, в которых протекает функционирование системы.
Другим немаловажным сущностным признаком аналитической работы является ее информационный характер. Вся эта деятельность связана с изучением, осмыслением, преобразованием определенной информации. Конечным результатом этой работы также является информация, но другого, более высокого уровня и качества. Поэтому очень часто эту деятельность называют еще информационно-аналитической.
И, наконец, еще одним сущностным признаком аналитической работы является ее прогностический характер, то есть определение ожидаемых в будущем изменений оперативной обстановки.
Функции головной организации по осуществлению и методическому обеспечению аналитической работы в органах внутренних дел, а также координации аналитической работы отраслевых служб в её проведении возложены на организационно-аналитические (штабные) аппараты органов внутренних дел. Систему организационно-аналитических (штабных) аппаратов возглавляет Организационно-аналитический департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации[2]. В территориальных органах МВД России на окружном и региональном уровне данные
подразделения представлены организационно-аналитическими (штабными) аппаратами главных управлений МВД России по Федеральным округам, МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте по Федеральным округам и линейных управлений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Низшим звеном являются организационно-аналитические подразделения управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям.
В качестве основных задач аналитической работы выделяются:
— выявление и систематизация данных о преступлениях и правонарушениях на территории обслуживания органа внутренних дел или её части (например, микрорайон, территория отделения полиции), сопоставление их при необходимости с аналогичными данными других регионов;
— установление значимых социальных характеристик преступлений и правонарушений, детерминирующих особенности их проявления в данном регионе: социально-территориальная и социально-групповая распространённость, мотивационная направленность:
— выявление криминологических и организационно-управленческих значимых характеристик отдельных видов и групп преступлений с точки зрения их устойчивости, организованности, которые могут быть положены в основу принятия решений, направленных на повышение эффективности планирования и осуществления мер борьбы с этими преступлениями;
— выявление проблемных ситуаций во внутриорганизационной деятельности органа внутренних дел, связанных с его функционированием как социального коллектива (управленческое обследование):
— информационно-аналитическое обслуживание территориальных органов внутренних дел на окружном и районном уровне.
С целью повышения научного уровня и качества аналитической работы необходимо при ее осуществлении соблюдать ряд принципов, таких как:
Целенаправленность и адресность анализа, которые позволяют минимизировать объем и упорядочить работу, выделить основные направления исследования, адресовав выводы и предложения конкретной службе или подразделению.
Комплексность и системность исследования позволяет изучить объект во всем многообразии его проявлений. Так, если объектом исследования является преступность, то необходимо изучить ее всесторонне: и как социальное явление и как относительно самостоятельное явление, имеющее собственные характеристики, не повторяющие свойств окружающей среды, а также ее структуру и динамику.
Полнота анализа предполагает исследование информации такого объема, при котором возможно сделать объективные выводы. Например, если исследуется структура и количественный состав сотрудников органа внутренних дел, то необходимо провести сравнительный анализ штатной положенности и фактического наличия личного состава этого органа.
Прагматичностьпозволяет использовать результаты аналитической работы в чисто практических целях: для принятия управленческого решения по обеспечению борьбы с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Своевременность осуществления анализа означает приближение периода анализируемого процесса, времени проведения аналитической работы и использования результатов анализа.
Объективностьрезультатов анализа достигается за счет правильного выбора объекта исследования и методов, применяемых при обследовании объекта в целом и отдельных его характеристик.
Сочетание перспективы и ретроспективы предполагает исследование объекта в динамике от прошлого к будущему. Именно будущее состояние объекта исследования (например, оперативной обстановки) интересует субъекта управления в целях разработки на этой основе и осуществления необходимых мер предупредительного характера по нейтрализации или ослаблению действия криминогенных факторов[3].
Содержание аналитической работы в органах внутренних дел можно представить в следующих разрезах.
1. Изучение преступности и правонарушений с целью выяснения основных закономерностей, причин их развития на основе изучения уровня, динамики, структуры, распространенности на определенных территориях, характеристик лиц, совершающих противоправные деяния, а также исследования факторов внешней среды функционирования органа внутренних дел, как концептуальной, так и ситуационной.
2. Изучение состояния органа внутренних дел, его организационной структуры с распределением штатной численности по службам, подразделениям, а также по территориальности, укомплектованности, характеристики сил и средств с целью определения соответствия внутренних параметров системы складывающейся оперативной обстановке.
3. Изучение результатов работы органа внутренних дел на предмет результативности тех или иных предпринимаемых органом внутренних дел мер по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
4. Оценка эффективности управленческой деятельности с целью выявления степени влияния аппарата управления на подчиненные службы и подразделения органа внутренних дел.
Вопрос 2. Оперативная обстановка как основной объект управленческой деятельности органов внутренних дел. Структура и виды оперативной обстановки.
Анализ и оценка оперативной обстановки деятельности ОВД представляет собой самостоятельную функцию-операцию управленческого цикла, непосредственно предшествующую принятию управленческого решения. По этой причине анализ и оценка оперативной обстановки может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта информационного обеспечения, в качестве относительно обособленного объекта информатизации, наряду с иными операциями управленческого цикла (принятие решения, контроль исполнения и др.).
Распространенной классификацией информации в органах внутренних дел является ее деление на блоки, характеризующие оперативную обстановку:
— о состоянии правопорядка в республике, крае, области, городе, районе, т.е. информация, характеризующая объект непосредственного воздействия органа внутренних дел;
— об элементах внешней среды, т.е информация, характеризующая явления, факторы, оказывающие прямое или косвенное влияние на состояние правопорядка и деятельность органов внутренних дел;
— о состоянии организации органа внутренних дел, т.е. информация, характеризующая орган как систему, предназначенную для решения конкретных социальных задач;
— о функционировании органа внутренних дел, т.е. информация, характеризующая эффективность решения задач, стоящих перед органом внутренних дел.
Следовательно, под оперативной обстановкой понимаются внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел выполняют задачи борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, т.е. реализуют правоохранительную и правоприменительную функции.
Оперативная обстановка является основным объектом аналитической деятельности аппаратов управления, служб и подразделений органов внутренних дел и каждого из сотрудников.
В широком смысле под оперативной обстановкой понимается совокупность условий, как внешних, так и внутренних, в которых органы внутренних дел реализуют функции по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Очевидно, что внешние и внутренние условия взаимосвязаны. Так, например, экономическая ситуация в стране диктует внутренние условия работы сотрудников органов внутренних дел: организационно-штатную структуру, численность, качественный состав личного состава, материально-техническую оснащенность системы и т.д.; социальная среда оказывает влияние на внутренний мир сотрудников; очевидно, что органы внутренних дел влияют на преступность, но и преступность как часть внешней среды, в свою очередь воздействует на органы внутренних дел. Внешние и внутренние условия не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены: так, от структуры преступности прямо зависит организационная структура системы органов внутренних дел и т.д.
Несмотря на взаимосвязь и обусловленность условий, внешние являются определяющими, формируют основу управления, определяют характер и направленность деятельности органов внутренних дел[4].
Условия, характеризующие органы внутренних дел, осуществляющие деятельность по поддержанию и укреплению правопорядка, в свою очередь, влияют на внешние условия посредством правоохранительной и правоприменительной деятельности. Внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел осуществляют свою деятельность, отличаются сложностью и динамизмом, поэтому целесообразно рассматривать оперативную обстановку как систему, состоящую из множества постоянно изменяющихся элементов на (или за) определенный момент времени. Изучение оперативной обстановки осуществляется на основе поступающей из различных источников разнообразной информации, поэтому можно сказать, что оперативная обстановка – это «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих внешних и внутренних по отношению к субъекту управления в системах МВД и территориальных органах условий (факторов), определяющих состояние правопорядка на обслуживаемой территории, анализ и оценка информационной модели которых является основой целенаправленных воздействий аппаратов управления на систему подчиненных органов и подразделений внутренних дел субъекта РФ» при решении задач правоохраны[5].
Исходя из выше сказанного, при анализе оперативной обстановки необходимо изучить два блока факторов, определяющих состояние правопорядка на обслуживаемой территории: внешних и внутренних.
К внешним факторам (условиям) в первую очередь необходимо отнести объект воздействия органов внутренних дел: преступность и правонарушения; туда же следует отнести условия концептуальной (установки органов государственной власти, нормативные документы МВД России, определяющие цели, задачи, основные направления деятельности и др.) и ситуационной внешней среды функционирования органов внутренних дел (к которой относятся территориально-административные, природно-географические, экономические, демографические, духовные, социально-культурные, национальные и другие независящие от ОВД особенности территории и населения, влияющие на обстановку в регионе в целом и на обслуживаемой территории в частности).
Внутренние факторы (условия) характеризуют саму систему органов внутренних дел – это результаты деятельности по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в целом органа внутренних дел и отдельных его служб и подразделений; организационная структура ОВД, характеристика сил и средств, их распределение по территории, укомплектованность, качественный состав, нагрузка сотрудников, техническая оснащенность и др. Наконец, к внутренним факторам следует отнести и состояние организаторской работы.
Таким образом, компонентами оперативной обстановки являются:
— внешняя среда функционирования (концептуальная и ситуационная);
— результаты деятельности органа внутренних дел;
— характеристика сил и средств ОВД;
— состояние управленческой работы.
Виды оперативной обстановки можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от полноты изучаемой информации о факторах (условиях) функционирования органа внутренних дел можно выделить общую (комплексную) и частную (специализированную) оперативную обстановку. Общая оперативная обстановка предполагает изучение всех внешних и внутренних условий применительно ко всем линиям работы ОВД. Частная оперативная обстановка связана с анализом отдельных блоков оперативной обстановки.
По сложности оперативной обстановки можно выделить три ее вида: стабильная, сложная, экстремальная.
Возможна квалификация оперативной обстановки по временному признаку (за сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год), а так же по территориальному признаку.
Изучение и оценка оперативной обстановки являются составной частью управленческой деятельности МВД России, а так же территориальных органов внутренних дел, в ходе которой применяются различные виды анализов.