Что такое оперативная справка
Что такое оперативная справка
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
18. НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК
18. НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК
Наведение справок – ОРМ, заключающееся в получении информации из различных баз данных, криминалистических и оперативных учетов, при помощи направления запросов в различные организации, а также гражданам.
При отработке связей лица информация может быть получена от органов власти по месту его жительства, из РЭУ ДЕЗ, домоуправления, поликлиники, с места учебы, работы, прохождения военной службы, из мест отдыха, из мест лишения свободы.
С учетом содержания получаемой информации мероприятие может проводиться: гласно, негласно и без обозначения цели сбора данных при получении информации от граждан и организаций; с составлением необходимых документов (запросов) или без такового; непосредственно оперативным работником, по его заданию сотрудником оперативно-технической и поисковой службы, по заданию оперативного сотрудника конфидентом.
Органы, осуществляющие ОРД, направляют письменные запросы в органы власти и различные организации, которые безвозмездно предоставляют соответствующую информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения.
Специальный порядок получения информации предусмотрен в отношении сведений конфиденциального характера, к которым в соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ 1997 г., относятся: а) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; б) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна); в) сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская, банковская тайна, тайна страхования, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.); г) сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна).
В процессе наведения справок широко используются всевозможные базы данных. Процессуальную ценность представляют данные, поступившие по направленным запросам из официальных организаций, и присланные ими материалы (документы или информация на различных носителях). Эти данные в дальнейшем можно приобщить куголовному делу в качестве доказательств.
Иная информация (оформленная рапортом или справкой оперативного сотрудника) представляет оперативный интерес.
Читайте также
Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган
Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2
Какие специальные правила, касающиеся врачебной тайны, установлены для медицинских заключений и справок?
Какие специальные правила, касающиеся врачебной тайны, установлены для медицинских заключений и справок? Помимо листков нетрудоспособности медицинские организации согласно п. 3 ст. 78 Закона об охране здоровья вправе выдавать справки и медицинские заключения.Справки
Энциклопедия решений. Наведение справок полицией (оперативно-разыскное мероприятие)
Наведение справок полицией (оперативно-разыскное мероприятие)
При этом не стоит обманываться термином «наведение справок», подразумевая под справками именно справки, то есть краткие сведения по существу вопроса. И полиция, и суд исходит из того, что «справками» в рассматриваемом ОРМ являются полнотекстовые документы или их копии, причем в неограниченном количестве. Нам удалось отыскать только одно уникальное судебное решение, в котором которым признаны незаконными действия полиции по направлению запросов о предоставлении учредительных, бухгалтерских и финансовых документов в рамках ОРМ Наведение справок, потому что «предметом письменных запросов являлось предоставление первичных учредительных, бухгалтерских и финансовых документов организации за период более шести лет, а не каких-либо сведений (информации)» (определение Красноярского краевого суда от 21.08.2014 по делу N 4г-1647/2014). Во всех остальных случаях суды безоговорочно понимают под справками именно разнообразные документы (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.07.2014 по делу N 33-4242/2014 и другие).
Однако полиция вправе проводить и оперативно-разыскные мероприятия (п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД).
Очевидно, что права, предоставленные п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, несколько уже, чем полномочия, предусмотренные Законом об ОРД и п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции. Поэтому на практике и полиция, и суд, в основном, руководствуются положениями оперативно-разыскного законодательства, даже если в полицейском запросе в качестве правового основания указаны только п. 4 ч. 1 ст.13 Закона о полиции.
При проведении ОРМ «Наведение справок» (т.е. при направлении запроса) полицейские обязаны руководствоваться общими требованиями Закона об ОРД и Закона о полиции. К таким требованиям можно отнести следующие:
1) Как любое ОРМ, Наведение справок может осуществляться гласно и негласно (п. 1 ст. 15, ст. 1 Закона об ОРД). Негласный сбор информации, вероятно, регламентируется внутренними засекреченными документами МВД. Настоящий материал Энциклопедии решений посвящен гласному ОРМ.
8) Обжалование данного ОРМ (как и любого другого) возможно путем продажи жалобы вышестоящему должностному лицу полиции, либо в прокуратуру, либо в районный суд по правилам ст. 125 УПК РФ (см. абз. 2 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», апелляционное определение СК по гражданским делам Тверского областного суда от 30.09.2014 по делу N 33-3641). Необходимо отметить, что на практике суд не всегда принимает во внимание упомянутое постановление Пленума ВС РФ и настаивает на рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства (постановление Президиума Омского областного суда от 23.05.2011 по делу N 4У-10020/2011, кассационное определение СК по уголовным делам Кемеровского областного суда от 14.04.2011 по делу N 22К-1543, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.07.2014 по делу N 33-4242/2014). Обжалование запроса (равно законности действий и решений должностных лиц полиции) в арбитражном суде не имеет смысла, так как арбитражный суд прекратит производство по делу в связи с неподведомственностью спора (определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2014 по делу N А81-4195/2014, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2014 N Ф04-6135/14, ФАС Поволжского округа от 07.06.2012 N Ф06-3659/12). Порядок обжалования ОРМ Наведение справок полностью совпадает с обжалованием других оперативно-разыскных мероприятий.
Прокурор разъясняет
Ответ: Практика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, показывает, что в органы прокуратуры поступают жалобы и обращения организаций и индивидуальных предпринимателей на действия сотрудников органов внутренних дел при проведении ими гласного оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок», которые оформляются в виде запросов за подписью соответствующих должностных лиц.
В этой связи, в целях защиты законных прав предпринимателей и юридических лиц, повышения их правовой грамотности, прокуратура Ставропольского края разъясняет, что в соответствии с п.1 ч.2 ст.7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий является ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с требованиями ст.15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия.
Оперативно-розыскное мероприятие «наведение справок», предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которое оформляется запросом должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
В соответствии с п.33 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», сотрудники полиции праве использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не могут служить основанием для приостановления проводимых мероприятий.
Прокуратура Ставропольского края, предлагает предпринимательскому сообществу, внимательно изучить законодательство об оперативно-розыскной деятельности в указанной сфере. В случаях, если по Вашему мнению, порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий был нарушен, либо допущены иные нарушения требований законодательства в указанной сфере, необходимо в кратчайшие сроки информировать органы прокуратуры в виде обращений, жалоб, заявлений, каждое из которых будет принято и рассмотрено.
Согласно действующего законодательства о прокуратуре Российской Федерации и об оперативно-розыскной деятельности, уполномоченный прокурор обладает полномочиями по проверке материалов оперативно-розыскной деятельности.
Прокуратура
Ставропольского края
Прокуратура Ставропольского края
Каковы основания для проведения у предпринимателей и ИП сотрудниками полиции гласного оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок»?
Ответ: Практика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, показывает, что в органы прокуратуры поступают жалобы и обращения организаций и индивидуальных предпринимателей на действия сотрудников органов внутренних дел при проведении ими гласного оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок», которые оформляются в виде запросов за подписью соответствующих должностных лиц.
В этой связи, в целях защиты законных прав предпринимателей и юридических лиц, повышения их правовой грамотности, прокуратура Ставропольского края разъясняет, что в соответствии с п.1 ч.2 ст.7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий является ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с требованиями ст.15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия.
Оперативно-розыскное мероприятие «наведение справок», предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которое оформляется запросом должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
В соответствии с п.33 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», сотрудники полиции праве использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не могут служить основанием для приостановления проводимых мероприятий.
Прокуратура Ставропольского края, предлагает предпринимательскому сообществу, внимательно изучить законодательство об оперативно-розыскной деятельности в указанной сфере. В случаях, если по Вашему мнению, порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий был нарушен, либо допущены иные нарушения требований законодательства в указанной сфере, необходимо в кратчайшие сроки информировать органы прокуратуры в виде обращений, жалоб, заявлений, каждое из которых будет принято и рассмотрено.
Согласно действующего законодательства о прокуратуре Российской Федерации и об оперативно-розыскной деятельности, уполномоченный прокурор обладает полномочиями по проверке материалов оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (общая часть)
Электронное учебное издание
§ 3. Наведение справок
Наведение справок — э то оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в получении информации, имеющей значение для решения конкретных задач ОРД путем направления запроса юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно и ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующими материальными носителями, в том числе из оперативных, криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем и других источников.
Учитывая изложенное, данное мероприятие предусматривает два способа получения информации: направление запроса и непосредственное ознакомление с носителями информации.
Объектом мероприятия являются документы или иные носители информации, которые содержат представляющие оперативный интерес сведения.
Виды необходимых документов и места их нахождения определяются сотрудником оперативного подразделения. Наибольшее количество информации, представляющей оперативный интерес, содержится в документах органов внутренних дел и других правоохранительных органов: уголовных делах, делах оперативного учета, отказных материалах и др. Кроме того, немало ценной информации при решении конкретных задач ОРД можно получить из документов других организаций и ведомств: бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников, регистрационных журналов, историй болезней и т. д.
Другим объектом данного мероприятия являются различные информационные системы (банки данных). Для наведения справок используются банки данных различных служб органов внутренних дел: Главного информационно-аналитического центра МВД России, информационных центров МВД (УМВД, ГУ МВД), информационных подразделений уголовного розыска и ЭБиПК, ГИБДД, по вопросам миграции, лицензионно-разрешительных подразделений, дежурных частей и др. Важное значение имеет получение сведений из информационных систем других ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов, таможенных органов, банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных охранных агентств и т. д.
Целью наведения справок является сбор сведений о лице, позволяющих установить его причастность к противоправной деятельности или получение иной информации, необходимой для решения задач ОРД. Эти сведения могут включать в себя данные о биографии, образовании, роде занятий, имущественном положении, местах проживания, перенесенных заболеваниях, прежних судимостях, криминальных связях, фактах допущенных в прошлом правонарушений и другие факты.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден ст. 5 Закона о государственной тайне и конкретизирован соответствующими подзаконными нормативными актами.
Причем при осуществлении оперативно-розыскной деятельности не допускается ограничение прав граждан на некоторые виды тайн, охраняемых федеральными законами. Так, предоставление сотрудникам оперативных подразделений полиции информации о сведениях, содержащих врачебную (ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации), нотариальную (ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате ) тайну, возможно только при наличии возбужденного уголовного дела, а предоставление сведений о лице, от которого в СМИ поступила информация, возможно только в случае, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом (ст. 41 Закона РФ « О средствах массовой информации»).
Следует заметить, что в соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России подразделениями полиции, правомочными направлять операторам связи запросы о предоставлении информации о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иной информации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, являются только Бюро специальных технических мероприятий МВД России и бюро специальных технических мероприятий территориальных органов МВД России на региональном уровне.
Кроме того, наведение справок в отношении информации ограниченного доступа осуществляется, как правило, только путем направления запроса, подписанного руководителем органа, осуществляющего ОРД.
Запрос в иной территориальный орган МВД России должен быть подписан руководителем органа, осуществляющего ОРД, либо руководителем территориального органа МВД России соответствующего уровня.
В запросе должны быть указаны данные и служебный телефон подготовившего его лица, чтобы в случае возникновения вопросов их можно было максимально быстро разрешить.
При непосредственном изучении носителей информации сотрудником оперативного подразделения, интересуемые сведения получаются им самостоятельно. Это же правило распространяется при работе с информационными системами.
Организационное и техническое обеспечение мероприятия предполагает правильное определение видов и мест хранения необходимых документов и информационных систем, содержащих необходимые сведения. В качестве основного технического средства реализации данного ОРМ выступает современная компьютерная техника, на базе которой создается и функционирует большая часть оперативно-розыскных банков данных.