Что такое операционная недвижимость
Особенности операционной аренды и ее учета
Арендные отношения – весьма частая практика в предпринимательстве. Вступая в них, следует помнить о том, что аренда должна быть правильно проведена по бухгалтерскому учету. Многие операции, в том числе и данная, регламентируются международными стандартами МСФО (IAS). В отечественном бухгалтерском учете отсутствует отдельный план счетов для учета аренды, однако в РСБУ и в МСФО операционная аренда учитывается одинаково. Как именно это происходит и чем отличается операционная аренда от финансовой, подробнее расскажем ниже.
Что такое операционная аренда
В конце 2016 года Министерство финансов РФ издало Приказ №258н, которым утвердило Федеральный стандарт бухучета «Аренда», предназначенный для предприятий госсектора. Этот стандарт утверждает, что арендные отношения могут протекать в виде операционной или финансовой аренды.
Арендные отношения – это приобретение либо дача во временную эксплуатацию или временное обладание каких-либо материальных ценностей. При этом обе стороны получают определенные преимущества:
К СВЕДЕНИЮ! Вступление в арендные отношения скрепляются заключением договора имущественного найма (так называемый «договор аренды») или договора безвозмездного пользования.
Стандарт МСФО делит аренду на операционную и неоперационную (финансовую). Операционная аренда – передача имущества со сравнительно небольшим сроком временного пользования или владения, который значительно меньше, нежели срок полезной эксплуатации (такое же соотношение и по стоимости: арендная плата намного меньше реальной цены передаваемой матценности). Платежи по договору аренды не перекроют общей стоимости получаемых активов, они представляют собой исключительно плату за использование вещи, но не за саму вещь.
НА ЗАМЕТКУ! Когда употребляют термин «аренда» в его привычном всем обиходном значении, чаще всего имеют в виду именно операционную аренду – она распространена чаще, нежели финансовая. Примером может служить, например, аренда офиса в бизнес-центре либо сдача квартиры внаем физическим лицом.
Отличие операционной аренды от финансовой
Финансовая аренда – другой тип временной передачи активов, когда платежи за аренду и срок использования практически «сливаются» с общим временем существования материальных ценностей и их реальной стоимостью. Чем же она отличается от операционной?
СПРАВКА! Все признаки финансовой аренды, основные и дополнительные, приведены в 11 пункте 17 Стандарта МСФО.
Отражение операционной аренды в бухучете
С точки зрения бухгалтерского учета, операционная аренда представляет собой обычную реализацию услуг с единственным отличием – в балансе отдельной строкой прописывается предоплата по аренде, которая по разному называется у сторон:
ВАЖНО! При учете операционной аренды все платежи должны быть начислены равномерно, то есть поступать в одинаковых суммах в течение всего срока арендования. При этом не имеет значения график оплаты, принятый в тексте договора: операционная аренда гарантирует равномерное получение выгод.
Что отражать в учете арендатору
Сторона, берущая имущество в операционную аренду, должна отразить в бухучете такие объекты:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! «Право пользования имуществом» – новый, самостоятельный объект бухучета, отражаемый как нефинансовый актив. Его остаточная стоимость может быть сторнирована в сторону уменьшения кредиторской задолженности по арендным платежам, если сумма аренды была выплачена досрочно, при этом дополнительная прибыль, естественно, не отражается.
Особенности учета у арендодателя
Бухучет трактует взятие в аренду как приобретение права использовать внеоборотный актив в течение оговоренного времени.
Сторона, передающая свое имущество в обладание или эксплуатацию на указанный в договоре срок, имеет в бухгалтерском учете следующие объекты:
Как видим, отдаваемые активы не списываются с баланса, а остаются на учете, изменения видны только в аналитическом учете.
ВНИМАНИЕ! Если арендный договор погашается досрочно, остаток предусмотренных доходов на счете сторнируется в уменьшение дебиторской задолженности по арендным платежам получателя актива без отражения убытка.
Налоговый учет операционной аренды
Любые арендные операции подлежат налогообложению НДС под 18%, который в рассматриваемом случае начисляется с суммы доходов по операционной аренде. Сумма рассчитывается исходя из финансового результата, проведенного по бухгалтерии.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НДС начисляется не на саму передачу актива, а только на арендные платежи. В момент передачи актива обязательств по уплате НДС у сторон нет.
Налог на прибыль не начисляется, потому что актив не списывается с баланса арендодателя и не увеличивает доход арендополучателя. А что касается арендных платежей, то это уже финансовые доходы (расходы), поэтому попадают в базу этого налога в числе «прочих доходов/расходов».
Что такое операционная недвижимость
Классификация недвижимости как инвестиционной недвижимости либо недвижимости, занимаемой владельцем
(введено поправкой, утв. Приказом Минфина России от 17.12.2014 N 151н; в ред. МСФО (IFRS) 15, утв. Приказом Минфина России от 21.01.2015 N 9н)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Инвестиционное имущество предназначено для получения арендной платы или прироста стоимости капитала, или того и другого. Следовательно, инвестиционное имущество генерирует потоки денежных средств в значительной степени независимо от других активов, которыми владеет предприятие. Это отличает инвестиционное имущество от недвижимости, занимаемой владельцем. Производство или поставка товаров или услуг (или использование имущества в административных целях) генерируют денежные потоки, которые относятся не только к недвижимости, но и к другим активам, используемым в процессе производства или поставки. МСФО (IAS) 16 применяется для отражения недвижимости, занимаемой владельцем.
(в ред. поправки, утв. Приказом Минфина России от 11.06.2015 N 91н)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Ниже приведены примеры инвестиционного имущества:
(a) земля, предназначенная для получения прироста стоимости капитала в долгосрочной перспективе, а не для продажи в краткосрочной перспективе в ходе обычной хозяйственной деятельности;
(b) земля, дальнейшее предназначение которой в настоящее время пока не определено. (В случае, если предприятие не определило, будет ли оно использовать землю в качестве недвижимости, занимаемой владельцем, или для продажи в краткосрочной перспективе в ходе обычной хозяйственной деятельности, то считается, что земля предназначена для получения прироста стоимости капитала);
(c) здание, принадлежащее предприятию (или находящееся во владении предприятия по договору финансовой аренды) и предоставленное в аренду по одному или нескольким договорам операционной аренды;
(d) здание, не занятое в настоящее время, но предназначенное для сдачи в аренду по одному или нескольким договорам операционной аренды;
(e) недвижимость, строящаяся или реконструируемая для будущего использования в качестве инвестиционного имущества.
9. Далее приведены примеры статей, не являющихся инвестиционной недвижимостью, поэтому находящихся вне сферы применения настоящего стандарта:
(в ред. МСФО (IFRS) 15, утв. Приказом Минфина России от 21.01.2015 N 9н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(a) недвижимость, предназначенная для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности или находящаяся в процессе строительства или реконструкции с целью такой продажи (см. МСФО (IAS) 2 «Запасы»); например, недвижимость, приобретенная исключительно для последующей продажи в краткосрочной перспективе или для реконструкции и перепродажи;
(см. текст в предыдущей редакции)
(c) недвижимость, занимаемая владельцем (см. МСФО (IAS) 16), в том числе (помимо прочего) недвижимость, предназначенная для дальнейшего использования в качестве недвижимости, занимаемой владельцем; недвижимость, предназначенная для будущей реконструкции и последующего использования в качестве недвижимости, занимаемой владельцем; недвижимость, занимаемая сотрудниками предприятия (независимо от того, платят ли сотрудники арендную плату по рыночным ставкам или нет), а также недвижимость, занимаемая владельцем и предназначенная для выбытия;
(e) недвижимость, сданная в аренду другому предприятию по договору финансовой аренды.
11. В некоторых случаях предприятие предоставляет дополнительные услуги арендаторам принадлежащей ему недвижимости. Предприятие рассматривает такую недвижимость как инвестиционное имущество, если эти услуги составляют незначительную часть соглашения в целом. Примером является случай, когда собственник офисного здания предоставляет арендаторам, занимающим это здание, услуги по охране и текущей эксплуатации.
12. В некоторых случаях предоставляемые услуги являются более значительными. Например, если предприятие имеет в собственности гостиницу и управляет ею, то услуги, предоставляемые постояльцам, являются существенными для соглашения в целом. Следовательно, гостиница, управляемая владельцем, представляет собой не инвестиционное имущество, а недвижимость, занимаемую владельцем.
13. Иногда трудно определить, являются ли дополнительные услуги настолько существенными, что недвижимость не может быть классифицирована как инвестиционное имущество. Например, собственник гостиницы иногда передает выполнение некоторых функций третьей стороне по договору управления. Условия подобных договоров бывают самыми различными. С одной стороны, собственник может, по существу, занимать положение пассивного инвестора. С другой стороны, собственник может просто передать сторонней организации ежедневные функции, при этом сохраняя подверженность риску изменений потоков денежных средств от деятельности гостиницы.
(п. 14А введен поправкой, утв. Приказом Минфина России от 17.12.2014 N 151н)
15. В некоторых случаях предприятие имеет в собственности недвижимость, которую арендует и занимает его материнское предприятие или другое дочернее предприятие. Такая недвижимость не отражается как инвестиционное имущество в консолидированной финансовой отчетности, поскольку с точки зрения всей группы данный объект является недвижимостью, занимаемой владельцем. Однако с точки зрения предприятия-собственника объект является инвестиционным имуществом, если он соответствует определению, приведенному в пункте 5. Следовательно, в своей индивидуальной финансовой отчетности арендодатель отражает эту недвижимость как инвестиционное имущество.
Как арендодателю различать операционную и финансовую аренду в 2022
Для арендодателей ФСБУ 25/2018 предписывает с 2022 года разделять объекты аренды на два вида. Для этого им нужно проанализировать каждый договор, чтобы определить, к какому виду аренды он относится.
Виды аренды в учете арендодателя
Арендодателям пункт 24 ФСБУ 25/2018 предписывает разделять объекты по двум видам аренды.
1. Операционная аренда.
При операционной аренде все экономические выгоды и риски, которые обусловлены его правом собственности на предмет аренды, остаются у арендодателя.
2. Финансовая аренда.
При финансовой аренде все экономические выгоды и риски, которые обусловлены правом собственности арендодателя на предмет аренды, переходят к арендатору.
Экономические выгоды возникают во время срока экономической службы актива, включая доход от повышения стоимости актива.
Риски – это возможность убытков из-за простоя оборудования, использования устаревших технологий, изменений условий рынка и т.д.
Как понять, к какому виду аренды относить договор? Обратимся к пунктам 25, 26 ФСБУ 25/2018.
Как определить операционную аренду
О том, что аренда относится к операционной, прописано в пункте 26 ФСБУ 25/2018. Это любое из обстоятельств:
Типичные примеры операционной аренды – аренда земельного участка, сдача в аренду помещения или автомобиля без права их дальнейшего выкупа.
Как определить неоперационную (финансовую) аренду
О том, что аренда относится к неоперационной (финансовой), прописано в пункте 25 ФСБУ 25/2018. Это любое из обстоятельств:
Типичный пример неоперационной (финансовой) аренды – это договор лизинга.
Для тех арендодателей, кто имеет право на упрощенный учет и отчетность, предусмотрено послабление. Они могут всю аренду признавать операционной, кроме двух случаев:
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Сохранить деньги или заработать: 10 фактов об инвестициях в недвижимость
Впервые за последние три года на столичном рынке недвижимости вновь появились инвесторы, которые намерены конвертировать свои сбережения в квадратные метры, заметили риелторы. В августе 12% сделок на вторичном рынке были именно инвестиционными.
Эксперты рассказали «РБК-Недвижимости», в какие объекты сегодня выгодно вкладываться. Все о самых актуальных тенденциях в сфере частных инвестиций — в десяти пунктах.
1. Доходность от вложений в новостройки снизилась
Вложения в новостройку для последующей перепродажи на поздних стадиях строительства — довольно популярный вид инвестиций. Но если до 2014 года можно было говорить о доходности в 20–25% годовых, то сейчас прибыльность понизилась до 15–20% годовых. И это в том случае, если квартиру вообще удастся продать — спрос на такие объекты сегодня гораздо ниже, чем до кризиса.
«Динамика цен в различных проектах существенно различается, и инвестиции в строящийся объект могут не принести ожидаемого дохода, — предупреждает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. — Максимальный рост цен от котлована до разрешения на ввод в эксплуатацию демонстрируют только наиболее ликвидные жилые комплексы, чья доля на рынке не превышает 15–20% от общего объема предложения. Проще говоря, заработать на вложениях в новостройку можно, но объект нужно тщательно подбирать, желательно с профессионалом».
2. Котлован — выгоднее, готовый дом — надежнее
Инвестиции всегда подразумевают некую степень риска, ведь при минимальном бюджете инвестор входит в проект на стадии котлована. При выборе новостройки на более высокой стадии строительной готовности теряется и количество заработанных процентов дохода.
«Тем, кто опасается рисков на рынке недвижимости, стоит рассматривать объекты на стадии завершения монолитных работ и активного подведения коммуникаций, но и разница в цене к моменту окончания строительства не будет ярко выраженной», — отмечает генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон» Наталия Кузнецова.
3. Нужно осторожно выбирать застройщика
Сейчас не самое спокойное время для инвестиций в новостройки, говорят эксперты. Дело в том, что этот рынок переживает кардинальные перемены с точки зрения законодательства. «Поэтому надо взвешенно подходить к выбору объекта и компании, его строящей, — советует председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. — Но защититься на 100% от возможных рисков нельзя, именно поэтому строящееся жилье по-прежнему сильно дешевле уже готового».
4. Средний ценовой сегмент — самый предсказуемый
При покупке инвестиционной квартиры лучше делать ставку на средний ценовой сегмент, советуют риелторы. Наиболее доступное жилье может потерять массу покупателей из-за снижения их доходов, а у дорогих объектов (премиум- или элитного класса) — очень узкая и специфическая аудитория.
«Относительно стабильный и предсказуемый спрос будет сохраняться на жилые комплексы класса low-business (170–190 тыс. руб. за 1 кв. м. на старте продаж), — отмечает Мария Литинецкая. — Можно заработать и на более дорогом жилье, но риски при этом вырастут в силу специфики сегмента».
5. Москва привлекательнее Подмосковья
Если рассматривать Московский регион, то недвижимость в столице сегодня гораздо интереснее с инвестиционной точки зрения, чем в Подмосковье, утверждают риелторы.
«Инвестиции концентрируются там, где растет спрос. С этой точки зрения Москва, где за полгода число сделок выросло на 42%, намного привлекательнее, чем Московская область, где спрос за этот же период сократился на 7%», — отмечает Мария Литинецкая.
6. Арендная квартира — стабильный доход, но долго окупается
Квартира, сдаваемая в аренду, обеспечивает владельцу небольшую, но стабильную доходность. Квартира «работает» на своего владельца, однако при покупке недвижимости для сдачи минусом являются долгие сроки окупаемости — 15–18 лет.
«Максимальная доходность от сдачи в аренду студий (наиболее подходящий формат) может составить 12–13% годовых. В среднем же аренда принесет от 6% до 10%. Объект относительно недалеко от центра, с хорошей транспортной доступностью, близостью к метро, в развитом и обжитом районе всегда найдет своего арендатора», — отмечает Мария Литинецкая.
7. Арендные апартаменты выгоднее арендных квартир
На рынке недвижимости появляются проекты с обслуживаемыми апартаментами, которые специально разработаны для инвестиций в арендный бизнес. Там управляющая компания берет на себя обязательства по управлению арендным жильем.
«Вложения в такой вид недвижимости будут меньше по сравнению с обычной квартирой, а цена сдачи объектов равнозначна, — поясняет директор по сопровождению бизнеса Century 21 Россия Юрий Шаранов. — По ряду проектов сейчас можно получить 8–9% годовых, притом что этот объект более ликвидный, чем коммерческое помещение. Однако я рекомендовал бы рассматривать не Москву, а Санкт-Петербург, учитывая, что туристический поток в Северную столицу выше и такие объекты пользуются высоким спросом у приезжих. Примерно 3–4 млн руб. — нижняя граница размера инвестиций, с которой можно зайти на этот рынок».
8. Коммерческая недвижимость — дороже, но выгоднее жилья
Доходность при покупке коммерческого помещения под сдачу в аренду составит порядка 10% годовых, окупаемость — в среднем порядка десяти лет, прогнозирует Юрий Шаранов. Он также советует рассмотреть стрит-ретейл, находящийся в приоритете перед арендой офисов. Разумеется, для обоих сегментов важно местоположение — вложение будет выгодным только в том случае, если объект находится в проходном месте с хорошей транспортной и пешеходной доступностью. Стартовый порог для Московского региона составит 10–15 млн руб.
9. Вкладываться в жилье за рубежом сейчас невыгодно
Зарубежная недвижимость сейчас имеет очень низкую доходность — 3–4% годовых в валюте. Не исключено, что рублевая инфляция будет обгонять валютный доход владельца. Кроме того, высоки расходы на специалистов по налогам и юриспруденции, которые требуются для оформления инвестиционных сделок за рубежом. Наконец обесценивание рубля практически закрывает доступ на европейский рынок жилья.
Зачастую самые доходные активы за рубежом — нежилая недвижимость. Потенциально это могут быть различные номера в гостиницах, места на парковках, и даже номера в домах престарелых или в студенческих общежитиях.
«У этой недвижимости порог входа очень высокий, а сейчас в связи с ростом курса в валюте у населения стало меньше денег, и, естественно, покупки и инвестиции в зарубежную недвижимость резко сократились, — отмечает Юрий Шаранов. — Однако при инвестировании в зарубежную недвижимость на 3–4% годовых можно рассчитывать».
10. Дома под реновацию — выгодны, но сроки под вопросом
На вторичном рынке есть примеры инвестиционных покупок квартир в домах под реновацию. Малогабаритки в хрущевках — самое доступное жилье в Москве: цены на них начинаются от 3,5–4 млн руб.
Часто такие объекты приобретают под сдачу в аренду, чтобы затем после сноса дома получить новое жилье — для себя или также для дальнейшей сдачи в аренду. Но надо учитывать, что сроки переезда в новое жилье по каждому дому до сих пор не уточнены и могут растянуться на несколько лет.
ФСБУ «Основные средства» и «Капитальные вложения»: разбираем изменения в учёте
В конце 2020 года Минфин России утвердил два новых стандарта для учета основных средств и капвложений. Все обязаны использовать их с 2022 года, но разрешено досрочное применение уже в 2021 году. Рассмотрим, чем отличаются положения этих стандартов от прежних норм.
Обзор основных изменений в сравнении с ПБУ 6/01
Минфин утвердил два новых стандарта — ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Они применяются с отчётности за 2022 году, но уже в 2021 году можно работать по ним добровольно. Между ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и новыми правилами есть значительные различия. Рассмотрим основные из них.
Элемент порядка учета | Как было по ПБУ 6/01 | Как стало по ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 |
---|---|---|
Принятие ОС к учету | ||
Лимит стоимости ОС, определяемый организацией | Не более 40 000 рублей | Любая сумма, которая определена с учётом существенности информации |
Порядок учета «малоценных» ОС | Отражаются в составе запасов | Стоимость относится непосредственно на расходы |
Капвложения в арендованные объекты ОС | Отражаются в составе ОС | Порядок учёта стандартом не установлен. По нашему мнению, их стоимость относится на увеличение стоимости права пользования активом |
Определение первоначальной стоимости (ПС) ОС | ||
Включение оценочного обязательства | Прямо не предусмотрено (нужно было включать согласно ПБУ 8/2010) | Прямо предусмотрено |
Порядок при длительной отсрочке (рассрочке) | В ПС включается номинальная сумма обязательства | В ПС включается дисконтированная сумма обязательства, разница относится на процентные расходы |
Оценка при безвозмездном получении | По текущей рыночной стоимости | По справедливой стоимости |
Оценка при неденежных расчетах | Применяется текущая (рыночная) стоимость | Применяется справедливая стоимость |
Переоценка ОС | ||
Как определяется переоцененная стоимость | Текущая (восстановительная) стоимость ОС | Справедливая стоимость ОС |
Периодичность переоценки | Регулярно, но не чаще раза в год | Регулярно, ограничений нет |
Порядок отражения переоценки | Один способ: пересчёт первоначальной стоимости и накопленной амортизации | |
Применение способа уменьшаемого остатка | Формула начисления амортизации определена ПБУ; организация выбирает лишь коэффициент | Организация самостоятельно определяет формулу начисления амортизации (можно применять и вариант, который был установлен ПБУ 6/01) |
Порядок начисления амортизации в течение года | Ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа | Подобное правило не установлено |
База для начисления амортизации | Первоначальная (восстановительная) стоимость | Разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью |
Случаи приостановления начисления амортизации | Консервация более 3 месяцев или восстановление более 12 месяцев | Период, когда балансовая стоимость ОС равна или меньше ликвидационной |
Доходные вложения в матценности / инвестиционная недвижимость | ||
Выделяется особая группа ОС | Доходные вложения в матценности — ОС, предназначенные для сдачи в аренду | Инвестиционная недвижимость — недвижимость, предназначенная для сдачи в аренду или получения дохода от прироста её стоимости |
Перевод ОС из особой группы в «основную» и обратно | Доходные вложения в матценности могут быть переведены на счет 01; обратный перевод не предусмотрен | ОС может быть переклассифицировано из инвестиционной недвижимости в «неинвестиционную» и обратно |
Начисление амортизации | Амортизация начисляется в общем порядке | По инвестиционной недвижимости, которая оценивается по переоцененной стоимости, амортизация не начисляется |
Обесценение | ||
Проверка капвложений на обесценение | Не предусмотрена | Проверять обязательно — по МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» |
Проверка ОС на обесценение | Не предусмотрена | Проверять обязательно (кроме инвестиционной недвижимости, учитываемой по переоценённой стоимости) – по МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» |
Рассмотрим все изменения подробнее.
Изменение № 1 — снято ограничение для лимита стоимости ОС
Организация вправе сама определять минимальную стоимость, при которой имущество признаётся основным средством (п. 4 ФСБУ 6/2020). Раньше по ПБУ 6/01 действовал лимит в размере 40 тыс. рублей. Из-за этого появлялись различия между бухгалтерским и налоговым учётом, так как для целей налогообложения к основным средствам не относятся объекты стоимостью до 100 тыс. рублей включительно.
По новому стандарту ограничений нет, фирма может установить лимит в любой сумме, которая определена с учётом существенности информации. Можно закрепить лимит на уровне 100 тыс. рублей — это устранит расхождения между бухгалтерским и налоговым учётом. Можно выбрать даже более высокий уровень, если с учётом масштабов и характера деятельности это не отразится на качестве информации, формируемой в учёте и отчётности.
Информация существенная, если её отсутствие или искажение в бухгалтерской отчётности может повлиять на решения пользователей, принимаемые на её основе (п. 3 ПБУ 22/2010, п. 6.2.1 Концепции бухучёта в рыночной экономике России).
Ещё одно новшество связано с порядком учёта «малоценных ОС»: их стоимость должна относиться непосредственно на расходы, тогда как прежним порядком было предусмотрено их отражение в составе запасов. Впрочем, уже с 2021 года отнесение таких активов к запасам противоречит п. 3 ФСБУ 5/2019, поэтому применять п. 5 ПБУ 6/01 в этой части не следует.
Изменение № 2 — оценочные обязательства прямо назвали частью первоначальной стоимости ОС
Первоначальная стоимость основного средства складывается из связанных с ним капвложений, осуществлённых до его отражения объекта в составе ОС.
Состав затрат, включаемых в стоимость капвложений, не изменился по сравнению с нормами ПБУ 6/01. Однако теперь в их перечне прямо указано оценочное обязательство, возникшее при осуществлении капвложений. Раньше мы понимали, что его следует включать в стоимость ОС, из п. 8 ПБУ 6/01, п. 5, 8 ПБУ 8/2010.
Например, в стоимость будущего объекта ОС нужно включить предстоящие расходы на:
Оценочное обязательство, если срок его исполнения превышает 12 месяцев, включается в стоимость капвложений в дисконтированной величине (п. 20 ПБУ 8/2010). Обязательства по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды исполняют после того, как закончат использовать основное средство. Значит, они всегда будут дисконтированными, так как срок полезного использования ОС всегда больше 12 месяцев.
Если в будущем величина оценочного обязательства изменяется не в связи с начислением процентов, такое изменение увеличивает или уменьшает стоимость основного средства. Однако если в результате такого изменения балансовая стоимость ОС становится нулевой, то уменьшать её уже некуда, поэтому дальнейшее уменьшение оценочного обязательства относится на текущие доходы.
Изменение № 3 — если есть отсрочка (рассрочка), в состав капвложений включается не вся сумма
Если при осуществлении капвложений организации предоставляется отсрочка (рассрочка) платежа не менее чем на 12 месяцев, в стоимость капвложений включается сумма, которую нужно было бы уплатить при отсутствии отсрочки (рассрочки) (п. 12 ФСБУ 26/2020).
Разница доначисляется по тем же правилам, что и проценты по займам (кредитам). Организация может установить в учётной политике меньший минимальный срок отсрочки (рассрочки) для этого правила.
Изменение № 4 — оценивать ОС, полученные безвозмездно и при неденежной оплате, нужно по справедливой стоимости
ФСБУ 26/2020 предписывает в определённых случаях использовать справедливую стоимость имущества. Её нужно определять в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».
Так, если организация безвозмездно получает будущий объект ОС, его нужно учесть по справедливой стоимости. Если объект оплачивается неденежными средствами, есть три способа принять его к учёту:
Ранее во всех этих случаях вместо справедливой стоимости использовалась текущая (рыночная).
Изменение № 5 — переоценка основных средств
Как и ранее, организация может выбрать группы основных средств, которые она будет учитывать по переоценённой стоимости.
Основные средства переоцениваются по справедливой стоимости. Но сама переоценка может проводиться двумя способами:
К каждой группе ОС должен применяться единый способ проведения переоценки.
Если организация решила учитывать основные средства по переоценённой стоимости, то в дальнейшем переоценивать нужно регулярно, чтобы стоимость ОС соответствовала или существенно не отличалась от справедливой стоимости. Компания сама выбирает периодичность переоценки для каждой группы ОС, ориентируясь на то, насколько стоимость таких ОС подвержена изменению.
Также это означает, что необязательно отражать в учёте результаты переоценки, если изменения оказались незначительными. Критерий существенности при проведении переоценки лучше установить в учётной политике.
Порядок отражения сумм дооценки (уценки) в общем случае такой же, как был установлен ПБУ 6/01: как правило, дооценка относится на совокупный финансовый результат без включения в прибыль (убыток) периода.
Изменение № 6 — порядок начисления амортизации основных средств
В правилах работы с амортизацией много изменений. Рассмотрим все по порядку.
Проверка элементов амортизации. Срок полезного использования, ликвидационную стоимость и способ начисления амортизации надо регулярно проверять на соответствие условиям использования объекта ОС. Проверка проводится на конец каждого года, а в течение года — если есть признаки изменения любого элемента.
По результатам проверки может быть принято решение об изменении одного или нескольких элементов. Корректировки отражаются как изменение оценочных значений, то есть перспективно (без пересчёта показателей прошлых лет).
Перечень неамортизируемых ОС. Из перечня исключены ОС некоммерческих организаций — по ним амортизация начисляется в общем порядке, тогда как ранее лишь отражался за балансом износ.
Момент начала и прекращения начисления амортизации. Амортизация по общему правилу начисляется с даты признания ОС. Но организация может решить начислять её с месяца, следующего за месяцем признания ОС. Это решение нужно отразить в учётной политике.
Стандарт не поясняет, в каком порядке определять сумму амортизации за первый (неполный) месяц. Среди возможных вариантов — начислять амортизацию в сумме, пропорциональной количеству календарных дней использования ОС в первом месяце, либо в полной сумме, как за полный месяц. Выбранный порядок закрепляется в учётной политике.
Аналогичные правила установлены в отношении момента окончания начисления амортизации.
Способы начисления амортизации. В новом стандарте не предусмотрено списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Таким образом, если срок полезного использования ОС определяется периодом времени, амортизацию можно начислять только двумя методами: линейным или уменьшаемого остатка.
Если срок полезного использования определяется по количества продукции (объёма работ в натуральном выражении) — только пропорционально количеству продукции (объёму работ).
Способ определяется для каждой группы ОС и должен максимально соответствовать распределению будущих экономических выгод от использования ОС данной группы.
Применение способа уменьшаемого остатка. При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка организация сама определяет формулу расчета амортизации. Единственное требование — формула должна обеспечивать систематическое уменьшение суммы амортизации в следующих периодах.
В частности, можно использовать порядок, который соответствует ПБУ 6/01 и Методическим указаниям 91н.
Ежемесячное начисление амортизации. Больше нет условия о том, что в течение года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа её начисления.
База для начисления амортизации. Амортизация начисляется не на полную стоимость ОС. Погашаемая амортизацией сумма равна разнице между балансовой и ликвидационной стоимостью. Ликвидационная стоимость — это сумма, которую организация может получить за объект в конце срока полезного использования (в состоянии, характерном для этого момента), за вычетом затрат на выбытие.
При этом в большинстве случаев ликвидационная стоимость будет нулевой, а её ненулевая величина может быть признаком того, что срок полезного использования определен неверно (т. к. получается, что объект еще можно использовать).
Приостановление начисления амортизации. Новый стандарт не разрешает приостанавливать начисление амортизации при консервации больше 3 месяцев и восстановлении больше 12 месяцев.
Появилось новое основание для приостановления амортизации: она не начисляется, если ликвидационная стоимость основного средства становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если в дальнейшем ликвидационная стоимость ОС становится меньше балансовой стоимости, начисление амортизации возобновляется.
Изменение № 7 —инвестиционная недвижимость вместо доходных вложений в материальные ценности
На замену доходным вложениям в материальные ценности ФСБУ 6/2020 ввел иное понятие — «инвестиционная недвижимость». Это недвижимость, которая предназначена для сдачи в аренду и (или) для получения дохода от прироста её стоимости.
Инвестиционную недвижимость можно также учитывать по первоначальной или переоценённой стоимости. Однако, если объект приобретён для получения дохода от прироста его стоимости, оценивать его следует именно по переоценённой стоимости, иной порядок некорректен.
Инвестиционная недвижимость, учитываемая по переоценённой стоимости, не амортизируется. При этом сумма дооценки или уценки включается в состав доходов или расходов текущего периода, в котором произведена переоценка.
При переоценке инвестиционной недвижимости первоначальная стоимость объекта пересчитывается так, чтобы она стала равной справедливой стоимости. Амортизация по такому объекту отсутствует.
При этом возможно, что объект, оцениваемый по переоценённой стоимости, который ранее не относился к инвестиционной недвижимости, меняет назначение и начинает относиться к этой группе. Возможна и обратная ситуация. В каждом из этих случаев балансовая стоимость на дату изменения назначения объекта становится его первоначальной стоимостью.
Изменение № 8 — надо проверять на обесценение основные средства и капвложения
Новые стандарты предписывают проверять ОС и капвложения на обесценение (п. 38 ФСБУ 6/2020, п. 17 ФСБУ 26/2020). Исключение — инвестиционная недвижимость, учитываемая по переоценённой стоимости.
Правила проверки и отражения обесценения в учёте утверждены МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
Убыток от обесценения признаётся:
Изменение № 9 — вложения в арендованные объекты основных средств
ФСБУ 6/2020, в отличие от ПБУ 6/01, не называет капитальные вложения в арендованные объекты ОС в числе основных средств. Как же их отражать по новому стандарту?
В п. 7 ФСБУ 6/2020 указано, что особенности бухучёта предметов договоров аренды (субаренды) устанавливаются ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды». Но и этот стандарт не дает однозначного ответа.
Однако обратим внимание на п. 13 ФСБУ 25/2018: затраты, которые арендатор понёс до начала использования предмета аренды, включаются в стоимость права пользования активом. И нет никаких оснований для того, чтобы применять разные подходы и по-иному отражать такие затраты только в зависимости от того, когда они понесены.
Кроме того, в силу п. 10 ФСБУ 25/2018 в отношении права пользования активом и в отношении схожих собственных активов должна применяться единая учетная политика. Из этого логично сделать следующий вывод: если капвложения в собственный объект увеличивают его первоначальную стоимость в качестве затрат на проведение модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования и т.п.), то и капвложения в арендованный объект также должны увеличивать стоимость соответствующего права пользования активом.
Тем не менее, поскольку этот порядок прямо не утверждён стандартами бухучёта, рекомендуем закрепить его в учетной политике на основании п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Послабления для малых предприятий
Организации, которые применяют упрощённый учёт, имеют право на ряд послаблений и упрощений (п. 3 ФСБУ 6/2020, п. 4 ФСБУ 26/2020). Вот основные из них:
В отношении каждого из послаблений организация может принять самостоятельное решение. Например, можно отказаться от проверки ОС и капвложений на обесценение и от формирования оценочных обязательств, но при этом формировать «полноценную» первоначальную стоимость основных средств, чтобы она соответствовала первоначальной стоимости ОС в налоговом учете.
Переходные положения
По умолчанию эти стандарты нужно применять ретроспективно, то есть в бухотчётности провести пересчёт сравнительных показателей прошлых лет так, как будто новые стандарты применялись и ранее.
Но такой порядок необязателен.
Для учёта капвложений ФСБУ 26/2020 можно применять и перспективно, то есть без пересчёта ранее сформированных показателей.
В отношении основных средств можно не пересчитывать сравнительные показатели, а произвести единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на начало отчётного периода. В отчётности корректировка будет отражена на конец периода, предшествующего отчётному. Например, если организация решает перейти на применение новых стандартов с 2021 года, то в отчётности за 2020 год ещё нужно применять старые правила, а в отчётности за 2021 год нужно будет отразить единовременную корректировку путём изменения данных на 31 декабря 2020 года.
Этот порядок применяется и к тем основным средствам, которые до применения ФСБУ 6/2020 учитывались как активы других видов. Например, это могут быть спецпредметы, которые соответствуют признакам ОС.
Если какие-то активы перестали быть основными средствами по новым правилам, их балансовая стоимость списывается единовременной корректировкой на нераспределённую прибыль.
Переоценку ОС, которые будут учитываться по переоценённой стоимости, нужно произвести на дату перехода к применению ФСБУ 6/2020.
Организации, которые ведут упрощенный учет, могут не производить единовременную корректировку, а применять новые правила только к последующим фактам хозяйственной жизни.
Досрочное применение
В заключение напомним, что ФСБУ 6/2020 и 26/2020 обязательны к применению с 2022 года. Однако можно начать их использовать досрочно, отразив это решение в учётной политике и раскрыв в бухотчётности.
ФСБУ 6/2020 и 26/2020 без друг друга не применимы, так как в стандарте про капитальные вложения теперь собраны все правила формирования стоимости актива, а в стандарте по ОС их нет. Поэтому, если решите применять стандарты досрочно, то надо будет использовать сразу оба.
Несмотря на множество изменений, описанных в этом материале, для большей части организаций основное изменение — отмена верхней границы лимита стоимости «малоценных ОС», то есть возможность для организации установить его в сумме, превышающей 40 тыс. рублей.
Поэтому можно рекомендовать всем организациям досрочное применение новых стандартов уже с 2021 года. При этом нужно иметь в виду, что в случае досрочного применения ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 обязательным для досрочного применения станет ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды», поскольку в ФСБУ 6/2020 есть прямая ссылка на него. Однако ФСБУ 25/2018 в любом случае станет обязательным уже с 2022 года, поэтому такое «ускорение» вряд ли можно считать значительной сложностью.
Читайте также
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.