Что такое операционная система 5 класс
Конспект урока на тему: «ПОНЯТИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ» (5 класс)
Образовательные:
познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о некоторых существующих ОС (Windows, Linux, Mac OS).
Воспитательные :
развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности; развивать умение работать самостоятельно и формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
воспитывать информационную культуру учащихся.
Проверка и актуализация знаний (5 минут).
Теоретическая часть (10 минут).
Демонстрация других ОС (5 минут)
Практическая часть (8 минут).
Итог урока (2 минуты).
I. Организационный момент.
Приветствие класса, контроль отсутствующих, пояснение плана урока.
II. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы выяснили, что же такое программное обеспечение. Сегодня, прежде чем продолжить изучение этой темы, мы с вами повторим материал прошлого урока. И мы это сделаем с помощью небольшого тестирования.
Прошу занять места за компьютерами, на рабочих столах находится файл “Тест по теме Программное обеспечение”.
Запустите этот файл и ответьте на предложенные вопросы. На выполнение этой работы вам отводится 3 минуты, а после мы продолжим.
III. Теоретический материал урока.
Под операционной системой обычно понимают комплекс управляющих и обрабатывающих программ, который, с одной стороны, выступает как интерфейс между аппаратурой компьютера и пользователем, а другое предназначение – для более эффективного пользования ресурсов вычислительной системы и организации надежных вычислений.
Видно, что не один из компонентов программного обеспечения, за исключением самой операционной системы, не имеет непосредственного доступа к аппаратуре компьютера. Даже пользователь взаимодействует со своими программами через интерфейс. Любые их команды, прежде чем попасть в прикладные программы, проходят через операционные системы.
Операционная система – это программа, контролирующая работу пользовательской программы и систем приложений и исполняемая роль интерфейса между приложениями и аппаратным обеспечением компьютера.
Предназначения ОС можно разделить на три основные составляющие:
удобство: операционная система делает использование компьютера простым и удобным;
эффективность: операционная система позволяет эффективно использовать ресурсы компьютерной системы;
возможность развития: операционная система должна допускать разработку тестирования новых приложений и системных функций без нарушения нормального функционирования вычислительной системы.
– обеспечивает обмен данными с внешними устройствами
– поддерживает файловую систему (работа с файлами и папками):
– обеспечивает запуск и выполнение остальных программ
– тестирование компьютера, обработка ошибок
– распределение ресурсов (процессор, память, внешние устройства)
Любая ОС имеет как минимум 3 компонента:
Ядро операционной системы (Kernel) – часть операционной системы:
постоянно находящаяся в оперативной памяти;
управляющая всей операционной системой;
содержащая: драйверы устройств, подпрограммы управления памятью, планировщик заданий;
реализующая системные вызовы и т.п.
Все операции, связанные с процессами, выполняются под управлением той части операционной системы, которая называется ядром. Ядро представляет собой лишь небольшую часть кода операционной системы в целом, однако оно относится к числу наиболее интенсивно используемых компонент системы. По этой причине ядро обычно резидентно размещается в основной памяти, в то время как другие части операционной системы перемещаются во внешнюю память и обратно по мере необходимости.
Драйвер – это компьютерная программа, с помощью которой другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства. В общем случае, для использования любого устройства (как внешнего, так и внутреннего) необходим драйвер. Но обычно с операционными системами поставляются драйверы для ключевых компонентов аппаратного обеспечения, без которых система не сможет работать. Однако для некоторых устройств (таких, как графическая плата или принтер) могут потребоваться специальные драйверы, обычно предоставляемые производителем устройства.
По́льзовательский интерфейс (UI – англ. user interface) – разновидность интерфейсов, в котором одна сторона представлена человеком (пользователем), другая — машиной/устройством. Представляет собой совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными, чаще всего сложными, с множеством элементов, машинами и устройствами. Интерфейс двунаправленный – устройство, получив команды от пользователя и исполнив их, выдает информацию обратно, наличествующими у нее средствами (визуальными, звуковыми и тп.), приняв которую, пользователь выдает устройству последующие команды предоставленными в его распоряжение средствами (кнопки, переключатели, регуляторы, сенсоры, голосом, и т.д.).
Чаще всего термин применяется по отношению к компьютерным программам (приложениям). Но вообще под пользовательским интерфейсом подразумевается любая система взаимодействия с устройствами, способными к интерактивному взаимодействию с пользователем.
ОС содержит так же сервисные программы или утилиты – программы для обслуживания дисков (дефрагментация, проверка, сжатие и т.д.), программы для работы с файлами (архивация например), работа в компьютерных сетях и т.д.
Для удобства пользователя в операционной системе обычно имеется и справочная система. Она предназначена для оперативного получения необходимой информации о функционировании как операционной системы в целом, так и о работе ее отдельных модулей.
Персональные компьютеры без ОС.
Первые ПК не имели ОС и были похожи на игровые приставки: при включении компьютера в сеть процессор обращался к ПЗУ, в котором была записана программа поддержки несложного языка программирования. Подключив к компьютеру магнитофон можно было загрузить постороннюю программу. Загруженная программа отключала ПЗУ и далее работа компьютера происходила под управлением загруженной программы (как в игровых приставках).
Первые дисковые ОС.
Серьезная необходимость в операционных системах возникла, когда к персональным компьютерам стали подключать дисководы. Дисковод отличается от магнитофона тем, что это устройство свободного доступа, а магнитофон – устройство последовательного доступа.
С магнитного диска можно загрузить любую программу. Поэтому команды загрузки стали очень сложными. Надо было указывать номер дорожки и номер сектора, в котором находится то, что надо загрузить.
Выход был найден. Была написана программа, которая переводит названия программ и файлов в номера дорожек и секторов. Человек мог загружать то, что ему нужно, пользуясь только названиями. Эта программа и стала дисковой операционной системой.
Неграфические операционные системы.
В дальнейшем операционные системы развивались параллельно с аппаратным обеспечением. Тогда дисковые операционные системы стали сложнее. В них ввели средства для разбиения дисков на каталоги и средства для обслуживания каталогов (перенос и копирование файлов между каталогами, сортировка файлов и прочее). Так на дисках появилась файловая структура, а операционная система взяла на себя ее создание и обслуживание.
Для компьютеров IВМ РС основной операционной системой с 1981 г. по 1995 г. была так называемая система МS-DOS. За эти годы она прошла развитие от версии МS-DOS 1.0 до МS-DOS 6.22.
Операционная система МS-DOS позволила успешно работать с персональными компьютерами на протяжении почти 15 лет. Тем не менее, эту работу нельзя назвать удобной. Во-первых, МS-DOS – неграфическая операционная система, которая использует интерфейс командной строки.
Так возникла необходимость в новом посреднике – тогда появились так называемые программы-оболочки. Оболочка – это программа, которая запускается под управлением операционной системы и помогает человеку работать с этой операционной системой. Одна из самых известных и распространенных во всем мире программ-оболочек называется Norton Comander. Ее разработал известнейший американский программист Питер Нортон, получивший всемирное признание за то, что упростил работу с компьютером для миллионов людей. Программа-оболочка наглядно показывает на экране всю файловую структуру компьютера: диски, каталоги и файлы. С такой программой не надо набирать сложные команды МS-DOS в командной строке.
Работы над графической операционной системой для IВМ РС в компании Microsoft начались еще в 1981 г., но впервые такая система вышла в свет только в 1995 г. под названием Microsoft Windows 95. До появления Microsoft Windows 95 компьютеры IВМ РС работали с неграфической системой МS-DOS, но для нее были сделаны несколько графических оболочек Windows 1.0, Windows 2.0, Windows 3.0, Windows 3.1, Windows 3.11.
Графические операционные системы
Выпущенная в сентябре 1995 г. система Windows 95 стала первой графической операционной системой для компьютеров IВМ РС.
Все следующие версии операционных систем Windows (98, NT, ME, 2000, XP) являются графическими.
На сегодняшний день на рынке программного обеспечения для IBM PC-совместимых компьютеров сосуществуют несколько семейств операционных систем, но операционные системы Windows являются наиболее распространенными среди пользователей.
Словом UNIX обозначается не одна операционная система, а целое семейство ОС. UNIX создавалась прежде всего для профессионалов, и поэтому никогда не содержала никаких “рюшечек” типа удобного графического интерфейса. Важное было другое – совместимость, переносимость, настраиваемость и, самое главное, стабильность.
Вплоть до середины 90-х гг. “интересы” создателей Windows и UNIX лежали в различных плоскостях: многочисленные варианты UNIX обслуживали “большие” компьютеры и серверы, a Windows трудилась на “персоналках”. И развивались эти ОС в совершенно разных направлениях. Как вдруг. Да-да, именно вдруг, и без всякой видимой причины, оба семейства операционных систем одновременно начали заглядываться на владения друг друга. Момент, когда два гиганта, пыхтя и неуклюже переваливаясь, двинулись навстречу друг другу, угадать нетрудно – 1993 год. Именно в этом году Microsoft впервые решила посягнуть на “серверный” рынок, выпустив первую версию Windows NT, а “вчерашний студент” Линус Торвальдс создал “домашнюю”, свободно распространяемую операционную систему Linux. Об этой операционной системе нам расскажет Скроб Михаил.
Другой ОС является Mac OS. О ней нам расскажет Линников Владимир.
(Слушаем доклады учеников сопровождаемые показом презентаций).
Демонстрация интерфейса Linux и Mac OS X.
IV. Выполнение практического задания.
V. Подведение итогов урока:
Сегодня мы с вами выяснили, что же представляет собой ОС. Каковы ее назначение и состав. Познакомились с различными ОС. На следующем уроке мы подробно рассмотрим процесс загрузки ОС.
Операционные системы 5 класс
КГУ «Краснодонская средняя школа»
Конспект урока по информатике в 5 классе
по теме «Операционная система: понятие, назначение, функции»
Тема урока «Операционная система: понятие, назначение, функции».
Класс: 5
Цель урока: сформировать понятие операционной системы, познакомить с функциями операционных систем
Задачи урока:
Формировать понятие о назначении операционной системы, её структуре, способе загрузки.
Развивать навыки настройки компьютера.
Воспитывать информационную культуру, культуру взаимоотношений при работе в группе.
В результате урока учащиеся должны:
— знать назначение и функции ОС;
— понимать принцип работы ОС;
— уметь приводить отличия операционных систем.
Методы: использование ИКТ, работа в группе, индивидуальная работа, практическая работа, применение технологии критического мышления, формативное оценивание.
Оборудование: персональные компьютеры, интерактивная доска, презентация «Операционные системы», учебники «Информатика. 5 класс», карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент – проверка присутствующих, их готовности к уроку (2 минуты).
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных ответов и открытий на нашем уроке ….
2. Актуализация знаний.
Время на выполнение: (5 минут). Приступаем.
Индивидуальная работа по карточкам.
Допишите назначение устройств:
Процессор – это устройство …
Оперативная память – это устройство …
Жесткий диск (винчестер) – это устройство …
Видеокарта – это устройство …
Звуковая карта – это устройство …
Запишите единицы измерения информации_________________________________
2. Определение цели и задач урока:
Ответьте на вопросы:
Ученикам предлагается ответить на вопрос:
«Что является условием успешной работы ПК, мобильных устройств?
Что обеспечивает взаимодействие всех приложений между собой, с пользователем?».
Давайте попробуем отгадать, о чем пойдет сегодня речь на уроке. Для этого на слайде представлен ребус. Попробуйте отгадать его. (2-3 минуты)
Тема урока дается в виде ребуса.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. Тема урока: Операционная система: понятие, назначение, функции.
Ответьте на вопрос: Какова же цель сегодняшнего урока?
Работать мы будем по группам.
Чтобы вы успешно усвоили материал и получили хорошие оценки, давайте сформулируем критерии работы на уроке.(записываю на доске)
I ЭТАП. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Определение понятия операционной системы, её назначения, функций.
Операционная система (ОС) — это комплекс взаимосвязанных системных программ, назначение которого — организовать взаимодействие пользователя с компьютером и выполнение всех других программ.
Операционная система выполняет роль связующего звена между аппаратурой компьютера, с одной стороны, и выполняемыми программами, а также пользователем, с другой стороны.
Этот процесс называется загрузкой операционной системы.
В функции операционной системы входит:
осуществление диалога с пользователем;
ввод-вывод и управление данными;
планирование и организация процесса обработки программ;
запуск программ на выполнение;
всевозможные вспомогательные операции обслуживания;
передача информации между различными внутренними устройствами;
программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, дисковых накопителей, принтера и др.).
В результате работы ОС люди освобождаются от очень трудоёмкой работы по организации взаимодействия с аппаратурой компьютера.
В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:
На большинстве компьютеров используемых в Республике Казахстан установлены однопользовательские многозадачные операционные системы WINDOWS XP , 7, 8 фирмы MICROSOFT с оконным интерфейсом (общение с компьютером идет через окна), а также однопользовательская однозадачная операционная система MSDOS с командным интерфейсом (все команды нужно знать и правильно набирать на английском языке).
ИНТЕРФЕЙС – способ общения человека с компьютером.
Стратегия «Таблица Insert».
1. Читая предложенный материал, ученики делают пометки в тексте:
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Учащиеся заполняют таблицу, проводится обсуждение (10 минут)
? Что вы уже знали об операционной системе?
? Какие предложения вызвали у вас вопросы?
Стратегия «Кубик» (10 минут)
Для выявления основных понятий операционной системы Windows учащимся предлагается в соответствии с надписями на выпавших гранях кубика выполнить действия(работа в парах):
1. Опишите (внешний вид ОС, основной цвет и т.д).
2. Сравните (на что похожа, чем отличается).
3. Ассоциируйте (что приходит на ум).
4. Анализируйте (как она устроена, предположите).
5. Предложите (что можно с ней делать, как использовать).
6. Аргументируйте (за и против).
Используя учебник (§9-10) и предложенный материал, учащиеся должны (в течение 10 минут) ознакомиться с содержанием и сделать в тетради опорный конспект по предложенным ключевым словосочетаниям:
Операционная система это…
Многозадачность это….
ОС Windows имеет………интерфейс.
В состав ОС входят следующие части.
(10 минут)
II ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ, ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. (Закрепление, тренировка, отработка материала)
Учащимся предлагается выполнить практическую работу на компьютере (задания практикумов учебника ) страница 66 учебника (5 минут)
III ЭТАП. ПОВТОРЕНИЕ.
Использование стратегии «Синквейн – пятистишье»
1 строчка – одно слово (любое существительное по теме).
2 строчка – 2 слова (прилагательные).
3 строчка – 3 слова (обозначение действия, глаголы).
4 строчка – 4 слова (моё отношение к этому).
5 строчка – 1 слово – синоним. (5 минут)
IV ЭТАП. КОНТРОЛЬ
Опрос по цепочке (вопросы по усмотрению учителя)
VI ЭТАП Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок. (Конец урока)
Рефлексия «Самооценка»
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:
• Моя мыслительная активность на уроке была ……….
• Больше всего мне понравилось ……………………….
• У меня пока не совсем получается…………………….
• Сегодня я понял(а), что думать ……………………….
• Сегодняшний урок показал мне ………………………
Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.
Зачем нужна операционная система? Плюсы и минусы 3-х основных ОСей
При использовании современных гаджетов часто можно услышать вопрос об операционной системе, многие люди даже не задумываются что же это такое. Все знают, что на их компьютерах находится ОС, но при объяснении этого понятия часто возникают проблемы. Данная статья поможет разобраться в этом вопросе.
Что такое Операционная Система
Операционная система — это комплект программ, управляющий памятью и процессами компьютера, смартфона или другого устройства и являющийся главной его частью.
ОС выглядит как рабочий стол с визуальным интерфейсом. Благодаря этому пользователи играют в игры, пишут документы и работают, ищут информацию в интернете. Операционная система нужна для того, чтобы решать много разных задач.
Как работает ОС
Когда происходит нажатие кнопки включения компьютера, операционная система загружается. В это время компьютером выполняются такие функции:
Какие задачи выполняет современная ОС
Функции ОС
Какие операционные системы существуют
Microsoft Windows
Это первая операционная система, имеющая интерфейс, к которому привык современный пользователь. Windows была выпущена в 1985 году. До этого существовал MS DOS, имеющий вид оболочки, в которую вводятся команды.
Выглядело это вот так.
А вот так выглядела первая версия Windows.
На данный момент новейшей версией является Windows 10
Преимущества Windows
Недостатки
Linux
Эту ОС выпустили в 1991 году. Попытки конкуренции с Windows оказались неудачными, популярность эта операционная система так и не завоевала.
Плюсы
Минусы
Apple Mac OS X
Эту ОС поддерживает только техника Apple, она не совместима с устройствами других производителей.
Достоинства
Недостатки
ОС для мобильных устройств
Все ОС, о которых говорилось выше разработаны специально для настольных компьютеров и ноутбуков. Телефоны, смартфоны и планшеты имеют свои операционные системы. Они не такие функциональные, но хорошо справляются с основными задачами. Например, можно скачивать и пользоваться приложениями, смотреть фильмы, работать с информацией в интернете и даже создать документ.
В настоящее время существуют:
Автор, специалист в сфере IT и новых технологий.
Получил высшее образование по специальности Фундаментальная информатика и информационные технологии в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. После этого стал экспертом в известном интернет-издании. Спустя время, решил попробовать писать статьи самостоятельно. Ведет популярный блог на Ютубе и делится интересной информацией из мира технологий.
1. Что вы понимаете под программным обеспечением компьютера?
2. Для чего нужна операционная система? Как называются операционные системы, установленные на компьютерах в классе или у вас дома?
3. Какие программы называют прикладными?
4. Опишите рабочий стол компьютера. Перечислите его основные элементы.
5. С помощью чего обеспечивается быстрый доступ к различным устройствам и программам компьютера?
6. Какие значки всегда присутствуют на рабочем столе? Для чего они предназначены?
7. Какие графические элементы управления вам известны?
8. Для чего нужна мышь?
9. Что является образом мыши на экране?
10. От чего зависит форма указателя мыши?
11. Каким образом осуществляется управление компьютером с помощью мыши?
12. Как называется прямоугольная область на рабочем столе, занимаемая работающей программой?
13. Перечислите основные элементы окна программы.
15. Как осуществляется управление компьютером с помощью меню?
16. Как выглядят недоступные в текущий момент пункты меню?
17. Как выглядят пункты меню, выбор которых приводит к появлению диалоговых окон?
18. Для чего нужны диалоговые окна?
19. Перечислите основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
20. Как узнать, какое действие можно выполнить с компьютерных объектом?
21. Придумайте и изобразите свое диалоговое окно, подобное изображенному в учебнике окну «Мой новый компьютер». Постарайтесь использовать не менее четырех элементов управления.