Что такое операция в психологии

операция (в психологии)

(от лат. operatio – действие) – единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной, ситуации. Понятие о. как единицы деятельности введено А.Н.Леонтьевым.

Смотреть что такое «операция (в психологии)» в других словарях:

ОПЕРАЦИЯ (в психологии) — (англ. operation). 1. О. одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно предметными условиями достижения целей, т. е. с задачей. А. Н. Леонтьев определил О. как способ осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с … Большая психологическая энциклопедия

Операция «Гроза» — гипотетическая эшелонированная стратегическая наступательная операция, предусматривавшая генеральное наступление Красной Армии и Красного Флота на цели, расположенные в Румынии, Западной Польше, Восточной Пруссии с дальнейшим переносом боевых… … Википедия

операция — (лат. operatio действие) единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие О. как единицы деятельности введено А. Н. Леонтьевым и используется при изучении относительно… … Большая психологическая энциклопедия

ОПЕРАЦИЯ — (от лат. operatic действие) понятие, употребляемое в инженерной психологии в двух смыслах. 1. Психологическая О. одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно предметными условиями достижения целей, способ выполнения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ОПЕРАЦИЯ — (от лат. operatio действие) в психологии: единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной ситуации. Понятие введено А. Н. Леонтьевым … Педагогический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. activity approach) совокупность теоретико методологических и конкретно эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых… … Большая психологическая энциклопедия

женевская школа генетической психологии — (от греч. genesis происхождение) направление в исследовании психического развития (см. развитие психики) ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача … Большая психологическая энциклопедия

Оренбургская операция — Оренбургская операция … Википедия

ДЕКОДИРОВАНИЕ (в инженерной психологии) — (англ. decoding) заключительная операция процесса приема информации человеком оператором, состоящая в перешифровке параметров, характеризующих состояние объекта управления, и в переводе их в образ управляемого объекта (см. Кодирование… … Большая психологическая энциклопедия

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ — направление в исследовании психич. развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Гл. задача исследование механизмов познават. деятельности, к рые скрыты за внеш.… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Операции мышления

Мышление как процесс протекает в виде операций или умственных действий с психическим содержанием, в котором представлена информация о различных событиях, как реальных, так и воображаемых. Такими операциями являются анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, синтез и конкретизация. В реальном процессе мышления эти операции взаимозависимы и неразделимы.

Что такое операция в психологии. Смотреть фото Что такое операция в психологии. Смотреть картинку Что такое операция в психологии. Картинка про Что такое операция в психологии. Фото Что такое операция в психологииПри нарушениях мышления советуем обратиться к психиатру, которой поставит верный диагноз и подберет правильное лечение

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное или физическое расчленение объекта, ситуации, явления на составляющие части с целью дальнейшего изучения последних. Так, анализ общего впечатления о болезни даёт возможность узнать, что она проявляется определёнными симптомами и синдромами, возникает по тем или иным причинам и при определённых условиях, что она протекает по разным сценариям, содержит известную угрозу трудоспособности пациента, его здоровью, жизни и др. При восприятии речи индивид выделяет вначале её звуки, иначе он совершенно не смог бы понять, о чём говорят окружающие его люди. Аналитическому уму нередко бывает доступно различение таких тонких деталей изучаемого, что по разрешающей способности его вполне можно сравнить с электронным микроскопом.

Сравнение — сопоставление впечатлений о разных объектах или явлениях с тем, чтобы выявить признаки сходства и различия между ними. Так, сравнение пациентов даже с одной и той же болезнью и идентичным диагнозом позволяет установить, что они не только в чём-то одинаковы, но что между ними существует и множество отличий. Если принимать во внимание только последние, то становится понятной известная точка зрения, согласно которой «нет болезней, а есть только больные».

Антинозологизм, вообще говоря, имеет в своей основе абсолютизацию различий и игнорирование признаков тождества. Сравнение людей с одинаковым характером показывает, что во всём остальном они могут быть совершенно разными людьми. Абсолютизация черт сходства в данном случае может повлечь игнорирование индивидуальности. Примат характерологии есть триумф деперсонализации. Одно и то же в контексте индивидуальности порой приобретает противоположное значение. Всё познаётся в сравнении — эта мысль верна в той степени, в какой некие абсолютные показатели сами по себе ничего не значат.

Обобщение — выявление признаков, идентичных для разных объектов и явлений. На основе таких признаков могут быть составлены однородные группы объектов. Таким образом создаются классификации каких-то явлений, событий, предметов: «растения», «планеты», «пациенты», «преступники» и т. д. Название того или иного класса объектов является для него обобщающим термином. Обобщение есть также процесс формирования суждения или решения, которые с одинаковым успехом применимы ко всей категории соответствующих предметов или ситуаций. Обобщение в науке — это любое широкое положение, которое справедливо для множества единичных наблюдений. Верно или ошибочно выделяются обобщающие признаки, зависит от того, насколько конструктивно выполняется операция абстрагирования.

Абстрагирование (от лат. abstrahere — отвлекать) — выделение существенных в том или ином отношении свойств предметов или явлений. Врач скорой помощи, например, в первую очередь выявляет признаки болезни, указывающие на угрозу жизни пациента, и отвлекается от других, второстепенных; судебному психиатру необходимо сосредоточиться на симптомах, которые свидетельствуют о невменяемости или недееспособности подэкспертного, другим психическим нарушениям он уделяет меньше внимания. В науке абстрагирование позволяет индивиду сфокусировать внимание на том, что недостаточно изучено, неизвестно, не замечено другими исследователями; эта способность видеть пробелы знания является достаточно редкой, она свойственна исключительно одарённым людям.

Абстрагирование в широком смысле есть отвлечение от наглядных, вещественных свойств предметов и явлений. Абстрагирование представлено уже в чувственном познании: воспринимая один объект, индивид как бы отвлекается от всех прочих. Абстрагирование, при всей его чрезвычайной важности, всегда таит опасность отрыва от действительности и риск порождения пустых, умозрительных построений, в логическом плане, может быть, и безупречных, а потому кажущихся убедительными. Логично, но неверно — эта ситуация вовсе не является редкой. В поучительной истории средневековые схоласты долго и бесплодно спорили о том, есть ли у крота глаза, полагая, что истину можно познать путём отвлечённых рассуждений, минуя опыт. Истина всегда конкретна, есть лишь один путь её познания — это обращение к реальности, практика.

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — объединение разных аспектов знания об объекте или явлении в целостную структуру, познание целого в единстве и взаимной связи его частей. Гегель считает, что синтез характеризует высшую ступень познания, поскольку в нём воссоединяются даже самые противоречивые знания и мнения. Свобода мысли — это право на собственную точку зрения, право каждого на свою правду, синтез — это необходимость, а для многих и обязанность искать одну-единственную истину. Синтез в повседневном мышлении осуществляется путём применения индивидом усвоенных им ранее когнитивных схем — стандартных или ставших привычными способов объединения разнородных впечатлений. Ж.Пиаже определяет этот процесс термином ассимиляция — включением нового предмета или новой ситуации в совокупность предметов или в другую ситуацию, для которых уже существует схема. Ребёнок, например, у которого уже есть схема для восприятия птиц, впервые увидев самолёт, примет его за птицу и будет так думать до тех пор, пока у него не появится когнитивная схема для восприятия летательных аппаратов.

Но, как язвил Мефистофель, в том, что известно, пользы нет, одно неведомое нужно. Поиск новых теорий или когнитивных схем — это творческий, хотя и чреватый ошибками процесс. Заблуждения основаны обычно на том, что впечатления о реальности соединяются посредством неадекватных когнитивных структур. Процесс формирования новых когнитивных структур и дезактуализации устаревших с трудом поддаётся сознательному контролю, отчего заблуждения и предрассудки чрезвычайно стойки. Сам же этот процесс расширения знания есть, по терминологии Ж.Пиаже, аккомодация, то есть модификация старых ментальных схем с целью овладения новыми объектами и ситуациями. Неспособность создавать новые, более адекватные когнитивные схемы и доминирование прежних, не подходящих к меняющимся обстоятельствам есть один из признаков наступающего слабоумия. Конфуций по тому же поводу однажды заметил, что обучение без размышлений бесполезно, размышление без знаний опасно.

Распад когнитивных структур в болезни влечёт трагические последствия в виде деменции. Так, при синдроме Корсакова пациент, получая все необходимые текущие и сохраняя память на прошлые впечатления, совершенно теряет способность объединять их в целостное понимание происходящего. Он вынужден всякий раз как бы заново и безуспешно творить мир и самого себя. Располагая адекватными когнитивными схемами, индивид получает возможность составлять более или менее верную картину воспринимаемого даже по отдельным, неполным и разрозненным впечатлениям. Зная, например, что некий индивид трудолюбив, можно, далеко не отрываясь от правды жизни, дополнить его облик такими качествами, как честность, ответственность, компетентность, обязательность. Но тут важно, что именно понимается под трудолюбием, то есть от того, верно ли выполнена операция абстрагирования.

Конкретизация (от лат. concretus — густой, сгущённый, уплотнённый) — рассмотрение объекта во всём многообразии его связей и отношений. Эта операция противоположна абстрагированию и формально, и по существу, а именно в том плане, что от теоретического знания в ходе конкретизации индивид способен перейти к знанию практическому, он получает возможность решать насущные задачи в реальном мире. «Теория, мой друг, суха, а древо жизни зеленеет» — определённо и совершенно справедливо говорит Мефистофель о бесполезности одного только отвлечённого знания. Можно располагать энциклопедической эрудицией и при этом оставаться совершенно беспомощным в повседневной жизни, то есть знать много больше, нежели понимать и уметь. Можно, разумеется, в такой ситуации и порассуждать, но, увы, такие рассуждения будут очень уж напоминать выхолощенное от всего конкретного резонёрство.

Так, ведущий специалист по проблемам психологии и автор ряда теоретических трудов признаётся в том, что он не понимает проблем поведения собственного ребёнка, не знает, как их можно бы преодолеть. Едва ли такие труды можно с большой пользой применить на деле. Благодаря конкретизации отвлечённое знание позволяет осознать новое значение уже известных фактов, увидеть факты, не замечавшиеся ранее, или даже понять, где или каким образом их можно бы обнаружить. Проблемы в этом плане свойственны, по-видимому, немалому числу людей, особенно из тех, кто думает по пословице «чужую беду руками разведу». Способность к конкретизации — чрезвычайно важная характеристика ума. Если она не развита или её просто нет, всякое серьёзное образование просто не имеет смысла или даже может сыграть злую роль. Если законодатель, к примеру, не может представить себе конкретных последствий продвигаемого им закона, то это грозит негативными последствиями и для него самого.

Источник

ОПЕРАЦИЯ (в психологии)

Полезное

Смотреть что такое «ОПЕРАЦИЯ (в психологии)» в других словарях:

операция (в психологии) — (от лат. operatio – действие) – единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной, ситуации. Понятие о. как единицы деятельности введено А.Н.Леонтьевым … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Операция «Гроза» — гипотетическая эшелонированная стратегическая наступательная операция, предусматривавшая генеральное наступление Красной Армии и Красного Флота на цели, расположенные в Румынии, Западной Польше, Восточной Пруссии с дальнейшим переносом боевых… … Википедия

операция — (лат. operatio действие) единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие О. как единицы деятельности введено А. Н. Леонтьевым и используется при изучении относительно… … Большая психологическая энциклопедия

ОПЕРАЦИЯ — (от лат. operatic действие) понятие, употребляемое в инженерной психологии в двух смыслах. 1. Психологическая О. одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно предметными условиями достижения целей, способ выполнения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ОПЕРАЦИЯ — (от лат. operatio действие) в психологии: единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной ситуации. Понятие введено А. Н. Леонтьевым … Педагогический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. activity approach) совокупность теоретико методологических и конкретно эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых… … Большая психологическая энциклопедия

женевская школа генетической психологии — (от греч. genesis происхождение) направление в исследовании психического развития (см. развитие психики) ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача … Большая психологическая энциклопедия

Оренбургская операция — Оренбургская операция … Википедия

ДЕКОДИРОВАНИЕ (в инженерной психологии) — (англ. decoding) заключительная операция процесса приема информации человеком оператором, состоящая в перешифровке параметров, характеризующих состояние объекта управления, и в переводе их в образ управляемого объекта (см. Кодирование… … Большая психологическая энциклопедия

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ — направление в исследовании психич. развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Гл. задача исследование механизмов познават. деятельности, к рые скрыты за внеш.… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

операция

Полезное

Смотреть что такое «операция» в других словарях:

Операция Ы — Операция „Ы“ и другие приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской … Википедия

ОПЕРАЦИЯ — операции, жен. [латин. operatio, букв. действование]. 1. Хирургическая лечебная помощь, намеренное нарушение целости больного органа тела или ткани, с целью их излечения (мед.). Кровавая операция (с рассечением наружных покровов тела и поранением … Толковый словарь Ушакова

Операция Кэ — Война на Тихом океане … Википедия

ОПЕРАЦИЯ — (лат.). 1) в медицине: врачевание через отнятие поврежденного члена, прокалывание и т. п. 2) всякое действие, предприятие, способ, исполнение. 3) соединение торговых сделок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

операция — См … Словарь синонимов

операция — и, ж. opération, нем. Operation < лат. operatio. 1. Ряд военных действий, подчиненных единому стратегическому плану, или одно такое действие. БАС 1. Записки о военных операциях. Вед. 1719 2 259. Действы (фр. парал. opérations) будут чиниться,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Операция — в программировании действие, производимые над операндами. В зависимости от типа операндов различают арифметические, символьные, логические, файловые и другие операции. В зависимости от количества операндов различают одноместные (унарные),… … Финансовый словарь

ОПЕРАЦИЯ — жен., лат. предприятие хозяйственое, торговое; оборот, дело; | ·врач. всякое прямое действие руками, на животное тело; обычно разумеют операцию кровавую, помощь, подаваемую ножом и подобными снарядами. Оператор муж. хирург, или вообще, кто делает … Толковый словарь Даля

Операция «Юг» — Операция «Юг» наиболее массовая депортация, проведённая Министерством государственной безопасности СССР в Молдавии. Содержание 1 Подготовка 2 Реализация 3 См. также … Википедия

Источник

Операция (психология)

А. Н. Леонтьев считал операцию способом осуществления действия. Цель, соотносимая с действием, может быть достигнута при разных условиях: иначе говоря, одно действие может быть реализовано разными операциями. Одна и та же операция может входить в разные действия.Действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления другого действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство операций являются результатом результат и овладения общественно выработанными способами действий, зачастую закрепленных в орудиях действия (напр., в счетах оформлены счетные операции). Сознательная операция первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных операций), однако не всякая операция является сознательной. Более того, чаще всего, операция является бессознательным способом выполнения действия.

Устойчивый направленный характер протекания операции определяется операциональной установкой.

Операции бывают двух видов, возникают:

1) путем адаптации, подражания; они неосознаваемы и не могут вызываться в сознание даже специальными усилиями;

2) из действий путем их автоматизации; они находятся на границе сознания и могут стать осознаваемыми.

В зависимости от происхождения операции выделяются:

приспособительные и сознательные.

Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости, числа, времени и пространства.

Согласно Ж. Пиаже, операции – это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. Развитие операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются закону целостности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *