Что такое описательные обороты
Презентация по русскому языку на тему «Описательный оборот»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что делает текст текстом? Связь предложений по смыслу и грамматически
лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете?
В литературе мы его называем перифразом ( от греческого- окольная речь, пересказ) Состав описательного оборота – не менее 2-х слов Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова. Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.
«Страна необычных загадок»
Выхожу я один на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. (М. Ю. Лермонтов)
«Рассыпались» загадки… соберите их в рифму. В руке девочка облачко на стебельке держит Висят от жары шары на ветвях посинели.
Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова или наименования. избежания повторения одного и того же слова. создания выразительного образа, дополнения характеристики выражение отношения автора или персонажа к предмету или явлению. Итак, повторим
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-355041
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка по теме: «Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот»
Методические приёмы: индивидуальные сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ художественного текста, подбор выразительных средств лексики, создание собственного текста.
Оборудование: выставка репродукций икон Богоматери; карточки с текстом стихотворения А.Блока “Тишина в лесу” с пропущенными эпитетами, карточки со стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь”; презентация: Богоматерь Владимирская, иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, основные иконописные приёмы, особенности иконографии Богоматери, примерный план сочинения на тему: “Мысли, навеянные иконой”.
I. Подготовка к восприятию темы
Чтение учителем эпиграфа к уроку:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века,
По воле Бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.
1. Работа с эпиграфом
– О чём говорится в этом стихотворении?
– Какова его основная мысль?
– Какие ключевые слова подтверждают её? (Чувства, пища сердца, родное пепелище, отеческие гробы, по воле Бога, самостоянье, величие.)
2. Проверка домашнего задания
– Смогли ли вы выписать из словаря определение слова САМОСТОЯНЬЕ? (В словарях – нет.)
– Как вы понимаете его значение? Подберите к нему синонимы. (Самостоятельность, уверенность, основательность, разумное существование.)
– Подберите синонимы к слову ВЕЛИЧИЕ. (Важность, значительность.)
– Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для эпиграфа к нашему уроку? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
3. Определение целей
– Мы будем говорить о том, что должно быть важно для каждого человека – о памятниках искусства, которые создали наши предки, и поэтому мы должны их знать; а также будем работать с одним из средств познания и передачи мысли – со словом (основным предметом нашего изучения) и познакомимся с одним из способов связи предложе-ний в тексте – описательным оборотом и научимся его употреблять.
Запись темы в тетрадь.
II. Работа по теме урока
– Скажите, вам известно такое языковое явление, как синонимия? Что это за явление? Что оно нам даёт? Чего мы добиваемся, употребляя синонимы
1. Работа по подбору синонимов в стихотворении (карточки № 1) :
– Перед вами строфы из стихотворения А.Блока “Тишина в лесу”. В них пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы с вами из ряда синонимов, данно-го в скобках, попробуем выбрать самое точное слово и определить, какой эпитет использовал автор для характеристики того или иного предмета или явления, о котором говорится в стихотворении.
Бушевали ………………метели (ночные, чёрные, тёмные)
Заметали ………………пути, (лесные, полевые, густые)
И у ангелов не было силы
……………… свет до земли донести. (звёздный, яркий, блестящий)
Но ……………… силы устали (полночные, тёмные, магические)
В небе ……………… тучи клубить, (чёрные, тёмные, хмурые)
И деревья ………………перестали, (стонать, выть, гудеть)
И у ангелов силы хватило
……………светом леса ……………. (звёздным, солнечным, ярким,
озарить, осветить)
И деревья ……………… строем (торжественным, ровным)
Перед …………… лицом тишины (ясным, ярким, сильным)
Убеляются ………………покоем, (снежным, белым, светлым)
Исполняются ………………силой (светлою, яркою, блёклою)
……………… и немой белизны. (ледяной, холодной, студёной)
Чьё там брезжит ………………око? (лазурное, голубое, светлое)
Как поляна из звёзд – небеса.
В тишине голубой и ………………… (глубокой, далёкой, бездонной)
С ………………ратью своей многокрылой (дивной, чудной, волшебной)
Бог идёт сквозь ………………леса. (ночные, тёмные, чёрные)
Чтение полученного стихотворения и его анализ:
– О чем это стихотворение? (О рождестве Христовом.)
– Какие художественно-выразительные средства использует автор для создания образов?
– А можно ли заменить повторяющееся слово не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи?
2. Определение описательного оборота
– Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом.
Запись определения в словарики.
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.
– Как будет называться оборот, имеющий переносное значение? (Метафора.)
3. Работа с эпиграфом
– Вернёмся к эпиграфу. Давайте попробуем найти описательные обороты в этом стихотворении. (Родное пепелище, отеческие гробы.)
III. Подготовка к описанию иконы Владимирской Богоматери
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением искусства, посвя-щённым библейской теме – иконой Владимирской Богоматери.
Репродукция иконы Владимирской Богоматери.
– Как вы думаете, случайно ли я выбрала именно этот жанр живописи (иконопись) для работы по развитию речи? (По литературе изучали летописи Древней Руси.)
1. Предварительная беседа об иконе
– Давайте посмотрим на иконы, которые есть у нас на выставке, и вспомним что вам уже известно об иконописи? (Психологические мотивы: чувство материнства, чувство сострадания, трагическая скорбь, радость ликования; система условных приёмов: плоскостное изображение пространства, отвлечённый фон, выразительность линий и контуров, ритмическое построение композиции; канон, символика цвета, доски и олифа.)
2. Основные иконописные приёмы
– Для чего стали писать иконы?
– Как вы думаете, только ли культовое назначение имеют иконы? (Это эстетический опыт народа, средство художественного познания мира.)
– Кого из русских иконописцев вы знаете? (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и др.)
Презентация: несколько икон А.Рублёва, Ф.Грека и др.
– Как вы считаете, почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что ещё этому способствует? (Эмоционально-образное воздействие – изображение чувств, близких каждому человеку и пережитых им.)
– Хотя мы с вами находимся не в православном храме, а в храме наук-школе, мы всё-таки попробуем проникнуть в тайну иконы, вдуматься в её содержание и увидеть не только линии и краски, но и определить, какие чувства вложил художник в своё произведение искусства.
Индивидуальное сообщение об истории создания иконы. Презентация: икона Владимирской Богоматери.
– Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (XV в. – Аристотель Фиоравенти – Успенский собор, нач. ХХ в. – реставрация 1918 года – Третьяковская галерея.)
Индивидуальное сообщение о роли иконы в истории страны.
Релаксация. Музыка Вивальди.
– Всмотритесь ещё раз в лица святых, изображённые на иконе. Как ласково, нежно смотрит на своего сына Дева Мария… Как доверчиво прижимается к ней младенец… Ещё беззаботен его лик. Радуется он общению с мамой. Самые искренние, самые радостные мгновения изобразил неизвестный художник в своём произведении.
Беседа по содержанию иконы.
– Давайте подумаем, какие чувства отобразил художник?
– Какого цвета одежды Богоматери и Христа? (Христос – в светлом с золотым сиянием – знак Божественного; Мария – в тёмно-бордовом покрывале – мафории с тремя звёздами – символ царственного достоинства.)
– Давайте ещё раз посмотрим на лики святых. В чём их особенность? (ЛИК особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы; они не похожи на лица людей, которых мы встречаем в жизни – это человек святой, т.е. уподобившийся Богу.)
Подбор эпитетов из ассоциативного ряда чувств и запись в тетрадь.
– Всмотритесь в черты лица, выразительность глаз, наклон головы, движение рук Матери. Из написанных на доске слов выберите те, которые вам помогут передать ваше впечатление и описать состояние души Матери, переданное иконой.
Презентация: слова акад. М.Алпатова.
– Искусствовед академик М.В.Алпатов так писал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына”.
IV. Работа над стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь” (карточки № 2)
Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения.
– О чём это стихотворение?
– Каковы основные мысли автора, переданные им в стихотворении?
– Найдите выразительные средства, с которыми мы познакомились сегодня.
– С какой целью употребляет автор описательные обороты?
Составление устного описания иконы.
Чтение отрывков из сочинений, написанных ранее.
“Огненный фон считается символом царского рода: Бога-Отца, Девы Марии и сына Иисуса, но мне вдруг показалось, что этот цвет предвещает беды и несчастья, коварство и зло, которое совершат люди. Грусть, печаль я вижу в глазах Богоматери и обречённость перед жестокостью людей”. (Сычевский Александр)
“Впервые увидев икону Владимирской Богоматери в Третьяковской галерее, я задумалась о том, как возвышенно можно на полотне изобразить единство матери и ребёнка. Вы не замечали, как по-особенному она держит своего сына, как будто предчувствуя разлуку с ним. Мария нежно и задумчиво смотрит на него. Так может смотреть только любящая мать. Её глаза, как два бездонных озера, глубоки, печальны и грустны. На ней траурные одежды, хотя должна радоваться общению с сыном…
Богоматерь Мария!
Вечно ты горем полна,
Горем своим ты покрыта,
Пред горем своим ты одна.
Твои тоскующие очи
Печалью все озарены –
Так расставаться ты не хочешь
С созданьем Бога и любви.
А малыш радостно смотрит на маму и ласково прижимается к ней. Образ матери проникнут лаской, печалью и скорбью. А лицо ребёнка озарено нежностью, уважением и восхищением”.
V. Итог урока
– Дома вы попробуете написать сочинение на тему “Мысли, навеянные иконой…”, включив в него элементы описания. Может быть, у кого-то получится работа в стихах.
Примерный план (презентация):
1) История иконы.
2) Описание.
а) предметный план,
б) колорит (символика цвета),
в) особенности ликов святых.
3) Значение иконы для потомков.
4) Чувства и мысли, возникающие у вас, когда вы всматриваетесь в это произведение искусства.
– А чтобы написать сочинение, вспомним, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились?
Описательный оборот употребляемый вместо слова или словосочетания это
Описательный оборот: примеры. Предложение с описательным оборотом
Русский язык считается одним из красивейших и богатых языков мира. Как он выразителен и прекрасен. С легкостью можно использовать множество изобразительных средств для пышности и яркости фраз. Описательный оборот, примеры которого представлены в статье, является одним из таких средств.
Что называется описательным оборотом?
При рассказе о каком-либо предмете, явлении или человеке важно не злоупотреблять повторами. Избегать их помогают описательные обороты. Так называется устное выражение или письменное высказывание, употребленное вместо конкретного слова. При этом предмет не называется прямо. То, что речь идет именно о нем, дают понять изображения с характерными для этого предмета признаками, которые дает описательный оборот. Примеры: река — пресная артерия, снежинки — зимние мошки, весна — пора пробуждения.
Выделяют образные и необразные обороты описания. Если образные несут на себе эстетическую нагрузку, то необразные лишь расширяют представление о предмете. Например, цветы жизни (дети), Голубая планета (земля), Третий Рим (Москва) — это образные описательные обороты; автор «Анны Карениной» (Л.Н. Толстой), город на Неве (Санкт-Петербург), модная столица Европы (Париж) — необразные обороты.
Перифраз
Выразительные возможности описательных оборотов давно привлекают поэтов и писателей. Такие конструкции широко употреблялись в эпоху классицизма, когда особенно тщательно подходили к отбору слов в произведениях высокого стиля. Например, М.В. Ломоносов применил описательный оборот в своем «Письме о пользе Стекла»: «Искусство, коим был прославлен Апеллес, И коим ныне Рим главу свою вознес». Так поэт назвал живопись. Литературоведами подобное выражение называется перифразой. Это употребленный в художественном произведении описательный оборот. Примеры из поэтических текстов: «унылая пора» (осень), «Петра творенье» (Санкт-Петербург), «свободная стихия» (море). Перифраз, наряду с метафорой, эпитетом, сравнением, определяется как троп, то есть выражение, усиливающее образность и экспрессивность языка.
Описательные обороты в загадках
Подобные конструкции расширяют кругозор, развивают эрудицию и словесно-логическое мышление, поэтому часто употребляются в загадках для детей. Предложения с описательным оборотом (примеры из загадок):
При отгадывании загадок активизируется словарь ребенка, закрепляется умение выделять значимые признаки предметов. Значение загадок, представляющих собой предложения с описательными оборотами, в развитие ребенка очень велико. Она отражает сущность явлений или предметов, их особенные черты через простые, понятные ребенку слова, что имеет важное педагогическое значение. Загадки влияют на развитие любознательности детей, на их интерес к языку.
Предложения с описательными оборотами
Описательные обороты необходимы для создания наибольшей образности, а также для предотвращения тавтологии. Предложения с описательным оборотом, примеры которых представлены в таблице, порой носят экспрессивный, чрезмерно образный, деловой характер.
Описательный оборот в тексте
Как отмечено выше, конструкции описания выполняют экспрессивную функцию в предложениях, они употребляются в загадках и поэтических произведениях для создания большей образности. В публицистических текстах широко используется описательный оборот как лексическое средство связи.
Внутри текста предложения связаны логически, грамматически, структурно и по смыслу. При передаче информации о каком-либо явлении, предмете, событии важно не увлечься употреблением форм одного и того же слова. Его необходимо заменить на местоимение или на описательный оборот. Примеры:
Наряду с местоимениями, союзами, вводными словами и другими грамматическими средствами связи, описательные обороты является способом соединения предложений в тексте. Особенно часто их заключает в себе публицистический описательный текст. Примеры: Сицилия привлекает туристов своей уникальной природой, тысячелетней историей и самобытной культурой. Самый большой остров Средиземноморья хранит многовековую историю: Сиракузы — открытый для посещения город-музей, представляющий собой множество архитектурных памятников. Родина вулкана Этна приглашает гостей в поход к кратеру, который безопасен, так как за ним ведется круглосуточное наблюдение. Окруженный тремя морями кусочек природной благодати и его столица Палермо привлекательны для туристов и другими развлечениями: рыбалкой, пляжами, походами по магазинам, парками аттракционов.
Описательный оборот в материалах выпускных работ
Экзаменационная работа по русскому языку рассчитана на обучающихся, уверенно овладевших правилами и нормами языка. В ней встречаются и задания на нахождение описательного оборота. Это задания повышенной трудности, где из списка изобразительных средств нужно выбрать только те, которые были использованы в тексте.
Синекдоха, перифраз, эвфемизм.
СИНЕКДОХА(греческое Συνεκδοχη соподразумевание) — вид тропа (см.), в основании которого лежит отношение части к целому.
Синекдоха иногда рассматривается как разновидность метонимии (см.) и действительно есть не мало случаев, где трудно дифференцировать оба эти тропа. Например, выражение: «столько-то голов скота» принято определять как бесспорную синекдоху: голова вместо целого животного, но совершенно аналогичное выражение «столько-то штыков», в смысле солдат, употребляемое как и первое при исчислении, приводится часто как пример метонимии на том основании, что здесь имеется отношение орудия к действователю. Одно и то же выражение сплошь да рядом определяется одним и тем же теоретиком то как синекдоха, то как метонимия в зависимости от точки зрения на него. Так, пушкинское «Все флаги в гости будут к нам» трактуется в одной статье как синекдоха: флаги, вместо корабли, и как метонимия: флаги вместо «купцы разных государств». Очевидно, вся эта зыбкость и сбивчивость терминологии обусловливается тем, что исходят из попыток точно установить предмет, который стоит за данным выражением, что как раз и представляет почти всегда большие принципиальные трудности в силу самой природы словесного (в частности, поэтического) иносказания. В основе своей, однако, синекдохический процесс мысли существенно отличается от метонимического.
Метонимия представляет собой как бы сжатое описание, состоящее в том, что из содержания мысли выделяется существенный для данного случая, для данного воззрения элемент.
Синекдоха, напротив, выражает один из признаков предмета, именует часть предмета вместо его целого (pars pro toto), причем называется часть, а целое лишь соподразумевается; мысль сосредоточивается на том из признаков предмета, на той из частей целого, которая или бросается в глаза, или почему- либо важна, характерна, удобна для данного случая. Другими словами, мысль переносится с целого на часть его, и потому в синекдохе (как и в метафоре) легче, чем в метонимии, говорить о переносном смысле образа. Раздельность выражения и выражаемого, прямого и переносного смысла в ней выступает отчетливее, ибо в метонимии отношение предмета к его данному выражению есть, приблизительно, отношение содержания мысли к сжатому ее описанию, в синекдохе — отношение целого к не только выделенной из него, но и обособленной, тем самым, его части. Эта часть может стоять в разных отношениях к целому. Простое количественное отношение дает наиболее бесспорные синекдохи типа единственного числа вместо множественного, о которых и не встречается разногласий у теоретиков. (Напр., у Гоголя: «все спит — и человек, и зверь, и птица»). Но другого порядка отношения могут вскрываться в синекдохе, не делая ее еще метонимией. Исходя из такого разграничения обоих явлений легче избежать колебаний, — поскольку они вообще до конца преодолимы (см. ст. тропы), — в определениях тропической природы того или иного выражения, вроде тех, о которых шла речь выше. «Столько-то штыков», «Все флаги» и пр. окажутся тогда синекдохой, независимо от точки зрения на соподразумеваемый предмет, ибо что бы ни разуметь под флагами — просто-ли корабли, купеческие ли корабли и пр. — данное выражение указывает лишь один из признаков, одну из частей слитного содержания мысли, которое как целое соподразумевается. Другие примеры синекдохи: «очаг», «угол», «кров» в смысле дома («у родного очага», «в родном углу», «гостеприимный кров»), «носорог» (название животного по одной его части, бросающейся в глаза), «Эй, борода!», «Заплатанной» (у Гоголя про Плюшкина); «дожить до седых волос» вм. до старости, «до гробовой доски», «лето» в смысле года («сколько лет»), «хлеб да соль», «красненькая» (десятирублевка) и пр.
ПЕРИФРАЗ, ПЕРИФРАЗА — (от греч. periphrasis, peri — вокруг, phradzo — говорю) — вид тропа, описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания.
Например: Северная Венеция – Санкт-Петербург, царь зверей – лев, голубая планета — Земля, цветы жизни — дети.
Как и другие тропы (изобразительно-выразительные средства языка), перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими.
Многие перифразы становятся общеизвестными, популярными, бытуют в нашей речи на уровне оборотов, готовых для определённых случаев жизни.
Например: О Москве мы можем сказать иначе — златоглавая столица, о Петербурге — город на Неве или словами Пушкина — Петра творенье; о животных, используя есенинские строки, — братья наши меньшие; врачей вслед за публицистикой назовём людьми в белых халатах; осень для многих из нас — «Унылая пора! Очей очарованье!»
В перифразе обычно внимание уделяется одному существенному признаку явления, предмета, человека и т.д., а остальные как будто уходят в тень, давая возможность тому, что важно для автора, стать ярче, значительнее.
Попробуйте нарисовать портрет, скажем, пушкинского Онегина, собрав по тексту романа те многочисленные образные выражения, какими автор характеризует своего героя. Вначале он «молодой повеса», «философ в осьмнадцать лет», «театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис», «модный тиран», а затем — «беглец людей и света», «убийца юного поэта», «отшельник праздный и унылый»…
Перифразы бывают образные (носящие метафорический характер) и необразные (сохраняющие прямое значение образующих их слов)
Например: город на Неве — Петербург.
Необразные перифразы лишь переименовывают предметы, качества, действия и выполняют не столько эстетическую, сколько смысловую функцию: помогают автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные качества описываемого предмета или явления, избежать повтора слов.
Например, вместо А.С. Пушкин — автор «Евгения Онегина», великий русский поэт.
В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова тот же А.С. Пушкин назван «невольником чести», «дивным гением», а в известном некрологе – «солнцем русской поэзии» — это образные перифразы, тропы.
К тропам принадлежат только образные перифразы.
Маяковский называет Нью-Йорк городом жёлтого дьявола, и это выражение носит метафорический характер. А в официальном контексте данный город ассоциируется с центром деловой жизни Америки. Каникулы можно образно назвать счастливыми месяцами, праздником лета, порой приключений и т.д., а можно необразно — перерывом в занятиях в учебных заведениях на праздничное или летнее время.
Последнее выражение напоминает задание кроссворда — ведь, в сущности, в основе этой интеллектуальной игры лежит приём перифраза, чаще необразного, но иногда построенного на ассоциациях составителей.
Неординарность и самобытность подобранных слов, свежесть и точность соотнесения воплощённого образа с реальностью мы видим в индивидуально-авторских перифразах многих талантливых художников слова. В стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» князь обращается к волхву: «Скажи мне, кудесник, любимец богов…» Прекрасный белый снег весной превращается в серый и грязный — это оттепель, слякоть… и вина весны, как заметил японский поэт Сугияма Сампу. А какая роль в нашей жизни отведена слову, произнесённому любимым человеком, и как оно названо иначе у М. Ю. Лермонтова:
ПЕРИФРАЗ
Смотреть что такое ПЕРИФРАЗ в других словарях:
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ
перифраз м. см. перифраза.
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ, перифраза (от греч. periphrasis — описательное выражение, иносказание), 1) в стилистике и поэтике: троп, описательно выражающий одно понят. смотреть
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРА´З, перифра´за (от греч. περίφρασις — пересказ), — 1) стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описате. смотреть
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ(греч.). 1) околичность; риторическая фигура, заменяющая прямое выражение другим окольным, делающим слог тяжелым, непонятным; описательная форм. смотреть
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ а, м. ПЕРИФРАЗА ы, ж. périphrase f., <гр. periphrasis < peri около + phrasis пересказ, описательное выражение. Художественный троп, сос. смотреть
ПЕРИФРАЗ
— (от греч. periphrasis, peri — вокруг, phradzo — говорю) — вид тропа, описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания. В П. на. смотреть
ПЕРИФРАЗ
греч. periphrasis – пересказ), стилистический прием, заключающийся в замене прямого определения или имени синонимичным развернутым высказыванием; вид амплификации. Обычно с его помощью подчеркивают существенный признак явления (так, А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» упоминает Дж. Г. Байрона как «певца Гяура и Жуана», не называя его имени). В других случаях использование перифразов оказывается неоправданным, утяжеляет стиль: Но что сказать об наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах как это все ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее. (А. С. Пушкин, «О прозе») Иногда перифразом называют также перепев – жанр пародии, в котором предметом осмеяния является не форма пародируемого произведения, а вкладываемое в нее новое содержание (Н. А. Некрасов: «И скучно, и грустно, и некого в карты надуть».). смотреть
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ
(фр.periphrase иносказание < др.-греч. περί вокруг, около, выше, + φραξω говорю) в литературоведении: вид тропа, ориентированный на непрямое описани. смотреть
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРА́З, а, ч., літ.Те саме, що перифра́за 1.Для більшої художньої виразності автор [І. Манжура] зрідка звертається до широкої описової форми, яка за. смотреть
ПЕРИФРАЗ
корень — ПЕРИ; корень — ФРАЗ; нулевое окончание;Основа слова: ПЕРИФРАЗВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ПЕРИ; ∩ — ФРА. смотреть
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ
(2 м); мн. перифра/зы, Р. перифра/зовСинонимы: перифраза, перифрастический оборот, перифрастическое выражение, троп
ПЕРИФРАЗ
м, лит. dolaylama, çevresözСинонимы: перифраза, перифрастический оборот, перифрастическое выражение, троп
ПЕРИФРАЗ
м, перифраза ж лит. 代用语 dàiyòngyǔ; 迂回说法 yūhuí shuōfǎСинонимы: перифраза, перифрастический оборот, перифрастическое выражение, троп
ПЕРИФРАЗ
імен. чол. родуперифразвід слова: перифразаімен. жін. родуперифраза
ПЕРИФРАЗ
сущ. муж. родаперифразот слова: перифраза сущ. жен. родаперифраза
ПЕРИФРАЗ
м см перифраза Синонимы: перифраза, перифрастический оборот, перифрастическое выражение, троп
ПЕРИФРАЗ
перифраз; ч. (гр., описовий вираз) описовий зворот мови, в поезії — стилістичний прийом, коли власне ім’я, предмет чи явище називають не прямо, а через їхні характерні риси та ознаки (напр., «чорне золото» замість «кам’яне вугілля»). смотреть
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ (перифраза) (от греческого periphrasis — иносказание), вид тропа, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета: «царь зверей» — вместо «лев».
. смотреть
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ
Репа Рез Раф Раз Прирез Призер Приз Пра Пиф Реприза Пир Реф Риа Риза Риф Пиза Фаер Пие Перифраз Пери Зефира Фраер Заир Ера Фразер Фри Фриз Фризер Аир Азеф Фреза Фра Зер Иразер Паз Парез Пари Фира Перри Пиар Физа. смотреть
ПЕРИФРАЗ
Ударение в слове: перифр`азУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: перифр`аз
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ (перифраза) (от греч. periphrasis — иносказание) — троп, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета: «царь зверей» — вместо «лев».
. смотреть
ПЕРИФРАЗ
(перифраза) (от греческого periphrasis — иносказание), вид тропа, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета: «царь зверей» — вместо «лев». смотреть
ПЕРИФРАЗ
— (перифраза) (от греч. periphrasis — иносказание) — троп, заменапрямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета: «»царь зверей»» — вместо «»лев»». смотреть
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ
м.périphrase fСинонимы: перифраза, перифрастический оборот, перифрастическое выражение, троп
ПЕРИФРАЗ
-а, ч., літ. Те саме, що перифраза 1).
ПЕРИФРАЗ
דיבור עקיףСинонимы: перифраза, перифрастический оборот, перифрастическое выражение, троп
ПЕРИФРАЗ
perifraseСинонимы: перифраза, перифрастический оборот, перифрастическое выражение, троп
ПЕРИФРАЗ
иносказание. Троп, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета, например: «царь зверей» — лев. смотреть
ПЕРИФРАЗ
ПЕРИФРАЗ
перифра’з, перифра’зы, перифра’за, перифра’зов, перифра’зу, перифра’зам, перифра’з, перифра’зы, перифра’зом, перифра’зами, перифра’зе, перифра’зах