Что такое опк в колледже
Что такое опк в колледже
Окский пищевой комбинат
Объединённая промышленная корпорация «Оборонпром»
Орловская промышленная компания
г. Орёл, организация
объединённый комитет профсоюза
Отдельный пограничный корпус
с 1917 по 1918
ранее: ОКПС
после: ГУПО
Организация производителей кофе в России
Объединённая продовольственная компания
англ.: UFC, United food company
орбитальный пилотируемый комплекс
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Объединённые профсоюзы Кореи
отбор проб пластовых флюидов на каротажном кабеле
относительный печеночный клиренс
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
отделение переливания крови
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
«основы православной культуры»
образование и наука, религ.
отряд пограничного контроля
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
объёмное пульсовое кровенаполнение
Объединённая приборостроительная корпорация
в составе Госкорпорации Ростех
Объединённая промышленная корпорация
объект пояса Койпера
общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев
организация, полит., СССР
отдел подготовки кадров
опробователь пластов на кабеле
Полезное
Смотреть что такое «ОПК» в других словарях:
ОПК — ОПК: Аббревиатуры: Оборонно промышленный комплекс Объединённой промышленной корпорации российская финансово промышленная группа. Школьный курс «Основы православной культуры». … Википедия
ОПК — Объединённые профсоюзы Кореи орбитальный пилотируемый комплекс относительный печёночный клиренс … Словарь сокращений русского языка
ОПК (значения) — ОПК трёхбуквенная аббревиатура. Оборонно промышленный комплекс Объединённая промышленная корпорация (российская финансово промышленная группа) Окружная партийная комиссия Основы православной культуры (школьный предмет) Основы… … Википедия
ОПК «Оборонпром» — ОПК ОПК «Оборонпром» Объединённая промышленная корпорация «Оборонпром» ОАО http://www.oboronprom.ru/ организация … Словарь сокращений и аббревиатур
ОПК-Маш — Орловская промышленная компания машиностроение с 2 февраля 2000 ЗАО г. Орёл, организация Источник: http://www.orelprom.ru/opkmash.shtml … Словарь сокращений и аббревиатур
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ (ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ) КОМПЛЕКС (ОПК, ВПК) — – совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий (заводов) промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, т. е. производящих продукцию и услуги в интересах обороны для российских силовых структур и… … Война и мир в терминах и определениях
НПФ ОПК — НПФОПК Негосударственный пенсионный фонд Оборонно промышленного комплекса с 1994 http://npf opk.ru/ организация, Санкт Петербург … Словарь сокращений и аббревиатур
Основы православной культуры — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и на … Википедия
Список литературы по курсу «Основы православной культуры» — Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия
Оборонно-промышленный комплекс России — Истребитель Су 27 перед заводом Уфимского моторостроительного производственного объединения Оборонно промышленный комплекс России (Военно промышленный комплекс, ВПК, ОПК … Википедия
ПОЛОЖЕНИЕ
об отделении повышения квалификации
ПОЛОЖЕНИЕ
об отделении повышения квалификации
Отделение повышения квалификации (далее опк) является структурным подразделением краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Владивостокский базовый медицинский колледж» (далее КГБПОУ «ВБМК») с момента издания приказа Крайздравотдела Приморского края от 26.05.88 г. № 496 «Об организации отделения повышения квалификации средних медицинских работников» и приказа Управления здравоохранения администрации Приморского края от 4.09.92 г. № 707.
опк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ст. 76, ст. 82 федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, федеральным законом «О защите прав потребителей», статьей 100 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, приказом МЗ РФ от 5.06.98 г. № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», приказом МЗ РФ от 19.01.99г. № 18 «О введении в действие Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приказом МЗ РФ от 03 августа 2012г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях», приказом Минобрнауки от 01 июля 2013г. № 499 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Лицензией Департамента образования и науки Администрации Приморского края от 30 марта 2011г. серия РО № 015403 «На право ведения образовательной деятельности» и Свидетельства о государственной аккредитации от 06.06.2006 г. серия СП № 002864, выданное Департаментом образования и науки Администрации Приморского края.
Целью опк является совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации средних медицинских и фармацевтических работников.
Главными задачами опк являются:
— организация и проведение дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов по специальностям номенклатуры средних медицинских и фармацевтических работников;
— повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности средних медицинских работников на рынке труда через внедрение новых форм и методов обучения, самосовершенствование и самообразование;
— усиление связей с лечебно-профилактическими учреждениями через расширение и закрепление учебных баз;
— усиление кадрового потенциала отделения в соответствии с современными требованиями дополнительного образования;
— организация консультационной помощи средним медицинским и фармацевтическим работникам, отделениям повышения квалификации филиалов медицинского колледжа.
опк осуществляют свою деятельность в соответствии с положением об образовательном учреждении, положением об опк, Уставом КГБПОУ «ВБМК».
опк реализует дополнительные образовательные программы, к которым относятся: повышение квалификации, стажировка, специализация.
Профессиональная переподготовка для получения специалистами дополнительной квалификации проводится в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания программ переподготовки и уровню требований к специалистам.
II. СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.
опк функционирует и осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением при наличии не менее 120 человек (не менее двух групп, находящихся на обучении одновременно), прибывающих ежегодно на специализацию или усовершенствование.
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых КГОБУСПО «ВБМК» с органами исполнительной власти Приморского края, предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, службой занятости населения и физических лиц.
Право на образовательную деятельность и получение льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации, опк имеют с момента выдачи лицензии КГБПОУ «ВБМК».
опк проводят дополнительное образование средним медицинским работникам в соответствии с образовательными стандартами дополнительного о образования, утвержденными МЗ РФ.
При ликвидации КГБПОУ «ВБМК» настоящее положение утрачивает силу.
III. УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ.
Управление опк осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом КГБПОУ «ВБМК».
Общее руководство деятельностью опк осуществляет директор медицинского колледжа, непосредственное руководство опк – заместитель директора (по повышению квалификации). Заместитель директора в своей работе подчиняется непосредственно директору колледжа. опк КГБПОУ «ВБМК» является методическим центром для опк филиалов колледжа.
Заместитель директора является непосредственным организатором учебно-воспитательной и методической работы на опк КГБПОУ «ВБМК». Под его руководством работают заведующий отделением и работники опк согласно штатному расписанию.
IV. СЛУШАТЕЛИ ОТДЕЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.
Повышение квалификации медицинских работников проводится не реже одного раза в пять лет в течение всей их трудовой деятельности.
а) участвовать в формировании содержания образовательных программ;
б) пользоваться в порядке, установленном Уставом, имеющимися на предметно – цикловых комиссиях и отделениях повышения квалификации нормативными документами, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотекой, компьютерным кабинетом и другими информационными фондами и услугами;
в) принимать участие в конференциях и семинарах, представлять публикации, свои рефераты, аттестационные работы.
Слушатели имеют также другие права, определенные законодательством РФ и Уставом КГБПОУ «ВБМК».
6. За нарушения учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и проживания в общежитии к слушателям могут быть применены в установленном порядке дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления.
За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленному для командировок на территории Приморского края и Российской Федерации нормам по основному месту работы.
Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути, осуществляется за счет средств предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.
7. Оценка уровня знаний слушателей опк проводится по результатам итоговой аттестации.
Слушателям, успешно завершившим обучение, выдаются документы установленного образца (удостоверение).
При невыполнении учебного плана, а также при грубом нарушении правил внутреннего распорядка слушатель отчисляется с выдачей соответствующей справки о пребывании на учебе.
Слушатели, обучающиеся за счет средств от приносящей доход деятельности и не выполнившие учебный план или самостоятельно прекращающие занятия (пропуск 3 и более дней) без уважительных причин или допустившие грубые нарушения правил внутреннего распорядка, отчисляются с обучения в опк, возврат денежных средств осуществляется согласно законодательству РФ.
V. УЧЕБНАЯ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ (МЕТОДИЧЕСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ опк
Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут.
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.
Финансирование опк осуществляется за счет:
УП. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОТДЕЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Что остается за кадром
Под новые образовательные стандарты с сокращенными сроками обучения подпадут множество профессий и специальностей из железнодорожной, фармацевтической, горнодобывающей и нефтегазовой отраслей, атомной промышленности, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и легкой промышленности.
Для легпрома, в котором задействовано более 20 тысяч предприятий и почти 300 тысяч человек, это крайне актуально, считает директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вера Хмырова: «Общество и бизнес быстро меняются, время требует новых профессий. Точнее старых, но «звучащих» по-новому в соответствии с современными запросами. Сегодня нужны профессионалы с широким спектром знаний, которые могут легко адаптироваться под постоянные изменения. Программа «Профессионалитет» разрабатывается совместно с крупными производителями, способными четко определить компетенции необходимых специалистов. А практическая направленность обучения даст будущим работникам легкой промышленности все самые необходимые знания и навыки всего за два года и предоставит гарантированные рабочие места».
Программа предполагает создание в регионах образовательных кластеров (или центров отраслевых компетенций) на основе партнерства промышленных предприятий и учреждений среднего профессионального образования и подготовку будущих специалистов под целевой заказ предприятий-партнеров в рамках модернизации материально-технической базы колледжей, повышения уровня квалификации преподавательского состава, пересмотра образовательных программ и учебных планов. Финансирование кластеров ведется из трех источников: со стороны предприятий-партнеров, а также федерального и региональных бюджетов.
И сейчас на основе опорных колледжей и крупных предприятий легпрома при поддержке минпросвещения, минпромторга и региональных властей сформированы и с 2022 года запускаются первые шесть пилотных площадок «Профессионалитета» в пяти регионах страны (Ивановская, Владимирская, Нижегородская области, Алтайский край, Санкт-Петербург).
Если же брать все отрасли экономики, которых коснется новая программа, то в 2022 году она охватит около 150 тысяч студентов колледжей. При этом в стране создадут более 70 кластеров, которые объединят колледжи и предприятия по отраслевому принципу. А к 2024 году «Профессионалитет» затронет уже 350 тысяч студентов колледжей.
Значение курса основ православной культуры для духовного просвещения студентов российских вузов
Подготовка к самостоятельной жизнедеятельности и сама самостоятельная жизнь предполагают наличие у личности высоких нравственных и духовных качеств, способности к разумной творческой деятельности, развитую духовную и профессиональную культуру.
Становление творческой духовной и профессиональной культуры личности должно основываться на знании основного содержания духовной природы человека, на осознании духовного потенциала человеческой личности, на понимании основных способов творческой реализации ее возможностей и способностей, на видении главных тенденций и закономерностей ее духовного и социального развития.
Фото: newstracker.ru
Поэтому изучение гуманитарных дисциплин в вузах России должно быть ориентировано на раскрытие и актуализацию духовно-нравственного потенциала готовящейся к самостоятельной жизни личности. Решение этой задачи неразрывно связано с пробуждением у студентов интереса к духовной жизни человека, созданием условий для осознания потребности и развития у них желания и навыков духовного самопознания, подчиненного стремлению к духовно-нравственному совершенству. Для этого необходимо способствовать формированию у учащихся адекватной и объективной картины внутреннего душевного мира человека и его духовной жизни, созданию условий для различения истинного добра и зла, первыми из которых являются нравственное чувство, чувство духовного достоинства человеческой личности и понимание добра как образа и идеала духовного совершенства личности.
Созданию условий для осознания и актуализации духовного потенциала личности и пробуждения желания нравственного и духовного совершенства должно способствовать изучение учащимися вузов России дисциплин гуманитарного цикла: истории Отечества, философии, культурологии, психологии, политологии, социологии и др. Изучение этих дисциплин способствует укреплению и углублению интереса студентов к духовной жизни человека, созданию условий для осознания ими духовных потребностей личности и самостоятельного их удовлетворения. Развитие у студентов желания и навыков духовного самопознания способствует их стремлению к духовно-нравственному совершенству, становлению сознательной духовной жизни. Формирование адекватной и объективной картины внутреннего душевного мира человека, понимание закономерностей его духовной жизни, развитие способности различения истинного, нравственного добра и зла являются главными мировоззренческими условиями самостоятельной личностной реализации студентов. Осознание личностных качеств человека, осознание духовных потребностей и углубление духовных чувств — чувства свободы, нравственного чувства, чувства духовного достоинства человеческой личности и чувства добра как содержания духовного совершенства человека — должно помочь будущим специалистам принятию на себя духовной и социальной ответственности.
Одной из таких дисциплин, наиболее способствующих решению указанных задач высшей школы, является курс основ православной культуры.
Являясь одной из ведущих форм духовной культуры человечества, религия концентрирует, аккумулирует и выражает опыт осознания, актуализации и передачи духовной жизни, или живой силы добра и любви. Поэтому изучение истории и теории религии, и особенно христианства, очень важно для создания условий раскрытия и актуализации духовно-нравственного потенциала личности, ее духовной жизни, пробуждения силы добра и любви.
Являясь предметным корнем и основанием религиозной веры, живая сила духа находит свое осознание и выражение в религиозном духовном опыте общения с Богом и познания Его как Творца и источника жизни. Поэтому изучение этого религиозного духовного опыта богообщения и богопознания имеет очень важное практическое значение для осознания и пробуждения сил духовной жизни личности, раскрытия ее духовно-нравственного потенциала, актуализации способности к духовному совершенству.
Перед преподавателем основ православной культуры стоит задача нахождения таких методов преподавания своего предмета, использование которых могло бы способствовать реализации возможностей раскрытия духовной жизни и духовных сил личности.
Разработка этих методов должна опираться, в первую очередь, на понимание того, что интеллектуальное развитие человека, совершенствование его памяти, рационально-логического отвлеченного мышления, аналитических способностей, умение добывать и накапливать всевозможную информацию о мире, развитие воли человека в отрыве от его нравственного чувства и чувства духовного достоинства не влечет за собой автоматически духовно-нравственного развития человеческой личности, раскрытие ее духовной жизни.
Поэтому система методов изучения религии, и в особенности христианства, православия, должна быть ориентирована не только и не столько на информационно-обучающий компонент, направленный на развитие эрудиции и интеллектуальных сил и способностей, сколько на использование изучения истории и теории религии для духовно-нравственного просвещения и развития деятельно-волевой сферы духовного мира личности учащихся.
Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания учащихся вузов России является приобщение их к духовному потенциалу русской культуры, ядром которого является христианское мировоззрение и опыт веры духовной жизни православия. Без изучения основ православной веры невозможно понять духовное содержание русской культуры, ее главные ценности, интуиции, устремления и, следовательно, приобщиться к русской духовной традиции, к ее глубинным смыслам и предметному содержанию ее духовного опыта и созерцаний.
Изучая основы и ценности православной веры, учащиеся вузов России имеют возможность не только постигнуть особенности и духовное содержание своей национальной культуры, понять ее уникальность и универсальное, общечеловеческое значение, но и включить получаемые знания в личный духовно-практический опыт самопознания, духовно-нравственного самовоспитания и самосовершенствования.
Изучение источников и содержания религиозного мировоззрения и религиозных ценностей создает реальные возможности для свободного мировоззренческого и ценностного самоопределения студенческой молодёжи, так как знание онтологического содержания и основ религиозной веры и религиозного духовного опыта ведет к видению ими своих духовно-нравственных сил, потребностей, способностей и возможностей, к осознанию глубин личного духовного потенциала и пониманию и видению путей его раскрытия и актуализации.
Осуществлению этой задачи способствует разумное познание и практически-волевое принятие учащимися сущности человеческой личности и идеала ее духовно-нравственного совершенства, который складывается на основе христианского мировоззрения, духовного опыта православной веры. Этот образ позволяет увидеть и понять глубины и мощь духовного потенциала личности и найти адекватные пути его раскрытия, способы пробуждения и развития скрытых в человеке духовных сил и возможностей. Видение своего душевного мира через призму этого образа природы человека позволит учащимся свободно ориентироваться в понимании сущности духовного опыта и духовной жизни человеческой личности, обрести четкие критерии для понимания содержания и духовного смысла нравственного добра, развить способность различения добра и зла, укрепить волевые усилия учащихся в их неприятии зла и усилить потребность активного противления ему как на личностно-духовном уровне, так и в сфере их социального служения.
Очевидно, что духовно-нравственное совершенствование человека всегда опирается на определенные ценностно-мировоззренческие основания. Духовно-волевые усилия личности предполагают наличие той или иной мировоззренческой модели человека, которая определяет направление и содержание этих усилий. Эта мировоззренческая модель человека, лежащая в основании процесса духовно-нравственной работы человека над самим собой, обычно предполагает определенное понимание сущности человека, включает представление о цели и высшем благе, т.е. смысле человеческой жизни, идеале высшего духовного совершенства, путях и способах его достижения. Ответы, даваемые на эти вопросы той или иной мировоззренческой системой, определяют параметры, в которых будет организован процесс духовно-нравственного развития личности. Идеалы, ориентирующие деятельность, волевую активность личности в этом процессе, определяют задачи, которые личность ставит перед собой, ценности, на обретение которых она будет ориентироваться.
Очень важно, чтобы модель человека, в качестве мировоззренческого условия, определяющего параметры духовно-практического процесса нравственного совершенствования — цели, задачи, идеалы, принципы, максимально полно и адекватно выражала содержание глубинной природы человека, т.е. реальные онтологические, сущностные основания его личности. Только в этом случае философско-теоретическое понимание человека может служить для реализации задачи полного раскрытия глубинной природы человека, ее онтологических корней через удовлетворение духовных потребностей человека в полноте бытия, свободе, добре, правде, любви, красоте, общении, самопознании, самореализации и самовыражении.
Таким требованиям, предъявляемым теорией и практикой духовно-нравственного совершенствования личности, всецело отвечает христианское понимание человека. Христианская антропология максимально полно, глубоко, всесторонне и целостно выражает духовную сущность человека как созданного Богом — Творцом по Своему образу и подобию, несущего в себе залог безусловного добра и призванного раскрыть образ Божий в своей душе до полного богоуподобления в обретении совершенной любви и свободы. Основой такого самопонимания человека служит образ личности и жизни Богочеловека Исуса Христа, в котором «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Христианское понимание человека ориентирует его на духовное преображение личности через соединение с Исусом Христом, следование Ему и вхождение в полноту жизни Святой Троицы. Оно раскрывает перед человеком реальные основания и возможности его богоуподобления в обретении духовного совершенства и осознании и реализации цели, задач и смысла его земной жизни.
Обретение человеком совершенной любви, в которой он соединяется с Богом, возможно лишь в том случае, если антропологическая теория предполагает и утверждает в нем, в его сущности такие силы и способности, раскрытие и реализация которых дает возможность реального духовного преображения личности, обретения ею высшего богоподобного совершенства. Христианское понимание человека как носителя залога добра — образа Бога-Творца в его душе открывает ему такой путь самопознания, самоопределения и самореализации, который основан на видении человеком своей сущности как богоданной и богосообразной, обладающей качествами и элементами духовного совершенного божественного бытия. Эти качества и элементы онтологических глубин духовного бытия человека даны его самовидению и самопознанию непосредственно. В силу этого его самосознание становится разумной творческой силой, которая лежит в основе духовного развития человеческой личности.
Эта сила проявляется, в первую очередь, в способности человека оценивать свои мысли, желания, поступки как достойные или недостойные его высшего призвания, его истинной сущности, которая не сводится к материальным, земным условиям существования человека и не исчерпывается ими. В этом чувстве правды или высшего достоинства укоренён разум человека, как способность мыслить на основании оценки своих внутренних проявлений как достойных или недостойных того образа и идеала духовного совершенства, которые человек носит в своей совести.
Образ Бога в онтологических глубинах человеческого бытия действует на уровне самосознания личности как совесть — идеальный, совершенный образ человека, связанный с сознанием высшей ценности человеческой личности, ее уникальности и несводимости к каким-либо недуховным основаниям. И, наконец, вместе с совестью образ Божий, запечатленный в онтологических глубинах человеческой души, открывается человеческому самосознанию сознанием свободы — видением самобытной, безусловной природы силы духовной жизни, которая делает человека «душою живою», и сознанием способности действовать, исходя из самой этой силы, а не только из мотивов материальной выгоды, пользы или удовольствия. С сознанием свободы духа сопряжено чувство истины человеческого бытия, которое полагает самобытную живую силу Божественного духа в человеке высшей целью всех его духовных устремлений. Это чувство позволяет человеку видеть свою жизнь через призму идеала истинной жизни, Божьей правды и подлинного добра.
Таким образом, христианское учение о человеке, как созданном по образу и подобию Божию, обращает его к видению образа Творца в себе самом. Оно ориентирует личность на узнавание и раскрытие в себе тех или иных сил и способностей, которые действительно, объективно принадлежат онтологическим основаниям ее бытия и являются реальным условием обретения человеком высшего духовного совершенства и богоподобия. Без признания присутствия в душе человека онтологических оснований образа Божия и опоры на них в деле его духовного воспитания и самовоспитания, невозможно пробудить в нем потребность свободного раскрытия этих сил духовной жизни, делающих человека подлинно духовно-разумным, свободным и любящим существом. В этом случае духовно-нравственное развитие человека лишается свободы и личной ответственности и становится управляемым извне, превращается в дрессировку на основе принципа «кнута и пряника». Чтобы воспитание духовно-нравственных основ личности стало действительно свободным и ответственным самораскрытием онтологических основ ее духовного бытия, необходимо, чтобы внутренняя самооценка личности ее следования голосу совести, чувству правды и истинной жизни превалировала над оценкой внешней, а внутренняя сторона воспитания духовной личности — над внешней.
Главной проблемой духовно-нравственного воспитания, основанного на принятии и раскрытии онтологических оснований бытия человека, является правильное понимание природы зла, которое человек видит в себе самом, и пробуждение желания борьбы с ним. Только лишь с позиций понимания человека как созданного по образу и подобию Божию и свободно уклонившегося от своего изначально совершенного бытия, зло в человеке можно понять не как случайный недостаток, обусловленный условиями внешней социальной среды, обстоятельствами его воспитания и жизни, но как грех — свободное уклонение от добра, к которому человек изначально призван по своей подлинной сущности. В результате этого свободного уклонения человека от добра произошло глубокое поражение и искажение его богоподобной природы, которое наследуется всеми людьми — потомками Адама. Только лишь благодаря искупительному подвигу Исуса Христа, который в Себе Самом исцелил пораженную грехом духовную природу человека, стало возможным ее исправление, преображение и спасение человека для вечной жизни.
Духовное развитие и совершенствование человека в христианстве, по сути, является постоянной личной борьбой с грехом, злом, которые человек видит в себе через призму образа высшего богоподобного совершенства, данного жизнью Исуса Христа. Этот образ человек принимает в таинстве покаяния и крещения, обещая Богу добрую совесть в следовании Его воле и заповедям любви к Богу и ближнему. Видение личного греха как глубинной поврежденности духовной природы и покаяние в нем является практически единственным условием духовно-нравственного раскрытия личности, актуализации ее духовной жизни, движения человека к духовному совершенству, свободе, добру и любви.
Главной задачей духовно-нравственного воспитания в этом случае будет пробуждение интереса и внимания учащегося к самому себе, к своему духовно-душевному миру, живой силе духа. Преподаватель должен помочь ему увидеть начала своей духовной жизни как образ Божий в человеке, пробудить потребность и желание победить зло, раскрыв и утвердив в своей душе тот залог добра, который определяет сущность человека как богосообразную и богоподобную, свидетельствуя о его призвании вечной жизни.
В качестве одного из средств и условий решения этой задачи можно применить метод анкетирования или тестирования учащихся.
Я предлагаю их вниманию анкету, имеющую контрольно-просветительский характер. Она содержит вопросы, отвечая на которые учащиеся, с одной стороны, задумываются над теми предметными реалиями духовной жизни, о которых в них идет речь, а с другой — проявляют состояние духовно-нравственной сферы своей личности, свое самоопределение в мире ценностных ориентаций. Отвечая на вопросы, учащиеся выбирают наиболее приемлемый для себя вариант ответа из предлагаемых в анкете. В этих вариантах выражены и представлены различные ценностные и моральные ориентации и установки: гедонистическая, утилитарно-прагматическая, ориентированная на духовно-нравственное совершенство, религиозная. Работа учащихся с анкетами показывает, что большинство из них ориентируется на ценности духовно-нравственного совершенства и склонны основывать их на принципах и ценностях православной веры.
для ценностной ориентации и активизации
познавательного интереса студентов
в вузовском курсе «Основы православной культуры»
2. Какой принцип отношений с людьми вы считаете наиболее предпочтительным для себя?
3. Что означает для вас понять другого человека?
— поставить себя на его место и увидеть его главные намерения, глубинные мотивы поступков;
— помочь осуществить все желания другого человека;
— осознать, что человек любит больше всего, чему отдал свое сердце.
— отнестись к нему с любовью, добром и состраданием, видеть в нем образ Божий — желание и способность человека жить в добре и любви и помочь осуществить их.
4. Сущность человека определяется в первую очередь тем, что он
— стремится добиться успеха в профессиональной деятельности и стать полезным членом общества;
5. Нехватка чего подразумевается, когда идет речь о человеческих недостатках?
6. Какова, по-вашему, главная причина беспокойства человека, утраты им духовного равновесия?
7. Кем бы вы хотели быть в первую очередь?
8. Что значит быть самим собой?
9. Каким вам видится духовное совершенство человека, как проявляется сила его духа?
– способность в любых обстоятельствах быть самим собой, хранить духовное равновесие;
10. Считаете ли вы, что духовное совершенство, духовная свобода и душевный комфорт — одно и то же?
11. Верите ли вы в возможность обретения человеком духовного совершенства?
12. Что мешает человеку обрести духовное совершенство и стать самим собой?
— другие люди;
— обстоятельства жизни, материальное положение, состояние здоровья;
— неверие в свои духовные силы, возможности и способности;
— гордость, тщеславие, самолюбие.
13. Считаете ли вы, что человек может познать причину, гордости, тщеславия и освободиться от их власти?
14. В чем вы видите причину гордости и тщеславия?
— похвала и осуждение со стороны других людей;
— обстоятельства жизни, материальное положение;
— духовный сон, слабая вера в Бога и Его помощь в обретении человеком вечной жизни;
— сам человек, его злоупотребление свободой выбора;
— комплекс неполной ценности.
15. Хотели бы вы освободиться от власти гордости и тщеславия?
16. Кто, по-вашему, дал образец наивысшего духовного совершенства?
17. Считаете ли вы, что человек может достичь духовного совершенства своими силами, без поддержки и помощи со стороны Бога?
18. Как человек приходит к вере в Бога?
19. Что значит, по-вашему, быть религиозным человеком?
20. Как вы могли бы определить свою веру?
Православие; католицизм; просто христианин; буддизм; индуизм; ислам; атеизм; верю в высшие силы, Космический Разум; верю в духовный Абсолют.
21. В чем вы видите цель и содержание общения человека с Богом?
22. Верите ли вы в возможность обретения человеком вечной жизни?