Что такое оплата без ндс в ати

Как зачесть НДС с топлива? 09:00, 24 мая 2021 Версия для печати

Что такое оплата без ндс в ати. Смотреть фото Что такое оплата без ндс в ати. Смотреть картинку Что такое оплата без ндс в ати. Картинка про Что такое оплата без ндс в ати. Фото Что такое оплата без ндс в ати

Как зачесть НДС с топлива? Кто может рассчитывать на зачет? Как сэкономить своему бухгалтеру кучу времени и нервов? – эти и множество подобных вопросов терзают грузоперевозчиков, когда речь идет о НДС и топливе.

Мы собрали самые животрепещущие вопросы и задали их специалисту одного из известных на рынке топливных сервисов.

Можно ли зачесть НДС с топлива?

— Да, конечно. На территории РФ можно зачесть НДС с любого вида топлива.

Кто может зачесть НДС с топлива?

— Право на зачет НДС имеют только организации–плательщики данного налога. Проще говоря, юридические лица на общей системе налогообложения (ОСНО) могут зачесть НДС.

Кто не может рассчитывать на зачет НДС?

— Грустят об отсутствии возможности зачесть НДС самозанятые и все юридические лица, кто не применяет режим ОСНО. То есть, если юридическое лицо работает на «упрощенке» (УСН), патенте – к сожалению, НДС с топлива зачесть не получится.

А если я на УСН, то совсем-совсем нельзя?

— Совсем-совсем нельзя, но зато можно уменьшить налог на прибыль в том случае, если применяется УСН с режимом «доходы минус расходы». Топливо – это необходимый для функционирования грузоперевозчика приобретаемый продукт. Без него вы не можете вести свою деятельность. Поэтому расходы на «горючку» вы можете принять к вычету при налогообложении и уменьшить размер полученного дохода, исходя из суммы затрат на топливо.

Какие документы нужны для зачета НДС?

— Счет-фактура. Главный документ для возмещения налога на добавленную стоимость.

Я небольшой, но эффективный грузоперевозчик – почему мне не дают счет-фактуру?

— К сожалению, не всем топливным сервисам или брендам интересно работать с мелкими перевозчиками из-за небольшого парка, поэтому такие грузоперевозчики вынуждены покупать топливо за наличный расчет при непосредственной заправке (т.е. оплату производит физическое лицо – водитель), а это означает, что счет-фактуру компания не получит и не сможет принять расходы к учету, зачесть НДС с приобретенного таким образом топлива.

Как сэкономить время и нервы своему бухгалтеру?

Тщательно подходить к выбору топливного сервиса.

Например, в МОНОПОЛИЯ.Топливо более 80 топливных брендов, но документ, который грузоперевозчик видит онлайн в своем личном кабинете, один. Это транзакционный отчет обо всех заправках за месяц. Даже если фура заправилась у 10 разных топливных брендов, в конце месяца вам все равно придет единый документ.

Многие бухгалтеры сталкиваются с постоянным «выпрашиванием» документов. На это тратится много сил, времени и нервов. Удобный личный кабинет и лимиты, предусмотренные в сервисе МОНОПОЛИЯ.Топливо, позволяют заранее просчитать возможную ежемесячную сумму затрат и НДС к зачету.

Ваш бухгалтер получит закрывающие документы в удобном формате в личном кабинете, не собирая кипу бумажек в поте лица. Транзакционный отчет + накладная+ счет-фактура или транзакционный отчет + УПД (универсальный передаточный документ) передаются в максимально удобные сроки. Вы без проблем можете уложиться в срок подачи заявления на зачет НДС по топливу.

В целом, хороший бухгалтер всегда настроит процесс и обеспечит результат. Вопрос в том, сколько времени и нервов это займет. Топливные сервисы должны обеспечить комфортную работу грузоперевозчика не только в момент получения топлива, но и в получении закрывающих документов. Документооборот не должен превращаться в головную боль. Сервисы типа МОНОПОЛИЯ.Топливо призваны освободить грузоперевозчика от рутинных процессов и существенно облегчить жизнь вашим сотрудникам – весь сбор «бумажек» берем на себя, а ваш бухгалтер получает уже готовый документ для налоговой!

Источник

Как устроен НДС

Кто и как платит, как посчитать, как получить вычет

Судя по форумам предпринимателей, больше всего вопросов возникает по НДС. С помощью этой статьи вы вряд ли сможете заполнить декларацию по НДС, зато узнаете все самое важное о налоге: кто платит, как рассчитать и получить налоговый вычет.

Что вы узнаете

Что такое НДС

НДС — налог на добавленную стоимость. Его платят, когда компания реализует товары, работы, услуги и имущественные права.

Продает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, компания продала помидоры или офисное помещение — она обязана уплатить НДС.

Безвозмездно передает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, одно юрлицо безвозмездно передает другому промышленный цех или дарит по акции в магазине микроволновку при покупке холодильника — со всех сделок надо уплатить НДС по рыночной стоимости.

Ввозит товары на территорию РФ из-за границы. Например, привозит шоколад из Японии или одежду из Китая, чтобы потом продать в России. С каждой поставки надо уплатить НДС.

Выполняет строительно-монтажные работы для себя. Своими силами строит здание, цех или делает ремонт в помещении.

В законе это называется реализацией, мы же для простоты будем называть продажей.

НДС — косвенный налог. Обычно бизнес не платит его из своего кармана, а выставляет счет конечному покупателю. Покупатель уплачивает сумму налога, а компания передает эти деньги налоговой. Возможно, вы замечали, что в чеке магазина отдельно указана цена товара и отдельно НДС. Но если товар не продали, а подарили по акции, предпринимателю все равно придется уплатить с него НДС — уже из своих денег.

Налог начисляется на добавленную стоимость. Например, предприниматель купил килограмм огурцов у поставщика за 100 рублей, а продал за 150 рублей. Если поставщик огурцов тоже плательщик НДС, то предприниматель уплатит налог только с 50 рублей разницы.

Кто платит НДС

НДС платят компании и ИП на общей системе налогообложения, а также все, кто ввозит товары через границу, то есть занимается импортом.

Кто такие налоговые агенты по НДС

Мы сказали, что НДС платят компании, которые работают на общей системе. Но есть одно исключение. Платить НДС обязаны все компании, если становятся налоговыми агентами. Вот несколько примеров, когда придется это сделать.

Купили товар или услугу на территории России у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете. Например, приобрели оборудование в России у иностранной компании.

Купили металлолом, макулатуру или сырые шкуры животных у продавцов — плательщиков НДС.

Продали товары, имущество или услуги иностранца по договору комиссии, поручения или агентскому договору. Например, помогли продать квартиру иностранцу и взяли за это комиссию с продажи, а расчеты проходили через ваш счет.

Арендуете государственное или муниципальное имущество. Например, сняли помещение напрямую у комитета по управлению городским имуществом.

Занимаетесь продажей конфискованного имущества. Если государство уполномочило продавать конфискованное имущество, надо будет уплатить с цены продажи НДС.

Купили или получили государственное имущество. При этом имущество не должно быть закреплено за государственными или муниципальными учреждениями.

Льготы по НДС

По НДС существуют льготы. Некоторые компании могут вообще не платить налог, другие — только по отдельным операциям.

Не обязаны платить НДС некоторые компании и ИП:

Компании на ЕСХН работают с особыми условиями. С 2019 года они платят НДС, если заработали за год больше определенной суммы:

Чтобы получить льготу для ЕСХН, нужно подать документы на освобождение. Если этого не сделать, компания должна будет платить НДС при любых доходах.

Отдельные операции. Не нужно платить НДС по таким операциям, как:

Когда льготы не действуют

Бывает, что формально компания подходит под льготы, но получить их не может.

При импорте. Если ИП на УСН или другом спецрежиме захочет ввезти товар через границу, ему придется уплатить НДС.

Если выставлен счет с НДС. Предприниматель на упрощенке или другом спецрежиме при желании клиента может выставить ему счет с НДС. Но тогда предпринимателю надо будет в конце квартала подать декларацию и уплатить этот НДС в бюджет.

Как рассчитывается НДС

В статье мы рассмотрим базовый вариант расчета НДС. На деле есть много тонкостей, с которыми сможет разобраться только профессиональный бухгалтер.

НДС, который нужно уплатить налоговой, считают по такой формуле:

НДС к уплате = Исходящий НДС − Входящий НДС + Восстановленный НДС

Исходящий НДС — сумма налоговой базы, умноженная на ставку НДС.

Налоговая база — сумма реализованного товара, то есть все, что компания продала или подарила. Товары, которые участвуют в акциях, тоже принимаются к учету. Если вы дарите покупателям фен за покупку дрели, со стоимости фена тоже придется уплатить НДС.

Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции.

Входящий НДС — НДС, на который вам выставили счета-фактуры поставщики. Это сумма НДС, которую вы должны уплатить поставщикам вместе с платой за сырье, материалы или оборудование. Ее можно вычесть из налога. Для налоговой не имеет значения, оплатили вы счета от поставщиков или нет, поэтому формально к вычету по НДС можно предъявить всю сумму по выставленным счетам.

Восстановленный НДС — часть входящего НДС, которую в определенных ситуациях компании должны вернуть в бюджет. Например, если они перешли с общего режима налогообложения на УСН и у них остались товары на складе, с которых они до этого делали вычет. Подробнее — в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Например, ООО покупает одежду у поставщика, а потом продает ее в розницу. Ставка НДС для них — 20%.

ООО закупило партию за 300 тыс. + 60 тыс. рублей НДС, а продало за 500 тыс. рублей + 100 тыс. рублей НДС.

Исходящий НДС в этом случае — 100 тыс. рублей. ООО покупало товар у поставщика с НДС, поэтому входящий НДС — 60 тыс. рублей.

ООО могут вычесть входящий НДС из суммы налога: 100 тыс. − 60 тыс. = 40 тыс. рублей. В этом примере нет восстановленного НДС. В итоге в налоговую надо уплатить 40 тыс. рублей.

Ставки НДС. Размер ставки зависит от вида операции:

Если нет входящего НДС. Расчет НДС выглядит как цепочка. Грубо говоря, каждый следующий поставщик вычитает из своего налога деньги, которые он заплатил предыдущему.

Проблема возникает тогда, когда в этой цепочке появляется компания, которая НДС не платит, например ИП на упрощенке. Тогда компания, которая купила у такого ИП, не может принять НДС к вычету.

Рассмотрим тот же пример, что и выше, но теперь счет для ООО выставляет ИП на упрощенке, который не платит НДС. ООО оплачивает счет, а потом перепродает товар дороже кому-то еще.

Со своих продаж ООО обязано уплатить НДС. Они продают товар за 500 тыс. + 100 тыс. рублей НДС. Исходящий НДС — 100 тыс. рублей.

ООО могло бы от исходящего НДС отнять входящий, но отнимать нечего: поставщик не предъявлял им НДС. Поэтому в налоговую придется уплатить все 100 тыс. рублей.

Обычно компаниям на общей системе налогообложения такой расклад не нравится, поэтому они стараются не работать с предпринимателями без НДС.

Чем отличается ставка 0% от отсутствия НДС и что такое возмещение НДС

Ставка 0% применяется при экспорте. Например, если компания что-то произвела в России и продала за рубеж. Но между ставкой 0% и просто освобождением от уплаты НДС есть большая разница.

Разберем на примере, но для начала вспомним упрощенную формулу расчета НДС:

НДС к уплате = Исходящий НДС − Входящий НДС

Компания производит оборудование для добычи полезных ископаемых и продает его за границу. Чтобы произвести партию оборудования, они закупают материалы на 120 млн рублей, из них 20 млн — НДС. Входящий НДС — 20 млн рублей.

Когда они продают оборудование в Канаду, они платят НДС по ставке 0%. Исходящий НДС — 0 рублей.

В конце квартала они заполняют налоговую декларацию и рассчитывают НДС по стандартной формуле: 0 − 20 млн = −20 млн рублей. Сумма налога к уплате отрицательная, значит, налоговая должна вернуть компании 20 млн рублей. Это называется возмещением.

Чтобы получить возмещение, надо представить пакет документов, который подтвердит, что сырье и материалы были задействованы в производстве именно того оборудования, которое продали за границу, и что эта продажа на самом деле состоялась.

Еще компания может отказаться от возмещения — перенести вычет на следующий период или вообще отказаться от ставки 0% при экспорте. В некоторых случаях это выгоднее, чем сбор документов и прохождение проверок ради небольшой суммы возмещения.

Когда можно получить возмещение, а когда нет

Налоговый вычетДокументы
Ставка 0%Можно получить возмещениеНадо подать декларацию и подтвердить ее документами
Отсутствие НДСНет возмещенияНе надо сдавать отчетность

Сроки уплаты НДС

Чтобы заплатить НДС, надо заполнить и сдать декларацию в налоговую. Сроки сдачи декларации — до 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Например, за 1 квартал 2020 года надо сдать декларацию до 25 апреля.

Всю сумму налога одновременно со сдачей декларации платить не надо. По закону НДС делят на 3 равные части и платят до 25 числа каждого месяца следующего квартала. Когда предприниматель 25 апреля подает декларацию за первый квартал, он платит только ⅓ от суммы налога. Остаток выплачивает равными частями до 25 числа следующих двух месяцев.

Отчетный период (квартал), за который платимКогда надо сделать платеж
4 квартал 2019 года27 января 2020 (25 января — суббота)
25 февраля 2020
25 марта 2020
1 квартал 2020 года27 апреля 2020 (25 апреля — суббота)
25 мая 2020
25 июня 2020
2 квартал 2020 года27 июля 2020 (25 июля — суббота)
25 августа 2020
25 сентября 2020
3 квартал 2020 года26 октября 2020 (25 октября — воскресенье)
25 ноября 2020
25 декабря 2020

Сумма выплат округляется до рублей. Первые два транша — в меньшую сторону, последний — в большую. По желанию можно заплатить НДС досрочно — сразу всю сумму или ⅓ часть в первом месяце, а весь остаток во втором.

Налоговый вычет по НДС

Налоговый вычет — это право компании уменьшать сумму налога на НДС, который ей предъявили поставщики.

Проблема в том, что некоторые компании заключают сделки только на бумаге, чтобы заплатить меньше, и обманывают налоговую. Это незаконно. Чтобы выявлять таких предпринимателей, налоговая следит за сделками, по которым оформляют вычет.

Как именно налоговая следит за сделками — тема для отдельной статьи. Здесь мы не будем рассказывать об этом, но дадим рекомендации, как оформить вычет так, чтобы налоговая была довольна.

Условия получения вычета по НДС. Вы можете включить в декларацию на вычет НДС, который уплатили, в следующих случаях:

Чтобы получить вычет, надо подтвердить документами следующие условия:

Не надо отправлять документы сразу — только по требованию налоговой.

НДС можно вернуть только с расходов бизнеса

Компания может рассчитывать на вычет, только если совершала покупки для бизнеса.

Например, если владелец купил новое оборудование для бизнеса и поставил его на учет, может смело включать в декларацию вычет НДС.

А если предприниматель купил жене новую машину, чтобы она возила детей в детский сад, эта покупка бизнеса не касается. Предприниматель — конечный потребитель этого товара и уплачивает НДС из своего кармана. Его в декларацию включать нельзя.

Документы для вычета НДС. Чтобы подтвердить вычет, нужны такие документы:

Для вычета за импорт и экспорт предусмотрен особый порядок оформления документов. Лучше обратиться к профессионалу, например таможенному брокеру.

Как получить вычет по НДС. Чтобы получить вычет, нужно заполнить налоговую декларацию в электронном виде. В ней указывают входящий и исходящий НДС, сумму налога к уплате.

Налоговая проверяет декларации в рамках камеральной проверки. Она проходит без участия компании.

Проверяют в специальной программе «АСК НДС 3». Она выявляет разрывы в цепочке поставщиков, когда информация о сделке в декларациях поставщика и покупателя расходится. Разрывы — это не единственный признак, по которому налоговая может счесть сделку подозрительной. Инспекторы говорят, что таких признаков около двухсот.

Во время проверки возможны несколько ситуаций.

Если по сделкам все чисто, налоговая просто принимает декларацию и уплаченный НДС. Компании ничего дополнительно делать не нужно.

Если компания или контрагент вызвали у налоговой подозрение, налоговая проверяет всю цепочку партнеров. Просит прислать подтверждающие документы, пояснения или прийти в налоговую лично, чтобы доказать чистоту сделок.

Если компания не смогла объяснить и подтвердить сделку, налоговая приходит с выездной проверкой. Если в процессе проверки инспектор выявит нарушения, то налоговая обратится в суд с иском об уплате скрытой части налогов, штрафов и пеней.

Чем больше вычет, тем большие подозрения он вызывает у налоговой. Но это не значит, что инспекторы сразу придут с проверкой. Проверка грозит, только если налоговая заподозрит сомнительную сделку.

Как не попасть под подозрения налоговой

Налоговая не объявляет точных критериев, когда считает сделку подозрительной. Но вот несколько правил, которые помогут себя обезопасить.

Не пользоваться услугами компаний, которые предлагают заключить фиктивные сделки. Некоторые компании предлагают заключить сделку на бумаге, как будто поставляли товар или оказывали услугу. По ней можно принять НДС к вычету. Но это незаконно. И если налоговая обнаружит такую сделку, будут проблемы.

Проверить контрагента перед сделкой. Соберите информацию о партнере перед началом работы: как давно работает компания, настоящий ли директор, совпадает ли юридический адрес с реальным. Если нет, то не находится ли по этому адресу много других юрлиц. На юридическом языке это называется «проявить должную осмотрительность».

Сохраните все документы, которые могут подтвердить факт проверки контрагента. Сделайте скрины с сайтов, на которых видно дату и время. Если придется доказывать свою правоту через суд, вам надо будет показать, что вы проверяли контрагента перед сделкой и не нашли ничего подозрительного.

Бывают случаи, когда компании выигрывают суд, доказав, что проявили должную осмотрительность.

Что будет, если не уплатить НДС

Если компания не уплатила НДС вовремя, то по закону ей начислят пени. А если она неправильно рассчитала налог в меньшую сторону, то будут пени и штраф. Если затянуть с оплатой или вовсе отказаться платить, налоговая снимет деньги с расчетного счета в принудительном порядке.

Пени и штраф начисляются на сумму недоимки. Если компания уплатила часть налога, процент рассчитают только на остаток.

Пени начисляются за каждый день просрочки. Размер ставки — 1/300 от ключевой ставки. Сейчас ставка — 7%, а значит, пени — 0,023% от суммы неуплаты в день. Для ИП эта ставка действует всегда, для ООО — до 30 дней. После 30 дней процент становится в 2 раза больше — 1/150 от ключевой ставки в день.

Штраф грозит, если компания неправильно посчитала НДС и этот факт обнаружил инспектор во время проверки. Если предприниматель посчитал в декларации правильно, но не уплатил вовремя, штрафа не будет, только пени.

Размер штрафа зависит от того, специально предприниматель скрыл налоги или ошибся в расчетах. Если это случайная ошибка, то штраф — 20% от суммы недоимки. Если налоговая докажет, что предприниматель скрыл налоги умышленно, штраф увеличится до 40%.

Блокировка счета. Если компания не платит вовремя, налоговая выставляет требование, в котором указан точный срок, до которого надо успеть погасить долг.

Если не исполнить требование, налоговая выставляет инкассовое поручение — присылает в банк требование списать сумму долга и блокирует расчетный счет, пока на нем не будет достаточно денег.

Если не погасить инкассовое, налоговая передает долг судебным приставам. Они найдут способ забрать деньги: продадут недвижимость, оборудование, машины и другое ценное имущество.

Если забирать нечего, компанию или предпринимателя признают банкротом. До таких крайностей лучше никогда не доводить.

Источник

«Если рынок и дальше будет позволять диспетчерам оставлять себе большую маржу, они будут это делать» 08:55, 20 октября 2020 Версия для печати

Что такое оплата без ндс в ати. Смотреть фото Что такое оплата без ндс в ати. Смотреть картинку Что такое оплата без ндс в ати. Картинка про Что такое оплата без ндс в ати. Фото Что такое оплата без ндс в ати

Святослав Вильде – о недобросовестных контрагентах, заниженных ставках, стоимости лицензий и будущем ATI.SU и всего рынка автомобильных грузоперевозок.

6 октября основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде принял участие в прямой линии. В ходе трансляции он ответил на вопросы участников Биржи грузоперевозок: рассказал о грузах и машинах, недобросовестных партнёрах и претензиях, ОДКС и безопасности участников Биржи, а также поделился своими мыслями и прогнозами на будущее.

Грузы и машины

Как происходит модерация грузов?

— Никакой модерации у нас нет. Когда грузоотправитель размещает груз, тот сразу же попадает в открытый доступ и все его видят. Есть постмодерация, в ходе которой мы отлавливаем нарушения – когда в примечании пишут номера телефонов, города. Такие грузы мы удаляем и выносим предупреждения пользователям, чтобы они так не делали.

Будет ли АТИ бороться с заявками, которые не отвечают требованиям по безопасности и срокам доставки?

— Мы информационная система, а не госорганы или инспекция, следящая за режимом труда и отдыха или перевозкой опасных грузов. У нас другая функция, и я не думаю, что мы должны этим заниматься. Любые технические ограничения легко обходятся, и если мы запретим указывать примечание или какой-то параметр, его могут просто не указать, система это пропустит – но эту информацию будут доносить по телефону. А сейчас сразу видно, что с грузом есть какие-то проблемы.

Как поступать перевозчикам, которые звонят и узнают, что грузов нет или информация о них уточняется?

— Очень просто. У нас в каждом грузе есть ссылочка, жалоба «груза нет», «озвученная ставка» и так далее. Если два пользователя нажимают на ссылку «груза нет», этот груз удаляется, и если все будут этой кнопкой пользоваться, система будет становиться чище и качественнее.

Как поступать с недобросовестными участниками, которые работая на нескольких аккаунтах специально занижают ставки?

— Когда перевозчик озвучивает свою ставку, он должен отталкиваться в первую очередь от своих расходов, своей ситуации. Если кто-то ставит ставку ниже той, по которой ты готов ехать, то какая тебе разница? Ищи другой груз! Надо отталкиваться не от того, какие предложения размещают другие, а от своих возможностей, своей ситуации, себестоимости расходов.

Почему АТИ не регулирует ставки на перевозки?

— Этот вопрос встречается очень часто. Отвечу еще раз: рынок грузоперевозок – это рынок, причем рынок классический. На нём очень много участников – и заказчиков, и исполнителей. Это не рынок железнодорожных перевозок, где один перевозчик, десяток экспедиторов и совсем другие правила работы. На рынке автоперевозок работают рыночные законы и правила – спрос и предложение.

Когда спрос превышает предложение, ставки растут. Когда предложение превышает спрос, ставки падают. В последнее время предложение превышает спрос, и цены не растут.

Регулировать рынок какими-то мерами кроме законов и нормативных актов невозможно. Любые запреты и технические ограничения с нашей стороны (например, при добавлении грузов) будут элементарно обходиться, и люди вместо того, чтобы указывать низкую ставку просто не будут её указывать. Перевозчики будут тратить время, звонить и узнавать какая же там ставка. С нашей стороны делать ограничения и пытаться регулировать рынок абсолютно бесполезно. Если людям невыгодно играть по нашим правилам, они либо уйдут в другое место, либо будут обманывать систему.

Почему АТИ не уберёт запрос ставки?

— Часто заказчики действительно не знают цены. Если у них есть какое-то новое направление, на котором они ни разу ничего не возили, если оптовик впервые пришел на АТИ – в таком случае логично спросить цену у исполнителей.

Но рынок грузоперевозок в этом плане странный. Если во всех других областях заказчик спрашивает цену и ему отвечают, то почему-то на рынке грузоперевозок перевозчики ожидают, что заказчик знает и назовёт её. Это странно: перевозчик должен называть цену! А запрос со стороны заказчика абсолютно естественен.

Зачем нужны диспетчеры? Можно ли как-то угомонить их аппетиты?

— На уровне АТИ аппетиты диспетчеров точно регулироваться не будут, потому что мы не знаем, кто и сколько берёт. Груз забирают с сайта, и после этого его судьба нам неизвестна. Если рынок и дальше будет позволять диспетчерам оставлять себе большую маржу, они будут это делать. Почему нет, если это возможно?

От перевозчиков зависит, насколько дешево они готовы ездить. Если они скажут, что не готовы, то диспетчеру придётся «откусывать» от заказчика, уламывать его на повышение цены, чтобы остаться при той же марже.

Где найти прямого грузовладельца?

Есть справочники, есть журналы, есть интернет, в котором можно искать заводы, дилеров. В АТИ тоже есть прямые грузоотправители, в основном мелкие и средние. И через АТИ их также можно найти, хотя люди чаще находят их другими путями.

НП и претензии

Почему АТИ не убирает звезды за НП?

— К информации в НП меньше доверия с нашей стороны, потому что для НП требуется лишь договор-заявка, а для претензии гораздо больший комплект документов. Вероятность, что в претензии изложена правда гораздо выше, чем в случае с НП. Мы не считаем оправданным на основании не 100%-й информации лишать участников звезд, хотя есть у нас задумка: понижать рейтинг после какого-то определенного количества НП, потому что если много жалоб, то, скорее всего, с компанией что-то не в порядке. Наверное, когда-нибудь мы к этому придём.

Часто у компании баллы зеленые, а она не платит. Как АТИ это допускает?

— А как мы можем этого не допустить? Платежи и заключение договоров проходит мимо нас, мы об этом ничего не знаем. Для того мы и сделали систему претензий и НП, чтобы такого не допускать, чтобы, как только у зелёной фирмы наметились проблемы, она сразу же краснела. Но понятно, что в течение какого-то времени она будет оставаться зелёной.

А почему нашим юристам нельзя позвонить?

— Потому что, как правило, когда кто-то звонит (я и по себе это замечаю), разговоры длятся минут 30. Особенно когда юристу звонит юрист: тогда вместо того, чтобы за день проверить сотню претензий, он поговорит по телефону c десятью людьми. Во-вторых, то, что написано в тикете, можно просмотреть и проанализировать – насколько юрист был адекватен, насколько он правильно ответил. Для того, чтобы наши юристы справлялись с огромным потоком претензий и НП мы заблокировали доступ по телефону.

В разбирательства по претензиям я не вмешиваюсь. Если ответ юриста вас не устраивает, вы можете переспрашивать его, приводить дополнительные аргументы. Если в какой-то момент вы понимаете, что вам не переубедить юриста, то так оно и будет – слово юриста остаётся последним.

Почему пострадавшая сторона платит за выставление НП или претензии?

— Когда нам удаётся урегулировать конфликт, мы эти деньги взимаем и возвращаем. А почему изначально берём – потому что, к сожалению, не все претензии удаётся урегулировать и получить деньги от виновной стороны. Но когда претензия размещается, юристы работают, проверяют документы, общаются с представителями сторон. Их труд должен быть кем-то оплачен, и нам приходится брать деньги с инициатора разбирательства.

Почему АТИ не возьмёт на себя роль гаранта совершения сделки?

— Мы к этому вопросы несколько раз подходили, такие предложения поступают давно. Главное препятствие – то, что рынок по факту постоплатный. Заказчики не привыкли платить вперёд. Форма с гарантией предполагает, что заказчик закидывает деньги за перевозку вперёд на счёт АТИ, а АТИ по завершению перевозки перекидывает их перевозчику. Получается, что заказчик замораживает свои оборотные средства, которые он в устоявшейся на рынке ситуации заплатил бы перевозчику через две недели (а в некоторых случаях через два-три месяца).

Для заказчиков использование такого сервиса потребовало бы заменить схему, заморозить оборотные средства. Естественно, что у них встанет вопрос: либо пользоваться системой и замораживать средства, либо не пользоваться и не замораживать. Как бы они поступили? Я думаю, что ответ очевиден, поскольку предложение превышает спрос и у них есть очередь из перевозчиков, готовых ждать постоплату.

ОДКС и безопасность

— Это Общественное движение «Круглый стол». Оно было создано стихийно лет десять назад. Инициативная группа пользователей решила как-то обозначать мошенников на АТИ: её участники пользовались отрицательными рекомендациями, закидывали ими мошенников. Они выводили из игры реальных мошенников, не давали им «кидать» перевозчиков, и мы решили им помочь, создать для них отдельный раздел на форуме, где можно координировать действия.

На сегодняшний день в составе ОДКС нет никого из людей, его создававших. Но суть осталась той же: это инициативная группа, которая занимается разбирательствами и выносит своё субъективное мнение об участниках АТИ. Мы им доверяем, и их решения отображаются в паспорте участников.

Мы не хотим вмешиваться в разборки наших клиентов. При любом нашем решении одна сторона окажется недовольной. Мы принципиально не занимаемся разборками: система претензий очень формализована и отстранена, мы не выполняем роль судьи. Не говорим, что «по нашему мнению, эти виноваты, а эти нет». А вот «Круглый стол» может себе такое позволить, потому что это не их клиенты.

Не планирует ли АТИ ввести штрафные санкции для фирм, нарушающих сроки оплаты?

— Они и так достаточно сильно мотивированы платить вовремя за счёт красных звёзд. Они не хотят получать претензии. Компании, которые не собираются сливаться и потерять рынок, которые хотят дальше работать стараются закрывать претензии в первую очередь – потому что покраснение звезд они сразу же ощущают на себе, им сразу же становится сложнее искать перевозчика.

Хочу еще раз обратить внимание перевозчиков: лучше размещать претензии, а не НП! Да, это чуть сложнее, но эффект от претензий гораздо больше.

Насколько аккаунты АТИ защищены от взлома?

— Ряд механизмов у нас реализован. Во-первых, пароли в базе хранятся в зашифрованном виде, и даже мы сами не можем их расшифровать. Поэтому утечка логинов и паролей в принципе невозможна. Во-вторых, у нас есть двухфакторная авторизация. Когда мы видим, что человек заходит с нового устройства или нового IP, мы просим подтвердить, что это он через SMS, телефонный звонок или push-уведомление.

Не так давно мы перевели все контакты на уникальные логины и пароли. Если раньше у аккаунтов мог быть общий логин и пароль и кто-то мог ими с кем-то поделиться, то сейчас можно отследить, кто и откуда заходит. А уволившегося сотрудника можно просто удалить, и под его логином и паролем никто больше не сможет зайти.

Вопросы из чата

Если физические лица не имеют права вести коммерческую деятельность по перевозке грузов, почему они есть на АТИ?

— Действительно, по закону физические лица не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. Но мы не можем не пускать их на сайт, потому что они могут выступать в роли заказчика – может, ему диван перевести надо? Почему мы должны запрещать? Так как мы не можем понимать, в качестве кого новый пользователь будет регистрироваться на сайте, мы не видим причины запрещать ему это делать.

В конце концов, если вы не работаете с физлицами, так и не работайте: вы же видите, что участник – физлицо.

Есть ли система скидок на АТИ? Получу ли я скидку, если куплю лицензию на полгода?

— Система скидок существовала чуть ли не с самого появления лицензий: при оплате лицензии на большой срок предоставлялась скидка. Затем мы эту скидку преобразовали в бонусы, которые начисляем атисами, а на атисы вы можете покупать те же лицензии.

Намерены ли вы уменьшать или увеличивать стоимость лицензий?

— Уменьшать вряд ли. Есть инфляция, растут курсы валют, вместе с ними растёт в цене оборудование, сервера. Плюс к тому, мы постоянно работаем над сервисом, улучшаем его. Почему то, что стало лучше, должно стать дешевле – не совсем понятно.

В этом году мы не повышали цены, потому что была сложная обстановка, пандемия и так далее. В следующем году этот вопрос решило за нас государство – с 1 января наши услуги становятся облагаемыми НДС, и к нашим ценам добавится НДС. Подорожание лицензии произойдёт 1 января 2021 года. Поэтому те, кто собирается с нами сотрудничать, могут оплачивать на год в декабре текущего года; это будет выгодно.

Планирует ли АТИ становиться оператором ЭДО?

Яндекс в последнее время очень активен. Не поглотит ли он АТИ?

— У нас было общение с Яндексом. Наши основные перевозки – это FTL, а Яндекс работает внутри города и вряд ли выйдет на междугородний уровень, потому что там слишком много нюансов. Это не та область, которую легко уберизировать.

Какие у вас прогнозы на будущее отрасли грузоперевозок и в частности малого бизнеса, ИП?

— Я считаю, что судьба достаточно радужная – никуда они с рынка не денутся. На зарубежных рынках очень много частников, мы знаем про банкротство крупных автопарков. Такая модель (с большим количеством частных перевозчиков) жизнеспособна. Не вижу причины, почему ситуация должна измениться.

Не съедят ли малый бизнес крупные компании?

— Я думаю, что не съедят. История говорит о том, что не съедают. А если съедают, то иногда давятся.

Как бы сложился рынок, если б не было АТИ? Что делать, когда АТИ не работает?

— Если бы не было АТИ, был бы другой сервис – этот рынок не оставили бы без внимания. Появилось бы что-то другое, и была бы точно такая же ситуация.

А когда АТИ не работает, надо чуть-чуть подождать. У нас уже несколько лет нет периодов, чтобы мы не работали долго, а если вдруг случается какой-то затык, он обычно достаточно быстро решается. Подождите чуть-чуть и работайте дальше.

Полную версию прямой линии с таймкодами смотрите на YouTube.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *