Что такое опознавательные признаки орфограммы

Что такое орфограмма

Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.

Что такое опознавательные признаки орфограммы. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограммы. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограммы. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограммы. Фото Что такое опознавательные признаки орфограммы

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gram­ma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».

Разновидности орфограмм русского языка

Типы орфограмм

Орфограмма-буква Орфограмма-пробелОрфограмма-дефис
(речь, стена, Оля)(в_тайне, не_знаю)(что—либо, ярко—синий)

Что такое опознавательные признаки орфограммы. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограммы. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограммы. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограммы. Фото Что такое опознавательные признаки орфограммы

Виды орфограмм

Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

Правописание приставокПравописание корнейПравописание суффиксовПравописание окончаний
Неизменяемые приставки.Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок).Суффиксы разных частей речи.Е и И в окончаниях.
Приставки на З‑С.Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные).О и Е после шипящих и Ц.О и Е после шипящих и Ц.
Приставки ПРЕ‑, ПРИ-.Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.Гласные в окончаниях прилагательных и причастий.

Опознавательные признаки орфограмм

Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.

Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.

ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.

ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.

Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.

Дефис: сложные слова, приставки кое‑, в‑, по-, суффиксы -нибудъ, ‑либо, ‑то, частицы ‑то, ‑ка.

Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.

Чёрточка (при переносе): конец строки.

Таким образом, орфоргамма — это правила русского языка, которые объясняют, где и какую букву поставить, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.

Источник

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Что такое опознавательные признаки орфограммы. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограммы. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограммы. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограммы. Фото Что такое опознавательные признаки орфограммы

, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Понятие «опознавательные признаки орфограмм»

Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.

В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

— пары звонких и глухих согласных;

— сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

— сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

— согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

— окончание, стык приставки и корня и многое другое.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.

Классификации опознавательных признаков орфограмм.

Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.

— Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;

— Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;

— Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);

1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.

Источник

И их опознавательные признаки

Орфограмма и принцип орфографииОбщие и частные опознавательные признаки орфограмм (то, что распознают дети)
1. Безударные гласные (проверяемые) в корне слова – морфологический принцип письма.А. безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке). Б. гласные [а],[о],[е],[и] как наиболее «опасные». В. безударный гласный находится в корне.
2. Звонкие и глухие проверяемые согласные в корне слова – морфологический принцип письма.А. парные согласные по признаку «звонкости – глухости»: б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш. Б. уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове. В. место в корне (на конце корня или всего слова). Г. стыки морфем: приставки с корнем, корня с суффиксом.
3. Непроизносимые согласные в корне слова – морфологический принцип.А. «ошибкоопасные» звукосочетания буквосочетания – стн, сн, здн,зн, вст, лн.
Орфограмма и принцип орфографииОбщие и частные опознавательные признаки орфограмм (то, что распознают дети)
Б. непрозносимый согласный находится в корне.
4. Разделительный ь Правило графики – обозначение звука (j) и мягкости согласного перед ним.А. Наличие звука (j) после мягкого согласного. Б. наличие гласных букв е, я, ё, ю или звуков [э], [а], [о], [у].
5. Разделительный ъ. Правило графики и морфологический принцип.А. наличие звука «j» после согласного. Б. наличие гласных букв я, е, ё, ю или звуков [а], [э], [о], [у]. В. место орфограммы: после приставки, оканчивающейся на согласный, на стыке приставки и корня.
6. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих – принцип дифференцирующих написаний.А. наличие на конце слова шипящих согласных ж, ч, ш, щ. Б. часть речи – имя существительное. В. мужской род – женский род. Г. место орфограммы – корень.
7. Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен существитель- ных – морфологический принцип.А. наличие безударной гласной е/и в окончании. Б. часть речи – имя существительное. В. место орфограммы – окончание.
8. Правописание окончаний имен прилагательных -ого-, -его- (Р.п.) – морфологический принцип.А. отсутствие ударения на окончании; Б. наличие звукосочетания в ударном или безударном варианте. В. место орфограммы – в окончании. Г. часть речи – имя прилагательное.

СОДЕРЖАНИЕ КВАНТОВ

В соответствии с принципом квантования на основе анализа орфограмм, относящихся к морфологическому принципу, была определена последовательность усвоения квантов:

Безударные гласные в корне слова

1. Уметь дифференцировать гласные и согласные звуки.

2. Уметь быстро и безошибочно определить место ударения в слове, различать ударные и безударные гласные.

3. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове.

4. Уметь быстро подбирать как можно больше (но не меньше четырёх) однокоренных родственных слов или образовывать формы проверяемого слова.

5. Уметь объяснить лексическое значение слов.

6. Уметь различать однокоренные родственные от однокоренных слов (гора, горняк, гореть) и от слов похожих по звукобуквенному составу (лепить – липкий, клиенты – клей).

Звонкие и глухие согласные в корне слова

1. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове.

2. Уметь быстро подбирать как можно больше (но не меньше четырёх) однокоренных родственных слов или образовывать формы проверяемого слова.

3. Уметь объяснить лексическое значение слов (сток – стог).

4. Уметь отличать однокоренные родственные от однокоренных слов и от слов похожих по звукобуквенному составу (пруд – прут, плод – плот).

5. Уметь быстро разбирать слова по составу (видеть стыки морфем: приставка с корнем, корня с суффиксом).

6. Обладать способностью к дифференциации речевых звуков (глухих и звонких, аффрикат и их компонентов, твердых и мягких).

Источник

18. Орфограммы и их признаки

Орфография — это исторически сложившая­ся система единообразных написаний, кото­рую принимает и которой пользуется общество.

1. Это система или совокупность правил, обеспечивающих единообразие в тех случаях, где возможны варианты.

2. Раздел науки о языке, определяющий еди­нообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных (де­фисов, пробелов, запятых) графических средств.

Офография опирается на те или иные прин­ципы, среди которых выделяется основной принцип, определяющий характер данной ор­фографии.

Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип напи­сания. Это значит, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флек­сии), повторяющиеся в разных словах и фор­мах, пишутся всегда одинаково независимо от того, как они произносятся. Тот или иной ко­рень, повторяясь в родственных словах в разной фонетической огласовке, те или иные приставки, суффиксы и флексии, полу­чая в разных словах разное звучание, на пись­ме всегда имеют одно и то же обозначение. Например, воды, вода, водяной (корень «вод» пишется одинаково во всех словах, но произ­носятся по-разному).

В русском языке есть случаи отступления от единообразия в написании значимых частей слова, в данном случае действует фонетиче­ский принцип.

Более мелкими единицами, чем орфограм­мы, считаются опознавательные признаки ор­фограмм. А крупные орфографические едини­цы — орфографические правила.

Орфограмма — это такое написание в сло­ве и между словами, которое может быть изо­бражено разными графическими знаками, но из них лишь один принят за правильный, т. е. это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Для того чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки.

Гласные буквы: — безударность, после ши­пящих и Ц перед гласными.

Согласные буквы: — на конце слова, группы согласных, Н перед гласными в конце слова.

Не обозначающие звуков (Ь)— мягкие со­гласные.

Неразделительный ь— шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов.

ъ и ь разделительные — звук [й] после со­гласных и перед гласными [е], [ю], [я], [э],[у],[а]

Заглавные буквы — начало предложения, текста, наличие собственных имен и соб­ственных наименований.

Черточка (при переносе) — конец строки.

После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограм­му, следует определить, что необходимо на­писать в том или ином случае.

Источник

Статья на тему: «Опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии»

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.

— произношу, определяю ударный слог;

— записываю слово с пропуском;

— делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.

Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].

Каждая орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется [6].

При чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для записи.

Ключевые опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.

Опознавательные признаки орфограмм

1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые)

«Слышу безударный гласный в корне».

2. Безударный гласный (непроверяемый) в корне

«Слышу безударный гласный в корне»

3. Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова

«Слышу стечение парных согласных в корне»

4. Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова

5. Непроизносимые согласные в корне слова

«Слышу опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн]

6. Разделительный Ь

«Слышу [й] после мягкого согласного»

7. Разделительный Ъ

правило графики и морфологический

«Слышу [й] после твердого согласного»

8. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

дифференцирующий и морфологический

«Слышу «маленькие слова» в предложении»

9. Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных

«Слышу имя собственное»

10. Заглавная буква в начале предложения

«Слышу первый звук в первом слове предложения»

11. Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)

«Слышу шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными

12. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

«Слышу шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова

13.Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных

«Слышу безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного»

14. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)

«Слышу звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.»

15. Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах

«Слышу безударные окончания глаголов»

Кроме описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.

Что дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак? Во-первых, помогает ученику определить, почему можно ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых, опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].

Таким образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо хорошо знать:

а) природу любого орфографического явления, то есть его принцип;

б) опознавательные признаки всех орфограмм;

в) методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы).

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.

Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].

Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – М., 2007. – 232 с.

Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 2004. – 277 с.

Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 306 с.

Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.

Соловейчик, М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. 383 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *