Что такое опознавательный признак орфограмм согласных букв
Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости
, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»
Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости
Понятие «опознавательные признаки орфограмм»
Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.
В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
— пары звонких и глухих согласных;
— сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
— сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
— согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
— окончание, стык приставки и корня и многое другое.
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.
Классификации опознавательных признаков орфограмм.
Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.
— Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;
— Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;
— Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);
1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.
ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ.
Написания не по произношению называются орфограммами, т.е. правильными написаниями (в словах трава́, нож выделенные буквы являются орфограммами). Вместо орфограммы в слове может быть написана другая буква — неправильное написание, т. е. ошибка: ложка — выделенная буква — орфограмма (правильное написание); «лошка» — выделенная буква — орфографическая ошибка (т. е. неправильное написание). У пишущего ученика в уме постоянно происходит конкуренция, выбор между орфограммой и ошибкой. Причин для появления ошибок (вместо орфограмм) много (см. о них ниже).
У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:
— у небуквенных орфограмм: наличие неи ни, предлогов и союзов, приставок в-, кое-, по-, суффиксов -либо, -нибудь, -таки, -ых (-их), -ому, -ему, сложных слов, конец строки.
Опознавательные признаки усваиваются постепенно, по мере ознакомления с новыми видами орфограмм. Они выполняют огромную обучающую роль, если учитель проводит соответствующую работу.
45. Методика работы над орфографическим правилом.
Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.
С этой целью при изучении каждого орфографического правила учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцом, а также использует объяснительное письмо.
Содержание и последовательность орфографического разбора.
Схема орфографического разбора определяется:
— его содержание (какие существенные признаки нужно отметить пишущему, чтобы применить соответствующее орфографическое правило);
Важно отметить, что иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг. Эта операция сама может состоять из ряда шагов.
Скажем, в схеме разбора говорится: «Определить склонение имени существительного». Можно ли считать эту операцию элементарной? Очевидно, нет.
— поставить интересующее его имя существительное в именительный падеж единственного числа;
— обратить внимание на окончание;
— определить род имени существительного.
Сложная операция определения склонения имени существительного отрабатывается до того, как она будет включена в схему орфографического разбора (при изучезбора (при изучещего грамматического материала).
Прежде всего остановимся на содержании разбора, т.е. на том, какие существенные признаки должен установить учащийся, чтобы верно применить правила. Эти существенные признаки указываются в формулировках орфографических правил. Например:
Согласно формулировке данного правила, ученик должен определить:
а) в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим;
Что касается последовательности разбора, то целесообразно учитывать следующее: во-первых, называется опознавательный признак; во-вторых, такой существенный признак или такие существенные признаки, при помощи которых ученик должен подвести орфограмму под правило; в-третьих, такой существенный признак или такие существенные признаки, определение которых позволить решить вопрос о написании данной орфограммы.
Возникает вопрос, в какой последовательности эти существенные признаки надо рассматривать. При его решении необходимо руководствоваться следующим: вначале рассматриваются те существенные признаки орфограммы, выяснение которых при известных обстоятельствах может исключить необходимость определения других существенных признаков.
Опознавательный признак орфограммы может быть только один, например безударный гласный, звук [ н ] в суффиксе. Поэтому на опознавательном этапе последовательность анализа орфограммы устанавливать не надо. Что касается «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы, то их может быть два и более. В таком случае на «выборочном» и «заключительном» этапах необходимо выяснить последовательность анализа орфограммы. При этом надо руководствоваться следующим: вначале определяется такой признак, установление которого может исключить необходимость выяснения другого признака или других признаков.
Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо.
Под объяснительным письмом понимается письмо учащихся с устным или письменным объяснением орфограмм (В.А. Добромыслов). Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей название комментированного письма. Более приемлимым, с нашей точки зрения, является термин «объяснительное письмо».
При выполнении упражнений типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определенной последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).
При письменном объяснении используются условные сокращения и подчеркивания, о чем сообщается учащимся тогда, когда дается образец письменного разбора.
Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснять все рассматриваемые в школе орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам, предложенным учителем.
Что касается устного объяснения орфограммы, то оно обычно представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развиваются мышление и речь учащихся и глубоко осмысливаются орфографические правила.
Устное объяснение орфограммы, представляющее собой развернутое рассуждение в соответствии со схемой орфографического разбора, особенно уместно проводить сразу же после объяснения соответствующего орфографического правила (когда учащиеся овладевают развернутым рассуждением, ведущим к определению нужной орфограммы), при повторении и в ходе работы над ошибками.
То же самое нужно сказать и в отношении письменного объяснения орфограммы. Однако письменное объяснение имеет место и тогда, когда необходимость в развернутых рассуждениях отпадает. Учащиеся, определяя орфограмму, лишь устанавливают существенные фонетические и грамматические признаки, используя условные сокращения ( см. приложение № ) и подчеркивания. При этом письменное объяснение обязывает всех школьников анализировать орфограммы, т.е. учиться применять правила, и помогает учителю выявить ошибки в анализе, породившие неверное написание. В последнем случае имеется возможность при работе над ошибками и при дальнейшем закреплении орфографических правил обратить внимание на то, что еще не усвоено учащимися и что является причиной возникновения ошибок.
Важно подчеркнуть следующее: для того чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснять орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.
И еще на одно обстоятельство надо обратить внимание. Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Статья на тему: «Опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии»
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.
— произношу, определяю ударный слог;
— записываю слово с пропуском;
— делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.
Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.
Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].
Каждая орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется [6].
При чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для записи.
Ключевые опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.
Опознавательные признаки орфограмм
1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые)
«Слышу безударный гласный в корне».
2. Безударный гласный (непроверяемый) в корне
«Слышу безударный гласный в корне»
3. Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова
«Слышу стечение парных согласных в корне»
4. Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова
5. Непроизносимые согласные в корне слова
«Слышу опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн]
6. Разделительный Ь
«Слышу [й] после мягкого согласного»
7. Разделительный Ъ
правило графики и морфологический
«Слышу [й] после твердого согласного»
8. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок
дифференцирующий и морфологический
«Слышу «маленькие слова» в предложении»
9. Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных
«Слышу имя собственное»
10. Заглавная буква в начале предложения
«Слышу первый звук в первом слове предложения»
11. Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)
«Слышу шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными
12. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
«Слышу шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова
13.Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных
«Слышу безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного»
14. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)
«Слышу звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.»
15. Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах
«Слышу безударные окончания глаголов»
Кроме описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.
Что дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак? Во-первых, помогает ученику определить, почему можно ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых, опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].
Таким образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо хорошо знать:
а) природу любого орфографического явления, то есть его принцип;
б) опознавательные признаки всех орфограмм;
в) методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы).
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.
Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].
Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – М., 2007. – 232 с.
Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 2004. – 277 с.
Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 306 с.
Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
Соловейчик, М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. – 383 с.
«Орфограмма»
Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Типы орфограмм:
Виды орфограмм:
Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Правописание приставок | Правописание корней | Правописание суффиксов | Правописание окончаний |
---|---|---|---|
Неизменяемые приставки. | Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок). | Суффиксы разных частей речи. | Е и И в окончаниях. |
Приставки на З-С. | Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные). | О и Е после шипящих и Ц. | О и Е после шипящих и Ц. |
Приставки ПРЕ-, ПРИ-. | Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Гласные в окончаниях прилагательных и причастий. |
Опознавательные признаки орфограмм
Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.
Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.
ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.
ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.
Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.
Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.
Чёрточка (при переносе): конец строки
ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОГРАММЕ. ВИДЫ ОРФОГРАММ
Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма.
Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух.
Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выделяют следующие признаки орфограммы:
— написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);
— наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.
Состав русских орфограмм следующий:
1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:
а) на месте слабых позиций звуков,
б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;
2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового со
става морфем:
б) слитно-раздельные написания,
Следует различать теоретические и практические орфограммы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может привести к ошибке, но на самом деле никогда не приводит к ней (бегут — бегуд).
Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом случае говорят, что имеет место орфографическое действие. Ворфографическом действии выделяются две ступени:
1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака всоответствии с правилом).
При этом речь идет именно об орфографическом действии, направленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения орфографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. Впределах этого пространства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка орфограммы. Например:
1) для проверки буквы у вслове чужойдостаточно сочетания чу,т.е. минимальное орфографическое поле — две буквы чу,которые являются традиционным написанием;
2) при проверке безударного гласного в корне слова веснаминимальное пространство, необходимое для проверки (орфографическое поле), — это корень -весн-в слове веснаи проверочном вёсны;
3) при проверке безударного гласного в личном окончании глагола таетв предложении Быстро тает снегнеобходимое поле для проверки — словосочетание снег тает,которое позволяет определить лицо и число глагола и, опираясь на спряжение, установить окончание;
4) при проверке заглавной буквы в слове орёлнеобходимым орфографическим полем является все предложение Мы едем на экскурсию в Орёл,так как без этого непонятно, о чем идет речь.
Термин «орфографическое поле» учащимся не сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм школьники постоянно пользуются полем. Успеху проверки не способствует ни чрезмерное расширение орфографического поля, ни тем более его сужение.
При обучении правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм, для каждого вида — свои.
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы* и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Обычно принято считать, что главный признак орфограммы — это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слышат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под диктовку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может во всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.
Второй опознавательный признак орфограммы — это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):
б) пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—фи т.д.;
в) сочетания жи,ши, ча,ща, чу,щу;
г) сочетания ста, сн, здн, зн(непроизносимые согласные);
д) сочетания нч,нщ;
е) согласные буквы б, г, в, д, з, жна конце слова, которые
могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];
ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.
В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний-(букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания запоминаются учащимися уже в период обучения грамоте.
Третий опознавательный признак орфограмм — это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие — в корне, какие — в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под-вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз),так как приставки пад-или пот-в русском языке нет.
На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над первой группой опознавательных признаков орфограмм — это фонетический уровень орфофафической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.
Работа над второй фуппой опознавательных признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отношении орфофамм.
Работая над третьей группой опознавательных признаков орфофамм, учащиеся подготавливаются к использованию фаммати-ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач.
Описанные три фуппы опознавательных признаков можно считать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфофамм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфофамм.
Приведем характеристики важнейших орфофамм, изучаемых в начальной школе.
№ п/п | Название орфофаммы | Опознавательные признаки (общие и частные) |
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) | а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове | |
Звонкие и глухие согласные | а) парные согласные б—п, г—к, в—ф, д—т, з—с, ж—ш; б) место в слове (в корне, в абсолют ном конце слова или перед согласным) | |
Непроизносимые согласные | а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зни др.; б) место в слове | |
Разделительный ь | наличие звука [j]после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё | |
Разделительный ъ | а) наличие звука Ц] после согласного, на личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о]после Ц]); б) место орфограммы: на стыке при ставки, оканчивающейся на согласный, и корня |
Для успешного освоения способа проверки орфофаммы определенного типа надо знать:
1) природу данного орфофафического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
2) орфофафическое поле, необходимое для проверки;
3) опознавательные признаки данной орфофаммы;
4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного
ипа.