Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам

, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Понятие «опознавательные признаки орфограмм»

Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.

В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

— пары звонких и глухих согласных;

— сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

— сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

— согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

— окончание, стык приставки и корня и многое другое.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.

Классификации опознавательных признаков орфограмм.

Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.

— Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;

— Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;

— Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);

1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.

Источник

Статья на тему: «Опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии»

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.

— произношу, определяю ударный слог;

— записываю слово с пропуском;

— делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.

Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].

Каждая орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется [6].

При чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для записи.

Ключевые опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.

Опознавательные признаки орфограмм

1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые)

«Слышу безударный гласный в корне».

2. Безударный гласный (непроверяемый) в корне

«Слышу безударный гласный в корне»

3. Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова

«Слышу стечение парных согласных в корне»

4. Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова

5. Непроизносимые согласные в корне слова

«Слышу опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн]

6. Разделительный Ь

«Слышу [й] после мягкого согласного»

7. Разделительный Ъ

правило графики и морфологический

«Слышу [й] после твердого согласного»

8. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

дифференцирующий и морфологический

«Слышу «маленькие слова» в предложении»

9. Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных

«Слышу имя собственное»

10. Заглавная буква в начале предложения

«Слышу первый звук в первом слове предложения»

11. Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)

«Слышу шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными

12. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

«Слышу шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова

13.Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных

«Слышу безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного»

14. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)

«Слышу звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.»

15. Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах

«Слышу безударные окончания глаголов»

Кроме описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.

Что дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак? Во-первых, помогает ученику определить, почему можно ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых, опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].

Таким образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо хорошо знать:

а) природу любого орфографического явления, то есть его принцип;

б) опознавательные признаки всех орфограмм;

в) методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы).

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.

Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].

Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – М., 2007. – 232 с.

Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 2004. – 277 с.

Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 306 с.

Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.

Соловейчик, М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. 383 с.

Источник

И их опознавательные признаки

Орфограмма и принцип орфографииОбщие и частные опознавательные признаки орфограмм (то, что распознают дети)
1. Безударные гласные (проверяемые) в корне слова – морфологический принцип письма.А. безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке). Б. гласные [а],[о],[е],[и] как наиболее «опасные». В. безударный гласный находится в корне.
2. Звонкие и глухие проверяемые согласные в корне слова – морфологический принцип письма.А. парные согласные по признаку «звонкости – глухости»: б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш. Б. уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове. В. место в корне (на конце корня или всего слова). Г. стыки морфем: приставки с корнем, корня с суффиксом.
3. Непроизносимые согласные в корне слова – морфологический принцип.А. «ошибкоопасные» звукосочетания буквосочетания – стн, сн, здн,зн, вст, лн.
Орфограмма и принцип орфографииОбщие и частные опознавательные признаки орфограмм (то, что распознают дети)
Б. непрозносимый согласный находится в корне.
4. Разделительный ь Правило графики – обозначение звука (j) и мягкости согласного перед ним.А. Наличие звука (j) после мягкого согласного. Б. наличие гласных букв е, я, ё, ю или звуков [э], [а], [о], [у].
5. Разделительный ъ. Правило графики и морфологический принцип.А. наличие звука «j» после согласного. Б. наличие гласных букв я, е, ё, ю или звуков [а], [э], [о], [у]. В. место орфограммы: после приставки, оканчивающейся на согласный, на стыке приставки и корня.
6. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих – принцип дифференцирующих написаний.А. наличие на конце слова шипящих согласных ж, ч, ш, щ. Б. часть речи – имя существительное. В. мужской род – женский род. Г. место орфограммы – корень.
7. Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен существитель- ных – морфологический принцип.А. наличие безударной гласной е/и в окончании. Б. часть речи – имя существительное. В. место орфограммы – окончание.
8. Правописание окончаний имен прилагательных -ого-, -его- (Р.п.) – морфологический принцип.А. отсутствие ударения на окончании; Б. наличие звукосочетания в ударном или безударном варианте. В. место орфограммы – в окончании. Г. часть речи – имя прилагательное.

СОДЕРЖАНИЕ КВАНТОВ

В соответствии с принципом квантования на основе анализа орфограмм, относящихся к морфологическому принципу, была определена последовательность усвоения квантов:

Безударные гласные в корне слова

1. Уметь дифференцировать гласные и согласные звуки.

2. Уметь быстро и безошибочно определить место ударения в слове, различать ударные и безударные гласные.

3. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове.

4. Уметь быстро подбирать как можно больше (но не меньше четырёх) однокоренных родственных слов или образовывать формы проверяемого слова.

5. Уметь объяснить лексическое значение слов.

6. Уметь различать однокоренные родственные от однокоренных слов (гора, горняк, гореть) и от слов похожих по звукобуквенному составу (лепить – липкий, клиенты – клей).

Звонкие и глухие согласные в корне слова

1. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове.

2. Уметь быстро подбирать как можно больше (но не меньше четырёх) однокоренных родственных слов или образовывать формы проверяемого слова.

3. Уметь объяснить лексическое значение слов (сток – стог).

4. Уметь отличать однокоренные родственные от однокоренных слов и от слов похожих по звукобуквенному составу (пруд – прут, плод – плот).

5. Уметь быстро разбирать слова по составу (видеть стыки морфем: приставка с корнем, корня с суффиксом).

6. Обладать способностью к дифференциации речевых звуков (глухих и звонких, аффрикат и их компонентов, твердых и мягких).

Источник

Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»

Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам

Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам

Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам

Орфографическое понятие «опознавательный признак орфограммы», введенное в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов нашего столетия, тесно связано с проблемой орфографической зоркости, которая занимала и продолжает занимать методистов. Впервые понятие орфографической зоркости встречается у известного ученого-методиста второй половины XIX века В.П. Шереметевского. Под орфографической зоркостью В.П.Шереметьевский понимал пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение заметить те места в слове, которые могут затруднить пишущего. То же содержание в данное понятие вкладывал и А.Д. Алферов, усматривавший источник орфографической слабости учащихся в «недостаточно воспитанной зоркости к форме слова». Об орфографической «слепоте» и грамматической «неповоротливости» как причинах безграмотности говорил и А.М Пешковский. Н.С. Поздняков указывал на то, что для орфографического усвоения слова важно «сосредоточить внимание пишущего на той его части, где заключается какая-нибудь орфографическая трудность».

А.В. Текучев, Н.С. Рождественский, Н.Н. Алгазина, М.Т. Приступа, М.М. Разумовская, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, В.В. Репкин и многие другие методисты и психологи понимают под орфографической зоркостью умение видеть любую трудность на письме независимо от характера восприятия орфограмм – зрительного или слухового.

Итак, резервы развития умения учащихся видеть орфограммы на письме и определять на слух с опорой на опознавательные признаки орфограмм совершенно не реализуются при изучении орфографических тем.

Организация такого обучения предполагает введение в существующий курс школьной орфографии уже на начальном этапе работы с орфограммой (2 класс) (1 – 4) сведений о слабой и сильной позиции звуков, понятия опознавательный признак орфограммы, классификацию опознавательных признаков орфограмм, связанных с произношением, по видам на основе фонемно-морфологического признака русской орфографии, создание типологий упражнений и разработку ряда алгоритмов распознавания орфограмм буквенного типа по опознавательным признакам в целях формирования соответствующего умения находить точки применения орфографического правила в слове.

Во втором классе предполагается изучение основных орфографических понятий, а так же начало формирования важнейших орфографических умений и навыков. Учащиеся знакомятся с базовыми орфографическими понятиями «орфограмма» и «орфограмма-буква», понятие же «опознавательный признак орфограммы» целесообразно вводить после выяснения сущности понятия «орфограмма» и «орфограмма-буква», при изучении тем «правописание безударных гласных в корне слова».

Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы по каким опознавательным признакам

Приведем фрагмент урока с использованием эвристического метода объяснения нового материала, в котором показан возможный вариант ознакомления с вышеназванными понятиями.

Вниманию учеников предлагаются слова, записанные на доске:

Вопросы для беседы:

— В каком месте слов, записанных на доске, вы можете допустить ошибку?

— По каким приметам вы это определили?

— Почему именно это место, на ваш взгляд, является опасным с орфографической точки зрения?

— Обозначьте его сверху знаком V.

Далее учитель уточняет ответы учащихся, обращая внимание на то, что отмеченная ими безударная позиция гласной о в слове сосна и е в словах река, леса, в которой эти звуки слышатся нечетко, и служит причиной возникновения ошибки, потому что позволяет пишущему предположить несколько вариантов написания.

Учитель. Безударная позиция гласного звука в фонетике называется слабой, так как гласные, находящиеся в ней звучат, звучат неясно. Что необходимо сделать для того, чтобы неясно звучащие гласные звучали отчетливо?

Ученики говорят о роли ударения для гласных звуков, подбирают к данным словам проверочные, отмечая, что в положении под ударением гласные не дают повода для ошибок.

На доске рядом с первым столбиком слов появляется второй:

Учитель. Действительно, наиболее отчетливо гласные звучат под ударением, это положение называется сильной позицией гласного звука. Слабая (безударная) позиция гласного звука – это особая примета, сигнализирующая о том, что в данном месте слова всегда существует орфограмма – гласная буква. Такая примета называется опознавательным признаком орфограммы-гласной буквы. Опознавательный признак есть у каждой орфограммы, их знание поможет вам свободно найти саму орфограмму и применить нужное орфографическое правило. Трудные места в слове, на которые указывают опознавательные признаки, мы будем сверху обозначать знаком V.

Знакомство с опознавательными признаками орфограмм буквенного типа (орфограмм-гласных букв, орфограмм-согласных букв, ь неразделительного, ь и ъ разделительных) по позициям продолжается по мере изучения новых видов орфограмм и орфографических правил.

Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям может быть предложена на уроках повторения и обобщения по орфографии в виде таблицы. (Приложение 2(1);)

Основным средством усвоения введенных понятий и выработки соответствующих им умений обнаруживать опознавательные признаки орфограмм, определять по ним место применения правила в слове и предвидеть орфограмму или находить ее на письме являются специальные орфографические упражнения, такие как неосложненное списывание и обучающие диктанты с заданиями типа:

— найти (зрительно или на слух) по опознавательным признакам те места в слове, в которых вы можете ошибиться;

-обозначить знаком V опознавательные признаки изученных вами орфограмм-гласных букв, орфограмм-согласных букв и т. п.;

— назвать опознавательные признаки «точек» применения правил в конкретной части слова (в приставке, в корне, в суффиксе, окончании).

Неосложненное списывание опирается на зрительный вид орфографической памяти и будет использоваться в целях обучения школьников поиску опознавательных признаков орфограмм буквенного типа и их обозначений. Списывание с пропуском орфограмм (осложненное списывание) в данном случае представляется не всегда эффективным, потому, что в упражнениях этого вида орфограммы как таковые уже определены на месте пропусков букв.

Для проведения обучающих диктантов применяется зрительная и словесно-слуховая форма подготовки. Зрительная подготовка заключается в предварительном чтении либо всего текста, либо отдельных слов из него, в которых орфограммы могут затруднить учащихся. Наибольший обучающий эффект дают при этом словесные объяснения условий выбора орфограмм. Поскольку опознавательные признаки орфограмм являются частью условий выбора, использование зрительной подготовки к диктанту для формирования умения определять по опознавательным признакам место применения правила, особенно важно. В школьных учебниках имеются специальные тексты диктантов со зрительной подготовкой, да и любое упражнение учебника можно предложить в качестве такового, сопроводив его одним из представленных выше заданий.

Словесно-слуховая подготовка к диктанту тоже может служить формированию умения школьников находить в словах орфограммы с опорой на опознавательные признаки. Определение на слух опознавательных признаков орфограмм и выявление их с учетом самих орфограмм проводиться до записи (предупредительный диктант), вовремя записи (комментированный диктант) и после записи (объяснительный диктант) слов и словосочетаний.

Облегчению процесса формирования умения распознавать орфограммы по опознавательным признакам в ходе указанных видов упражнений способствует включению в систему обучения дихотомической модели обобщающих алгоритмов (термин психолога К.М. Шоломий), которые дают ученикам четкое представление о структуре их умственного действия (Приложение 2(2);).

Еще в 1970 году А.В. Текучев писал: « Орфографическая зоркость не есть какая-то постоянная величина… Степень и уровень ее развития в значительной мере определяется тем, на сколько внимательна бывает школа к этой стороне обучения русскому языку, не отсутствует ли вообще система в обучении орфографии» [29,С.328]

Источник

Методика работы по формированию умения опознавать и распознавать орфограммы в словах

Методика по формированию умения опознавать

и распознавать орфограммы в словах.

Чтобы повысить уровень орфографической грамотности школьников необходимо добиваться быстрого и четкого обнаружения орфограмм и определения их типов (проверяемые, непроверяемые). Специальные наблюдения показывают, что школьники не всегда могут обнаруживать слабые позиции фонем, особенно в естественных условиях письма, без наводящих вопросов учителя (12, с.43). Как отмечает М.Р. Львов, изучение причин ошибок на безударные гласные в корне показало, что основное количество этих ошибок в начальных классах имеют две причины: неумение правильно подобрать проверочное слово и неумение обнаружить орфограмму (15, с.80).

Можно выделить несколько причин, вызывающих трудности в обнаружении орфограмм.

На полноценное овладение орфографией влияют индивидуальные особенности детей:

Фонетический слух (способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков), обеспечивающий восприятие фонем языка (формируется в дошкольном возрасте). Поэтому целесообразно до изучения безударных гласных и парных согласных в корне проверить следующие умения учащихся: умеют ли ставить ударение в словах; умеют ли слышать гласные и согласные в корне.

Способ чтения. К началу изучения данных орфограмм надо проверить, каким способом читают учащиеся. Если преобладает слоговое чтение, то есть большая вероятность, что у такого ребенка возникнут трудности при обнаружении безударных гласных и парных согласных в корне.

Одним из обязательных условий полноценного овладения орфографией является овладение умениями опознавать и распознавать орфограммы в словах. Развивающийся фонетический слух, постоянное внимание к звуко-буквенному составу слов способствуют развитию этих умений.

Кроме того, необходимо усложнять условия, в которых формируются эти умения. Это связано:

с усложнением самого языкового материала (формирование умения на материале слов, словосочетаний, предложений, текста);

с усложнением условий восприятия языкового материала (зрительно или на слух).

Умения опознавать и распознавать орфограммы в словах развиваются постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено подобными заданиями, в других упражнениях. Очень важна установка самих детей на сознательное отношение к выработке этих умений.

сообщить об истории возникновения письма в жизни человеческого общества;

показать, что слова с ошибками затрудняют общение. Значит, необходимо быть грамотным;

учить применять правила и замечать при письме орфограммы, т.е. такие написания, когда можно выбрать одно правильное из нескольких возможных; называть орфограммы;

предложить упражнения для обнаружения орфограмм в разных условиях восприятия и на разном языковом материале.

Изначальным умением, мотивирующим обращение к правилу (теории), является умение выделять из сферы письма те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Для обучения правописанию существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм. И с такими опознавательными признаками учащихся надо знакомить с первых уроков по орфографии. Недостаточная работа с опознавательными признаками орфограмм приводит к неумению их обнаружить в словах.

М.Р. Львов выделяет общие признаки для большинства орфограмм (15, с.26):

Таким образом, надеяться на то, что младший школьник сможет во всех случаях обнаружить несовпадение звука и буквы, было бы неправильно. В тоже время работа по выявлению всех несовпадений составляет одно из основных направлений орфографической работы в начальных классах;

Для формирования умения опознавать и распознавать безударные гласные и парные согласные в корне необходимо знать опознавательные признаки конкретно этих орфограмм (15, с.30).

Для безударных гласных в корне (проверяемых и непроверяемых) опознавательными признаками являются:

— гласные буквы «а», «о», «и», «е», «я» и звуки [а], [и] как наиболее опасные;

— место в слове: находится в корне.

Для парных согласных в корне опознавательными признаками являются:

— согласные, образующие пары по звонкости-глухости: [б], [п], [г], [к], [в], [ф], [Д], М, [з], [с], [ж], [ш], [б’], [п’], [г5], [к’], [в’], [ф’], [д’], [т’], [з’], [с’];

— их место в слове: в корне слова; в абсолютном конце слова или перед согласными.

На следующем этапе формирование умений опознавать и распознавать орфограммы осуществляется путем специальных упражнений.

Система заданий должна предлагаться ученикам последовательно, подчиняясь закономерностям, твердо установленным как педагогикой, так и психологией, идти с постепенно возрастающей трудностью.

В методике выделяется несколько групп орфографических упражнений.

Грамматико-орфографический разбор нужен для укрепления

Разбор важен и для того, чтобы выработать у учащихся умение обнаруживать орфографические трудности, распознавать изученное явление среди других. Этапы разбора:

— найти в предложении (в тексте) слова или части слов, которые надо проверить;

— определить, к какому разряду явлений относится данное явление (безударная гласная в корне, парная согласная в корне);

указать, как надо проверить написание;

уметь проверить и найти аналогичные случаи.

Ученик должен сам найти «сомнительные случаи», выделить, разобрать и объяснить их.

1 Рождественнский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания //М., 1960, с.111.

Этот вид упражнений помогает развить умение видеть орфограммы.

Эти упражнения следует включать в разные виды работ, чтобы разнообразить их, вызывать интерес и активность учащихся. Это могут быть разные в иды диктантов (опора на слуховые образы) и разные виды списывания (опора на зрительные образы).

Списывание нередко сопровождается устным орфографическим комментированием и усложняется каким-либо заданием. Для формирования умения опознавать и распознавать орфограммы таким заданием может быть: обнаружение, выделение и определение орфограмм, их проверка, т.е. применение правил и грамматических знаний.

Одним из видов диктанта является предупредительный диктант, который рассчитан на предупреждение возможных ошибок. Текст предупредительного диктанта сначала разбирается с грамматической и орфографической точек зрения, а затем диктуется.

Этот вид диктантов учит детей переходить от слухового разбора слова к подбору соответствующего правила его правописания и записи слова, т.е. к зрительному образу, что является одним из способов устранения ошибок.

Полезный с точки зрения развития умения опознавать и распознавать орфограммы является выборочный диктант, когда ученики записывают только те слова, которые им нужно найти в данный момент, а не весь текст. Это требует от учащихся внимания и осознанного выбора.

Объяснительный диктант является промежуточным между предупредительным и контрольным диктантами. Учащиеся должны комментировать орфограммы после записи предложения или всего текста. Данный вид диктанта представляет своего рода коллективную проверку написанного, развивая внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи контролируют правильность выполнения работы.

Важным видом работы является творческое письмо учащихся. Во время творческой работы учащийся пишет не для того, чтобы соблюдать правило, а для того, чтобы передать свою мысль. Орфографические задачи при этом виде работ решаются после реализации основной идеи. Этот вид работы требует внимания, умения раскрыть мысль, составить и записать предложения, соблюдая логику изложения.

Упражнения, направленные на формирование умения распознавать орфограммы, часто связаны с классификацией, разделением или распределением на группы.

Задания могут быть сформулированы следующим образом:

распредели слова на группы (основания для группировки можно дать, а можно не давать). Восприятие орфограмм может быть зрительным и слуховым;

выбери слова проверочные, проверяемые;

найди «лишнее» слово в группе;

разложи карточки со словами по видам орфограмм;

выпиши слова с данной орфограммой.

Из разнообразных упражнений, имеющихся в распоряжении учителя, в каждый отдельный момент можно выбирать определенный вид работы, удовлетворяющий цели, поставленной на данном этапе.

2. Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе.- М., 1988.

1 Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. // М., 1987, с.293.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *