Что такое опр на предприятии
Как вести бухучет общепроизводственных и общехозяйственных расходов
Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов
Затраты, которые нельзя отнести к основному виду деятельности напрямую, но без таких трат ведение хозяйственной жизни предприятия существенно затрудняется, обычно распределяют на общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Причем каждая организация самостоятельно определяет методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Почему? Специфика деятельности и бухгалтерского учета каждой компании различны, то есть имеют ряд индивидуальных отличий. Следовательно, определить общую методику разделения состава затрат на ОХР и ОПР невозможно. Свой выбор организация закрепляет в учетной политике, руководствуясь действующими ПБУ, а также учитывая объемы производств, численность персонала, виды деятельности и прочие показатели финансово-экономической деятельности.
Существует единый критерий разделения расходов, по которому:
Учет общепроизводственных расходов
К общепроизводственным расходам относятся затраты на обслуживание и поддержание бесперебойного производственного процесса. Конкретизируем ОПР:
Совокупность этого вида издержек компании представляет собой бюджет общепроизводственных расходов.
ОПЗ следует учитывать на отдельном бухгалтерском счете 25, который является активным. Произведенные затраты аккумулируются по дебету счета с одновременным кредитованием бухсчетов по начислению заработной платы, страховых взносов, амортизационных отчислений и прочих счетов бухучета. При списании ОПЗ отражают по кредиту в корреспонденции со счетами основного или вспомогательного производств.
Типовые бухгалтерские проводки:
Начислена амортизация по основным средствам ОП нужд
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы: определение, состав, учет и распределение
Производство продукции всегда связано с определенными затратами, которые в дальнейшем формируют величину себестоимости. Общепроизводственные расходы объединяют в себя суммы, необходимые для содержания цехов основного и вспомогательного производства. Затраты, напрямую не связанные с изготовлением продукции, относят к общехозяйственным расходам и учитывают отдельно.
Определение
Общепроизводственные расходы – это затраты, непосредственно связанные с производственной деятельностью. Главной отличительной чертой от прямых расходов на изготовление продукции является то, что суммы нельзя отнести на конкретный вид изделий. В состав общепроизводственных расходов могут быть включены затраты на:
Хоть затраты и не относятся напрямую к какому-либо виду продукции, они должны быть учтены при расчете производственной себестоимости.
Понятие общехозяйственных расходов
Деятельность любого предприятия непременно связана с функционированием разных его отделов. Производственный цех не может работать сам по себе без сотрудников управления и контроля. Продукцию в дальнейшем необходимо хранить и реализовывать, что задействует другие кадры и помещения. Все это приводит к образованию, казалось бы, далеких от производственного процесса затрат, которые объединяют в группу общехозяйственных расходов.
В их составе могут учитывать суммы, необходимые для:
Общехозяйственные расходы также списываются в себестоимость изготовленной продукции согласно правилам учетной политики предприятия.
Характеристика накладных расходов
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы объединяют в группу косвенных затрат, возникающих в процессе деятельности предприятия. Соотношение их суммы к видам продукции и времени изготовления проследить сложно, поэтому списываются они методом распределения затрат пропорционально заданному показателю.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы принимают на учет, выделяя отдельные статьи затрат и отделы (цеха). Это позволяет контролировать распределение средств и выявлять наиболее дорогие в содержании и изготовлении объекты.
Накладные расходы в данных бухгалтерского учета
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы в суммарном выражении отражаются на синтетических счетах 25 и 26. Оба счета сальдо на конец месяца не имеют, т. к. служат для сбора и распределения затрат основного производства. Суммы списывают на счет 20, осуществляя проводки Дт 20 Кт 25/26. Некоторые предприятия (например, предоставляющие посреднические услуги) все административные и общехозяйственные расходы учитывают на счете 26, не используя при этом счет 20.
По счетам 25, 26 ведут также аналитический учет. Субсчета открывают для каждого цеха, а также по отдельным статьям общехозяйственных расходов. При заполнении бухгалтер основывается на данных первичной документации и прочих разработанных предприятием форм учетных регистров. Дополнительно ведут ведомости № 12 и 15 для учета общепроизводственных и общехозяйственных затрат.
Типовые проводки по дебету счетов 25, 26
Учет общепроизводственных расходов включает в себя сбор информации о статьях затрат на содержание, обслуживание и выполнения нужд основного и вспомогательного производства. Использование 26 счета преследует те же цели, только фиксируются суммы административно-управленческих расходов. В течение определенного периода собирается в дебете счетов 25 и 26 необходимая информация.
При этом могут быть осуществлены такие проводки Дт 25/26:
Кроме рассмотренных контировок могут быть применены и другие. Главное, не нарушать принцип двойной записи и следовать правилу активного счета: зачисление в дебете, списание – в кредите.
Операции по кредиту: списание общепроизводственных расходов
В инструкции по использованию типового плана счетов сказано, что собирательные синтетические счета 25 и 26 обязательно должны быть закрыты на конец месяца. Это требование означает, что все дебетовые суммы относят на счет 20 (или 90 для общехозяйственных расходов). Бухгалтер запишет проводки наподобие:
В зависимости от того, в кредит какого счета относят данные дебетовых оборотов общехозяйственных расходов, формируется полная или производственная себестоимость изделий.
Производственная себестоимость
Затраты, возникающие в связи с обслуживанием или содержанием производственных объектов, могут быть отнесены на конечный результат пропорционально заданной учетной политикой величине. Распределение общепроизводственных расходов преследует цель вычислить себестоимость единицы продукции на выходе из цеха с учетом всех затрат промышленного цикла.
Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов при применении данного способа происходит по-разному: с 25 счета суммы списывают в 20-й счет, а с 26 – в 90. Таким образом, административно-управленческие и прочие накладные расходы в части общехозяйственных не входят в состав производственной себестоимости, а относятся непосредственно к финансовому результату.
Это один из методов, который может быть применен на предприятии. Показатели производственной себестоимости позволяют анализировать рентабельность того или иного цеха и регулировать величину затрат на выпуск отдельных видов продукции.
Себестоимость и налогообложение
Чтобы не создавать дополнительные регистры для целей налогового учета, накладные расходы лучше учитывать по полной производственной себестоимости. Способ предполагает списание в дебет счета 20 как общепроизводственных, так и общехозяйственных расходов. Выбор бухгалтером метода отнесения косвенных затрат на себестоимость изделий должен основываться в первую очередь на положениях учетной политики предприятия.
Общепроизводственные расходы (счет 25) и затраты на общехозяйственные нужды в совокупности с данными счета 20 составляют основную часть размера себестоимости изготавливаемой продукции. Данные используют как в целях учета и анализа финансовой деятельности предприятия, так и для данных налоговой службы.
Оценка профессиональных рисков (ОПР)
Почему это нужно делать?
Трудовой Кодекс РФ обязывает работодателя обеспечить создание и работу системы управления охраной труда (СУОТ) на предприятии.
Оценка профессиональных рисков – один из основных элементов этой системы. Поэтому, вне зависимости от специфики деятельности предприятия, его размеров и других факторов, законодательство требует провести оценку и управление профессиональными рисками.
Другой серьезной причиной для ОПР является повышение безопасности сотрудников. А именно: снижение вероятности несчастных случаев и профессиональных заболеваний на каждом рабочем месте, повышение уровня охраны труда на предприятии, разработка мер по экологической безопасности. Учет всех возможных рисков позволяет определить безопасные методы ведения работ и использовать в будущем наработанный на конкретном предприятии опыт.
Методика оценки профессиональных рисков
Методика ОПР пока еще не регламентирована правовыми актами, а Трудовой Кодекс РФ содержит требования по проведению ОПР без уточнения самой процедуры. Но важно иметь в виду, что отсутствие системы оценки и управления рисками в компании считается нарушением трудового законодательства. При любой проверке инспектор ГИТ имеет право наложить штраф согласно части 1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
При первом нарушении эта сумма составит:
Для гендиректора или ИП – 5.000 до 10.000р
Для юридического лица – 50.000 до 80.000р
Способы проведения ОПР
Разработка мероприятий по оценке и управлению профессиональными рисками проводится:
самостоятельно – силами самого работодателя
с привлечением экспертной компании
У каждого из этих вариантов есть плюсы и минусы. Дальше каждый способ отдельно.
Как провести ОПР самостоятельно?
1) Разработать порядок оценки рисков в качестве раздела Положения о СОУТ
Руководитель создает комиссию. Разрабатывает и утверждает классификатор рисков с учетом рода деятельности предприятия. Определяется с методикой выявления и оценки рисков. Все эти шаги оформляет в виде раздела Положения о СУОТ.
Состав комиссии определяет в зависимости от количества работников и специфики производства. В состав комиссии включают, например, главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, за электробезопасность, начальников структурных подразделений, представителей профсоюза. Обязательно участие работников в процессе выявления опасностей.
Закрепляется и утверждается состав комиссии работодателем в Приказе.
2) Выявить опасности
На этом этапе участники комиссии составляют список источников опасностей на предприятии (согласно п.34,35 Типового положения №438н).
Идентификацию рисков на рабочих местах проводят с учетом штатной работы предприятия, а также учитывают вероятность возникновения аварии, чрезвычайной ситуации, экстренной эвакуации из зданий или в результате несчастного случая.
Во время исследования всех возможных опасностей на рабочих местах участники комиссии проводят опрос работников, рассматривают жалобы по поводу ненадлежащих условий труда и принимают во внимание предложения по улучшению этих условий.
Обязательно учитываются результаты предыдущих проверок ГИТ. Рассматриваются все замечания и предписания надзорных органов, сведения о несчастных случаях, авариях, инцидентах, произошедших на предприятии.
Результаты специальной оценки условий труда на предприятии помогают учесть вредные факторы, которые влияют на работника.
3) Оценить уровень выявленных профрисков
Собранные данные анализируют с учетом вероятности и тяжести ущерба. Риск может быть оценен как для всей организации, так и для отдельных ее подразделений, либо для отдельных ее видов деятельности.
Работодатель выбирает методику оценки рисков самостоятельно, предписаний в законе на этот счет нет. Допускается применять разные методы ОПР для различных технологических процессов, работ, подразделений.
По способу исследования методики бывают:
Анализ информации об опасностях, о результатах их конкретного воздействия на организм человека, которая содержится в документах предприятия (инструкции по охране труда, технические регламенты, материалы оценки условий труда)
Прямое наблюдение за опасностями, включая их инструментальные измерения, исследования и/или визуальные наблюдения
Прогнозирование возможных сценариев возникновения и развития опасной ситуации
В качестве основных методов идентификации опасностей пользуются такими:
Матричный метод (составляется таблица, в которой по горизонтали – шкала вероятности возникновения рисков от А –никогда до F – очень часто, по вертикали – тяжести последствий от I – незначительная до IV – катастрофическая. Каждая опасность на рабочем месте оценивается по этим критериям и заполняется таблица)
Метод Файна-Кини (заключается в расчёте индекса профессионального риска ИПР для каждой опасности
Метод Элмери (основан на наблюдениях, которые заносятся в анкеты, в результате наблюдений высчитывается индекс Элмери в процентах)
Аудит методом «ВС-Barometr» (аналог метода Элмери, также основан на наблюдениях)
Разрешено сочетать несколько методов или разработать собственную методику для расчета уровня опасностей.
Более подробно о видах исследований в ГОСТ Р 31010-2011
4) Разработать план мероприятий по снижению рисков.
По результатам собранных сведений составляют реестр рисков и план действий по исключению или снижению уровня рисков.
Доводят до сотрудников информацию об уровне риска на их рабочих местах.
Результаты проделанной работы представляют в виде отчета или отдельных документов. Утверждает их работодатель.
В завершение всех исследований, вычислений, определения степени опасности вырабатывается стратегия по снижению вероятности возникновения опасных ситуаций на местах. Если исключить совсем профриск невозможно, то выясняются пути снижения негативного воздействия на работника по каждому конкретному случаю.
Пример Плана по снижению уровня опасностей на предприятии
Все этапы ОПР разрабатываются с учетом требованиями законодательства.
Документы, для руководства при оценке профессиональных рисков
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2011г №197-ФЗ ст.209, 212
Приказ Минтруда России от 19.08.2016г №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска»
ГОСТ 12.0.230.4-2018 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ»
ГОСТ 12.0.230.5-2018 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ»
ГОСТ 12.0.230.6-2018 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Обеспечение совместимости системы управления охраной труда с другими системами управления»
ГОСТ 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»
ГОСТ 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков (Переиздание)»
Результат оценки рисков
Приказ о создании комиссии
Договор с экспертной организацией (если необходимо)
Перечень рабочих мест для выявления опасностей
Отчет об оценке профессиональных рисков
План по минимизации выявленных рисков
Внесение изменений в Положение о СУОТ (если необходимо)
Методы распределения общепроизводственных расходов на производственном предприятии
Опытные экономисты знают, что применяя разную методику распределения общепроизводственных расходов (ОПР), можно получить разную себестоимость одного и того же продукта. Если стоит задача отрегулировать себестоимость отдельных видов продукции (увеличить или уменьшить), чтобы оптимизировать налоговую, маркетинговую политику, компания может изменить учетную политику по распределению общепроизводственных расходов.
Методы распределения ОПР
Общепроизводственные расходы относятся к так называемым косвенным затратам, то есть тем, что относят на объект калькулирования себестоимости путем распределения в соответствии с принятыми на предприятии методикой и базой распределения.
В управленческих целях важно регулярно (ежемесячно) отслеживать удельный вес общепроизводственных расходов в структуре себестоимости продукции и определять факторы, их увеличивающие. Общепроизводственные расходы отражают в специальных ведомостях. Это позволяет анализировать виды затрат, сравнивать фактические затраты с плановыми, с уровнем прошлого года.
Обратите внимание!
Методы распределения ОПР предусматривают распределение общепроизводственных расходов сначала по производственным и непроизводственным (вспомогательным и обслуживающим) подразделениям, а затем по видам продукции.
Этапы учетно-управленческой работы с общепроизводственными расходами:
3 метода распределения затрат непроизводственных (вспомогательных) цехов и участков между производственными:
Метод прямого распределения применяется, если непроизводственные подразделения не оказывают друг другу услуг. Расходы по каждому обслуживающему подразделению относятся на производственные участки напрямую. Затраты распределяются пропорционально выбранной базе распределения.
Метод последовательного распределения используется, если непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке. Общий принцип распределения затрат заключается в следующем:
Метод взаимного распределения используется, если между непроизводственными подразделениями существуют двухсторонние взаимные связи. Распределение затрат осуществляется поэтапно:
Общепроизводственные расходы всегда распределяются исходя из выбранной базы распределения.
Обратите внимание!
База распределения общепроизводственных расходов — показатель, который наиболее точно увязывает общепроизводственные расходы с объемом готовой продукции.
В качестве базы распределения часто используются такие показатели: отработанные человеко-часы, часовые тарифные ставки, сумма начисленной заработной платы основных производственных рабочих, количество машино-часов, продолжительность выполнения процесса, площадь помещения, потребление тепла и т. п.
Если заработная плата производственных рабочих занимает значительный удельный вес в производственных затратах, ее целесообразно использовать в качестве базы распределения.
Обратите внимание!
При выборе базы распределения следует учитывать экономический смысл фактора, руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции, учитывать особенности производственной деятельности. База распределения ОПР — элемент учетной политики компании, она сохраняется неизменной длительное время, поэтому важно обоснованно подойти к ее выбору.
На практике при распределении ОПР часто возникают следующие проблемы:
И эти проблемы часто не решают, а маскируют. Первый способ маскировки — выделение из состава общепроизводственных расходов отдельных затрат, которые можно «превратить» в прямые. Но отдельные прямые затраты все также распределяются на продукцию или заказы пропорционально показателям, что по сути то же самое распределение.
Второй способ «нерешения» — локализация затрат. Затраты могут стать прямыми для места их возникновения, например уборка сортировочно-упаковочного цеха стала прямыми цеховыми затратами, если уборщиков производственных помещений перевели из службы уборки в штат цеха. В этом случае зарплата уборщиков — это прямые (собственные) затраты для сортировочно-упаковочного цеха, но косвенные для продукции, выпущенной цехом.
Большинство предприятий, особенно с массовым характером производства, продолжают рассчитывать себестоимость продукции и в частности общепроизводственные расходы котловым методом: собрали затраты по каждому цеху, а потом распределили на весь объем изготовленной продукции. В итоге имеют показатель, который не позволяет понять и оценить, как работал тот или иной цех, какие затраты вошли в себестоимость конкретного заказа или продукции, кто и за какую часть ОПР несет ответственность.
Но котловые методы распределения не обеспечивают руководство аналитикой расходов и не позволяют контролировать и управлять общепроизводственными расходами.
Необходима такая методика, которая обеспечит прозрачность и контролируемость распределения ОПР, позволит обоснованно и точно относить их на выпущенную продукцию (заказы).
Оргструктура
Экономист, который распределяет ОПР, должен знать технологические процессы предприятия, производственные показатели, уровень прямых затрат на продукцию, объемы работ каждого цеха и организационную структуру. Это даст возможность выработать оптимальную методику распределения ОПР, с помощью которой можно будет определить совокупные затраты каждого подразделения и получить точную себестоимость продукции.
Как это сделать, рассмотрим на примере завода по производству керамического кирпича ООО «Стеновая керамика». Его оргструктура (производственная часть) представлена на рис. 1.
Рис. 1. Оргструктура завода
Проанализируем производственные взаимоотношения:
При выработке методики распределения ОПР следует учитывать, что продукцию производит не только основное производство. Вспомогательное производство, кроме обеспечения функционирования основного (наладка, ремонт, обеспечение материалами, уборка), также изготавливает продукцию, имеет объемы работ, не связанные с основой деятельностью, например: транспортный цех оказывает услуги сторонним компаниям, ремонтно-механический изготавливает запчасти, электроцех монтирует новую производственную линию и т. п.
Но прежде чем распределять затраты, их необходимо накопить.
Накопление общепроизводственных затрат
Чтобы получить достоверную информацию о себестоимости, сначала необходимо навести порядок в первичном учете и разработать кодировку статей общепроизводственных расходов.
ОПР учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы». К нему, как правило, открываются субсчета для учета затрат общепроизводственного характера по каждому цеху основного и вспомогательного производств. Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут по статьям расходов. Например, по сортировочно-упаковочному цеху будут накоплены следующие затраты:
Накопление — это обычные бухгалтерские проводки (форма «Аналитика проводок»)? А нам необходима аналитика.
Если бы ОПР учитывались только по счетам, например 25.1 «Общепроизводственные расходы цеха массоподготовки» или 25.2 «Общепроизводственные расходы формовочного цеха», то экономисты предприятия оперировали бы только итоговыми данными по ОПР каждого цеха, не было бы возможности узнать, сколько одна статья расходов занимает по всем цехам вместе (например, суммарные затраты на охрану труда по всем подразделениям, затраты на охрану труда по основному и по вспомогательному производствам).
Для накопления информации о статьях расходов, если план счетов организован по цехам, каждый первичный документ, отражаемый в общепроизводственных расходах, должен иметь аналитику «Статья расходов». Тогда экономист без труда получит необходимые данные. Форма «Аналитика проводок» трансформируется в форму «Аналитика общепроизводственных расходов по статьям затрат».
Пример кодирования статей расходов:
026.01.25 — затраты на охрану труда.
026 — код укрупненного вида затрат, в нашем случае охрана труда (может быть амортизация, ремонт, медосмотры и т. п.).
01 — основное производство (цех обжига).
02 — вспомогательное производство (будет указываться, например, для электроцеха).
25 — аналитика (расшифровка), в данном случае — обучение и аттестация. Аналитикой в затратах на охрану труда может быть статья затрат на спецодежду, средства индивидуальной защиты, лабораторные исследования факторов производства, затраты на приобретение сигнальных табличек, оснащение пожарных щитов, обслуживание системы пожаротушения, перезарядку огнетушителей и т. п.
Так, согласно данным формы «Аналитика общепроизводственных расходов по статьям затрат за февраль 2016 г.» затраты на ремонт и техобслуживание оборудование основного производства составили 267 304 руб. (15,19 %), вспомогательного — 163 477 руб. (9,29 %).
Кроме того, если один вид оборудования присутствует в обоих типах производства, в нескольких цехах, например краны мостовые, то сортировка по столбцу 3 формы даст данные о сумме затрат на отдельные виды оборудования сразу по всем цехам.
«Аналитика общепроизводственных расходов по статьям затрат» позволяет экономисту не просто увидеть перечень статей расходов, понесенных в текущем периоде, сумму затрат, но и сразу же, еще до распределения, провести анализ: узнать удельный вес (как внутри вида затрат, так и в целом по общепроизводственным расходам) каждой статьи, насколько она изменилась по сравнению с прошлым месяцем или иным периодом, принятым для сравнения.
Так, если определенная статья в суммарном выражении значительно больше/меньше предыдущего периода, произошли структурные изменения, экономист может увидеть, какие изменения произошли в планах производства, в планах ремонта, поднять первоисточники проводок и проработать заново эти первичные документы, проверить, нет ли ошибок, правильно ли идентифицированы затраты.
К сведению
Идентификация отдельных проводок с кодами статей расходов не составит труда, но на практике на производственных предприятиях необходимо выстроить систему, кто и как будет соотносить те или иные ОПР с конкретным цехом и конкретной статьей расходов (рис. 2).
Рис. 2. Ответственность бухгалтеров по накоплению ОПР
Кликните по изображению, чтобы увеличить его
При жестком бюджетировании, направленном на снижение всех видов затрат, может возникнуть ситуация, когда руководство одного цеха будет настаивать, что 10 тыс. руб. по акту № 115 от 22.02.2016 не его затраты. Чтобы ее избежать, бухгалтер, обрабатывая поступающие первичные документы (накладные, акты выполненных работ, дефектные ведомости и т. п.), прежде чем ставить проводки, связанные с дебетом счета 25 (по любому субсчету), сначала должен направить документы экономисту. Экономист на этот первичный документ/группу документов выписывает «корешок», где указывает, какой код статьи расходов проставить бухгалтеру при проведении первичного документа в программе учета. Таким образом, все расходы накапливаются на бухгалтерских счетах по цехам, в разрезе статей расходов, а главное, они отработаны как бухгалтером, так и экономистом.
Часто именно на этом этапе допускается управленческая ошибка: бухгалтеры проводят документы так, как считают нужным, а экономист потом «разгребает» целую базу данных, присваивая коды. И если он находит несоответствия, для правильного отнесения затрат необходимо менять проводки. Тогда возникают конфликты — то бухгалтер не хочет менять проводку, считая ее обоснованной, то отчетный период уже закрыт. Как следствие — искажения в себестоимости. Поэтому рекомендуем следовать предложенной системе.
Далее любой финансовый специалист сможет формировать сколько угодно разных выходных форм в разной сортировке и выборке, главное — грамотно разработать коды. Кодификация должна быть утверждена руководством предприятия.
На данном этапе могут возникнуть проблемы. Первая — слабая документационная дисциплина: несвоевременное оформление первичных документов, на основании которых списываются затраты; несвоевременная сдача производственных отчетов на обработку в бухгалтерию, планово-экономический отдел (далее — ПЭО); неверное указание (отсутствие) шифров заказов/продукции в первичных документах.
Вторая — отсутствие надлежащего учета материальных ценностей, находящихся непосредственно в производственных цехах. Это приводит к:
Важно
Ответственность каждого бухгалтера за расходы, с которыми он работает при выполнении проводок, должна быть закреплена документально.
Устранить ошибку, несоответствие проще на этапе отражения хозяйственной операции, чем работая потом с обширной базой данной, тем более что бухгалтер «пропускает через себя» каждый документ, контактирует с исполнителем (мастер цеха, инженер по охране труда, начальник ОТК), который принес накладную, акт, наряд на начисление зарплаты, и поэтому может сразу получить необходимые разъяснения.
Если субсчета по счету 25 «Общепроизводственные расходы» построены на предприятии по видам расходов, например 25.1 — ремонт и техобслуживание зданий и сооружений, 25.2 — доставка работников на предприятие, тогда аналитикой выступает структурное подразделение — место возникновения затрат.
Важно придерживаться одной выбранной методики; не должно быть так, что сегодня под аналитикой подразумеваем одно, завтра — другое.
Какой вариант «Аналитики проводок» применять, решает не экономист — он ограничен такими факторами:
Какую бы передовую и обоснованную методику распределения ОПР экономист не разработал, внедрить ее без участия и положительного решения главного бухгалтера не получится.