Что такое опр в охране труда
Как провести оценку профессиональных рисков: рекомендации практикам
эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества
Интервью с экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков
В Школу охраны труда поступают вопросы о значимых для сферы охраны труда изменениях. Больше всего волнует тема оценки профессиональных рисков. Руководитель направления Охрана труда в Контур.Школе Наталья Герасименко поговорила с Андреем Любимовым, экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков, о том, как работодателям выбрать методы и провести оценку.
Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в ближайшее время?
Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.
У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.
В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.
Оценка профессиональных рисков — обязательная или рекомендательная процедура?
У нас есть подзаконные акты, которые позволяют работодателю уже сейчас проводить процедуру оценки профессиональных рисков. Эти документы дают понимание, что процедура будет обязательной, и те изменения, которые планируются в 10-м разделе Трудового кодекса РФ, подтвердят это.
Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Как выбрать методы оценки профессиональных рисков пока нет утвержденной методики?
Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:
К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.
Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.
Какие локальные документы нужно утвердить в организации по результатам оценки профрисков?
Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.
Образцы этих документов вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Следуя методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, мы понимаем, что это основные документы, которые должны быть в организации.
Остальные документы никак не регламентированы на законодательном уровне, но, возможно, в процессе работы с теми рисками, которые есть на ваших рабочих местах, у вас появятся и другие локальные документы.
Посоветуйте нашим читателям, как проводить оценку рисков: силами своей организации или отдать предпочтение внешним экспертам?
Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.
С оценкой профессиональных рисков такого нет — работодатель может провести ее своими силами, привлечь организацию или экспертов, которые ему в этом помогут.
Как показывает практика, провести полноценную оценку профессиональных рисков силами штатного специалиста по охране труда сложно. Работодателю необходимо сформировать комиссию или оценочную команду из специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, специалистов по отдельным технологическим процессам, а также специалистов, которые знакомы с методологией оценки рисков.
Я бы рекомендовал привлекать внешних экспертов или направлять членов внутренней комиссии на специальное обучение.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Оценка профессиональных рисков: что, зачем и как?
Время чтения: 9 мин
Что такое оценка профессиональных рисков?
Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору. Проводить её — одна из обязанностей работодателя. Для краткости ниже будем называть эту процедуру оценкой рисков или ОПР. Кроме этого нужно снижать и выявлять риски, а также информировать работников об опасностях при выполнении должностных обязанностей на предприятии. Но обо всем по порядку.
Обратите внимание, нужно учесть и оценить опасности не только для работников предприятия, но и для подрядчиков, участвующих в производственном процессе.
В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии).
При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах. Как правило, при исследовании рассматривают результаты специальной оценки условий труда, производственного контроля, заключений санитарно-эпидемиологического контроля, предписаний государственных органов (ГИТ, МЧС, Роспотребнадзора и т.д.). Чем больше элементов (документов, результатов, внешних и внутренних факторов) будет отражено в отчете, тем более качественным и полноценным он будет. Еще можно учитывать внешние факторы: экологическую обстановку, угрозу взрыва, ЧС, техногенных катастроф и аварий. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.
Классификатор опасностей может быть дополнен пунктами, которых нет в типовом положении о СУОТ
Оценивать профессиональные риски нужно в любом бизнесе и в любом учреждении. ОПР подлежат все рабочие места: в офисе, в детском саду, в ресторане, в обувном цехе или на литейном производстве.
Опять душат бизнес проверками?
Оценка профессиональных рисков — это новая головная боль, как для руководителей, так и для специалистов, потому что необходимо учесть много тонкостей и формальностей, плюс есть ряд неопределенностей. ГИТ уже издала предписания на этот счёт.
Предписание ГИТ
У процедуры есть и положительные стороны: ОПР помогает проверить условия труда сотрудников, состояние помещений, зданий, оборудования, порядок в документах. При систематическом подходе, который и подразумевает процедура управления профессиональными рисками, реальные риски должны сводиться из года в год к допустимому минимуму, обеспечивая большую безопасность при выполнении рабочих обязанностей.
Нормативная база. Эти законы обязывают и говорят, как проводить оценку рисков
Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?
В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.
Привлеку компанию. Сотрудник экспертной организации включается в комиссию по ОПР, идентифицирует опасности, проводит аудит документации и производства, затем на основании собранных данных подготавливает отчет.
На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.
Почему лучше обратиться в экспертную компанию:
При выборе компании уточните:
Сделаю сам. Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.
Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.
Существует еще третий вариант: провести самостоятельно с помощью ПО. Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.
У меня нет рисков меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?
Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.
Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.
Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.
Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.
Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.
Когда нужно провести оценку рисков?
Четкой трактовки нет, но по закону нужно своевременно выявлять риски, как только появляется возможность травмирования не только работников, но и других участников производственного процесса.
Работаете без оценки рисков — возможно наложение штрафа до 80 000 рублей
Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку
Сначала нужно определиться: проводить оценку самостоятельно или с привлечением экспертной компании. При выборе подрядной организации всё просто: в договоре указываются сроки, условия и цена работ. Дальше необходим только контроль за ходом выполнения задачи. Результатом работ по договору должен быть отчет или карты оценки рисков с приложениями.
Пример отчета
Отчет утверждается работодателем, эксперт лишь ставит свою подпись. В отчете указываются методы оценки, классификатор опасностей, индивидуальные карты с указанием величин рисков по каждому рабочему месту, а также мероприятия по снижению опасностей. Подавать отчет после составления и утверждения в трудовую инспекцию не нужно. Этот документ остается у вас до момента проверки.
Пример индивидуальной карты оценки рисков
Пример индивидуальной карты оценки рисков
В случае самостоятельного выполнения порядок действий до подготовки будет следующий:
1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками.
2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных.
3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков.
Документы для оценки рисков
Все результаты оценки рисков могут быть представлены в виде отчета, либо в виде отдельных документов. Сейчас требований по их оформлению нет. Главное, чтобы они были утверждены работодателем.
Основные отличия оценки профессиональных рисков от специальной оценки условий труда
Скачать таблицу можно по ЭТОЙ ССЫЛКЕ >>
Специальная оценка условий труда (СОУТ) | Оценка профессиональных рисков (ОПР) | |||||||||||||||||
Основание для проведения: | Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013″ N 426-ФЗ | 1.Ст.209 ТК РФ Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и 2. Ст.212 Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, 3. Ст.219 Каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих 4. Приказ от 10 ноября 2017 г. №655 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральной 5. Приказ №77 от 21 марта 2019 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральная служба 6.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. N 438. ГОСТ Р 12.0.010-2009 | ||||||||||||||||
Получаемые результаты: | 1.Отчет о ее проведении 2.Карты специальной оценки условий труда 3.Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов 4.Сводная ведомость, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников 5. Заключения эксперта организации | 1.Приказ о создании комиссии 2.Утвержденная методика оценки 3.Перечень мест для оценки 4.Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты) 6.План мероприятий по управлению рисками 7.Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах) | ||||||||||||||||
Кто может проводить: | СОУТ проводится сторонней аккредитованной организацией | Комиссия в составе руководителя организации и главных специалистов. А также с привлечением аккредитованного эксперта в состав комиссии. | ||||||||||||||||
Периодичность проведения: | СОУТ проводится 1 раз в 5 лет | Устанавливается работодателем самостоятельно. Пересматривается обязательно при любых изменениях, несчастных случаях, авариях и инцидентов. Пересмотр результатов проводится ежегодно. | ||||||||||||||||
Ответственность и штрафы: | Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб. Оценка профессиональных рисков в организацииВремя чтения: 14 мин Оценка рисков, идентификация, профессиональные риски — об этих понятиях вспоминает каждый ответственный по охране труда, когда его спрашивает проверяющий или компания, предлагающая взять на себя всю работу по оценке рисков. И каждый раз приходится судорожно вспоминать: «А есть ли у нас это? Нужно ли нам это и как это сделать?» Что такое профессиональные риски и можно ли ими управлять?Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов именно при исполнении работникам обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (Статья 219 Трудового Кодекса Российской Федерации). Стандарт ISO 45001:2018 «Система Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению» определяет: «Риск в области охраны здоровья и безопасности труда — это комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья, которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями)». Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации «управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков». Для простого понимания такого процесса, как управление профессиональными рисками, можно взглянуть на изображение ниже. На нём типовой процесс управления профессиональными рисками представлен в виде замкнутого процесса. Такая кольцевая схема хорошо иллюстрирует, что данная модель непрерывная: сначала идет идентификация опасностей и обнаружение рисков, потом анализ и оценка рисков, за ними планирование предупредительных и компенсирующих мероприятий, далее их внедрение, и в итоге контроль и расчёт эффективности, который снова переходит в идентификацию (не стоит понимать это буквально). Это непрерывный процесс, который является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации. Всё не должно ограничиваться только оформлением карты рисков.
Для эффективной работы всей процедуры оценки рисков необходима вовлеченность внутренней комиссии организации, которая проанализирует опасности, обнаружит риски, разработает профилактические меры. А самое главное исполнит требования Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н (далее — Типовое положение №438н): -п.33 (выберет порядок реализации оценки уровней профессиональных рисков), -п.35 (определит опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников), -п.39 (установит способы исключения или снижения уровней профессиональных рисков) ; Управление профессиональными рисками — процесс постоянный. Мы не можем просто произвести оценку уровня профессионального риска на рабочих местах на текущий момент и на этом забыть. Ведь завтра нам в организации могут установить технологическую линию по производству новой продукции, привезти на хранение опасные вещества, увеличить объемы производства и хранения или просто появиться новая профессия, а значит, могут появиться новые риски и опасности.
Тяжесть вероятного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности. Для наглядности понимания можно представить две компании – в одной работает тысяча человек, в другой всего десять, разумеется, риски выше в первой. Оценённые профессиональные риски всегда подлежат управлению. В конкретном случае управление должно выражаться описанием и измерением. Процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению. Мы не должны зацикливаться на одном методе или процедуре, а должны постоянно их усовершенствовать. Эффективность разработанных мер по управлению профессиональным рисками должна постоянно оцениваться. К примеру, мы провели работу по оценке рисков, разработали мероприятия по их снижению в начале года, а в конце года провели анализ их реализации и эффективности деятельности. В результате нужно ответить на ряд вопросов, например: «Привели ли эти меры к снижению травматизма? Появилась ли осведомленность работников с рисками в их работе? Внедрили ли какие-то технические средства для снижения рисков возникновения аварийности?» И ряд других вопросов.
Так, например, проведение повторного инструктажа – тоже можно считать мерой по снижению рисков. Внедрив в порядок проведения инструктажа элементы тренировок, выдачу учебных материалов, показ видеоматериалов, тестирования для проверки уровня знаний. Последовательно перебирая и усовершенствуя мероприятие за мероприятием, мы можем улучшить каждое из них. Необходимость проведения оценки профессиональных рисков в организацииВ настоящее время компаниям не стоит останавливаться на проведении СОУТ. Оценка профессиональных рисков также необходима. Ведь зачастую именно про неё в первую очередь спрашивают работники государственной инспекции труда и прокуратуры при расследовании несчастных случаев на производстве и задаются вопросами, были ли оценены риски, какие мероприятия проводились, был ли ознакомлен с рисками пострадавший работник. Инспекторский состав Ленинградской и Московской области уже в достаточной мере «набил руку» и знает, какие документы запрашивать в первую очередь при возникновении травматизма в организации. Эта же тенденция дошла и до других регионов, когда проверяющие интересуются проведенной работой в области профессиональных рисков. Как правило, постоянные законодательные нововведения попадают в топ-лист задач у надзорщиков в рамках плановых и внеплановых проверок по ОТ. Чтобы этого избежать, нам необходимо работать на опережение, занимаясь оценкой профессиональных рисков. Главный нюанс заключается в том, что оценивать риски придется только для сотрудников, работающих по трудовому договору. Частой ошибкой многих становится то, что под оценку рисков попадают и работники сторонних компаний (представители охраны, учащиеся учебных заведений и др.). Оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – в чем разница?Для неопытного специалиста на первый взгляд может показаться что оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – что-то смежное, а местами и вовсе одинаковое. Но это не так. Это кардинально разные процедуры. Это следует из Типового положение о системе управления охраной труда №438н. Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это идентификация вредных и опасных производственных факторов трудового процесса и расчёт их уровня воздействия на работника. Несмотря на то, что при расчете профессиональных рисков тоже приходится производить идентификацию, как и в СОУТ, в этой процедуре нам необходимо оценить вероятность риска в отличие определения его уровня воздействия. Зачастую результаты СОУТ можно использовать в оценке профессиональных рисков. Также наглядную разницу вышеуказанных мероприятий можно определить по основанию для их проведения:
Скачать таблицу можно по ЭТОЙ ССЫЛКЕ >> Как мы видим Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» определен четкий порядок проведения СОУТ. С оценкой рисков кажется, что вопросов больше, чем ответов, и обусловлено это отсутствием чётких указаний (порядка проведения) в представленных в таблице нормативных актах. Например, в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (далее – ТК РФ) установлено, что «работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья». В статье 219 ТК РФ указано, что «каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия опасных производственных факторов». То есть несмотря на указание об информировании, не устанавливается четкий порядок действий по определению рисков.
В пунктах 33-39 Типового положения №438н определено, что работодатель должен: В данном документе не приводятся конкретные методики и расчеты оценки риска, но указаны основные требования к процедуре оценке и управления профессиональными рисками, что даёт ответы на многие вопросы. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций С определением методики оценки рисков могут помочь: Часть информации по оценке рисков содержат ГОСТы, адаптированные на основе международных стандартов. Они помогают понять процедуру оценки рисков и могут служить опорой для ее проведения, но не более. Подводя общую черту под вопросом о законодательной базе, можно сделать вывод, что в настоящее время законодательство по оценке и управлению профессиональных рисков настолько неточно, что даже сами проверяющие не могут сказать точно, как всё должно выглядеть. Но в первую очередь они будут ориентироваться на пункты Типового положения №438н. Поэтому можно разрабатывать свою методику оценки рисков, главное потом доказать ее состоятельность инспектору при проверке. В итоге получается, что разработка всех процедур по оценке рисков и контроль за ними отдаётся на откуп знаниям специфики своего предприятия работодателем. Дополнительный анализ некоторых отличий СОУТ и оценки профессионального риска можно увидеть ниже.
Справка. Стоит упомянуть и ответственность за нарушение требований законодательства. Так, за отсутствие процедур управления рисками работодателя обяжут выплатить от 50 000 до 80 000 рублей на организацию по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, а именно за несоответствие требованиям Типового положения №438н«О системе управления охраной труда»). За отсутствие СОУТ грозит привлечение по ч. 2 ст. 5.27 КоАП: на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей, на организацию – от 60 000 до 80 000 рублей. Как мы видим, здесь штрафы практически идентичные. Полномочия по оценке рисковЕсли СОУТ должна проводить только аккредитованная организация, то оценка рисков — прерогатива сугубо работодателя. Законом не запрещено привлекать для этих целей сторонних консультантов и экспертов (по договорным обязательствам), которых можно включить в состав своей внутренней комиссии по приказу организации. Периодичность проведения оценки профессиональных рисковСОУТ, как мы знаем, проводится 1 раз в 5 лет. Периодичность оценки профессиональных рисков устанавливается работодателем самостоятельно, но оптимальной периодичностью считается проведение раз в полгода или раз в год. Как правило, в оперативном порядке риски пересматриваются при возникших несчастных случаях, авариях и инцидентах, изменениях в технологическом оборудовании, технологических процессах, улучшениях условий труда работников. Справка. Вертикально-интегрированные организации, соответствующие международным стандартам по безопасности, строго регламентируют в своих положениях сроки ежегодного пересмотра рисков. Чтобы наглядно представить карту оценки профессиональных рисков рассмотрим карту такой простой профессии, как воспитатель. На ней мы можем увидеть строки по численности работников на данном рабочем месте, выполняемые воспитателем в процессе своей трудовой деятельности работы, места выполнения работ и какие нештатные (аварийные) ситуации могут возникнуть. На основании этих аспектов далее определяются источники опасности. Идентификация и оценка опасностейВозьмём пример другой профессии в области образования, такой как преподаватель, осуществляющего процесс работы за персональным компьютером при заполнении электронного журнала. Основная опасность при использовании ПЭВМ и оргтехники — это поражение электрическим током вследствие отсутствия должного заземления или соприкосновения с оголенными участками проводов. Техническими мерами предотвращения удара электрическим током можно считать наличие защитного заземления в общем контуре заземления, периодическую проверку целостности изоляции, исправность электрооборудования, блоков питания, защитного отключения. Всё это можно считать организационными мерами. Для анализа вероятности возникновения несчастного случая анализируем общее техническое состояние оборудования. Если используется недавно ведённое в эксплуатацию, то класс риска можно считать средним, а отношение к риску — допустимым. Аналогичные действия производим и с остальными опасностями: Как правило, организация должна самостоятельно выбрать метод оценки профессиональных рисков исходя из специфики своей деятельности и технологических операций. Согласно п.36 и п.37 Типового положения №438н допускается использование разных методов, которые можно подобрать в ГОСТ Р 58771-2019 или ГОСТ 12.0.230.4-2018. Так наиболее распространенными методами считаются: Файна-Кинни, матричный, система Элмери, чек-листы, дерево причин. В представленном нами примере используется матричный метод. Вероятность оценивается по шкале, устанавливается класс и приемлемость в значении «допустимый». Далее перечисляются в перечне используемые для оценки рисков нормативные акты (Федеральные законы, Постановления, Приказы ГОСТ): Обязательным блоком является наличие членов комиссии, участвовавших в оценке профессиональных рисков, и строка ознакомления с ними работника (на картинке ниже):
Оценке профессиональных рисков подвергаются все профессии, которые существуют в штатном расписании организации, а также все виды работ и технологических процессов (операций), где существует риск возникновения несчастного случая или опасности. Для удобства в анализе можно использовать разработанные технологические карты, технологии работы, производственные инструкции, чек-листы выполнения работ. Порядок действий при самостоятельной оценке профрисковНа первый взгляд может показаться, что оценка профрисков – задача непосильная. Но все же выполнимая, если придерживаться следующего порядка действий: 1. Назначение комиссии оценки рисков с включением необходимых специалистов. 2. Внесение изменений в положение о СОУТ с указанием всех процедур управления профессиональными рисками. 3. Выбирается методика расчета рисков. Самый оптимальный и простой метод, как и говорилось выше, матричный. 4. Утверждается перечень рабочих мест. 5. Идентифицируются опасности, присутствующие на рабочих местах, или которые могут возникнуть.
6. Оценивается уровень риска по выбранной методике (в нашем случае – по матричной). 7. Заносятся результаты в карты. 8. Разрабатывается общий классификатор опасностей. 9. Утверждается план мероприятий. 10. Проводится информирование работников с рисками. 11. Ежегодно повторяется оценка вероятности возникновения опасностей. Документы по оценке рисковДля документального регламентирования проведения работ по оценке рисков необходимо утвердить: Однако стоит учесть нюанс взаимосвязанности всех этих документов, чтобы внешне было понятно, какой документ вытекает из ранее созданного. Поэтому перед проведением оценки рисков необходимо привести все документы в порядок: положения должны между собой стыковаться, указанные в приказах ответственные лица должны отражаться в картах оценки рисков и т.д. Для проверяющего лаконичность и проработанность в документации – один из показателей того, что перед ним работа компетентного специалиста. Как мы выяснили, проведение оценки профессиональных рисков в организации необходимо и нужно. Понимание глубокого анализа всех опасностей, которым может подвергаться работник, даёт работодателю время на проведение предупредительных мер по предотвращению или снижению рисков возникновения несчастных случаев, аварийности, чрезвычайным ситуациям. А, следовательно, сохранению жизни и здоровья людей. Запись вебинара по оценке профессиональны рисков
|