Что такое оптическая дальность видимости огня
Что такое оптическая дальность видимости огня
Дальность видимости предмета и огней
Дальность видимости предмета Дп складывается из дальности видимого горизонта с высоты глаза наблюдателя Де и дальности видимого горизонта с высоты предмета Дh(рис. 5), т.е.
Применяя формулу (8) для Дe и Дh в милях, получим
(9)
где h — высота предмета, м.
Формула (9) не учитывает разрешающей способности человеческого глаза и поэтому дает достоверные результаты при расчете дальности видимости (дальности открытия или закрытия) огней в темное время суток.
Днем предмет становится видимым на меньшем расстоянии, когда его угловая высота над видимым горизонтом превысит разрешающую способность глаза наблюдателя в данных условиях. Разрешающая способность зависит от условий видимости, контрастности фона с предметом, кратности бинокля или оптического пеленгатора и прочих, условий наблюдения.
Рис. 5. Дальность видимости предмета
На морских навигационных картах и в пособиях для плавания дальность видимости огней и маяков (Дк) показана с учетом высоты глаза наблюдателя е = 5 м
Обычно высота глаза наблюдателя отличается от указанной величины, поэтому для вычисления дальности видимости маяков и огней Дк необходимо исправить поправкой (см. рис. 5):
Иногда оптическая дальность отличается от географической. Поэтому на картах и в навигационных пособиях показывают меньшую из двух рассмотренных дальностей. Оптическая дальность обычно бывает меньше географической у портовых огней, а также у маяков, расположенных высоко над уровнем моря.
Чтобы не ошибиться в расчетах времени открытия или закрытия маяка, следует сравнить дальность видимости, показанную на карте с географической высоты е = 5 м. Если окажется, что
то это означает, что на карте показана оптическая дальность видимости. Ее не исправляют поправкой ΔДK на высоту глаза наблюдателя. Для вычисления географической дальности видимости предметов можно использовать номограмму (приложение 6 к Мореходным табли-. цам МТ — 75). Кроме этого, Дп можно получить, выбрав Де и Дh из таблицы 22 МТ — 75.
Географическая, метеорологическая, номинальная, стандартная, оптическая дальность видимости.
Дата добавления: 2014-09-05 | Просмотров: 4446
Если наблюдатель, высота глаза которого находится на высоте еМ над уровнем моря (т.А рис. Дальность видимости ориентиров в море), наблюдает линию горизонта (т. В) на расстоянии Dе (миль), то, по аналогии, и с ориентира (т. Б), высота которого над уровнем моря hМ, видимый горизонт (т. В) наблюдается на расстоянии Dh (миль).
Из рисунка очевидно, что дальность видимости предмета (ориентира), имеющего высоту над уровнем моря hМ, с высоты глаза наблюдателя над уровнем моря еМ будет выражаться формулой:
Дальность видимости ориентиров в море.
Дальность видимости, рассчитанная по этой формуле называется географической дальностью видимости.
По этой формуле рассчитана таблица 2.3. «МТ-2000».
Высота предмета h (метры) | Высота глаза наблюдателя над уровнем моря, е, (метры) | Высота предмета h (метры) | |||||||||||
МИЛИ | |||||||||||||
5,9 | 6,5 | 7,1 | 7,6 | 8,0 | 8,4 | 8,8 | 9,2 | 9,5 | 9,8 | 10,1 | 10,4 | 10,7 | 11,0 |
6,5 | 7,2 | 7,8 | 8,3 | 8,7 | 9,1 | 9,5 | 9,8 | 10,2 | 10,5 | 10,8 | 11,1 | 11,4 | 11,7 |
7,1 | 7,8 | 8,3 | 8,8 | 9,3 | 9,7 | 10,0 | 10,4 | 10,7 | 11,1 | 11,4 | 11,7 | 11,9 | 12,2 |
7,6 | 8,3 | 8,8 | 9,3 | 9,7 | 10,2 | 10,5 | 10,9 | 11,2 | 11,5 | 11,9 | 12,2 | 12,4 | 12,7 |
8,0 | 8,7 | 9,3 | 9,7 | 10,2 | 10,6 | 11,0 | 11,3 | 11,7 | 12,0 | 12,3 | 12,6 | 12,9 | 13,2 |
8,4 | 9,1 | 9,7 | 10,2 | 10,6 | 11,0 | 11,4 | 11,7 | 12,1 | 12,4 | 12,7 | 13,0 | 13,3 | 13,6 |
8,8 | 9,5 | 10,0 | 10,5 | 11,0 | 11,4 | 11,8 | 12,1 | 12,5 | 12,8 | 13,1 | 13,4 | 13,7 | 13,9 |
9,2 | 9,8 | 10,4 | 10,9 | 11,3 | 11,7 | 12,1 | 12,5 | 12,8 | 13,1 | 13,4 | 13,7 | 14,0 | 14,3 |
9,5 | 10,2 | 10,7 | 11,2 | 11,7 | 12,1 | 12,5 | 12,8 | 13,2 | 13,5 | 13,8 | 14,1 | 14,4 | 14,6 |
10,1 | 10,8 | 11,4 | 11,9 | 12,3 | 12,7 | 13,1 | 13,4 | 13,8 | 14,1 | 14,4 | 14,7 | 15,0 | 15,3 |
Географическую дальность видимости предметов можно определить с помощью номограммы Струйского, соединив значения высоты глаза наблюдателя (правая шкала) и значения высоты объекта ( левая шкала). На пересечении этой линии со средней шкалой получаем значение географической дальности видимости в морских милях.
Высоту объекта выбираем из руководства «Огни и знаки».
Образец таблицы «Огни и знаки Черного и Азовского морей» № 2217.
№ п/п | Название и положение широта N и долгота E Год(ы) учреждения и модернизации | Цвет, характер и дальность видимости огня | Описание маяка, знака, буя | Секторы освещения, направления створов, звукосигнальные средства РТСНО, дополнительные сведения | ||||||||||||||||||||||
Высота сооружения от основания, м | Высота огня, знака от уровня моря, м | |||||||||||||||||||||||||
Змеиный На острове Змеиный 45°15′ 30°12′ 1856, 1952 | Бл Пр (4,5с) пр. 1,5 темн. 3,0 17 М |
| РМ К Резервный Бл. Гр Пр (3) (15с)
В ночное время дальность видимости маячных огней определяется оптической дальностью видимости. Оптическая дальность видимости огня зависит от силы источника света, от свойств оптической системы маяка, прозрачности атмосферы и от высоты установки огня. Оптическая дальность видимости может быть больше или меньше дневной видимости одного и того же маяка или огня; эта дальность определяется экспериментальным путем из многократных наблюдений. Оптическая дальность видимости маяков и огней подбирается для ясной погоды. Обычно светооптические системы подбирают так, чтобы оптическая и дневная географическая дальности видимости были одинаковыми. Если эти дальности отличаются одна от другой, то на карте указывается меньшая из них. Номинальной дальностью видимости огня называют оптическую дальность видимости при метеорологической дальности видимости 10 миль (ד = 0,74). Термин рекомендован Международной ассоциацией маячных служб (МАМС) и применяется за рубежом. На отечественных картах и в руководствах для плавания указывают стандартную дальность видимости (если она меньше географической). Стандартная дальность видимости — это оптическая дальность при метеорологической видимости 13,5 мили (ד= 0,80). В навигационных пособиях «Огни», «Огня и знаки» имеются таблица дальности видимости горизонта, номограмма видимости предметов и номограмма оптической дальности видимости. В номограмму можно войти по силе света в канделах, по номинальной (стандартной) дальности и по метеорологической видимости, в результате чего получить оптическую дальность видимости огня. Метеорологическая дальность видимости является одной из характеристик прозрачности атмосферы, и ее следует отличать от реальной дальности видимости различных объектов, которая зависит не только от прозрачности атмосферы, но и от цвета объектов, их размеров, удаленности от пункта наблюдений, освещенности и фона. Метеорологической дальностью видимости называется то наибольшее расстояние, с которого в светлое время суток можно обнаружить на фоне неба вблизи горизонта (или на фоне воздушной дымки) абсолютно четкое тело достаточно больших угловых размеров (больше 15 угловых минут). Видимость определяется с верхнего мостика. Оценивается она по международной 10-балльной шкале (от 0 до 9 баллов) в метрах, километр кабельтовых, милях. При плавании вблизи берегов следует определять видимость отдельно в сторону моря и отдельно в сторону берегов и записывать в журнал наименьшую видимость. Для определения видимости в сторону берегов используются имеющиеся в поле зрения и обозначенные на карте отдельные мысы, горы, здания, маяки, знаки и т.п., расстояние до которых известно Объекты должны быть видимы с места наблюдения под углом не более 5-6° к горизонту. В исключительных случаях, при видимости более 1 мили, допускается использование объектов, видимых под углом к горизонту до 11°. В открытом море, вдали от берегов, при отсутствии в поле зрения каких бы то ни было объектов, необходимых для определения метеорологической дальности видимости, допускается оценка так называемой реальной поверхности моря. При отсутствии других сведений о видимости, величина реальной видимости используется как вспомогательная характеристика в оперативных целях. Оценка реальной видимости поверхности моря производится по четкости линии действительного горизонта или по дальности видимости поверхности моря, определяемой визуально (табл. 2.). При этом следует руководствоваться следующими принципами: а) если видимость настолько хорошая, что поверхность моря видна вплоть до линии горизонта, то балловая оценка реальной видимости поверхности моря определяется в зависимости от высоты места наблюдений по четкости линии горизонта согласно табл. 2.; б) если видимость настолько плоха, что линия действительного горизонта не видна, то наблюдатель старается определить на глаз, на каком расстоянии поверхность моря становится невидимой.
Судоводитель должен экспериментально накапливать информацию о дальностях открытия конкретных огней и знаков в районе плавания в различных метеоусловиях. При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.036 сек.) Дальность видимостиДальность видимостиПредельно ясно, что чем выше над землей (поверхностью воды) будет расположен глаз наблюдателя, тем больше будет и дальность видимого горизонта. Дальность видимого горизонта на море измеряется в милях и определяется по формуле: Для получения результата в километрах: Дальность видимости предметов и огней. Дальность видимости предмета (маяк, другое судно, сооружение, скала и т.д.) на море зависит не только от высоты глаза наблюдателя, но и от высоты наблюдаемого предмета ( рис. 163 ). Следовательно дальность видимости предмета (Dn) будет суммой De и Dh. Дальность видимости предмета над уровнем воды определяется по формулам: Dп = 2,08 ( √е + √h ), мили; Решение: Dп = 2,08 (√е + √h) Ответ: Маяк откроется наблюдателю на расстояние около 14,6 мили. На практике судоводители дальность видимости предметов определяют либо по номограмме ( рис. 164 ), либо по мореходным таблицам, используя при этом карты, лоции, описания огней и знаков. Следует знать, что в упомянутых пособиях дальность видимости предметов Dk (дальность видимости карточная) указана при высоте глаза наблюдателя е = 5 м и, чтобы получить истинную дальность конкретного предмета, необходимо учесть поправку DD для разницы видимости между фактической высотой глаза наблюдателя и карточной е = 5 м. Эта задача решается при помощи мореходных таблиц (МТ). Определение дальности видимости предмета по номограмме осуществляется следующим образом: линейка прикладывается к известным значениям высоты глаза наблюдателя е и высоты предмета h; пересечение линейки со средней шкалой номограммы дает значение искомой величины Dn. На рис. 164 Dп = 15 м при е = 4,5 м и h = 25,5 м. Рис. 164. Номограмма для определения видимости предмета. При изучении вопроса о дальности видимости огней в ночное время следует помнить, что дальность будет зависеть не только от высоты расположения огня над поверхностью моря, но и от силы источника освещения и от вида осветительного аппарата. Как правило, осветительный аппарат и сила освещения рассчитываются для маяков и других навигационных знаков таким образом, чтобы дальность видимости их огней соответствовала дальности видимости горизонта с высоты огня над уровнем моря. Судоводитель должен помнить, что дальность видимости предмета зависит от состояния атмосферы, а также топографических (цвет окружающего ландшафта), фотометрических (цвет и яркость предмета на фоне местности) и геометрических (размеры и форма предмета) факторов. Лекции по навигации доцент кафедры судовождения«Дальность видимости горизонта, предметов и огней в море» Линией теоретического горизонта называется малый круг КК, образованный лучами зрения, касательными к поверхности воды. Земной рефракцией называется явление искривления зрительного луча в атмосфере Земли. Видимым горизонтом наблюдателя называется малый круг ВВ, образованный лучами зрения с учётом земной рефракции. R1 – радиус кривой АВ, по которой распространяются лучи зрения. Наклонением горизонта d называется угол между плоскостью истинного горизонта и направлением на видимый горизонт. Д альностью видимого горизонта Де называется сферический радиус видимого горизонта. По малости величины высоты глаза наблюдателя е по сравнению с радиусом Земли можно принять ДеАВ АВ. В судовождении необходимо знать Де и d. Дальность видимости огней и предметов в море Географической (геометрической) дальностью видимости предметов Дп называется расстояние, на котором наблюдатель увидит вершину предмета над горизонтом. С учётом разрешающей способности человеческого глаза по углу где h – высота предмета, м. Разрешающей способностью человеческого глаза по углу называется наименьший угол, на котором наблюдатель различит предмет (или два предмета раздельно). Зависит от состояния атмосферы и физиологических способностей человеческого глаза (2). При расчёте дальности видимости огней ночью =0. Тогда На российских навигационных картах и в пособиях указана дальность видимости огней Дк для стандартной высоты глаза наблюдателя е=5 м. (На адмиралтейских е=15 футов). Если высота глаза наблюдателя другая, то необходимо рассчитать поправку и прибавить её к Дк. (Для расчёта Дп служит табл. 2.3 и номограмма 2.4 МТ-2000). Оптической (ночной) дальностью видимости называется дальность видимости, которая зависит от способности человеческого глаза различать предмет по яркости на некотором фоне. Зависит от силы света наблюдаемого огня. На картах и в руководствах указывается меньшая из дальностей (оптическая или геометрическая). Поэтому, прежде чем исправлять Дк поправкой за высоту глаза наблюдателя, необходимо по условиям определить, какая дальность указана на карте. Если это условие выполняется, то на карте указана оптическая дальность, и Дп поправкой за высоту глаза наблюдателя исправлять не следует. В противном случае на карте указана геометрическая дальность и следует пользоваться поправкой . Если Дк Лекция №9 «Предмет и назначение морской лоции. Руководства и пособия для обеспечения мореплавания» Литература: Ермолаев Г. Г. Морская лоция: Учебник для вузов морского транспорта. 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Транспорт, 1982. – 392 с. Морская лоция – раздел судовождения, изучающий условия плавания в океанах и морях, рассматривающий системы навигационного оборудования, а также принципы использования карт и пособий для плавания и поддержания их на уровне современности. Предметом морской лоции является установление оптимального и безопасного пути морского судна. Морские навигационные руководства и пособия (МНР и МНП) представляют собой издания Главного управления навигации и океанографии министерства обороны РФ (ГУНиО МО РФ) и других ведомств, содержащие навигационную, гидрографическую, гидрометеорологическую, геофизическую и гидробиологическую информацию для мореплавателей по районам Мирового океана, а также правила и рекомендации по обеспечению безопасности плавания, международно-правовые сведения, необходимые для решения совместно с морскими картами задач мореплавания, использования природных ресурсов и специальных задач. Классификация МНР и МНП МТ-2000, МАЕ, таблицы расстояний, справочники и т. д. Каталоги, лоции, Огни и знаки, РТСНО и т. д. МНР – официальные издания, содержащие правила, наставления, указания, невыполнение которых возлагает на мореплавателя ответственность за возможные последствия. МНП – официальные издания, содержащие справочную информацию. Каталог карт и книг – это основной документ по систематизации карт, руководств и пособий для плавания в судовых условиях. Лоция – МНР, в котором содержится информация об условиях плавания в описываемом районе. В сочетании с данными на морских навигационных картах она позволяет производить опознание на местности географических объектов и назначать безопасный курс судна. Огни и знаки – МНР, в котором содержится информация для мореплавателей о всех штатных средствах навигационного оборудования (СНО), за исключением вех. Радиотехнические средства навигационного оборудования (РТСНО) – МНР, в которых содержится информация о радионавигационных системах (РНС), морских радиомаяках (РМк), аэрорадиомаяках (АэроРМк), радиопеленгаторных станциях (РПС), радиолакационных маяках (РЛМк) и других РТСНО. Каждое руководство и пособие имеет адмиралтейский номер, который состоит из 4-х цифр: Вторая цифра – океан (1 – Северный Ледовитый, 2 – Атлантический, 3 – Индийский, 4 – Тихий); Третья и четвёртая цифры – порядковый номер руководства или пособия на данном океане. Пример: 1225 – лоция, относящаяся к Атлантическому океану, с порядковым номером 25; 3401 – РТСНО; 2401 – Огни и знаки; 7401 – каталог карт и книг. Литература по докладу: Рюттен М. Г. Приливы и динозавры. Географической картой называется уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, полученное по определённому математическому закону. Морская карта – это частный случай географической карты. Предназначена для обеспечения мореплавания. Общая классификация морских карт Морские карты делятся на навигационные морские, справочные и вспомогательные карты. Навигационные мосркие карты подразделяются на: собственно навигационные морские (НМК), радионавигационные морские (РНК), навигационно-промысловые (НПК) и карты для внутренних водных путей (КВВП). К вспомогательным картам относятся: морская карта-сетка (МКС), бланковая морская карта (БМК), кодировочные карты (рыбопромысловые сетки, которые наносятся на НМК в виде квадратов розового света), карты для прокладки дуги большого круга (карты в гномонической проекции). К справочным картам относятся: обзорные морские карты (ОМК), карты радиомаяков и радиостанций, карты элементов земного магнетизма, карты часовых поясов, карты гидрометеорологических элементов, карты морских грунтов, батиметрические карты, карты телеграфно-телефонных и силовых кабелей, шлюпочные карты (к комплекту прилагается палетка, параллельная линейка, циркуль-измеритель, описание пользования палеткой, карандаш, резинка) Масштабом карты называется отношение бесконечно малого отрезка на карте к соответствующему отрезку на местности. На карте указывается главный численный масштаб по заданной параллели. Предельной точностью масштаба называется длина отрезка на местности, соответствующая длине отрезка на карте, равном 0,2 мм. Для определения предельной точности масштаба необходимо знаменатель численного масштаба умножить на 0,2 мм. Классификация морских навигационных карт по масштабу Геодезическая и высотная основы морских карт Геодезическая основа морской карты представляет собой систему координат опорных пунктов, данных в единой системе геодезических координат и отнесённых к поверхности определённого референц-эллипсоида. Высотная основа морских карт представляет собой уровенную поверхность от которой наносятся высоты объектов и морские глубины. Для высот и глубин чаще всего используются разные уровенные поверхности. Отсчётный горизонт, к которому приведены глубины, называется нулём глубин. Отсчётным пунктом единой системы высот в РФ является нуль Кронштадского футштока (средний многолетний уровень Балтийского моря). Высоты могут указываться относительно среднего уровня моря, а в морях с приливами относительно уровня полных сизигийных вод. Высоты несветящих навигационных знаков указывают в виде дроби (в числителе – от уроня моря, в знаменателе – высота знака). За начало отсчёта глубин (нуль глубин) на морях без приливов в РФ принимается средний многолетний уровень моря (СМУ), на морях с приливами 50 см и более – наинисший теоретический уровень (НТУ), соответствующий наинисшему теоретическому уровню. Нумерация российских морских карт НМК имеют адмиралтейский номер, который остоит из пяти цифр: первая – океан или его часть (1 – Северный Ледовитый, 2 – северная часть Атлантического океана, 3 – южная часть Атлантического океана, 4 – Индийский океан, 5 – южная часть Тихого океана, 6 – северная часть Тихого океана); вторая – масштаб (0 – генеральные, 1, 2, 3, 4 – путевые, 5 и 6 – частные, 7 – резерв, 8 и 9 – планы); третья – район океана или моря; четвёртая и пятая – порядковый номер карты в данном океане или его части. Вспомогательные и справочные карты также имеют адмиралтейский номер, который начинается с цифры 9. Классификация морских навигационных карт по масштабу Предельная точность масштаба, м 1. Для общего изучения условий плавания 2. Для навигационных расчетов 3. Для предварительной прокладки 4. Для прокладки пути судна при плавании отдельным морем в большом удалении от берегов Для обеспечения ведения навигационной прокладки при плавании вдоль побережий в значительном удалении от берегов и вне его видимости 1. Для обеспечения подхода к берегу с моря 2. Для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т, д.) 1. Для руководства при входе в порты, гавани, бухты, на якорные места, рейды и т. д. 2. При перемещении, швартовке и постановке на якорь внутри акваторий, указанных в п. 1 3. Для обеспечения производства гидротехнических и дноуглубительных работ «КОРРЕКТУРА МОРСКИХ КАРТ И РУКОВОДСТВ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ» 1. Н. В. Авербах и др. Корректура морских карт и руководств для плавания. 2. Правила корректуры, комплектования и хранения карт и руководств для плавания на судах гражданских ведомств. Корректурой называется систематический процесс исправления карт и руководств для плавания с целью приведения их на уровень современности. Печатные корректурные документы : Извещения мореплавателям Главного управления навигации и океанографии МО РФ (ИМ ГУНиО); Структура, ИМ ГУНиО Выпуск №1. 2. Приложения к ИМ ГУНиО; 3. Извлечения из ИМ ГУНиО ГС флотов; 4. Вклейки на карты; 5. Сводные корректуры (для контроля); 6. Дополнения к руководствам для плавания (содержат сведения об изменениях навигационной обстановки, появившихся после издания руководства); 7. Еженедельные бюллетени навигационных предупреждений. Все ИМ, в зависимости от срока действия навигационной информации подразделяются на постоянные, временные (В) и предварительные (П). Раз в полгода издаются нумерники ИМ (полугодовые и годовые), которые служат для контроля корректуры. Один раз в год издаётся Перечень перечень временных и предварительных ИМ, также для контроля. Подшивки ИМ на судне хранятся 2 года (за предшествующий и текущий год). Электронные выпуски ИМ ГУНиО (ЭВИМ) Правомочность ЭВИМ определена в ИМ № 792 (выпуск №8 от 13.02.1999 г.). Отметка о корректуре на картахНАВИГАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПЕРЕДАВАЕМАЯ ПО РАДИО В рамках ВСРНП передаются: Районные предупреждения НАВАРЕА (NAVAREA). Представляют собой радионавигационные предупреждения дальнего радиуса действия (охватывает свой район и 700 миль за его пределами), составленные районным координатором на свой район и переданные через мощную радиостанцию. Прибрежные предупреждения ПРИП (COASTAL WARNINGS). Это радионавигационные предупреждения, относящиеся к региону или части района, объявляемые координатором через береговые радиостанции. Местные предупреждения (LOCAL WARNINGS). Это предупреждения, предусмотренные ВСРНП, относящиеся к району, находящемуся в пределах юрисдикции портовых властей. Дополнительно в РФ мореплавателям передаются: Навигационные предупреждения (НАВИП) и гидрометеорологические сообщения (МЕТЕО) на русском языке. НАВИП – это радионавигационные предупреждения на территориальные воды иностранных государств и воды открытого моря, передаваемые радиостанциями РФ. Перечень навигационной информации в НАВИП аналогичен перечню информации в НАВАРЕА и ПРИП. Перечень радиостанций и порядок передачи ими навигационной информации приводятся в расписаниях передач навигационных и гидрометеорологических сообщений (см. Каталог карт и книг). С 1993 г. в соответствии с Международной Конвенцией по охране человеческой жизни на море SOLAS-74 навигационная информация на морские суда дополнительно передаётся по системе NAVTEX. НАВТЕКС (навигационный телекс) – это международная автоматизированная система передачи навигационных, метеорологических предупреждений и срочной информации в режиме узкополосного буквопечатания. Служба использует частоту 518 кГц на английском языке в системе времени UTC. Приём информации обеспечивается в радиусе до 400 миль от береговой радиостанции. Приём осуществляется в автоматическом режиме судовым приёмником. Информация выдаётся в буквенно-цифровом виде на бумажной ленте (показать). Требования Международного стандарта к НАВТЕКС приведены в изданиях IMO: IMO NAVTEX Manual, 1994. Корректура выполненная по сообщениям, передаваемым по радио является временной. Делается простым карандашом и по мере получения печатных корректурных документов должна обновляться. После выполнения корректуры делается отметка. Учёт циркуляции при счислении ЛитератураФадюшин С. Г. Учёт циркуляции при счислении: Уч.-метод. пос. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. 22 с. Справочник по теории корабля: Том. 3. Управляемость судов/ Под ред. Войткунского Я. И. Если на движущемся судне переложить руль на некоторый угол и удерживать его в этом положении, то оно начнет перемещаться по криволинейной траектории. Такое движение судна, а также траекторию движения его центра тяжести называют циркуляцией. Учитывать циркуляцию требуется при плавании в стесненных навигационных условиях (вблизи берегов и в уз-костях), когда прокладка ведется на картах крупного масштаба, для повышения точности графического счисления и предупреждения сближения судна с надводными и подводными опасностями. Циркуляцию необходимо учитывать также при плавании по фарватерам, при поворотах и выходах с одной линии створа на другую. Учет циркуляции на движущемся судне затруднен и зачастую по объективным причинам не может быть реализован в том виде, в котором он предлагается в настоящей работе. Но для обеспечения безопасности мореплавания судоводитель должен знать и четко представлять себе все этапы и особенности, сопутствующие этому процессу. Характерную особенность в поведении корабля на циркуляции довольно точно отметил адмирал С.О. Макаров. Он писал, что прежде всего следует уяснить, что руль двигает в сторону не нос. а корму корабля и что точка вращения корабля находится далеко впереди центра корабля. Эту и другие особенности движения корабля на циркуляции и должен четко уяснить себе судоводитель. Циркуляцией называется процесс движения судна при перекладке руля (или другого средства управления) из нулевого положения на некоторый угол и удержания его в этом положении. Термином циркуляция обозначается также траектория движения судна, сопутствующая этому процессу. Различают три периода циркуляции: маневренный, эволюционный и установившийся. Маневренный период по времени совпадает с продолжительностью перекладки руля. Эволюционный период начинается с момента окончания перекладки руля и заканчивается, когда элементы движения судна перестанут изменяться во времени. Установившийся период начинается с момента окончания второго периода и длится все время, пока руль находится в переложенном положении. Движение судна в третьем периоде принято называть установившейся циркуляцией. Примечание: индекс с означает установившуюся циркуляцию. При движении судна на установившейся циркуляции каждая точка по длине судна описывает окружность. Эти окружности имеют общий центр, именуемый центром циркуляции. Под характеристиками циркуляции понимаются соответствующие характеристики центра тяжести судна.
|