Что такое оратория в музыке кратко

Значение слова «оратория»

Что такое оратория в музыке кратко. Смотреть фото Что такое оратория в музыке кратко. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке кратко. Картинка про Что такое оратория в музыке кратко. Фото Что такое оратория в музыке кратко

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОРАТО’РИЯ, и, ж. [латин. oratorium от oro — говорю, молю]. 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратории Баха. 2. В католическом храме — часть, предназначенная для молящихся (архит.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

орато́рия

1. музыкальное произведение для хора ◆ Академический хор исполнил ораторию Гайдна.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое оратория в музыке кратко. Смотреть фото Что такое оратория в музыке кратко. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке кратко. Картинка про Что такое оратория в музыке кратко. Фото Что такое оратория в музыке краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова булгар (существительное):

Синонимы к слову «оратория&raquo

Предложения со словом «оратория&raquo

Цитаты из русской классики со словом «оратория»

Сочетаемость слова «оратория&raquo

Понятия со словом «оратория»

Афоризмы русских писателей со словом «оратория&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «оратория&raquo

Постепенно эти выступления принимают вид открытых концертов, доступных многим лондонцам и состоящих из импровизаций на клавесине в антрактах между действиями опер и на органе – между частями ораторий.

То исполнялась итальянская оратория, то ставилась французская опера, то на карнавале придворные дамы, переодетые крестьянками, танцевали старинные народные танцы.

Как и в опере, формой сольного пения в оратории является ария.

Источник

ОРАТОРИЯ

Оратории про­дол­жа­ли со­чи­нять ком­по­зи­то­ры вен­ской клас­сической шко­лы, хо­тя и не так мно­го, как в эпо­ху ба­рок­ко. К зна­ме­нитым об­раз­цам от­но­сят­ся со­чи­не­ния Й. Гайд­на «Семь пос­лед­них слов на­ше­го Спа­си­те­ля на кре­сте» (около 1795 года), «Со­тво­ре­ние ми­ра» (1798) и «Вре­ме­на го­да» (1801). В твор­че­ст­ве ком­по­зи­то­ров-ро­ман­ти­ков XIX века Оратория пред­став­ле­на ду­хов­ны­ми со­чи­не­ния­ми Ф. Мен­дель­со­на («Па­вел», 1836; «Илия», 1846) и Ф. Лис­та («Ле­ген­да о Святой Ели­за­ве­те», 1862; «Хри­стос», 1872). В русской му­зы­ке XIX века Оратории еди­нич­ны: «Ми­нин и По­жар­ский» С.А. Дег­тя­рё­ва (1811), «По­те­рян­ный рай» А.Г. Ру­бин­штей­на (1856).

В XX веке ин­те­рес к Оратории воз­ро­дил­ся. В Рос­сии в советский пе­ри­од Оратория (на­ря­ду с кан­та­той) бы­ла вы­со­ким «офи­ци­аль­ным» жан­ром, в ко­то­ром до­ми­ни­ро­ва­ла те­ма гражданского по­д­ви­га; в этом жан­ре ра­бо­та­ли Ю.А. Ша­по­рин («Ска­за­ние о бит­ве за рус­скую зем­лю», 1944), Д.Д. Шос­та­ко­вич («Песнь о ле­сах», 1949), С.С. Про­кофь­ев («На стра­же ми­ра», 1950), Г.В. Сви­ри­дов («Па­те­ти­че­ская ора­то­рия», 1959), Р.К. Щед­рин («Ле­нин в серд­це на­род­ном», 1969). Оратория ста­ла «ла­бо­ра­то­ри­ей» для раз­но­го ро­да экс­пе­ри­мен­тов в твор­че­ст­ве ря­да ев­ропейских и российских ком­по­зи­то­ров: И.Ф. Стра­вин­ско­го («Царь Эдип», 1927), А. Онег­ге­ра («Царь Да­вид», 1923; «Жан­на д’Арк на ко­ст­ре», 1935), К. Ор­фа («Ко­ме­дия о кон­це вре­мён», 1973), К. Пен­де­рец­ко­го («Стра­сти по Лу­ке», 1966), Х.В. Хен­це («Плот Ме­ду­зы», 1968), В.А. Гав­ри­ли­на («Во­ен­ные пись­ма», 2-я редакция, 1995; «Ско­мо­ро­хи», 1967), Э.В. Де­ни­со­ва («Ис­то­рия жиз­ни и смер­ти Ии­су­са Хри­ста», 1992).

Источник

Оратория

(итал. oratorio, от позднелат. oratorium — молельня, лат. oro — говорю, молю)

крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. близка к кантате (См. Кантата), от которой отличается бо́льшими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16—17 вв.; на формирование О. оказали влияние жанры оперы (См. Опера) и Мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических Мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке — Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы — Речитативы и Арии да капо; О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы — А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. — т. н. «Страсти».

Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30—40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»); Генделю принадлежат и О. на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха — т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. связан с творчеством И. Гайдна; его О., написанные в конце 18 в. («Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. — А. Онеггер («Жанна д’Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).

1-я русская О. относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О. — «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.

Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., I grandi dell’ oratoria, Mil., 1964.

Источник

Оратория

И. Э. Манукян.

Полезное

Смотреть что такое «Оратория» в других словарях:

ОРАТОРИЯ — (лат. oratorium храм, молельня). Род религиозной драмы или эпоса, положенных на музыку и исполняемых оркестром с разнородным пением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРИЯ в тесном смысле слова… … Словарь иностранных слов русского языка

Оратория — (итальянское oratorio, от латинского oro говорю, молю), многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. В отличие от кантаты имеет сюжетную основу, большие размеры и эпически монументальный характер … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОРАТОРИЯ — (итл. oratorio от лат. oro говорю, молю), музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико драматическим… … Большой Энциклопедический словарь

ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, оратории, жен. (лат. oratorium от oro говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В… … Толковый словарь Ушакова

ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, и, жен. Монументальное эпико драматическое музыкальное произведение для хора, певцов солистов и оркестра. | прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОРАТОРИЯ — жен., лат. наука красноречия, витийство; | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор муж. ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде … Толковый словарь Даля

оратория — сущ., кол во синонимов: 1 • произведение (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Оратория — (ит. oratorio, лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Оратория — (лат. oratorium, итал. oratorio) крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от… … Википедия

Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. oratorium молельня, лат. oro говорю, молю) крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *