Что такое оратория в музыке кратко
Значение слова «оратория»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОРАТО’РИЯ, и, ж. [латин. oratorium от oro — говорю, молю]. 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратории Баха. 2. В католическом храме — часть, предназначенная для молящихся (архит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
орато́рия
1. музыкальное произведение для хора ◆ Академический хор исполнил ораторию Гайдна.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова булгар (существительное):
Синонимы к слову «оратория»
Предложения со словом «оратория»
Цитаты из русской классики со словом «оратория»
Сочетаемость слова «оратория»
Понятия со словом «оратория»
Афоризмы русских писателей со словом «оратория»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «оратория»
Постепенно эти выступления принимают вид открытых концертов, доступных многим лондонцам и состоящих из импровизаций на клавесине в антрактах между действиями опер и на органе – между частями ораторий.
То исполнялась итальянская оратория, то ставилась французская опера, то на карнавале придворные дамы, переодетые крестьянками, танцевали старинные народные танцы.
Как и в опере, формой сольного пения в оратории является ария.
ОРАТОРИЯ
Оратории продолжали сочинять композиторы венской классической школы, хотя и не так много, как в эпоху барокко. К знаменитым образцам относятся сочинения Й. Гайдна «Семь последних слов нашего Спасителя на кресте» (около 1795 года), «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). В творчестве композиторов-романтиков XIX века Оратория представлена духовными сочинениями Ф. Мендельсона («Павел», 1836; «Илия», 1846) и Ф. Листа («Легенда о Святой Елизавете», 1862; «Христос», 1872). В русской музыке XIX века Оратории единичны: «Минин и Пожарский» С.А. Дегтярёва (1811), «Потерянный рай» А.Г. Рубинштейна (1856).
В XX веке интерес к Оратории возродился. В России в советский период Оратория (наряду с кантатой) была высоким «официальным» жанром, в котором доминировала тема гражданского подвига; в этом жанре работали Ю.А. Шапорин («Сказание о битве за русскую землю», 1944), Д.Д. Шостакович («Песнь о лесах», 1949), С.С. Прокофьев («На страже мира», 1950), Г.В. Свиридов («Патетическая оратория», 1959), Р.К. Щедрин («Ленин в сердце народном», 1969). Оратория стала «лабораторией» для разного рода экспериментов в творчестве ряда европейских и российских композиторов: И.Ф. Стравинского («Царь Эдип», 1927), А. Онеггера («Царь Давид», 1923; «Жанна д’Арк на костре», 1935), К. Орфа («Комедия о конце времён», 1973), К. Пендерецкого («Страсти по Луке», 1966), Х.В. Хенце («Плот Медузы», 1968), В.А. Гаврилина («Военные письма», 2-я редакция, 1995; «Скоморохи», 1967), Э.В. Денисова («История жизни и смерти Иисуса Христа», 1992).
Оратория
(итал. oratorio, от позднелат. oratorium — молельня, лат. oro — говорю, молю)
крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. близка к кантате (См. Кантата), от которой отличается бо́льшими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16—17 вв.; на формирование О. оказали влияние жанры оперы (См. Опера) и Мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических Мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке — Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы — Речитативы и Арии да капо; О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы — А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. — т. н. «Страсти».
Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30—40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»); Генделю принадлежат и О. на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха — т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. связан с творчеством И. Гайдна; его О., написанные в конце 18 в. («Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. — А. Онеггер («Жанна д’Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).
1-я русская О. относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О. — «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.
Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., I grandi dell’ oratoria, Mil., 1964.
Оратория
И. Э. Манукян.
Полезное
Смотреть что такое «Оратория» в других словарях:
ОРАТОРИЯ — (лат. oratorium храм, молельня). Род религиозной драмы или эпоса, положенных на музыку и исполняемых оркестром с разнородным пением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРИЯ в тесном смысле слова… … Словарь иностранных слов русского языка
Оратория — (итальянское oratorio, от латинского oro говорю, молю), многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. В отличие от кантаты имеет сюжетную основу, большие размеры и эпически монументальный характер … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОРАТОРИЯ — (итл. oratorio от лат. oro говорю, молю), музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико драматическим… … Большой Энциклопедический словарь
ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, оратории, жен. (лат. oratorium от oro говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В… … Толковый словарь Ушакова
ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, и, жен. Монументальное эпико драматическое музыкальное произведение для хора, певцов солистов и оркестра. | прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОРАТОРИЯ — жен., лат. наука красноречия, витийство; | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор муж. ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде … Толковый словарь Даля
оратория — сущ., кол во синонимов: 1 • произведение (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Оратория — (ит. oratorio, лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Оратория — (лат. oratorium, итал. oratorio) крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от… … Википедия
Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. oratorium молельня, лат. oro говорю, молю) крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для… … Большая советская энциклопедия