Что такое ординарные и экстраординарные лекции

VII. Учебный процесс в средневековом университете

Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть картинку Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Картинка про Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть картинку Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Картинка про Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть картинку Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Картинка про Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть картинку Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Картинка про Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции

Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть картинку Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Картинка про Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции

Вот пример подготовительного факультета и процесс обучения на нем.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также малый ординарный учебный периодс Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

Основных форм преподавания было три.

Начало лекции преподаватель предварял кратким вступлением. В нем он назначал характер работы над книгой и не брезговал саморекламой. Главной задачей преподавателя являлось сличение различных вариантов текстов и предоставление необходимых разъяснений к ним. Согласно статутам студентам запрещалось испрашивать повторения или неспешного чтения.Обучающиеся были обязаны являться на лекции с книгами. Это происходило за тем, чтобы вынудить всякого слушателя самому непосредственно познакомиться с текстом. В то время книги были очень дорогими, поэтому школяры брали их в пользование напрокат. Уже в 13 веке университеты начали собирать рукописи, копировать их и организовывать свои собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долгое время не существовало. Каждый преподаватель читал лекции определенному кругу своих учеников в любом наемном помещении или у себя дома.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут. Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все «за» и «против». Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут «о чем угодно». Темы диспутов были самые разнообразные.

Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Смотреть картинку Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Картинка про Что такое ординарные и экстраординарные лекции. Фото Что такое ординарные и экстраординарные лекции

После окончания учебы студент сдавал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал «право на преподавание», становясь «лиценциатом». Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

VIII. Заключение

Подводя итог, можно сказать, что в средневековье уровень образования значительно отставал от нашего. Педагогические методы были весьма примитивны. Но, не смотря на это, за эпоху средневековья оно значительно улучшилось. Что касается начального образования, то оно ушло недалеко от эпохи античности. А со средневековыми университетами, ситуация совсем иная.

Несмотря на все изъяны, средневековый университет все же давал возможность обрести приличное образование.В университетах обучались такие именитые деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский и др. Средневековые университеты являлись своеобразным организмом, который стоял на перекрестке культурной жизни Европы и остро реагировавшим на все социальные изменения.

Таким образом, первые университеты возникали самостоятельно, без вмешательства церковных и светских властей, Нередко они превращались в очаги распространения свободомыслия и еретических идей, связанных с городской культурой и бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви и уже хотя бы поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального строя. В них концентрировалась и наука того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии городской культуры, светской по характеру. Они способствовали интернациональному культурному общению, затрудненному в средние века всем экономическим и политическим строем жизни.

Но к 15-16 в.в. университетская схоластика и вся система средневекового университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни стала тормозом для дальнейшего культурного и научного развития. Гуманисты резко отрицательно относились к старому университетскому образованию и быту. Возникновение и развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистического производства требовали полной ломки средневековой системы образования, а университеты, за редким исключением, упорно придерживались старой системы, были враждебны опытной науке. Расцвет естествознания в 17-18 в. в., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты.

IX. Список литературы

Источник

Архив

Преподавание и вообще учебное дело в средневековых университетах(продолжение)

Учебный год и семестры

Учебные занятия в средневековых университетах рассчитывались на целый учебный год, и только к концу ХV века в германских университетах явилось различие полугодий или семестров. Хотя и во всех вообще университетах обычно было различать большой ординарный учебный период (magnus ordinaries – с октября или, как в Париже на трeх высших факультетах, с половины сентября до пасхальных вакаций) и малый ординарный учебный период (ordinaries parvus – от пасхальных вакаций, обыкновенно, до конца июня, с немалыми, однако, разностями в разных университетах и на разных факультетах); но эти периоды не были семестрами в позднейшем смысле, так как учебный план составлялся на целый учебный год, и тот, кто вeл учебное дело в течение нескольких лишь месяцев, причислялся к «управляющим» (actu regents или legentes) за целый год.

Учебные занятия состояли в чтении (и слушании) лекций и в практических упражнениях.

Лекции ординарные и экстраординарные

Лекции различались на ординарные и экстраординарные, смотря по тому, какие книги, когда и как читались, а различием лекций в свою очередь условливалось различие профессоров или преподавателей – ординарных и экстраординарных. В средние века не знали выражений, употребительных в настоящее время: преподавать или слушать курс какой-то науки, например, философии, римского права и т.д. В средние века говорили, что такой-то читает или слушает такую-то книгу. Но одни книги считались более важными и безусловно обязательными для учащегося, другие менее важными и не столь обязательными; например, у легистов ординарными книгами считалась та часть дигестов, которая называлась старыми дигестами (digestum vetus – от одной книги до 2-го титула XXIV кн.), и кодекс, у канонистов – декрет Грацияна и декреталы Григория IX. Для ординарных лекций часы назначались утренние, дообеденные, как более удобные и рассчитанные на более свежие силы воспринимающих слушателей, и притом только в дни собственно учебные, а экстраординарные лекции читались в послеобеденные часы и не только в учебные дни, а в дни праздничные и каникулярные, за исключением немногих больших праздников. Затем, во время ординарных лекций слушатели не могли прерывать лектора вопросами, а при экстраординарных это было возможно; мало того, на вопрос учащегося, вместо лектора, мог ответить другой учащийся, или же, как в германских университетах, экстраординарных книг, лектор мог отступать от строгого соблюдения правил о костюме, например, в отношении цвета платья и т.п. Чтение экстраординарных книг могло быть только экстраординарным, и читавший их мог быть только экстраординарным профессором; но ординарный профессор, имевший право читать ординарные книги, мог читать их и экстраординарно, то есть в послеобеденные часы и т.д., или читать экстраординарные книги. Само собой разумелось, что бакалавры могут читать только экстраординарно; они не могли конкурировать с докторами и лиценциатами ни в отношении предмета, ни в отношении часов чтения. Другое дело, если сам факультет прямо обязывал бакалавров (например, богословов) читать ординарно. Лиценциаты с докторами и тем более доктора с докторами конкурировать могли. Всe это стояло в связи с отсутствием в средние века специализации профессур по отдельным научным дисциплинам, о чeм будет сказано ниже. Что касается внешней стороны процесса чтения, то на диктант университетские статуты вообще смотрели неблагоприятно.

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности

Источник

Система преподавания в средневековых университетах

Вы будете перенаправлены на Автор24

Университет — это учебная корпорация в Средние века.

Эволюция тривиума и квадривиума в университетский курс

Дэвид Ласкомб полагал, что в течение XII века в Европе шла ломка системы высшего образования, в первую очередь философского. Это связано с переоткрытием Аристотеля, с институционными переменами, и изучением естественных дисциплин в интерпретации еврейских и арабских учёных. Античный тривиум сохранил свои дисциплины в изменённом виде, а квадривиум прекратил существование.

В 1230-е годы в Оксфорде и Париже риторика воспринималась в качестве дополнения к грамматике, а грамматика в значительной степени была основана на логике. До начала XIII века в Падуе и Болонье риторика продолжала доминировать. Это объяснялось спецификой среды, в которой существовали университеты: до XIV века Кембриджский, Парижский и Оксфордский университеты в первую очередь были теологическими центрами, которые имели монополию на преподавание богословия, всемерно поддерживавшуюся папством. Даже управляемый церковью Саламанкский университет не имел теологической направленности. Университет в Тулузе был основан в ознаменование победы над ересью катаров в 1229 году, но папа Бенедикт XII в 1335 году запретил преподавать богословие и присуждать степени по этой дисциплине. Расположенный в папских владениях Авиньонский университет только в 1413 году получил право иметь богословский факультет. Для поступления на теологический факультет требовалось окончить курс свободных искусств (лишь нищенствующим орденам было разрешено проходить его в своих школах). По этой причине курс тривиума на артистическом факультете Парижского университета носил философский характер с преобладанием логики; философия при этом делилась на три раздела — естественный, практический, метафизический. Первый преобладал и в Оксфорде. Кроме того церковные власти относились с подозрением к античным языческим авторам, которые читались на артистических факультетах.

Университеты Испании и Италии специализировались на праве, а медики в Падуе и Болонье вообще не имели необходимости проходить факультет искусств. Артистические факультеты южноевропейских университетов отводили огромную роль риторике как предмету, необходимому для юристов, а естественные науки медикам были необходимы больше, чем логика, грамматика и метафизика.

Учебные пособия

До XIV века корпус текстов, доступный школярам, магистрам, профессорам ограничивался латинскими рукописями, независимых арабских или греческих источников было мало. Оставшееся от античности включало римских классиков и энциклопедические своды Поздней Античности (Исидора Севильского, Боэция и других). Обучение на артистических факультетах (подготовительных и дающих общее знание), начиналось с грамматики, представлявшей формы языка, от которых зависело выражение всех разделов свободных искусств.

До начала XII века основными пособиями являлись Ars minor и Ars major авторства Элия Доната и работа Присциана Institutiones grammaticae. Они были востребованы даже после появления стихотворного «Доктринала» Александра из Вильдьё и Graecismus Эберхарда Бетюнского. Грамматики Доната отдельно преподавались в Оксфорде и Париже. Присциан способствовал росту популярности Вергилия, так как разбирал зачин «Энеиды» и в целях иллюстраций приводил классические тексты на латыни. Тексты Присциана предписывались программами и статутами Оксфорда до XVI века. Риторику «терпели» в Испании и Италии, ссылаясь на De doctrina christiana Августина.

Готовые работы на аналогичную тему

Риторика считалась вспомогательным средством для теологов и юристов, дающим навыки выступлений на публике и позволяющим вести убедительные проповеди.

Переоткрытие Аристотеля на новый уровень подняло преподавание логики. В 1125—1150 годах Иоанном Венецианским с греческого языка были переведены труды Философа. Более востребованными были выполненные Боэцием переводы. Парижские схоласты осуществили успешный синтез грамматики и логики.

Равным образом, в Италии (Монте-Кассино, Салерно, Сицилия) и в Испании в XII веке начался процесс освоения греческой культуры, как в переводе с оригиналов, так и в арабских переводах с греческого и комментариев. Наиболее ранние переводы «О душе», «Физики», «Новой логики» и IV книги «Метафизики» выполнены Иоанном Венецианским с греческого языка, а «Этику» Роберт Гроссетест перевёл только в XIII веке. Переводы «Поэтики» и «Политики» выполнил в 1260—1270-е годы Вильем из Мёрбеке. Парижский университет ввел на артистическом факультете в программу «Первоосновы теологии» Прокла, переведённые Герардом Кремонским с арабского перевода.

Особенно масштабным корпус переводных текстов был на медицинских факультетах, где известная традиция приписывала Гиппократу и Галену более 40 текстов. В латинском переводе был доступен «Канон врачебной науки» Авиценны (галеновский по направленности), «Хирургия» Альбуказеса и трактат Гали-Аббаса. В XIV веке корпус трудов Галена пополнился текстом De usu partium, переведённым с греческого, однако главные анатомические трактаты Галена не были переведены на латынь до XVI века. Арабские тексты ценились за конкретные рекомендации. В них демонстрировался высокий уровень фармакологии. Сложным оставался вопрос медицинской терминологии, поэтому в странах Южной Европе были созданы медицинские арабско-латинские словари синонимов.

Учебный год. Принципы преподавания

Средневековые университеты не имели чётко обозначенных рамок учебного года. Начало занятий в Болонье приурочивалось ко дню Св. Луки (18 октября), а конец приходился на конец августа. В Париже занятия начинались 14 сентября (день Воздвижения Креста Господня), но фактически начинались 1 октября (день Св. Ремигия), а дата Пасхи определяла циклы ординарных и экстраординарных лекций. Официальных каникул не было, но академическая активность в Париже обычно снижалась с июля до сентября.

Несмотря на разнообразие уставов, сходны были принципы преподавания. По утрам читались ординарные лекции, когда профессор вслух зачитывал текст изучаемой книги, выделял проблему и разбивал её на вопросы. На послеполуденных экстраординарных лекциях, другой преподаватель (им мог быть бакалавр) растолковывал утреннюю лекцию или разбирал специальные вопросы. Важнейшим навыком считалось умение выделять проблему и вести полемику.

Ординарные диспуты проводились еженедельно, а диспуты «о чём угодно» были популярным событием, привлекая публику. Диспуты организовывались по правилам кодекса чести: магистр-судья избирал тему и открывал дискуссию, затем в соответствии со старшинством высказывались участники. Публика занимала сторону «респондентов» и «оппонентов». Результаты и победители диспута оглашались перед занятиями следующего дня. В XIV веке претендующие на степень магистра бакалавры-теологи должны были обязательно пройти кводлибет перед однокашниками, от вопросов которых не могли уклоняться. Воспрещалось отвечать по сделанным заранее записям.

Источник

Антон Михайлов → Из жизни средневековых университетов

В средневековых университетах читали или слушали не курс какой-либо науки, а определенную книгу. Одни книги считались более важными и безусловно обязательными, а лекции, в ходе которых читались такие книги, назывались ординарными (важными, обязательными).

[Отсюда, кстати, Ординарная глосса (ок. 1250) последнего глоссатора-систематика Аккурсия, т.е. ее понимать следует не просто как большую (ок. 96400 глосс), а обязательную для изучения.] Другие книги считались менее важными и не столь обязательными, и их изучение осуществлялось посредством экстраординарных лекций. У легистов ординарными книгами считались digestum vetus (старые дигесты) от I книги до 2-го титула XXIV книги и кодекс.

Ординарные лекции назначались на утренние, дообеденные часы, рассчитанные на более свежие силы слушателей, и проводились только в учебные дни, в то время как экстраординарные лекции читались в послеобеденные часы, а также и в праздничные и каникулярные дни, за исключением нескольких больших праздников. Во время ординарных лекций слушатели не могли прерывать лектора вопросами, а при экстраординарных лекциях это было возможно; мало того, на вопрос студента мог отвечать другой студент. В германских университетах допускалось беглое чтение экстраординарных лекций, без подробных объяснений. При этом при чтении экстраординарных лекций лектор мог отступать от строгих правил о костюме, например, в отношении его цвета.

2. В Париже лекторам под страхом штрафа и отстранения от чтения лекций на год (в случае рецидива — на два года, затем — на 4) запрещалось диктовать лекции слушателям, поскольку магистры искусств начали передавать читаемый текст одному из слушателей с тем, чтобы он диктовал его своим товарищам, ограничивая свое участие в лекции единственно своим присутствием. На факультете декретистов запрещено было преподавать «со свечей или для пера и трости», т.е. так, чтобы перо или другое орудие для письма в руках слушателя могли следовать за читающим. Статутами запрещалось даже повторять чтение текста, лишь за исключением пассажей особо трудных или важных, да и в исключительных случаях повторение допускалось не более двух раз.

От школяров требовалось, чтобы они являлись к слушанию лекций с книгами, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. За пропуск лекций или за поздний приход на лекции взимался штраф и с преподавателей, и со слушателей.

3. Почему появились Summae (Суммы). Книги, служившие предметом чтений, были разделены на части, и для каждой из частей указывалось определенное число чтений (от 12 до 14 дней), в которое преподаватель непременно должен был закончить данную часть. При начале каждого учебного года всякий профессор должен был внести залог в 25 болонских фунтов, из которого покрывались штрафы за неокончание отдела в предписанное время. За пропуск чего-либо при чтении раздела глоссы полагался особый штраф.

В итоге лекторы не с особенной быстротой могли продвигаться вперед, тем более что чтение предварялось вступлением, где путем схоластических делений и подразделений указывалось место читаемого текста в системе, а к чтению присоединялась глосса, т.е. объяснение с опровержением противоположных позиций. Поэтому преподавателям было трудно дать общий обзор предмета, который был желателен для учащихся.

В силу этого профессорами стали во множестве составляться так называемые «суммы» (summae), в которых главные места или части основных текстов излагались сжато в известном порядке. Вскоре эти суммы сделались язвой средневекового университетского преподавания: ими заслонены были прямые и непосредственные источники, т.е. вместо того чтобы черпать из первоисточника, стали читать и комментировать «сумму».

4. О том, что доход докторов со слушателей был далеко не всегда безупречным, свидетельствуют сами светила болонской школы. Одофред закончил однажды чтения по дигестам следующим обращением к своим слушателям: «В будущем году я предполагаю читать только ординарные лекции, экстраординарных же читать не думаю, потому что школяры — неисправные плательщики, знать желают все, а платить не хочет никто» (В наше время все обстоит с точностью наоборот: платят почти что все, а знать не хочет никто — А.М.)

При этом ординарные лекции почтенный профессор не колеблется читать, потому что знание ординарных книг обязательно, и чтения по этим книгам будут волей-неволей слушать и оплачивать все, кому предстоит испытание, но за лекции необязательные он не надеется получить что-либо.

Далее Одофред говорит любопытные вещи: он хвалится тем, что по крайней мере не разыскивает школяров по их квартирам, с тем, чтобы завербовать их к себе в слушатели, и неодобрительно отзывается о своих коллегах, которые позволяли себе подобную вербовку через трактирщиков, торговцев и проституток.

Известно далее, что профессора не брезговали вступать в такого рода сделки со школярами: давали им задатки, чтобы задатками обязать их к слушанию у себя лекций; задатки соединялись с ростовщическими процентами и, вместе с тем, обязывали школяра уплачивать гонорар в высшем размере сравнительно с обыкновенным.

Известно, что сын и наследник знаменитого Аккурсия, Франциск Аккурсий, преемствовавший отцу в преподавании римского права в Болонье обратился в 1292 г. к папе с прошением разрешить его от грехов и успокоить его совесть. Из папского документа видно, какие грехи смущали совесть Франциска Аккурсия: и он, и его отец, выдавая школярам-слушателям деньги, взыскивали их потом с большими процентами, а некоторых, и независимо от какой-либо предварительной сделки, притесняли высоким гонораром, да и при испытаниях оба Аккурсия не прочь были принимать от готовившихся к экзаменам подарки.

Источник

Организационная структура университетов Европы XIII-XIV вв.

Васильева Юлия Сергеевна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры Лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного, ФГБОУ ВО, Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия, v-julia@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности организационной структуры первых университетов в средневековой Европе. Цель данной статьи заключается в изучении организационной структуры университетов в ее общих чертах. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть организацию управления и учебного процесса университетов. В качестве основного источника в рамках предпринятого исследования были взяты статуты Болонского, Пражского и Парижского университетов. Статуты отражают организационную структуру университета со всеми его должностными лицами и присущими им обязанностями, так и деятельность университета в целом. Автор приходит к выводу, что структура университетов отличалась четкой иерархичностью, с жесткой вертикалью власти.
Ключевые слова: университет, учебная программа, студент, ректор, декан

The organizational structure of universities in Europe XIII-XIV centuries

Vasileva Iuliia Sergeevna
PhD in History, Associate Professor at the Department of Linguistics, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language, «Samara State Technical University» (Samara)

Abstract: This article discusses the specific features of the first universities’ organizational structure in medieval Europe. The purpose of this article is to study the organizational structure of universities in general terms. To achieve this goal, it is necessary to consider the organization of management and the educational process of universities. As the main source of the research the statutes of the University of Bologna, Prague and Paris were taken. The statutes reflect the organizational structure of the university with all its officials and their inherent responsibilities, and the activities of the university as a whole. The author comes to the conclusion that the structure of universities was distinguished by a clear hierarchy, with a rigid vertical of power.
Keywords: university, curriculum, student, rector, dean.

«Средневековые университеты заменяли тогдашним народам все средства, какие дает ныне литература и книгопечатание. Только в университетах происходил обмен мысли» [1, с.52]. В XII-XIII вв. в Западной Европе начинает складываться высшая школа – университет. Университет подразумевал объединение преподавателей или преподавателей совместно с учащимися. К началу XIII в. университеты появились в Болонье, Палермо, Салерно, Париже, Монпелье, Оксфорде и других городах [2, Т.1, с.418].

Возникновение средневековых университетов было связано, в первую очередь, с бурным ростом средневековых городов и с потребностями развивающейся городской экономики и культуры. Господствующие круги феодального общества видели в университетах центр подготовки кадров для административного управления, обоснования незыблемости существующих порядков, защиты от ересей и инакомыслия. Таким образом, объясняется отношение университетов к центральной власти [3, с.30].

В вопросах внутренней организации жизни членов университета этот институт системы образования отличался своей автономией и самоуправлением. Но все прерогативы юридического самоуправления и учебной деятельности были получены из рук светских властей и церкви. Организационная структура университетов, структура их самоуправления, компетенция должностных лиц, срок их полномочий, порядок выборов, регламентация учебного процесса оговаривались в постановлениях, утвержденных светскими и духовными властями, так называемых «статутах». Юридическая автономия университетов носила строго ограниченный и относительный характер.

Типичным средневековым университетом являлся один из старейших – Парижский университет, получивший в 1200 г. королевскую грамоту с узаконением его прав. В его состав входили – учащиеся, преподаватели, а также книгопродавцы, переписчики, посыльные, аптекари и даже трактирщики, обслуживающие университет. Преподаватели университета объединялись в особые организации, так называемые «факультеты». В Парижском университете их насчитывалось четыре: «младший» или артистический, на котором учащиеся изучали семь «свободных искусств», и три «старших» факультета – медицинский, юридический и богословский, на эти факультеты поступали только по окончании младшего «артистического» факультета. Преподаватели имели право выбирать главу факультета – декана.

Учащиеся средневековых университетов объединялись в организации – «провинции» и «нации». Все «нации» вместе выбирали главу всего университета – ректора [4, с.115-123]. Преподаватели схожих предметов объединялись в составе факультета. Во главе факультета был декан. Выборы декана проводились два раза в год: «в течение восьми дней перед праздником Святого Галла и в течение восьми дней перед праздником святого Галла». В избрании принимали участие только магистры факультета. Процедура проходила с использованием открытого голосования всех присутствующих. Избранный декан приносил присягу старейшему магистру, обещая усердно исполнять свои обязанности. Магистры в свою очередь присягали вновь избранному главе факультета, клялись выполнять все распоряжения декана [4, с.88-89].

В обязанности декана входило ведение общей книги факультета – заносить в нее все акты, «достопамятные события, служащие общему благу» и постановления. Он являлся хранителем печати факультета. Распоряжение печатью согласовалось деканом с Советом факультета. Декан должен был созывать Совет факультета по своему усмотрению для обсуждения насущных вопросов. Для подобных целей существовала должность помощника декана – нунций факультета. В его обязанности входило доводить все распоряжения декана до преподавателей факультета [4, с.89-90].

Глава университета – ректор – выборная должность. В выборах принимают участие студенческие «нации». Именно они избирают по одному представителю от каждой «нации». Эти представители избирают пять выборщиков, которые в течение часа решают вопрос о кандидатуре нового ректора. Вновь избранный ректор вступает в должность через 8 дней, в один из ближайших праздников [4, с.80-81]. Процедура вступления в должность сопровождается торжественной церемонией. Прежний ректор провожает «с трубачами вновь избранного ректора по городу к его дому через весь университет» [4, с.70]. Таким образом, во время подобной церемонии происходит представление нового ректора университету, а также передача печати и статутов университета и других вещей ректора. Новый ректор обязан публично принести присягу [4, с.81].

Ректором университета мог стать только один из членов университета, который славился своей достойной жизнью и поведением, достигший возраста 25 лет. Кандидат должен быть холост, но не прошедшим посвящения в монахи, а также являться клириком [4, с.81]. «Клирик» в своем широком значении относится ко всему духовенству, противопоставляемому мирянам, как «ученые к неученым». Значение термина «клирик» в узком смысле сократилось до обозначения студентов и магистров университета. В средние века «клирики» выделялись в особую группу профессиональных ученых, по роду своей деятельности обладающих наивысшей общественной значимостью [5, с.10-11]. Таким образом, ректор исполнял не только административные обязанности, но являлся ученым. Ректор присягал в том, что он будет «по мере своих сил заботиться о благе учения и университета, твердо соблюдать, хранить и защищать все настоящие и будущие статуты, расходовать деньги университета только на пользу» [4, с.82]. Ректор не только сам знакомился с уже существующими статутами, но и знакомил с ними студентов, так как отдельные положения статутов зачитывались в классах. Какие-либо изменения в статуты могут быть рассмотрены на заседании Совета университета. Совет университета – это своего рода совещательный орган при ректоре. Все важные вопросы, касающиеся деятельности университета должны быть рассмотрены в присутствии совета. Члены совета или «советники» выбирались ректором из кандидатов, предложенных нациями, в количестве 16 человек [4, с.86]. Ректор собирал Совет для обсуждения важных вопросов: если возникала необходимость внесения каких-либо поправок в статуты, то текст поправки первоначально рассматривался советниками, затем выносилось на общее обсуждения Совета [4, с.71].

Ректор обязуется не только управлять университетом, но и следить за учебным процессом и поведением «школяров». В начале своего ректората он должен «собрать собрание всего университета и сделать внушение об исправлении дурных обычаев школяров: студенты могут проживать только на территории университета, в противном случае они лишаются защиты университета [4, с.84]. Ректору следует заботиться о том, чтобы «звонки давались правильно и своевременно» [4, с.71].

В ведении ректора находилась казна университета. Все деньги и другие материальные ценности хранятся в «ларе», ключи от которого были в распоряжении трех человек, включая ректора [4, с.85]. Ректор заботился о пополнении казны и рациональных расходах. Одним из источников пополнения являлась плата студентов за обучение. Ректор регулярно отслеживал вопрос оплаты, еженедельно на совете университета обсуждались меры воздействия на неплательщиков. Он заботился и о своевременной оплате работы докторов [4, с.71]. Источник существования магистров и бакалавров – оплата студентами лекционного курса и проведения учебных диспутов – непостоянный и ненадежный для малоизвестных преподавателей. Популярные лекционные курсы распределялись между ведущими магистрами. Таким образом, доход преподавателя зависел напрямую от оплаты студентов и был связан с известностью этого преподавателя [3, с.32]. Определенную роль в материальном обеспечении нужд университета играли частные пожертвования. Они, в основном, исходили от лиц, которые были связаны с университетом: учились или преподавали. Все эти пожертвования строго учитывались из года в год [4, с.74-76]. Ректор не просто аккумулировал все денежные средства, но и распоряжался ими на благо университета. Успешная жизнедеятельность университета во много зависела от личных качеств и умений ректора.

Основа организационной структуры университета – студенты. Студенты, поступившие в университет, должны были приписаться к той или иной «нации». В Парижском и Пражском университетах студенты группировались в рамках четырех наций: французская (галльская), нормандская, пикардийская и английская [2, Т.1, с.418]; богемская, польская, баварская, саксонская соответственно [4, с.85]. Наличие подобных объединений было вызвано склонностью студентов к странствиям в поисках «лучшей жизни»: они переезжали из одной страны в другую, из одного университета в другой [6, с.124]. При вступлении в нацию студент платил вступительный взнос и приносил присягу [4, с.85]. Студент торжественно клялся в том, что будет «усердно блюсти честь, добро и пользу нации, оказывая помощь вновь пришедшим и повиноваться всем статутам и постановлениям университета.

Студенты одной нации помогали друг другу: в случае болезни одного из членов сообщества его навещали от имени всего землячества и по возможности помогали. Если кто-то из студентов умирал, то все остальные должны были «торжественно и благородно принимать участие в погребальном шествии» [4, с.72]. Таким образом, статуты лишь фиксировали сложившиеся отношения братства и взаимопомощи в студенческих нациях.

Нации в определенной степени могли контролировать учебный процесс в университете. В начале каждого учебного года нация избирала магистров, которые должны были провести проверку и установить: кто из профессоров «содержит классы» или «собирается их содержать» и фактически обучает школяров. То есть нации составляли список всех преподающих магистров с наименованием читаемых ими дисциплин. По окончании проверки нация выбирала «фактически преподающего магистра», который отвечал за магистров, готовящих школяров к получению степени [4, с.77]. Нация также представляла ректору список лиц на вакантную должность советника. Таким образом, студенты могли участвовать в функционировании и управлении университета. Управленческая структура университета, увенчанная фигурой ректора, отличалась четкостью и логичностью, с разграничением прав и полномочий на каждом уровне. В результате этого деятельность университета отличалась слаженностью.

Способ чтения лекций значительно отличался от нашего сегодняшнего представления. В статутах «факультета искусств» Пражского университета этому вопросу посвящен целый параграф, который гласит: «Каждый магистр может читать студентам собственные сочинения по любой книге, рекомендованной на факультете искусств, сам лично либо при помощи достойного чтеца … мог читать обучающимся сочинения других магистров» [4, с.115].

Программа любого факультета состояла из списка книг древних авторов, подлежащих тщательному разбору и изучению в ходе лекций. Так, например, на медицинском факультете Болонского университета в течение четырех лет изучались труда Авиценны, Галена и Гиппократа. Программа факультета «свободных искусств» любого университета обязательно включала изучение логики, «натуральной» философии и «моральной» философии, грамматики и поэзии. Сочинения по последним дисциплинам предназначались для чтения в праздничные дни [7, с.70]. Учебная программа «свободных искусств» Болонского университета была рассчитана на три года и охватывала все труда Аристотеля и труд Аверроэса «О субстанции шара» [4, с.93]. Программа заранее согласовывалась на факультете. Магистрам разрешалось вводить в курс лекций изучение трудов магистров из других университетов, таких как Пражский, Парижский и Оксфордский, так как эти университеты считались наиболее видными и значимыми. Но произведения сторонних авторов тщательно проверялись на факультете, так как они могли идти в разрез с установками данного факультета [4, с.115].

Важную роль в обучении занимали диспуты, которые носили название «О чем угодно». Они были близки к современным семинарским занятиям. Вопросы обсуждались самые разные, определялись они кругом тем, входящих в программу факультета. Порядок работы студентов на диспутах можно рассмотреть на примере Сорбонны. «Для упорядочения диспутов следует избрать одного из членов, который будет называться магистром студентов». Он должен составить список вопросов на следующий год, выбрать самые важные и полезные теологические вопросы так, чтобы они не совпадали с вопросами предыдущего и последующего годов. Магистр студентов приводит к взаимопониманию диспутантов, если они не понимают друг друга. Он должен прервать спор, который ведется «для демонстрации тщеславия». Он занимает место докладчика, в случае его отсутствия, составляет вопросы оппоненту и отвечающим за две недели до диспута [4, с.108]. Таким образом, система работы студентов на диспуте была тщательно продумана.

Существовало особое должностное лицо – «педель нации», который координировал деятельность студентов и преподавателей. Он присутствовал на лекциях тех преподавателей, которые хотели получить ученую степень. Он оповещал студентов о чтении лекций, ходя по классам. «Педель» присутствовал на всех занятиях, включая экзамены и церковные службы для студентов. Он объявлял о мало известных праздниках и днях, когда занятия отменялись [4, с.78].

Во всех университетах обучение было платное, но за каждую дисциплину насчитывалась строго определенная сумма. Если преподаватель самолично поднимал тарифную ставку, то студент мог обвинить его в этом, и с преподавателя взимался штраф (1/3 суммы шла в пользу пострадавшего студента). Помимо платы за обучение существовали и денежные взносы для получения степеней бакалавра и магистра [4, с.96-97]. Студент мог прекратить посещение занятий любого из докторов в течение 15 дней. До истечения срока он не был обязан платить вознаграждение за занятия, которые он пропустил, если он больше не будет посещать классы этого доктора. Посещение занятий не контролировалось, и студент мог посещать их по своему желанию [4, с.95]. На занятия студенты ходили в форменной одежде. Они должны были носить свои «мантии или сутаны в классах, когда идут слушать лекции, или на проповеди». Это правило особо соблюдалось с начала праздника всех святых и до конца большого семестра [4, с.113]. Учебный процесс в средневековых университетах отличался четкостью, продуманностью, логичностью организацией. Он был направлен на то, чтобы студенты получили в процессе обучения хорошие знания, применимые в обществе.

Университеты играли роль образовательных и культурных центров в средневековой Европе. Будучи детищем феодализма университеты копировали некоторые его элементы: корпоративность и иерархичность. На этих принципах и строилась организационная структура университета. Структура управления отличалась четкой иерархичностью. Обязанности всех должностных лиц были строго регламентированы в рамках системы подчинения. Вертикаль власти шла от деканов факультетов до ректора университета. Эти должностные лица аккумулировали в своих руках исполнительную власть. Наряду с этим действовали и корпоративные сообщества студентов, «нации», которые могли противопоставить своих выборных представителей, участвовавших в деятельности университета. Благодаря слаженной управления учебный процесс проходил слаженно. По своим характерным чертам он не слишком отличался от современного процесса и включал несколько форм учебных занятий: лекции, диспуты и экзамены на получение ученых степеней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *