Что такое орфографическая грамотность
Орфографическая грамотность как общая языковая культура и признак грамотности и воспитания личности
Актуальность проблемы
«Для того чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать», – дает такое обоснование Рене Декарт. И чем раньше мы об этом позаботимся, тем успешнее будет обучение.
В своем исследовании я решила выстроить систему подходов для формирования грамотного письма, чтобы помочь учащимся, а особенно – испытывающим трудности в орфографии и развитии речи. Проблема грамотности всегда вызывала интерес. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало осознанным и грамотным? В учебный методический комплект для начальной школы «К тайнам нашего языка» под редакцией М.С. Соловейчик входят учебники и тетради на печатной основе с 1-го по 4-й классы, в них осуществляется коммуникативный подход в изучении языка, т.е. нацеленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Уделяется внимание привитию интереса к изучению русского языка через решение орфографических задач, где ученик выступает соавтором в процессе познания.
Исходя из этого, возникла проблема с поиском ответа на вопрос, как организовать процесс обучения русскому языку в 5-6 классах, чтобы он способствовал максимальному развитию орфографической зоркости.
По мнению ряда лингвистов, психологов и методистов формирование орфографических умений школьников оказывается недостаточно эффективным еще потому, что на начальной ступени обучения происходит становление круга познавательных способностей, особенно интенсивно должны развиваться способности, лежащие в основе продуктивной мыслительной деятельности.
Поэтому проблема «Орфографическая грамотность как общая языковая культура и признак образованности и воспитанности личности» приобрела исследовательский характер.
Цель исследования: установить целесообразность использования способов формирования орфографической грамотности учащихся, используя материалы учебника М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» и дополнительные материалы тетради-учебника, составленные мною.
Объект исследования: учебный процесс обучения учащихся 5-6 классов.
Предмет исследования: формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.
Методы исследования:
Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение опыта работы учителей начальной школы, сравнительный анализ продуктивной деятельности учащихся.
Эмпирические: наблюдение, тестирование, опросы учащихся, индивидуальные беседы.
Сроки исследования: исследование начато в 2007 году, предполагаемое окончание 2010 году.
Прогноз ожидаемых результатов
Среди упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости учащихся, можно выделить две группы: упражнения восприятия материала на слух и упражнения при зрительном восприятии текстов.
Первые предлагают обучение прогнозированию орфограмм, т.е. их нахождение для записи слов, вторые тренируют в самоконтроле по ходу и после записи. Важны в работе обе группы.
Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большой части детей она слабо сформирована. Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5-й класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50 %.
Что такое орфографическая зоркость? С точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.
А теперь попытаемся ответить на вопрос, что такое орфограмма? В.В. Репкин определяет ее как «элемент буквенной символики, который точно определить по произношению невозможно». (Организация развивающего обучения русскому языку», стр. 57).
П.С. Жедек – «как письменный знак (буква), который не устанавливается на слух». (Вопросы теории и методики обучения фонетике, графике, орфографии стр. 64).
На протяжении длительного времени важнейшим из них считалось умение обнаруживать орфограммы. Анализ работ известных специалистов в области методики позволило отметить определенные различия в названии соответствующего действия. Некоторые авторы пишут об умении обнаруживать (Н.С. Рождествеский, М.Во Львов) или находить (Е.Г. Шатова) орфограммы, другие об умении опознавать (М, М, Разумовская), распознавать орфограмму (Т.Г, Рамзаева) или об умении ставить орфографические задачи (П., С, Жедек). В работах Н.Н. Алгазиной названия, как умения обнаружить, опознать, определить орфограмму.
Реализация основных положений орфографической зоркости на уроках
Видение решения проблемы развития орфографической грамотности как общей языковой культуры как признак грамотности и воспитания личности в среднем звене через развитие интеллекта, памяти и логического мышления. При этом выделяются две группы:
1. Изменение содержания изучаемого материала
Введение дополнительной лексики, широкое использование пословиц, поговорок, фразеологизмов, игрового материала.
Введение текстов познавательного характера. Расширение объема работ с понятиями.
2. Новая организация учебного процесса.
Использование частично-поискового метода
Использование принципа обоснованного ответа, т.е. доказательства.
Подбор таких заданий, которые формировали бы лингвистические и интеллектуальные качества.
Использование принципа сотрудничества.
Исследование уровня развития памяти
Орфографическая грамотность – основа правописания
Орфографическая грамотность обучающихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития.
Орфографически–правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому я стараюсь научить детей превращать свои знания в навыки.
1. Орфографическая грамотность – основа правописания.
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, методистов и психологов – М.В. Ушакова, Д.Н. Богоявленского.
Обучая письму, я обучаю ребенка не только технике письма, но и письменной речи, ее содержательной стороне и внешней, то есть звуковой.
В школе обучения языку, письму и правописанию, считаю, должно быть поставлено так, чтобы обучающиеся понимали общественное назначение того дела, которому они уделяют так много времени и энергии, чтобы понимали, письмо – важнейшее средство общения людей, что нельзя писать как-нибудь, а всегда так, как установлено, как требуют правила.
Заботясь о формировании орфографического навыка, соединяю орфографические упражнения с разнообразными упражнениями по развитию памяти. В своей работе я использую слуховые диктанты как средство, позволяющее поэтапно увеличивать объем запоминаемого материала, и зрительные диктанты, направленные на развитие точности запоминания. Такие диктанты провожу на каждом уроке русского языка. Объем предложений увеличивается постепенно, а с ним – память и грамотность учеников. Зрительные и слуховые диктанты разрабатываются поурочно, их содержание тесно связано с изучаемыми программными темами и словарной работой.
М.Л. Закожурникова правильно отмечает, что первой задачей учителя начальных классов является “развитие и укрепление орфографических навыков”, что и способствует развитию орфографической грамотности у обучающихся.
2. Орфографический навык и условия его формирования.
Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.
Я считаю, что центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая не возможна без понимания сущности орфограммы. Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм, я со своими ребятами, начинаю с первого года обучения.
Мы, с обучающимися, учимся ставить орфографические задачи (находить орфограмму), устанавливать тип орфограммы, осуществлять орфографический самоконтроль.
Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в данный период создаю предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показываю школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем двигаемся не столько от буквы к звуку, сколько наоборот от звука к букве. В это же время формирую представление о слабых и сильных позициях звуков.
Начать работу по формированию орфографической зоркости следует одновременно с обучением двум видам чтения (орфографическому и орфоэпическому). При этом следует активно использовать прием работы как орфографическое проговаривание. Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – это первоначальный период в обучении правописанию. Формирование навыков грамотного письма у младших школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических упражнений. Практическая работа в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. В процессе применения правил совершенствуются мыслительные операции, которые необходимы для решения орфографических задач.
3. Значение упражнений в формировании орфографического навыка у младших школьников.
В процессе формирования орфографических навыков, упражнение выступает как носитель содержания обучения и средство его усвоения, как способ организации и управления учебной деятельностью.
При формировании орфографических навыков, я использую различные группы упражнений.
Особенно эффективен сразу после объяснения правил. При орфографическом разборе надо найти орфограмму, назвать ее, указать условия действия правила, объяснить написание.
Передача в письменной форме зрительно-воспринимаего слова, предложения, текста.
Способствует переходу от письма под диктовку к произвольному, творческому письму, при котором благодаря действию долговременной памяти – удержанию и повторению – происходит словесный синтез, оформляемый в речь письменную.
Вид работы по развитию речи, представляющий собой устное или письменное воспроизведение прослушанного текста.
Творческая работа, требующая наибольшей самостоятельности.
Благодаря упражнениям, которые проводим с детьми систематически, мы достигаем автоматизма. Автоматизм орфографического навыка формируется в результате многократных повторений действий, то есть использования упражнений.
Качество обучения младших школьников орфографии и формирования орфографического навыка зависит от развития средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения; от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и от сохранения изученного материала длительное время.
Формирование орфографической грамотности и основные принципы письма
Педагогические науки
Похожие материалы
Большое место в школьном курсе русского языка занимает орфография, основной целью которой является формирование орфографической грамотности.
Существуют различные подходы к понятию орфографическая грамотность. Так, А. Н. Гвоздев орфографическую грамотность квалифицирует как «способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т. е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании» [1, с. 18]. Т. П. Сальникова уверена, что орфографическая грамотность является «компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы» [3, с. 7].
Выделяют два уровня орфографической грамотности — абсолютная и относительная. Абсолютная орфографическая грамотность — это умение пользоваться всеми действующими в определенный исторический период правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность — это умение писать слова в соответствии с изученными в школе правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами.
Школьное обучение не ставит целью обеспечение абсолютной орфографической грамотности своих выпускников. Объясняется это тем, что обучающиеся осваивают не все орфографические правила, а лишь часть из них. Кроме того, грамотность такого типа находится практически на недостижимом уровне, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание которых не координируется никакими правилами. Об этом писал еще Л. В. Щерба, отметивший, что абсолютно грамотными в орфографии и пунктуации являются очень немногие опытные корректоры, а также немногие учителя русского языка. Все остальные люди, — подчеркнул ученый, — «грамотны лишь относительно» [2, с. 23]. Нельзя не согласиться с ученым. Кроме того, мы уверены, что даже если бы на достижение абсолютной орфографической грамотности составители школьных программ отвели бы все учебные часы, то и в этом случае вряд ли бы выпускники школ в совершенности знали бы все орфографические правила, поэтому школьный курс языка ставит своей целью формирование относительной орфографической грамотности обучающихся. Кроме того, мы согласны с А. В. Текучевым, что для того, чтобы быть орфографически грамотным, недостаточно знать принципы и правила орфографии, уметь объяснить написание слов, «все эти знания и умения надо обратить в навык» [4, с. 34].
Правила написания базируются на теоретических положениях — принципах, лежащих в основе правописания. По определению Т. П. Сальниковой, «орфографические принципы — это регулирующие идеи выбора букв там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно» [3, с. 41]. М. В. Панов, обозначая принцип как «главное требование, которому подчинены орфографические правила», корреляцию правил и принципов орфографии формулирует следующим образом: «Всё многообразие действующих в разных языках орфографических правил подчинено немногим требованиям, или, как принято говорить в науке о языке, принципам» [2, с. 48].
До настоящего времени в языке нет единой точки зрения по вопросу о количестве принципов русской орфографии. На протяжении прошлого столетия в русской орфографии выделялось разное количество орфографических принципов — от двух до шести (Л. Р. Зиндер, В. Ф. Иванова, Л. В. Щерба, Л. Л. Касаткин). Русская орфография современного периода базируется на трёх основных принципах: морфологическом, фонетическом, традиционном. Каждый из них представляет собой совокупность правил, являющихся добавочным элементом конкретного принципа к определённым явлениям языка.
Как известно, преобладающим принципом письма является морфологический, регулирующий более 90% написаний. В его основе — поиск родственных слов, определение происхождения того или иного слова. По Н. Д. Богоявленскому, «правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определенных морфологических звеньях речи: на стыке морфем, в абсолютном конце слов для согласных и внутри морфем для гласных» [2, с. 65].
Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться произношение, вызванное позиционными изменениями звуков. Он предполагает такое написание слов, при котором их буквенный состав максимально приближается к звуковому, и реализуется в таких орфографических правилах, как, например, правописание приставок, заканчивающихся на з / с, гласной в приставке роз / раз / рос /рас, корней, начинающихся на гласную и, после приставок, заканчивающихся на согласный (искать — обыскать).
Кроме фонетического, морфологического и традиционного принципов, в процессе письма часто используются так называемые дифференцировочные (или чаще: дифференцирующие) написания. Они реализуются в случаях, когда посредством орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова, совпадающие фонетически: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), плачь (глагол) и плач (имя существительное), кампания (работа или действие, проводимое в определенный период и нацеленное на решение какой-либо задачи) и компания (группа лиц, вместе проводящих время). Как видим, эти случаи построены на омонимии, а сами слова являются омофонами. Отметим, в языке были случаи, когда дифференцировочные написания пытались выделить в отдельный, самостоятельный принцип русской орфографии. Однако современной лингвистической наукой этот факт не принимается. Так, М. В. Панов считает их лишь частным случаем традиционного принципа [2], А. Н. Гвоздев, выделяя дифференцирующие написания, при этом подчеркивает, что «нет оснований говорить о принципе дифференциации» [1, с. 63].
Таким образом, орфография, занимающая большое место в школьном курсе русского языка, основное внимание уделяет формированию орфографической грамотности, причем речь может идти только о формировании относительной орфографической грамотности, так как обучающиеся в школе осваивают не все орфографические правила, а лишь часть из них. Кроме того, в языке существует огромное количество слов, правописание которых не координируется никакими правилами, а требует запоминания или обращения к словарям. В целом же, правила написания базируются на принципах, лежащих в основе орфографии. В современном русском языке на сегодняшний день преобладающими являются морфологический, фонетический и традиционный принципы письма.
Статья на тему:»Орфографическая грамотность»
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры.
Почему наши дети безграмотны?
Поток информации в современном мире не отличается грамотностью речи.
Недостаточное чтение в семье и школе.
Появление в СМИ и в сетях Интернет безграмотной речи, часто намеренного искажения орфографических норм.
Всё это притупляет орфографическую и пунктуационную зоркость
Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания. Такая же ситуация и с пунктуацией.
Методы, направленные на овладение учениками пунктуационными и орфографическими правилами, в методике преподавания русского языка разные.
Выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила — не одно и то же . Правило необходимо донести до сознания ученика в таком виде, чтобы оно могло служить способом определения написания, а не просто загружало память.
Как учить, чтобы правила были не самоцелью, а служили средством формулирования навыков грамотного письма? Какой должна быть система упражнений в соответствии с содержанием правил?
Итак, навыки формируются на базе умений, а умение ученика состоит в том, чтобы он смог сориентироваться в любом конкретном слове, сумел найти уже изученную орфограмму и обосновать её правилом.
Мы, учителя, обязаны это умение ученика довести до автоматизма: видеть орфограмму в слове на письме, умение услышать её (в диктанте), обосновать правилом, а потом даже классифицировать их. Если ученик научится это делать, у него выработается способность реагировать на те случаи письма, когда есть возможно допустить ошибку.
Практика показывает, что формирование орфографического навыка — очень трудный и длительный процесс, так как для правильного письма необходима быстрая орфографическая ориентировка, а она становится возможной в том случае, когда весь процесс обучения обеспечивает такой уровень овладения опорными знаниями, при котором учащийся способен переносить правило правописания на любой вариант орфограммы, относящийся к данному конкретному правилу.
Для формирования пунктуационных умений используются следующие виды пунктуационных диктантов: полный, выборочный, творческий.
Диктант полный заключается в записи диктуемого без каких-либо изменений. Учащийся в момент записи, опираясь намысленно проводимый семантико-синтаксический анализ предложения, выявляет смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и предугадывает место знаков и необходимый знак.
Диктант выборочный состоит в неполной записи диктуемого. Учащийся записывает только те предложения, которые имеют смысловые отрезки, указываемые учителем.
Диктант творческий заключается в частичном изменении диктуемого предложения за счет включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота и т.д.).
Диктуемое учащиеся могут записывать, как правило, в словесной форме или в графической, т.е. в виде синтаксической схемы, в которой графически обозначаются части сложного предложения и члены простого предложения. В ней учащиеся ставят необходимые знаки препинания. Такая форма записи называется графическим диктантом.
При написании любого из видов пунктуационных диктантов пишущие выполняют следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и выделяют их.
При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применяются специальные пунктуационные упражнения, направленные на составление отдельных предложений и текстов.
Упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений. Составление предложений учащимися играет важную роль в формировании у них пунктуационных умений. Оно обучает школьников упреждению содержания высказывания и средств его языкового выражения, предвидению возможного пунктуационного оформления. Для формирования данного умения методика пунктуации создала несколько видов пунктуационных упражнений:
Спиши предложения. В скобках укажи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
1. Который час? 2. Ты всё ещё спишь?! 3. Прочитай наизусть стихотворение Пушкина «Зимний вечер». 4. Как быстро пролетело лето! 5. Птенец сидел на самом краю гнезда. 6. Не дразни собаку! 7. Чёрные стволы деревьев стояли, как великаны.
Прочитай отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Выпиши из него побудительные предложения.
Пошёл старик к синему морю
(Неспокойно синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет она быть крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с Богом».
Упражнение 3.
Спиши текст. В конце каждого предложения ставь нужный знак препинания.
Какая планета самая большая Самая большая планета по размеру и по весу во всей Солнечной системе – Юпитер Он больше Земли аж в тринадцать раз Примерно так же выглядит горошина (наша планета) рядом с крупным яблоком (Юпитером) А если их сравнивать по весу, то получится такая картина: на одной чаше весов будет лежать яблоко – Юпитер, а на другую придётся насыпать целую гору «Земель»-горошин, триста восемнадцать штук Лишь тогда весы будут в равновесии
Упражнение 4.
Спиши, разделяя текст на предложения.
На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы они жались друг к другу заросли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой я нарвал большой букет этих цветов когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.
Упражнение 5.
Прочитай предложения с однородными членами. Запиши их при помощи схем-кружков.
Образец. Дуб, тополь, ясень — лиственные деревья.
1. Деревья дают птицам приют и пищу. 2. Скворцы истребляют насекомых, личинок, гусениц. 3. Кормится зяблик на земле, разные семена разыскивает. 4. Поползни, синицы и дятлы зимой в тёплые края не улетают. 5. На земле под листьями отыскивает певчий дрозд насекомых, а осенью ягоды рябины ест. 6. Звонко и весело раздаётся в лесу пересвист синиц-гаичек.
Упражнение 6.
Спиши потешку, расставляя пропущенные запятые. Подчеркни однородные члены как члены предложения.
Упражнение 7.
Прочитай текст. Выпиши из него предложения с однородными членами. Поставь пропущенные запятые. Выдели грамматические основы.
Морские звёзды охотятся за моллюсками. Они шевелят своими лучами и медленно ползут по дну за добычей. Найдёт такая морская звезда раковину обхватит её лучами приоткроет створки моллюска и выест его.
(По А. Дитриху, Г. Юрмину)
Упражнение 8.
Прочитай текст. Спиши, устно объясняя постановку знаков препинания.
По тундре бродят огромные стада северных оленей – диких и одомашненных. Олень здесь и кормит людей, и обувает, и одевает. Одежда, обувь из оленьих шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой олени на лёгких санях возят по бескрайней тундре людей, грузы Удивительное животное – северный олень: крупное сильное, неутомимое! День-деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает.
Упражнение 9.
Спиши пословицы и поговорки, расставляя пропущенные запятые. Подчеркни однородные члены как члены предложения.
1. Новых друзей наживай а старых не теряй. 2. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 3. Пишут не пером а умом. 4. Труд кормит и одевает. 5. Искру туши до пожара беду отводи до удара.
♦ Вспомни и напиши пословицу или поговорку с однородными членами.
Упражнение 10.
Спиши, расставляя пропущенные запятые. В скобках укажи, как связаны между собой однородные члены: без союза (интонацией перечисления); при помощи союза. Подчеркни однородные члены как члены предложения.
1. Есть в осени первоначальной
Короткая но дивная пора.
3. Ночью ветер злится
4. А на небе голубом
Солнце светло сияет
Всё живит и обливает
Золотым своим огнем
Упражнение 11.
Прочитай текст. Устно объясни постановку каждой запятой.
Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой. И тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча, разошлась дождем.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.
Спиши предложения. Обведи кружком сочинительные и подчинительные союзы. Рядом с каждым предложением запиши его схему.
1. Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. 2. Отец работал в саду, а его маленький сынишка играл рядом под старой грушей. 3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна. 4. Когда наступят летние каникулы, мы поедем на Чёрное море. 5. Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей.
Упражнение 13.
Спиши сложноподчинённые предложения, расставляя пропущенные запятые. Задай вопрос от главного предложения к придаточному.
Образец . Я поспешил домой, потому что начался сильный дождь.
1. Вика позвонила мне по телефону и сказала что она заболела. 2. Если будет плохая погода мы не поедем на загородную экскурсию. 3. Мы вернулись когда дети уже спали. 4. Я не пошла на день рождения к Тане так как она меня не пригласила. 5. Вчера мы узнали что к нам приезжают гости из Москвы.
Упражнение 14.
С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.
Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо. Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась, и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.
♦ В одном из предложений допущена пунктуационная ошибка. Найди это предложение и запиши его правильно.
Упражнение 15.
Спиши предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выдели обращения.
1. Доброе утро Дмитрий Иванович. 2. Спи дитя моё усни! 3. Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня тёмно-голубые? 4. Дедушка пойдём на рыбалку! 5. Не шуми ты лес дубовый!
Упражнение 16.
Прочитай стихотворение. Выпиши из него предложение с обращением и разбери его по членам.
Для чего, певунья-птичка,
Ты так рано прилетела
В наши дальние края?
Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли.
Вот и дождик, посмотри-ка,
Хлынул, словно из ведра;
Скучно, холодно, как будто
Упражнение 17.
Составь и запиши 3 предложения с обращениями к маме: 1) в начале предложения, 2) в середине предложения, 3) в конце предложения.
Упражнение18.
Прочитай стихотворение. Спиши его, расставляя пропущенные запятые.