Что такое орфографическая основа
Что такое орфография и как самостоятельно за короткий срок выучить все правила орфографии
Правила написания букв в словах.
Орфография – это один из разделов языкознания. Его еще называют «правописанием». Орфография – это совокупность правил написания слов. Быть орфографически грамотным – значит уметь передавать слова на письме, то есть без ошибок писать буквы в этих словах.
В этой статье я постараюсь вам объяснить, что такое орфография, почему она так важна и как легко выучить ее самостоятельно. Ближе к концу статьи порекомендую полезные книги и бесплатные учебные материалы, которыми пользуюсь сам, так что читайте статью полностью.
Что такое орфография понятным языком
Слово «орфография» пришло в русский язык из греческого. В греческом оно образовалсь из двух корней: «орфо» и «графо», которые дословно переводятся «правильно» и «пишу». В русском языке орфографию еще называют правописанием.
Этот раздел науки о языке изучает правила написания слов. И объясняет, почему надо писать именно так, а не иначе. Почему, например, в слове «положить» в корне «лож» мы пишем «о», а в слове «полагать» – «а». Или почему слово «собака» пишется через «о», а «картошка» через «а».
Зачем она нужна
Чтобы все слова писались одинаково и в языке не было хаоса. Например, если один человек будет писать «алгоритм», а другой «олгоритм», а третий «элгоритм» – получится жуткая каша и язык распадется.
Вторая важная причина – чтобы каждую букву в слове можно было объяснить. То есть ответить на вопрос, почему пишется именно такая буква, а не какая-то другая. Объяснение нужно для того, чтобы не возникало постоянных споров и дискуссий о правописании.
Как связаны орфография и орфограмма
Орфограмма – это одна из букв слова, которую нам надо проверить. Орфография нужна как раз для того, чтобы мы могли проверять орфограммы в словах.
Орфограмма – это буква в «слабой позиции». Слабая позиция означает, что написание буквы вызывает у нас сомнение. Следовательно, чтобы написать правильно, мы находим орфографическое правило и только потом пишем. В соответствии с этим правилом.
Если буква в «сильной позиции», то вопросов по ее написанию у нас не возникает. Например, в слове «коты» мы без проблем напишем «т», потому что она в сильной позиции – перед гласной. А в слове «ко…» у нас уже будет вопрос – «т» или «д», потому что обе буквы произноситься будут одинаково – [кот].
Вот и получается, что орфография помогает нам правильно писать буквы в слабой позиции – орфограммы.
На какие вопросы отвечает орфография
Я перечислю эти вопросы и кратко прокомментирую их. И примеры тоже приведу, чтобы вам было более понятно.
Как писать отдельные части слов
Части слова еще называются морфемами. Здесь основной принцип орфографии такой: «морфемы надо писать одинаково». Поэтому если у нас корень слова «берез», то мы в любых словах этот корень будем писать именно так. Не «бирез» и не «берес». И не «бирес» тоже.
В любом слове одна и та же морфема должна передаваться одними и теми же буквами: береза, березняк, подберезовик, березовый, березка.
В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис
По правилам современного русского языка, каждое слово надо писать раздельно с другим словом. Например, «в поле» мы пишем раздельно, потому что «в» – это предлог, а «поле» – существительное.
Если слово одно, то оно пишется либо слитно, либо через дефис. Мы пишем существительное «водоканал» слитно, потому что это одно слово. «Что-нибудь» пишем через дефис, потому что это тоже одно слово – неопределенное местоимение.
Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной
Внутри предложения мы пишем с заглавной те слова, которые являются именами собственными. Тем самым мы подчеркиваем, что эти слова обозначают предметы, единственные в своем роде. Например: «У меня была собака Цыган» – вот этот «Цыган» – один единственный во всем мире, моя собственная собака, другой такой ни у кого нет и не было. И не будет.
Со строчной буквы пишутся все остальные слова, потому что они обозначают нарицательные понятия – не единственные в своем роде. «Собака», например, нарицательное существительное, потому что собак полно.
Обратите внимание, в других языках могут быть свои орфографические правила. В немецком все существительные надо писать с заглавной буквы. А в английском с заглавной всегда пишется местоимение «I» – я. В русском такого нет.
Как переносить слова
Переносить надо по слогам. То есть чтобы в каждой перенесенной части слова был гласный. Нельзя оставить на одной строке буквы «пр», а на другую строку перенести «оизводство». На первой строке должен остаться минимум один слог, то есть: «про-изводство».
Подробнее об этом читайте в моей статье про перенос слов.
Какие буквы помогает писать орфография
С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Проверяемые
Это такие, которые можно каким-то образом суметь проверить. Например, в слове «кро…» мы пишем «т», потому что проверочное слово «кроты». В слове «желтый» мы пишем «е», потому что эта буква «прослушивается» в родственных словах: желток, желтеть, желтоватый, желтизна.
Непроверяемые
Их проверить никак нельзя и надо смотреть в словаре. Например, почему в слове «корова» пишется «о»? Просто вот так сложилось. Мы не можем подобрать никакое проверочное слово и смотрим в словарь, а в словаре написано «корова».
Иногда непроверяемые гласные и согласные встречаются в окончаниях отдельных слов. В этом случае мы тоже просто запоминаем их написание. Например, мы пишем «котороГо», хотя вслух говорим «котороВо».
Чередующиеся
Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.
Например, самое распространенное условие для выбора правильной гласной – наличие или отсутствие суффикса «а» после корня. Например, если этот суффикс есть, мы пишем во многих корнях с чередованием букву «и», а если его нет – «е»: протирать – протереть, замирать – замереть, напирать – напереть, набирать – наберу, надирать – надеру и так далее.
Что надо делать, чтобы выучить орфографию
Смотрите, в школьных учебниках полно упражнений, в которых надо вставлять в слова пропущенные буквы или выбирать слитное/раздельное написание. Например: «(Пр…)город был (н…)д…леко от моря». Если у вас в школе был слабый учитель, то он требовал просто вставить буковки и все: «Пригород был недалеко от моря».
Если учитель был сильный, то он наверняка требовал от вас разбирать каждую орфограмму. Разобрать, значит ответить на вот эти три вопроса:
Вот смотрите, я разбираю орфограмму в слове «пр…город»:
Вот еще мое видео на эту же тему, я там объясняю правописание слова «вода». Посмотрите.
Чтобы выучить орфографию, надо брать учебник русского с подобными орфографическими упражнениями и объяснять каждую орфограмму.
Если делать это в школе, с 5 по 11 класс, то репетиторы по русскому вообще будут не нужны, проблем с правописанием тоже не будет. Вы «автоматически» будете писать все буквы правильно.
Если вы школу уже закончили, то вам нужен хороший учебник русского и постоянная практика. Давайте разбираться, какой учебник выбрать и как организовать практическую работу.
Полезные материалы
Сначала я порекомендую вам хорошие учебники, а потом – бесплатные и платные материалы для отработки практических навыков.
Учебник
Я вам рекомендую учебник Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Ссылка, которую я поставил, ведет на книжный интернет-магазин Лабиринт. Там цены ниже чем в большинстве других книжных магазинов, книги доставляются в пункты выдачи. В вашем городе наверняка такой есть.
Я рекомендую вам эту книгу по следующим причинам. В других учебных комплектах в каждом учебнике есть и теория и практика. Поэтому учебники каждый год меняются и часто выпускаются даже в двух частях, а не в одной.
В учебном комплекте Бабайцевой все немного иначе. Она сделала один учебник с теорией, куда включила весь теоретический материал и все правила, которые дети должны выучить. С пятого по девятый класс этот учебник не меняется, он один-единственный. А вот учебник с практическими упражнениями для каждого учебного года свой.
Получается, что вот эта «Теория» – как бы универсальный справочник. Там изложены все знания, которые должны получить школьники. Написано простым и понятным языком, читается легко.
Отмечу важный нюанс. В плане теории языка в учебнике Бабайцевой могут быть отличия от некоторых других учебников. Например, Бабайцева считает, что «ть» в неопределенной форме глаголов – суффикс, а не окончание. Она называет словосочетаниями не только сочетания слов с подчинительной связью, но и слова с сочинительной связью.
Но эти спорные моменты никогда не выносятся на экзамены по русскому, поэтому, в принципе, проблем нет.
Справочник
Есть очень серьезный справочник по орфографии и пунктуации, который еще в Советском Союзе был издан Розенталем. Он так и называется: «Справочник по орфографии, пунктуации и литературной правке». Автор – Розенталь Дитмар Эльяшевич.
В справочнике вы найдете вообще все необходимые правила русского языка. Но эта книга академическая, читать ее достаточно сложно. Если вы постоянно работаете с текстом, я вам рекомендую эту книгу приобрести, чтобы она была у вас дома и вы могли при необходимости к ней обратиться.
Книга постоянно переиздается, поэтому все новые литературные нормы в ней учитываются.
Наш архив с пособиями
Я собрал в интернете четыре пособия с правилами по русскому языку. Их написали учителя, которые сами преподают в школе и готовят своих учеников к выпускным экзаменам. В пособиях материал излагается не хуже, чем в учебнике Бабайцевой, там много схем и таблиц, которые позволяют систематизировать знания.
Чтобы получить архив с пособиями, напишите на этой странице свою почту, я вам его отправлю. Все бесплатно, вирусов нет, я проверял сам.
Наши статьи по орфографии
У нас периодически публикуются статьи по орфографии. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые материалы. Рассылка бесплатная. Когда подпишетесь, мы автоматически будем вам присылать новые тексты с обзором правил русского языка.
Для примера можете посмотреть вот эти статьи по орфографии. Их писал я. В каждой статье я стараюсь не только говорить, как нужно писать то или иное слово, но и комментировать его, объяснять правило.
К некоторым статьям я еще добавляю свои авторские ролики типа вот такого. Просматривайте их тоже.
Бесплатные тренажеры по русскому языку
Если вы уже взрослый человек, вряд ли у вас будет время выполнять упражнения в школьных учебниках и объяснять в них каждую орфограмму. Следовательно, вам нужно что-то более «модернизированное». В этом плане могу предложить бесплатные тренажеры по русскому языку, которые есть на платформе проекта Викиум.
Вот общая страница с тренажерами, зайдите туда, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». Там есть тренажеры для отработки орфографии, пунктуации, подбора синонимов. Некоторые программы были созданы для того, чтобы помогать нам с вами лучше чувствовать родной язык, понимать, какой текст написан слабо, а какой сильно. В общем, великолепная вещь. И главное – полностью бесплатная. Выбирайте и занимайтесь.
Курс «Идеальный русский»
Этот курс тоже с Викиума, он платный, стоит 890 рублей. В нем есть теория и три уникальных тренажера, которых в открытом доступе на сайте вы не найдете. На мой взгляд, курс очень хорошо ориентирован на практику и помогает эффективно закреплять теорию. Если есть возможность – приобретите его и занимайтесь хоть целый день.
Доступ ко всем материалам курса «Идеальный русский» после покупки вы получаете навсегда.
Другие курсы
У нас на сайте есть подборки с другими курсами по русскому языку. Там почти все курсы платные, но есть не очень дорогие материалы. Посмотрите, может быть, найдете для себя что-то полезное.
Помогает ли чтение писать грамотно
Когда я учился в педагогическом институте, нам преподаватели говорили: «Когда ребенок читает, он запоминает написание слов. Поэтому чтение помогает писать грамотно».
Но у нас в группе были студенты, которые поначалу не очень хорошо разбирались в орфографических правилах. И они говорили: «Ну вот мы читаем, много читаем, а грамотно писать все равно не получается, на диктантах бывают ошибки».
Так что я лично думаю, чтение особой роли не играет. Чтобы научиться писать орфографически грамотно, надо именно писать, выполнять практические упражнения.
Чтение – это здорово, но его мало.
Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка
Наша статья подходит к концу и мне хотелось бы сказать пару слов о мотивации. Перед тем как изучать орфографию, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне это надо». У вас должна быть реально сильная мотивация, иначе все эти пропущенные буквы в словах вам быстро наскучат.
Я могу вам предложить вот такой интересный лайфхак. Чтобы применять свои знания, вы можете писать статьи в интернет и зарабатывать на этом. Заработок на текстах называется копирайтингом, я лично им занимаюсь вот уже восемь лет. Это моя основная работа.
Посмотрите мою статью о том, что такое копирайтинг, я постарался там понятным языком все описать и объяснить. Если вы будете периодически писать статьи – это будет отличной тренировкой ваших орфографических навыков. А когда начнете еще и достойно зарабатывать на этом – мотивация к изучению орфографии вообще будет зашкаливать.
Заключение
Мы поговорили о том, что такое орфография и как ее изучить. Мне хотелось, чтобы вы из этой статьи не просто почерпнули информацию, но и получили какие-то практические рекомендации.
Были ли вам полезны ссылки на сторонние ресурсы, которые я приводил? Планируете ли вы приобрести учебники или справочники по русскому языку, чтобы изучать орфографию? Начали ли заниматься на орфографических тренажерах?
Жду от вас обратной связи. Всем удачи, не теряйте мотивацию.
Орфографическая грамотность – основа правописания
Орфографическая грамотность обучающихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития.
Орфографически–правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому я стараюсь научить детей превращать свои знания в навыки.
1. Орфографическая грамотность – основа правописания.
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, методистов и психологов – М.В. Ушакова, Д.Н. Богоявленского.
Обучая письму, я обучаю ребенка не только технике письма, но и письменной речи, ее содержательной стороне и внешней, то есть звуковой.
В школе обучения языку, письму и правописанию, считаю, должно быть поставлено так, чтобы обучающиеся понимали общественное назначение того дела, которому они уделяют так много времени и энергии, чтобы понимали, письмо – важнейшее средство общения людей, что нельзя писать как-нибудь, а всегда так, как установлено, как требуют правила.
Заботясь о формировании орфографического навыка, соединяю орфографические упражнения с разнообразными упражнениями по развитию памяти. В своей работе я использую слуховые диктанты как средство, позволяющее поэтапно увеличивать объем запоминаемого материала, и зрительные диктанты, направленные на развитие точности запоминания. Такие диктанты провожу на каждом уроке русского языка. Объем предложений увеличивается постепенно, а с ним – память и грамотность учеников. Зрительные и слуховые диктанты разрабатываются поурочно, их содержание тесно связано с изучаемыми программными темами и словарной работой.
М.Л. Закожурникова правильно отмечает, что первой задачей учителя начальных классов является “развитие и укрепление орфографических навыков”, что и способствует развитию орфографической грамотности у обучающихся.
2. Орфографический навык и условия его формирования.
Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.
Я считаю, что центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая не возможна без понимания сущности орфограммы. Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм, я со своими ребятами, начинаю с первого года обучения.
Мы, с обучающимися, учимся ставить орфографические задачи (находить орфограмму), устанавливать тип орфограммы, осуществлять орфографический самоконтроль.
Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в данный период создаю предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показываю школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем двигаемся не столько от буквы к звуку, сколько наоборот от звука к букве. В это же время формирую представление о слабых и сильных позициях звуков.
Начать работу по формированию орфографической зоркости следует одновременно с обучением двум видам чтения (орфографическому и орфоэпическому). При этом следует активно использовать прием работы как орфографическое проговаривание. Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – это первоначальный период в обучении правописанию. Формирование навыков грамотного письма у младших школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических упражнений. Практическая работа в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. В процессе применения правил совершенствуются мыслительные операции, которые необходимы для решения орфографических задач.
3. Значение упражнений в формировании орфографического навыка у младших школьников.
В процессе формирования орфографических навыков, упражнение выступает как носитель содержания обучения и средство его усвоения, как способ организации и управления учебной деятельностью.
При формировании орфографических навыков, я использую различные группы упражнений.
Особенно эффективен сразу после объяснения правил. При орфографическом разборе надо найти орфограмму, назвать ее, указать условия действия правила, объяснить написание.
Передача в письменной форме зрительно-воспринимаего слова, предложения, текста.
Способствует переходу от письма под диктовку к произвольному, творческому письму, при котором благодаря действию долговременной памяти – удержанию и повторению – происходит словесный синтез, оформляемый в речь письменную.
Вид работы по развитию речи, представляющий собой устное или письменное воспроизведение прослушанного текста.
Творческая работа, требующая наибольшей самостоятельности.
Благодаря упражнениям, которые проводим с детьми систематически, мы достигаем автоматизма. Автоматизм орфографического навыка формируется в результате многократных повторений действий, то есть использования упражнений.
Качество обучения младших школьников орфографии и формирования орфографического навыка зависит от развития средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения; от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и от сохранения изученного материала длительное время.
Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы
В книге обобщён и систематизирован основной теоретический и практический материал по орфографии и пунктуации школьного курса русского языка, а также даны некоторые необходимые сведения по орфоэпии и культуре речи. Цель справочника – оказать помощь в самостоятельной работе по изучению русского языка, в овладении грамотным письмом и в повышении языковой культуры в целом. Пособие адресовано учащимся образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Наталья Григорьевна Детюк, 2018
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Краткие сведения о русской орфографии
Орфография — это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Орфография — это система правил, устанавливающая единообразное написание морфем (корней, приставок, суффиксов и окончаний); слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей; написание заглавной и прописной буквы; правила переноса слов с одной строки на другую. Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу. Орфографическое правило — это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах. Условия выбора — это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что следует писать в том или ином случае. В современной русской орфографии выделяют три главных принципа, которыми руководствуются при установлении орфографических норм: морфологический, предполагающий единообразное написание морфем; фонетический принцип, при котором пишущий следует звучанию морфемы в данном слове (предыстория, хотя образовано от слова история); традиционный принцип, согласно которому выбор буквы определяется не каким-то орфографическим правилом, а этимологией и традицией написания, а также семантический принцип, предполагает учёт значения слова или словосочетания; синтаксический (заглавная буква в начале предложения).
Правила переноса основываются на делении слова на слоги с учётом состава слова. Выбор правильного переноса зависит от правильного деления слова на слоги и правильного определения частей слова. В русском языке существуют определённые правила переноса слов:
1. Слова переносятся по слогам (по-ле, кни-га);
2. Одну букву не переносят на следующую строку и не оставляют на предыдущей строке, т.е. нельзя переносить слова, состоящие из одного слога (мрак, полк);
3. Если слово состоит из двух слогов, но один из них гласная, такие слова не переносятся (Оля, моя, осень);
4. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку (паль-то, боль-шой, подъ-езд, край-ний);
5. При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова, одна из них остаётся на строке, а другая переносится (Ал-ла, шос-се, мас-са);
6. При переносе нельзя отрывать одну букву от приставки, корня, суффикса (неправильно по-дписали, нужно под-писали, неправильно гру-зчик, нужно груз-чик, неверно гречес-кий, нужно грече-ский);
7. Правила переноса допускают варианты переноса при стечении согласных в корне слова (сест-ра и сес—тра).
Написание заглавных букв
С большой буквы пишется:
1. начало каждого предложения: Наступила золотая осень. Падают с деревьев листья. Птицы улетают в тёплые края;
2. начало каждой стихотворной строки:
3. имя собственное (имя, отчество, фамилия человека), а также его уменьшительно-ласкательные формы: Степан, Ольга Владимировна, Исаев, Мишутка, Василёк, — кличка животного: собака Жучка, кот Пушок, медведь Бумба, попугай Кузя;
4. название реки, озера, моря, океана, горы, страны, области, района, города, улицы, части света, планеты, созвездия. Например: река Енисей, озеро Байкал, Красное море, Атлантический океан, гора Эльбрус, страна Россия, Новгородская область, Московский район, город Вологда, улица Некрасова, материк Америка, планета Марс, Млечный путь.
5. Названия журналов, газет, музыкальных произведений, кинофильмов, картин, стихотворений, фабрик, заводов, магазинов, гостиниц, кулинарных и кондитерских изделий, автомобилей, телевизоров, часов, телефонов пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки. Например, роман «Три мушкетёра», журнал «Огонёк», газета «Родина», песня «Для тебя», фильм «Дождь», картина «Золотая осень», стихотворение «Бородино», завод «Невский», телевизор «Рубин», торт «Старый замок», салат «Весенний», конфеты «Белочка», часы «Слава», автомобиль «Мерседес».
Правописание гласных букв в разных частях слова
Выбор гласных букв зависит от ударения, особенностей структуры слова и от традиции письма.
Буквы и, у, а после шипящих.
После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся буквы ы, ю, я, а пишутся — и, у, а.
Ча-ща: счастье, часы, чаща, щавель. Исключениями являются заимствованные слова и собственные имена: брошюра, жюри, парашют, Жюль.
Правописание безударных гласных в корне слова. Способы проверки
Безударные гласные в корне слова пишутся так, как они произносятся под ударением. Например, слова волы и валы произносятся одинаково, а пишутся по-разному, так как под ударением в первом слове будет о (вол), во втором слове — а (вал).
Правило: Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Способы проверки безударных гласных:
1. Измените форму слова:
а) число у существительных —
б) род у глаголов прошедшего времени —
а) Нельзя проверять безударную гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова — глагола другого вида: упросить (совершенный вид) — упрашивать (несовершенный вид), следует проверить словом просит;
б) Нельзя проверять безударную гласную ударением, если есть чередование гласных, которое не зависит от ударения, например, подкопать — подкапывать; колоть — выкалывать.
Соединительные гласные «о» и «е» в сложных словах
В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная гласная о — самолет, снегопад, вертолёт, пароход, а после мягких согласных, шипящих и ц пишется соединительная е: пылесос, пешеход, птицеферма, овощехранилище.
Чередование гласных в корне слова
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила. Правила написания корней с чередованием гласных а — о делятся на две группы:
1) правописание корней зависит от ударения;
2) правописание корней зависит от звука, следующего за корнем.
Правописание корней с чередованием гласных а — о.
1) От места ударения зависит правописание корней
— — гар — (-гор-), — зор — (-зар-), — клон — (-клан-), — твор — (-твар-).
Правило: В корне -гар — (-гор-) под ударением пишется а, без ударения — о, например, загар, угар — загорелый, сгореть.
В корне -зор — (-зар-) под ударением пишется о, без ударения — а: зорька, зори — заря, зарница, озарённый, зарево.
В корнях -клон — (-клан-), — твор — (-твар-) под ударением может быть и а, и о, без ударения — только о!
2) От звука, следующего за корнем, зависит правописание корней: — кас — (-кос-), — лаг — (-лож-), — раст — (-рос-, — ращ-).
Правило: В корнях -лаг — (-лож-), — кас — (-кос-) пишется буква а, если за корнем следует суффикс — -а-. Например:
Правило: В корне -лаг — (-лож-) безударная а пишется перед буквой г, а безударная буква о — перед буквой ж. Например:
Правило: В корне -раст — (-рос-, — ращ-) безударная буква а пишется перед буквами ст, щ, буква — о пере с:
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Согласование времен в испанском языке. Правила и упражнения
Татьяна Олива Моралес
Слово живое и мертвое
Теория литературы. Проблемы и результаты
Учимся писать сочинение. Методическое руководство для школьников
English for sound operators. Английский язык для звукооператоров. Сборник текстов и упражнений по английскому языку
Ирина Ивановна Борисова
Профессиональный русский язык. Дидактические материалы для самостоятельной работы
Дополнительное чтение по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей
Tales of the unexpected by Roald Dahl. Пособие по домашнему чтению (уровень В2)
Ксения Эдуардовна Болотина
Английский легко и просто: тренажер по говорению «Numbers/Questions». Часть 1
The Noun and the Article in the English Language. 300 tests & Grammar
Валентин Викторович Матвиенко
The Adjective and the Adverb in the English Language. 300 tests & Grammar
Основы древнегреческого языка. Учебное пособие
Слово в современных текстах и словарях
Англо-русский словарь военно-технической и сопутствующей лексики и сокращений с комментариями. 2-е издание. Часть I: A – R
Перевод фразеологических единиц с китайского на русский язык: учебное пособие. Теоретический и практический аспекты