Что такое орфографическая работа
Орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах
Формирование орфографической грамотности – одна из наиболее трудных задач в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Связано это и с самой сложностью орфографической системы русского языка, и тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут усвоить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой “нужно” и “нельзя”.
Также как и ряд передовых школ республики, наша школа придерживается принципов развивающего обучения.
Вот уже около десяти ведётся обучение по системе Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, “Школа – 2100”, а я начала работать по технологии по УМК “Гармония”. Почему я выбрала именно УМК “Гармония”? главной формой организации учительского труда является урок. Именно от грамотной организации учебного процесса во многом зависит успех творческой работы педагога.
Повышения эффективности урока – вот главная задача, которая состоит перед учителем. Успех её решения во многом зависит от методики обучения, позволяющей вооружить школьников глубокими и прочными знаниями, научить их трудиться с интересом. За годы своей работы я старалась дать прочные знания учащимся, заинтересовать, развивать их.
Как и многих учителей начальных классов волнует проблема грамотности письма учащихся. Ещё в период обучения грамоте (УМК “Гармония”) я поставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости – слуховому восприятия, а затем зрительной зоркости – зрительному вниманию, которые сливаются в одну орфографическому задачу. Но в этот период у меня не получилось систематической, целенаправленной работы по этой проблеме. Так как меня тогда больше интересовали вопросы, как научить детей мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и.т.д. эту задачу мы с детьми решили, и сейчас перед нами остро встала проблема орфографической грамотности. Центральное место в обучении, особенно на подготовительном этапе, занимает фонетическая работа.
Звуковой анализ в данной системе осуществляется по технологии разработанной Д.Б.Элькониным, т.е. путём многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке, с последующим обозначением выделенных звуков условными знаками на схеме, который был введён Д.С.Фониным, а именно:
— гласный звук (рот открыт, преграды во рту нет);
— твёрдый согласный звук (во рту есть преграда, но только одна);
— мягкий согласный звук (во рту две преграды, губы и язык или одна, но увеличенная подъёмом спинки языка к нёбу).
К трём основным знакам в дальнейшем, по примеру В.В.Репкина, добавили ещё обозначение точками “включение голоса” только для звонких и сонорных согласных:
Деление слов на слоги чёрточками, как в традиционной системе не применяется, т.к. чёрточки затрудняют восприятия ребёнком целостного слова. В необходимых случаях слоги обозначаются подчёркиванием их дугами под словом. Машина, семья.
Составной частью работы над языком и законами его использования в устной и письменной речи является пропедевтическое освоение орфографии.
Решению этой задачи в данном комплекте уделяется большое внимание.
Как известно, одна из причин недостаточной грамотности школьников кроется в том, что у них отсутствует орфографическая зоркость, т.е. умение обнаруживать “ошибкоопасные места”. Основы орфографической зоркости должны быть сформированы до начала изучения основных орфографических правил т.е. в первом классе. Большие возможности для проведения соответствующей работы представляет период обучения грамоте.
Вот почему данный комплект ставит задачу: на основе сформированного действия звукового анализа и знакомства с обобщёнными признаками наиболее частотных орфограмм гласных и согласных (“опасных” при письме мест) научить детей обнаруживать такие “ошибкоопасные” места.
Во время проведённых контрольных и проверочных работ учащихся. В ходе, которого выявлены наиболее частые орфографические ошибки, допускаемые учащихся.
Частые ошибки, допускаемые учащихся:
1. Пропуск замена вставка
Как устранить ошибки:
2. Безударные гласные
Как устранить ошибки:
3. Разделительный мягкий знак
Как устранить ошибки:
Работа над этими ошибками включала следующие методы и приёмы:
В итоге целенаправленной систематической работы (работы над ошибками, разнообразия словарных работ и упражнений) я добилась положительных результатов.
«Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных класса.»
Статья «Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных класса.»
Принципы и содержание словарной работы в начальных классах.
Развитие речи учащихся – это основа школьного обучения русскому языку.
Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так И.И.Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
Необходимость уделять особое внимание в работе по развитию речи учащихся именно упражнением над словом вызывается тем, что словарь младших школьников, по утверждению многих учителей, довольно беден. В основном он не выходит за рамки обиходно-бытового словаря. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, важное место должны занимать упражнения лексического характера. Они должны способствовать расширению словарного запаса, умению выбирать из него слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его не только правильным и точным, но и выразительным.
1)Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащимися лексического значения новых слов.
2)Словарная работа может преследовать грамматические цели.
3)Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения правильному орфоэпическому произношению, правильной расстановки ударения в словах.
4)Словарная работа для усвоения правильного написания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно-орфографическую работу.
В русском языке, как известно, имеется большое количество общеупотребляемых слов с безударными гласными непроверяемыми ударением. Многие из них входят в активный словарь учащихся. Усвоение их правописания оказывает большое влияние на грамотность учащихся.
Виды словарно-орфографической работы в начальных классах.
Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы учащийся в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.
1) Работа со словами, включающими непроверяемые гласные, в школьной практике нередко сводится к контрольно-повторительным упражнениям типа списывания с пропуском орфограмм, записи этих слов по слуху и т.п.Преобладание контролирующих видов работ приводит к большему количеству ошибок. Неправильное написание запоминается и потом упорно повторяются в детских работах.
2) Работа над ошибками в словах с непроверяемыми орфограммами нередко носит механический характер и сводится к многократному выписыванию ошибочных написаний слова, так как сам харак- тер работы исключает активную мыслительную деятельность учащихся.
Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у детей интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса.
Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.
Правильная подача словарно – орфографического материала, привлечение к нему активного внимания учащихся на начальном этапе знакомства с ним имеет большое значение, так как помога-ет сократить все последующие упражнения. Повторное же привлечение внимания к слову даёт меньший эффект: потеряна новизна восприятия. Следовательно, от того как будет организовано пер-воначальное знакомство со словом, зависит много.
Наглядность как прием семантизации состоит в показе реалии самого предмета (его муляжа, макета, рисунка), называемой толкуемым словом. Наглядность применяется при толковании слов с конкретным значением.
Виды орфографических словарей и принцип их построения.
Орфографический словарь является для учащихся прежде всего справочником, к которому они обращаются при написании трудных слов. Разумное и активное использование словаря, как необходимейшего справочного пособия, помогающего грамотному письму, возможно лишь при наличии у детей следующих знаний и умений:
Учащиеся должны хорошо знать алфавит и, пользуясь им, быстро находить в словаре нужное слово.
Изменяемые части речи даются в словаре в начальной форме. Дети должны уметь образовывать от слов исходную форму.
В орфографических словарях помещены слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Умелое пользование словарём в том и заключается, что к нему обращаются за справками о написании таких слов, орфографию которых нельзя объяснить известными школьными правилами.
Работа со словами с непроверяемыми гласными складывается из следующих этапов:
Первоначальное знакомство со словом.
Упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова.
Проверка знаний учащихся
Виды работ при изучении словарных слов на уроке.
На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом велась до показа написания этого слова. Например отгадывание слов с помощью ребуса(звуковой анализ), затем объясняют его значение с помощью учителя(смысл-толкование),затем выделяют слово из предложения, поговорки или стихотворения.
Использование ребусов, загадок, стихотворений при изучении слов с трудным написанием под-держивает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, обеспечивает наилучший раз-вивающий эффект и мотивацию к учению.
Особое значение заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть основу слова. При зна-комстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским языком и историей, что повышает интерес детей к учёбе.
К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока:
—- на чистописании это может быть поговорка или пословица;
—- четверостишие можно использовать как письмо по памяти ;
—- написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, толкования слов (обратные диктанты);
—- комментированное письмо предложения.
1 ребус мо ,
Мороз 1) Холод, стужа.
2)Холодная зимняя погода; холода.
3 подбор однокоренных слов
Морозец, морозный, морозно, морозище, заморозок
(за-, на-, об-, по-, про-, пере-, под-, при-, раз-) морозить.
4 синонимы – холод, стужа.
5 антонимы – жара, зной.
6 сочетаемость слов (найди правильную пару)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(ответ: мороз)
У избы побывал
Все окно разрисовал,
У реки погостил
Во всю реку мост мостил.
(ответ: мороз)
8 поговорки и пословицы
Мороз невелик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Мороз да метели под февраль полетели.
Мороз ленивого за нос кусает, а перед проворным шапку снимает.
Блеснул мороз и рады мы проказам матушки зимы.(А.С.Пушкин)
Вот пришли морозцы и зима настала.(И.Суриков)
Погода великолепная, метелица, морозик.(А.П.Чехов)
1 2 3(С ) 4 5(/) 6 7(А)
Москва- город-герой, столица нашей Родины.
3 однокоренные слова
Московский (-ая,-ое ), москвичи.
4 сочетаемость слов ( составь пары)
5пословицы и поговорки
Москва от глаз далека, да сердцу близка.
Кто в Москве не бывал – красоты невидал
Москва слезам не верит, ей дело подавай.
Москва верстой далека, да сердцу рядом.
6 предложения и тексты
Мы с детства запомнили эти слова
Их нету прекрасней и проще-
Для города имя – город Москва,
Для площади – Красная площадь. (И.Токмакова)
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось.
Как много в нём отозвалось…. (А.С.Пушкин)
Словарно-орфографическая работа, проведённая таким образом, помогает достигать желаемых результатов, увлекает и развивает учеников, способствует глубокому усвоению программного материала.
Словарная работа – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Начальное обучение –важное время жизни для тех,кого мы называем будущие члены общества. То,как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.
Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.
У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.
В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия.
Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой –словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую» орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
П.А.Грушников « Принципы и содержание словарной работы в начальных классах.»
П.А.Грушников « Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах.»
В.П.Козлова «Некоторые вопросы словарно – орфографической работы в начальных классах.»
Л.П.Николаева, И.В.Иванова «Работа со словарными словами.»
В.М.Кузнецова «Учимся работать со словарными словами.»
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
а) максимально, с учетом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;
б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
в) помочь учащимся овладеть орфографической грамотностью, а также грамматически правильно излагать свои мысли.
Понятие «орфограмма»
Понятие словарно-орфографической работы
На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся, перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные слова; давая задания на дом по учебнику, он обязательно проверяет, все ли понятно, все ли слова, встречающие в тексте, известны учащимся.
Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет?
Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.
Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.
Некоторые виды диктантов позволяют развивать орфографическую зоркость.
Диктант «Проверяю себя».
Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно написать то или иное слово, т.е. слово, в написании которого они сомневаются. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинство, т.к. ребенок замкнется и не станет спрашивать. Тогда данная работа не получится. Учителю нужно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Но при этом виде диктанта труден контроль учителя.
Диктант с обоснованием.
Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемые ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.
Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемыми безударными гласными и с непроизносимыми согласными.
Выборочный диктант.
Учитель читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.
Контрольный диктант.
Проводится после изучения темы, в конце четверти, года. Благодаря ему учитель может увидеть общие знания учащихся. Он не может быть проверочным, если большинство написали отрицательно, то оценки не выставляют.
Творческий диктант.
Они очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам до составления части текста по картине. Благодаря ему активизируется словарный запас детей, воображение.
Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах.
Примеры сказок.
«Однажды, гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а-о стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а\о. С тех пор дети пишут грамотно».
Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а изучение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане эти сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.
Примеры.
1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ)
Чаще всего использую этот вид работы в начальных классах, когда словарных слов изучено мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.
2. КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ)
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы.
1. Записать слова в 2 колонки: 1) с гласной и 2) с гласными е, ё после шипящих и ц.
Побереж. шь, больш. й, жж. т, печ. шь, увлеч. т, ш. фер, ш. колад, испеч. м, сеч. т,
Туч. й, птиц. й, лиц. м, хорош. го, ш. лковый, ч. рный, ш. рох, ш. рстка, рыж. му, границ. й.
2. Подчеркнуть глаголы, графически обозначив в них орфограммы.
№ 2. Написать под диктовку в две колонки слова: 1) с мягким знаком после шипящих, 2) без мягкого знака.
Чувствуешь, дрожь, молодежь, горяч, беречь, похож, грач, развлечь, шипуч, помощь, матч, свеж, печь, семь задач, пожалеешь, (нет) пожарищ, хорош, трубач, сделаешь, живуч, рожь, дичь, помочь, лечь, луч, училищ, дочь, роскошь, сжечь, жгуч, царевич, отрежь.
№ 3. Записать слова под диктовку.
3. «РАСКРАСЬ КАРТИНКУ».
Дети элементы рисунка раскрашивают карандашами, подбирая цвет в зависимости от вставленной буквы.
4. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Учитель читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.
Выписать только слова с парными согласными на конце и в середине слова.
Стоит чудесный зимний день. Падает легкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Учитель, не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас.
6. «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРЬ.
Учитель рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают, а затем записывают слово с проговариванием.
Происхождение: древнерусское. Рогатое животное, пасется на подножном корме, жует. (Корова)
Заимствованно из англ. яз. англ. jam «варенье» является производным от jam «смешивать, давить». (Джем)
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. Можно этот вид работы усложнить. Подобрать к этим словам признаки, действия. В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
8. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРЬ.
Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.
Дети с помощью учителя или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
РЕБЯТА. Ребята разгадали РЕБус.
ПЕНАЛ. У ПЕти есть пенал.
Я люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т.д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы
Роща, встреча, туча, свеча, пища, молчание, чайник, чаща, щавель, качают.
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление). Далее идут рассуждения:
1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
3. Слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.
4. Слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО?
Шифровка «Слоговое сложение».
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.
Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – (Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например:
Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.
15. ЗАГАДКИ – ШУТКИ (ИГРЫ).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. В каких словарных словах спряталась –ель-? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
16. ИГРА “КТО БОЛЬШЕ?”
Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.
Хочется добавить еще немного про виды словарных диктантов.
Словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимися предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание.
1) Ветошь, пейзаж (определить род и склонение сущ.)
2) К гвардии, к аллее, в санатории, в ущелье (определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму).
3) Колышет, дышит (выделить приставку и корень, определить с глухого или звонкого начинается корень).
Словарный диктант с самопроверкой.
Работа над диктантом включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы. К которым нужно обратиться для самопроверки (чтобы не усложнять работу детей, можно номера параграфа записать на доске). Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант. Обозначают орфограммы. Написание одного – двух слов может быть объяснено письменно.
Словарный диктант с продолжением.
Одним из важнейших условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости и является предлагаемый диктант.
Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.
Словарный диктант с элементами игры.
Словарный диктант можно оживить с помощью игры «зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?
Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует знания в новых ситуациях.
Преврати имена нарицательные в имена собственные
Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами( содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуне, прийти, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей).
Словарный диктант может проводиться на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например, тема «Правописание гласных в корне после щипящих и ц».
Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня…
(Шофер)
Словарный диктант с усложнением дидактического материала.
Одной из основных задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы. Понятие орфограммы является для учащихся сложным, нередко они отождествляют его с орфографическим правилом. Практика показывает. Что формирование понятия о сущности орфограммы и навыка разграничивать орфограммы более успешно проходить процессе практической работы, в процессе активной деятельности.
Словарный диктант с использованием сигнальных карточек обеспечивает обратную связь, так как, прежде чем написать слово, продиктованное учителем, дети поднимают сигнальные карточки с нужной орфограммой и преподаватель может контролировать деятельность всех учащихся, по мере необходимости вмешиваясь в процесс работы, помогая учащимся осознать и исправить ошибки.
Словарный диктант с обобщением.
Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм. Обобщение и систематизация в процесс обучения содействует формированию у школьников системных знаний.
Словарный диктант с элементами обобщения можно проводить по-разному.
Разнообразие форм словарно-орфографической работы не только способствует перерастанию знаний и умений из области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит элементы новизны.
При систематическом проведении указанных выше видов работ у учеников формируется орфографическая зоркость, грамотность, мышление, память.
Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов становится значительно меньше, да и речь более грамотной.
Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.