Что такое орфографическая зоркость определение

Формирование грамотного письма является одной из самых сложных задач на начальном этапе обучения детей в школе. Учителя русского языка ежегодно сталкиваются с необходимостью подготовки школьников и прекрасно осознают всю ценность первых шагов в данном направлении. Становление навыков орфографической зоркости — это систематическая работа, которую педагоги начинают проводить с детьми в младших классах. Весь процесс дальнейшего обучения во многом зависит от того, насколько квалифицированно подавался материал для усвоения необходимых навыков на уроках русского языка.

Определение понятий

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Для понимания сути вопроса следует обратиться к базовым терминам. В основе всего лежит слово орфограмма, без которого едва ли обходится хотя бы один урок русского языка в школе. Под данным понятием может подразумеваться трудное место в слове или ошибочное место в письме. Однако такое определение плохо раскрывает вкладываемый в термин смысл, а потому нередко вводит учеников в заблуждение. Одним из самых распространенных ложных обобщений можно назвать то, когда школьник воспринимает орфограмму как конкретное место в слове, где звук слышится неясно или где пишется не так, как слышится. Определения от ученых-методистов также полностью не раскрывают суть данного понятия. В них лишь говорится, что орфограммой можно считать те буквы, слова или части текста, в которых существует опасность ошибки, а потому требуются проверка и применение соответствующих правил языка.

Учащиеся должны понимать, что правильный выбор обеспечивается исключительно наличием необходимых знаний. Орфографическая зоркость — это умение обнаруживать орфограммы. Если же рассмотреть данный термин со стороны фонетической концепции, то он представляет из себя способность к оцениванию каждого звука в слове, возможности определения слабой и сильной позиции. Процесс восприятия орфограмм для пишущего человека при этом бывает двух видов — зрительный и слуховой. Высокий уровень грамотности подразумевает наличие обоих вариантов. Как правило, комплексы упражнений специально созданы для развития зрительного восприятия, однако слуховая орфографическая зоркость является основой для правильной устной и письменной речи.

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение Вам будет интересно: Дерибас Осип Михайлович: биография, личная жизнь и фото

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Описание процессов восприятия

В ходе различных исследований устанавливалась эффективность применения разных методик. В частности, удалось обнаружить тот факт, что на начальном этапе развития орфографической зоркости у школьников следует обратить особое внимание на речевые кинестезии, то есть обычное проговаривание. С помощью данного действия дети в ходе обучения начинали воспринимать речь более точно. Зрительная составляющая при этом призвана привлекать внимание школьников к отличительным особенностям и уникальным чертам орфограмм. Также с помощью визуального восприятия проводятся упражнения в сравнении и анализе.

Стоит отметить, что любые графические и орфографические написания возможны лишь при условии постоянного сопоставления этих написаний с произношением языковых единиц. Буквы, слоги и слова непрерывно подвергаются фонетическому анализу и фонологической оценке. Если с сильными позициями написание простое и однозначное, то со слабыми все несколько сложнее. Именно здесь важную роль начинает играть формирование орфографической зоркости учащихся. Развитый фонетический слух дает возможность быстро находить такие слабые места и правильно решать возникшие в ходе написания задачи.

Методика Троцкого и ее обоснование

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение Вам будет интересно: Номадизм – это кочевничество

Не так давно современные школы взяли на вооружение новый метод, автором которого принято считать учителя русского языка с большим стажем педагогической работы П. С. Троцкого. Основа применяемого способа достаточно проста: следует совмещать орфографическое чтение с артикуляционной памятью. Метод позволяет запоминать сложные слова путем многократного повторения этих слов вслух, при этом произношение должно в точности повторять правильное написание. Однако специалисты признают, что такой вариант не может считаться универсальным для полноценного формирования орфографической зоркости. Дело в том, что таким образом дети не проводят теоретического осмысления изученного материала, хотя сама методика однозначно положительно влияет на общий уровень грамотности школьников.

К. Д. Ушинский, будучи преподавателем русского языка в 19 веке, пришел к выводу, что совокупность зрительного, слухового и кинестезического восприятия у ребенка младшего возраста является основной чувственной базой для орфографических навыков. Впечатления гораздо лучше откладываются в памяти, если в их формировании принимало участие большое количество органов чувств. Более современные изыскания на предмет откладывания информации в человеческой памяти свидетельствуют о том, что без опоры на какую-либо мыслительную деятельность и понимание событий, процессов и явлений вовсе невозможно усвоить материал или получить необходимые знания. В свою очередь, отрывочные и поверхностные сведения, которые не дают возможности полного рассмотрения всех нюансов, требуют многократного повторения увиденного или услышанного с целью последующего закрепления. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка позволяет сократить время, нужное для усвоения материала и его корректного воспроизведения.

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Опознавательные признаки

В первую очередь ребенок должен выработать у себя сознательное отношение к собственному письму, а также сформировать мотивацию для обращения к правилам и словарям. Грамотное написание начинается с изначального умения видеть орфограммы. Ученику необходимо не только воспринимать и осознавать свои действия. Не менее важным моментом является умение классифицировать найденные орфограммы, верно определяя их тип. В самом начале необходимо пользоваться последовательной проверкой всех изученных ранее признаков. Когда же мы развиваем орфографическую зоркость на должном уровне, такая фиксация свойств уже не требуется, а орфограмма опознается одномоментно. Корректное нахождение обуславливается знанием опознавательных признаков и сформированным навыком их определения.

Существует еще одно определение орфографической зоркости. Как правило, оно приводится в различной прикладной литературе по психологии. Обобщенно в подобных источниках говорится, что орфографическая зоркость — это способность учащихся применять целенаправленно опознавательный процесс для обнаружения и последующей классификации орфограмм в результате оценки их признаков на основе последовательной фиксации. Такой метод допускается применять лишь на начальном этапе, а в будущем во главу угла ставится одновременное нахождение интегрального образа-ориентира. Из приведенного определения можно сделать одно достаточно важное заключение о том, что стартовая методика обучения подразумевает обязательное ознакомление школьников с опознавательными признаками орфограмм и их последующим запоминанием.

Работа с учениками начальных классов

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение Вам будет интересно: Что такое «кромлех»: определение, значение слова, фото

Всего имеется шесть основных правил, которые следует продемонстрировать. Приведенные ниже необходимые и достаточные для обнаружения орфограмм опознавательные признаки обычно применяются в работе с учениками 1-4 классов.

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Психология формирования орфографической зоркости

Работы ряда специалистов дали возможность систематизировать и классифицировать структуру данного процесса. В трудах А. Р. Лурия, П. И. Зинченко и М. С. Шехтера принято выделять три главных компонента орфографической зоркости: мотивационный, операционный и контролирующий. Первый из них для письменной речи действует в основном в коммуникативном плане. Учащиеся должны осознавать важность постановки орфографических задач и необходимости грамотного написания. Преподаватель в этом случае проводит мотивирующую лекцию о том, почему письменная и устная речь нуждается в соблюдении языковых правил и норм.

С точки зрения психологии, развитие орфографической зоркости у младших школьников также неразрывно связано с операционным компонентом, который базируется на активном участии фонетического слуха учеников в ходе работы. Процесс проговаривания позволяет проводить звуковой анализ, а на уже сформированном уровне в дальнейшем применяется целенаправленное зрительное восприятие. Контролирующий компонент предлагает детям провести самоанализ написанного текста и сверить полученный результат с отложившимися в памяти зрительными образами, полученными во время обучения.

Все вышесказанное подводит к тому, что существует четыре нюанса, активно влияющих на формирование орфографической зоркости у младших школьников:

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Применение слухового фактора

Широко известно, что пишущий человек в первую очередь опирается на слышимое. Квалифицированный преподаватель обязательно уделит первостепенное внимание раннему развитию фонематического слуха у своих учеников. Ребенок должен уметь хорошо слушать и слышать как свою собственную речь, так и наставления на уроках. Работа начинается уже в первом классе школы. В качестве примера упражнений для формирования орфографической зоркости на уроках русского языка можно предложить указанные ниже варианты.

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Применение зрительного фактора

Приемы орфографической зоркости во многом строятся на визуальном восприятии рассматриваемых языковых конструкций. Зрительный фактор работает, если ребенок запоминает какое-либо непроверяемое написание. По данным исследований группы ученых, дети могут всего лишь один раз неверно написать любое слово, а полученный при этом графический образ уже крепко отложится в их памяти. Для устранения такой намеренной ошибки придется не менее 100 раз произвести корректное написание. Эксперты советуют изначально приучить школьников к тому, чтобы они подвергали сомнению «опасные места» и предупреждали ошибки. Для этого существует ряд способов и упражнений, перечисленных ниже.

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение Вам будет интересно: Присоединение Бессарабии к России: причины, исторические факты, дата и результаты

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Применение артикуляций и проговаривания

Специалисты отмечают, что правильному развитию навыков грамотности не в последнюю очередь способствуют упражнения, при которых пишущая рука совершает ритмичные движения. По этой причине многие учителя в ходе проведения урока дают много письменных заданий. Это можно назвать непрямым методом развития орфографической зоркости в русском языке, потому как ученик автоматически запоминает графические образы всех записанных им слов, а в последующем просто воспроизводит их из памяти.

Не меньшая роль отводится и проговариванию. Слова при этом произносятся в точности так же, как и должны быть написаны. Преподаватели отмечают, что этот прием является одним из самых эффективных при работе с учениками различных возрастов. Ребенку потребуется четко по слогам проговаривать каждое записываемое слово. Таким образом произношение вслух сочетается с артикуляциями при письме. Особенную эффективность для орфографической зоркости учащихся этот метод показывает с наиболее трудными в запоминании словами. Проговаривание одних и тех же проблемных участков производится в рамках нескольких занятий, пока ребенок полностью не закрепит правильное написание в памяти.

Комментирование для повышения грамотности

Приведенный способ хорош тем, что ученик способен серьезно повысить уровень самоконтроля при работе с текстом. Смысл упражнения заключается в озвучивании ребенком в процессе написания объясняющих рассуждений, которые давали бы четкий ответ на то, почему в том или ином случае выбрано какое-либо решение. В первую очередь ученик определяет и комментирует найденную орфограмму. При этом не следует в точности цитировать правила из учебников в полном объеме. Достаточно просто привести отдельные комментарии, которые бы могли отразить ход мысли ребенка. Подобный способ зарекомендовал себя также при самообразовании в развитии орфографической зоркости. Среди плюсов регулярного применения этого упражнения можно отметить повышение общего уровня мышления, внимания, памяти и речи у обучающихся. Сознательное применение правил отлично способствует своевременному предупреждению ошибок при письме.

Благодаря комментированию ребенок учится выражать свои мысли ясно, четко и достаточно лаконично, но при этом обоснованно и в нужной степени полно. Для преподавателя же таким образом отлично выявляется текущий уровень развития орфографической зоркости у младших школьников. Таким методом учителя зачастую проводят систематическую проверку знаний и при необходимости заостряют внимание на наиболее проблемном материале. Само по себе комментирование проявляется также и в письменной форме путем выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее корректное правописание. Обычно применяется одинарное и двойное подчеркивание. Первым выделяется орфограмма, а вторым — предшествующие или последующие буквы, влияющие на выбор.

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Заключение

Прививать любовь к русскому языку и правильному письму следует начинать с самого младшего возраста школьников. Можно сказать, что орфографическая зоркость — это систематическая и целенаправленная работа, способствующая формированию у детей навыков по распознаванию орфограмм и привитию ученикам грамотной и поставленной устной и письменной речи. Хорошо сформированные способности при этом в любом случае позитивно сказываются и на общем уровне развития детей, помогая им открыть новые возможности в различных сферах жизни.

Источник

Определение понятия «орфографическая зоркость» в научно-методической литературе

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Формирование грамотного письма является одной из самых сложных задач на начальном этапе обучения детей в школе. Учителя русского языка ежегодно сталкиваются с необходимостью подготовки школьников и прекрасно осознают всю ценность первых шагов в этом направлении.

Становление навыков орфографической зоркости – это систематическая работа, которую педагоги начинают проводить с детьми в младших классах. Весь процесс дальнейшего обучения во многом зависит от того, насколько квалифицированно подавался материал для усвоения необходимых навыков на уроках русского языка.

По мнению В.Ф. Иванова: «Орфографическая зоркость – это умение обнаруживать орфограммы. Если же рассмотреть этот термин с фонетической стороны концепции, то он представляет из себя способность к оцениванию каждого звука в слове, возможности определение слабой и сильной позиции. Процесс восприятия орфограмм для человека, который пишет при этом бывает двух видов – зрительный и слуховой. Высокий уровень грамотности подразумевает наличие обоих вариантов» [16, c. 50].

Исследователи Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева дают следующую трактовку понятию «орфографическая зоркость» – «это способность обнаруживать орфограммы, то есть умение ставить орфографические задачи» [20, c. 39].

М.Ф. Гнездилов отмечает: «Орфографическая зоркость – это способность учащихся применять целенаправленно опознавательный процесс для выявления и последующей классификации орфограмм в результате оценки их признаков на основе последовательной фиксации» [9, c. 70].

По мнению М.Р. Львова, способность обнаруживать орфограммы является важнейшим орфографическим умением [19].

Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от развитости у школьника способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам.

Обучение орфографии в период обучения грамоте носит по преимуществу пропедевтический характер: учащиеся практическим путём получают необходимые сведения о звуках речи: гласных (ударных и безударных) и согласных (твёрдых/мягких, звонких/глухих). Особенность орфографической пропедевтики состоит в том, чтобы не сообщить какие-то упрощённые, неточные правила, а в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учеников, в то же время, не перегружая их заучиванием правил и других сведений [19].

Как пишет М.Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов» [19, с.32].

В «Прописях» по программе Л.В. Занкова система работы по развитию орфографической зоркости первоклассников разделена на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперёд.

Орфография в начальных классах как система правил состоит из четырёх разделов:

1) правила передачи фонем буквами в составе слов;

2) правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв;

3) правила переноса слов из одной строки в другую;

4) правила о слитных и раздельных написаниях слов.

Каждый из этих разделов покоится на определенных принципах.

Прежде всего, учителю, конечно, нужно знать саму науку, уметь сопоставлять различные точки зрения и выбирать из их числа такую, которая в большей степени отвечает его собственным взглядам. Главное же – не смешивать различные фонемные теории, на которых основывается современная теория орфографии.

Л.А. Фролова считает, что главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи [26].

Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить её, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографических навыков [28].

Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть фото Что такое орфографическая зоркость определение. Смотреть картинку Что такое орфографическая зоркость определение. Картинка про Что такое орфографическая зоркость определение. Фото Что такое орфографическая зоркость определение

Таким образом, с самых первых дней пребывания ребёнка в школе учителю нужно ставить перед собой задачу – научить детей осознавать наличие орфограмм в слове.

М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить ее решение [19, с.34].

Обнаружение орфограмм облегчают их опознавательные признаки:

Первый опознавательный признак – несовпадение звука и буквы, произношения и написания. Например: при написании слова сад в конце слова он отчетливо слышит звук (т). Это несовпадение обнаруживается только тогда, когда ученик не только слышит слово, но и видит (или знает) букву. Поэтому, первый опознавательный признак неприменим в самостоятельном письме. Но он эффективен в процессе тренировок, входе анализа написанного текста, комментирования.

Второй опознавательный – это звуки и сочетания звуков, которые дают наибольшее количество несовпадений с буквами, следовательно, создают опасность ошибки. Постепенно у детей вырабатываются автоматизированные реакции на эти звуки, сочетания, и это становится основой орфографической зоркости,

Третьим опознавательным признаком является позиция слитно/раздельно, предлог\приставка, окончания слов (падежные, личные), шипящие в абсолютном конце слов, стыки морфем, особенно приставки и корня. Объектом внимания становятся морфемы – приставки, корни, окончания, интерфиксы (соединительные гласные в сложных словах), постфикс – ся (-сь) у глаголов. Эти признаки носят общий характер, но существуют и частные признаки, обслуживающие определенное, правило, определенный тип орфограммы.

Н.Н. Алгазина считает, что для успешного развития орфографической зоркости необходимо уже в младших классах выделять наиболее общие признаки орфограмм [2].

Умение ставить орфографические задачи, как и другие орфографические умения, может формироваться стихийно и целенаправленно.

Выделяют два пути решения данной проблемы:

1. Орфографическая зоркость развивается на интуитивной основе;

2. Умение обнаружить орфограмму развивается на теоретической основе в результате целенаправленных упражнений, выполняя которые учащиеся обращают внимание на фонетические условия (позицию).

Программа начальной школы предлагает второй путь решения данной проблемы, то есть систему работы по формированию данного умения.

– Первый класс. Период обучения грамоте очень ответственный этап для формирования орфографического навыка.

В соответствии с программой пропедевтическая работа по орфографии начинается с подготовительного этапа. На данном этапе идет развитие фонематического слуха как основы для развития орфографической зоркости, так как только при достаточном развитии умения слышать звучащее слово возможно оперирование признаками орфограмм [1].

На основном этапе (буквенном) обучения грамоте важно создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать несоответствие между звучащим и написанным словом. Наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, а сколько, наоборот – от звука к букве.

По мнению, П.С. Жедека эффективность возрастет, если учащиеся получат представление о сильной и слабой позиции звука, так как позиция звука определяет характер его отношения с буквой: однозначный – для сильных позиций и неоднозначный – для слабых. В сильной позиции звук совпадает с буквой. Например, пло (д) ы, в (о) л, в (а) л и т.п. В слабой позиции возможно несовпадение с буквой. Например, пло (т), но плот и плод [13].

Когда учащиеся убеждаются, что в некоторых местах слов возможны не все, а только определенные звуки (например, без ударения не бывает звуков (о) и (э), на конце слов не произносятся парные звонкие согласные звуки), они практически наблюдают различие между сильной и слабой позициями. Например, наблюдая над произношением слов оса, осы, учащиеся устанавливают, что в слове оса безударный гласный звук (а), а в слове осы ударный гласный звук (о), но оба звука обозначены буквой о. Учитель обобщает – безударный гласный звук может не совпадать с буквой.

Для формирования полноценных орфографических обобщений необходимо наблюдать в обратном направлении. Сделать это можно на паре слов носи и насос. После наблюдения над произношением этих слов делается вывод о том, что совпадает произношение первого слога (на) си, (на) сое [1].

После прочтения этих слов устанавливается расхождение в обозначении гласных звуков буквами: в слове носи – буквой о, а в слове насос – буквой а. Далее устанавливается причина расхождения – в слове носи звук (а) безударный (слабая позиция), а в слове насос ударный (сильная позиция). То есть, звук (а) может быть обозначен, в зависимости от позиции, буквой, а или буквой о. Эти наблюдения становятся основанием считать букву любого безударного гласного звука в слове «опасным местом». Аналогичные наблюдения ведутся и над обозначением парных согласных звуков [6].

Во втором классе идет дальнейшее формирование осознанных умений находить орфограммы. Учащиеся узнают способы решения орфографических задач (правописание безударных гласных и «сомнительных» согласных).

Ученики знакомятся с наиболее общими признаками орфограмм гласных и согласных и учатся по этим признакам находить орфограммы.

Иначе говоря, первый и второй класс – это период активного становления орфографической зоркости.

Третий – четвертый класс. С момента, когда слово предстает перед учащимися как имеющее определенный морфемный состав, характеристика орфограммы дополняется указанием на часть слова, в которой она находится: орфограмма корня, приставки и др. Причем конкретизация понятия орфограммы происходит как в связи с накоплением знаний по морфемике и грамматике, так и по мере изучения орфографических правил, то есть с развитием умения решать орфографические задачи [6].

По мнению П.С. Жедека главным условием развития орфографической зоркости будет выступать правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме (независимо от того, вводится ли данный термин) целенаправленно, в определенной системе [13, с.143].

Таким образом, развитие орфографической зоркости в период обучения грамоте связано с развитием фонетического слуха, наблюдением над соотношением звуков и букв в разных позициях (от звука к букве и наоборот) и обучению двум видам чтения – орфографическому и орфоэпическому. Содержательный анализ понятия «орфограмма» на начальном этапе обучения языку позволяет и в дальнейшем постоянно углублять, и расширять знания учащихся о трудных для написания местах, то есть формировать орфографическую зоркость.

Выводы по главе 1

Полученные результаты в рамках написания первой главы данной курсовой работы позволили сформулировать следующие выводы.

Во специальной (коррекционной) школе общие задачи обучения и воспитания решаются в сочетании со специальными, в число которых входит и коррекция нарушений орфографического навыка письма умственно отсталых учащихся. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Предполагается развитие у детей навыков фонетически правильного письма и формирование навыка письма по правилу. Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения большого количества операций. Все эти операции с трудом даются умственно отсталому ребенку.

Орфографическая зоркость – это способность обнаруживать орфограммы, то есть умение ставить орфографические задачи. Главным условием развития орфографической зоркости является правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *