Что такое орфографический пунктуационный практикум

Практикум по орфографии и пунктуации

Практикум по орфографии и пунктуации для 8-9 классов

Работая над карточками, учащиеся вспомнят правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных, правописание н и нн в разных частых речи, правописание глаголов; закрепят навык расстановки знаков препинания в предложения с причастными и деепричастными оборотами, вводными словами и т.д.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Расставьте знаки препинания. Подчеркните причастные и деепричастные обороты как члены предложения.

1. Теперь посмотр…м что делает оставшись одна красавица дочка. 2. Оксана знала и слышала всё что про неё г…ворили и была капризна как красав…ца. 3. Поужинав козаки л…жились спать пустивши по траве спута…ых коней своих.4. Солоха кланялась каждому и каждый думал что она кланя…тся ему одному. 5. Зажмурив глаза дёрнул он за ст…белёк и цветок остался в его руках. 6. Кроме блюд и соусников на столе стояло множество горшочков с замаза…ыми крышками чтобы не могло выдохнут…ся какое(нибудь) а…етитное изделие стари…ой кухни.7. Со всех сторон из травы уже стал под…маться густой храп спящ…го воинства на который отзывались с поля звонким ржаньем жеребцы (не)годующие на свои спута…ые ноги. 8. Есть в Петербурге сильный враг всех получающих четырест… рублей в год жалованья или около того. 9. С досадой закусив губы вышел он из кондитерской и решился не гл…деть (ни)(на)кого и н…кому не улыбат…ся. 10. Андрий едва двигался в тёмном и у…ком земл…ном коридоре следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Расставьте знаки препинания. Подчеркните причастные и деепричастные обороты как члены предложения.

1. Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа п…чально гл…дела сидя на лавке. 2. Четыре дня бились и боролись козаки отб…ваясь кирпичами и каменьями. 3. Он пош…л назад и ост…новился с минуту под коло…адою тщательно смотря во все стороны. 4. А Петрович по уходе его ещё долго стоял значительно сжав губы и не прин…маясь за работу будучи доволен что и себя не ур…нил да и портного иску…тва тоже не выдал. 5. Воздушная лес…ница с бл…стящими п…рилами надуше…ая ароматами неслась (в)верх. 6. Уже вид…л Чуб мысле…о стоявшую на столе варенуху. 7. Обернувшись он заметил человека (не)большого роста в старом понош…нном вицмундире и не без ужаса узнал в нём Акакия Акакиевича. 8. Долго стояла Оксана раздумывая о стра…ых речах кузнеца. 9. Ковалёв соверше…о см…шался не зная что делать и что даже подумать.10. В каждой комнате была огромная печ… зан…мавшая почти третью часть его.

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по предпрофильной подготовке «Орфографический и пунктуационный практикум»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фёдоровская средняя общеобразовательная школа №1»

факультативного курса по предпрофильной подготовке

«Орфографический и пунктуационный практикум»

Учитель: Фокейчева Елена Александровна , учитель рус. языка и литературы, I кв. кат.

Количество часов по плану: 35 часов. Количество часов в неделю: 1 час.

Программа составлена на основе

Обязательного минимуму содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

-Русский язык. Тематический контроль под ред.И.П.Цыбулько / М.2015

— ГИА 2010 Русский язык. Сборник заданий. С.И.Львова / М. 2009

г.п. Фёдоровский, 2015 г.

Рабочая программа состоит из 5 разделов.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ОГЭ.

Общая характеристика учебного предмета

В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводится выпускной экзамен

в 9 классе в новой форме. Государственная (итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.

Содержание факультативного курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Цели и задачи обучения

1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических и пунктуационных навыков.

2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.

3.Умение находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические и пунктуационные задачи.

6.Развитие коммуникативно-речевой культуры;

7. Расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся.

Предполагаемые формы обучения

— практические занятия групповые и индивидуальные

— самостоятельная работа с вариантами

— работа с теоретическим материалом

— творческая работа над сжатым изложением

— творческая работа над сочинением- рассуждением

Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях на основе изученных правил;

ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и вставных конструкциях, наконец, ставить тире между подлежащим и сказуемым;

повысить орфографические и пунктуационные навыки;

приобрести опыт проведения первых научных исследований;

выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;

создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;

создавать работы реферативного характера на филологические темы.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Работа по овладению пунктуационными нормами и правилами должна строиться с учетом основных принципов русской пунктуации: интонационного, смыслового, структурного (формального). Принципы эти специально не изучаются в 8 классе, однако последовательно учитываются при формулировке правил и в комментариях к ним. Выполняя те или иные задания, объясняя постановку знаков препинания, учащиеся должны понимать, что отражает употребление каждого знака (смысловое членение речи, ее структурное членение, наконец, ее ритмико-интонационное строение). Необходимо обратить особое внимание учеников на то, что современная русская пунктуация не ограничивается только одним принципом, а опирается на их взаимодействие: и на структуру предложения (текста), и на его смысл, и на его интонационные особенности

Актуальность выбора данного факультативного курса обусловлена тем, что в программе по русскому языку в основном рассматриваются базовые правила постановки знаков препинания, а употребление факультативных знаков препинания, особых случаев постановки их в простом предложении, трудностей русской орфографии, к сожалению, часто остаются за рамками урока, потому программа данного курса предусматривает больше внимания уделять семантическому аспекту синтаксиса, единству значения, формы и функции языковых единиц, взаимодействию различных средств языка в речи, сфере их использования, роли в языковом общении.

Источник

Рабочая программа курса Орфографический и пунктуационный практикум 8-9 клас

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Депутатская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

учителей гуманитарного цикла

__________________ Крутикова Е.Г..

зам. директора по НМР

_________________ Местников П.П.

Рабочая программа курса

«Орфографический и пунктуационный практикум»

(2 года обучения: 8 и 9 классы)

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МЕСТО КУРСА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ ПРАКТИКУМ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Данная рабочая программа предусматривает изучение курса с расчетом на 70 часов (1 час в неделю), из которых 35 ч. – в 8 классе, 35 ч. – в 9 классе. Часы выделены из школьного компонента для расширения и углубления знаний учащихся по предмету «Русский язык».

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по системе «зачёт – незачёт» в соответствии с нормативными документами.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.

2. Л.А. Жердева. Русский язык в средней школе. Карточки – задания. Сибирское университетское издательство, 2009.

1 Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий».

Образовательные электронные ресурсы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, гордость за него

Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

1)Владение всеми видами речевой деятельности

аудирование и чтение:

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать в устной и письменной речи

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм русского языка; соблюдение основных принципов орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных тем аргументации

2)Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

3)Взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания и т.д. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования

использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка (использование выразительных средств, фразеологических оборотов)

расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях, осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики

формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, фонетическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими)

Учащиеся должны знать определения основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Три типа написания гласных в корне слова:

— безударные гласные, проверяемые ударением,

— безударные гласные, непроверяемые ударением,

— чередующиеся гласные в корне слове, написание которых зависит от каких-либо условий (4 условия выбора)

— традиционное написание приставок (гласные и согласные в приставках),

— написание приставок на З – С (условие выбора написания З или С),

— написание приставок ПРЕ – ПРИ (условия выбора гласной в приставках, написание слов с невыясненным значением, написание омонимичных слов, где выбор гласных зависит от лексического значения слова),

— написание приставок НЕ и НИ (условие выбора гласной в приставке)

Написание суффиксов в словах разных частей речи

— написание суффиксов имён существительных и их значение;

— суффиксы прилагательных и условия выбора их написания;

— глагольные суффиксы и способы определения «сложных» суффиксов в глаголах

— написание суффиксов наречий

Написание окончаний в словах разных частей речи

— написание падежных окончаний в именах существительных

— написание окончаний в именах прилагательных и причастиях, а также словах других частей речи, склоняющихся по типу прилагательного

— написание личных окончаний глаголов

Образование и правописание причастий

— образование форм причастий от глаголов

— правописание суффиксов причастий и условия выбора гласных в них

Образование и правописание деепричастий

— образование форм деепричастий от глаголов

— правописание суффиксов деепричастий

— употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов

— написание местоимений и употребление их в речи

— правописание и склонение количественных числительных, употребление в речи собирательных числительных

— правописание и склонение порядковых числительных

Написание согласных в словах разных частей речи

— написание согласных в корнях слов (удвоенные согласные)

— написание удвоенных согласных на стыке морфем (приставка – корень, корень – суффикс)

Написание Н и НН в словах разных частей речи

— Н и НН в отымённых прилагательных, наречиях

— Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях (отличие омонимичных частей речи: кратких прилагательных, кратких причастий, наречий)

Написание НЕ со словами разных частей речи

— написание НЕ с именами существительными, прилагательными, наречиями

— написание НЕ с причастиями

— написание НЕ с глаголами, деепричастиями

Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи

— написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-

— дефисное написание слов с приставкой КОЕ-, суффиксами ТО-, ЛИБО-, НИБУДЬ-.

— дефисное написание наречий

— написание сложных слов, выбор соединительной гласной при слитном написании

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *