Что такое орфографический пунктуационный практикум
Практикум по орфографии и пунктуации
Практикум по орфографии и пунктуации для 8-9 классов
Работая над карточками, учащиеся вспомнят правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных, правописание н и нн в разных частых речи, правописание глаголов; закрепят навык расстановки знаков препинания в предложения с причастными и деепричастными оборотами, вводными словами и т.д.
Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Расставьте знаки препинания. Подчеркните причастные и деепричастные обороты как члены предложения.
1. Теперь посмотр…м что делает оставшись одна красавица дочка. 2. Оксана знала и слышала всё что про неё г…ворили и была капризна как красав…ца. 3. Поужинав козаки л…жились спать пустивши по траве спута…ых коней своих.4. Солоха кланялась каждому и каждый думал что она кланя…тся ему одному. 5. Зажмурив глаза дёрнул он за ст…белёк и цветок остался в его руках. 6. Кроме блюд и соусников на столе стояло множество горшочков с замаза…ыми крышками чтобы не могло выдохнут…ся какое(нибудь) а…етитное изделие стари…ой кухни.7. Со всех сторон из травы уже стал под…маться густой храп спящ…го воинства на который отзывались с поля звонким ржаньем жеребцы (не)годующие на свои спута…ые ноги. 8. Есть в Петербурге сильный враг всех получающих четырест… рублей в год жалованья или около того. 9. С досадой закусив губы вышел он из кондитерской и решился не гл…деть (ни)(на)кого и н…кому не улыбат…ся. 10. Андрий едва двигался в тёмном и у…ком земл…ном коридоре следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.
Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Расставьте знаки препинания. Подчеркните причастные и деепричастные обороты как члены предложения.
1. Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа п…чально гл…дела сидя на лавке. 2. Четыре дня бились и боролись козаки отб…ваясь кирпичами и каменьями. 3. Он пош…л назад и ост…новился с минуту под коло…адою тщательно смотря во все стороны. 4. А Петрович по уходе его ещё долго стоял значительно сжав губы и не прин…маясь за работу будучи доволен что и себя не ур…нил да и портного иску…тва тоже не выдал. 5. Воздушная лес…ница с бл…стящими п…рилами надуше…ая ароматами неслась (в)верх. 6. Уже вид…л Чуб мысле…о стоявшую на столе варенуху. 7. Обернувшись он заметил человека (не)большого роста в старом понош…нном вицмундире и не без ужаса узнал в нём Акакия Акакиевича. 8. Долго стояла Оксана раздумывая о стра…ых речах кузнеца. 9. Ковалёв соверше…о см…шался не зная что делать и что даже подумать.10. В каждой комнате была огромная печ… зан…мавшая почти третью часть его.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по предпрофильной подготовке «Орфографический и пунктуационный практикум»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фёдоровская средняя общеобразовательная школа №1»
факультативного курса по предпрофильной подготовке
«Орфографический и пунктуационный практикум»
Учитель: Фокейчева Елена Александровна , учитель рус. языка и литературы, I кв. кат.
Количество часов по плану: 35 часов. Количество часов в неделю: 1 час.
Программа составлена на основе
— Обязательного минимуму содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
-Русский язык. Тематический контроль под ред.И.П.Цыбулько / М.2015
— ГИА 2010 Русский язык. Сборник заданий. С.И.Львова / М. 2009
г.п. Фёдоровский, 2015 г.
Рабочая программа состоит из 5 разделов.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ОГЭ.
Общая характеристика учебного предмета
В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводится выпускной экзамен
в 9 классе в новой форме. Государственная (итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.
Содержание факультативного курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Цели и задачи обучения
1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических и пунктуационных навыков.
2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.
3.Умение находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические и пунктуационные задачи.
6.Развитие коммуникативно-речевой культуры;
7. Расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся.
Предполагаемые формы обучения
— практические занятия групповые и индивидуальные
— самостоятельная работа с вариантами
— работа с теоретическим материалом
— творческая работа над сжатым изложением
— творческая работа над сочинением- рассуждением
Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях на основе изученных правил;
ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и вставных конструкциях, наконец, ставить тире между подлежащим и сказуемым;
повысить орфографические и пунктуационные навыки;
приобрести опыт проведения первых научных исследований;
выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;
создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;
создавать работы реферативного характера на филологические темы.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Работа по овладению пунктуационными нормами и правилами должна строиться с учетом основных принципов русской пунктуации: интонационного, смыслового, структурного (формального). Принципы эти специально не изучаются в 8 классе, однако последовательно учитываются при формулировке правил и в комментариях к ним. Выполняя те или иные задания, объясняя постановку знаков препинания, учащиеся должны понимать, что отражает употребление каждого знака (смысловое членение речи, ее структурное членение, наконец, ее ритмико-интонационное строение). Необходимо обратить особое внимание учеников на то, что современная русская пунктуация не ограничивается только одним принципом, а опирается на их взаимодействие: и на структуру предложения (текста), и на его смысл, и на его интонационные особенности
Актуальность выбора данного факультативного курса обусловлена тем, что в программе по русскому языку в основном рассматриваются базовые правила постановки знаков препинания, а употребление факультативных знаков препинания, особых случаев постановки их в простом предложении, трудностей русской орфографии, к сожалению, часто остаются за рамками урока, потому программа данного курса предусматривает больше внимания уделять семантическому аспекту синтаксиса, единству значения, формы и функции языковых единиц, взаимодействию различных средств языка в речи, сфере их использования, роли в языковом общении.
Рабочая программа курса Орфографический и пунктуационный практикум 8-9 клас
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Депутатская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
учителей гуманитарного цикла
__________________ Крутикова Е.Г..
зам. директора по НМР
_________________ Местников П.П.
Рабочая программа курса
«Орфографический и пунктуационный практикум»
(2 года обучения: 8 и 9 классы)
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МЕСТО КУРСА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ ПРАКТИКУМ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Данная рабочая программа предусматривает изучение курса с расчетом на 70 часов (1 час в неделю), из которых 35 ч. – в 8 классе, 35 ч. – в 9 классе. Часы выделены из школьного компонента для расширения и углубления знаний учащихся по предмету «Русский язык».
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по системе «зачёт – незачёт» в соответствии с нормативными документами.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
2. Л.А. Жердева. Русский язык в средней школе. Карточки – задания. Сибирское университетское издательство, 2009.
1 Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий».
Образовательные электронные ресурсы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, гордость за него
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
1)Владение всеми видами речевой деятельности
аудирование и чтение:
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать в устной и письменной речи
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм русского языка; соблюдение основных принципов орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных тем аргументации
2)Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
3)Взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания и т.д. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка (использование выразительных средств, фразеологических оборотов)
расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях, осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики
формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения
овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, фонетическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими)
Учащиеся должны знать определения основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Три типа написания гласных в корне слова:
— безударные гласные, проверяемые ударением,
— безударные гласные, непроверяемые ударением,
— чередующиеся гласные в корне слове, написание которых зависит от каких-либо условий (4 условия выбора)
— традиционное написание приставок (гласные и согласные в приставках),
— написание приставок на З – С (условие выбора написания З или С),
— написание приставок ПРЕ – ПРИ (условия выбора гласной в приставках, написание слов с невыясненным значением, написание омонимичных слов, где выбор гласных зависит от лексического значения слова),
— написание приставок НЕ и НИ (условие выбора гласной в приставке)
Написание суффиксов в словах разных частей речи
— написание суффиксов имён существительных и их значение;
— суффиксы прилагательных и условия выбора их написания;
— глагольные суффиксы и способы определения «сложных» суффиксов в глаголах
— написание суффиксов наречий
Написание окончаний в словах разных частей речи
— написание падежных окончаний в именах существительных
— написание окончаний в именах прилагательных и причастиях, а также словах других частей речи, склоняющихся по типу прилагательного
— написание личных окончаний глаголов
Образование и правописание причастий
— образование форм причастий от глаголов
— правописание суффиксов причастий и условия выбора гласных в них
Образование и правописание деепричастий
— образование форм деепричастий от глаголов
— правописание суффиксов деепричастий
— употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов
— написание местоимений и употребление их в речи
— правописание и склонение количественных числительных, употребление в речи собирательных числительных
— правописание и склонение порядковых числительных
Написание согласных в словах разных частей речи
— написание согласных в корнях слов (удвоенные согласные)
— написание удвоенных согласных на стыке морфем (приставка – корень, корень – суффикс)
Написание Н и НН в словах разных частей речи
— Н и НН в отымённых прилагательных, наречиях
— Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях (отличие омонимичных частей речи: кратких прилагательных, кратких причастий, наречий)
Написание НЕ со словами разных частей речи
— написание НЕ с именами существительными, прилагательными, наречиями
— написание НЕ с причастиями
— написание НЕ с глаголами, деепричастиями
Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи
— написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
— дефисное написание слов с приставкой КОЕ-, суффиксами ТО-, ЛИБО-, НИБУДЬ-.
— дефисное написание наречий
— написание сложных слов, выбор соединительной гласной при слитном написании