Что такое орфограмма слабой позиции
Способы проверки орфограмм в слабой позиции. Развитие речи
Организация класса. Приветствие детей и гостей.
Учитель: Сегодня на уроке нам появилась возможность на гостей посмотреть и себя на уроке показать.
Знакомство с темой, целями, планом урока (схема).
Закрепим умение определять орфограммы в словах;
Как?- определим способы проверки орфограмм;
Учитель: Давайте повторим, какие орфограммы скрываются под числами 1, 2, 3,? (на карточках).
Дети: №1 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по сильной позиции;
№2 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по словарю;
№3 – орфограммы на какое-нибудь изученное правило.
Развитие умения определять орфограммы.
Словарная работа (работа по 1 пункту плана урока).
Учитель: Прослушайте слова, определите общую орфограмму.
Дети: Гласные в слабой позиции, которые можно проверить по словарю (№2).
Учитель: Запишите слова с проговариванием вслух: девочка, медведь, ребята, деревня, товарищ, коньки, береза, облако.
Дети: (2 ученика) работают по словарю со словом – облако (правописание).
Учитель: Я утверждаю, что все эти слова – предметы… Почему?
Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 2 группы?
Дети: На одушевленные и неодушевленные.
Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 3 группы?
Упражнения в определении орфограмм.
Дети: (читают слова, объясняют орфограммы).
Учитель: (чтение звуковой записи [з’ и м а]). Назовите следующее время года.
Учитель: (чтение звуковой записи [в’ и с н а]).
Дети: (работают со словарями, определяют правописание).
Совершенствование умения проверки орфограмм слабых позиций.
Учитель: Переходим ко 2 пункту нашего плана. Как он звучит?
Дети: Будем учиться, как проверять орфограммы.
Учитель: Необходимо составить порядок рассуждения.
Учитель: (в ходе работы ученики пользуются уже ранее составленной в период изучения темы опорной таблицей – на столе по 1 схеме (приложение 1)).
Дети: (объясняют устно способ проверки орфограмм по сильной позиции). х(а,о)лодная, в(и,е)сёлые, руч(е,и)йки, сн(е,и)говик, поб(е,и)жали, т(е,и)кут, моро(з,с), м(и,е)тели, пт(е,и)нцы, з(и,е)мовать, доро(ж,ш)ки.
Учитель: Надо сгруппировать слова в 2 столбика и записать по 3 слова о каждом времени года:
Развитие речи. Творческая работа.
Учитель: Завершили работу над 1 и 2 пунктами плана. Впереди – задание от Снеговика – сюрприз, но чтобы его получить надо выполнить 3 задания. 1 задание – из каких частей состоит слово снеговик?
Дети: (разбор по составу).
Учитель: От какого слова произошел?
Дети: От слова снег, при помощи суффиксов.
Учитель: Что такое снег? (Вспомнить из изученного на уроках “Окружающий мир”).
Дети: Вода в твёрдом состоянии. Лёд и снег.
Учитель: Образуйте от данных слов слова, обозначающие признаки и действия.
Дети: (устно образовывают слова).
Учитель: Выполнив 3 задания, вы получаете сюрприз от Снеговика – снежинки, на которых будете писать сочинение “Прощай, Зимушка-Зима!”. Почему Снеговик предложил такую тему?
Дети: Заканчивается зима, скоро придет весна.
Учитель: Снеговик приготовил вам ещё подсказки, чтобы сочинение получилось красивым, интересным (раздаёт карточки с предложениями каждому ученику).
Лес просыпается после длинного зимнего сна. |
Деревья и кусты освободились от снежного плена. |
В весеннюю пору оживает каждое дерево. |
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. |
На снежных полянах рыжие пятна-проталины. |
Вся природа ожила и засверкала. |
Высоким и голубым стало небо. |
С каждым днём солнце выше поднимается на небе. |
Выглянуло ясное солнышко и улыбнулось всем. |
Весеннее солнце льёт на землю свет и тепло. |
Огромный медведь заворочался с боку на бок в теплой берлоге. |
Яркое солнце рушит последние снежные крепости. |
Кончилось долгое зимнее ненастье. |
Спешат домой птицы из дальней зимовки. |
Наступили светлые весенние дни. |
Лучи солнца съедают последний снег. |
Солнечные зайчики весело бегают по полянке. |
Всё кругом ожило и засверкало. |
Дети: (расставляют ударение в словах, готовят выразительное чтение).
Учитель: (открывает иллюстрации с зимними и весенними пейзажами). Прочитайте выразительно классу предложения с карточек. Просмотрите внимательно ещё раз иллюстрации и послушайте несколько строчек из стихотворений разных поэтов.
Уходи, Зима седая! | Весна, весна кругом живёт и дышит, | |||||||||||||||||
Уж красавицы Весны | Весна, весна шумит со всех сторон!. М. Исаковский | |||||||||||||||||
Колесница золотая | ||||||||||||||||||
Мчится с горной вышины! | ||||||||||||||||||
А. Майков
|
Учитель: При написании сочинения используйте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке, предложения-подсказки от Снеговика и свою фантазию. Обратите внимание на составные части текста (вступление, основная часть, заключение).
Учитель: Почему сегодня мы так много говорим об этих временах года.
Дети: Заканчивается одно время – зима, скоро начнётся другое – весна.
Учитель: (Кратко о народной традиции проводов зимы и встречи весны, о праздновании Масленицы, о солнце – символе жизни, радости, богатого урожая. Угощение блинами и пожелание добра, радости и богатого урожая (в знаниях)). На уроке чтения продолжается работа по составлению текста и написанию сочинения.
Урок русского языка во 2-м классе «Орфограммы слабых позиций» (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
1. Уточнение выводов предыдущего урока
Цель: Восстановить в памяти учащихся выводы предыдущего урока о слабых и сильных позициях гласных звуков, об основаниях для их разграничения, об обозначении буквами звуков в слабых позициях.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Беседа – Что нового о гласных звуках вы узнали на предыдущем уроке? – Какие же позиции гласных звуков вы обнаружили? Какие звуки встречаются в сильной позиции? Какие – в слабой позиции? – Чем отличаются звуки в этих позициях? – Давайте эти различия укажем на схеме Вывод: Вы совершенно правы: в слабой позиции два или несколько звуков заменяются одним. – Проверьте, все ли безударные звуки находятся в слабой позиции, т.е. все ли безударные гласные звуки заменяют несколько ударных. – Внесем изменения в схему. – На какой вопрос мы смогли ответить на прошлом уроке? – В какой позиции, слабой или сильной, находится этот гласный звук? – Вспомним, какими именно буквами обозначали звуки в слабых позициях? – А если один и тот же звук на письме обозначается разными буквами, можно ли обозначать его буквой по слуху? – А как называются такие места в буквенной записи, которые по слуху точно не напишешь? – Нужно ли вам уметь определять позицию гласного звука, который вы обозначаете буквой? – Тогда давайте потренируемся это делать. |
2/ Слабые и сильные позиции звуков. Игра “Королевство гласных звуков”
Цель: В игровой форме повторить не только признаки позиций гласных звуков, но и основания для выделения сильных и слабых позиций звуков.
– Хотите оказаться в сказке? – Прекрасно! Наша сказка называется “Королевство гласных звуков”. – Запомните “волшебные” звуки, которые произнесете по моей команде: [э], [о]. Приготовьтесь. Закройте глаза, произнесите эти звуки и подумайте, почему именно эти звуки “волшебные” (В это время вывожу двух девочек к доске и надеваю заранее приготовленные короны) – Произнесите “волшебные” звуки, откройте глаза. – Вы уже в королевстве гласных звуков. Здесь правят всеми гласными звуками королева и принцесса. Догадайтесь, где королева, где принцесса. Какими звуками правит каждая из них? – Королева и принцесса собирают своих подданных на бал. И в том и в другом дворце идут приготовления. Теперь все зависит от гласных звуков: бал состоится, если гласные звуки правильно определят, чьими подданными они являются. (Раздаю карточки со звуками [á], [ó], [ý], [ú], [ы], [ý] – под ударением, [а], [о], [э], [и], [ы], [у] – без ударения, желающим быть гласными звуками). Задача остальных : проследить, чтобы во дворец не проникли “чужаки”. Предупредите об этом королеву или принцессу вставанием. – Кто из звуков представится первым? (Когда все звуки нашли своих правителей, кроме изгнанных “чужаков” [э], [о], обратим внимание на количество подданных королевы и принцессы / ) – Сколько звуков пришло во дворец королевы? – А во дворец принцессы? – Королева – звуками в сильной позиции, принцесса – в слабой позиции. – Я звук [á]. Пойду во дворец к королеве, т.к. я ударный звук. – Я звук [э]. Отправлюсь во дворец принцессы, потому что я в слабой позиции. (Принцесса может сама отказаться принять этот звук, т.к. без ударения в русских словах нет звука [э]. Указать на “чужака может и любой из учащихся”) – Под ударением возможны любые гласные звуки, без ударения встречаются не все гласные звуки, несколько звуков заменяются одним. |
Физминутка. Бал состоялся. Несколько минут веселой музыки и подвижных танцев.
Цель: создать такую ситуацию, при которой учащиеся убедили бы в необходимости особой записи слов с орфограммами слабых позиций..
– На прошлом уроке вы записывали слова с орфограммами слабых позиций. Как вам удалось определить единственно верную букву на месте орфограмм слабых позиций? – Как вы думаете, сможете и сегодня безошибочно написать слово “каравай”? Проверим, сможете или нет. – Кто слышал слово “каравай”? Что называют этим словом? – Вспомним песенку-игру “Каравай-каравай”. – Запишите слово “каравай” буквами – Кто прав? Чья запись верна? Ведь только один вариант верный. А почему же все одинаково написали третий гласный звук? – А в какой позиции находятся два первых гласных звука в этом слове? – А можно ли звук в слабой позиции обозначать буквой по слуху? – Знаете ли сильную позицию для этих орфограмм? – Как же записать слово, чтобы не допустить ошибок? Кто придумает такую запись? – Все молодцы! Придумали много удачных способов безошибочной записи слова с орфограммами слабых позиций. А Сам Самыч предложил такие орфограммы пропускать. – Нравится такая запись? Конечно, непривычна! Зато позволяет избежать ошибок. – Запишите слово буквами. – Прочитайте следующее слово: – Запишите его буквами с пропуском орфограмм слабых позиций. – С чего начнете? | – Помог закон письма, по которому в одном слове и звук в сильной позиции, и звук в слабой позиции обозначают одной буквой. – Большой круглый хлеб. На доске появляется запись: – Звук [а] ударный, в сильной позиции, обозначается буквой по слуху. Опознавательные признаки орфограммОпознавательные признаки орфограмм по слабыми сильным позициям Тип буквенных орфограмм Опознавательный признак – примета, сигнал к тому, что требуется применить правило. Таким сигналом может быть безударный гласный или ударный после шипящего. В слабой позиции звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове (парный согласный по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, стечение согласных). Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные) Тема: Орфограммы слабых позиций и способы их проверкиМОУ МСОШ №3 2 А класс Тип урока. Решение частных задач ( Урок решения конкретно-практических задач) Тема: Орфограммы слабых позиций и способы их проверки. Формирование у учащихся навыка по обнаружению у гласных и согласных звуков сильных и слабых позиций и отработка способов проверки орфограмм слабых позиций 1. Овладение учебными действиями с языковой единицей и умение использовать знания для решения познавательных задач Зафиксировать способ проверки слабых позиций в модели 2. Осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы Развивать коммуникативные умения (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга) 3. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса, чувство коллективного сопереживания и сотрудничества 1.Создание учебной ситуации Видеофрагмент сказки “Двенадцать месяцев” (Маё виличество). Почему так получилось? Какой закон письма не знает её величество? 2. Анализ условий. Подведение учащихся к постановке учебной задачи. Давайте поможем её величеству. 2.1. Организация работы групп. — обсуждение с детьми способов распределения обязанностей, соблюдения норм сотрудничества — конструирование положительных образцов — фиксирование результатов работы чётко и аккуратно 2.2. Групповой диалог. Сегодня на уроке русского языка мы сведём воедино всё, что нам известно об орфограммах слабых позиций и об их обозначении на письме. Обсудите и сформулируйте вопросы, на которые нужно ответить на уроке. Например, могут быть сформулированы следующие вопросы: Что такое орфограмма? Всегда ли чередующиеся звуки обозначаются одной и той же буквой? Какими способами можно проверять орфограммы? В какой части слова ты можешь проверить орфограмму слабой позиции? 3. Решение частных конкретно-практических задач. 3.1. Над каждой орфограммой цифрой укажите способ проверки. Орфограммы проверяйте устно. Если орфограмму проверить не удалось, пропустите её. 3.2. Какими способами можно проверять орфограммы? Ответ на данный вопрос зафиксируйте в схеме. Как проверять орфограммы слабой позиции по сильной позиции по словарю по правилу
Тогда правильно написать слово можно только в том случае, если запомнил орфограмму. Вы уже проверяли по словарю орфограммы во многих словах. А помните ли вы их? Проверьте себя. Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях № 2. 3.4. Петя записал предложение У письма свои с_креты. Перечитал написанное и вздохнул: — В самом деле, у письма так много секретов. А я их не знаю. А так хочется писать без дырок. Но как правильно: сикрет или секрет? Я этого не знаю. — Разве в книге найдёшь нужное слово? Их там так много! Петя раскрыл словарь и стал читать: — Абажур, абрикос, авария… Но это совсем другие слова. А где мне найти секрет? — Для этого нужно знать другой секрет. Секрет словаря! — А вы знаете этот секрет? 4. Рефлексивно-оценочный этап. 4.1. Некоторые слова в данном тексте напечатаны с ошибками. Найдите в словах орфограммы и устно проверьте их. Дневная жара сминилась начной прохладой. В окнах дамов зажглись первые огоньки. Длинные тени деревьев ложились на пыльную дарогу. Белые причудливые аблака виднелись на горизонте. Витирок потехоньку отгонял их от деревни. -Готова ли группа представить результат? — Каждый ли может доложить? 1. Поставь отметки на оценочных шкалах: 1) Оцени, насколько интересной показалась тебе работа на уроке. 2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания. 3) Оцени, насколько ты оказался полезен своей группе при работе на уроке. 4) Оцени, насколько дружно работала твоя группа. 5)Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? Скачут, скачут во лесочке Зайцы – серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки. Прыг – скок, прыг – скок – Встал зайчонок на пенёк. Прыжки вперёд – назад. Всех построил по порядку, стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. Два! Руками машут вместе. Три! Присели, дружно встали. Все за ушком почесали. На четыре потянулись. Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали как отряд. Орфограмма – это место в буквенной записи, которое по слуху точно не обозначить. Чередующиеся звуки не всегда обозначаются одной буквой: одной буквой обозначаются только позиционно чередующиеся звуки. Методы обучения: 1. Наглядный метод обучения: использование информационных компьютерных таблиц, опорных схем, словарей. 2. Поисковый метод (самостоятельная работа учащихся, направленная на выполнение дидактической цели) под руководством учителя. 3. Исследовательский метод (работа по толковому словарю ). 4. Проблемный метод (обсуждение вопросов и языковых ситуаций учащихся). Формы обучения: коллективная, групповая, парами, индивидуальная. Урок русского языка МОУ МСОШ №3 2 А класс Тип урока. Решение частных задач (Урок решения конкретно-практических задач) Тема: Орфограммы слабых позиций и способы их проверки. Формирование у учащихся навыка по обнаружению у гласных и согласных звуков сильных и слабых позиций и отработка способов проверки орфограмм слабых позиций 1. Овладение учебными действиями с языковой единицей и умение использовать знания для решения познавательных задач Зафиксировать способ проверки слабых позиций в модели 2. Осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы Развивать коммуникативные умения (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга) 3. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса, чувство коллективного сопереживания и сотрудничества 1.Создание учебной ситуации Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку. — Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. — Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку. Он обещал. — Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима? 2. Анализ условий. Подведение учащихся к постановке учебной задачи. Сегодня на уроке русского языка мы сведём воедино всё, что нам известно об орфограммах слабых позиций и о способах их проверки. Сформулируйте вопросы, на которые нужно ответить на уроке. Например, могут быть сформулированы следующие вопросы: Всегда ли позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной и той же буквой? Какими способами можно проверять орфограммы? В какой части слова ты можешь проверить орфограмму слабой позиции? Как проверить орфограммы слабых позиций?Как найти орфограмму и проверить её? Проверяем орфограммы слабых позиций: — безударный гласный (гроза, кормушка), -парный согласный на конце слова (дуб, пригож), — парный согласный перед парным согласным (дубки, ложка), -непроизносимый согласный (местность, властный) Как найти эти орфограммы? -Поставь ударение в слове и подчеркни безударные гласные ( гроза, река). -Проверь, если ли парный на конце слова, подчеркни (гриб, флаг). -Проверь, есть ли парный перед парным, подчеркни (лоЖка, гряДка). -Посмотри, нет ли в слове сочетаний сн, зн, ств, которые помогут понять, что есть орфограмма непроизносимый согласный. Закон письма: СЛАБУЮ ПОЗИЦИЮ ПРОВЕРЯЙ СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ. -Сильная позиция для безударных гласных: измени слово, чтобы безударный гласный стал ударным. -Сильная позиция для парных согласных: измени слово, чтобы после этого согласного стоял бы ГЛАСНЫЙ или СОНОРНЫЙ (л, м, н, р, й) или подбирай родственное слово (кормушка-корм, кормит; дубки – дубочек). -ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ПЕРЕД ПАРНЫМ ПРОВЕРЯЙ С ПОМОЩЬЮ Родительного падежа множественного числа, подставляя слово-помощник НЕТ (гряДка- НЕТ гряДок, лоЖка- НЕТ лоЖек). -ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ПЕРЕД ПАРНЫМ ПРОВЕРЯЙ также с помощью родственного слова (грядка – грядочка, ложка-ложечка). Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Курс повышения квалификации Дистанционное обучение как современный формат преподаванияКурс повышения квалификации Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НООКурс профессиональной переподготовки Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организацииИщем педагогов в команду «Инфоурок» Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:также Вы можете выбрать тип материала: Общая информацияПохожие материалыРабочая программа по русскому языку, 7 классКонспект урока русского языка на тему «Виды предложений по цели высказывания» (3 класс)Конспект урока русского языка на тему «Корни-синонимы» (2 класс)Конспект урока русского языка на тему «Наречие» (4 класс)Конспект урока русского языка на тему «Обобщение знаний об имени прилагательном» (3 класс)Конспект урока русского языка на тему «Простое и сложное предложение» (3 класс)Конспект урока русского языка на тему «Три склонения имен прилагательных» (4 класс)Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 7 классНе нашли то что искали? Воспользуйтесь поиском по нашей базе из Вам будут интересны эти курсы:Оставьте свой комментарийАвторизуйтесь, чтобы задавать вопросы. Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике Время чтения: 1 минута В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного Время чтения: 2 минуты В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду Время чтения: 1 минута Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате Время чтения: 1 минута Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст Время чтения: 1 минута Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год Время чтения: 2 минуты Подарочные сертификатыОтветственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
|